Ролевик типичный вк. Что такое ролевик в контакте? Ролевик – что это

  • 13.03.2020

Растаманы (растафари, растафарианцы) – религиозное движение , которая зародилась в среде афро-американцев, потомков чернокожих рабов, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)» , что исполняли Боб Марли и Альфа Блонди .

На постсоветском пространстве «растаманы» образовалась вначале 1990-х годов. Только большинство последователей этой даже понятия не имеют о том, что на самом деле именуют себя последователями религиозно-политического африканского движения, они приписывают себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления и .

Причина возникновения

На самом деле главная идея живет в мире уже около 400 лет и суть ее такова: “надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление о т Вавилона” .

Понятие Вавилона в раста-культуре рассматривается следующим образом: все мы изначально рождаемся в клетке, но привыкаем, взрослеем и перестаем замечать оковы, которые не дают нам освободиться. Мы вынуждены жить так, как решают за нас политики, практически не имеем право выбора (можем выбирать только в мелочах), и всегда равняемся на установленные теми же самыми политиками стереотипы, привыкая к ним и считая истинно верными утверждениями.

Боб Марли проповедовал в своих песнях, что если перестать загонять людей в какие-то рамки, жизнь наладится, и люди сами смогут определиться, как им жить. Он считал, что законы рождают преступления. Для ямайских растаманов воплощение Вавилона – Америка.

400 лет подряд корабли увозили африканских рабов в Америку, люди были готовы принимать освобождение с любой стороны. И именно в тот момент 2 ноября 1930 года Рас (по-эфиопски «принц») Тафари Маконнен, считающийся прямым потомком царя Соломона и царицы Савской, взошел на престол Эфиопии под именем Хайле Селассие.

Хотя ямайцы и получили надежду, но ситуация того времени все-таки держала их на месте. Их свобода была всего лишь написанными на бумаге словами, далекими от действительности, и Ямайка по сути все еще оставалась британской колонией. Именно по этому они молили об этом своего бога Джа в религиозных песнопениях. Так и родилась музыка рэггей (регги) , более подробней о которой Вы прочтете чуть ниже.

Какая идеология у растаманов?

Растаманы поклоняются богу Джа. Они смешали Библию и местные эфиопские сказания в единую веру. Африканские легенды рассказывают о Джа-борце за свободу и мир, воине-льве, великом и могучем повелителе и защитнике всех животных. Эфиопского принца Хайле растаманы считают живым воплощением Джа на земле.
Хайле, он же Джа Растафай, правил Эфиопией до 1975 года, проповедовал идеи ненасильственной борьбы за освобождение «не только рассеянных по свету эфиопов, но и вообще людей, зверей, трав и прочих форм жизни».

С точки зрения растаманов:

можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, носить дреды и слушать регги;

нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.

Попытки растаманами обратить людей в свою веру происходит при помощи (в раста-культуре – «трава мудрости»). На Ямайке называют Brain food (пища для мозгов). По их легенде , она впервые выросла на могиле царя Соломона, считавшегося мудрейшим из мудрых. По мнению растаманов, помогает человеку прийти к богу и по-настоящему понять этот мир.

Как одеваются растаманы?

Красный, желтый и зеленый – эти цвета ты найдешь в одежде каждого растафари и символизируют они цвет эфиопского флага. Изначально растаманы, в основном, выбирали свободные мешковатые рубахи и полотняные штаны, так как подобная одежда идеально подходит для жаркого ямайского климата.

Сейчас же мешковатые штаны сменили более удобные джинсы, но неизменны растаманы остались к цветастым беретам, которые прикрывают дреды (дредлоки), являющимися незаменимыми для растмана, так как служат напоминанием об африканских корнях, гриве льва-воина растафари и так же являются частью идеологии, которая звучит так: “Когда наступит Конец Света, бог Джа узнает растаманов по дредам и зацепив за них, вытащит их”.

Какую музыку слушают растаманы?

Рэггей, регги (raggae) – это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка Рэггей – это вибрации всех светлых людей этого мира», – говорил «отец» рэгги Боб Марли. Именно он превратил эту музыку в оружие борьбы с притеснителями и заменил религиозные тексты на политические.

Со времен Боба Марли рэггей пустил много новых ростков. Появились dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэгги с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как «Snake it, catch it again!» – типа «шалтай-болтай!»), rock-steady (рэгги с примесью соула) и другие.

Русскоязычными первооткрывателями музыки растаманов стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет» . Правда, они только использовали ритмы рэгги в своем творчестве. Сейчас можно встретить огромное множество растаманских команд, исполняющих свою музыку на русском языке. Одними из самых известных являются: Децл, Джа Дивижин, Рома В.П.Р . и многие другие.

Субкультура русских растаманов успела обрести растаманский фольклор, и достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов, и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных мероприятий.

В настоящее время на улице можно встретить большое количество растаманов или молодых людей, которые именуют себя растаманами, которые приписывают себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления и .

Последствия употребления и гашиша

Зависимость от марихуаны развивается постепенно, достаточно несколько месяцев, поэтому человек может и не заметить, как уже не может без этого . В отличие от алкоголя марихуана может вызвать галлюцинации уже при первом употреблении. Вред марихуаны доказан. Наркотик влияет на работу всех главных органов: сердца, легких, половой системы у мужчин и женщин. Из-за курения травы возникают бронхиты, фарингиты, синуситы, рак легких, тахикардия, понижение артериального давления и много других болезней.

Курение травы очень влияет на мыслительные способности, координацию движений. Тот, кто давно курит этот наркотик, имеет эмоциональную неуравновешенность, беспокойство, плохую память, неспособность к пониманию. Люди, употребляющие марихуану и гашиш, неспособны сосредоточиться, потому что наркотик сильно влияет на мозг. Возникают зрительные галлюцинации, боязнь, переживания преследования, сильные психологические расстройства, а впоследствии – слабоумие, шизофрения, депрессии, происходит полная деградация личности. Это как медленная смерть.

Также в результате злоупотребления коноплей возникает апатия, потеря мотивации. Человеку не хочется развиваться, учится, хорошо выполнять свою работу и даже следить за своим внешним видом. Последствия этого – разрушение карьеры, семейных отношений…

Тот, кто употребляет марихуану, становится замкнутым, беспокойным, неуравновешенным, агрессивным. Имеет хроническую усталость, тошноту, постоянные головные боли. При этом развивается сильная психологическая зависимость от наркотика, увеличение дозы наркотика приводит к передозировке и даже к смерти. А те, у кого не хватает денег на наркотик, занимаются криминалом.

Марихуана не является легким наркотиком, это такой же наркотик, как и остальные, который приводит к психической зависимости, разрушает жизнь человека и приводит к страданиям близких людей.

Вся жизнь - праздник! Таков замечательный девиз растафари. Но чтобы понять и почувствовать его, недостаточно курить травку и слушать Боба Марли. Растафарианство - древняя культура страны Эфиопии, и это целый отдельный мир. Каковы же его порядки и возможности? Попытаемся разобраться...

А начало было таким

Прарастафарианство возникло в Эфиопии в 800 году, вместе... с принятием христианства. Естественно, местные обычаи оказали сильное влияние на христианство, и в результате постепенно возникла уникальная культура - растафарианство.

Главная идея растафарианства: надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона - имеет под собой вполне реальную основу. Вавилон - понятие абстрактное. Это символ индустриального мира, как скопища пороков, бездушия и корысти. Для ямайских растаманов воплощением Вавилона стала Америка. Несколько веков подряд корабли увозили африканских рабов в Америку. Крупный невольничий рынок и перевалочный пункт были на острове Ямайка, поэтому сотни лет там "оседала" африканская культура. И, конечно, единственной мечтой многих африканцев была самая естественная и нормальная вещь - возвращение на родину.

В XX веке рабство было запрещено, но большая часть эфиопов, разумеется, по-прежнему жила на территории Америки. Идейным вождем растаманов стал Маркус Мосайа Гарви, агитировавший африканцев вернуться на родину. Именно он предсказал скорое рождение царя, прямого потомка библейского царя Соломона и царицы Савской, который поведет за собой народ в Эфиопию, - и на этой земле наступит вечный рай.

