Коммуникативная игра для детей 3 4 лет. Коммуникативные игры для детей

  • 12.03.2020

ПРОВОДНИК . Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи впереди стоящему. Вожатый объясняет простые правила:

В группе на время проведения игры вводится запрет на разговоры.

У всех детей, кроме стоящего последним, закрыты глаза (лучше — завязать).

Последний ребенок — машинист поезда. Его задача — провести «состав» так, чтобы ни один «вагон» не встретился с препятствием. В то же время необходимо указать детям, что скорость выполнения данного задания тоже имеет значение.

Для управления составом разработана система специальных команд:

хлопок по левому или правому плечу — поворот в соответствующую сторону,

хлопок по обоим плечам — движемся вперед, хлопок по обоим плечам двойной — движемся назад, хлопок по обоим плечам дробью — стоп.

Машинист должен провести «состав» через несколько поворотов. После чего последний ребенок, тот, кто был машинистом, становиться впереди всех и игра повторяется. Лучше, если все дети из группы попробуют себя в роли машиниста. Совершенно очевидно, что игра должна проводится или на открытой местности, или в достаточно просторном помещении.

ОПОРА . Группа разбивается на пары.

1) Участники каждой пары встают друг к другу спинами. Один из них спиной опирается на спину другого, совершенно расслабившись, отдав всю тяжесть «опоре». Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет.

2) Оба партнера стоят, оперевшись спинами друг о друга. Они находят оптимальную точку опоры для обоих, выбирая угол наклона

так, чтобы не испытывать напряжения. Запрещается поддерживать партнера, оба должны «отдать» друг другу всю тяжесть своего тела. В этом положении пара может стоять столько, сколько захочет.

После выполнения упражнения необходимо провести анализ, используя вопросы: В каком случае стоять было удобнее? Когда стоять хотелось дольше? Почему некоторым не удавалось опереться друг на друга? Было легче опираться самому или удерживать? Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие мысли возникают?

МАЯТНИК (Восковая палочка). Игра на создание атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг вплотную друг к другу (плечо к плечу), лицом в центр круга. Один участник входит в круг, закрывает глаза и расслабляется. Остальные, вытянув руки перед собой, покачиваю! стоящего в центре участника из стороны в сторону своими ладошками, не давая ему упасть (1-2 минуты). Пусть через процедуру пройдут все.

Так же, как и в предыдущем упражнении, необходимо сделать последующий анализ. Вопросы для анализа: Кто смог расслабиться, снять зажимы? Кто не боялся упасть? Кто полностью доверился участникам игры? Оцените степень своего доверия по десятибалльной шкале. Оцените характер прикосновений (жесткие, мягкие, грубые и т. д.). Высказывают свои ощущения и чувства все желающие.

ПРЕВРАЩЕНИЯ . В руках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что у тебя за предмет, можно и пантомимой, жестами, движениями. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги — зеркалом, носовой платок — листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это — без единого слова. Ведущий берет ка- кой-либо предмет. В его руках он превращается в нечто совсем иное. После манипуляции ведущего, когда всем становится ясно, чем же стал этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, новый участник «превращает» его в нечто совсем другое, производя при этом соответствующие манипуляции, чтобы остальные могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. В конце концов он возвращается к ведущему

ОТТЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА.

Вариант 1 . Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать за руки, ощупывать, стараясь узнать друг друга. Нужно запомнить особенно приятные прикосновения.

Были ли такие люди, прикосновения которых даже в таких условиях показались приятными? Какие прикосновения вызывали напряжение? Упражнение нужно анализировать деликатно. Свои ощущения (обязательно в доброжелательной форме) высказывают только желающие.

Вариант 2. Все участники встают плотно друг к другу, образуя круг — «заросли». Каждому по очереди предлагается пробраться сквозь эти «заросли» (все стоят лицом к преодолевающему препятствие). Для перехода к последующей рефлексии полезно упражнение «Послушаем себя» (полное молчание в течение одной минуты).

ГУСЕНИЦА. Для проведения игры понадобится несколько воздушных шаров (на один меньше, чем число играющих детей). Все становятся в колонну, глядя в затылок друг другу и положив руки на плечи впереди стоящих ребят. Воздушные шары зажимаются между животами и спинами участников. Дотрагиваться до шариков или поправлять их нельзя. Цель игры — пройти по заданному маршруту так, чтобы ни один шарик не выпал из общего строя. Если такое случилось, то группа выполняет задание сначала. На пути можно поставить различные препятствия: стулья, натянуть веревки, положить на пол какие-либо предметы и т. д.

СОГЛАСОВАННОСТЬ МЫСЛЕЙ . Играющие разбиваются на пары. Игра проходит в 5-7 раундов. Победитель в каждом раунде получает одно очко. По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «СА-МО-...». Последним слогом может быть «ЛЕТ», «КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД», «ГОН». Задача первого игрока, назовем его подстраивающимся, — понять, почувствовать своего партнера и сказать последний слог, одинаковый с ним. Задача второго игрока (ускользающего) — произнести отличающийся слог. Обратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА . Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если играет меньше тридцати трех человек, можно исключить редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не используются). Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки. Чтобы на этой удивительной машинке печатать слова, «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его «напечатать», должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и наконец тот, у кого буква «М». Чем быстрее участники справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и даже предложения.

