Обзор игры цивилизация 6 русская версия. Sid Meier's Civilization VI Рецензия

  • 12.12.2019

У глобальных стратегий характер не подарок. Достаточно посмотреть на карту мира в Civilization VI: россыпь кукурузин и гаек, куча закладок, кнопок, надписей - поди разберись, куда жать, кого двигать и что за штуковина мигает в углу. Это кем надо быть, чтобы любить такое? Но почему тогда типичный отзыв об игре звучит примерно так: "Сел глянуть одним глазом, а очнулся за полночь"? Секрет "Цивилизации" в подаче сложных вещей доходчивым методом - через практику. Из-за чего они въедаются в память так же твёрдо, как правило про "жи-ши" или формула этанола. Иными словами, Firaxis работает для тех, у кого есть свободное время, но нет желания тратить его на всякую чушь.

Играй, как царь

Суть Civilization проста: берём любую из наций и приводим её к мировому господству. Способов показать, кто в доме хозяин, сразу несколько - здесь и завоевание, и обращение соседей в истинную веру, и покорение их культурой, и даже обустройство колонии на Марсе. Но путь к славе зависит от того, кем именно управлять. Скажем, Россия сильна духовно, а ума набирается от торговли с более развитыми странами. Римляне получают по бесплатному зданию в новых городах и с удвоенной прытью размножаются в банях. А французы коварны: их шпионы, образно говоря, не только просматривают историю браузера на компьютере врага, но ещё и взламывают его вебку. Есть варианты для милитаристов, пацифистов, великих комбинаторов, кандидатов наук, счетоводов, ветеранов труда, членов Четвёртого интернационала и адвентистов седьмого дня. Так что после нескольких партий у вас уже будут свои любимчики.

Остальные правила - общие для всех: прежде чем захватить мир, надо расширить империю за счёт колоний, развить города и толково распорядиться гражданами. С последними - тоже ничего сложного. Каждый из них как тамагочи, который вырос, но гадить не перестал. Строй мне, говорит, канализацию и акведук. Ещё подавай еду, жилплощадь и работу: один гражданин хорош как фермер, второй точит болванки на станке, третий ведёт исследования в университете, а кто-то проповедует буддизм, копает уран и жонглирует мячиками в цирке. Вместе они поддерживают среднюю температуру по палате, но стоит кому-то недоесть, остаться без квартиры или без чая с сахаром, как начинаются проблемы.

Однако самое занятное в управлении городами - не кадровые "пятнашки", а разметка районов. Если в предыдущих частях сериала все здания ютились на одной клетке, то теперь у нас есть центр города и стройплощадки вокруг него, где можно возводить кварталы разных специализаций.

Нужна наука - разбиваем кампус, чтобы затем воткнуть туда библиотеку, университет и лабораторию. Рынок пополняет бюджет, военный лагерь повышает защиту, театры с музеями не построишь без района культуры, а заводы - без промзоны. Всё бы ничего, но свободное место вокруг центра всегда ограничено. А где возводить чудеса с их конскими требованиями? Одно хочет стоять между рекой и горой, другое - строго рядом с кампусом, а это - вообще только в пустыне. Но не тут-то было: участок пустыни занят, там уже шахта и нефтяная вышка. Получается стратегия внутри стратегии, этакий симулятор города под девизом "семь раз отмерь - один отрежь".

Угнаться за двумя зайцами не получается и в политике. Она сделана на манер ролевой игры: у правительств есть набор пустых ячеек, куда надо вставлять карточки с теми или иными бонусами. Это создаёт массу вариантов внутри любого строя, будь то монархия, фашизм, коммунизм или демократия. Наука, хотя в целом она и ведёт от дубины до стелс-истребителя, тоже не позволяет решить все проблемы разом. Так, шаг за шагом, вы начинаете контролировать несколько механик, но голова при этом не дымится, как "Адмирал Кузнецов". Несмотря на порог вхождения - у нас тут всё-таки не легкомысленный жанр - нюансы схватываешь на лету. Это черта всех выпусков сериала, и шестой - не исключение.

