Какие народы считают ердынские игры своими. Онлайн-дневник «Ёрдынских игр

  • 11.12.2023

Ёрдынские игры - это Всебурятский межрегиональный этнокультурный фестиваль, достигший ныне почти всероссийского масштаба, который проводится раз в четыре года на побережье Байкала. Всего за несколько лет локально-бурятский религиозный шаманский молебен с элементами спортивно-культурного празднества вылился в этнокультурный фестиваль ряда народов Сибири, а затем и многих других территорий России.

В 2011 г. в Бурятских Играх участвовали делегации из 15 субъектов Российской Федерации: кроме самой Бурятии и Иркутской области, организаторов форума, прислали свои команды такие разные территории страны как Астраханская область, Забайкальский, Красноярский, Алтайский и Хабаровский края, республики Тыва, Алтай, Хакасия, Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ. Участвовали и зарубежные государства - Автономный район Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, Монголия, Республика Корея. Показателен состав делегаций: как правило, это известные мастера народной культуры, фольклористы, религиоведы, шаманы, спортсмены, активисты-патриоты.

Идея Ёрдынских игр возникла в среде бурятских активистов в 1990-х годах, и первоначально планировалось данное мероприятие как возрождение забытого бурятского религиозно-шаманского поклонения на священной бурятской горе Ёрдо в Предбайкалье. В первом чисто религиозном обряде, организованном инициативой бурятских религиозных активистов из Республики Бурятия в 2000 году и названном как Ёрдойн тайлган (молебен), приняли участие верующие-шаманисты из всех бурятских территорий Байкальского региона - самой Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Иркутской области, Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области. Но уже следующий религиозно-шаманский молебен перерос рамки родо-племенного бурятского события, вырос в большой этнокультурный праздник и получил название Ёрдойн наадан (Ёрдынские игры). Тогда же было принято положение, согласно которому этот национальный бурятский праздник должен проводиться один раз в четыре года.

Свое название бурятский шаманский молебен и игры получили от сопки Ехэ Ёрдо в долине реки Анги. Как известно, с седой древности вплоть до XVII–XVIII вв. у ее подножия ежегодно проводился крупный межродовой бурятский молебен-праздник эхиритов, одного из четырех основных племен бурятского народа, в котором принимали участие также ближайшие роды родственных булагатов и даже некоторые роды хори-бурят из Забайкалья.

В 2005 году праздник проводился уже как Ёрдынские игры и с еще большим размахом. По своей широте, зрелищности бурятских религиозных обрядов, мастерству выступающих фольклорных коллективов, а также и разнообразию национальных костюмов Ёрдынские игры явились важным событием в возрождении национальных традиций бурятского народа. Участники форума провели традиционные соревнования по стрельбе из лука, национальной борьбе, выступали фольклорные ансамбли, устраивались конные скачки. Два дня танцоры в национальных костюмах, певцы, музыканты демонстрировали свое мастерство. В программе были и национальные спортивные мероприятия. При этом традиционные бурятские состязания были дополнены национальными якутскими соревнованиями по метанию камня и перетягиванию палки. Другим красочным нововведением явилось избрание красавицы Игр, которое стало традицией. Но главным событием был и остается традиционный бурятский танец ёхор вокруг огромной горы. Танцующих в этом ритуальном танце с каждым новым праздником становится всё больше; они не только замыкают один круг вокруг горы, но и образуют два и более круга. Считается, что когда круг замкнут, то год будет богатым, плодородным. В 2005 году участников было более пяти тысяч человек.

Следующим важным современным элементом Игр является проведение научно-практических конференций по проблемам этнокультурного возрождения народов. Так, в 2011 году в рамках фестиваля состоялась Межрегиональная научно-творческая конференция «Культурные взаимодействия народов Сибири и Дальнего Востока», где обсуждались вопросы развития диалога культур народов Сибири и Дальнего Востока, о формировании региональной идентичности сибиряков, о роли субъектов культуры в распространении гуманистических ценностей, о разработке межрегиональных проектов в сфере духовного и физического развития, культуры и искусств. Планируется участие головных учебных заведений культуры и искусства Дальнего Востока и Сибири.

Ёрдынские игры 2011 года были определены как III Международный этнокультурный фестиваль - традиционный праздник народов Евразии. Было отмечено, что Сибирь стала колыбелью формирования многих народов, проживающих на территории Российской Федерации, и центральное место в этих процессах занимает Байкал, Прибайкалье.

Бурятский молебен на берегу Байкала, священного моря-озера многих народов Центральной Азии и Сибири, стал родным этнокультурным мероприятием для многих народов; бурятские шаманистские молебны переросли во всеобщий праздник национальных культур с песенно-танцевальными и спортивными играми ряда народов.

Таким образом, феномен Ёрды, изначально локально-бурятского родо-племенного шаманистского молебна с элементами празднества, при своем новом «прочтении» мгновенно трансформировавшегося в крупнейший этнокультурный праздник традиций многих народов Сибири, Поволжья и Урала, заключается в действительной актуальности вопросов возрождения традиционных культур народов Евразии, их единых духовных ценностей.

Вплоть до XVII-XVIII вв., на западном побережье Байкала в долине р. Анги проводился крупный межродовой бурятский праз-дник - Ёрдынские игры (Ёрдойн наадан). Практика прове-дения игр у подножия горы Ехэ Ёрдо прекратилась с приходом на Бай-кал христианских миссионеров приблизительно в XVIII века. И только в конце XX века, благодаря публикациям доктора историчес-ких наук, профессора Д.С. Дугарова, Ёрдынские игры были возрождены и вновь состоялись в июле 2000 года на том священном месте.

Тогда на Ёрдынских играх присутствовало свыше двух тысяч человек: гости из Бурятии, Саха-Якутии, Агинского автономного округа Читинской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В программе праздника были выступления фольклорных ансамблей и спортивные состязания: традиционные соревнования по стрельбе из лука, классическая борьба, конные скачки. В спортивную программу помимо традиционных национальных состязаний были включены соревнования по метанию камня и перетягиванию палки. Последний вид спорта является национальным у якутского народа.

В XXI веке Ёрдынские игры стали заметным явлением в возрождении национальных традиций бурятского народа.

У кочевых народов весенние праздники проходили тогда, когда заканчивалась перекочевка с зимников на летники. Обычно эти праздники сопровождались состязаниями в силе и ловкости.

У бурят такие состязания назывались наадан, что в переводе обозначает «три игрища мужей». Такие состязания включали в себя бухэ барилдаан — национальную борьбу, сурхарбаан — стрельбу из лука, урилдаан — конные скачки.

Лук и стрелы издревле были основным оружием охотника и воина, поэтому стрельба из лука была обязательным и любимым видом состязаний. Среди бурят всегда была любима и борьба. Бурятская борьба очень демократична: в ней нет весовых категорий, и для поединка не устанавливается продолжительность по времени. Побеждает тот, кто вынуждает противника коснуться земли третьей точкой. Также в программу праздника могли включаться соревнования по поднятию и переноске тяжелых камней.

Молодые люди в соревнованиях имели возможность продемонстрировать свои лучшие качества: силу, выносливость, ловкость. В дни праздничных соревнований буряты узнавали, кто лучше всех из них скачет на коне, кто сильнее в национальной борьбе, а кто — самый меткий стрелок из лука. Завоевать звание лучшего, было весьма престижной заслугой. Победители в качестве награды получали хорошие призы: это мог быть скот, а могла быть и рука прекрасной девушки. О победителях спортивных состязаний слагались улигеры (сказания), благодаря которым герои прославлялись на долгие годы.

У каждого бурятского рода было свое, особое место для проведения национального праздника. Это место, особенно если оно являлось горой, со временем становилось сакральным. Например, в Кудинской долине тай-лаганы (родовые праздники) проводили у священных гор Байтог и Ухэр Манхай. У агинских бурят (Читинская область) это Алханай, священная гора, обход вокруг которой сулит всяческие блага и удачу. У баргузинских бурят — гора Барагхан-уула, в честь которой проводят специальные молебны. В Тункинской долине местными жителями почитается гора Мундорга. Но особое значение буряты придавали участию в празднике возле горы Ёрдо. Популярность этого праздника была так велика, что на него съезжались гости из самых далеких уголков Прибайкалья и Забайкалья.