ВСТАНЬТЕ В КРУГ. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг другу на ноги и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время (40-50 секунд) ведущий хлопает в ладоши один раз, играющие мгновенно замолкают и замирают на месте. Два хлопка — не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Для этого очень важно суметь почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя играющие (не называя конкретных имен). Игру можно повторить несколько раз.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ. Участники делятся на пары. Они обнимают друг друга так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Таким образом, они как бы «срослись» наподобие сиамских близнецов. В таком положении им даются простейшие, с точки зрения нормального человека, задания, которые они должны выполнить. Например, зажечь свечу с помощью спичек, вырезать ножницами кружок из бумаги, завязать шнурок на ботинке, нарисовать солнце (или что-то другое) на листе бумаги, вставить стержень в шариковую ручку и т. д.

БИП! Играющие дети (от 10-12 человек до целого отряда) рассаживаются в круг. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь на колени к играющим. Его задача — угадать, к кому он сел. Садиться необходимо спиной к играющему, как на стул. Водящему не разрешается прибегать к помощи рук. Тот, к которому водящий сел на колени, должен громко сказать: «Бип!». Причем желательно сказать «не своим» голосом так, чтобы водящий не узнал, к кому на колени он сел. Если водящий угадал игрока, на чьих коленях он сидит, то они меняются ролями, и игра продолжается. Если не узнал — водит дальше.

ШПИОНСКИЕ СЕТИ. Два конкурирующих игрока (резиденты служб безопасности) пытаются с завязанными глазами узнать как можно больше участников (агентов) и привести их в свою службу. Агенты свободно ходят по игровому полю. Если их касаются рукой резиденты, то они останавливаются. Резидент должен определить, кто из участников стоит перед ним, назвав имя игрока. При затруднении резидент имеет право попросить игрока произнести какое-либо одно слово и после этого назвать имя предполагаемого участника. Если имя названо правильно, то резидент уводит игрока (агента) в свою службу. Побеждает тот резидент, который за определенное время игры (7-10 минут) «завербует» больше игроков.

ШУРШУНЧИКИ. Под этим названием может проходить целая серия игр, объединенных одной общей целью — организовать взаимодействие в детском коллективе и способствовать его сплочению. С одной стороны, все игры достаточно просты и проходят очень весело, с другой стороны, ведущий должен мотивировать детей качественно и быстро выполнять задания. Для этого ему необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.

Дети и ведущий садятся на пол (или встают в круг) так близко друг к другу, чтобы их плечи соприкасались. Ведущий объясняет, что сейчас будет проводиться сложный психологический тренинг на организацию сплочения детской группы (говорится это для того, чтобы дети прочувствовали всю ответственность момента). Ребят просят сосредоточиться, собраться и отнестись ко всем заданиям очень серьезно. Ведущий говорит, что задания необходимо выполнять четко, правильно и быстро (на время), от этого зависит успех всего коллектива.

Вначале ведущий засекает время и шепчет на ухо игроку сидящему рядом слово «шуршунчики». Задача этого игрока быстро повернуться к сидящему справа и также на ухо шепнуть эму слово. Таким образом, слово, обойдя круг, должно вернуться к ведущему. Совершенно очевидно, что кто-то из детей (и не один...) не совсем расслышит то, что ему передал его сосед, и передаст слово уже видоизмененным. Что за слово дойдет до ведущего, остается только догадываться. Конечно же, это была шуточная разминка. Но вот дальше пойдут только серьезные задания.

Итак, все игроки по кругу должны сделать следующее: хлопнуть в ладоши; подмигнуть соседу; сказать слово «хрю!»; дотронуться до указательного пальца соседа своим указательным пальцем; дотронуться до носа соседа своим носом; взявшись за руки, передать рукопожатие; поцеловать соседа в щечку (это задание можно дать в том случае, если дети уж совсем «разыгрались»).

Ведущий отслеживает время выполнения каждого задания, цель игры — максимально его сократить. Для этого одно и то же задание выполняется по нескольку раз. Как видно из очередности заданий, они выстроены от простых невербальных коммуникаций до тактильных прикосновений. Это должно снять некоторые трудности, возникающие у ряда детей в новом для них коллективе. Для того чтобы начать выстраивать достаточно сложные отношения между мальчиками и девочками, можно попросить их сесть в круг поочередно (мальчик - девочка). Для того чтобы несколько усложнить выполнение заданий, ведущий может попросить участников сесть в другом порядке.

Детские коммуникативные игры, а также игры на общение на детском сайте Твой ребенок.ру!

Семейно-социологический опрос

Данное игровое упражнение состоит из трех взаимосвязанных этапов:

1-й этап: Каждый из игроков, "вооружившись" ручкой и бумагой, в течение определенного времени обходит всех участников праздника, задавая каждому один и тот же вопрос, записывая ответ, имя, фамилию и еще какие-либо данные (знак Зодиака, хобби, любимая телепередача и т.п.) отвечающего.

Таким образом, если на празднике, к примеру, пятнадцать человек, то у каждого "семейного социолога" должно быть четырнадцать ответов. В опрос можно включить также и тех, кто непосредственно не участвует в игре.

То есть у незнакомых людей в первые же минуты нахождения на празднике появляется "официальный повод" для общения и знакомства и они получают первую информацию друг о друге, на основе которой начинают или продолжают строиться их дальнейшие взаимоотношения.

Здесь, как и в любом другом игровом упражнении, возможны различные подходы: 1) организатор игры может заранее подготовить какие-то вопросы для участников, ответы на которые могут пригодиться ему в дальнейшем, например, для проведения какой-нибудь викторины или любого другого конкурса;

2) сами участники определяют вопрос, ответ на который они хотели бы узнать у всех (данный подход безусловно "силен" тем, что игроки могут проявить инициативу, заинтересованность и самостоятельность, но, с другой стороны, существуют здесь и различные "минусы", например, не исключено, что многие вопросы у разных участников могут повторяться, а это может сделать сам процесс и результаты игры менее привлекательными).

