Картотека игр с песком для логопеда. Логопедические игры в песочной стране

  • 06.04.2020

К логопеду в песочницу!

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда.

История метода «Песочная терапия»
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Целеполагание
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда, а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе» и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии» помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук:
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Преимущества метода «Песочная терапия» (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Предполагаемый результат:
У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а так же речь,
Сформированы речевые навыки общения,
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта»,
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии),
Дети свободно используют грамматические категории языка,
Автоматизированы корригируемые звуки,
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок:
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.),
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

Конспект занятия

Этап
Название этапа
Цель этапа
1
Мотивационный
Сообщение темы, цели занятия

2
Супервижн –
выставка фигурок и предметов к занятию
Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

3
Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы, определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд. В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша
4
Основной коррекционный
Решение коррекционно-образовательных задач непосредственно
5
Ритуал выхода
Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Обучение грамоте
Развитие связной речи
Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы.

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Подготовка к обучению грамоте
Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности
Развитие связной речи
Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Выводы.
Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
(Т. Грабенко)

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

Ø Эмоциональное благополучие ребенка,

Ø Самоактуализация,

Ø Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

Ø Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Ø В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

Ø В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

Ø Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Ø Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Ø Развитие диафрагмального дыхания

Ø Регуляция мышечного тонуса

Ø Автоматизация звуков

Ø Развитие фонематического слуха

Ø Формирование слоговой структуры слова

Ø Словарная работа

Ø Звуковой анализ слов

Ø Обучение грамоте

Ø Связная речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с песком в логопедической работе

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

  • Эмоциональное благополучие ребенка,
  • Самоактуализация,
  • Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

  • Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
  • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  • Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Задачи, решаемые в логопедии с помощью игр с песком

  • Регуляция мышечного тонуса
  • Автоматизация звуков
  • Словарная работа
  • Звуковой анализ слов
  • Обучение грамоте
  • Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком» . Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
  • «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
  • «Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
  • «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
  • «Дорога к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
  • «Секрет» - в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  • «Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
  • «Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
  • «Буря» - во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

  • «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
  • Упражнение «Необыкновенные следы»:
  • «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
  • «Жучки – паучки» - ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
  • «Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
  • «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
  • «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
  • «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор» - произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения: рисовать на песке букву Р, произнося его одновременно. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
  • «Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения: выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Дорожка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
  • «Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
  • «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
  • «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
  • «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
  • Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
  • «Спрячь ручки» - спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
  • «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
  • «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

  • «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное) слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
  • «Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Словарная работа

  • «Я делал - я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
  • «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
  • «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Лодочка» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
  • предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
  • наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО.
  • «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
  • «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (зайчик – ушастый, медведь – косолапый, и т.д.).
  • «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других .

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
  • «Буква потерялась» - детям можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
  • «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
  • Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
  • «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
  • «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
  • «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
  • «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
  • «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
  • «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

  • «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар . Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Результаты использования песочной терапии таковы

  • Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  • Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  • Совершенствуются гуманные чувства детей.
  • Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  • Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.

Подгорбунских А. Ф.

г.Шадринск
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка. Основными компонентами речи как устной, так и письменной, являются фонематические процессы. От того насколько хорошо они развиты и зависит успешность ребёнка. Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т. Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения.

Спасибо волшебный песочек,

Наш дорогой дружочек!

В логопедической практике активно использую кинетический песок, на различных этапах занятия, преследуя разные цели: совершенствование фонематических процессов, развитие мелкой моторики, развитие воздушной струи, совершенствование звукопроизносительной стороны речи. Разные виды работ с песком стимулируют у учащихся начальных классов речевое развитие, внимание, мышление, память, так как это доставляет им огромное удовольствие.

Тема: Дифференциация звуков К – Г (2 кл.)

Цель: Коррекция и исправление недостатков речевого развития.

Задачи: 1) Учить учащихся различать звуки К – Г на слух и на письме, в слогах, в словах, фразах.

2) Продолжить учить детей оперировать терминами: звук, слог, слово, предложение, текст.

3) Развивать фонематическое восприятие.

4) Учить грамматически правильно оформлять предложение и упражнять в чтении.

5) Коррекционная: развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, просодической стороны речи.

6) Воспитательная: воспитывать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, набор геометрических фигур, речевые профили, сигнальные карточки, нитки, фланелеграфы, фишки, карточки для индивидуальной работы, сказочные герои.

Ход занятия

1. I. Организационный момент.

Психологический настрой.

− Настрой на урок: Поприветствовали друг друга и настроились на урок.

− На улице выглядывает солнышко, оно пригревает по – весеннему, и лучики, касаясь, нашего лица припекают, давайте ощутим это тепло (поглаживание щёк)

− Развитие мимики мышц лица: Улыбнулись, как солнышко. Нахмурились, как туча. Упражнения: лягушка, слоник, футбол (поочерёдное надувание щёк).

− Артикуляционная гимнастика:

Чистим зубы, киска сердится, качели.

Какое сегодня число?, какого месяца? (открыли тетради и записали)
II. Дифференциация согласных к - г

Слепите из кинетического песка грузовички . Встаньте те, у кого машина едет слева, направо, а теперь те, у кого справа налево.

1. Развитие умения составлять из частей целое.

- На какую геометрическую фигуру похоже колесо?
2. Развитие зрительного восприятия.

- Из каких частей состоит машина? (кабина, кузов, колеса).

- Какой одинаковый звук встречается в каждом из этих слов ? (К).

3. Разбор артикуляционного уклада.

Давайте возьмем зеркала и покажем правильную артикуляцию звука (К).

Губы чуть приоткрыты, зубы сближены, язык выгнут горкой (сопровождение руками), струя как будто взрывается, а горка резко опускается.

- Дайте характеристику данному звуку.

- Чем похожи и отличаются данные звуки?

4. Сообщение темы и цели.

Один из учеников выходит к доске и записывает тему занятия (к - г)

Помогите мне определить тему нашего занятия.

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки К - Г на слух и на письме.

5. Развитие мелкой моторики.

Работа с кинетическим песком

Песок чудесный и приятный,

Течет сквозь пальцы, как вода.

Он замечательный и увлекательный,

Мы будем мять его всегда!

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить.

Будем мы песочек мять,

Речь мы будем развивать!

Ребята!, каждый возьмите в руки песок и сделайте плотный, плотный комок! (какие звуки можно отнести к такому комочку?)

Твёрдые к, г

А сейчас, давайте пересыплем из одной руки в другую песок, пропуская его между пальчиками. (какие звуки можно отнести к такому песочку?)

- Мягкие к, г

Молодцы!


- Я буду называть слоги, слова, предложения, а вы ребята, услышав твёрдый или мягкий изучаемый звук покажете мне комок или рассыплете его.

Логопед называет: ку, ги, ага, оки, сок, мак, гимн, пурга, кисель, газ и т.д.)

Работа над образом буквы.

Поднимите левую руку вертикально вверх. Зажмите карандаш кончиками пальцев.

Какая буква получилась? (Г)

- Выложите буквы г и к нитками на фланелеграфе.

- Вылепите из песка букву, которая чаще других встречается в тексте (логопед сначала читает текст, где чаще встречается звук г, потом текст со звуком к)

III. Развитие фонематического восприятия.

Логопед называет звуки, слоги, слова, а дети кладут фишку на нужную букву.

(к, г, г, к, ка, го, ук, аг, радуга, конверт, капуста, гусь, кот, грач, коза ).

Развитие логики и зрительного внимания.

Если я покажу колокольчик, значит звук какой? (г - звонкий), если на ушки (к- глухой)

- Сейчас я буду показывать слоги (беззвучно), а вы будете записывать то, что получится , будьте очень внимательны!

ка, го, гу, ок, уг, аку

IV. Лексическая тема.

Ребята, сегодня мы отправимся в пещеру ГОРНОГО КОРОЛЯ, за несметными богатствами и узнаем что - за сокровища скрывает от нас злобный карлик.

У горного короля, есть свой герб. Символом горного королевства считаются 2 магические буквы г и к.

1. Развитие просодики. Приключения начинаются, для начала мы должны спуститься в подземелье. Спуск в подземелье. (Сопровождение музыкой)

Чтение слогов сначала громко, потом тише.

2. Развитие слогового анализа. Зашумлённые рисунки.

- Вот и повстречали мы с вами злодея , а вместе с ним и первое задание. Смотрите!, здесь наскальный рисунок, который в себе что-то скрывает, что это ? Спортивные принадлежности (зашумлённые рисунки спортивных принадлежностей)

Здесь дано какое-то задание. (найти все предметы и определить в названии наличие звука к или г – выделить слог с данным звуком и записать его)

3. Диф – я звуков г - к в словах. Приключения продолжаются и перед нами подземное озеро. В подземном королевстве произошла экологическая катастрофа , озеро загрязнилось .

Что такое Экологическая катастрофа? Изменения в природе, которые приводят к гибели живых организмов.

Тут какая-то пелена в виде надписи, давайте прочитаем!

Спасите рыбок и составьте слова добавив звуки [К]-[Г], запишите слова с буквами Г/К

Слова: -олос, -алька -ол, -ора. Ура мы спасли их!, озеро снова чистое!

4. Работа на уровне предложения. Мы зашли с вами кажется в тупик. Нет, здесь снова какое – то задание. Следуя стрелочкам - указателям прочитай мудрые высказывания! (логопед раздаёт учащимся индивидуальные карточки, где записаны вразброс буквы и даны стрелки – указатели по прочтению)

Голод не тётка; где родился, там и пригодился; когда я ем, я глух и нем; кончил дело, гуляй смело.

Что это вы составили? - поговорки!



Х

О

Р

К

Л

У

З

В

Д

Ц

С

О

Н

Е

Ч

Г

У

Р

Ф

Т

Ш

И

П

Ш

И

Й

Л

Ы

Я

А

Г

А

И

Й

М

У

Молодцы, давайте прочитаем ещё одну наскальную мудрость, по стрелкам- указателям : Хорошая книга – лучший друг!

Так вот ребята оказывается, что таит в себе пещера Горного Короля . Почему же книга это несметное богатство?, что она в себе таит? Много интересного, познавательного, таинственного и полезного!, благодаря ей мы становимся грамотнее, умнее, смышлёнее и мудрее.

На последок, давайте выполним ещё одно интересное задание.

- Слова, рассыпались. Составьте и запишите предложения по карточкам.

5. Работа со звуками г - к на уровне текста.

В магазине продавали книгу. Книга (она) была очень увлекательной. Мама купила книгу (её) моему другу на день рождения. Гена будет рад.
VI . Итог занятия. Мы можем выбираться из подземелья, давайте прочитаем слоги.

Давайте вспомним всё о звуках К/Г, чем они похожи и чем отличаются? Подведение итогов.

Спасибо за работу!


Г

Н

Е

Т

У

Р

О

С

Н

Ё

В

П

Л

О

Д

Т

К

А

Г

В

Й

Л

С

Я

П

А

К

Д

И

Д

В

Ы

И

Н

Т

П

В

Ц

О

Л

Р

О

Д

О

А

В

В

Ы

Г

С

В

Л

Ч

Ф

Т

М

И

П

Р

И

Я

К

В

Л

О

Г

Ц

Л

О

Ц

О

Д

Е

Ш

У

К

Е

К

Ш

Н

Е

Д

К

Л

О

М

Ж

Д

Ч

И

Л

У

Я

Й

С

Э

У


К

Л

Е

Г

О

С

У

Е

З

А

Р

Х

Й

Ж

О

К

Я

Д

Р

В

П

О

Ч

О

Литература:


  1. Л. П. Барылкина Эти трудные согласные

  2. Л. Я. Гадасина Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004

  3. И. Р. Калмыкова Таинственный мир звуков.- Ярославль: «Академия развития», 1998

  4. М. А. Калугин Развивающие игры для 1-4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2006

  5. Л. П. Парамонова Упражнение на развитие речи ребенка.- М.: «Аквариум-Принт», 2005

  6. И. Л. Пожарская. Предупреждение дисграфии у учащихся с фонематическим недоразвитием // Логопед, 2006 №3

  7. И. Н. Садовникова Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005

  8. А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007
9. www.logoped.ru

10. pedagogplus . wix . com

Наталья Ткачева

Использование игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми , имеющими нарушения речи очень эффективно, так как все дети с большим удовольствием играют в песок . Поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Цель работы : коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.

Задачи :

Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширять словарный запас.

Осваивать навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему :

во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице , педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

Песочная терапия , как ведущий метод коррекционного воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры , с использованием песочной терапии , делятся на три направления :

1. Обучающие игры , такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры , с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры , с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Основные принципы игр на песке очень точно изложены в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко «Практикум по песочной терапии » .

Они считают, что для организации игр на песке необходимы следующие принципы :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот.

Моделирование игр-сказок на песке.

При моделировании игр-сказок на песке мы стараемся придерживаться тех же этапов игры , которые выделяет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Этапы игры :

1. Введение в игровую среду.

2. Знакомство с игрой и ее героями.

3. Моделирование конфликта, трудностей.

4. Выбор помощи.

5. Борьба и победа.

6. Утверждение победы.

7. Перспектива дальнейших приключений.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все , что требуется по сюжету игры . Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – это развитие фонематического слуха, то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в словах.

Мы можем использовать разные буквы : пластмассовые, вырезанные из наждачной бумаги, из картона. Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно : пальцем, палочкой.

В конце каждой сказки происходит восстановление или преобразование сказочной страны . Такими незатейливыми сказками мы стремимся создать пространство , в котором каждый ребенок смог бы почувствовать себя успешным, смог бы решить какие-то свои невысказанные проблемы.

Обычно используются игры , которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Логопедические игры , применяемые в развитии звуковой стороны речи.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха :

Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а) или другой гласный;

Выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизированный звук (с) или (ш) и т. д.

Затем задание можно конкретизировать : составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце слова. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач : закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиками, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки» . На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

Нравится детям игра «Мой город» . Даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устно рассказ об этом городе и его жителях.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов . Если звуко-произносительная сторона речи ребенка не страдает , нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты :

Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям ;

Развивается мелкая моторика рук;

Развивается фонематический слух и восприятие;

Закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

Расширяется словарный запас;

Происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза ;

Развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

Происходит освоение навыков чтения и письма;

Сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звуко-буквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.


В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным , плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке . Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).


На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа . Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.


«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.