Ёхор вокруг священной горы Ехе Ёрдо обычно продолжался 6 дней и ночей, а для того, чтобы круг замкнулся, в хороводе одновременно должно было участвовать свыше 700 человек. Если круг не смыкался, игры считались неудачными и приехавшие быстро разъезжались.

О проведении Ёрдынских игр в долине р. Анги найдена запись в полевом дневнике бурятского ученого М.Н. Хангалова, записавшего в 1908 г. со слов кудинских бурят: «В Яланцовском ведомстве есть две небольшие горы, которые имеют продолговато-конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются одна Малая Ёрд (Бага Ёрд) и другая Большая Ёрд (Ехе Ёрд). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время облавной охоты (зэгэтэ аба) вокруг Ехе Ёрд устраивали национальный праздник хатарха. Окружность Ехе Ёрд около 700 обыкновенных шагов, следовательно, здесь принимали участие около семисот человек, а менее не могли, но больше — сколько угодно. Относительно устраивания национального танца хатарха вокруг этой горы есть много народных преданий... В Курумчинском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ёрд (Ёрд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жен. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей».

Обособленная жизнь в удаленных бурятских улусах не располагала к частым празднествам, поэтому возможность налаживания взаимоотношений и знакомств на общих праздниках была очень значимой и одним из важнейших побудительных мотивов для поездки на Ёрдынские игры.

О ГОРЕ EXE ЁРДО

Ехэ Ёрдо в переводе с бурятского означает «большой выступающий, высовывающийся» (ёрдойхо). Гора Ехэ Ёрдо находится в 9 км от пос. Еланцы и в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анги. По неизвестным ныне причинам эта невысокая (34 метра) правильной куполообразной формы сопка была выбрана древними людьми для проведения самого главного и многолюдного национального бурятского праздника на берегах Байкала.

О горе Ехэ Ёрдо существует большое количество старинных народных преданий. В одной из них рассказывается, например, о том, что богач Дали-баян, проживавший в устье Анги, перед играми устилал шкурками белых ягнят все склоны священной сопки Ёрдо, и она становилась белоснежной. А белый цвет с древних времен считается священным среди бурят и монголов. Можно предположить, что устилание белыми шкурами вершины сопки носило магический характер «очищения» и «освящения» сопки.

Во время праздника на вершину сопки поднимались только шаманы, больше никто не имел такого права. Перед самой вершиной горы Ёрдо с западной, более пологой стороны, где обычно поднимались шаманы, находится древнее святилище, представляющее из себя полость под двумя огромными 5-метровыми плоскими каменными плитами, установленными на каменных подпорках. С внешней стороны полость огорожена стенкой из сложенных камней. Многое говорит о том, что огонь здесь разжигался еще в древности. Во время праздника шаманы поднимались на сопку Ехэ Ёрдо и разжигали на ее вершине можжевельник, благовонный дым от которого предназначался местным эжинам (духам). Цель обряда — умилостивить хозяев местности, чтобы они покровительствовали жителям долины Анги, вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от разных болезней, способствовали размножению скота.

Информационная справка

Сибирь стала колыбелью формирования многих народов, проживающих на территории Российской Федерации. Центральное место в этих процессах занимает Байкал — чистейшее и самое глубокое в мире озеро. Многочисленные народы Евразии почитали и придавали этим землям сакральное значение. Раз в несколько лет здесь проводят межплеменные коллективные молебны. Постепенно молебны трансформировались во всеобщий праздник с песенно-танцевальными и спортивными состязаниями. Местом этих праздников стала гора Ёрд, давшая впоследствии название празднику «Ёрдынские игры».

Ёрдынские игры проводились вокруг двух сопок — Ехэ Ёрд и Бага Ёрд (большая Ёрд и малая Ёрд), расположенных в долине реки Анги, в 8 км от районного центра Еланцы Ольхонского района Иркутской области. Главным событием на играх выступает круговой танец Ёхор вокруг сопки Ехэ Ёрд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее 700 участников. Кроме Ёхора на празднестве устраивали состязания певцов.

Ёрдынские игры — это своеобразная Олимпиада народов Евразии. Команды меряются силами в национальных состязаниях: бурятская национальная борьба, стрельба из лука, мас-рестлинг (перетягивание палки), якутские национальные прыжки, переноска камня, шатар (шахматы), скачки на лошадях. В священном месте, на вершине горы Ёрд шаманы обращаются к духам. На протяжении тысячелетий раз в год в этой долине собирались многочисленные кочевые племена. На это время прекращались войны и конфликты. В единой молитве люди просили творца о здоровье и благополучии рода. Гора Ёрд по шаманским преданиям связывает землю с небом. В этом месте высшие и низшие миры духов открыты для контактов с людьми.

Усилиями общественности Фестиваль был возрожден после долгих лет забытья. В 2001 году был проведён первый праздник в Ольхонском районе, в сакральном месте для всех народов Сибири, в двух километрах от берега озера Байкал.

Только двадцатый век прервал традицию проведения Ёрдынских игр. В 21-м они прошли пять раз: 2001, 2005, 2011, 2013, 2015 и 2017 годах, собрав рекордное количество участников — более пяти тысяч человек. Установлена периодичность проведения — раз в два года.

В 2013 году они вошли в календарь мероприятий ЮНЕСКО. В 2016 году фестиваль стал лауреатом на Всероссийском конкурсе событийного туризма — победителем в номинации «Народные традиции», в результате чего вошел в национальный календарь культурных и туристических мероприятий страны.

Ёрдынские игры планируется включить в перечень нематериального наследия мира, а саму гору Ёрд — в перечень материального наследия.

VI Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры» пройдет с 13 по 15 июня 2019 года в местечке Хоторук Ольхонского района Иркутской области.

Ёрдынские игры - один из древних праздников, сложившихся на ольхонской земле.

По-бурятски Ёрдын наадан, проводились вокруг двух сопок - Ехе Ёрд и Бага Ёрд, расположенных в долине реки Анги. Более крупная из сопок - Ехе Ёрд - представляет собою холм почти правильной куполообразной формы, высотой 40 - 42 метра над поймой долины. Сопка Бага Ёрд имеет продолговато-вытянутую форму, высота её над поймой 12 метров.

Ёрдынские игры приурочивались к священному «тайлгану», именующемуся «Дэлхэй дайдын мургэл» - религиозно-культовому обряду с жертвоприношениями и молебствованиями. Здесь собирались представители эхиритов, булагатов, хоринцев, сэгэнутов, хэнгэлдэров, буянгутов и других бурятских родов и племен.

Знания о Ёрдынских играх были возрождены благодаря исследованиям профессора Д.С. Дугарова. Краткие сообщения об играх исследователь нашел в полевом дневнике видного бурятского этнографа М.Н. Хангалова (1908г.): «В Яланцовском ведомстве есть две небольших горы, которые имеют продолговато-конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются одна Малая Ёрд («Бага Ёрд») и другая Большая Ёрд («Ехе Ёрд»). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время зэгэтэ аба вокруг Большого Ёрд устраивали национальный праздник «хатарха»…В Кудинском ведомстве я слышал, что игры вокруг горы продолжались около тридцати дней. Что один молодой человек в 30 дней износил шесть унтов. Курумканском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ёрд (Ёрд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жён. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей».

Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. В связи с этим Д.С. Дугаров высказал предположение о том, что некогда игры проводились два раза в год, а в позднейшее время - один раз, только весной, а затем и вовсе прекратились.

Главным событием на играх выступал многодневный круговой танец ёхор вокруг сопки Ехе Ёрд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо было иметь не менее 700 участников. Когда на праздник не собиралось такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие быстро разъезжались. В соответствии с этим и год в целом признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось до 2 - 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней. В первый день приезжающие обустраивались на месте. На второй день проходил общий молебен, торжественно-ритуальная часть. В третий, четвертый день начинались собственно игры. В эти дни проводили состязания по борьбе, стрельбе из лука, скачкам, танцевали ёхор, пели песни. Сказители «улигерши» в своих хвалебных песнях воспевали особо отличившихся, слава о которых расходилась по обе стороны Байкала и оставалась в памяти народа на долгие годы.

В 2000 году по инициативе администрации Ольхонского района и администрации Иркутской области в рамках федеральной программы «Национальное наследие» древние Ёрдынские игры были возрождены. Свыше 2000 человек приняло участие в первом фестивале.

В 2005 году прошли вторые Ёрдынские игры. На праздник приехали делегации из Бурятии, Тувы, Хакассии, Горного Алтая, Якутии, Агинского бурятского национального округа, Монголии. В 2011 году прошел третий международный фестиваль «Ёрдынские игры».

Сегодня культурная программа Ёрдынских игр достаточно насыщенна. Проводятся различные выставки творчества народных умельцев и мастеров, конкурсы юрт, национально кухни, ёхорных коллективов, конкурс улигершинов, народной песни, конкурс «Красавица Ёрдынских игр». Спортивные состязания проводятся по национальной борьбе, стрельбе из лука, перетягиванию палки, метанию камня и т.д.

Трудно переоценить значение Ёрдынских игр - квинтэссенции духовности и культуры бурятского народа, самого многочисленного из коренных народов, проживающих вокруг Байкала. Благодаря своей массовости, зрелищности и мастерству выступающих фольклорных ансамблей и спортивных команд, этот обрядовый праздник стал заметным явлением в возрождении национальных традиций. Игры несут в себе большой потенциал для единения людей, чтобы наш сибирский край стал сильным и процветающим.

Культура кочевых народов Сибири расцветает во всем великолепии перед гостями этого уникального праздника в Иркутской области.

Этот спортивно-культурный праздник, как и проходящие в Киргизии , часто называют «Олимпиадой кочевого мира». Раз в два года он собирает в древнем сакральном центре на берегах Байкала представителей национальных видов спорта и деятелей традиционных искусств со всех концов России и ряда зарубежных стран. В дни фестиваля его гостей ожидает настоящий фейерверк неординарных событий: скачки по степи, демонстрация боевых искусств, интеллектуальные и силовые игры кочевников, знакомство с кочевой кухней, танцы, показы этно-мод, шаманские ритуалы, а также яркая концертная программа.

Ёрдынские игры или Ёрдойн наадан – праздник, возрожденный из глубины веков. С древних времен до прихода на берега Байкала христианских миссионеров в XVIII веке он проводился у подножья священной горы Ёрдо. Фестиваль проходил как соревнования по бурятскому троеборью Наадан («три игрища мужей»), которые были приурочены к перекочёвке стад с зимних пастбищ на летние.

Молодежь кочевий соревновалась по трем традиционным видам спорта - национальной борьбе «бухэ барилдаан», стрельбе из лука «сурхарбаан» и конным скачкам «урилдаан». Самые сильные и ловкие получали настоящие богатырские призы, а также становились героями эпических поэм «улигеров». Помимо спорта, важнейшей составляющей Ёрдынских игр был ритуальный хоровод «ёхор», который водили вокруг сопки Ёрдо все его участники. Если не удавалось собрать минимально необходимое число танцоров - 700 человек - год считался крайне неудачным. Еще одной частью празднества становился конкурс певцов и сказителей.

Второе рождение старинной традиции произошло в 2000 году, благодаря научным трудам профессора Д.С. Дугарова и активной поддержке местных властей. Этно-фестиваль стал важнейшим событием в процессе возрождения культуры коренных народов в таких крупных регионах как Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край, Тыва, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и Саха (Якутия). Участниками международного торжества регулярно становятся хранители традиций Великой степи из Китая и Монголии. В качестве шедевра нематериальной культуры человечества «Ёрдынские игры» вошли в календарь мероприятий, проводящихся под эгидой ЮНЕСКО.

Место проведения фестиваля расположено в девяти километрах от поселка Еланцы на правом берегу реки Анги. Добраться до него можно на автобусе из Иркутска и ряда ближайших городов.











С 12 по 14 июня на западном побережье Байкала в долине реки Анга у подножия горы Ехэ Ерд проходит пятый международный фестиваль «Ёрдынские игры». Наш фотокорреспондент Илья Татарников отправился на мероприятие и будет вести дневники фестиваля.

День 1 (13 июня)

11:00 Доброе утро, дорогие друзья! Сегодня первый день международного этнокультурного фестиваля Ёрдынские игры открывает шаманский обряд Ехэ Тайгалан «Дэлхэй дайдын мургэл».




11:16 Посетители мероприятия так же участвуют в обряде.

11:39 По пути на основную площадку Ёрдынских игр мы остановились на месте конных скачек. Организовано всё не очень хорошо - наездники стартовали и уехали за горизонт и смотреть там больше не на что (финиш в другом месте).



13:25 Завершилась церемония открытия Ёрдынских игр. Было яркое и красочное театрализованное представление, отражающее культуру и обычаи коренного населения.






15:44 Весь день идут основные спортивные состязания Ёрдынских игр. Работают лавки с сувенирами, кафе. На сцене проходит конкурс улигершиинов (исполнители одической поэзии).






В спортивных состязаниях принимают участие все возрастные категории.

16:15 Игры сопровождает хорошая погода и чистое небо.

17:39 Продолжается конкурс «Красавица Ердынских игр». Участницы демонстрируют свои умения в чтении национальных стихов, пении, знании иностранных языков.

17:51 Гора Ехэ Ерд. Её высота около 42 метров. Чтобы обойти вокруг горы, необходимо сделать 700 шагов.




18:33 Вокруг места проведения фестиваля потрясающе красивые пейзажи. Вся эта красота гармонично сопровождается национальной музыкой и пением со сцены.

18:42 Если взобраться на соседнюю гору, можно увидеть масштабы фестиваля.

19:42 На этом трансляция на сегодня завершается, а гостей фестиваля ещё ждёт гала-концерт с участием исполнителей из Бурятии и Иркутской области. До завтра!

День 2 (14 июня)

11:00 Начался заключительный день Ёрдынских игр. Сегодня в программе мероприятий выставка изделий мастеров народного творчества, фестиваль традиционного кругового танца, бурятская национальная борьба, забег вокруг горы Ёрд, и самое главное и интересное событие: круговой Ёхор вокруг горы Ехэ Ёрд.

11:15 Гости фестиваля могут попробовать самодельные национальные настольные игры. Она из них, например, Шагэ-надан развивает концентрацию, быстроту реакции. Задача игрока подкидывая одну кость, пока она не упала, собрать другую со стола. Без должной сноровки очень трудно.



11:32 В это же время проходит фестиваль кругового танца.



12:32 Начались соревнования по Бурятской национальной борьбе.


13:55 Соревнования баторов завершились забегом вокруг горы Ехэ Ёрд.

23:16 К сожалению по окончанию фестиваля связь на месте событий отключили, поэтому наверстываем упущенное: игры посетил губернатор Иркутской области С.В. Ерощенко, он наградил участников соревнований и участниц конкурса красоты.

После награждения был завершающий концерт, с песнями и танцами как бурятскими так и с русскими народными.


На закрытие фестиваля приехал врио губернатора Сергей Ерощенко:
- Такие события, как Ердынские игры, – это стимул развивать инфраструктуру уникальных мест Иркутской области". Сама идея возрождения Ердынских игр, являвшихся на протяжении тысячелетий поводом для кочевых племен Евразии забывать о войнах и конфликтах и собираться вблизи священной горы Ерд ради национальных спортивных и этнокультурных соревнований, служит поводом для инфраструктурного развития Ольхонского района.

Завершилось мероприятие грандиозным ёхором (танец-хоровод) вокруг горы Ехэ Ёрд. Желающих принять участие было так много, что ёхор танцевали два хоровода.



На этом наша трансляция завершается. Следующие Ёрдынские игры состоятся в 2017 году.