Предсказание сбылось. В 1930 году правителем Эфиопии стал Рас Тэфэри Мэкконын. Его короновали под именем Хайле Селассие I, что в переводе означает "власть Троицы". С этого дня назвавшие себя в его честь растафаринцы (или просто "раста") стали ждать кораблей Хайле Селассие I, которые приедут за ними и заберут в Эфиопию, на землю обетованную. Впрочем, под Эфиопией подразумевалась вообще вся Африка. Растафари в религиозных песнопениях молили о родине своего бога Джа. Характерная черта этих песнопений - свободолюбивые тексты. Так и родилась музыка рэггей.

Любимая одежда

Красный-желтый-зеленый... Сочетание этих цветов знакомо многим непосвященным в культуру реггей хотя бы по беретам на головах некоторых непростых прохожих или по раста-сувенирам. На самом деле, это цвета флага Эфиопии. Они присутствуют в одежде каждого растафари. Просторные рубахи и полотняные штаны, которые носят африканцы у себя на родине, идеально подходят для жаркого ямайского климата. У нас же штаны зачастую заменяются на потертые джинсы, а рубахи - на футболки с изображением конопли или Боба Марли. Объемные цветастые береты призваны украшать буйство дредлоков, а голые ноги в сандалиях позволяют чувствовать растаманам земные вибрации.

А почему на голове именно дреды? Оказывается, это не только напоминание об африканских толстых красивых волосах, но еще и о гриве льва-воина растафари. Есть у дредов и более глубокое толкование: когда наступит конец света, бог Джа узнает растаманов по косичкам на голове и, зацепив растаманов за косы, вытащит их в рай.

А как там с музыкой?

Рэггей (raggae) - это культовая музыка, посвященная богу Джа. У нее есть свой узнаваемый ритм: размер четыре четверти с акцентом на слабые 2-ю и 4-ю доли. Идея "рутс-рэггей", то есть коренного рэггей, такова: недостаточно вернуть на родину только свое тело, надо еще осознать, что твой дух неотделим от родной земли. Именно родная земля помогает обрести мир. Реггей же - общие вибрации всех светлых людей земли, так говорил Боб Марли. Именно он превратил реггей в оружие борьбы с притеснителями, заменив религиозные тексты на политические. Вслед за ним бороться за равенство стали Black Uhuru, Burning Spear, Inner Circle, Big Mountain и другие группы.

В Россию рэггей пришел не так давно, в 80-х годах, когда весь западный мир реггей уже скорбил о смерти Боба Джа. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы "Воскресенье", "Аквариум" и "Кабинет". Правда, они использовали в своем творчестве только ритмы рэггей, а не его идеи. Сейчас в России существует множество, как утверждают растаманы, "истинно растаманских команд": Shamansky Beat, Dub TV, Green Point, "Карибасы", "Комитет охраны тепла" и очень популярная команда Jah Division!

Со времен Боба Марли, лидера группы The Wailers, рэггей стал разнообразней, появились всевозможные варианты этой музыки. Вот основные из них: dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэггей с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как "Snake it, catch it again!" - типа "шалтай-болтай!"), rock-steady (рэггей с примесью соула).

Растаманы очень любят свою музыку, ведь она вдохновляет их на любовь к жизни. Растаманы любят собираться вместе, веселиться под реггей; чем больше людей собралось вместе, - тем веселее. Это еще одно подтверждение их девиза "вся жизнь - праздник". Или - вечеринка. В любом случае - хорошее настроение и дружеская атмосфера обеспечены.

Есть у растаманов и основные, важные праздники. Их не так уж много, вот они. 7 января - растаманское Рождество, посвященное богу Джа. 6 февраля - день рождения Боба Марли. 1 мая - Пасха. 23 июля - день рождения Хайле Селассие 1 и 2 ноября - день его коронации.

Заповеди растафари

У растаманов, как и у всех по-настоящему верующих людей, есть заповеди, которые они соблюдают. Вот основные заповеди, на которых строится религия растафарианства. Некоторые из них совпадают с христианскими или буддистскими заповедями, другие - просто могут быть полезны, какие-то - можно отвергнуть полностью. Итак...

