Почему люди играют в игры? Зачем Вы играете в компьютерные игры? Ради чего люди играют в игры.

  • 09.05.2024

Часто, когда у человека спрашивают, зачем он/она играет в компьютерные игры, возникает ступор. «Что за глупый вопрос?» - именно таким будет ответ в большинстве случаев. Если же попытаться добиться более аргументированного ответа, то можно услышать: «это весело, помогает расслабиться после работы» или «это как погрузиться в многотомный увлекательный роман, в котором ещё можно и поучаствовать» или «это неотъемлемая часть моей жизни, я с самого детства играю».

Люди редко задумываются о столь важном вопросе, из-за чего ответ на него часто звучит как оправдание или попытка защититься от тех, кто не воспринимает компьютерные как равноправное медиа наравне с кино и литературой. Но я абсолютно убеждён, что вам необходимо найти правильный ответ, чтобы играя не тратить время просто так, а получать максимум пользы.

Игры в том или ином виде существуют в человеческом обществе с его зарождения, а само понятие присутствует в языке каждой культуры. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, «игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Это способ выместить лишнюю энергию, получить яркие эмоции и всячески повысить уровень эндорфина в крови участников. Но верно ли это утверждение для всего, что мы по привычке называем играми?

В древние времена единственным исключением, пожалуй, являлись шахматы. Придуманные не меньше, чем 1500 лет назад, они наглядно продемонстрировали, что в играх имеет место не только физическая сила и выносливость, но и умственная работа. За редким исключением игры неизменно ассоциировались с бесцельным времяпрепровождением в течении всей человеческой истории. И, должен сказать, небезосновательно.

С началом информационной эры человечество столкнулось с новым видом игр, которые так и стали называть - «компьютерные». Но почему всё то же старое слово «игра» было использовано для чего-то столь нового и необычного? Что вообще может объединять, например, шахматы и футбол с одной стороны, и Stanley Parable с Dota 2 с другой. Мы привыкли называть это «геймплеем» - или попросту взаимодействием/интерактивностью. В играх на свежем воздухе или в шутерах- это взаимодействие между членами команды. В Journey или Stanley Parable - взаимодействие между игроком и игровым миром.

Действия участников всегда во всех случаях направлены на конкретный результат: забить гол, поставить мат оппоненту или уничтожить главную башню команды противника - ясные и очевидные цели. А вот ради чего играть, например, в Stanley Parable с точки зрения именно игры - абсолютно непонятно. В ней нет цели, нет конца, она не призывает быть «быстрее, выше, сильнее», чем кто-то ещё. В тоже время в Journey есть понятная с самого начала задача - дойти до горы, но и здесь никто не предлагает соревноваться с другими людьми. Так зачем мы играем?

Отвечая на это вопрос, я чётко выделяю для себя две группы людей:

Для первой группы компьютерные игры, как и большинство игр на открытом воздухе, - отличная возможность «выпустить пар». Получить необходимую разрядку, например, сыграв несколько матчей в Call of Duty или FIFA - самая частая мотивация. Именно поэтому соревновательные игры, а также шутеры, экшены и слэшеры столь популярны. И в этом нет абсолютно ничего странного или неправильного. Главное отдавать себе отчёт, что именно это и является вашей основной мотивацией играть. В конце концов, компьютерное насилие и азарт помогают выплеснуть лишние эмоции в виртуальный мир, а не на членов семьи или коллег по работе, что крайне важно для человека в принципе.

Для второй же группы, компьютерные игры - способ получить уникальные впечатления, которые невозможны в реальной жизни. Этим людям игры помогают найти ответы на насущные вопросы, решить личные проблемы и взглянуть на мир под другим углом. К слову, это именно то, что делает единичные компьютерные игры искусством, что нельзя сказать больше ни про один другой вид игр в принципе.

Главная цель в Journey - само путешествие, которое у каждого конкретного игрока будет ассоциироваться с личным «путем» к заветной цели. Journey когда-то стала воплощением в игровой форме моего стремления успешно сдать экзамены и поступить в вуз, поэтому для меня это очень личная игра. В ней я соревновался лишь с самим собой. Я пытался понять, чего на самом деле хочу и как этого можно добиться. Лишь очень немногие игры способны на таком личностном уровне влиять на игрока, помогая ему с реальными проблемами.

