Музеи нумизматики россии. Монетный двор вагита алекперова Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина

  • 07.01.2024

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Нередко на сайтах, где общаются поисковики-кладоискатели, можно увидеть недовольные отзывы наших коллег по увлечению, сетующих на скудость экспозиций краеведческих музеев, посвящённых нумизматике. Конечно, далеко не все даже областные краеведческие музеи могут похвастаться богатыми коллекциями монет, и причины тому самые разные...

Однако, дело не только в этом.

В действительности грамотно организовать экспозицию, посвящённую исключительно нумизматике - дело тонкое и очень непростое, а, кроме того, перед любым краеведческим музеем стоят задачи куда более широкие, нежели просто проиллюстрировать особенности местного денежного обращения. Потому в постоянных экспозициях музеев, как правило, представлена лишь малая толика экземпляров монет из того количества нумизматического материала, что на самом деле хранится в музейных закромах, то бишь, фондах.

Естественно, что например, в Эрмитаже, даже та мизерная часть коллекций, которая представлена в постоянной экспозиции, способна потрясти воображение, в провинциальных же музеях дела обстоят куда печальнее.

А вот жителям города Кирова и области очень повезло: буквально на днях в Кировском областном краеведческом музее открылась новая выставка, на которой представлена коллекция нумизматики именно из собственных фондов музея.

Притом, что собирались эти фонды аж с 1863 года!

На экспозиции в Кировском областном краеведческом музее.

Хотя датой основания музея считается 1866 год (год официального открытия по инициативе П.В. Алабина, создателя музея), формирование коллекции началось несколькими годами ранее, как раз в 1863 году. Тогда же «нумизмы», как их называли в те времена, начали поступать для музейной коллекции со всех уездов обширной Вятской губернии.

Основатель музея Петр Алабин.

Интересно, что посильную помощь в сборе материала оказали Императорская Археологическая комиссия, Казанский университет, Одесское общество истории и древностей Российских и пр.

Сегодня эта нумизматическая коллекция по праву считается одним из крупнейших собраний, насчитывающим более 30000 предметов.

Выставка приурочена к юбилею Кировского областного краеведческого музея - 150 лет! И в таком формате коллекцию монет посетители музея не видели за весь период его существования.

Понятно, что особый интерес у посетителей вызывают монетные комплексы – клады!

Или, как их определяют сами работники музея – кладовый массив. Это несколько комплексов из медных монет XVII-XX вв. и около 10 комплексов из серебряных монет XV-XX вв.

Не меньший интерес вызывают и комплексы из бумажных денежных знаков конца XIX - начала XX вв. Лично меня особенно привлекли разнообразием тематики изображений бумажные деньги периода Гражданской войны.

Ну и что уж говорить о необычных монетах, такое точно не каждый день увидишь «живьём». Взять хотя бы знаменитый Сестрорецкий рубль, пусть и фальшивый - впечатляющая монетина! А квадратные монеты-платы 1726 года или россыпь медной чешуи, прозванной среди копарей «бунташной» (от Медного бунта)!

Между прочим, Сестрорецкий рубль и монеты-платы - это вовсе не современные копии или подделки для обмана коллекционеров, они родом из века XVIII. Да, подделки, но со своей историей, которую мы обязательно расскажем вам чуть позже.

Выставлено и некоторое количество экспонатов, не имеющих непосредственного отношения к нумизматике, таких как советские и дореволюционные награды, знаки, а также печати, в том числе и немало удивляющие посетителей – хрустальные.

Но всё же, клады производят самое сильное, я бы даже сказал, стимулирующее (в известном смысле) впечатление. Любопытно, но некоторые из них были найдены ещё в дореволюционный период, а на музейных витринах они соседствуют с кладами, обнаруженными в советский период.

Надо отметить, работники музея постарались на славу: экспозиция организована и оформлена таким образом, что со всеми экспонатами знакомишься буквально на одном дыхании.

Не успеваешь пофантазировать на тему – как, и при каких обстоятельствах, был спрятан клад медной чешуи, а у тебя перед глазами уже возникают красивейшие серебряные рубли XVIII века с профилями российских императоров и императриц. Переходишь к следующей витрине и перед тобой крупный клад пятаков (5 копеек) Екатерины II, где каждая монета весом около 50 грамм.

А настолько роскошной подборки ассигнаций (бумажных денег) мне до того видеть и не доводилось.

Словом, не ожидал, что нумизматическая выставка в провинциальном краеведческом музее может оказаться столь богата экспонатами, грамотно оформлена, и в результате, к удовольствию посетителей, чрезвычайно интересна и познавательна!

7 октября 2015 года в Большом Афанасьевском переулке в Москве открылся «Международный нумизматический клуб» с экспозиционным музейным залом. Расположен музей в отреставрированном историческом здании палат Зиновьевых-Юсуповых, построенных в XVII веке.

Музей МНК создан по инициативе Вагита Алекперова, Президента ПАО «ЛУКОЙЛ». Экспозиция музея полностью сформирована на основе личной коллекции В.Ю. Алекперова.

Музей МНК осуществляет тесное взаимодействие с научным и музейным сообществом и поддерживает исследования в области нумизматики.

Музей МНК является членом авторитетнейших российских и международных организаций:
- Союз музеев России
- International Council of Museums, ICOM (Международный совет музеев)
- International Numismatic Council, INC (Международный нумизматический Совет)

Основные цели деятельности музея:

  • способствовать развитию и популяризации нумизматики;
  • придать новый импульс для развития интереса к отечественной и всемирной истории;
  • способствовать развитию частного музейного дела.

В связи с этим, в стенах музея планируется устраивать тематические выставки как государственных, так и частных собраний; проводить конференции, лекции.

Музей оборудован современным интерактивным оборудованием. На планшетах можно посмотреть описания монет; рассмотреть изображения лицевой и оборотной сторон монет, сфотографированных в отличном качестве и с высоким разрешением. По каждой витрине дается дополнительная информация об эпохе, событиях и личностях.

О здании

Палаты Зиновьевых-Юсуповых, находящиеся в Большом Афанасьевском переулке, - это старейший дом района, единственные большие каменные палаты XVII века к северу от Пречистенки. Даже то, что его фасад выдается за красную линию переулка говорит о том, что стоит он тут очень давно и имеет долгую историю.

В 1685 году стольник П. Зиновьев выстроил здесь каменные палаты и потом более ста лет владельцами дома были представители дворянского рода Зиновьевых. Одной из них была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна. В конце XVIII века дом перешел во владение к прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу Толстому. Последним владельцем этого дома до революции был брат жены Льва Толстого Александр Андреевич Берс - действительный статский советник, Орловский вице-губернатор.

В 2010 году была начата реставрация здания, оконченная в начале 2012 года. За эту работу Центр традиционной культуры «Преображенское» (руководитель проекта - архитектор Татьяна Борисова) получил премию конкурса «Московская реставрация - 2012».

15 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге в рамках IV Международного культурного форума состоялось награждение президента ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова премией «Феникс». Награду вручил министр культуры РФ Владимир Мединский. Премия присуждена за содействие в сохранении памятников архитектуры и их приспособление к современному использованию.

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

Вот мы и выбрались в «Музей международного нумизматического клуба» в Большом Афанасьевском переулке, д. 24.
Выбрались.
Полюбовались.
Подбор материала, конечно, нереально шикарный. И по качеству, и по цене. В большинстве случаев – состояние монет такое, какое в жизни почти и не увидишь – только на картинках в Интернете, и в каталогах супер-пупер дорогих аукционов.

Это, конечно, не вся коллекция, а, её своеобразный “срез”, представленный в одном, весьма небольшом зале. Видимо, и исходя из размеров зала, количество посетителей на одну экскурсию ограничивается – не более десяти человек. Нет, это разумное ограничение, если народа в группе будет больше, они уже друг другу мешать будут, и толкаться у витрин.

Информация с сайта музея:
“Выставка, приуроченная к открытию «Международного нумизматического клуба» в Большом Афанасьевском, представляет монеты, которые были приобретены за последние 2-3 года. Эта экспозиция дает полное представление об основных темах, составе, степени сохранности и редкости экземпляров, находящихся в коллекции В.Ю. Алекперова”.
На выставке представлено 696 монет, иллюстрирующих все разделы коллекции.
Раздел «Античные монеты» представлен монетами Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи.
Монеты Рима занимают самую большую часть экспозиции. Общее количество выставляемых римских монет - 213 экземпляров.
Раздел «Монеты зарубежных стран» представлен подборкой европейских талеров.
В разделе «Монеты России» экспонируются золотые монеты от времен Петра I, до Николая II. Отдельно выделены платиновые монеты, отчеканенные в XIX веке при императоре Николае I (чеканились с 1828 по 1845 годы).





Видно, что, вбуханы в эту подборку нереально большие деньги. Но, конечно, несколько шокировали слова экскурсовода, что хозяин коллекции начал её собирать по принципу “я собираю ТОЛЬКО золото” (и только совсем недавно, в собрании появилось серебро – мощные, тяжёлые, красивые западноевропейские талеры).
Но, ведь, нумизматика – это же, всё-таки, наука!
Историческая дисциплина! А, одним из основных принципов научного подхода является комплексность. Именно – комплексность!
Как?! Ну как можно, волевым решением выдрать золото из всей линейки номиналов, находившихся в обращении, и решить – “вот золото я собираю, а, всё остальное - неинтересно”? Нет, конечно, “хозяин - барин”, и ему виднее, на что свои деньги тратить, но, всё же...
Но, по нюансам подбора материала, видно же, что это собрание формировал не нумизмат как таковой, увлечённый нумизматикой, как наукой, не историк, не учёный, а, формировал его “мешок с деньгами”, с неограниченной платилкой…
Это просто, какой-то противоестественный, сугубо антинаучный подход, от бешеных денег, и от отсутствия глубокого конструктивного понимания истории, как у какого-нибудь разбогатевшего купчины из середины XIX века – “А вот сделайте-ка мне БОХАААТО!!! И, ЗОЛОТА, ЗОЛОТА – ПОБОЛЕЕ!!! ПлачУ за всё!!!”



Сделали.
Нет, качество и подбор монет – действительно, шокируют и потрясают. Потрясают, и более чем просто впечатляют - шикарным состоянием, ценой и редкостью материала. Я-то, конечно, просто влип носом в свою любимую Византию, но, там и помимо Византии, множество чего можно было посмотреть.


Касательно качества и редкости представленного материала, ключевыми словами являются “уникально”, “восхитительно”, и “изумительно”. Потрясающая подборка древнеримского золота, и золото Боспорского царства, и, золото Понтийского царства, и, уникальная по состоянию фокейская гекта с экзотическим забавным мутантом - "петухо-грифоном", и с тюленем справа (возможно – в состоянии, лучшем известным в мире состоянии такой монеты), и статеры, гекты, кизикины, и Александр Македонский, и красивый Митридат Евпатор…



Далее – сильнейшая по состоянию экспозиция золота древней Греции.



Шикарно представлены практически все императоры Рима, начиная с самых ранних, и, через кровавую и сумбурную эпоху "солдатских императоров", до самых поздних, и до распада Империи и т.д. Впечатлил редкий солид - Манлия Скантилла (супруга императора Дидия Юлиана, который правил всего-то два месяца)…



Увидел наконец золото самозваного римского императора Караузия, захватившего Британию, которое тот чеканил в Лондинии (нынешний Лондон). Очень многое, чего увидел впервые. Сохранность монет просто потрясает, видно, что состоянию (очевидно, в большинстве случаев, именно состояние и явилось решающим фактором, при принятии решения о приобретении той, или иной монеты) и хранению придаётся первостепенное значение. Мы взяли в музей огромного диаметра лупу, думали, через витрину что-то поближе рассмотреть, так вот, она нам ни разу не понадобилось. Там очень удобная организация экспозиции – рядом с каждой витриной вмонтирован компьютерный планшет, где можно с шикарным разрешением, и, в любом размере, вызвать фотографию любой монеты, и, так-сяк её покрутить на экране, развернуть, увеличить-уменьшить, почитать описание, и, с собой никакую лупу тащить не нужно…
Византия.
Византия…
Византия!
Просто, как прилип к витрине, оторваться не мог… Достаточно сказать, что, солиды Юстиниана II Риномета в кои-то веки, редко-редко, раз в несколько лет попадаются в клубе, а тут – пожалуйста, в угловом сегменте витрины, лежит такая милая кучка – два солида первого правления, и один – второго… И Поздний Рим, через династию Феодосия, и Лев Макела, и Зенон, и, Василиск, заморенный голодом, вместе со всей семьёй, в крепости Кукузе, по распоряжению Зенона, и Анастасий Дикор, и, дальше-дальше-дальше…
К сожалению, каталога собрания – нет. Говорят – только готовится.
На входе есть только небольшие буклетики, листовки, и брошюры.
Нет, понравилось, что там говорить, конечно, понравилось. Такое собрание любому, небезразличному к истории посетителю, не может не понравиться…

Но, всё-таки, какой-то такой (этакий), не очень приятный осадок остался…
Сейчас попытаюсь пояснить…
Когда открытие музея анонсировалось, в прошлом октябре, с громким шумом, и с фанфарами журналисты и корреспонденты, чуть ли не хлопая от восторга в ладоши, рассказывали и про этот особняк, и, про этот супер-пупер уникальный музей, он везде, с восторгом, описывался, как общедоступный… Ну да.
Общедоступный, кто бы спорил?
На посещение музея нужно, сильно заранее, записываться на сайте. Потом – служба безопасности будет неделю проверять каждого записавшегося (как именно проверяют – не спрашивайте, мне сие неведомо). Записался в первый раз. На электронную почту пришло сообщение, что “Проверка службой безопасности Музея завершена”. Итоги проверки – проверку прошли успешно (ах счастье-то какое, кто бы мог подумать, я проверку прошёл успешно…), и билет по электронной почте прислали…
А потОм – через несколько дней звонят из музея, и говорят (очень вежливо, и с извинениями), что, вот, у них произошли организационные изменения, в силу организационных моментов… принять посетителей не смогут.
Ну что же тут поделать?
Очень жаль.

Записались повторно. Опять точно такой же порядок – всё заново.
На электронную почту опять пришло сообщение, что “Проверка службой безопасности Музея завершена”. Итоги проверки – опять проверку прошли успешно (кто бы мог подумать…), и билет по электронной почте снова прислали…
Дальше – вы уже наверное догадались…

Через несколько дней звонят из музея, и говорят (очень вежливо, и с извинениями, этого у них не отнять), что, вот, у них произошли организационные изменения, в силу организационных моментов… Принять посетителей в то время, на которое мы записались, они не смогут, и, просят найти возможность – прийти пораньше на четыре часа. Но, мы же уже выстроили свои планы на выходные, с учётом посещения музея именно на 16-00. И, возможность всё поломать, и выбраться к ним в 12-00 мы просто физически не нашли. Ведь, наверное, мы что-то планировали на выходные – не просто так, “от фонаря” а, с учётом своих планов, и всяких семейных нюансов!
Ну что же тут поделать?
Опять - очень жаль.

Записались в третий раз.
Очаровательно. Когда мне опять позвонили из музея незадолго перед посещением – я уже как-то нервно задёргался, думал – опять отменяют. Фффуу – выдохнул. Нет, на этот раз звонили очень вежливо, как всегда вежливо – просто, спрашивали всё ли у нас остаётся в силе, и, точно ли мы придём, и просили прийти пораньше минут на 15-20 (об этом на билете тоже написано)…
Мы – точно пришли.
В итоге – нам удалось попасть в музей только с третьей попытки, после двух отмен. Нет, они, конечно, там все очень вежливые и предупредительные, этого точно у сотрудников музея не отнять, но, ощущение на душе, всё равно – мерзопакостное, как будто бедный родственник, в рванине и босиком, стоишь под дверью миллионерского особняка, и, жалобно скребёшься в дверь, и слёзно просишь – “Ну пустииите нас… Ну пожааалуйста… Ну пустииите нас… Ну пожааалуйста… Ну мы будем хороооошими…”
Подошли к особняку. Позвонили в дверь.
Нам через трансляцию сказали идти налево к железной калитке, и ждать – “охранник к вам сейчас выйдет, и впустит”.
Интересно – а зачем было просить прийти пораньше на 15-20 минут, если, в итоге охранник с каменным видом, весь с крайним осознанием собственного достоинства (ну точно, как швейцар в советском ресторане), появился, и неторопливо открыл калитку, и начал проверять паспорта (да, без паспортов туда вообще не пускают) появился только без пяти минут до назначенного времени?
При этом, нужно учитывать, что, вообще никакого помещения для ожидания, когда же посетителей впустят, никакого ни тамбура, ни прихожей, ни навеса, там вообще ничего такого не предусмотрено. Ладно, если бы это было лето, но, нам пришлось 15 минут ждать на улице под ветром, и, под ледяным дождём со снегом!
Ах надо же, какая там у них крайне серьёзная система безопасности!
Надо же, какие у них там строгости – впускают строго по одному, перед носом следующего посетителя дверь закрывают, и, каждого вошедшего внимательно обыскивают с металлоискателем – “А это у вас – что?” “А это – почему металлоискатель пищит? Выверните карман, там какой-то металл” “Оружие – есть?!”.
Ага! Есть! Конечно, есть! :(Три пулемёта, базука, и, ящик гранат впридачу, мы же, ведь, без этого по музеям-то и не ходим! :(

Понятное дело, каждое частное заведение может у себя устанавливать любые, какие сочтёт нужным, правила безопасности, и любые условия допуска на свою территорию – “хозяин - барин”, и, этим всё сказано… Но, не слишком ли они “перегибают палку”, демонстративно показывая посетителям всеми этими многоступенчатыми процедурами, при записи и при входе, какие сказочные, и несказанно дорогие ценности и редкости сейчас вам (может быть) разрешат увидеть?
Что у них вообще такого, нереально-сказочного-невозможно-уникальн ого? Монеты – да, интересные и редкие, да, с этим никто не спорит.
Но, у них там - что? Можно подумать, что там, Мона Лиза? Бюст Нефертити? Маска Тутанхамона? Мадонна Лита? Мадонна Бенуа? Афродита Таврическая? Венера Милосская? Афродита Голенищева? Так вот, там, где есть все эти, действительно СКАЗОЧНЫЕ и УНИКАЛЬНЫЕ ценности – там такой системы предварительной записи, и входа только по паспортам, и унизительных демонстративных обысков при входе – нет!
Мне, есть с чем сравнить!
Например, за долгие годы посещений, и общения с сотрудниками “Музея русской иконы” на Гончарной, там я – НИКОГДА так двусмысленно, и униженно себя не чувствовал.
Хотя там – тоже, и уникальные, и потрясающе дорогие произведения искусства выставлены, и система безопасности, безусловно на высоте, и на сейфовую бронированную дверь – смотреть страшно на такого бронированного монстра, и сканирующая рамка на входе, и охрана (это же их просто нужно видеть, чтобы всё понять), охрана там явно, крайне высокопрофессиональная, ну выдают их эти стальные, жёсткие, профессионально-цепкие взгляды. И, насчёт ценности экспонатов – тоже они ничуть не уступают музею Вагита Алекперова – помню, как Сергей Брюн рассказывал, что, вот, на протяжении долгих лет, сначала в советских музеях, а потом в российских музеях просто не появлялись в экспозиции новые иконы ценой в миллион, или больше миллиона долларов, потому что, как-то “по умолчанию”, на протяжении долгих лет, такая цена считалась “сказочной и нереальной и невозможной”, и, наши музеи ни в каких аукционах, где продавались предметы такого уровня, просто не участвовали, и всё…
Так вот, Сергей с гордостью мне говорит, мы поломали эту тенденцию – посмотрите направо – вот этот наш образ Георгия Победоносца – куплен больше, чем за миллион долларов, посмотрите налево – и вот этот образ Георгия Победоносца – тоже дороже миллиона долларов, так что, смотрите, сколько хотите, хоть целый день, любуйтесь, и получайте удовольствие…
И, в музей Михаила Абрамова ни предварительно записываться не надо, ни паспорт показывать – да, предлагают вежливо на входе записаться в книгу посетителей, так, мало ли, что там посетитель напишет – хоть «Иванов Иван Иваныч», это его личное дело, что писать – паспорт-то, никто не проверяет.
Заходи – и, с 11-00 до 19-00, хоть исходись-обходись кругами, по всем 4-м этажам музея, время от времени отдыхая на удобных диванчиках, хоть по двадцать раз все иконы пересмотри, и бесплатные экскурсии там проводятся, хоть для одного, хоть для двух человек, а, потом ещё вечером, после 19-00 – и бесплатные лекции…
И совсем даже НЕ как в музее Алекперова – “экскурсионные группы численностью менее 5 человек не допускаются, а, если группа не наберётся, то, мы всё отменим, и тех, кто уже записался, вежливо пошлём нафиг”, ага… А, через час начинают с обворожительными, профессионально-слащавыми улыбками, намекать, что, в общем-то, пора бы и честь знать, и, вообще, время посещения закончено… Хотя, для такой экспозиции, полной мелких предметов, требующих пристального и внимательного рассматривания, всего один час – это явно мало.

Да, что касается девушки-экскурсовода в музее Алекперова…
Нет, она явно старалась.
Она действительно старалась.
И, она явно умненькая, или память у неё хорошая, и она просто вызубрила правильные слова – ни одного фактического ляпсуса я в процессе её экскурсии не заметил. Но, господа… Она была явно (как бы это так, покорректнее, и повежливее выразиться) она была явно … косноязычна. :(
Эти бесконечные “эканья”, “даканья-мээканья-нуканья”, неумение выстроить фразу, неумение выстроить элементарную энергичную повествовательную канву, увлечь слушателей интересными, яркими фактами и сюжетами (а там, поверьте, среди экспонатов, нюансов для ярких сюжетов – хватало) выдавали её полное профессиональное бессилие, как лектора и экскурсовода, и её неумение привлечь внимание группы, и, ничего удивительного, что, уже минут через двадцать, после начала экскурсии, практически вся группа разбрелась по залу сама по себе – сами разглядывать витрины, и, уже почти не прислушивались к её невнятному пережёвыванию.
Есть, ведь, насколько я знаю, какие-то курсы сценической речи, или, что-то вроде этого, не верю, что Алекперов не может своих сотрудников на такие курсы отправить.
Хотя, ах, что это я, в самом деле… Ведь ясно же, любому нормальному человеку ясно, что в ТАКИХ местах – случайных людей, просто по определению – не бывает. Наверняка, она “не просто так”, а, чья-то дочка, племянница, сестра, подруга, троюродная племянница, или, что-то вроде того, какого-то хорошего человека, родственника, или партнёра по бизнесу Алекперова…
Да, и ещё что там режет глаз – ошибки в описаниях на планшетах, это же просто недопустимо, в музее нумизматики вот ТАКОГО уровня, как себя позиционирует музей Алекперова, экскурсовод даже сама предупреждала (как будто это в порядке вещей) – не обращайте внимания, тут написано «Понтийское царство», а нужно – «Боспорское царство», и вот тут тоже небольшая опечатка, и, вообще у нас в описаниях на планшетах ошибки встречаются (типа – ничего страшного), ну да, ошибки действительно встречаются, и описательные, и метрологические – например, на тремиссе императора Ираклия был написан совершенно нереальный бредовый вес в 14 с чем-то граммов, ну опечатка, ну бывает…

Так что, вот такие у меня получились впечатления.
Да, фотографировать там нельзя.
Если посетителя что-то заинтересовало, то можно прислать по электронной почте запрос на конкретную монету, запрос рассмотрят и, в случае позитивного вердикта, эксперты музея пришлют свои фотографии.
Эта выставка продлится до осени 2016 года.
Затем её заменят другой экспозицией "Золото Романовых".
Всем, небезразличным к истории, и, увлечённым монетами, а в первую очередь античникам, и, интересующимся Византией, очень рекомендую посетить это собрание, пока есть такая возможность,
пока оно ещё доступно.