2-й этап: Анализ полученных результатов, в ходе которого участники готовят короткое выступление перед всеми по своему вопросу (вернее, по ответам на него), т.е. они могут подсчитать процентное соотношение ответов, просто количество одинаковых ответов; систематизировать ответы по возрастному, половому, семейному и прочим признакам; сделать какие-либо свои выводы (в том числе шутливые), основанные на полученных данных и т.п.

3-й этап: Непосредственно выступление с докладом, т.е. у выступающих появляется возможность "показать себя", а у "зрителей" - просмотреть небольшую творческую программу.

Данные "социологического опроса" можно использовать затем при подготовке различных стенгазет или остроумных информационных листков, вывешиваемых здесь же, на празднике и т.п.

Моя "визитная карточка"

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру "Снежный ком".

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит "Меня зовут Миша, я люблю пельмени"; следующий говорит "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит "Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с "визиткой", сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Варианты:

Компот.

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

Участники называют компоненты, необходимые для приготовления "супа": Михаил - мясо, Павел - перец, Владимир - воду, Люба - лавровый лист, Коля - крупу, Рита - рыбу, Оля - огурцы и т.д.

Кругосветное путешествие.

Участники называют страны, которые они хотели бы посетить: Игорь - Италия, Галя - Греция, Саша - Судан, Петр - Парагвай, Маша - Мексика, Лена - Люксембург, Яна - Япония и т.д. Можно дополнительно поставить условие, что участники должны называть только те страны, которые они действительно хотели бы посетить.

Профессиональное обучение.

Участники называют профессии (специальности), которым они хотели бы обучиться: Слава - сантехник, Полина - педагог, Андрей - актер, Женя - журналист, Оксана - окулист и т.д. Здесь также можно дополнительно поставить условие, согласно которому участники должны называть только те профессии, которым они действительно хотели бы обучиться.

Я возьму с собой в поход

Участники называют предметы, которые могут быть необходимы в туристическом походе: Роман - рюкзак, Костя - коврик, Петр - палатку, Таня - топор и т.д.

Пресс-конференция

Всем участникам игрового упражнения выдаются небольшие карточки, на которых они пишут по одному вопросу (или несколько), обращенному к кому-либо из участников праздника. Затем все карточки собираются организатором игры, который зачитывает вопросы, а те из игроков, кому адресованы эти вопросы, всячески на них отвечают.

Вопросы могут не подписываться - в этом случае игру можно назвать "Анонимная пресс-конференция". Данный момент позволяет делать игру более интересной, так как (об этом свидетельствует опыт) вопросы становятся более интересными и прямыми, особенно, когда дети задают вопросы своим родителям, но тогда педагогу необходимо отслеживать, чтобы не прозвучало вопросов, которые могли бы обидеть кого-либо из участников игры, типа

"Почему Аня такая толстая?" и т.п. Организатор игры, в зависимости от ситуации, может комментировать вопросы или ответы, но, делая это, необходимо быть корректным и чутким, чтобы случайно не обидеть кого-нибудь из участников.

Цифровая биржа

Игра рассчитана на 10-15 человек. Каждому участнику выдается определенное количество (например, десять) небольших карточек (это могут быть просто мелко нарезанные бумажки), на каждой из которых проставлены или проставляются участниками цифры от 1 до 10.

Задача игроков заключается в том, чтобы собрать 10 карточек с одной какой-нибудь цифрой. Побеждает тот, кто сделает это самым первым.

Как показывает опыт, данная задача усложняется, в первую очередь, тем, что иногда несколько человек начинают собирать одну и ту же цифру, в результате чего обязательно проигрывают, если кто-то не уступит.

В процессе игры необходимо договариваться с людьми, у которых есть собираемая цифра, осуществляя своеобразный "бартер", т.е. меняя "ненужные" цифры на "нужные".

Варианты:

Коллекция.

Каждому участнику выдается по 10 небольших карточек, после чего ведущий называет 10 различных областей (фрукты, птицы, рыбы, страны, напитки и т.д.), из которых участники и выбирают то, что написать на карточках. Например, ведущий говорит "Овощи", следовательно, каждый участник может написать на одной из карточек название того или иного овоща. После того, как участники заполняют все 10 карточек, организатор игры ставит перед ними задачу: собрать посредством обмена (так же, как и в предыдущем упражнении) какую-либо определенную область: 10 карточек с названиями фруктов, 10 карточек с названиями птиц, 10 карточек с названиями рыб и т.д.

При этом можно, в зависимости от количества и (или) потенциальных возможностей участников, ставить различные условия выполнения поставленной игровой задачи, например, собирать можно только неповторяющиеся названия (если участник собирает названия фруктов, то у него не должно быть нескольких карточек "яблоки" или "киви", а только неповторяющиеся названия) - в этом случае, конечно, выполнить задание будет значительно сложнее, но при этом участники должны стараться быть по-возможности оригинальными, используя достаточно необычные варианты. Опыт проведения данной игры показывает, что если в первый раз, выбирая, к примеру, какое-либо дерево, многие из участников пишут на карточках преимущественно "береза", "дуб", "тополь", т.е. наиболее известные участникам деревья, то затем, в последующих играх, они стараются быть более оригинальными, выбирая менее привычные для них породы деревьев: бук, граб, ясень, баобаб и т.п.

Собери картинку (текст).

Для этой игры необходимо заранее приготовить несколько старых журналов и газет (так, чтобы на каждого участника приходилось по одному листу из какого-либо одного журнала). Каждый лист разрезается на 10 (можно больше или меньше) частей. Затем все получившиеся части перемешиваются и каждый участник вытягивает 10 частей из общей кучки. После того, как все части будут вытянуты, организатор игры дает команду и участники начинают собирать тот или иной из разрезанных журнальных листов, обмениваясь (как и в предыдущих упражнениях) по принципу "один на один".

Можно попросить участников, чтобы они написали на листах какие-либо тексты, например, стихи или поздравления имениннику. В этом случае, после того, как листы будут разрезаны и розданы, каждый должен собрать именно свой лист или (что, конечно же, значительно сложнее и предполагает знание почерков друг друга) лист какого-либо определенного человека.

Побеждает тот, кто первым правильно сложит лист.

Участники произвольно двигаются по игровой площадке, изображая "броуновское движение". Они - "атомы". По команде ведущего "Молекулы по три!" все участники быстро разбиваются на группы по три человека в каждой. "Атомы", не успевшие стать частью "молекул", либо выходят из игры (в этом случае игра продолжается до тех пор, пока не останется два-три игрока), либо выполняют какие-то творческие задания.

Эту игру можно использовать и как составную часть или этап каких-либо более продолжительных игр и упражнений (см. игровое упражнение "Социальные роли") или мероприятий (например, когда на каком-либо празднике большое количество людей нужно быстро разбить на команды по 5 человек в каждой).

Фруктовый салат

Эта веселая игра рассчитана минимум на 12 человек. Участники игры должны сесть в круг так, чтобы у каждого было свое определенное место, например, если участников игры 12 человек (не считая организатора), то и стульев должно быть столько же. Ведущий становится в центр круга и называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру.

Ход игры: Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова "Салат" или "Тарелка", то местами должны поменяться все участники игры.

Варианты:

Букет.

Участникам предлагается выбрать один из 4-х (либо больше) названных ведущим цветков (например, "розы", "ромашки", "фиалки" и "пионы"). Далее игра развивается так же, как и предыдущая, т.е. ведущий быстро называет какой-либо из цветков, после чего те из участников, кто выбрал названный цветок, должны быстро поменяться местами. Если ведущий говорит "Букет", то местами меняются все. Задача организатора игры также состоит в том, чтобы успеть занять освободившееся место.

Почта.

Как и в предыдущей игре, участники сидят или стоят в кругу, в центре которого располагается ведущий. Каждый участник игры называет какой-либо город: Москва, Тюмень, Париж, Сочи и др. Названия городов не должны повторяться. Ведущий громко и быстро говорит: "Я пишу письмо из Тюмени в Москву", после чего игроки, выбравшие эти города, должны успеть поменяться местами. "Успеть", потому что ведущий, в свою очередь, тоже стремится занять освободившееся место. Участник игры, оставшийся без места, становится ведущим.

"Оё-ёй!".

Всем участникам, стоящим или сидящим в кругу, даются номера, то есть, если участников - 12 человек (вместе с ведущим), то и номеров тоже должно быть 12 (с 1 до 12). Номера не должны повторяться. Ведущий называет два каких-либо номера (из тех, что задействованы в игре). Участники, играющие под названными номерами, чтобы увидеть друг друга, должны громко закричать "Оё-ёй!", хлопая себя при этом по ногам или в ладоши, после чего они должны успеть поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, не успевший занять какое-либо место, становится ведущим.

"Поменяйтесь местами те, кто..."

Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми), что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Данные игры не требуют какой-либо специальной подготовки и проводить их могут сами ребята. Проходят они, как правило, в веселой и непринужденной обстановке и очень нравятся как детям и подросткам, так и молодым людям и даже взрослые в них играют с удовольствием.

Остров.

При подходе к проведению данной игры также возможны различные варианты и, в первую очередь, это касается вопроса разделения (или не разделения) участников на группы, то есть, либо все участники праздника могут участвовать в создании одного Острова (в этом случае желательно, чтобы количество участников не превышало 10 - 15 человек), либо группа может быть разделена на две или несколько микрогрупп. Организатором этого игрового упражнения определяется:

  • количество микрогрупп и участников игры в каждой микрогруппе;
  • какие участники и в какую микрогруппу попадают, например, женская и мужская группы, детская и взрослая, каждая семья - это отдельная микрогруппа и др.;
  • внести ли в игру дополнительный элемент соревновательности (т.е. сделать что-то вроде конкурса на "самый-самый" Остров), чтобы таким образом стимулировать творчество и активность участников или играть "на интерес".

Суть игры: Каждой микрогруппе выдается лист ватмана и карандаши (ручки, фломастеры) и ставится задача - создать (нарисовать вид сверху) остров. То есть участники определяют и рисуют его форму (конфигурацию), ландшафт (ручьи, горы, реки, озера, леса), какие-то объекты (населенные пункты, отдельные дома и строения, стратегические и промышленные объекты и т.п.). Ими также определяется и фиксируется количество и состав людей, населяющих остров, общественный строй и государственное устройство, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство и многое другое.

Если над созданием острова работала одна группа, то представитель ее или все участники должны защищать свой проект перед "специальной комиссией", состоящей из тех, кто не принял участие в игре и отвечая на их вопросы. Если же микрогрупп было две или несколько, то защита проектов может проходить перед оппонентами, которые также могут комментировать защищаемый проект и задавать его создателям различные, в том числе и каверзные, вопросы. Во втором случае возможны следующие подходы к финалу игры: либо перед членами всех групп ставится задача - на основе уже имеющихся проектов создать единый проект (сделать это будет очень нелегко, особенно в том случае, если проекты будут различаться между собой по каким-то принципиально важным признакам), либо выбрать из всех проектов "самый-самый" (возможны также всякого рода номинации: "самый отдыхающий остров", "самый красивый остров" и т.п. и каким-то образом поощрить их создателей (например, дать им самый большой кусок праздничного пирога).

Волшебные тройки

Участники игры разбиваются на группы по три человека в каждой (сделать это можно, сыграв в "Атомы - молекулы"). Затем организатор игры сообщает задание: тройка должна выработать общее решение, например, когда, где все члены тройки должны встретиться, для того, чтобы купить какой-либо (какой?) подарок и пойти к кому-либо (к кому именно?) в гости. Но ситуация осложняется тем, что каждый участник лишен одного из каналов восприятия или передачи информации: один слепой, зато он слышит и говорит; другой глухой, но может видеть и двигаться; третий немой: он все видит и слышит, но при этом не может говорить. Для полноты ощущений можно предложить участникам завязать глаза, заткнуть уши, закрыть рот ладонью и т.д.

Игра учит ценить то, к обладанию чему многие привыкли - различные каналы восприятия мира. Кроме того, игра развивает взаимопонимание, стремление искать и способность находить выходы из тупиковых ситуаций.

Молчаливое рисование

Участники игры делятся на несколько групп по 5-7 человек (желательно, чтобы количество участников в группах было равным). Каждой группе выдается по листу ватмана. Листы ватмана прикрепляются скотчем к столам, за которыми участники игры работают (если столов нет или их мало, то можно прикреплять листы к полу или к стенам). Всем участникам выдаются кисточки и краски (можно давать цветные карандаши, фломастеры, маркеры, но кисточки с красками - это самый лучший вариант).

По условию игры участники должны (ни в коем случае не договариваясь заранее) молча (можно предложить, чтобы они одной рукой закрывали рот) в течение определенного времени (5-10 минут) нарисовать что-либо.

Можно поставить условие, что картина должна быть целостной, а не состоять из отдельных и ничем не связанных рисунков. Также можно заранее оговорить тематику групповых картин ("Лето", "Космос", "Идеальный дом", "Наша квартира", "Наша семья" и др.). Желательно, чтобы процесс "молчаливого рисования" сопровождался какой-либо музыкой (например, рок-н-роллом), подходящей к ситуации.

По окончании работы участники должны придумать названия к своим картинам. Также необходимо, чтобы все участники (внутри групп или все, если их немного) рассказали о своих ощущениях и впечатлениях, которые у них были вызваны данной игрой.

Лучшие (на взгляд ведущего, жюри или самих участников) картины могут быть награждены. Все картины можно вывесить где-нибудь здесь же украсив таким образом пространство праздника.

Кудашов Г.Н., Заместитель директора по научно-методической работе ГАУ ДОД ТО "Областной центр дополнительного образования детей и молодежи", преподаватель ТюмГУ, руководитель молодёжного социально-творческого объединения "Искра", кандидат педагогических наук.

Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного обучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию, несомненно, приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. В данном случае среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться.

Каковы трудности общения в дошкольном возрасте?

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджетов, заменяющих порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Кроме того, сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения деток азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

Особенности игр на общение

Играми на общение называют такие игры, которые нацелены на развитие коммуникативных навыков у детей. Педагоги отбирают их с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, настроем на то, чтобы ребенок мог раскрыться и проявить себя. Коммуникативные игры для детей подразумевают совместные действия участников, их взаимопонимание, сотрудничество, положительное отношение ко всем игрокам, формирование навыков общения, . Такие совместные игры хороши также тем, что дети в результате получают положительные эмоции, непосредственную радость, являющихся основой развития жизнерадостности, оптимизма, активность в решении жизненных задач, стремлении приходить на помощь другим.

С какой трудностью могут столкнуться родители при проведении коммуникативных игр? Необходимо учитывать, что такого рода игры трудно проводить индивидуально, в основном они массовые, предназначены для нескольких участников. Поэтому, как правило, игры на общение становятся семейными и легко могут вписаться в общий досуг. В них обязательно должны принимать участие взрослые, чтобы дать возможность , научиться контактировать не только с близкими, но и с посторонними людьми. Для индивидуального обучения полезно использовать игровые упражнения, которые отличаются краткостью и лаконичностью действий. Коммуникативные игры можно организовать дома, на даче, во время прогулки, на праздниках и семейных торжествах.

Игры на развитие коммуникативных способностей

Важно: если у родителей возникают затруднения при выборе конкретной коммуникативной игры для ребенка, нужно обязательно посоветоваться с психологом или воспитателем детского сада, который посещает дошкольник. Специалисты смогут подробно рассказать о взаимоотношениях в группе, об умении малыша контактировать со сверстниками, его способности выражать чувства и эмоции. Они же помогут родителям познакомиться с наиболее доступными играми и упражнениями на общение.

Подвижные игры на общение

В принципе, все виды игр помогают в обучении ребятишек коммуникативным навыкам. Но особенно важны подвижные, так как в них дошколята могут:

  • выразить свои эмоции, вывести накопившуюся энергию;
  • ненавязчиво влиться в коллектив сверстников;
  • проникнуться духом соревнования, подчинения правилам, ведущему;
  • согласовывать свои действия с поступками сверстников.

Можно выбрать для коммуникативных действий как старинные забавы, например, «Море волнуется...», «Путаница», «Ручеёк», так и современные, например, «Веселые старты», «Найди себе пару», «Ловишки», танцевальные движения под музыку. Что немаловажно, подвижные забавы доступны даже малышам двух - трех лет.

1. «Путаница»

Старинное развлечение, в котором могут принять участие дошкольники разных возрастов. Главное правило - выполнить как можно больше соприкосновений, поэтому участники должны хорошенько «запутаться». При помощи любой считалочки выбирается водящий. Им может быть и взрослый, и старший дошкольник. Затем водящий отворачивается, а игроки, держась за руки, делают разнообразные запутанные движения. Например, можно переступать через сцепленные руки, пролезать под руками других ребят, прокрутиться змейкой. Чем больше запутанных действий, тем интереснее проходит игра. Водящий распутывает «клубок», не расцепляя рук игроков. В этой игре важно взаимодействовать сообща.

2. «Ручеёк»

Так же, как и предыдущая забава, игра в «ручеек» хорошо знакома многим, часто организуется во время праздников. Однако кроме развлекательной задачи, несет в себе и другой смысл: в ней развивается умение понимать партнера по игре, действовать слаженно в группе. Правила просты, доступны всем детишкам, начиная с 3 лет. Играют обычно и взрослые, и дети. Участники составляют пары, берутся за руки, высоко поднимают их вверх и образуют своеобразный коридор. Затем ведущий идет по импровизированному коридору и, разбивая пару, составляет новую. Оставшийся в одиночестве игрок подобным образом образует новую пару. Как вариант, развлечение можно разнообразить: под музыку поочередно каждая пара проходит по коридору и встает впереди всех. Побеждает пара, которая по окончании музыки оказалась первой, поэтому темп игры быстрый. Обязательно нужно отметить тех ребят, которые действовали слаженно.

3. Танцевальные движения

Как подвижную игру можно организовать с дошколятами танец под музыку в виде простейших движений: взяться за руки, присесть, притопнуть ногой, похлопать в ладоши и т. д. Взрослый помогает каждому участнику подобрать пару и предлагает ребятишкам потанцевать. Затем пары меняются партнерами. Обычно детям нравятся движения под любимые мелодии, например, «Танец маленьких утят». В детском саду педагоги часто предлагают дошколятам этот танец с простейшими движениями. Родители также могут воспользоваться им во время проведения досуга, семейных праздников, приучая ребенка вникать и согласовывать свои действия с действиями других участников.

Творческие игры на общение

Хорошо помогают раскрыться и выразить свои эмоции, а также понять эмоциональный настрой другого человека, творческие игры на развитие коммуникативных способностей у дошкольников. К ним можно отнести забавы с элементами пантомимы, например, по типу «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!»

4. «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!»

Играть можно уже с 3 лет, побуждать дошколят передавать свой эмоциональный настрой и понимать эмоции другого человека, договариваться между собой о действиях. Смысл развлечения в том, что дети договариваются об изображаемом событии, а водящий должен отгадать задуманные, разыгранные при помощи мимики и жестов действия, например:

  • Дети собирают в лесу грибы, ягоды (наклоняются, рвут, кладут в воображаемую корзинку).
  • Ребята едят вкусное мороженое, которое быстро тает и течет по руке (жестами показывают кулечек, облизываются, на лице удовольствие).
  • Ребенок утром умывается, делает зарядку, одевается, чтобы идти в детский сад (имитация действий).

5. «Волшебное зеркало»

Развивает умение понимать и выражать эмоции, преодолеть застенчивость. Играть можно в разных вариантах:

  • индивидуально - взрослый показывает мимикой различные эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев), а ребенок повторяет;
  • в группе - ведущий показывает одну эмоцию, а участники - противоположную ей (грусть - радость, смех - слезы).

6. «Идем по дорожке хорошего настроения»

В эту игру для создания положительного настроя и снятия негативного настроения можно играть с небольшой группой детей или вдвоем (взрослый и ребенок). Выкладывается яркая дорожка из цветных колец или вырезанных квадратиков. Взрослый предлагает дошколятам вспомнить и назвать хорошим словом счастливые случаи из их жизни, например, туристический поход с родителями (интересно!), катание на пони (весело!), поездка на море (здорово!), интересная экскурсия на конфетную фабрику (вкусно!). Затем идут по импровизированной дорожке и, наступая на каждый фрагмент, произносят хорошие слова.

7. «Коробка добрых поступков»

Полезно дома поставить такую коробочку для поддержания доброжелательного отношения друг к другу, создания положительного эмоционального настроя в семье, развития умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. Каждый из участников, имитируя движения, складывает в коробку добрые поступки окружающих людей: друзей, родителей, братьев и сестер, знакомых. Например, ребенок говорит: «Папа помог соседу починить дверной замок»; «Сестра Наташа вместе с мамой испекла вкусный пирог»; «Миша научил меня кататься на велосипеде».

8. «Что за фигура»

Игра необычная, но очень полезная для формирования коммуникативных умений, так как помогает преодолеть застенчивость, психологический барьер в общении, развивает умение понимать окружающих людей. Для игры нужна группа участников, состоящая из детей и взрослых. Участники разбиваются на пары: взрослый и ребенок. Смысл заключается в том, что один игрок рисует пальчиком на спине другого какое-либо изображение, например, птичка, змейка, мячик. Второй - мимикой и жестами передает это изображение, а другие участники должны отгадать. Как усложненный вариант игры: предложить меняться партнерами в парах. Побеждает та пара, которая смогла изобразить задуманное наиболее точно.

Словесные игры и упражнения на общение

Словесные игры несут в себе большой потенциал воспитания у дошколят коммуникативных навыков, так как речевое общение - наиболее понятный и доступный тип общения для детей. При помощи речевых выражений дети могут показать свое отношение к поступкам окружающих, выразить внимание и сопереживание к другому, без труда вступать в общение, вести диалог. Этот вид игры более доступен ребятишкам старшего дошкольного возраста.

9. «Розовые очки»

Игра предназначена детям с 5 лет, направлена на воспитание положительного отношения к окружающим людям, умения разглядеть как можно больше положительного, повышение самооценки своей и своих товарищей. Играть можно в семейном кругу или на домашнем празднике, когда собирается несколько ребятишек. Можно подготовить импровизированные розовые очки и рассказать детям, что означает это выражение (смотреть сквозь розовые очки - не замечать недостатков, отрицательных сторон жизни). Каждый игрок, надев очки, старается назвать положительные качества других участников.

10. «Давайте говорить друг другу комплименты»

Повышает самооценку, развивает позитивное отношение к окружающим. Хороши такие действия будут во время празднования дней рождения, семейных торжеств. Для поддержания интереса можно использовать вариант с мячом. Начинает взрослый, который бросает мяч любому игроку с комплиментом, например: «Наташа добрая, она пожалела котенка, покормила его молочком» или «Андрюша заботливый, он всегда помогает маме донести сумки из магазина». Когда дети усвоят, что такое комплимент, действия можно разнообразить, например, поочередно перебрасывать мяч друг другу с комплиментами. Игра должна проходить в спокойном темпе, чтобы дать время для обдумывания комплимента.

11. «Найди меня»

Довольно необычная игра по типу "жмурок", набирающая все большую популярность среди семей. С ее помощью у дошколят создается положительный эмоциональный настрой, устанавливается более тесный контакт детей и родителей. Правила игры просты, но интересны: игроки распределяются на две команды - дети и взрослые. Водящим поочередно становится каждый из родителей. Водящему завязывают глаза, и по команде «Раз - два - три - ищи!» он руками старается найти своего ребенка среди других игроков. Чтобы создать наибольший интерес и запутать водящего, можно предложить ребятам поменяться заколками, курточками. Если дети достаточно большие, можно предлагать им также роль водящего, чтобы найти своего родителя.

Помимо игр, в домашнем обучении используются игровые упражнения , которые будут полезны семьям, воспитывающим одного ребенка:

  • «От улыбки станет всем светлей: порадуй домашних самой красивой улыбкой, какую ты только можешь показать».
  • «Как правильно поступить, если тебе хочется попасть в интересную игру, в которую играют другие дети».
  • «Какой подарок своему другу ты найдешь в волшебном магазине».
  • «Постарайся рассмешить царевну Несмеяну».

Важно: не надо ждать, пока детвора самостоятельно научится общаться с окружающим миром. Ситуация может сложиться не лучшим образом. Родителям следует при помощи несложных игр и упражнений самим учиться общаться со своим ребенком и учить свое чадо правильно строить взаимоотношения с окружающим миром.

Коммуникативные игры: 25 интересных коммуникативных игр для развития общения для детей и взрослых.

Коммуникативные игры.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. В статье собраны игры, которые я использую в своем общении с детьми и которые нами очень любимы. По секрету сообщу, что играла в них и с педагогами, когда проводила с ними занятия по теме развития общения у детей. И даже «взрослые тети» играли в них с удовольствием!

Желаю Вам радостных игр! Начинайте играть в коммуникативные игры вместе с нами.

Коммуникативная игра 1. «Здравствуйте»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

Коммуникативная игра 2. «Путанка»

В этой коммуникативной игре может быть два варианта.

Вариант 1. «Путанка в кругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – Вам понравится!

Вариант 2. «Змейка» (автор варианта – Н.Ю. Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются (первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков, переступают через руки и так далее). Задача водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков.

Коммуникативная игра 3. «Паровозик»

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

Коммуникативная игра 4. «Кенгуру и кенгуренок»

Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

Коммуникативная игра 5. «Зеркало».

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

Коммуникативная игра 6. «Держи мяч»

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

Коммуникативная игра 7. «Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

Коммуникативная игра 8. «Приветствие» («Хлопушка»).

Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!

Мы с детьми делаем при встрече «хлопушку». Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.

Коммуникативная игра 9. «Иголочка и ниточка» (народная игра).

Все игроки становятся друг за другом. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.

Коммуникативная игра 10. «Что изменилось?»

Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.

Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).

Коммуникативная игра 11. «Комплименты».

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Это очень приятная игра – попробуйте.

Коммуникативная игра 12. «Угадай»

Все игроки сидят на ковре. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего. Игру можно проводить не только на ковре, но и стоя (например, на прогулке).

Аналогичную игру можно провести в другом варианте – позвать водящего по имени – получится игра «Угадай, кто позвал».

Коммуникативная игра 13. «Найди своего ребенка»

Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игра любимая, замечательная, веселая, уже много раз сыгранная нами. Очень ее люблю!

Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Аня!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

Игра замечательная, всегда играем с удовольствием. Поиграйте с друзьями!

Коммуникативная игра 14. «Хромая уточка»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

Коммуникативная игра 15. «Ищу друга».

В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.

Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.