Нельзя сказать, что эти две группы игроков никогда не пересекаются, но случается это очень редко. Я, например, в равной степени могу увлечься Journey или Call of Duty . Всё зависит от конкретной цели, которую я преследую, когда нажимаю кнопку Play. Но в то же время я знаю множество людей, которым Stanley Parable покажется абсолютно бессмысленной. Как сказал один мой знакомый, поиграв в неё час: «Я не хочу так бесполезно тратить своё время». Другой же мой хороший друг просто не в силах понять, что увлекает миллионы людей проводить десятки и сотни часов за Battlefield . Для него военная техника, взрывы, стрельба - пустое и ненужное времяпровождение в случае, если оно не служит какой-то более высокой цели, чем просто демонстрация внушительных спецэффектов.

Пока я тут рассуждаю, у вас наверняка накопилось несколько мыслей по вопросу: «Зачем вы играете в компьютерные игры?» Я буду очень признателен, если вы ответите в комментариях. Давайте обсудим эту тему.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Она адресована всем, кто увлекается онлайн- и офлайн-играми, и даже тем, кто вообще не играет, но интересуется новыми способами мышления и решения проблем.

Главный вопрос вынесен в подзаголовок: «Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир». Автор показывает, что игровой процесс - не просто развлечение, а присущий XXI веку способ совместной работы, которую можно направить на решение реальных проблем - от голода и нищеты до изменения климата и мировых конфликтов.

Совместная работа

В апреле 2009 года игроки Halo 3 отметили весьма волнующую общую веху - 10 миллиардов убитых в войне против их виртуального врага, Ковенанта. Чтобы достичь важнейшей вехи, игроки Halo 3 на протяжении 565 дней сражались в вымышленной Великой войне, защищая Землю от альянса злобных инопланетных рас, стремящихся уничтожить человечество. За это время игроки Halo 3 сформировали крупнейшую армию на Земле, пусть даже и виртуальную. Более 15 миллионов человек сражались от имени Космического Командования Объединенных Наций, действующего в этой научно-фантастической игре. Это примерно половина общей численности действующего личного состава двадцати пяти крупнейших армий реального мира, вместе взятых.

Достижение такого показателя, как 10 миллиардов убитых, не было случайным, бездумно обеспеченным широкими игровыми массами. Игроки Halo предприняли для этого скоординированные действия. Они восприняли 10 миллиардов убитых как символ того, что их сообщество способно на многое, и хотели, чтобы это было нечто большее, чем какие бы то ни было достижения любого другого игрового сообщества. Поэтому все напряженно работали над тем, чтобы каждый из них играл в Halo как можно лучше. Геймеры обменивались рекомендациями и стратегиями, а также организовали круглосуточное совместное продвижение кампаний.

В конце концов игроки Halo достигли своей цели и наводнили интернет-форумы, чтобы поздравить друг друга и рассказать о своем вкладе в общее дело.

В чем смысл?

Возможно, вы сейчас думаете: «Ну и что? В чем смысл? Ковенанта не существует. Это просто игра. Что особенного игроки сделали, что стоило бы праздновать?»

С одной стороны, ничего. Уничтожение ковенантов не имеет никакой ценности, сколько бы их ни было - один, десять или даже сто миллиардов. Даже самые преданные фанаты Halo знают, что никакого значения спасение человеческой расы от вымышленного вторжения инопланетян не имеет. Нет предотвращения реальной угрозы. Нет спасения жизни реальных людей.

С другой стороны, несмотря на то что уничтожение игровых врагов не имеет ценности, это не значит, что оно лишено смысла.

Смысл - это осознание причастности к большому, общему, а не личному делу. Он дает нам убежденность в том, что наши поступки имеют значение не только для нашей собственной жизни. То, что наполнено смыслом, важно не только для нас самих или наших друзей и членов семьи, но и для гораздо большей группы: общины, организации, а то и всего человеческого рода. Все мы ищем более глубокий смысл, пытаясь найти больше способов улучшить общую картину мира, больше вариантов оставить в нем след.

Мы не можем иметь значение вне широкого социального контекста.

Именно в этом состоит суть совместной работы в игре Halo 3. Дело не в том, имеет ли ценность уничтожение ковенантов, а в том, что достижение масштабной цели вместе с миллионами единомышленников приносит удовлетворение. Это занятие наполнено смыслом. Когда игроки посвящают себя осуществлению такого замысла, как уничтожить 10 миллиардов ковенантов, они приобщаются к великому делу и вносят в него значительный вклад.

Для поиска реального смысла не нужно делать нечто, имеющее реальную ценность, - нам просто необходима возможность внести свой вклад.

Нужен способ связаться с людьми, которых интересует та же глобальная цель, что и нас, какой бы условной она ни была. И нам нужен повод задуматься о поистине эпическом масштабе наших совместных действий.

Эпичность и благоговение

По сравнению с играми реальность заурядна. Игры делают нас частью чего-то большего и придают нашим действиям эпический смысл. Эпичность - одна из важнейших идей в современной игровой культуре. Этим словом геймеры описывают свой самый запоминающийся и приносящий удовлетворение игровой опыт.

Согласно весьма удачному определению, эпическим называется то, что существенно превосходит обычное по значению, масштабу и интенсивности. Геймеры обожают эпические игры, и для этого есть причина. Дело не просто в том, что больше значит лучше, просто нечто более масштабное внушает большее благоговение.

Благоговение - уникальное чувство. По мнению многих специалистов по позитивной психологии, это самое всепоглощающее и приятное позитивное чувство, которое может испытывать человек. Нейропсихологи называют его «вершиной положительных эмоций». Мы испытываем благоговение, когда осознаем, что находимся рядом с чем-то более значимым, чем мы сами.

Без сомнения, именно это чувство испытывает игрок Halo 3, говоря, что от этой игры у него мурашки бегают по телу. Это ощущение - типичный физический симптом благоговения, наряду с ознобом, гусиной кожей и комом в горле. Способность испытывать благоговение служит своего рода эмоциональным радаром для определения значимой деятельности. При этом каждый раз мы понимаем, что нашли вероятный источник смысла, реальную возможность принести пользу, сплотиться, внести вклад в достижение важной цели. Другими словами, благоговение не просто вызывает приятные ощущения, оно вдохновляет нас на добрые дела.

Разработчики игр лучше всех знают, как заставить людей прилагать максимум усилий и как вознаграждать за тяжелый труд. Они знают, как обеспечить взаимодействие и сотрудничество в некогда невообразимых масштабах. Кроме того, они постоянно изобретают новые способы мотивации игроков к выполнению все более сложных задач.

Хотите стать экспертом по современным играм, обрести новые способы мышления и узнать, как виртуальное может менять реальность к лучшему?

Подготовлено по материалам книги «Реальность под вопросом» .
Картинки поста:

Почему с самого начала развития цивилизации не только дети, а и взрослые люди играли всегда?

В мире бизнеса 2016 год вполне можно назвать трендом развлекательной индустрии.

Почему мобильные онлайн игры стали трендом? Потому что даже взрослые люди любят играть и потому что количество пользователей смартфонов непрерывно растет.

В следующей статье покажу все в цифрах, а сегодня о том, почему все люди от мала до велика любят играть и с самого начала развития цивилизации люди играли всегда.

Если вы читаете эту статью, то вы, как и все любите играть и в конце получите игрушки в подарок.

Если не задумываться глубоко, то понятие игра ассоциируется только с детьми – это большое заблуждение.

А на самом деле человек не перестает играть всю свою жизни, говорят ведь «вся жизнь – игра» по определенным правилам правилам. Которые мы сами себе устанавливаем.

Часто такая игра-жизнь нам перестает нравиться, но мы не можем выйти из нее, потому что в ней есть определенные правила. А иногда хотим играть в другую игру-жизнь, но правила той игры позволяют присоединиться другим, но не вам.

В спорте соревнуются команды по легкой атлетике, биатлону, гимнастике – это просто соревнование. А команды по хоккею, футболу, волейболу не соревнуются, а играют. Вам не кажется, что неспроста эти состязания назвали игрой?

Мы взрослели, но не переставали играть, только игры менялись – шашки, шахматы, бадминтон, теннис. Многие люди любят играть - в карты и лото…

Компьютерные игры – это просто новый этап в развитии игр, продиктованный временем. Вначале появились электронные игрушки, я помню игру в тетрис. Затем на компьютерах – прямо в систему уже встроены игры. Также в интернете игры на любой вкус.

На блоге создана развлекательная страница страница, на которой стоят и мобильные игры, а также рубрика кроссвордов. Буду проводить турниры по кроссвордам с реальными призами, подписывайтесь на новости блога чтобы в них учавствовать.

Почему же взрослые люди любят играть?

  • Для снятия напряжения или стресса прошедшего дня, чтобы переключиться на позитив.
  • Иногда так преодолевают страх перед реальностью с ее проблемами и неурядицами, в игре все решается легко и можно стать и почувствовать себя победителем хотя бы в нереальном мире.
  • Иногда уходят от реальных проблем на виртуальные проблемы, которые при любом раскладе не повлияют на реальные события.
  • В игре можно делать все, даже то, что нельзя делать и что вы никогда бы не делали в жизни.
  • И наконец простое желание убить время.
  • Еще много причин можно написать….

Я, например, перед сном люблю разложить карточный пасьянс на компьютере – это стирает в голове мысли, которыми она была заполнена, не продолжаю решать задачи в постели и следовательно легко засыпаю.

Вообще я люблю . Но в наше время можно запросто увидеть, как 30-40 летний бизнесмен или даже член правительства играет в какую-нибудь «стрелялку». Причём профессиональнее своих детей. Никто не считает это чем-то неправильным.

Мобильные игры — это полезно или вредно?

Игры перешли на новый уровень, мобильный. И играть в мобильные игры можно будучи далеко от компьютера.

Мобильный интернет вывел развлекательную индустрию на совершенно другой уровень. Это удобство для игроков и миллиардные доходы для создателей игр.

Играть в мобильную игру можно абсолютно в любое время и в любом месте. Это дает возможность людям скоротать время в поездках, перелетах, на вокзалах и в аэропортах.
Огромное разнообразие мобильных игр позволяет любому человеку выбрать подходящую для себя игру или несколько. Мобильные игры невероятно красочны и динамичны, что привлекает и детей и взрослых.

О пользе мобильных игр ученые пишут много, но они не дали окончательный ответ, здесь еще много неразгаданного.

Развивающие игры даже для двухлетнего ребенка полезны в разумных пределах. Во время игры развиваются и закрепляются практические навыки ребенка, он учится логически мыслить, начинает тренироваться память. Всегда дети развивались быстрее в семье, где много других детей для игр, в детских садиках дети более развитые, чем домашние.

Для людей в возрасте компьютерные и мобильные игры предотвращают болезнь Альцгеймера. Даже, если нет напарника для игры в шашки или шахматы, им может стать компьютер.

Для людей с огромной психологической нагрузкой игры снимают стресс.

Хотя игра, конечно, есть игра, можно и проиграть. Но надо , оттачивая мастерство, соблюдать правила – эти навыки непременно пригодятся в жизни.

Вы заметили — счастье и успех у того, кто живет и работает играючи?

Много говорят и о вреде игр, в смысле игромании, зависимости от игр.

Но это, как и с хорошим вином – никто не станет вырубать виноградники, не остановит производство хорошего виноградного вина из-за наличия алкоголизма в народе.

Или производство автомобилей и самолетов увеличивается, несмотря на то, что в автомобильных и авиакатастрофах гибнут люди.

Мобильные игры онлайн на смартфонах, планшетах не только интересно, но и прибыльно?

Удобство мобильного интернета вообще невозможно переоценить и соответственно широкий доступ к мобильной связи вывел игровую индустрию на совершенно новый виток.

Растущее качество онлайн игр для мобильных телефонов, их краски, динамика привлекают еще больше игроков к мобильным играм, и работы у разработчиков игр прибавилось.

Мой земляк, 40-летний Виктор Кислый оказался на первом месте среди самых успешных белорусских бизнесменов.

Детское увлечение, игра в «танчики», и то, что в школе он много времени проводил в программной лаборатории отца, привели к тому, что уже в 17 лет он вместе с друзьями начал создавать первую свою онлайн игру.

Пара десятков созданных игр на счету Виктора, но слава и деньги Виктору Кислому принесла игра World of Tanks. Она сейчас одна из самых популярных мобильных игр в странах СНГ и на большей части стран мира.

Если у вас есть смартфон, то для вас доступна возможность сейчас познакомиться с лучшими мобильными онлайн играми.

Заходите на этот сайт, выберите для себя игру, установите ее бесплатно и еще получите в подарок 20 токенов для участия в розыгрышах.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Привет, меня зовут Катя, мне 34 года, и последние 10 лет я убиваю радиоактивных тараканов в Убежище 101 , отстреливаюсь от хедкрабов , бегаю от зомби, а еще летаю на разные космические станции. Со мной все в порядке: просто я обожаю компьютерные игры.

Более того, вся моя семья увлечена разными стрелялками и стратегиями в реальном времени: два сына и муж с удовольствием играют в разные игры. Добро пожаловать в нашу геймерскую банду.

И я, пользуясь возможностью, предоставленной мне сайт , решила разобраться в том, как влияют видеоигры на нас, геймеров. А заодно развеять парочку мифов о вредном воздействии этих самых игр на подрастающее поколение. Привет, мам, я знаю, ты читаешь это.

В свободное от игр время мы ведем вполне себе обычную жизнь: ходим в гости, на работу, в кино и даже занимаемся спортом. Несмотря на все это, бабушки, дедушки, друзья и случайные знакомые твердят мне, что компьютерные игры - зло. Нет, не так - ЗЛО. По прогнозам моей мамы, мы обязательно одичаем, а у детей испортится зрение и появятся дурные наклонности.

Предупреждение: данный пост не пропагандирует компьютерную зависимость. Автор осознает важность воспитания детей и не перекладывает эту ответственную функцию на производителей 3D-игр. Кроме того, игры имеют ряд медицинских противопоказаний , с которыми необходимо ознакомиться.

1. 3D-игры улучшают когнитивные способности и увеличивают объем памяти

Большинство ученых, которые занимаются изучением влияния игр на молодежь, утверждают, что время, проводимое за компьютером, растет год от года. Американские киберпсихологи поставили эксперимент с целью найти связь между частой игрой в видеоигры и ожирением, депрессией и даже снижением успеваемости в школе и колледже. Но результаты показали, что такой связи не существует, и это притом, что 10 % опрошенных уделяли играм не менее 35 часов в неделю.

взгляд психоаналитика

Это далеко не первая, и, разумеется, не последняя статья о психологии компьютерных игр , которая написана для психологического сайта. Тема благодатная - компьютеры стали неотъемлимой частью жизни, а компьютерные игры - соблазнительным способом провести свободное время.

  • Почему люди играют в компьютерные игры?
  • Компьютерная игра: это хорошо или плохо?
  • Как избавиться от игровой зависимости?

Эти и другие похожие вопросы каждый день тысячи людей задают Яндексу. Рассматривая эти вопросы через призму психоаналитического опыта, попробую дать на них свои ответы.

Люди, которые играют в игры

Существует распространенное заблуждение, что в компьютерные игры играют преимущественно подростки. Это не совсем так. Скорее подростки более открыто обсуждают свои игры. Взрослые же люди часто считают тот факт, что их привлекают определенные компьютерные игры, несколько смущающим или и вовсе постыдным. И продолжают играть в них, не афишируя этот факт среди друзей и посторонних людей. Фактически, компьютерные игры могут захватить человека любого возраста, пола, семейного и профессионального статуса.

Почему компьютерные игры привлекательны?

Игра может занять довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за монитором. Почему это происходит?

Компьютерные игры позволяют перенестись в "иной мир". Они, как ничто другое, позволяют погрузиться в этот мир очень глубоко, и даже на уровне тела чувствовать его виртуальную реальность. Ситуация игры позволяет быть внутри нее настолько свободным, насколько никогда не позволит "реальная реальность". Самое страшное последствие ошибки или неудачи в игре - необходимость закрыть ее и начать сначала.

Игры оказываются привлекательны тем, что позволяют почувствовать нечто , чего не хватает в обычной жизни. Либо, напротив, НЕ чувствовать что-то, чего в жизни имеется с избытком. Кроме того, некоторые игры позволяют хотя бы на время побыть кем-то другим, кем-то привлекательным, кем человек хотел бы себя почувствовать.

Пример 1. Быть Ларой Крофт?

Ряд игр, особенно ролевые игры, предоставляют возможность почувствовать себя иным человеком , чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Возможность чувствовать собственную силу, привлекательность, бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки - почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.

Пример 2. Убей монстра!

Многие игры имеют ярко выраженный агрессивный контекст: убить как можно больше врагов! сокрушить ужасного монcтра! набрать силу и стать непобедимым! Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. Может возникнуть впечатление, что игра вызывает агрессию, которой у человека до этого не было - веский довод против компьютерных игр?

Почему же эти игры оказываются так привлекательны для, казалось бы, совершенно мирных, иногда даже робких в обычной жизни людей? Потому что они позволяют проявиться подавляемой им и агрессии . Они помогают выразить то, что человек не позволяет себе проявлять в реальности - ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее и сильнее оно становится где-то глубоко внутри. Виртуальная ситуация безопасна, она дает возможность не испытывать страх и чувство вины - те чувства, которые составляют основу подавления агрессии.

Увлечение агрессивными играми - это попытка войти в контакт со своей агрессией и, возможно, научиться управлять ей. Правда эта попытка не всегда бывает успешной, ведь виртуальная реальность все же сильно отличается от реальной.

Пример 3. Собирая пасьянс...

Целый пласт компьютерных игр (например, логические) созданы для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания. Но иногда оказывается, что время вовсе не лишнее, а от простой и достаточно монотонной игры невозможно оторваться. Казалось бы, ну а тут-то что затягивает?

Занимая свое внимание, сосредотачиваясь на решении задач разной степени сложности, наблюдая за чередой привлекательных визуальных образов, уходя в незатейливый виртуальный мир цветных шариков, карт, красивых схем, человек на время отодвигается от состояния тревоги . Перекладывая карты, группируя шарики по цветам или собирая слова из букв, человек на время останавливает поток тревожных мыслей и образов. Но возвращение к реальности возвращает и тревогу.

Компьютерные игры: за и против?

Компьютерные игры могут выглядеть абсолютно бессмысленным времяпрепровождением, если смотреть на них лишь с позиции внешней реальности. Для нее человек, проводящий часы перед монитором, практически потерян. Но раз люди чем-то занимаются, значит это имеет какой-то психический смысл. Какой?

С точки зрения внутренней (психической) реальности, компьютерные игры представляют для игрока своеобразный способ психической саморегуляции . Процесс игры позволяет снять психическое напряжение (до некоторой степени). Так что в игру "уходят" от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

Этот способ обращаться с трудностями имеет сходство с использованием алкоголя в качестве способа регуляции своего состояния: игра (как и алкоголь) позволяет быстро (но лишь на короткое время) изменить внутреннее состояние и снять напряжение. Когда к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости . Механизм образования алкогольной и игровой зависимости схож: когда психическое напряжение очень высоко, находится простой и довольно приятный способ ее быстро снять. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... В случае алкоголя в действие вступает также химическая зависимость. Создатели компьютерных игр борются за своего клиента, используя различные психологические приемы, схемы, уловки, стараются создавать такие игры, которые затрагивают действительно глубокие струны в человеческой душе.

Считается, что самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и "фигура превращается в фон" - виртуальная реальность становится для игрока более реальной, чем "реальность оффлайна".

Виртуальная реальность: вход и выход

Если компьютерные игры стали чем-то большим, чем удобный способ скоротать свободное время, человек сталкивается с тем, что страсть к игре начинает нарушать ход его повседневной жизни. Желание уйти в игру становится очень требовательным, даже навязчивым. И тогда может возникать понимание: "игры кончились", началась игровая зависимость . Что делать?

Некоторым людям удается отказаться от игр сравнительно просто. Это люди с очень большой силой воли и не очень далеко зашедшей страстью к играм. Как правило, такие люди, осознав свою зависимость, просто отказываются от игры, удаляя ее из компьютера, и находят для себя другие, более устраивающие их способы справиться с напряжением жизни.

Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе . Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться.

Иногда справиться с зависимостью в одиночку или даже при помощи друзей и близких не удается, несмотря на все усилия и желание. Обычно это связано с тем, что есть не просто привычка, а серьезная внутренняя привязка к игре. Это происходит, когда игра "обслуживает" какие-то важные психологические потребности или отвлекает от серьезных психологических проблем. Тогда невозможно просто закрыть игру и выключить компьютер - пока есть проблемы, наша психика будет искать их решение (а самый простой путь - виртуальное псевдорешение - она уже нашла и просто будет его повторять!). Поэтому избавление от игровой зависимости часто лежит через уменьшение уровня тревоги, освобождение от внутренних конфликтов, принятие себя, самоуважение и увеличение способности активно проявлять себя во внешнем мире, увеличение способности строить и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обретение смысла собственной жизни .

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП