Дидактические игры про море для детей. Сюжетно-ролевая игра «Морские следопыты» для детей дошкольного возраста (4–6 лет)

  • 06.06.2024

Юлия Степанкина


Дидактическая игра "Морские обитатели "

Цель игры : способствовать закреплению знании детей о морских обитателях .

Задачи :

Закреплять знания детей о морских обитателях ;

Формировать умение классифицировать морских обитателей (млекопитающие, рыбы, моллюски;

Расширять кругозор детей через ознакомление детей с морскими обитателями .

Развивать психические процессы детей : внимание, память, мышление.

Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

Следить за правильным произношением звука, за осанкой.

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям подводного мира .

Закреплять знания воспитанников о морских обитателях , узнавать их и называть. Развивать память, наблюдательность, учить видеть основные черты отличия и сходства, подводить к сознанию обобщающего понятия "морские обитатели ".

Ход игры : имеется игровое поле " Морское дно " и карточки с изображениями не только морских обитателей , а также различного мусора;

1 вариант : дети должны разложить только морских обитателей на фоне морского дна .

2 вариант : на фоне морского дна воспитатель раскладываем все имеющиеся карточки (мусор, животные, рыбы и т. д, а ребенок должен оставить только морских обитателей .

3 вариант : "Очистим море от мусора": дети должны убрать только мусор, а обитателей оставить на месте .

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Морские приключения» Чудеса могут происходить не только на лесной поляне, но и в морских глубинах. Знакомьтесь, это.

Лето дарит нам возможность радоваться солнцу, теплому ветерку и конечно же ласковому морю! Детские впечатления о каникулах на море мы решили.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о море и морских обитателях. Учить детей делать объемные поделки из бумаги, работать ножницами.

«Морские обитатели». Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в технике «витраж» Задачи: Познакомить детей с хищным морским животным – актинией. Её внешним видом, образом жизни. Закреплять и расширять знания о морских.

Воспитательное мероприятие на тему "Путешествие по черному морю"


Описание:
данный материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям, педагогам дополнительного образования; его можно использовать на уроках окружающего мира и природоведения, включать в экологические праздники, внеклассные занятия.

Цель:
- познакомить с краткой историей Чёрного моря, его особенностями, обитателями,экологией.
Задачи:
- развивать познавательную активность учеников, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к природе, умение заботиться о ней.

1. Доставить детям удовольствие в конкурсах и играх,соревнованиях.

2. Развитие экологического воспитания,бережного отношения к природе моря,отгадывание загадок, исполнение танцев,чтение стихов.

3. Создание эмоционального благополучия, коммуникативных навыков общения с другими детьми, радость встречи с прекрасной музыкой моря и её обитателями.

4. Рассказать об истории возникновения моря,дать детям познавательную информацию,развитие интеллектуальных,мыслительных способностей детей.

Ход классного часа

    Организационный момент.
    2. Введение в тему

    Начну наш классный час с загадки.

Направо вода и налево вода, Плывут здесь суда и туда и сюда, ...

Его не вычерпать ложкой, И не засыпать песком, ...

Оно бескрайнее, синее, И ветры его стерегут, ...

Оно, шумит, бурчит, поет, Здесь волны водят хоровод, ...

Тут лучший климат для ребят, ...


Наша страна – великая морская держава. Крым омывается 2 морями.И как вы уже поняли, тема классного часа посвящена морю.

Стихи о море. (Под видео)

1.«О море сказано не мало,

Но что там долго говорить,

Кто не бывал на нём не разу,

Мы предлагаем с нами плыть.»

2. ребёнок:

Море, утренней волной,

Принесёт на берег свой

И оставит для детей

Уйму нужных им вещей:

Камни гладкие, как мыло

(Ими море волны мыло);

Тину, словно прядь волос

С гребешка стряхнул утёс;

И принцесс морских игрушки –

Настоящие ракушки.

Н. Белостоцкая

3 ребёнок:

Море,

я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

а волна

бежит ко мне!...

Э.Мошковская

4. ребёнок:

Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

чайками кричащее,

чистое, солёное,

тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!..
5. Море, море, море - дивный край!
Пенный берег, чайки, тёплый ветер, -
Ничего нет радостней на свете!
Море, море, это мы! Встречай!
3.Основная часть
Из всех морей,пожалуй, самым интересным является Черное море.С древних времен оно известно человечеству.Оно воспето многими поэтами.Его чудесные пейзажи,мягкий климат остаются в памяти у каждого,кто хоть раз побывал на черноморских берегах.
Это о Черном море писал А.С.Пушкин:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
А) Название
Прежде чем мы познакомимся поближе с этим морем, давайте разберемся почему Черное море называется «черным». Начну с того,что оно так называлось не всегда. На протяжении истории оно сменило несколько названий.
-Древние греки называли его Понт Эвксинский,то есть гостеприимное море.
-Наши предки назвали море Понтским или Русским.
-Турки называли Караден-гиз, что означало негостиприимное.
- Называли его и по имени народов, населивших его берега - морем Таврическим, Скифским, Сурожским, Греческим, Русским.

По поводу современного названия существует несколько предположений.
- Первое объяснение самое простое: во время шторма вода в море чернеет.
-Второе, наиболее вероятное,объяснение: происхождение названия основано на свойстве воды; люди заметили,что металлический предмет (якорь),опущенный в море,поднимается на поверхность почерневшим.
- Предполагают, что море так назвали за то, что после шторма иногда на его берегах остается черный ил.

Видео о Черном море. Б) Берега Черного моря
Отличительной особенностью берегов Черного моря является их своеобразность и исключительность.
Очень интересна гора Аю-Даг(Медведь-гора),похожая на наклонившегося к воде медведя. Легенда гласит, что некогда на полуострове бушевал огромный медведь. Утомившись разрушать, он наклонился к морю попить воды, после чего боги сделали его камнем.


В море в нескольких сотнях метров от берега высятся две скалы, прозванные в народе Адалары (Близнецы). По легенде в скалы превратились 2 брата, вздумавших быть сильнее самого бога.


Большой интерес вызывает живописная скала Золотые Ворота. Название связано с цветом скалы: она покрыта жёлтыми лишайниками.


Большой популярностью пользуется скала Парус. Эта плоская скала напоминает своим видом 4-х угольный парус, отчего и получила такое название.


Черноморское побережье славится большим количеством скал,хребтов,напоминающих какие-то фантастические сооружния. Причудливые формы скал отразились в их названиях: «Морской лев», «Маяк», «Король», «Трон», «Чертов палец», «Шапка Мономаха», « Каменные парусники» и др.
ФИЗМИНУТКА К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре!
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Вместе - раз, это – брас.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
В) Жизнь в море
Животный и растительный мир Черного моря разнообразен и богат.
Водоросли
Многообразие животного и растительного мира в морях поражает человека. В Черном море насчитывается свыше 250 видов водорослей.
Нет красивее чудес!
Это настоящий лес!
Только вырос он тайком,
Под водой на дне морском.


В таком лесу можно увидеть водоросль розового цвета- кораллину. На глубинах живет бурая водоросль цистозира. В ее зарослях живут мелкие обитатели морского дна.Обитают зеленые водоросли:ульва (морской салат) и лауренсия. Цистозира может служить удобрение для винограда в виде золы.
КОРАЛЛИНА

ЦИСТОЗИРА
Густые подводные луга образуют заросли морской травы (зостеры).Эта водоросль необычна тем,что цветет мелкими цветами,на зиму у нее опадают листья. Заросли зостеры служат укрытием для многих морских обитателей,которые имеют окраску этой водоросли – зеленую или бурую. Раньше этой водорослью, после высушивания, набивали матрацы и мебель.


Глубже всех живет филлофора.Она имеет темно-красный цвет. Эта водоросль во время первой мировой войны была единственным сырьем для добычи йода.


Есть в Черном море симпатичная, нежнейшего строения водоросль - ульва «морской салат» и оригинальная водоросль кодиум. Население многих приморских стран издавна употребляло ее в пищу.Ученые доказали, что по содержанию витаминов, водоросли не уступают апельсинам и ананасам.

УЛЬВА КОДИУМ

Что лежит на дне морском,
Чуть присыпано песком?
Может быть, звезда морская
В глубине лежит, сверкая?
Может, просто камбала,
Отдыхая, прилегла?
Может, раковина это
Непоймикакого цвета,
А внутри из перламутра
Жемчуг розовый, как утро?
Моллюски
Начну описание животного мира с самых мелких форм.Это ночесветки(ноктилюки). Они напоминают икринки рыб. Ночесветки – хищники,они быстро плавают с помощью своих жгутиков.Скопление ноктилюк создает незабываемое зрелище- свечение моря.Свет, исходящий от ноктилюк имеет голубоватый оттенок.


На дне моря живет несколько видов моллюсков: устрицы,мидии,литорина,модиолярии и др. Моллюски – пища многих рыб. Устрицы живут до 30 лет. Они могут обходится без воды до полумесяца.Мясо этих моллюсков используется в пищу. Ценные пищевые качества моллюсков были известны еще в древности. Их створки находят в остатках костров первобытных стоянок человека. В раковинах мидий иногда встречаются небольшие разноцветные жемчужины. Из перламутровых створок устриц и мидий изготавливают пуговицы.
УСТРИЦЫ

МИДИИ
Интересны гребешки(пектен). У морского гребешка около сотни глаз,причем не понятно,для какой цели они служат,потому что этот моллюск слеп. Если глаз удалить,на его месте вырастает новый


В Черном море водится рапан (напоминающий большую улитку).Рапана съедобна. Моллюск – пришелец. Считают, что рапану привезли случайно на днищах судов с Дальнего Востока. И он благополучно прижился в Черном море. Рапана –хищник, он уничтожает мидий и устриц. Но в то же время рапан – санитар моря, он поедает мертвую рыбу.


Интерес вызывают и усоногие раки-балянусы. Они ведут сидячий образ жизни, плотно прикрепляясь к чему-нибудь своими панцирями. Иногда балянусы прикрепляются к днищам судов, снижая их скорость. Чего только не пробовали моряки, чтобы избежать этих обрастаний! Они смазывали днища судов салом, воском,смолой…


Интересны также мшанки, по внешнему виду напоминающие мох. Их долгое время считали растениями. Мшанки селятся колониями на дне моря. Такие колонны могут достигать огромных размеров.

Медузы и другие
В Черном море водятся медузы с красивым названием аурелия,напоминающая по форме блюдечко и медуза корнерот похожей на купол. Аурелия не ядовита, а вот корнерот может нанести ожог,похожий на ожог крапивой. Пилема – хищник,уничтожающий червяков,рачков,рыбок.Медузы способны предсказывать появление шторма, заблаговременно уходят в глубь моря.
АУРЕЛИЯ

КОРНЕРОТ
Встречаются в Черном море и крабы: мраморный, каменный, травяной. Обитают морские ежи.Они –старички.Они жили на земле 500 млн лет назад,когда в морях еще не было рыб, а на суше наземных растений. Мясо морских ежей употребляют в пищу,особенно ценится их икра.

Рыбы
На Черном море известно 180 видов рыб. Поговорим о самых необычных и интересных рыбах.
Камбалу почему – то считают одноглазой,но у нее на самом деле два глаза. Живет камбала до 25 лет.Вероятно,не многие знают,что возраст рыб определяют по чешуе и по срезу костей.На этих частях тела рыбы есть годовые кольца,такие же,как на деревьях. Всем известно,что камбала умеет быстро менять окраску под цвет поверхности,на которой она находится.Проводили с рыбой опыт.Положили на дно аквариума шахматную доску.Через некоторое время камбала стала вся,как доска.Поэтому,когда в магазине камбалу продают,она вся разная.Желтая–значит,ее на песке поймали,серая –среди камней, коричневая –среди песка с камнями.


В Черном море есть рыбы с названием животных: есть здесь кот и мышь,конек,собачка,лисица,петух,волк.
Морская лисица и морской кот относятся к скатам. Скат морская лисица не ядовита,в отличии от морского кота. Морской кот подстерегает свою добычу среди водорослей,бросается на нее из засады,как кот на мышь,за что он и назван «котом».
МОРСКАЯ ЛИСИЦА

МОРСКОЙ КОТ
Луфарь самый яростный, диковинный в своей свирепости хищник Чёрного моря. На своём пути он уничтожает всех, порой поедает мелких моллюсков, которые не успели вовремя спрятать от него. За свою кровожадность его называют «морским волком».отличается неимоверной скоростью передвижения раскрывает пасть и со всей силы выпускает воздух из жабр – это моментально ускоряет его.


Морской черт или удильщик оправдывает свое название. Чрезвычайно непривлекательная рыба с большой зубастой пастью.Он прыгает по дну на передних плавниках или сидит притаившись и приманивает к себе рыбу извивающимся усиком,напоминающим червя. Морской черт может проглотить рыбу таких же размеров.как и он сам. Икру он мечет лентами длиной метров 10.


Встречаются в море угри. Питаются угри рыбой,раками,моллюсками. Угорь, необычная рыба. Большую часть жизни он проводит в реке,а потом выходит в море. Они отличаются прекрасным обонянием. Проведенные специально опыты показали,что угри,лишенные зрения,легко находят дорогу,а лишенные обоняния,теряют ориентировку. Угорь -сильная и выносливая рыба. Он может долгое время находится без воды,переползая по берегу сотни метров. У этой рыбы большая тяга к морю.Отвезенные от моря на 80 км,они безошибочно поворачиваются к нему головой и начинают ползти. Угорь-хитрая рыба. Он любит притворятся мертвым, а в удобный момент кусается.


Морской конек и морская игла отличаются от других рыб глазами. Каждый их этих глаз вращается самостоятельно.Эти рыбы могут смотреть одним глазом в одну сторону,а другим –в другую.
К сведению: установлено, что рыба во время шторма может «укачиваться».Если она не успеет уйти в глубину,она может «Заболеть морской болезнью» и даже погибнуть. Морские рыбы пьют воду, но в их организм поступает вода почти пресная,а избыток солей выделяется каплями из их жабр.Рыбы могут слышать и даже издавать звуки. Например, морской петух как бы «скрежечет зубами», если он «недоволен», горбыли «каркают», сельдь «шепчет», ставрида громко «басит». Выражение «нем как рыба» не всегда справедливо.
В Черном море водятся акулы.Но они не представляют опасности для человека.Здесь можно увидеть катрана(колючая акула,морская собачка) и маленькую пятнистую –сциллиум.

Морские звери
Не только рыбы,но и морские звери водятся в Черном море. За всю историю Черного моря в него дважды заплывали киты.
В Черном море встречается три вида дельфинов- афалин, азовка,белобочка.


Дельфины дышат легкими,используя запас воздуха,они могуть пробыть под водой до получаса.На берегу,дельфины быстро засыпают,но не потому,что им нечем дышать,как рыбам: дельфин погибает от избытка своего веса,который в воде значительно меньше. Кровь у них теплая,у рыб холодная. Дельфин быстро привыкает к человеку,привязывается к нему.И когда он болеет(они могут,например,простудиться), безбоязненно приплывает на уколы.
Дельфины издавна были друзьями человека.В древней Греции за убийство дельфина карали смертной казнью.Даже само слово «дельфин происходит от греческого «дельфос»,что значит «брат».
Птицы.
Расскажу немного и о черноморских птицах. Моряки очень любят птиц и никогда их на обижают.Говоря о морских птицах,прежде всего думаешь о чайках. В старину считали,что чайки –это души моряков,утонувших в море. С поведением чаек связана морская пословица: «Если чайка села в воду,жди хорошую погоду.Чайки бродят по песку,моряку сулит тоску»,то есть приближается шторм.


На берегу Черного моря можно встретить чайку с черной головой, которая издает громкие хохочущие звуки.Ее так и называют –черноголовый хохотун.
Интересна маленькая черноморская уточка-нырок. Нырками их называют за способность часто погружаться в воду и подолгу,до 5 минут, задерживаться там, а поганки –это научное название.
По преданию в нырка превратился греческий царевич Эсак после того,как по его вине погибла прекрасная нимфа.С горя Эсак бросился вниз со скалы,но боги не захотели его смерти,море вытолкнуло его обратно.Он снова бросился в море и опять не утонул.Так он и стал нырком.


Над морем можно часто видеть бакланов.Баклан –прекрасный летун и ныряльщик.Он способен несколько десятков метров преследовать добычу под водой и при этом плыть так быстро,что его не догнать лодке с хорошим гребцом.

Опасные для человека
В Черном море живет несколько ядовитых и опасных для человека организмов. Среди опасных для человека черноморских рыб можно отметить морского скорпиона. Это маленькая светлая рыбка,на спине у нее расположен острый черный плавник,напоминающий парус.В этом плавнике содержится яд.
Морской ерш или скорпена живет среди камней и водорослей. Уколы спинных плавников скорпены приводят к временной неработоспособности пораженной конечности. Несмотря на наличие яда в плавниках, эта рыба съедобна.
Из ракообразных «обжигают» балянусы. Могут «обжигать» медузы. Жгутся и актинии – небольшие, живущие на скалах и сваях организмы зеленого,красного или коричневого цвета.
Даже всем известные устрицы и мидии не всегда безопасня для здоровья человека.Если они добыты в загрязненных водах(например,у порта), то могут содержать болезнетворные микробы.
Чтобы не попасть в такие ситуации и не пострадать - прежде всего надо быть осторожными и внимательными с неизвестными морскими жителями. Не ходить босиком по воде в не оборудованных и малоизвестных местах моря.

Игра-Викторина. А Теперь мы немного поиграем.

1.Капитан Врунгель проводит игру «Морские команды».

Лево руля! - шаг налево.

Право руля! - шаг направо.

Нос! - шаг вперед.

Корма! - шаг назад.

Пушечное ядро! - все приседают.

Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.

Отдать швартовы! – попрыгать вокруг себя.

2.Загадки.

    Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? (В море)

    По морю идет, идет,

А до берега дойдет,

Тут и пропадет. (Волна)

    Есть крылья – не летаю,

Ног нет, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звезд не считаю,

Людей избегаю. (Рыба)

    По волнам гуляет зонтик.

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива! (Медуза)

    Через море-океан

Плывет чудо-великан.

А из чудо-великана

Вырывается фонтан. (Кит)

    Страшная, зубастая,

Хищница опасная.

В море синем шмыг а шмыг,

Все подряд глотает вмиг. (Акула)

    Под водою быстро мчится,

Над волной парит как птица.

Житель теплых он морей,

Верный спутник кораблей. (Дельфин)

    Великан стоит в порту,

Освещая темноту.

И сигналит кораблям:

Заходите в гости к нам. (Маяк)

3. задание: Морской словарь. (Читает определение морских терминов, а дети отгадывают, за каждый правильный ответ получают наклейку с изображением штурвала и якоря) (муз.сопровождение:001Барбарики «Если друг»)

1 Задняя часть корабля (корма)

2 Кухня на корабле (камбуз)

3 Передняя часть корабля (нос)

4 Помещение для капитана или пассажиров (каюта)

5 Бок корабля (борт)

6 Доска для спуска с корабля, лестница на корабле (трап)

7 Рулевое колесо корабля (штурвал)

8 Окно на корабле (иллюминатор)

9 Пол на корабле (палуба)

11 главное лицо на корабле (капитан).

12 старший среди МОРЯКОВ (боцман)

13повар на судне (кок)

14 неопытный моряк, впервые попавший на судно (юнга)

Как называется головной убор моряков (бескозырка).

Полосатая одежда моряков (тельняшка).

Башня на берегу моря с сигнальными огнями (маяк).

Корабельный подвал (трюм).

Любимый танец моряков (яблочко).

В чем измеряется скорость корабля (в узлах).

Подводная мина (торпеда).

Что такое субмарина (подводная лодка).

Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают (якорь).

4. Игра. Спасательный круг. Лом проводит игру «СПАСЕНИЕ НА ШЛЮПКАХ» (м.с.№ 006 «спасатель».)

Необходимо обручем перевести всех участников с одного места (c корабля) на другое (на берег).

«Шлюпочник", захватывает в круг (шлюпку) своего товарища, бежит с ним до берега, "шлюпочник" остается, а "спасенный " становится "шлюпочником", захватывает другого участника и перетаскивает его на другой берег. Так, пока весь экипаж не окажется на берегу.

Командиры экипажей «ремонтируют» пробоину (оригами «кораблик»). Продолжают путь и попадают на «Необитаемый остров». Здесь команде нужно наловить рыб.

5. Отдыхаем. Песня караоке. Я на солнышке лежу.

6. К.В. проводит эстафету «Налови рыб» (м.с..008 «золотая рыбка»).

(На удочку прикрепляется скрепка, на рыбках - магнитики. Экипажи по очереди ловят рыбок.

7. Игра. Море-суша.

Капитан проводит игру "Вода - суша". Произносит слово "вода" или название водоема - дети прыгают вперед, если "суша" или название части суши - прыгают назад (№ 009 «Робинзон»).

4.Заключительная часть Охрана Черного моря
Человек может быть и лучшим другом, и злейшим врагом природы. В настоящее время Черное море нуждается в защите от действий человека.
Побережье Чёрного моря – место отдыха многих людей. Круглый год сюда приезжают туристы со всех концов света. Пик массового отдыха приходится, конечно же, на летний период. Песок, солнце, вода – все это манит даже искушённых путешественников. Однако вся эта первозданная красота страдает от тех же человеческих рук: загрязнение нефтепродуктами, отходами и минеральными удобрениями, чрезмерный вылов рыбы, изменения флоры и фауны.Именно с целью её охраны и защиты был учреждён всемирный праздник- Международный день Черного моря.


Торжественные мероприятия в честь Международного дня Чёрного моря проходят ежегодно 31 октября. Россия является одной из стран- организаторов этого праздника. В этот день проходят различные мероприятия, посвященные проблемам Чёрного моря и сохранению его уникальной экосистем - это и конференции, и круглые столы, и выставки, и различные видеопоказы, и конкурсы, и викторины и т.п.
Если мы не будем принимать мер по спасению Черного моря, то через несколько лет Черное море станет безжизненным, все живое в нем погибнет.
Вы еще маленькие, но вы уже можете своими действиями спасать Черное море.
- Кто готов беречь наше море от загрязнения?
Перед вами листовки «Что я могу сделать для защиты Черного моря».
1.Каждый раз, после посещения пляжа и берега моря, я буду забирать с собой весь мой мусор.
2.Попрошу всех своих родственников, чтобы они не оставляли мусор, не загрязняли воду, не ловили жителей моря.
3.Расскажу всем своим друзьям, почему надо беречь Черное море.
4.Буду следить за чистотой берегов рек, т.к. они впадают в море.
Ну а в конце нашего классного часа предлагаю вам нарисовать экологические знаки «Сбережем Черное море».

Черное море – вечное чудо!
Вольные чайки парят над волной,
Как здесь прекрасно, как здесь свободно,
Радуйся жизни сколько угодно!
Счастье и солнце, пена морская
С песней прибоя нас обнимают,
Играют дельфины под синей волной…
Черное море, останься со мной!

Лилия Сафарова

Программное содержание

Закрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.

Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.

Работа по ориентировке в пространстве.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Обогатить словарный запас: морской узел, морской конек, палуба, матрос, спасательный круг, кок-повар, капитан, морские следопыты.

Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, и творческие способности ребенка.

Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.

Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.

Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Пояснительная записка

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. Детская игра- сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства обогащать впечатления об окружающем мире.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

В процессе игры создаются различные ситуации. Ребенок не только слушает и наблюдает, а активно действует. Включаясь в ситуацию, дети тренируются в выполнении игровых действий, связывании их в единый сюжет.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре «Морские следопыты» у детей возникают ситуации, которые способствуют усвоению ими основных социальных отношений: ребенок находит выход из создавшихся ситуаций, делает определенные вывод.




Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на корабле под названием «Брик». По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием. Также ставится задача о выполнении маршрута по карте. На карте есть острова с интересными заданиями.

Первый «Заколдованный остров»

Дети отгадывают загадки на морскую тему.

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

(Морская звезда)

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг …

(Морской конёк)

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан.

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная …

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я…

(Осьминог)

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник стоит?

(Дельфин)

Второй остров «Морские обитатели»

Дети отгадывают силуэты морских животных и животных жарких стран.

Третий остров «Остров развлечений»

Игра «Море волнуется раз».

Четвертый остров «Заколдованные животные»

Дети собирают пазл и описывают части животных, которые нарисованы, затем дать характеристику животного: обитание, питание, окраска.

Пятый остров «Морской узел»

Дети по образцу завязывают морской узел на канате.

Шестой остров «Остров сокровищ»

Дети отвечают на вопросы и получают фишки в виде золотых монет.

1. Чем отличается море от реки? (Море соленое, а река пресная)

2. Какое самое большое морское животное? (Кит)

3. Кто проглотил солнце? (Крокодил)

4. Из какого животного плещет фонтан? (Кит)

5. У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч)

6. Как называется морская трава? (Водоросли)

7. Какие сказочные герои живут в море? (Русалка, рыба Немо)

8. У какой рыбы есть пила? (Рыба-пила)

9. Царь морей? (Нептун)

10. Какая звезда живет в море? (Морская звезда)

Путешествие по морям и океанам (познавательное занятие с игровыми элементами, младшие школьники).

О себе: Стаж педагогической работы — 7 лет. Я считаю, что главными задачами социального педагога являются: создание здорового климата в коллективе и семье, гуманизация межличностных отношений, защита интересов личности и прав ребёнка.

Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных навыков учащихся; расширение кругозора, углубление знаний детей о морских обитателях.

Оборудование: наглядный материал (картинки с изображением морских обитателей), цветная бумага, карандаши, карточки с загадками.

Ход занятия

1. Вступительное слово педагога
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире и встретимся с уже знакомыми нам персонажами, познакомимся с новыми удивительными обитателями. О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки.

У родителей и деток вся одежда из монеток.
(Рыба)

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)

С клешнями, но не рак,
В море живёт, водоросли стрижёт.
(Краб)

Приманку сорвала и, не сказав «спасибо»,
Куда-то уплыла невежливая…
(Рыба)

Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(Краб).

Золотым играет глянцем
Из воды торчащий панцирь.
Это что за зверь иль птаха?
Без сомнений,
(черепаха).

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)

2. Беседа по теме.
Педагог: А знаете ли вы пословицы, поговорки и приметы, в которых говорится о морских и речных жителях.
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Нем, как рыба.
Как рыба в воде.
Рыбы выпрыгивают из воды к дождю.

3. Это интересно!

Педагог: Знаете ли вы, что самая огромная рыба на Земле – это китовая акула, длина её достигает до 20 метров. А самое большое животное на земном шаре – это Синий кит, длина его достигает 30 метров, а весит он 150 тонн, это примерно как 15 слонов. (картинка)

Рекордсмен по прыжкам среди рыб является сёмга, преодолевающая в воздухе 3-4 метра. (картинка)

В тропиках живёт рыба-четырёхглазка: каждый глаз её поделён надвое. Рыбка плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними – за дном. Видит, что вверху и внизу, — ничего не проглядит. (картинка)

Электрический скат поражает жертву мощным разрядом, который вырабатывается специальным органом в голове у ската. Такой разряд может иметь напряжение в 220 вольт. (картинка)

В реках Бразилии живёт рыба-лист. Тело её плоское, как лист, нос вытянут, как черешок листа, а на боках узоры, похожие на листовые прожилки. И плывёт она, как лист, по течению. Все хищники её путают с листом и не трогают. (картинка)

Медузы состоят на 90 % из воды, эти прожорливые хищницы, похожие на зонтики с распущенными вокруг рта щупальцами, ловят и поедают других животных. Есть медузы величиной 1см, иные достигают 2м в диаметре. Опаснее всех португальский кораблик. У этой древнейшей и самой крупной медузы длина щупалец достигает 30м, а яд опасен для человека. (картинка)

В тёплых водах вблизи Филиппинских островов обитают одни из самых маленьких рыб - карликовые пандаки. Размер взрослых особей всего 7,5-15 мм, а вес не превышает 8 мг. (картинка)

Педагог: Вот вы и узнали уже новую, интересную информацию о морских обитателях, а теперь проверим ваши знания, внимательность и память.

4. Викторина «Подводный мир».
У кого оба глаза на одном боку? (У камбалы.)
У кого рот на брюхе? (У акулы.)
Какие рыбы носят оружие на носу? (Рыба-меч, рыба-пила.)
Какие рыбы долго живут? (Белуга – до 100 лет, щука – более 100 лет, сом – до 60 лет.)
Самое большое морское животное (Синий кит).
Кто из обитателей морей на 90% состоит из воды? (медуза).

5. Физкультурная минутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!

6. Игра-соревнование «Кто больше?»
Жеребьёвка.
Педагог: Каждая команда получает лист бумаги и ручку, какая команда напишет больше морских обитателей и зачитает вслух.

7. Задание «Закончи предложение».
Угостить друзей спешит
Свежим тортом Синий (кит).
Восемь туфель за порог
Выставляет (осьминог).
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
На морское дно легла
Плоским боком (камбала).
Вышел в солнечный денёк
Погулять морской (конёк).
Током бьёт во всё подряд
«Батарейка» моря (скат).
Кто на мяч с хвостом похож?
Шар колючий, Рыба-(ёж).
Причесал морской песок
Донный житель (Гребешок).

8. Оригами «Рыбка».
Педагог: предлагаю сделать своими руками морского обитателя.

9. Итог занятия.
Педагог: Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали?
Вы сегодня молодцы! Активно участвовали, справились со всеми заданиями.

Список литературы:

1. Подводный мир. Полная энциклопедия /Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо,2012.
2. М.Д. Махлин Жизнь в солёной воде.-СПб.: «БКК», 2010.
3. В. Степанов Весёлые загадки. — М., 2000.
4. В.Н. Лактионов Загадки про морских рыб и животных, 2012.

Ирина Фабрикант
Картотека дидактических игр для мини-музея «Морские обитатели»

«Семья осьминожков»

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи (образование порядковых числительных).

Развивать зрительное внимание, речевой слух. Автоматизация звуков [c], [сь].

Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей.

Развивать правильное звукопроизношение.

Стихотворение к игре:

Жил осьминог со своей осьминожкой

Было у них осьминожков немножко

Все они были разного цвета:

Первый-зелёный, второй-фиолетовый,

Третий-как зебра весь полосатый,

Белые оба-четвертый и пятый,

Шестой-темно-синий от носа до ножек,

Желто-прежелтый седьмой осьминожек.

Восьмой-словно спелая ягода, красный.

Словом, не дети, а тюбики с краской.

«Кто живёт в море, а кто в реке?»

Цель: Уточнить и закрепить знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения

Развивать познавательную активность, сообразительность;

Воспитывать умение работать в группе, взаимовыручку, навыки соперничества, чувство сопереживания

Ход игры:

Одна команда выбирает картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали.

"Рыбалка"

Цель: Обобщение знаний детей дошкольного возраста.

Закрепить изучаемые понятия, активизировать знания детей, их речь, память, мышление;

Развивать познавательную активность, сообразительность, навыки логического мышления, быстроту реакции, глазомер, внимание, воображение;

Воспитывать умение работать в группе, взаимовыручку, навыки соперничества, чувство сопереживания.

Оборудование: удочка с магнитиком, озеро размером с ватманский лист, рыбки, осьминог, морской конёк, лягушки.

«Дельфин»

Цель: Обобщить знания детей о морских обитателях.

Закрепить изученный материал об обитателях морей и океанов;

Активизировать внимание детей, пополнять словарный запас;

Развивать мышление, речь

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках поствленных по кругу. Пока звучит стихотворение, дети передают друг другу игрушку "дельфин". У кого окажется игрушка на словах" Тот сейчас расскажет нам. ", тот рассказывает детям всё, что он знает о каком-нибудь из морских обитателей по своему желанию.

Ты плыви, морской дельфинчик,

Быстро-быстро по волнам.

У кого дельфин остался,

Тот сейчас расскажет нам…

«Пустыня, море, лес»

Цель: Расширять преставления детей о многообразии природного мира; о животных разной среды обитания;

Учить различать и называть животных, узнавать по внешнему виду; называть представителей класса пресмыкающихся;

Формировать умение называть характерные особенности поведения, передвижения; что едят, как приспосабливаются к жизни, какую пользу приносят людям;

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

«Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде морских обитателей (животных, растений, рыб.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, по числу участников или больше.

Ход игры: Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

"Путешествие под водой»

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т. д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема. Или игра проводится по типу лото.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры

«Какое слово не подходит?»

Цель: формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.

Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

Вода, подводный, водоросль, водить.

Морской, море, морщина, моряк.

«Найди домик»

Цель: закреплять знания детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах.

Материал: схемы с изображением аквариума, пруда и моря, предметные картинки животного мира.

Ход игры:

На мольберт е размещаются схемы пруда, моря, аквариума. Затем из банка предметных картинок надо выбрать те, на которых изображены морские, аквариумные, пресноводные обитатели, и поместить под нужной схемой. Дети выполняют задание и объясняют свои действия.