  • Поклоняться можно только богу Джа. Но это не дает права на неуважительное отношение к другим религиям.
  • Джа создал человека по своему образу и подобию, поэтому любое осквернение своего тела - грех. Запрещаются татуировки и бритье головы.
  • Любовь ко всем людям и животным.
  • Неприятие ненависти, злости, зависти, ревности, обмана и пр.
  • Неприятие богатства и знатности.
  • Резкое неприятие пороков Вавилона.
  • Соблюдение вегетарианства (в некоторых случаях разрешается есть мясо, но не свинину или моллюсков).
  • Запрет на употребление соли, уксуса и коровьего молока.
  • Запрет на курение табака и употребление алкоголя.
  • Растафари призваны создать мировой порядок, в основе которого - братство народов.
  • Растафари должны соблюдать древние эфиопские законы.

    Трава - плохо или хорошо?

    Надо полагать, что на этот вопрос каждый ответит сам. Что же касается растаманов, то они отвечают на него однозначно. Значение так называемой "легкой" наркомании растаманы ищут в Библии. Всякое растение - для человека. Именно бог Джа научил растаманов курить траву. Более того, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была марихуана. Впрочем, не все растафари курят траву, ортодоксы, например, отказываются от нее.

    Сегодня растафарианство в большой моде в России. Причем русские растаманы совсем не собираются исповедовать ортодоксальную форму религии. Еще бы - ведь все удовольствие растафарианства они видят в курении травы. К сожалению, такой подход к эфиопской религии ничем не отличается, скажем, от посещения православных храмов только тогда, когда приключилось какое-нибудь несчастье.

    Реггей в России воспринимается как приятная веселая музыка, но вряд ли - как религиозные песнопения. Скорее, реггей помогает материализации девиза "вся жизнь - вечеринка". А в данном случае это действительно вечеринка, и, конечно, с горячими напитками - как же без них? Однако, не стоит забывать, что, в отличие от настоящего русского, настоящий растаман-африканец не употребляет алкоголь.

    Как же превратиться в настоящего растамана? Пожалуй, это не так уж легко... Несмотря на всемирную глобализацию, еще есть культуры, стать частью которых не так-то просто. Быть может, именно своей целостностью и притягивают нас растаманы и не менее модные кришнаиты. И, тем не менее, факты есть факты: стать растаманом или кришнаитом - значит родиться им.

  • Идеология растафариантства зародилась ещё 400 лет тому назад. Надежда всех африканцев - попасть домой, подальше от Вавилона. Долгие годы американские корабли увозили африканских рабов в Америку, и первый пункт их назначения был остров - Ямайка. Там то и зарождалась эта африканская культура. Сама субкультура Растаманы произошла в 1920 году, она строится вокруг культа конопли (каннабиса). Именно прослушивание песен регги и употребление марихуаны, отличает истинных почитателей Растафари .

    Кто же такие растаманы?

    Говоря простым языком, растаман - любитель покурить «травку». Чаще всего это люди с тёмной кожей, но на сегодня субкультура стала популярней. Так что встречаются и «белые люди» в кругу растаманов. Изначально растаманство не считалось как наркомания, это было ещё одно мировоззрение на жизнь других людей, это была своеобразная религия. К сожалению, современные растаманы загубили культуру, превратив её в обычное времяпровождение с марихуаной. Многолетняя традиция африканских племён была опорочена. Растаманы любят проводить время в кругу друзей понимающих их идеологию . Они любят размышлять, обсуждать какие-то события из жизни (критикуя политику), и всё это под дивную музыку регги с травкой конопли в руках. Многие растаманы не употребляют марихуану, им достаточно общения и музыки. Как и в каждой субкультуре у растаманов есть свои правила и убеждения, но об этом ниже.

    Стиль одежды растаманов

    Истинного растамана не заметить сложно. Цвета растаманов - зелёный , жёлтый , красный . Цвета выбраны не по случайным обстоятельствам, это цветовая гамма эфиопского флага. Сегодня, одежда растаманов и их стиль соблюдается частично. Обязательным атрибутом должна быть шапка на голове с тремя разноцветными полосками. Чаще всего такие головные уборы не покупают, а вяжут самостоятельно. На футболке или джинсах знак каннабиса - лист конопли. Этот знак может быть вшит в материал или же служить талисманом на шее. Многие растаманы делают себе татуировки на теле, в виде листа каннабиса или лица Боба Марли .

    Ещё одной немаловажной отличительной особенностью, которой должен обладать растаман - дреды на голове. Эта прическа служит напоминанием о древней африканской культуре. К тому же, существует поверье, что когда наступит Конец Света, Бог всех растаманов Джа опознает своих людей по прическе , и вытащит их за волосы.

    Музыкальные предпочтения

    Конечно же, любимое направление в музыке растаманов - регги. Их идол и Бог - Боб Марли. Этот стиль растаманы выбрали не случайно, ведь настоящее регги позволяет расслабиться и почувствовать прилив положительных эмоций . Растаманы - творческие люди, они и сами не прочь поиграть на музыкальных инструментах. Чаще всего для игры выбирают гитару и барабаны.

    На сегодняшний день, классический стиль регги стали дополнять электронными инструментами, появились такие стили как: ska, rock-steady, dub, и другие. За долгие годы стили и музыкальное оформление перемешались, но всё равно слышны те классические нотки настоящих растафарианских мелодий.

    Основные правила растаманов

    Каждая субкультура имеет свои дозволенности и запреты, рассмотрим, что же должен почитать каждый растаман и чего он делать не должен:

    • Относиться к людям с любовью;
    • Повествовать другим людям о растаманстве;
    • Постигать смысл жизни и философствовать;
    • Играть на барабанах или другом инструменте;
    • Курить марихуану.
    • Нельзя употреблять алкоголь (пиво, вино, водка, ликёры);
    • Курить табак;
    • Одевать на себя чужие вещи;
    • Есть пищу приготовленную другим человеком;
    • Нельзя есть свиное мясо, рыбу, моллюсков, пить молоко и употреблять соль.

    Как стать растаманом?

    На сегодняшний день стать растаманом достаточно просто. Необходимо лишь носить соответствующую одежду, курить марихуану и слушать регги. Но большинство современных растаманов на этом этапе останавливается. Тем самым, не понимая, что суть субкультуры растафарианства заключается не только в курении травки, но и в познании чего-то большего. Многие забывают о том, что - великая субкультура, пришедшая к нам из далека. Её историю необходимо чтить и знать каждому уважающему себя растаману.

    К сожалению, растафарианство недооценивается окружающим миром. На самом же деле эта субкультура принесла богатое и художественное наследие поколениям, в том числе и гимны от Боба Марли, быть может, самые волнующие из всех созданных произведений XX века.

    19425

    Растама́нами в мире традиционно называют последователейрастафарианства.

    Растафарианство - монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах, которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманами или раста.

    Растафарианство не очень организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одни из «Особняков Растафари» - три наиболее известных из них это Nyahbinghi, Бобо Ашанти и Двенадцать колен Израилевых.

    Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен. Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога Джа.

    Основа растафарианства - любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое растаманы называют «Вавилон», имея в виду больше метафорический Вавилон, чем историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие, как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается, как пророк. В растафарианстве распространено духовное потребление каннабиса (не обязательно).

    К 1997 году насчитывалось около 1 000 000 растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в основном за счет регги, наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли(1945-1981) и его дети.

    Верования.

    Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют. Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви. В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской(легенда о происхождении «Соломоновой династии» ) содержится в книге «Кебра Нагаст» ), и почитают его как Бога (Бога-Отца) - царя царей и мессию.

    Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона, современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» - Эфиопию.

    Отличительным свойством религии Раста является то, что они не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.

    Основа доктрины - Holy Piby

    Рэгги

    Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 60-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги - музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).

    Одна из вариаций стиля - это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 80-х, на основе рэгги появились дансхолл - музыка ямайских танцплощадок, рагамаффин и реггейшн - музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Среди пионеров-создателей регги выделяются Банни «Вейлер» Ливингстон, Ли «Скрэтч» Перри, Питер Тош и Боб Марли. Из современных исполнителей музыки регги можно выделить известного ивуарийского певца Альфа Блонди.

    История раста

    В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции - многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтал» и т. п. Однако многие истинно верующие русские растаманы считают, что репатриация и панафриканизм просто бессмыслен, по причине того, что русские растаманы никакого отношения к чернокожим и Африке, по сути, не имеют. В странах СНГ панафриканизм был замещен идеей «Сиона внутри себя», которая звучит так: «Сион это не место в физическом, материальном мире. Не в Африке или Израиле или где-либо еще. Сион находится в душе каждого человека. И стремиться к нему нужно не ногами, а поступками, мыслями, добром и любовью».

    Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды.

    Субкультура в СНГ

    Возникновение «растаманов» вСНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фонераспада СССР . «Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён).Многие из курящих уже не являются «молодёжью » и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением.

    По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан был решен на базебренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман » не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темышприцов ,СПИДа ,ломок и пр. - следовательно, была потребность в самоназвании.

    Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Стиль регги, популяризованный растафарианцами и сопутствующий культу марихуаны, был принят русскоязычными «планокурами». Музыкальный фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, играл крайне весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 90-х. Поэтому на выбор самоназвания могло, в числе прочего, повлиять распространение записей русскоязычных регги-коллективов, где, в частности, лидер «Витя Ак» Герберт Моралес однозначно указывает на параллель курения конопли с «растаманами». Принадлежность к «философии Раста» декларирует и известный российский рэп-исполнитель Децл. Ещё один характерный представитель - Рома В. П. Р.

    Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы - по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное» растафарианство - крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат Нандор Танцош). В свою очередь, петербургская регги-группа АКИМАМА сознательно дистанцируется от ортодоксального растафарианства и называет свой стиль urban reggae:

    Позиция

    Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»).

    Общим местом у «русских» и «оригинальных» растаманов также является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к т. н. «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

    Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает. Во всем мире растаманов считают гангстерами и лишь в России и странах СНГ в связи со сложившемися стереотипами их приравнивают к хиппи.

    Фольклор

    Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствуют характерные психоактивные особенности коноплесодержащих препаратов - под их воздействием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев «конопляной идеологии» в современной России может составлять до 4-5 % населения.

    О субкультуре «растаманов» стран СНГ и традициях употребления конопли (как и других наркотиков) на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры - музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки» Бориса Гребенщикова.

    Растаманские народные сказки

    «Растаманские народные сказки» - проект по сбору и литературной обработке фольклора любителей психотропной конопли. Возник в 1995 г. в Полтаве (Украина), основной автор-координатор - Дмитрий Гайдук. В 1998-2000 г. материалы проекта распространились в пределах СНГ и среди русскоязычной диаспоры многих стран мира. Часть материалов проекта издана в виде одноименной книги (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000, существуют и другие издания).

    Тексты проекта оформлены в виде кратких новелл фантастического и анекдотического характера, сохраняющих лексические истилистические особенности «конопляного» дискурса. Для создания текстов используются не только фольклорные сюжеты, но также личные отчёты о похождениях во время интоксикации каннабиноидами и наиболее яркие образцы индивидуального и коллективного бреда, возникшего под воздействием препаратов конопли. Отдельная «растаманская сказка» представляет собой компиляцию разнородных фрагментов, объединенных неким сюжетом, который позволяет воспринимать их как единое целое.

    Вопреки своему названию, проект не имеет ничего общего с растафарианством.

    Это, конечно, не наркоманский и не растаманский фольклор. Это литература. Безусловно, выросшая на растаманской-хиппистской культуре, но критичная и рефлексивная».

    Специфические термины и отдельные элементы этого вероучения присутствуют в «сказках» постольку, поскольку они имеют хождение в среде русскоязычных любителей конопли, и в силу того, что слово «растаманы» часто используется ими в качестве самоназвания.

    «Растаманские сказки» - не только литература. Это и этнография одного малого субэтноса, выделившегося в результате «гласности» и «прулялизма» перестройки... Его мировоззренческие и поведенческие черты (примитивизм, культ духовной чистоты и «детскости», рустикальность и этничность, любовь к экзотике и живой природе, корпоративность, беззаботность и т.д.) выделяют «растаманское» искусство в особую культурную нишу, которая у нас окончательно сформировалась ещё в конце 80-х.

    В 2004 году сборник был номинирован на премию «Национальный бестселлер», заняв 13-е место в шорт-листе конкурса.

    Официальный сайт проекта - http://rastaman.tales.ru - открылся в январе 1999 г. и является одним из старейших литературных проектов в Рунете.

    Словарик:

    1) Авраами́ческие монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей кпатриархусемитскихАврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное ПисаниеВетхого Завета.

    2) Джа (Jah ) - имяБогарастафарианстве. Существует несколько версий происхождения слова Джа. Возможно «Джа» («Jah» ) является сокращением от имени ЯхвеИегова (ср.Jah ve).

    3) Ска Ska ) - музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

    Звуковые установки - не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук, лучший репертуар и так далее.

    Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов , а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба , тромбон и саксофон . Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.

    4) Боб Марли англ. Bob Marley ; полное имя Ро́берт Не́ста Ма́рли англ. Robert Nesta 6 февраля1945, Найн-Майлс,Ямайка11 мая1981Майамиямайскийгитариствокалисткомпозитор. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло 30 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стилерегги. Именно благодаря его международному успехурегги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

    5) Хайле Селассие I (в переводе самхарского - мощь, сила Троицы) (23 июля1892 года27 августа1975 года), до коронации -рас Тэфэри Мэконнын , последний императорЭфиопии2 апреля193012 сентября1974), происходивший из легендарной династии потомков царяСоломона. Возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во времяитало-эфиопской войны 1935-1936 годов. Один из инициаторов создания в 1963 годуОрганизации африканского единства. В сентябре1974 года свергнут революционными военными. В августе1975 года убит (задушен военными армииМенгисту Хайле Мариама).

    Реферат >> Социология

    Сбывшимся. Так зародилось Растафарианство . Растафарианство призвано освободить африканские нации... Англии, размышления и суждения великого растамана насчет индийской конопли выделены в... Западной цивилизации - недаром растаманы не носят синтетику как...

  • Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов

    Курсовая работа >> Социология

    Байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ... рабов. Местом рождения растафарианства считается остров Ямайка, где... байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ...

  • Основные аспекты, раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности

    Реферат >> Социология

    По слухам, имевшее резонанс. Растаманы Субкультура, возникшая в 20-е гг... пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство . С самого первого дня... в статье О.Ровинской) . Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые...

  • Идеи распространяются гораздо быстрее, если их положить на музыку. С ростом популярности регги поклонение божеству Джа захватило весь мир. Кто такие растаманы, должен знать каждый, для которого понятия свободы и гуманизма не пустой звук.

    Растафарианство: что это?

    Растафарианство представляет собой разрозненную совокупность религиозных верований, которые берут свои корни в христианстве, иудаизме, борьбе за права чернокожих и современных философских течениях. Конфессия не обладает какой-либо определенной религиозной доктриной и не имеет четкого набора ритуалов и догм, которым обязан следовать каждый в нее обращенный.

    Благодаря этой свободе, а также поддерживаемому растафарианством человеколюбию оно стало невероятно популярным, особенно у молодежи всего мира. Число последователей трудно поддается точному исчислению, но составляет не менее нескольких миллионов человек.

    Огромное влияние на зарождение новой веры оказал борец за права чернокожих Макус Гарви, который переосмыслил христианское учение в ключе пришествия на землю чернокожего царя. Его идеи настолько запали в душу последователям, что восшествие на престол эфиопского монарха Рас Тафари в 30-х годах прошлого века было воспринято как знамение. Его приняли за живое воплощение Бога и потомка легендарного царя Соломона.

    На этом переосмысление Библии не заканчивается. Последователи растафари уверены в том, что чернокожие за прегрешения были превращены в рабов белых и их потребительской культуры, именуемой «Вавилон». Сбросить оковы поможет только мессия Джа, который поведет негров в рай - Эфиопию.

    Заповеди религии

    У данного вероучения, как и у любого другого, есть набор определенных правил («айтел»), которые являются воплощением ценностей верующих:

    • Ограничение потребление мяса. Иногда сводится к полному отказу от мясной пищи, но чаще не потребляют лишь свинину и мягкотелых;
    • Воспрещается употребление специй и соли;
    • Есть можно только то, что сделано своими руками;
    • Соблюдение здорового образа жизни, полный отказ от вредных привычек;
    • В то же самое время, вполне допускается курение марихуаны, или ганджи;
    • Растафарианство - вера для позитивных людей, в ней нет места ненависти, зависти и прочим негативным эмоциям;
    • Свободное время нужно посвящать созерцанию и постижению смысла жизни;
    • Нужно отказаться от навязанных ценностей капиталистического и потребительского «Вавилона»;
    • Навязывать свои идеи, как бы гуманны они ни были, ни в кое случае нельзя. Каждый человек - отдельная вселенная, к которой стоит относиться с уважением.

    Музыкальный стиль регги

    Направление музыки «регги» зародилось в недрах растафарианской субкультуры на Ямайке во второй половине XX века. Точное происхождение названия этого слова никто не знает - в разных источниках его интерпретируют и как «блудливая женщина», и «рваный ритм», и как имя африканской народности.

    Стилистика музыки испытала свое влияние американской популярной музыки, но в основе своей имеет традиционные музыкальные традиции негритянского населения Ямайки. Ключевая тема, которая идет красной нитью через все песни этого жанра - растафарианские религиозные представления, с их отрицанием погони за деньгами, позитивной настроенностью к жизни и солидарностью в борьбе с расизмом.

    Наиболее видный представитель данного музыкального направления - Боб Марли, благодаря которому во всем мире стал популярен не только регги, но и растафарианство. Несмотря на то, что с момента его смерти прошло уже несколько десятков лет, он по-прежнему остается самым значительным регги-исполнителем.

    В рамках жанра выделяют несколько направлений:

    1. Ранний регги;
    2. Рутс-регги;
    3. Дэнсхолл;
    4. Еврорегги.

    Музыка эта имела колоссальное влияние на мировую культуру: именно она дала начало стилям ска и хип-хоп, которые находятся сегодня в авангарде музыкальной индустрии.

    Что такое «растаман»?

    Понятие «растаман» в применении к мировой молодежной субкультуре весьма расплывчато и может означать:

    • Последователей растафарианского вероучения;
    • Фанатов музыки регги (реггей) в целом и Боба Марли в частности;
    • Людей, кому по нраву специфическая манера одеваться и внешняя стилистика растафарианства;
    • Приверженцы убеждения о возвращении потомков американских чернокожих рабов в Африку.

    Если речь идет о молодежном движении, сложившемся на просторах постсоветского пространства, то идеологический компонент в нем почти отсутствует. Оно и неудивительно: белым подросткам довольно тяжело примерить на себя элементы негритянского освободительного движения, присутствовавшего в ямайском растафарианстве. Современных юношей и девушек, которые себя называют растаманами, может зачастую объединять лишь пристрастие к марихуане. Ежегодно проводятся так называемые «Конопляные марши», призванные разрешить официальную продажу наркотика.

    Растафарианство оставило значительный след в российской массовой культуре. Мотивы этого движения можно отчетливо проследить в творчестве групп «Воскресение», «Аквариум», «Децл» и других.

    Манера одеваться

    Огромное внимание растаманы уделяют своему визуальному стилю. Причина этого лежит, в частности, в том, что большинство представителей движения - молодые люди.

    Непременные атрибуты внешнего облика растамана включают в себя:

    • Дреды - своеобразные косички, в которые могут вплетаться различные украшения. Символизируют львиную гриву;
    • В одежде растамана непременно должны присутствовать три эфиопских цвета: желтый (образ золота и Солнца), красный (цвет крови, пролитой в борьбе за волю) и зеленый (символизирует жизнь и рай). Чаще всего их можно увидеть на специфической шапочке, которую растаманы вяжут сами;
    • Напульсники;
    • Снэпы (браслеты);
    • Джинсы;
    • Майки и футболки с изображением эфиопского льва, листа каннабиса или звезды Давида;
    • Татуировки.

    Эти молодые люди исповедуют идеалы свободных отношений, человеколюбия и уважения ко всем расам. Вряд ли найдется сегодня человек, не знающий, кто такие растаманы. Число последователей этого движения достигает нескольких миллионов, и каждый может в любой момент примкнуть к этой большой и дружной семье.

    Видео про жизнь растаманов

    В этом видео будет показана жизнь настоящих ямайских растаманов, чем они занимаются и что думают: