Обзор комикса «DC Universe. Rebirth

  • 21.05.2020

Что-то очень неправильное произошло со вселенной DC. Потусторонняя сила вмешалась в саму структуру мироздания. 10 лет истории вычеркнуто, будто их никогда и не было. Герои Земли вновь стали неопытными новичками, их семейные и дружеские узы ослабли, а их наследие - разрушено. Но не все потеряно. Дух забытого героя вырвался из своего заточения и ищет путь домой. Но есть ли для него место в этом странном новом мире? Сможет ли его возвращение стать катализатором изменений? Сможет ли Вселенная DC переродиться ?

В далеком уже 2011 году издательство DC устроило глобальный перезапуск своей разросшейся комикс-вселенной. New52 был призван омолодить популярных персонажей, уменьшить порог вхождения для новых читателей и расчистить запутанную мифологию для новых авторов и новых историй. Результатом же стал один из самых критикуемых перезапусков в истории. Топорность, несогласованность и наплевательское отношение ко многим удачным наработкам прошлых лет серьезно подорвали общественный кредит доверия, который DC восстанавливало несколько лет.

Поэтому, когда в 2016 DC анонсировало новый релонч, публика отнеслась к нему со смесью скепсиса и надежды. С одной стороны, это еще один перезапуск (пусть и «мягкий»). С другой, большие дяди из «Дома Бэтса и Супса» фактически признали, что New52 был проблематичен и с этим нужно что-то делать. И не только признали, но и пообещали реинтегрировать многие любимые фанатами идеи и персонажей, не переживших «Чистки 2011». Перезапуск получил символичное для фанатов DC название Rebirth , а его разработкой занялся непосредственно Джефф Джонс - главный архитектор всей современной вселенной DC и большой любитель переосмысливать старый материал на новый лад.

Как часто бывает с такими важными и объемными работами, за рисунок в Rebirth отвечает целый отряд художников и колористов. Гэри Фрэнк, Итан Ван Скайвер, Иван Рейс - все они обладают многолетним опытом работы с персонажами DC и спокойно уживаются друг с другом на страницах одного комикса. Рисунок не страдает от резких стилистических изменений от страницы к странице, а прекрасно складываются в единое нарративное полотно, облагороженное грамотной работой колористов. Оборотной стороной такого отработанного механизма комиксопроизводства можно назвать разве что дефицит запоминающихся моментов: кроме пары милых оммажей и эмоционально заряженных сцен, в вашей памяти вряд ли задержатся какие-то визуальные образы.

DC Universe Rebirth - это не тот комикс, который будут часто перечитывать. Но это без сомнения тот комикс, который будут часто вспоминать. Через эту замочную скважину мы украдкой увидели то, что будет формировать основной нарратив Вселенной DC ближайшие 5-7 лет. Но впереди полная неопределенность, которая может закончится как поразительным успехом, так и сокрушительной катастрофой. Первый шаг к перерождению сделан и сделан красиво, теперь DC осталось преодолеть оставшийся путь. А нам, читателям, решить для себя - готовы ли мы поверить обещаниям и присоединиться к этому путешествию.

Русское издание этого поворотного в истории DC комикса готовится выйти в ближайшее время благодаря усилиям издательства “Азбука”.

История помнит несколько попыток сделать ролевую онлайн-игру, в которой персонажи могли бы наряжаться в яркие костюмы и летать вопреки закону всемирного тяготения. В 2004 году нечто подобное предложила City of Heroes . В 2009 появилась Champions Online . Обоим проектам остро не хватало самого главного - настоящих супергероев.

Официальная игра по комиксам DC от компании Sony Online Entertainment. Соответственно, история мира, его география и основные действующие лица сошли со страниц самых популярных графических новелл.

Комнатные солдаты

Сразу расстроим желающих стать Суперменом или Зеленым Фонарем. Они представлены в качестве NPC: раздают задания и двигают сюжет.

Игрокам предстоит заполнить мир DC Universe тысячами новых супергероев. И такой поворот событий, не поверите, оправдан сюжетом. В красивом начальном ролике злодеи убивают Зеленого Фонаря, Чудо-женщину, Супермена и добрую половину основных персонажей комиксов. К Земле, тем временем, приближается армия межгалактического злодея Брэйниака. Бывший враг Супермена Лекс Лютер осознает плачевность ситуации и отправляется в прошлое. Вернувшись назад во времени, он предлагает хитрый план по превращению миллионов обывателей в спасителей человечества.

Разработчики очень серьезно подошли к вопросу выбора внешности и характера персонажа. Для начала стоит определиться со стороной - играть за злодеев или хороших. После этого нужно записаться в помощники к одному из трех наставников. Хотя долго оставаться на побегушках у Супермена или, скажем, у Джокера не придется - выбор покровителя влияет только на стартовые задания.

Можно менять пол, комплекцию, оттенок кожи и даже шерсти (для любителей экзотики в игре есть скины леопардов и другой живности). Черты лица, к сожалению, не меняются. Зато встроенный редактор радует широким выбором костюмов, лосин, плащей, ремней и масок. Конечно, можно не ломать голову и выбрать один из двух десятков готовых вариантов. В таком случае, естественно, никто не застрахован от скорой встречи с двойниками.

Возможности местного редактора персонажей, конечно, уступают The Sims 3, но создать оригинального героя или злодея все-таки можно

После того, как надоест возиться с внешностью, остается определиться с суперспособностями, с оружием и с вариантами перемещения по городу. Каждая способность подразумевает отдельный боевой стиль. Например, повелители огня и льда особенно сильны в открытом ближнем бою, а маги, наоборот, лучше атакуют издалека.

Дополнительное оружие - идеальный способ сбалансировать героя. Ничто не мешает вручить магу для подстраховки гигантский молот, а огненному увальню - пару пистолетов. Наконец существует три способа передвижения: быстрый бег, полет или затяжные прыжки с крыши на крышу.

Простые правила

В самом начале важно правильно выбрать тип игры - PvP или PvE. Если остановится на PvE, то города будут населять только NPC и монстры. Встретить других персонажей получится только в специальных игровых режимах: на PvP-арене, во время рейдов, в гонках и других. В таком виде DC Universe , скорее, напоминает современные однопользовательские проекты про Человека-паука. Развлечение, прямо скажем, странное - онлайн-игра без игроков. Другое дело, если выбрать PvP. Стиль прохождения напомнит классику вроде World of Warcraft и Guild Wars c объединениями в Лиги и болтовней в чате. Только вместо предводителей эльфов и орков задания будут раздавать милые сердцу герои комиксов - Харли Квин, Аквамен, Мистер Фриз, Урса...

Очень часто отбиваться от врагов приходится плечом к плечу со знаменитостями вроде Супермена и Бэтмена

Большие города

В DC Universe две главные локации - Готэм и Метрополис. Эти города, пожалуй, самые большие из представленных в ролевых онлайн-играх. Место появления героя напрямую зависит от выбора наставника в самом начале. Например, родина Супермена - Метрополис. А Джокер почти не вылезает из Готэма. Лучше сразу определиться с городом - поменять декорации можно лишь после 10 уровня.

Механика DC Universe напоминает скорее экшен, чем ролевую игру. Боевая система скопирована с Batman: Arkham Asylum . За основные удары отвечают две кнопки мыши, что не мешает выполнять полноценные комбо-удары. Недостаток один - сражения рано или поздно приедаются. Такая система подошла бы для игры, рассчитанной на одиночное прохождение, а для многопользовательского проекта она слишком проста.

Раскачаться до максимального 30 уровня и открыть десятки умений, при желании, можно за неделю. Стать всесильным, правда, не получится - на специальной панели всего шесть слотов для способностей. Таким нехитрым образом разработчикам удалось зафиксировать шаткий баланс.

Метрополис атакуют огромные разумные гориллы! И это, уж поверьте, не самая странная ситуация в игре

Битва титанов

Одно из самых интересных развлечений в DC Universe - PvP-режим Legends. На аренах Legends проходят гладиаторские бои с участием известных персонажей в режимах 2×2 и 4×4. Согласитесь, трудно устоять перед соблазном выбрать Джокера, чтобы, наконец, избить пафосного Бэтмена. Сейчас DC Universe активно развивается. С момента релиза вышло два обновления. В игре появились новые квесты Двуликого и Женщины-кошки. Плюс, множество новых предметов, несколько рейдов в пещеру Бэтмена и многое другое. Будем надеяться, что ждет счастливое и безоблачное будущее. Уже сейчас поток новых игроков настолько велик, что Sony Online Entertainment вынуждена регулярно запускать новые серверы.

Кстати, успех игры не остался незамеченным. На днях конкурирующее издательство Marvel анонсировало собственную ролевую онлайн-игру про Железного человека, Фантастическую четверку и Людей Икс.

DC Universe - идеальный вариант для первого знакомства с онлайн-играми. Здесь нет дикого нагромождения панелек и пугающих терминов типа «энчант», «дейлик» или «стаф» в чате. Зато есть классная боевая система и запоминающиеся герои. Кроме того, проработанная до мелочей игра обязательно приглянется поклонникам комиксов и фильмов про Бэтмена, Супермена и других персонажей вселенной DC. Недостатков по сути два - некоторое однообразие и высокая цена в эпоху царства условно-бесплатных игр. Цифровая копия в Steam стоит 50 долларов. Еще 15 потребуется выложить за месяц подписки.

Справедливость – настолько редкое явление, что, если бы у нее был какой-то физический эквивалент, которым можно было бы торговать на бирже, то стоимость его могла бы поспорить с ценами на драгоценные металлы. Есть, например, на свете такое издательство, DC Comics, которое фактически придумало концепцию единой литературной вселенной, населенной всеми подотчетными компании супергероями, и вообще очень много сделало для развития комикса как жанра. Меж тем, в массовом сознании комиксы в первую очередь ассоциируются с продукцией Marvel, главного конкурента DC. В кинотеатрах гремят один за другим два «Железных человека», Capcom готовит третью часть кроссовер-файтинга Marvel vs. Capcom, в Голливуде организуют перезагрузку «Человека-паука» и снимают фильмы о Торе и Капитане Америка.

Ну а что DC может предъявить в ответ на тотальный прессинг, устроенный конкурентом? Удачно перезапущенную киноэпопею о Бэтмене? Отличный экшен по мотивам приключений все того же Брюса Уэйна? Неплохо, но маловато. А, нет, позвольте, теперь есть еще DC Universe Online.

Люди из стали

Хотя DCUO – многопользовательская ролевая игра, от летального сравнения с World of Warcraft ее спасает серьезно модифицированный геймплей. Здесь гораздо больше экшена, а игрок значительно сильнее вовлечен в каждую схватку. Вы не просто включаете по очереди спецспособности и ждете, пока закончится кулдаун – вы деретесь: левая клавиша мыши – ближняя атака, правая – выстрел, Shift – блок. На трех клавишах Sony умудрились реализовать простую, но вполне зрелую боевую систему – в ней даже комбо есть.

Кроме того, вслед за авторами Guild Wars, разработчики сделали подбор активных способностей, построение своеобразной боевой колоды, важнейшим элементом игры. Спецприемов, заклинаний и финтов много, а слотов на панели быстрого доступа всего восемь. Причем два зарезервированы: один под целебное питье, другой под тринкеты. Благодаря этому два персонажа даже одного класса (точнее, обладающие одной разновидностью суперсилы – классов в DCUO формально нет) могут серьезно отличаться друг от друга в сражении. Кроме того, у каждого класса есть две «роли». Например, те, кто находится в близком контакте с природой, с одной стороны душат врага ядовитыми лианами, а с другой – способны лечить себя и товарищей. У каждой роли свой, достаточно обширный, набор способностей, переключаться между которыми можно одним нажатие, но – только вне боя. Возможность делать хорошо несколько вещей сразу добавляет в игру дополнительный уровень свободы и помогает авторам достичь одной из важнейших своих целей – сделать так, чтобы в DC Universe Online можно было нормально играть в одиночку.

По крайней мере, создается впечатление, что для Sony это было важно: в пользу этого говорят и завершающие каждую значимую линейку квестов инстансы на одну персону (в них вы сражаетесь бок о бок с легендарными персонажами DC против таких же тяжеловесов), и беспомощно низкая сложность. Если разработчики действительно стремились сделать DCUO максимально дружественной к тем, кто даже в MMORPG предпочитает почему-то играть в одиночку, то с задачей они справились на пять баллов. Враги в подавляющем большинстве ложатся вам под ноги бугристым ковром, а объединяться с другими другом стоит разве что для прохождения групповых инстансов, куда в одиночку просто не пускают. Кстати, непонятно, почему – ведь зоны эти тоже крайне просты.

Радио «Криптон»

Зато уж в чем DC Universe Online точно нельзя упрекнуть, так это в недостатке абмициозности и неумении работать с исходным материалом. Получив в свое распоряжение всю гигантскую орду персонажей, придуманных DC Comics за семьдесят с лишним лет, разработчики не стали себя ни в чем ограничивать. Уже во вступительном ролике Лекс Лютор убивает Супермена копьем из криптонита, а в процессе создания персонажа вам предлагают, помимо прочего, выбрать наставника, включив в меню того же Супермена (не спрашивайте), Бэтмена и, например, Джокера. В качестве главного злодея же выступает инопланетянин Брейниак, знаменитый в частности оригинальным хобби: он коллекционирует города, уменьшенные до размеров буханки «Столичного» - вместе со всеми жителями и инфраструктурой – и помещенные в специальные колбы.

Соло-инстансы тоже неплохо работают на атмосферу, предлагая вам померяться силами со знаменитостями калибра Мистера Фриза и Бейна. В одном из них на вас и вовсе набрасываются сразу два Флэша – актуальный и «классический» (DC ведь придумали не одну вселенную, а целую их сеть). Даже PvP в DC Universe Online не простое – есть здесь, например, режим Legends, в котором вы сами превращаетесь в Джокера, Харли Квинн, Бэтмена или кого-то еще из бесконечного списка супергероев и суперзлодеев и сражаетесь с другими игроками, точно так же примерившими на себя чужие личины. Даже ваш набор способностей на время матча заменяется атаками, которыми владеет выбранная вами знаменитость. Это, кстати, поначалу дезориентирует – приходится тратить дополнительное время на то, чтобы изучить нового героя.

Наконец, в DCUO великолепно воссозданы два важнейших города в мифологии вселенной DC: Метрополис и Готэм. Призрачно светится в облаках бэт-сигнал (тем, кто найдет его источник на крыше полицейского участка полагается специальный ачивмент), подпирают небо мрачные высотки, туман прорезают бьющие в небо прожектора (это маркеры заданий и ключевых локаций), за кадром играет подобающе помпезная музыка. Даже голоса центральных NPC подобраны мастерски – Джокера, например, озвучивает Марк Хэмилл. Это, между прочим, его предпоследнее выступление в роли безумного клоуна. Последним, по заявлениям самого Марка, станет Arkham City.

Не птица и не самолет

Правда, надо взглянуть правде в глаза, DC Universe Online пока – незаконченная игра. Категорически неудобное управление, вражеский AI «со странностями», катастрофически высокая скорость возрождения противников в некоторых зонах, пораженные багами способности – вот лишь некоторые из проблем, с которыми вам придется столкнуться. Многие проблемы можно исправить в патчах, скорее всего они даже будут исправлены. Но есть и претензии посерьезнее.

Главная из них заключается в том, что из всего традиционного арсенала современных MMORPG разработчики DCUO позаимствовали почему-то самые замшелые и избитые концепции. За пределами инстансов (а зачастую и в их пределах) вас ждут в основном разные вариации «квеста на десять волчьих хвостов». Да и продолжается все это не сказать чтобы очень долго. В исходной версии игры максимальный уровень персонажа – тридцатый, и опыт за выполнение квестов начисляет щедро, так что очень скоро вы окажетесь на самой вершине, и вам останется только высокоуровневая экзотика, вроде рейдов. Зато для тех, кто любит развивать сразу нескольких персонажей – это как раз подходящая история.

* * *

DC Universe Online не хватает собранности и внешнего лоска, который с таким мастерством наводят в Blizzard. Это далеко не идеальная игра, и главная ее надежда сейчас – регулярные патчи с исправлениями и (что, может быть, даже важнее) новым контентом. Сейчас это игра, которой хватит на первый (бесплатный) месяц. Осталось убедить игроков не отменять после этого подписку.

В целом эта модель проигрывателя подтверждает некую корректировку курса Clearaudio. Заметно движение в сторону более живого и естественного звучания, но без отступления от принципов, что нейтральность важнее всего. Аппарат этот получился более взрослым и не менее цельным, чем ранее протестированная младшая модель, но есть несколько важных дополнений.


Относительно недавно у меня в тесте был новый, самый младший проигрыватель Clearaudio - модель , поставляющаяся с завода в комплекте с головкой и в полностью настроенном и собранном виде. И тогда этот внешне скромный аппарат в связке с младшей же головкой Concept МС меня удивил, в первую очередь тем, что прозвучал не так, как звучали прежние, «акриловые» модели Ciearaudio. Многие особенности звучания прежних моделей ушли, а вот регулярно заявляемое компанйей стремление к чистому неокрашенному звуку в целом сохранилось. Значит, все-таки звуковой архетип Clearaudio - не статичное явление, характер может меняться, и меняться в лучшую сторону. Это будет очень несложно проверить, внимательно протестировав модель постарше, к тому же используя несколько головок.

Необычное, по крайней мере для меня, при изучении конструкции нашлось практически сразу - из описания следует, что стол представляет собой сэндвич из дерева (без уточнения, правда, массив это, фанера или МДФ) и алюминия. Очень интересно. Конечно, дерево уже использовалось разработчиками Clearaudio в старших моделях, и именно в виде прослойки между алюминиевыми листами. Если посмотреть на конструкцию старших моделей, то можно предположить, что использованное «дерево» - именно та же самая, высококачественная, склеенная под высоким давлением фанера. Что ж, это хорошо - материал отлично себя зарекомендовал и в прошлом, и в настоящем как основа для изготовления корпусов к различным проигрывателям. И тем более Clearaudio широко использует дерево при производстве корпусов головок.

Но прежде чем начать дальше разбираться в строении каждого узла и каждой детали, стоит сказать о внешности и общем впечатлении. Выглядит проигрыватель современно и очень аккуратно, но ценителям «марсоходов» такой дизайн может и не понравиться. Общее впечатление складывается из строгого лаконичного дизайна, сочетания использованных материалов, качества изготовления и обработки поверхностей, подгонки деталей. Также можно выбрать проигрыватель в черном или серебристом исполнении. Поставляется аппарат разобранным - установить тонарм, головку и все настроить нужно будет самостоятельно.

На стойку проигрыватель опирается при помощи трех регулируемых и задёмпфированных алюминиевых ножек с небольшими силиконовыми вставками. Учитывая конструкцию подшипника и тонарма, этому аппарату и регулировка по уровню, и установка на какую-то хорошо защищенную от вибраций конструкцию крайне показаны. Массивная стойка или даже настенная полка будут совсем не лишними.

Корпус, который, как мы уже определились, состоит из фанеры и алюминия, является основой, несущей на себе все детали. Слои стола также дополнительно стянуты между собой болтами. Подшипник закреплен насквозь и зафиксирован снизу. Сам подшипник - уже знакомая мне по другим моделям Clearaudio конструкция - инвертированный с керамическим шкивом и магнитной поддержкой. При этом у подшипника нет верхней опорной точки, шкив и бронзовый стакан центруют конструкцию, а кольцевой магнит минимизирует давление на верхнюю точку. Хотя проигрыватель имеет акриловый диск, конструкция не так проста и состоит по сути из стакана подшипника в массивном корпусе, металлического субдиска, на который передается при помощи плоского пассика вращение с мотора, и только после этого сверху устанавливается основной диск.

Мотор постоянного тока расположен непосредственно в корпусе. Его мощности вполне хватает для быстрого набора скорости. Более того, мотор снабжен системой автоматического контроля, но на случай необходимости имеется возможность регулировки - для этого на задней поверхности стола, поблизости от разъема блока питания установлены потенциометры. Непосредственно блок питания - выносной, в виде вилки-адаптера. Скорости у аппарата три, кроме привычных 33,3 и 45, есть еще 78-я скорость. Не совсем понятно, зачем именно она нужна, так как шеллачные пластинки требуют другого подхода, других головок, которые не особо-то просто и поставить на имеющийся тонарм, да и тонармы сами по себе нужны другие. Впрочем, к этому проигрывателю выпускается достаточное количество сменных баз - можно приобрести аппарат не как в нашем случае (в комплекте с головкой и тонармом), а просто взять стол с базой, например, под SME или Graham. Или с базой, которую можно просверлить самому. Она изготовлена из алюминия, достаточно массивная и сконструирована по уму - в столе просто имеется круглое отверстие, в которое помещается база, и фиксируется при помощи шести длинных винтов и металлического кольца с обратной стороны. Таким образом непосредственно к столу ничего не прикручивается, а возможное напряжение в металле не возникает за счет распределения нагрузки по кругу.

Штатный тонарм - Clearaudio Clarify - 9-дюймовыи, статически-сбалансированный и конструктивно лишенный привычных подшипников - трубка держится на магнитном бесконтактном подвесе и фиксируется натянутой в противоположную магниту сторону металлической струной. Конструкция эта вполне работоспособна, но обращения требует бережного.

В плане настройки есть и удобные моменты, и не очень. Настроить положение головки, высоту, прижимную силу можно легко, хотя лучше всего иметь под рукой электронные весы. Прижим настраивается в два этапа, сначала противовесом, а потом более точно микровинтом. С настройкой азимута, если вдруг возникнет необходимость, также нет никаких проблем - можно ослабить крепление шелла (несъемного) и задать нужный угол. А вот с настройкой антискейтинга все сложнее - регулировочный винт расположен снизу, и чтобы до него добраться, мне пришлось установить проигрыватель таким образом, чтобы он углом выходил за край стойки (и определить, сколько нужно крутить винт тоже сложно). Лучше всего для проверки настроек использовать тестовую пластинку с набором специальных контрольных дорожек. В любом случае часто менять головки не захочется.

Кабель у тонарма несъемный, с привычными RCA разъемами и лопаткой заземления. В руководстве указаны точные параметры кабеля - емкость, сопротивление, индуктивность. Когда фонокорректор позволяет осуществлять очень точную подстройку, эти данные будут нелишними.

Головок в нашем тесте две. ММ из новой линейки модель Clearaudio Virtuoso V2 - по параметрам классическая ММ-головка с эллиптической иглой, правда, с достаточно большой прижимной силой в 2,4 г. Впрочем, все головки Clearaudio имеют похожие (или даже больше) рекомендованные значения. У второй головки в тесте Clearaudio Talismann V2 Gold рекомендован прижим в 2,8 г, и это с учетом борового иглодержателя и острой специфической заточки иглы.

Головки Clearaudio - отдельная история. Если МС-модели у них весьма интересны, то к ММ прежних серий у меня всегда были вопросы - складывалось такое впечатление, что ММ- и МС-линейки разрабатывали совершенно разные специалисты, и в результате характер звука получался очень разным. Поэтому нужно разобраться, не прослеживаются ли в новых ММ-головках очевидные слабые места моделей старых.

ЗВУЧАНИЕ

После того как все настройки были сделаны, я дал аппарату поиграть, какое-то время для того, чтобы головка прошла приработку и звук стабилизировался. Предупреждают что по-хорошему на это нужно не меньше чем 35 часов. Тест я начал с ММ-головкой Clearaudio Virtuoso V2) и решил для начала ничего не трогать и не перенастраивать. Единственное, измерил по тестовому диску резонансную частоту - получилось где-то между 11 и 12 Гц - почти по верхней границе нормы.

Прослушивание я начал с пластинки Oscar Pererson «А Royal Wedding Suite». Звучание оказалось необычно деликатным, может быть, даже чуть-чуть мягким, но точным и аккуратным. Это совсем не похоже на старые модели ММ-головок Clearaudio. Резкости, отстраненности, холодности в звуке нет, как нет и заметного тембрального упрощения, упрощения подачи. В целом характер близок к нейтральному, звук телесно-естественный. Детальность неплоха, да и по динамике все вполне уверенно, по крайней мере на этой пластинке (она далеко не образец динамичной записи).

В плане частотного диапазона тракт скорее басовитый. Не скажу, что баса так уж много, скорее он количественно соразмерен всем остальным частям диапазона. Он не доминирует, но и не отстает по скорости. Серединка ровная, слитная, достаточно многогранная, неяркая. Верхние частоты на удивление аккуратные, без резкости и в то же время без потери детальности. Получается вполне цельная картина, не очень-то похожая на звук Clearaudio 5-летней давности. Нет отстраненности подачи и холодности. Эмоции передаются аккуратно, может быть, чуть сдержанно, но не более.

Следующая пластинка - Sade «Promise». Звук с неплохой наполненностью, динамичный, в меру открытый. Может быть, на каких-то фрагментах чуть-чуть не хватает детальности, и все в целом воспринимается более прямолинейно, чем хотелось бы. На второй план отходят некоторые нюансы. Но картина не теряет некоей цельности, не распадается на составляющие. И еще раз повторюсь, нет ни резкости, ни холодности. Все-таки чтобы ни говорили, а характер звука поменялся. Это относится к тракту в целом, да и предположу, что к его составляющим. Звук, конечно, собранный, стройный, но он теперь гораздо ближе к естественному.

Сцена получается средней ширины и глубины, но не очень объемная. Образы чуть более прозрачные, чем хотелось бы, а пространство звука не такое воздушное и четко очерченное.

Теперь интересно послушать, как же тракт справится с рок-музыкой. Послушал пластинку Queen «А Kind Of Magic» (как и большинство пластинок Queen, эта запись неидеальна - музыка чаще звучит суховато, плоско, немного безжизненно). А прозвучало все в целом лучше чем я ожидал - вполне живо, особенности записи хоть и слышны, но не режут слух и не раздражают. Вообще если абстрагироваться от тракта, то сразу и не совсем понятно, ММ-головка установлена или МС, нет явных и характерных отличий. Обычно это гораздо заметнее. Такой результат может указывать на то, что как минимум эта модель в новой линейке ММ-головок производителю удалась. Разве что по упрощению самых незначительных нюансов и чуть резковатой подаче на самых динамичных фрагментах можно узнать почерк, более характерный для ММ-головок.

Прежде чем сменить звукосниматель и сделать какие-то промежуточные выводы, я решил послушать еще несколько пластинок. Записи хоровых произведений Рахманинова - как раз та музыка, на которой можно почувствовать предел возможностей тракта.

И опять результат лучше ожидаемого - звук вполне прозрачен, достаточно достоверен тембрально, какие-то недостатки заметны лишь на сложных моментах записи, что выражается в снижении детальности и уплощении сцены. И в общем-то, все, ничего более критичного не наблюдается. Разве что, звучание же клавесинных произведений Куперена мне понравилось меньше - чуть не хватило нюансировки и слитности.

Меняю головку, ставлю Clearaudio Talismann V2 Gold. Еще раз убеждаюсь, что намного охотнее настраивал бы тонарм SME, а не Clearaudio Clarify, но что поделать. Настраиваю, проверяю - здесь резонансная частота получилась около 9 Гц - уже лучше. Да и настроить антискейтинг; если судить по тестовому диску, удалось точнее. Вообще, зная эту головку, скажу, что на более-менее тяжелом 12-дюймовом тонарме она работает очень хорошо, в том числе и с потрепанными старыми пластинками. Один мой знакомый, много лет занимающийся оцифровками, использует именно такую головку для работы со старыми концертными записями и изданиями. Однако посмотрим, точнее послушаем, что же получится в случае с нашим столом и тонармом. Для начала оценим не самые сложные записи, в том числе из тех, что были в начале теста. Звук явно детальнее, тембрально разнообразнее, глубже. Почерк более открытый и точный. Хотя собранности и, возможно, строгости в звучании стало больше. В целом все очень хорошо сбалансированно, как по составляющим частотного диапазона, так и по прочим параметрам. К звучанию джаза или рока вопросов нет. С симфонической и хоровой музыкой дела обстоят явно лучше - я послушал и те же произведения для клавесина Куперена, и оперу «Кармэн» и Carl Orff «Carmina Burana», а также ту же самую пластинку с хоровыми произведениями Рахманинова. Все прозвучало очень неплохо. Может быть иногда не хватало воздушности, быстрой эмоциональной изменчивости, однако во всем остальном звук получился правильным, точным, без явной окраски и без эмоциональной выхолощенности. При такой подаче можно слушать совершенно разные записи и в каждой находить индивидуальность. Но и общий почерк учитывать стоит - явной теплоты в нем нет, но есть точность и аккуратность, к счастью, лишенные холодности и отстраненности.

РЕЗЮМЕ

В целом эта модель проигрывателя подтверждает некую корректировку курса Clearaudio. Заметно движение в сторону более живого и естественного звучания, но без отступления от принципов, что нейтральность важнее всего. Аппарат этот получился более взрослым и не менее цельным, чем ранее протестированная младшая модель, но есть несколько важных дополнений. В первую очередь это, конечно же, возможность выбирать тонармы и наличие серийных баз для них. Иметь возможность выбора среди нескольких вариантов всегда лучше. Да и в плане головок свобода выбора шире: совершенно не обязательно, чтобы это была Clearaudio. Хотя о головках стоит сказать отдельно. Мне сложно судить обо всей новой линейке ММ-звукоснимателей, но звук Clearaudio Virtuoso V2 мне понравится. В будущем нужно попробовать сделать подробный тест всей ММ-линейки, а пока сложилось впечатление, что разработчики не только избавились от основных «болячек» старой линейки, но и сделали большой шаг вперед концептуально.

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", август 2013 г. www.stereo.ru