Подвижные игры народов поволжья. Игры поволжья Игры народов поволжья

  • 01.05.2024

Русские народные игры

Салки

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.

1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.

Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.

2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».

«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой.
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети.
Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды.


Они подходят к медвежьей берлоге со словами:


У медведя во бору


Грибы, ягоды беру.


А медведь не спит,


Все на нас глядит.


На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей.


Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Эту игру лучше проводить на улице, в просторном и ровном месте, и желательно, чтобы играло побольше народу.


Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на землю в круг.


Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь».


Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся.


Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Татарские народные игры

«Угадай и догони» (Читанме, бузме)

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

· если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;

· как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

«Продаём горшки» (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- «Эй, дружок, продай горшок!»
- Покупай!
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

· бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

· бегущие не имеют права задевать других игроков;

· водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

«Серый волк» (Сары буре)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20--30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

Вы, друзья, куда спешите?

В лес дремучий мы идем.

Что вы делать там хотите?

Там малины наберем.

Вам зачем малина, дети?

Мы варенье приготовим.

Если волк в лесу вас встретит?

Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

«Займи место» (Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу -

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

«Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Мордовские народные игры

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний, ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

« В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

«Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

«Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – перо, другой – кнопка). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Галина Дунаева

«Подвижные игры народов Поволжья » .

Цели :

1. Закрепить знания детей о народах Поволжья .

2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского , русского, башкирского, удмуртского,марийского народов ,а также с национальностью кряшен (крещённых татар (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами) .

3. Воспитывать любовь,гордость, интерес к родному краю, дружелюбие к народам других национальностей.

Расширить знания детей о нашей многонациональной республике Татарстан.

Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья .

Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

Интеграция образовательных областей :

Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям других национальностей.

Физическое воспитание- воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.

Укреплять физическое здоровье детей .

Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками народов Поволжья .

Коммуникация – введение в словарь новых слов. (юрта,чак-чак,йозек)

Материал :

1.4 больших платка («Юрта» )

2. Красивый платочек («Горелки с платочком» ).

3. Длинная веревка («Хищник в море» )

4. Куклы в национальных одеждах, орнаменты.

5. УМК аудиодиск «Песни народов Поволжья »

6. Презентация на тему : «Народы Поволжья »

I. Рассказ ведущего о республиках Поволжья . Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры ) .

Беседа с детьми о Татарстане и других республиках.

1 – й ребенок : Торсак та без трле ирлрд

Без яшибез Рсй иленд,

Сйлшбез трле теллрд,

Алашабыз дуслык теленд.

стергн д безне чын дуслык,

Кч биргн д безг чын дуслык,

Дуслык булса, яшр гомерг

Бтен ир шарында тынычлык.

2 – ой ребенок : Сколько у нас не русских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Загадки народов Поволжья .

1. Башкирская загадка :

«На четырех парней одна шапка одета» . (Стол)

2. Чувашские загадки :

«Языка нет, а рассказывает» . (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается» . (Лиственный лес)

3. Марийская загадка :

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет» . (Трактор)

4. Удмуртская загадка :

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

5. Русские загадки :

«Что на свете всех быстрее?» . (мысли)

«Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. (пылесос)

"Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок,

может плавать и нырять, как его родная мать".(утёнок)

II. 1. 1 – й ребенок : Юмарт сине ире, Башкортастан,

Шуа татлы, ахры, икмге.

Игенчене батыр хезмте бу –

Кпереп пешкн арыш икмге.

Народная башкирская игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей , каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют :

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.


Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Правила игры . С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей , первой построившая юрту.

Чувашская игра «Хищник в море".


Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры . Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок» . Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки» , так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

3. Заходят дети в русском костюме.

1 – й ребенок : Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»



Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

5. Заходят дети в татарских костюмах.

1 – й ребенок : Сез кайдан? – дип сорыйсыз

Без Казаннан, Иделдн

Идел эчкн су булыр,

Иделд иген иккн,

Яшгн, кнен иткн,

Татарстан шул булыр.

2 – ой ребенок : Спросите нас : Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Татарская народная игра «Горшки»

Играющие разделяются на две группы : дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор :

Азат, чулмк бир эле.

2 (бер, ике, ч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры : бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Мордовская игра “Раю – раю”


Для игры выбирают двух детей - ворота ; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят :

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет .

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела) . Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее : щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры . Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

2. 1 – ый ребенок : Цветут необразимые

Колхозные поля,

Огромная, любимая

Марийская земля.

Марийская народная игра «Биляша»

На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Правила игры . Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.


Кряшен халык уены «Йозек салыш уены»

Правила игры : выбирается считалочкой водящий,он берет в руки колечко а дети строятся в круг,водящий заходит в круг и начинает подходить к детям и в сложенные руки одного ребёнка кладёт колечко,не заметно от других детей . А потом водящий говорит :"У кого колечко выбегай"(ребенок выбегает из круга,если его дети поймали он остаётся в кругу а если нет то он становиться водящим)

Учреждения.
Воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и прежде всего чувства любви к малой Родине всегда было и остается актуальным. Суть введения подвижных игр Народов Среднего Поволжья в образовательный процесс дошкольного учреждения состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Народы Среднего Поволжья не должны терять нравственный авторитет забывать о прошлом: красоте и богатстве нашей музыки, народных игр, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания.

В процессе социализации (Г. М. Андреева, Г. Н. Волков, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, М. И. Шилова) люди получают определенное представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях. В процессе социализации формируется чувство гордости, сопереживания, способные не только стимулировать поступки людей, но и обеспечить групповую солидарность. Социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания и в то же время она рассматривается как реальное содержание взросления ребенка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Актуальность проблемы социального развития детей дошкольного возраста во многом определяется задачами, которые стоят в предшкольном образовании. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе, так как отсутствие такой готовности отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в учебном заведении.

Анализ образовательных программ по дошкольному воспитанию позволил выделить наиболее значимые социальные качества личности ребенка – дошкольника, которые необходимо развивать и воспитывать в период дошкольного детства. Среди них:

Знания об окружающем мире, обществе, человеке, о себе самом;

Уважение к людям, знание общественных норм и правил, готовность к выполнению социальных функций;

Навыки сотрудничества и взаимодействия. Эти показатели процесса социализации в дошкольном возрасте могут быть сформированы при комплексном педагогическом воздействии с широким использованием разнообразных средств и методов, в том числе народных игр.

В условиях поиска ценностных приоритетов в обществе, в образовании , вполне правомерным является обращение к народным традициям воспитания, существенно влияющих на процесс приобретения социального опыта детей. Значимость народной педагогики и ее основных факторов (семьи, традиции, быт, игры и др.) для социализации личности ребенка всегда традиционно подчеркивалась в педагогической науке. Выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, Ж. – Ж. Руссо, Я. А. Коменский и другие обосновали положение о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

Вопрос об использовании народных игр в воспитании детей поднимался в русской прогрессивной педагогике 19 века

Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера. Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств : честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.

В содержании национальных игр происходят постоянные изменения. Возникнув в незапамятные времена, они постепенно обрастали новыми элементами, связанными с изменениями в общественном и семейно – бытовом укладе. Вместе с тем они вбирали в себя игровые мотивы других народов, постепенно преобразуясь в новые игры. Тем самым народные игры представляют собой взаимодействие национального и общечеловеческого в тесной взаимосвязи.

Определяя роль и значение народных игр в социальном развитии детей , можно подчеркнуть основные моменты:

Они отражают культурно – историческое развитие данного народа;

Отражают особенности мировидения народа, его взаимосвязь с экосистемой;

Формируют исходные качества человека, сближают людей;

Объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

Тем самым, народные игры выполняют функции социализации детей, приобщают их к социальному миру и народной культуре.

Перед педагогами стоит задача – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев народов, проживающих в Цильнинском районе.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое « отречение от старого мира» кануло в лету. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, - сохраниться для потомков. Молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть.

Педагоги нашего детского сада разработали программу «Формирование начальной личностно – социальной компетентности дошкольника в сельском детском саду на краеведческом материале», раздел программы «Симбирский край». Целью педагогической работы с детьми по данному разделу является формирование у дошкольников системы элементарных представлений о культуре и истории региона; воспитание положительного отношения и интереса к культурно – историческим ценностям края, национального самосознания, уважения к своему народу, толерантного отношения к культурам других национальностей и любви к малой Родине. Этот раздел включает в себя раздел «Подвижные игры Народов Среднего Поволжья».