Коммуникативная игра 16. «Поймай взгляд»

Эта игра развивает взаимопонимание. Ведет игру взрослый.

Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот, на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры.

Затем, когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять друг друга.

В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье.

Коммуникативная игра 17. «Поменяйтесь местами»

Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).

Коммуникативная игра 18. «Я хочу с тобой дружить»

Эта игра разработана О.В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.

Очень приятная и доброжелательная игра.

Коммуникативная игра 19. «Коробка с секретом»

Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). Ее всегда можно найти у знакомых. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Очень веселая и озорная игра! Она интересна и взрослым тоже.

Коммуникативная игра 20. «Шарики»

Игрокам нужно взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. Если играют много людей, то нужно предварительно разделить их на команды. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).

Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать шарики и плечом и даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.

Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика – это намного сложнее и интереснее!

Для самых маленьких детей нужно предложить 1 шарик, который удерживает в воздухе пара – тройка игроков. Играть с малышами можно не только с шариком, но и с пушинкой из ваты, на которую нужно дуть (русская народная старинная игра).

Коммуникативная игра 21. «Звериное пианино».

Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.

Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

Коммуникативная игра 22. «Снежный ком».

Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Играют так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой гире.

Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта, кто откуда приехал (если играем с детьми в загородном лагере) или у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)

Коммуникативная игра 23. «Рассмеши Несмеяну».

Один игрок – это Несмеяна. Все другие пытаются рассмешить Несмеяну. Тот, кому это удается – становится Несмеяной в следующей игре.

Коммуникативная игра 24. «Конспиратор»

Эта игра разработана В. Петрусинским. Все игроки встают в круг. Водящий находится в центре круга. У него завязаны глаза. Игроки водят хоровод вокруг водящего. Как только водящий говорит: «Стоп», хоровод останавливается. Задача водящего – узнать на ощупь игроков. Если водящий узнал игрока, то игрок выходит из игры. Задача – стать лучшим конспиратором, то есть сделать так, чтобы тебя совсем не узнали или узнали последним.

Очень веселая и занимательная игра. Что только не делают дети – встают на стул или ползут на четвереньках, маскируют свою прическу под кепкой и перевязывают бант платья наоборот (со спины, где он был, на живот). Попробуйте – Вам понравится!

Коммуникативная игра 25. «Уши – нос – глаза».

Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти» (все показывают локти). Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

В эту игру с равным восторгом играют и малыши, и подростки. Она подходит также для изучения иностранных языков. Словарь игры (называемые части тела) зависит от возраста играющих детей. Самым маленьким достаточно назвать известные им части тела – нос, уши и другие. Для более старших – можно использовать более сложные слова – подбородок, локти, лоб, брови и другие.

Коммуникативная игра 26. «Дорисуй рисунок».

Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

Если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.

Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.

Коммуникативная игра 27. «Разговор через стекло».

Играют парой. Один игрок как будто находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине», что ему нужно купить. Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить, что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.

Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее представитель показывает жестами, что загадано. Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями.

Игра интересна как детям, так и взрослым. «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».

Коммуникативная игра 28. Скульптор и глина.

Для это коммуникативной игры с дошкольниками Вам понадобятся картинки (фотографии) людей в различных позах. Их можно скопировать в Интернете и распечатать.

Играют парами. Один ребенок в паре – скульптор, другой – глина. Каждая пара получает картинку с изображением человека в определенной позе. Эту фигуру ребенку — «скульптору» нужно вылепить из своей «глины». Разговаривать нельзя, ведь глина не понимает слов, можно просто «лепить». Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями.

С подростками и взрослыми можно использовать более сложные варианты игры: например, вылепить целую скульптурную группу из нескольких людей на заданную тему. А потом поменяться ролями.

Коммуникативная игра 29. Слепой и поводырь.

В эту игру играют парой. Один игрок в паре – слепой. Ему завязывают глаза. Другой должен провести его от одного конца комнаты в другой ее конец. Заранее до начала игры в комнате создают препятствия – ставят коробки, игрушки, стулья и раскладывают другие предметы. Поводырю надо провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся. После этого игроки меняются ролями.

Коммуникативная игра 30. «Конкурс хвастунов».

Это игра разработана Е. О. Смирновой (очень рекомендую педагогам ее книгу «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез, в которой Вы найдете систему замечательных игр с дошкольниками для развития общения).

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос — но нам важно мнение ребенка)!

Хотя эта коммуникативная игра предназначена для детей, в нее очень хорошо поиграть в коллективе сотрудников на работе. Мы играли, и все были очень довольны! Так приятно похвалить коллег и услышать слова их поддержки в свой адрес.

Автор публикации: Валасина Ася, автор сайта «Родная тропинка», ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», кандидат педагогических наук, специалист в области дошкольной педагогики и методики развития речи детей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Леся Чихачева
Картотека игр на коммуникацию к занятиям для детей 6–7 лет

Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет

Коммуникативные игры

«Ветер дует на.»

Цель : стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Содержание. Со словами «ветер дует на того.» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т. п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра : ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т. п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Испуганный ёжик»

Цель : развитие эмпатии, доверия к миру, коммуникативных умений .

«Кто из вас видел настоящего ежа? Вы знаете, что делает ёжик, когда его пугает неожиданно появившаяся лиса или собака? Один из вас сейчас будет ёжиком, которого сильно испугали собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ёжика. Кто из вас хотел бы быть ёжиком?. Ёжик, свернись калачиком. Представь себе, что ты ещё очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защититься. К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежа? