А еще есть такая фигня как швейцарская система…. «Это официально худшая система в истории»

  • 07.01.2024

Швейцарская система - один из способов (систем) организации спортивных соревнований. Особенно часто ее применяют при проведении турниров по интеллектуальным видам игр, таким как шашки, шахматы, го и подобные. Особенность этой системы в том, что соревнования проводятся без выбывания игроков. Это позволяет принимать в них участие неограниченному числу спортсменов и определять победителя при небольшом количестве проводимых туров. Впервые такую систему соревнований применили на шахматном турнире, который состоялся в 1895 году в Цюрихе (Швейцария). Именно поэтому она и получила название швейцарской.

Условия проведения

Традиционно принято проводить спортивные турниры по круговой системе, что позволяет получить наиболее объективный результат. При такой организации турнира каждый игрок должен провести не менее одной партии с каждым из участников. По сумме набранных очков определяют победителя. Но при такой системе с каждым новым игроком многократно возрастает количество проводимых встреч. Если же число участников турнира переваливает за 30, то провести такое количество партий становится невозможно. В турнирах, организованных по швейцарской системе, порой участвует больше сотни игроков, и для определения победителя хватает 500 встреч в 10 турах. В круговой системе при таком количестве участников потребовалось бы провести порядка 5000 партий.

Преимущества

Швейцарская система привлекательна тем, что позволяет сократить время на проведение соревнований. При ее применении количество проводимых туров определяется заранее, согласно положению о турнире. В каждом туре система подбора пар организована так, что в итоге позволяет обеспечить четкое распределение мест по количеству набранных очков. В швейцарской системе принято считать, что для определения победителя достаточно столько туров, сколько требуется ступеней для выявления победителя по нокаут-системе при таком же количестве игроков.

Организация турнира по швейцарской системе

Порядок проведения

В турнире принимает участие четное количество игроков. В первом туре подбор пар производится либо случайной жеребьевкой, либо согласно рейтингу участников. При втором варианте составления пар всех участников делят на группы сильнейших игроков и слабейших и составляют пары с учетом рейтинга. При этом самого сильного участника из первой группы ставят в пару к самому сильному из второй, второго по силе игрока из первой группы - ко второму из второй. Например, если в турнире участвуют 60 спортсменов, то первый игрок (по рейтингу) будет играть с 31-м, второй - с 32-м и так далее. Если число участников оказалось нечетным, то игрок под последним номером в первом туре получает очко без игры.
Начиная со второго тура игроков делят на группы с равным количеством полученных очков. По итогам первого тура получится три группы участников: выигравшие, сыгравшие вничью и проигравшие. Если в какой-то группе окажется нечетное количество участников, то одного из них переводят в ближайшую по очкам группу.
Для следующего тура пары игроков составляют по тому же рейтинговому принципу, но из игроков одной группы: сильнейший игрок из первой половины группы встречается (по возможности) с сильнейшим игроком из второй половины той же группы. Но при этом одни и те же игроки не могут провести в турнире более одной партии. В шахматных или шашечных турнирах, кроме того, должно соблюдаться условие чередования цвета. Чтобы условия были равными, у каждого игрока от тура к туру должен чередоваться цвет фигур (должно быть одинаковое количество игр черными и белыми). В шахматах не допускается подряд три (в шашках - четыре) игры фигурами одного цвета, за исключением последнего тура.

Рассчитывают количество туров, исходя из формулы: +, где N - количество игроков, а k - количество призовых мест (при k=1, =0). Например, для определения победителя среди восьми игроков достаточно трех туров, из шестнадцати - четырех и т.д. Чтобы определить четверку сильнейших, достаточно четырех туров при восьми игроках, пяти - при шестнадцати и дальше согласно формуле. Места распределяют по количеству набранных очков.

Если участники набрали равное количество очков, то их распределяют по коэффициенту Бухгольца, который высчитывается как сумма очков, набранная в турнире всеми соперниками данного участника. Наряду с ним возможно применение среднего рейтинга соперников (более высокое место присудят участнику, соперники которого имеют средний рейтинг и выше) или «коэффициента прогресса» - преимущество получит игрок, дольше находившийся во время турнира на более высоком месте.

ПО ШВЕЙЦАРСКОЙ СИСТЕМЕ

С.04.1 Основные правила для турниров по швейцарской системе

Следующие правила имеют силу для любой швейцарской системы, если явно не установлено иное.

а. Количество туров, которое должно быть сыграно, объявляется заранее.



b. Два игрока не должны сыграть друг с другом более одного раза.

с. Если общее количество игроков будет (или станет) нечётным, один игрок остаётся без пары. Он получает освобождение от игры (bye): без цвета и столько же очков, сколько даётся за победу, если регламентом турнира не установлено иное.

d. Игрок, который по какой бы ни было причине получил какое-либо количество очков без игры, не должен получать освобождение от игры.

е. Обычно жеребьёвка проводится для игроков с одинаковым количеством очков.

f. Для каждого игрока разность между количеством партий, сыгранных чёрными и бе-лыми, не должна быть больше 2 и меньше -2.

g. Ни один игрок не может получить один и тот же цвет три раза подряд.

Каждая система может иметь исключения из этого правила для последнего тура со-ревнования.

h. 1. В общем случае игроку назначается один цвет фигур столько же раз, сколько ему назначается другой цвет фигур.

2. В общем случае игроку назначается цвет, отличный от того, которым он играл в предыдущем туре.



i. Правила жеребьёвки должны быть такими прозрачными, чтобы лицо, ответственное за жеребьёвку, могло объяснить её.

С.04.2 Общая трактовка правил для турниров по швейцарской системе

А. Системы жеребьёвки


  1. Используемая в рейтинговом турнире ФИДЕ система жеребьёвки должна быть или одной из опубликованных швейцарских систем ФИДЕ, или подробно изложенным описанием правил, представленным участникам в явном виде.

  2. При представлении отчёта о турнире в ФИДЕ арбитр должен пояснить, какая из офи-циальных швейцарских систем ФИДЕ была использована. Если была использована другая система, арбитр должен представить правила этой системы для проверки Комиссией по жеребьёвкам швейцарских систем.

  3. Ускоренные методы приемлемы, если они были объявлены организатором заранее и не пристрастны в пользу какого-либо игрока.

  4. Жеребьёвка игроков по швейцарским правилам ФИДЕ объективна и беспристрастна, и различные арбитры или компьютерные программы, соответствующие правилам жеребьёвки, должны приводить к одинаковым результатам.

  5. Не допускается изменять правильную жеребьёвку в пользу какого-либо игрока.
Если можно доказать, что первоначальная жеребьёвка была изменена в пользу какого-либо игрока для выполнения им нормы, то в Квалификационную комиссию должен быть представлен отчёт для инициирования дисциплинарных мер через Комиссию по этике.

В. Стартовый список

1. Перед началом турнира каждому игроку назначается показатель его силы. Эта сила обычно представлена рейтинг-листами игроков. Если для всех участвующих игроков имеется один рейтинг-лист, то должен быть использован этот рейтинг-лист.

2. Перед первым туром игроки классифицируются соответственно в порядке их:

[b] звания ФИДЕ (GM - IM - WGM - FM - WIM - CM - WFM - WCM - без звания),

[с] в алфавитном порядке (если ранее не было установлено, что этот критерий заме- няется на другой).


3. Эта сортировка используется для определения номера для жеребьёвки; игрок само- го высокого ранга получает № 1 и т.д.


С. Включение опоздавших игроков

1. В соответствии с Правилами соревнований ФИДЕ любой потенциальный участник, который не прибыл на место проведения соревнования ФИДЕ до запланированного времени жеребьёвки, должен быть исключён из турнира до тех пор , пока он не поя-вится вовремя на месте соревнования перед жеребьёвкой другого тура.

Исключение может быть сделано в отношении зарегистрированного участника, кото-рый заранее предоставил письменное уведомление, что он неизбежно опоздает.

2. В тех же случаях, когда главный арбитр решает допустить к участию в турнире за-паздывающего игрока,


  • если время прибытия, о котором уведомил игрок, является временем до начала первого тура, игроку дается стартовый номер и он участвует в жеребьёвке в обыч-ном порядке.

  • если время прибытия, о котором уведомил игрок, является временем до начала только второго (или третьего) тура, то игрок не участвует в жеребьёвке тех туров, в которых он не может играть. Вместо этого он не получает очки за несыгранные туры (если в регламенте турнира не сказано иное), а соответствующий стартовый номер и участие в жеребьёвке игрок получит только тогда, когда он фактически прибудет.
3. При таких обстоятельствах стартовые номера, которые были даны в начале турнира, считаются предварительными. Окончательные стартовые номера даются только тогда, когда список участников закрыт, и в таблицы результатов внесены соответствующие поправки.

D . Жеребьёвка, цвет фигур и опубликование правил

1. Незавершенные партии считаются ничьими только для жеребьёвки.

2. Цвет фигур освобожденных от игры игроков и пар, фактически не сыгравших или по-терявших одного из игроков из-за опоздания или вообще отсутствия, не будет прини-маться во внимание. Такая жеребьёвка последующих туров не считается неправильной.



3. В любой ситуации, где имеет смысл последовательность цветов, несыгранные пар-тии не засчитываются. Так например, если игрок имеет историю цвета BWB=W (то-есть, партия четвёртого тура недействительна), она будет рассматриваться как если бы его история цвета была =BWBW. WB=WB будет считаться как =WBWB, BWW=B =W как ==BWWBW и так далее.

4. Игрок, который отсутствует без уведомления арбитра, будет считаться выбывшим из турнира, если до опубликования очередной жеребьёвки отсутствие не будет объяс-нено приемлемыми аргументами.

5. Игроки, которые выбыли из турнира, больше не будут участвовать в жеребьёвке.

6. Игроки, о которых заранее известно, что они не будут играть в конкретном туре, не участвуют в жеребьёвке этого тура и получают 0 очков (если в регламенте турнира не сказано иное).

8. Если


  • какой-либо результат был записан неправильно, или

  • партия была сыграна с неправильным цветом фигур, или

  • должен быть исправлен рейтинг игрока (и возможно пересчитаны нумерация игроков, как в С.3),
и игрок сообщил об этом арбитру после публикации результатов в пределах соот-ветствующего заданного времени на апелляцию, эти факты должны быть использо-ваны для турнирной таблицы и жеребьёвки предстоящего тура. Время на подачу апелляции устанавливается заранее при разработке расписания турнира.

Если уведомление об ошибке сделано после жеребьёвки, но до окончания следую-щего тура, оно повлияет на следующую сделанную жеребьёвку.

Если уведомление об ошибке сделано после окончания следующего тура, исправ-ление будет сделано только после турнира для представления оценки рейтинга.


9. После завершения жеребьёвки и прежде, чем сделать её достоянием общественно-сти, пары сортируются.

Критериями сортировки являются (по убыванию приоритета):


  • очки включённого в жеребьёвку игрока, занимающего более высокое место;

  • сумма очков обоих включённых в жеребьёвку игроков;

) в году. Система названа по стране, в которой была впервые испробована. Швейцарская система применяется и в других, аналогичных шахматам, соревнованиях.

Обычно, шахматные турниры проводились по круговой системе, когда каждый играет с каждым. Это условие ограничивало число участников турниров, из-за возрастания времени проведения турнира с увеличением числа игроков. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда, принимают участие более ста шахматистов, так как по этой системе играют не каждый с каждым, а заранее определённое количество туров.

Пары игроков определяются перед каждым туром. В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по игроков, причём, участник, имеющий наивысший рейтинг, встречается с участником, имеющим высший рейтинг во второй половине игроков. Участник с вторым рейтингом - против участника с вторым рейтингом, второй половины участников. Если, например, в турнире 40 участников, то первый (по рейтингу) играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. После первого тура, выигравшие в первом туре играют между собой, проигравшие - между собой и сыгравшие вничью - также между собой.

В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством очков. Пары игроков, для следующего тура, составляются из одной группы. Если в группе нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу. Внутри каждой очковой группы игроки распределяются по рейтингу и пары составляют по возможности так, чтобы игрок из верхней половины группы встречался с игроком из нижней половины этой группы. Игрок с высшим рейтингом в группе, по возможности, встречается с игроком, имеющим высший рейтинг во второй половине группы, игрок со вторым рейтингом - с игроком, имеющим второй рейтинг во второй половине группы. Например, если в одной очковой группе - 6 игроков, то первый по рейтингу должен играть с четвёртым, второй - с пятым и т. д. Одни и те же участники могут играть между собой только один раз (два раза или более не допускается). При составлении пар, стремятся сделать так, чтобы у каждого участника от тура к тура чередовался цвет фигур. В любом случае, не допускается три партии подряд одним цветом. Стремятся, также, к тому, чтобы каждый игрок имел равное количество игр белыми и чёрными. Принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Это один из основных недостатков швейцарской системы. Правила распределения пар довольно сложны, поэтому, в настоящее время, для этого используются компьютерные программы. В то же время, если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то, практически, все пары складываются однозначно, и почти не бывает свободы выбора.

При проведении турнира по швейцарской системе, в каждом туре (кроме первых одного - двух туров) встречаются игроки примерно равной силы, и победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряженную и интересную борьбу.

Количество туров в швейцарской системе зависит от количества участников. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе (кубковой системе), при том же количестве участников. То есть, количество туров принимают равным округлённому значению логарифма по основанию 2 от количества участников. Например, при 8 участниках достаточно три тура, при 16 - 4 тура и т. д.

Иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира.

В швейцарской системе, обычно, более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы, места распределяются часто не достаточно точно. Очевидно, что в турнире проводимому по швейцарской системе должно быть чётное количество участников. Если, например, в течение турнира, выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо. Но в швейцарской системе не возможно поступить так же как и в круговой системе, где, в случае выбывания одного из игроков, его результат аннулируется, если он сыграл менее половины, предусмотренных туров, или тем, с кем он не сыграл, присуждается очко, если выбывший сыграл более половины туров. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как, в этом случае, некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за не сыгранные партии.

В швейцарской системе, участники, набравшие равное количество очков, обычно, распределяются по . Иногда, для распределения мест, в случае равенства очков, вычисляют средний рейтинг соперников. Тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место. Применяется также, так называемый, «коэффициент прогресса». Коэффициент прогресса тем лучше, чем дольше игрок находится на более высоком месте.

Швейцарская система получила большое распространение в . Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» ( open ) турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Швейцарская система - система проведения турниров (получила свое название потому, что впервые была введена в турнирах Швейцарского рабочего шахматного союза). Турнир по швейцарской системе проводится следующим образом. Перед началом устанавливается количество туров (обычно 5-13). Все участники ранжируются по рейтингу или другим способом, например, жеребьевкой. В 1 туре играют первая половина участников со второй половиной, например, при 20 участниках играют пары 1-11, 2-12 и т.д. Цвет определяется жеребьевкой для первой пары, а далее цвет меняется, например, если первый номер играет белыми, то второй - черными, третий - белыми и т. д. В последующих турах встречаются участники, имеющие по возможности равное количество очков. Процедура составления пар перед началом каждого тура аналогична первому туру. Участники, уже встречавшиеся между собой, не должны играть вторично. Цвет фигур по возможности чередуется. Перед следующим туром должен быть выявлен результат всех партий. Если число участников нечетное, то последний в данном туре получает очко (в таблице обозначается «+»). В настоящее время для составления пар обычно используют компьютерные программы.

Швейцарская система позволяет провести турнир с широким охватом участников в сжатые сроки и вполне применима для ряда соревнований, особенно массовых, при неравном по силе составе участников. Максимально допустимое количество участников 2 в степени N, где N - число туров. Однако некоторые организаторы проводят массовые турниры с превышением этого число, что может привести к случаю, когда два участника набрали стопроцентный результат, то есть победитель не будет выявлен.