Я работала над проблемой возрождения народных игр. Свою работу начала с изучения методической литературы, занялись исследовательской деятельностью. Наряду с обсуждением методических новинок изучили подвижные игры народов СССР, и их организацию. Расширить и систематизировать знания о народных играх Среднего Поволжья, понять их значение для всестороннего воспитания детей, определить способы их использования помогло изучение пособий разработанных в нашем регионе .

Разработала комплексно – тематическое планирование подвижных игр народов среднего Поволжья (старший дошкольный возраст)

Цель работы с помощью народных подвижных игр и элементов устного народного творчества разнообразить процесс физического воспитания.

Задачи:


  • Ознакомление детей с подвижными играми народов Среднего Поволжья;

  • посредством народных подвижных народных игр совершенствовать и развивать физические качества детей: ловкость, равновесие, быстроту; учить, самостоятельно организовывать игры;

  • воспитывать самостоятельность, творческую инициативу, взаимопомощь, потребность быть здоровым;

  • формировать чувство причастности к истории родного края через ознакомление с народными играми, праздниками и традициями.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетают в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, создают эмоционально - положительную основу для развития гражданско-патриотических чувств.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир культуры народов Среднего Поволжья, этики, человеческих отношений.

Мы живем в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские, чуваши, татары, мордва. Каждый из этих пародов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. Именно поэтому, рассказывая детям старших групп о народах проживающих в нашем районе, мы большую часть времени посвятили русскому, чувашскому и татарскому народу, его истории, традициям. Прочитали рассказы национальных писателей, рассматривали национальные костюмы. Для более устойчивого, заинтересованного и уважительного отношения к культуре своей малой Родины, проводились недели русской, чувашской, татарской культуры. Их проводили, когда запас знаний о народных играх разных национальностей достаточно широк. Дети сами называли национальные игры, рассказывали правила проведения, читали соответствующие считалки, названные игры тут же разыгрывались.

Не случайно народные игры вошли в образовательный процесс дошкольных учреждений. Народные игры используются на утренней гимнастике, в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в утренней и вечерней отрезки времени , используются на праздниках.

Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры. Дети узнают о народных праздниках: Сабантуй (праздник плуга), Навруз (встреча весны), Саварни (масленица), Раштав (рождество). А какой праздник может обходиться без народных игр, без них не обходиться даже самый скромный народный праздник. Это народные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Попади в горшок», «Бег с коромыслами», «Бег ложкой с яйцом», «Займи место», «Бой с подушками», «Перетягивание канатом» и. д. и что удивительно игры «Бой с подушками», «Бег в мешках» это татарские, русские и чувашские народные игры. Подвижные, хороводные, досуговые - все разновидности народных игр помогают решению различных задач художественного, эмоционального, физического развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Игры выбирали в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работали в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы на основе принципа сходства решаемых с помощью игр задач. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре. Характерно, что некоторые игры организуются по инициативе детей.

Хороводные игры обычно проводятся на музыкальных занятиях, так как большинство их основано на народных мелодиях, сопро вождаемых соответствующими движениями, имитирующими со держание текста. Однако они могут быть использованы как игры малой подвижности на физкультурном занятии для постепенного снятия нагрузки, на прогулке или в групповой комнате как форма организованной двигательной деятельности, не требующая большого пространства, но дающая возможность осуществить двига тельную разгрузку и снять напряжение. Игра может проводиться под пение или проговариваться речитативом

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней. Для большинства русских народных игр характерны простота и доступность. Наиболее распространенные игры с бегом и ловлей друг друга. Например, такие игры как «Догонялки », «Ловишки», «Салки», «Жмурки», игры с лазаньем, прыганьем н-р «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», игры с мячом «Выбивалы», «Шлепанки». И, конечно же, в играх использовались любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, традициями, верованиями. Татарские игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, интересны своим колоритом. По содержанию игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, они часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами. Самые известные народные татарские игры: «Продаём горшки», «Скок - перескок», «Угадай и назови», «Спутанные кони». Все эти игры способствуют развитию ловкости и выносливости.

Чувашские народные игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. Это такие игры как «Луна и солнце», «Тилирам». Среди Чувашей широко распространены и такие общеизвестные по всей России игры как «Лапта», «Городки», «Котёл», «Жмурки», получившие чувашские названия и некоторые национальные по форме элементы. Например «Вакарла» - разновидность «Котла», «Кашман паралмалла»- разновидность игры «Репу тянуть», «Атаманла»- разновидность «Лапты». Бытует и много самобытных игр, редко встречающихся у других народов «Летучая мышь», «Волк и заяц».

Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное использование обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки.

Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают, кого он выбирает: собаку или кошку, воробья или синицу и т.д. Играющий встаёт позади того, кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды, и начинается игра.


В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.
Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.


  • Рассмотренные особенности народных игр позволяют их отнести к одному из средств социального развития детей, национального и межнациональног воспитания.

  • Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность.

  • Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  • Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр , отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

  • Предложенная методика по организации русских народных подвижных игр с дошкольниками, направленная на развитие основных физических качеств оказала положительное влияние на развитие психофизических качеств детей.

  • У детей произошли достоверно значимые улучшения в показателях скоростно-силовых способностей мышц ног и рук, и координационных способностей.

  • Знакомство с народными играми расширило кругозор детей, обогатило их словарь.
Литература.

  1. Захарова Л. М., Сайфутдинова И.Р., Гладилина Н.У. Традиционная народная культура в социальном развитии дошкольников – Ульяновск, 2009.

  2. Захарова Л. М., Сайфутдинова И. Р., Сыраева А. Б., Дугушкина Л. Н. Народные игры и праздники в дошкольном учреждении – Ульяновск, 2005.

  3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада. Просвещение, 1988. – 3 – 6 с.

Развлечение

«Подвижные игры народов Поволжья»

Задачи:

  1. Расширить представления детей о культуре народах Поволжья.
  2. Способствовать развитию интереса воспитанников к подвижным играм татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
  3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

Материал:

  1. 4 больших платка с национальным узором («Юрта»)
  2. Красивый платочек («Горелки с платочком»).
  3. Длинная веревка («Хищник в море»)
  4. На мольбертах изображения кукол в национальных одеждах, орнаменты.
  1. Рассказ ведущего о республиках Поволжья. Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры).

Беседа с детьми о Татарстане и других республиках.

1 – й ребенок: Торсак та без төрле җирләрдә

Без яшибез Рәсәй илендә,

Сөйләшәбез төрле телләрдә,

Аңлашабыз дуслык телендә.

Үстергән дә безне чын дуслык,

Көч биргән дә безгә чын дуслык,

Дуслык булса, яшәр гомергә

Бөтен җир шарында тынычлык.

2 – ой ребенок: Сколько у нас не русских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Загадки народов Поволжья.

  1. Башкирская загадка:

«На четырех парней одна шапка одета». (Стол)

  1. Чувашские загадки:

«Языка нет, а рассказывает». (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается». (Лиственный лес)

  1. Марийская загадка:

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет». (Трактор)

  1. Удмуртская загадка:

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

  1. Русские загадки:

«Два брюшка, четыре ушка». (Подушка)

«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает». (Часы)

  1. 1. 1 – й ребенок: Юмарт синең җирең, Башкортастан,

Шуңа татлы, ахры, икмәгең.

Игенченең батыр хезмәте бу –

Күпереп пешкән арыш икмәге.

Народная башкирская игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2. Чувашская игра «Хищник в море»

Это разновидность общеизвестной игры «Удочка». Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры. Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок». Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки», так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

  1. Заходят дети в русском костюме.

1 – й ребенок: Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

  1. Заходят дети в татарских костюмах.

1 – й ребенок: Сез кайдан? – дип сорыйсыз

Без Казаннан, Иделдән

Идел эчкән су булыр,

Иделдә иген иккән,

Яшәгән, көнен иткән,

Татарстан шул булыр.

2 – ой ребенок: Спросите нас: Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Татарская народная игра «Горшки»

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

  • Азат, чулмәк бир эле.
  • Мә эле.
  • Нич сум?
  • 2 (бер, ике, өч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

  1. Общие игры.
  1. 1 – ый ребенок : У нас в Мордовии

Солнце ярко, небо сине,

Золотая пшеница

На полях колосится.

2 – ой ребенок: В доме пахнет калачом

Капуста в бочках бродит,

Стол накроем пусть любой

В гости к нам приходит.

Мордовская игра “Раю – раю”

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

  1. 1 – ый ребенок: Цветут необразимые

Колхозные поля,

Огромная, любимая

Марийская земля.

Марийская народная игра «Биляша»

На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Общая «Песня о дружбе» А. Филипенко.


Жанна Шипунова

Подвижные игры народов Поволжья .

Цели :

1. Расширить знания детей о народах Поволжья .

2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского , русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами) .

3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

Материал :

1. Красивый платочек («Горелки с платочком» ).

2. Длинная веревка («Хищник в море» )

3. Маски петухов

4. Презентация с изображения людей в национальных одеждах, природа края.

1. Рассказ ведущего о республиках Поволжья . Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры ) .

Беседа с детьми о мордовии и других республиках.

мы живем в прекрасной Республике Мордовии. Коренные жители нашего края - мордва (эрзяне и мокшане) У мордвы, как и у других народов , есть свои национальные игры , которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

В России и в нашем регионе Поволжье живут люди разных национальностей : русские,чуваши, морда, татары, казахи. Все они Каждый народ имеет свои обычаи , традиции, песни, танцы, сказки, игры .

Предлагаю сегодня поиграть в игры разных народов .

Загадки народов Поволжья .

1. Башкирская загадка :

«На четырех парней одна шапка одета» . (Стол)

2. Чувашские загадки :

«Языка нет, а рассказывает» . (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается» . (Лиственный лес)

3. Марийская загадка :

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет» . (Трактор)

4. Удмуртская загадка :

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

5. Русские загадки :

«Два брюшка, четыре ушка» . (Подушка)

«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает» . (Часы)

Народная башкирская игра «Липкие пеньки»

Развивающая задача : развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость .

Организация игры : три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Материал : маски на голову с изображением пенечка.

Чувашская игра «Хищник в море»

Это разновидность общеизвестной игры «Удочка» . Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры . Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок» . Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки» , так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

1 – й ребенок : Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.


Мордовская игра

1. 1 – ый ребенок : У нас в Мордовии

Солнце ярко, небо сине,

Золотая пшеница

На полях колосится.

2 – ой ребенок : В доме пахнет калачом

Капуста в бочках бродит,

Стол накроем пусть любой

В гости к нам приходит.

Подвижная игра «Атякш» - петушок

Участники заходят в круг вдвоём. По команде водящего каждый становится на одну ногу, а вторую, приподняв, захватывает руками сзади. В таком положении участники начинают выталкивать друг друга грудью и плечами за пределы круга. Использовать руки запрещается. Проигравшим считается тот, кто не выдержав, упал, был вытолкнут из круга или был вынужден встать на обе ноги. Для создания антуража можно договориться, что проигравший должен прокукарекать.

(дети ходят, взявшись за руки, вокруг водящего, который выбирает себе соперника)

Дети :

Петя, Петя, петушок дети хлопают в ладоши

Листябойкане, дружок! грозят пальцем

Патясотюрхтямо хлопают себя по бокам, изображая крылья

Пильксотопотямо! кружатся дробным шагом

(Петушок выбирает себе соперника и старается вытолкнуть его из круга-обруча. Дети

поддерживают хлопками в ладоши игра повторяется 2-3 раза)



Татарская народная игра «Займи место»

Развивающая задача : развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры : Один из участников игры – водящий . Остальные играющие образуют круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит :

«Как сорока стрекочу, никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу, тебя хлопну по плечу-

Сказав «беги» , водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Место проведения : спортивная площадка .

Удмурская народна игра «Поймай коня за хвост»

«головой коня» «голова» «хвост» «голова» и «хвост» .

Правило игры

Удмурская народна игра «Поймай коня за хвост»

Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня» , последний – его хвостом. По сигналу старшего, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка – «хвост» .Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост» .

Правило игры : дети должны крепко держаться друг за друга.


Мы сегодня поиграли

Много новых игр узнали.

А теперь давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Возьмемся за руки друзья, чтобы не пропасть поодиночке!

Дети все вместе водят хоровод под песню «Большой хоровод»

(слова Жигалкина Е, музыка Хайт А.)