Ума палата № 6

Древние римляне поняли жизнь - это ведь они говорили: "Хочешь мира - готовься к войне". И как бы Civilization VI ни выпячивала мирные способы победить, без драки дело не обходится. Сперва донимают варвары: если проворонить их лазутчика, тот убегает в свой лагерь и возвращается с подкреплением. Только отбился от диких орд, как приходят на огонёк соседи. Искусственный интеллект в игре прямолинеен - в том смысле, что если кто-то хочет с вами дружить, то он же первым и всадит нож в спину.

А начинается всё невинно: давайте обменяемся посольствами и дарами, только пропустите пару лучников - они так, мимо пройдут. И вот ещё несколько боевых колесниц. Осадные башни? Так это новый дизайн туристических автобусов.

Причём дипломатия выстроена таким образом, что чем внезапнее война, тем выше штраф за её объявление, вплоть до остановки производства и бунтов. То есть для бряцания оружием нужен формальный повод: например, если у вашей империи и страны противника разные религии, можно использовать это для уменьшения штрафа. Благое же дело - за истинную веру с еретиками боремся. Свою примитивность ИИ компенсирует мышечной массой, которая растёт вместе с уровнем сложности. Режим "князь" даёт равные шансы и потому не бросает вызова, зато на "божестве" враги на старте получат по два города и толпы воинов, а у вас - лишь поселенцы в драных портках. Круче только матчи против живых игроков, но перед ними стоит размяться с компьютером, иначе вы познаете все оттенки боли.

Firaxis и без того нашла способ доставить неприятные ощущения, ведь мимо геймерского дома авторы "Цивилизации" без шуток не ходят. Это касается не юмора как такового - у игры с ним полный порядок: открыв очередную технологию, вы можете прослушать цитату вроде "Излишества погубили Римскую империю. Вот, к примеру, кондиционеры, из-за которых все окна были закрыты, и никто не услышал, как приближаются варвары". Беда в другом: разработчики опять перегнули палку в экспериментах - к счастью, только в визуальных. Так что добро пожаловать в сон наркомана. Яркость на максимум, цвета кричат, нужного не разглядеть, а взгляд довольно быстро "замыливается". Даже персонажи напоминают карикатуры на самих себя: не спасают ни милашка Клеопатра, ни шумерский красавец Гильгамеш, похожий на борца из Дагестана.

Есть и локальные недостатки: хотя игра полностью переведена на русский, работа выполнена спустя рукава. В оригинале можно услышать звезду "Стрелка Шарпа" и "Властелина Колец" Шона Бина, зато здесь вы один на один с тусклым диктором, который заблудился в трёх интонациях. И готовьтесь к надписям вроде "хотят слухи, что Япония захватила хотят слухи, что" - это никакая не шутка, а позор в дистиллированном виде. Поэтому, если вы на "ты" с английским, выбор языковой версии очевиден.

И всё-таки она вертится

Поклонники сериала знают, что финальный лоск его выпускам придают DLC. Но даже без дополнений шестая "Цивилизация" - вещь комплексная и насыщенная. Одни найдут здесь повод интересно провести время, другие - островок контроля в океане хаоса, а для кого-то она превратится в конструктор, который можно собирать и разбирать, годами пробуя разные варианты.

Букет типичных для жанра эмоций полон: вот мучительные раздумья над очередным ходом, вот радость трудных побед и горечь внезапных поражений. А где ещё можно квалифицированно развалить державу после десятка напряжённых часов поднятия целины? Или найти в бездне вариантов тот самый, что "вытащит" безнадёжную партию? Civilization VI - из тех игр, которые поглощают всерьёз и надолго, которые хочется обсуждать с друзьями. Тут главное временем запастись: его потребуется немало.

Достоинства:

  • самая комплексная глобальная стратегия из современных;
  • геймплея здесь - на несколько игр и сотни часов;
  • системы политики и районов делают сериалу честь;
  • сочетание спокойного темпа и насыщенности событиями;
  • афоризмы лучших авторов - от Черчилля до Пратчетта.

Недостатки:

  • от графики устают глаза;
  • слишком много внимания в геймплее уделено религии;
  • злокачественная локализация;
  • балалаечный саундтрек России выводит из себя.

Претерпел изменения и подход к юнитам. Строители выпускаются группами по три единицы. Каждый их них расходуется на реализацию одного конкретного проекта. Что же касается солдат, то трех бойцов можно объединить в группу, которая будет занимать всего один гекс. А вот инженерные юниты превратились в рудимент. Дело в том, что торговые караваны автоматически прокладывают дороги. В результате инженеры, которые также выпускаются группой по три штуки в каждой, оказались на периферии.

Игроку предоставляется масса возможностей, однако бездумная прокачка неизбежно приведет к поражению. Приходится напрягать голову, разрабатывая долгосрочную стратегию. На это влияет и система политического строя. Идеология представляет из себя набор карт с пассивными бонусами, которые делятся на несколько видов. Скажем, демократия позволяет вам выбрать одну военную, три экономических, две дипломатических и две случайных. Новые карты вы получаете в ходе постепенного изучения древа социальных институтов. Кроме того, каждый из политических строев обладает основным бонусом, который со временем усиливается.

Дабы разнообразить стандартную рутину изучения, разработчики улучшили систему дополнительных мини-заданий. Изучение технологий можно значительно ускорить, выполнив определенные условия.

Не меньше внимания уделено и героям. Все расы участвуют в глобальном соревновании по привлечению выдающихся личностей. Например, если генерировать очки великих флотоводцев, то вы быстрее сможете заинтересовать какого-нибудь адмирала.

У героев имеются активные и пассивные навыки, что вносит дилемму. Скажем, воительница Боудикка дает бонусы определенным типам юнитов. Ее можно связать с отрядом солдат. Но вы также можете отправить персонажа “в отставку”, получив разовый бонус. Например, обратив стоящие вблизи отряды варваров в союзников. Или прокачав свои войска.

Дипломатия также является краеугольным камнем серии, однако она по-прежнему вызывает недоумение. Каждый из лидеров народа обладает своей определенной моделью поведения и это приводит к курьезам. Та же Индия стремится развивать торговые отношения, и с ней легко сотрудничать. Однако на Китае игра дает трещину. Здешний Цинь Шихуанди попросту ненавидит, когда другие нации строят Чудеса света. Это недовольство может обернуться самой настоящей атакой миссионеров.

Как уже говорилось выше, победу можно одержать духовным путем. Возведя религиозный квартал, мы получаем возможность создать собственный культ и подготовить миссионеров, апостолов и инквизиторов, которые покупаются за очки веры. Однако этим любят злоупотреблять противники, поэтому масштабных сражений в духе “пастафарианство против даосизма” вы не избежите. Выглядят это довольно забавно, так как священники в прямом смысле этого слова мечут гром и молнии.

  • Игра выйдет 21 октября 2016 года.
  • Ведущий дизайнер — Эд Бич (Ed Beach). Известен тем, что был дизайнером дополнений Gods & Kings и Brave New World для пятой Цивы, а также работал над ИИ.
  • Главный художник — Брайан Бусатти (Brian Busatti). Он также был художником в мобильной Civilization Revolution. Поэтому в шестой Циве такой «мультяшный стиль»
  • Главный продюссер — Деннис Ширк (Dennis Shirk).
  • А где, собственно, сам Сид Мейер? А он, как всегда — в названии игры!

Особенности

По утверждениям разработчиков «движок» шестой Цивы полностью новый и создан с нуля, а не косметически улучшенный от пятой. В отличие от большинства предыдущих начальных («Ванильных») версий игры, Civ VI будет сразу включать в себя ВСЕ игровые механики, которые раньше добавлялись только с платными DLC. То есть торговые пути , религия , археология , шпионаж , города-государства , туризм и работы великих людей будут доступны сразу. Как же бедная Firaxis будет на нас зарабатывать? Судя по тому, что в игре изначально 18 цивилизаций, то будут продавать нации по цене гамбургера;) Ну, и хотя все игровые механики были переделаны под новый движок, всё-таки геймплей в основном будет похож на таковой из пятой Цивы.

«Всё, что игрокам нравилось в пятой Циве, мы перенесли в шестую и добавили нового геймплея «, — Деннис Ширк.

«Самое важное, что вам надо знать, это то, что Civilization VI не использует предыдущий движок. Все механики, весь геймплей полностью заново переписан и переделан. Мы специально позоботились о том, чтобы геймплей бл гибко изменяем. Искусственный интеллект переписан с нуля использую те данные, что мы получили из пятой версии игры. Поэтому многие проблемы с боем будут решены», — Эд Бич.

Города

Города теперь на первязаны к одной клетке, а могу расползаться по всему радиусу города (как в Endless Legend). Некоторые здания могут быть построены в центральном районе города, а для других предётся строить специализированные районы. Кроме того, все чудеса теперь строятся тоже на отдельных клетках (опять же, как в Endless Legend). Для получения подробной информации посвящённую городам в шестой Циве:

Технологии

В общем-то наука работает также, как и в предыдущей версии, но каждая технология имеет так называемую «Эврику» (Eureka), цель или мини-квест — достигнув которую можно ускорить открытие этой технологии. Например, «встретить другую цвилизацию» или «построить карьер». Как только условие выполнено, вы получаете сразу 50% науки необходимой для открытия технологии (готов спорить, что это будет одним из первых параметров, которые будут править патчами после выхода игры)! При этом не важно, исследуете вы эту технологию или нет. Как и в пятой циве, обмениваться техами нельзя. Для более детальной информации милости прошу на .

Цивики (Социальные политики)

Социальные политики теперь очень похожи на дерево технологий: каждый новый цивик даёт возможность принять следующие, когда накопится достаточно культуры. Внутри каждого нового цивика может быть несколько дополнительных возможностей: социальные политики, районы, здания, чудеса и типа правления. Каждый типа правительства имеет несколько разноцветных слотов для политик и вы можете сами решать, какие политики помещать в эти слоты. Начальный типа правительства — вождизм (Chiefdom) — имеет только один военный и один экономический слот для политик. С открытием новых типов правительств вы сможете получить больше слотов. На данный момент известно четыре типа для слотов: военные, экономические, дипломатичесике и джокер (wildcard). Для более детальной информации милости прошу на .


Религия

Судя по всему религия в новой Циве будет работать точно так же, как и в пятой. Сначала пантеоны, потом пророк основывает религию. Можно будет обозвать свою религию по-разному, выбрать значок, а также различные верования и бонусы. Известно, что можно будет выбрать различные строения для вашей религии: мечеть, собор, синагога или просто молитвенный дом. Распространяться религия опуть же будет с помощью давления, как и в пятой циве. Все подробности — таблицы пантеонов и верований — можно найти на .

Дипломатия

В течении игры общение с другими цивилизациями будет меняться от примитивных первых взаимодействий, где конфликт является фактом жизни, к хитросплетеням альянсов и переговоров.

Civ VI использует принцип Casus belli . Другими словами, у вас будет меньше дипломатических штрафов, если у вас есть причины для войны. Если же вы объявите войну прежде чем осудите соперника (Denouncing), то она будет считаться «внезапной» («surprise war») и повлечёт за собой дополнительные дипломатические санкции.

В шестой Циве не будет мирового конгресса. Это одна из немногих механик пятой Цивы, от которой решили избавиться в продолжении.

«Мы полностью переделали то, как компьютерные соперники взаимодействуют с игроком. В прошлых версиях они действовали практически одинаково. Теперь же у ИИ есть ОЧЕНЬ разные ключевые моменты поведения, которые мы называем «Повестка дня» (Agendas). Повестка дня для каждого лидера в игре зиждется на исторических путям развития той или иной цивилизации. Некоторые «повестки дня» будут вам понятны сразу при встрече с цивилизацие. Другие, секретные, вы сможете выяснить только через шпионаж. Таким образом дипломатический ландшафт становится намного разнообразнее, » — Эд Бич.

«Скрытыми повестками дня может оказаться что-то типа «Любитель промышленности» или «Поклонник культуры». Вот такие базовые вещи. Например, вы генерируете много науки и это нравится скрытому любителю науки. Или наоборот, вы слишком много строите чудес и сопернику это не нравится, » — Деннис Ширк.

Слухи

Торговцы, послы и шпионы собирают слухи. Примерно также, как это было в пятой Циве, когда мы сажали шпиона в чужой город. Таким образом мы можем выяснить намерения другой цивилизации и её активность.

«В конце концов вы будете получать слухи обо всех действиях ИИ в свой цивилизации. Даже если у вас замечательные с ним отношения, всё равно надо держать руку на пульсе «, — Деннис Ширк.

Дипломатические делегации

Отправка делегации (стоимостью в 25 золотых) может незначительно повысить отношения с другими цивилизациями. Количество делегаций и послов (это разные вещи?) ограничено.

Шпионаж

Шпионы в шестой Циве будут реальными юнитами на карте. Однако их по прежнему можно будет и в города соперника отправить.

Повестка дня (Agendas)

Лидеры ИИ теперь следуют «повесткам дня» (Agendas), которые помогают влиять на их поведение. Каждый руководитель имеет фиксированную историческую повестку дня (см. в разделе «Цивилизации») и случайно сгенерированную скрытой. Некоторые примеры случайных скрытых повесток дня:

  • Лидер хочет иметь самый большой флот в мире.
  • Лидер хочет сосредоточиться на культуре в течении всей игры.

Торговые пути

Система торговых путей в шестой Циве аналогична той, что появилась в Civilization V: Brave New World. Торговец может создать постоянные торговый маршрут между двумя городами. Доход будет зависить от ресурсов, обрабатываемых городом и количества районов.

Однако, есть и несколько дополнений. Самое главное — торговцы теперь создают дороги на протяжении торгового маршрута! Кроме того, в интерфейсе замечено, что у торговцев теперь есть параметр силы. Видимо, теперь «грабить корованы» будет не так просто как в пятёрке.

Условия победы

В «Цивилизации 6» есть пять вариантов победы:

  • Военная: надо захватить столицы каждого соперника.
  • Научная: надо выполнить три условия:
    • Запустить спутник
    • Высадиться на Луне
    • Основать колонию на Марсе
  • Культурная: вы должны привлечь больше приезжих туристов, чем любая другая цивилизация будет иметь внутренних туристов у себя дома.
  • Религиозная: больше 50% городов во всех цивилизациях должны быть последователями вашей религии.
  • По очкам: у кого больше очков в конце игры (500 ходов на обычной скорости), тот и победун!

Отмечу ещё раз, что мирового конгресса в Civilization VI нет, соответственно и нет дипломатической победы.

Интерфейс

Точно известно, что полюбившийся многим 2D-режим карты останется в Civ VI! Так же как и оверлей данных под названием «Линзы» (Lenses). Если вы не курсе, что это такое, то, видимо, не играли в 2D режиме в пятой Циве. Эти линзы включались в нижнем правом углу около мини-карты.

Верхняя панель впоказывает счётчики науки, культуры, веры, денег, торговых путей, всех ресурсов (а не только стратегических), номер хода, часы реального времени, цивилопедию и меню настроек. Второй ряд кнопок лева сторона: исследования, социальные политики, правительство, религия, великие люди и шедевры. Правая сторона четыре небольшие иконки: дипломатия, города-государства, шпионаж и торговля. Справа в центре: иконки лидеров (тот, чей ход, слегка ниже находится), а на них — индикаторы для текущих отношений (войны и мира для Клеопатры и Тедди, соответственно).

Мини-карта (внизу слева) включает в себя элементы управления для наложения данных, переключения настроек карты (да-да, именно тут находится то, о чём в ближайшие несколько лет меня будут спрашивать под каждым видео: где включить отображение иконок ресурсов на карте?), «map pin функция, которая позволяет размещать маркеры на карте, а также переключение на 2D-режим, аналогичный тому, что был в пятой Циве. Многофункциональный экран (внизу справа) включает в себя кнопки действий для выбранного юнита, информация о городе, предварительный итог битвы и т.д.

Цикл дня-и-ночи

Да, теперь движок поддерживает смену времени суток. Правда, кроме визуальной радости никакого влияния на геймплей от того мы не получим. В настройках вы сами можете поставить: через какое количество ходов день будет сменяться ночью. И вообще эту опцию можно и не отключить.

Туман войны

Неизведанная территория и туман войны (территория, которая «не засвечивается» вашими юнитами) теперь выполнена в видео древней карты, нарисованной на пергаменте.

Вращение карты

Не знаю, на сколько это будет удобно в пошаговой стратегии и нужно ли вообще, но — да, теперь карта свободно вращается!

Цивилизации

В Sid Meier’s Civilization VI изначально 18 цивилизаций . Ещё одна — Ацтеки — бстанет доступна сразу после выхода игры всем, кто оформит предзаказ, а остальным — через три месяца. Кроме того, известно как минимум о ещё четырёх нациях, которые появятся в будущих аддонах.

Каждая цивилизация имеет пять уникальных свойств: фиксированную историческую цель (а также вторую скрытую сгенерированную случайным образом), уникальную способность , уникальный юнит , бонус лидера (который может быть способностью или другим уникальным юнитом) и уникальную инфраструктуру (это может быть здание, улучшение или район). Подробнее :

Варвары

Играют такую же роль, как и в пятой части. Однако изменён алгоритм нападения варваров: они посылают скаутов. Если скауты обнаруживают ваши города и возвращаются в лагерь варваров, то через некоторое время последает атака варваров.

«Варвары могут создавать разведчиков. Если вы не трогаете их лагерь какое-то время, он создает разведчика. Скаут исследует территорию, как и вы. Но он ищет подходящие цели. Если разведчик подобрался к вашем пригородам, значит он знает, что вы здесь, и он отправится назад, чтобы рассказать своим вождям о новой цели. Важно отслеживать это в игре. Вы можете подумать, «Ок, если скаут прошел от своего лагеря хода за 4, значит назад доберется не раньше, а потом они потратят еще 5-6 ходов на подготовку армии». Но на самом деле, через 10-15 ходов этот отчет разведчика может обернуться для вас проблемами. С другой стороны, вы можете предотвратить это. Вы можете послать какие-нибудь быстрые отряды на перехват и перекрыть ему дорогу домой. Варвары не стали просто мощнее. Это скорее вопрос стратегии. Варвары – не те, что прежде, они больше не бродят бесцельно по свету. Они немного умнее. Если они возвращаются, то приводят с собой армию из отрядов ближнего и дальнего боя. Варвары могут устроить вам тяжелые времена «, — Эд Бич.

«Вы – зло, проникшее в этот мир. Ваше имя будут проклинать веками!». Он считает меня милитаристом! Отмотаем время на несколько столетий назад. Великий вождь Мвемба заметил, что в трех моих городах находится всего лишь по одному мечнику. Поэтому он пересекает океан, высаживается на моем берегу, основывает на моей границе город и тут же нападает огромными силами.

Но Мвемба слаб. Не только потому, что мои ученые уже изобрели пики, а он до сих пор полагается на дубины и обрабатывает землю палками-копалками. Нет. Ключевая проблема Мвембы заключается в том, что им управляет ИИ Civilization VI. За это через пару десятков ходов он будет нещадно бит, лишится своего по-идиотски расположенного города, из-за чего и начнет меня ненавидеть до скончания веков.

Все, что нужно знать про дипломатию новой «Цивилизации», спел почти тридцать лет назад Виктор Цой. Две тысячи лет война, война без особых причин. Может показаться, что начинать рассказ о долгожданной новинке с ругани ИИ странно, но что поделать, если искусственный идиот – главное впечатление за 50 с лишним часов игры? К счастью, на высоких уровнях сложности да навалившись всей толпой компьютерные оппоненты могут создать кое-какие проблемы. Ну, хотя бы так!


Firaxis наделила каждого лидера «предпочтениями». Одному нравится мир на родном континенте (добряк с удовольствием воткнет вам нож в спину), другому – большие империи (нападет при первой же возможности). Несколько ходов назад скандинав ползал на коленях, умоляя оставить ему хотя бы один город, а теперь снова смеется над размером вашего флота. Этот ИИ – он просто невозможен.

Неудивительно, что в Civilization VI нет дипломатической победы, хотя дипломатических опций как раз хватает. Вероятно, для игр с живыми людьми. С другой стороны, города-государства стали заметно полезнее. Теперь мы шлем послов, количество которых прямо влияет на объем получаемых от них бонусов. Заполучив маленького союзника, можно даже на время нанять его армию! Небольшие нации вновь обделили настоящим ИИ, зато на них действительно можно положиться.


Основной вопрос, конечно, прост: такая уж новая эта «Цивилизация»? Игроки со стажем наверняка помнят, что выход каждой номерной Civilization был настоящим праздником, потому что эти игры всегда заметно отличались друг от друга. Оставаясь пошаговой стратегией про борьбу разных культур за место под Солнцем, очередная «Цива» обязательно примеряла – в первую очередь! – новый визуальный стиль, обновляла интерфейс и правила игры.

Отчасти Civilization VI делает то же самое, но не признать в ней пятую часть просто нельзя. Революционными – не побоюсь этого слова! – были третья и пятая части, а шестая лишь спекулирует на наследии успешной предшественницы. Дизайн мира вновь тяготеет к мультяшности и какой-то аляповатости. Почему-то сразу вспоминаются Civilization IV и ужасающая Revolution. А потом отодвигаешь камеру подальше – и вроде снова «пятерка»! Почти. Признаюсь, прежние экраны лидеров нравились мне намного больше. Новые же правители хороши в плане анимации, но их бесконечные кривляния…


Без сюрпризов не обошлось. Теперь приличный город занимает больше одной клетки, ведь если это не так, значит в этом населенном пункте нет финансового или научного центра, негде веселиться и не на что смотреть. Уезжать надо из такого города. Новые возможности создают множество приятных проблем. Университетский комплекс может очень хорошо смотреться на месте сельхоз угодий. А лет через 500 вашей цивилизации откроется секрет нового чуда, которое, кстати, можно будет построить лишь на этой самой клетке. Как говорил Сид Мейер, игра – это серия интересных решений, а в Civilization VI таких решений стало даже больше, чем раньше.

Город не может нормально обороняться, пока вокруг него нет стен. Но в случае вторжения отсиживаться за ними глупо: конечно, пока враг не захватил центр региона, все вокруг укреплений по-прежнему принадлежит вам. Но враги могут повредить ваши университеты и рынки, а это тоже может быть очень болезненным ударом. Особенно для молодой нации.


Стройотряды перестали находиться в бессрочном государственном рабстве: возвели парочку улучшений, отремонтировали поломанное варварами – и исчезли. Дороги теперь прокладывают торговцы (есть и второй способ, но до него еще нужно дожить), так что логистика тоже заставит призадуматься. Конечно, многие решения и нюансы стали возможны из-за того, что разработчики принесли логику в жертву разнообразию. В конце концов, игр без условностей не бывает в принципе.

Культура официально получила статус второй науки. Настоящее научное дерево заметно общипали, а из его веточек и листиков собрали новое – культурное. Эти открытия тоже могут порадовать, скажем, чудесами или даже юнитами, но созданы они в первую очередь для социально-экономического развития государства.


Теперь каждый политический строй позволяет активировать определенное количество карточек политического курса. Демократия, например, позволяет активировать больше бонусов для экономики, а монархия – для военного дела. Получился отличный конструктор: открывай новые социальные институты да собирай правительство своей мечты!

Впрочем, выгодные комбинации легко нащупать. Это касается и городского планирования, и государственного устройства. Нет смысла пытаться угнаться за требованиями для культурной победы (самой сложной в игре – так утверждает подсказка при создании новой партии), когда можно их немного… снизить. Собрать уже знакомый набор – мощные промышленные центры и огромные доходы от торговли – и силой оружия оторвать «лишние» куски от самых серьезных конкурентов. Увеличив, тем самым, собственные шансы и на эту, и на любую другую мирную победу.


Но подобные издевательства над механиками Civilization VI – ничто в сравнении со вторым ее важнейшим недостатком. Не знаю как, не знаю почему, но Firaxis умудрилась испортить чуть ли не самую важную неигровую составляющую любой стратегической игры. К Civilization V можно выдвигать разные обоснованные претензии, но в плане интерфейса она была великолепна. Неудивительно, что она стала примером для подражания для многих конкурентов.

В шестой части даже выбор юнита из городского гарнизона умудрились сделать неудобным. Или обстрел с городских стен. И много что еще – в такой игре без кнопочек, иконок и списков – никуда! Порой карту читать очень сложно, да и стилизация тумана войны, безусловно, симпатичная, но не особенно практичная. А полоску опыта отряда искать нужно с лупой. Не TBS, а hidden object какая-то. И, чтобы два раза не вставать, отмечу, что многие цитаты можно было бы поменять на что-то лучшее, а в локализации хватает самых разных ошибок. В том числе «Хотят слухи, что Англия»... Погодите, «хотят»? Серьезно?


Это все наследие Beyond Earth . То ответвление Civilization тоже походило на пятую часть, но удивительным образом не имело ничего общего с ее удобным управлением. Кстати, ее ИИ тоже был слаб, но по-своему: отличался (что удивительно) пассивностью. Хотя идеи той игры были по-своему хороши. Что тут сказать? Создается впечатление, что в Firaxis разучились делать удобный интерфейс и прекратили попытки создать удачный ИИ, но в остальном игры точно не стоят на месте. Хотя фоновая «Калинка» откровенно мешает: если в правой руке у меня мышь, в левой – матрешка, то чем играть на балалайке?

Civilization VI, конечно, не плоха. Напротив. Мелкие огрехи исправят патчами, ИИ (быть может) тоже поправят. В отличие от своих конкурентов, игра не выглядит заготовкой для будущих дополнений. Вспомните Stellaris – шикарную поначалу, утомительную ближе к концу. «Цивилизация» не такая. Она обязана быть хитом. Это у нее в ДНК: игры этого сериала не могут быть плохи, если авторы намеренно не пытаются их упростить или урезать. Даже страшно представить, как преобразится шестая часть после парочки солидных аддонов, а ведь в нее интересно играть уже сейчас.


Плюсы

  • Планирование городов
  • Новая система политических строев
  • Множество мелких нюансов
  • Приятная музыка

Минусы

  • Ужасно бестолковый ИИ
  • Слабый интерфейс

Вердикт

Только в Civilization Шумер, Конго и Скифия могут бороться за право первыми запустить искусственный спутник Земли. В тот конкретный раз победили в итоге немцы, но это уже ненужная подробность. Civilization – это генератор бесконечных историй о том, как русские или французы появились в горах или лесах, а потом сотню лет пробивались к океану. О том, как единственная залежь железа обнаружилась в самом сердце вражеского государства. О том, как остался еще один ход до открытия полетов в космос. И еще один. Сейчас выключу. Уже. О, через пару ходов спущу на воду новое судно. Да сейчас я. Уже. Еще один ход. Всего-то.

Самые главные изменения мы постарались детально описать в нашем превью, так что теперь, в рамках обзора, постараемся передать впечатление от игры в целом и влиянии геймплея на ощущения, вместо рассказа обо всех качественно-количественных улучшениях и переработках.

Цивилизация 6 - обзор игры

Первое впечатление - положительное!

Начнем с того, что для фанатов серии Sid Meier"s Civilization 6 покажется достаточно простой игрой, на освоение всех геймплейных деталей которой уйдет одна тестовая игра на дуэльной карте на низкой сложности. Если вы играли только в пятую часть или Beyond Earth , то освоение займет больше времени из-за действительно разительных изменений, как по части игрового баланса, так и по части управления.
Достаточно быстро приходит понимание, что игра сделала значимый переход от тактики к стратегии. Если раньше игрок мог позволить себе принимать сиюминутные решения, застраивать все подряд как ему угодно и в каком угодно порядке, а также объявлять и прекращать войны, когда ему заблагорассудится, то теперь нужно планировать развитие на 7-10 ходов вперед, составляя в своей голове чуть ли не последовательность действий - что и за чем идет.

Правильным решением разработчиков можно назвать развитие города при помощи кварталов. Только полное знание преимуществ каждого гекса, сообразное распределение районов, учет распределения ресурсов и стандартных лесопилок-полей-рудников на годы вперед может привести к доминированию. Ставить районы, улучшения и Чудеса вслепую будет бесполезным занятием, а то и вредным.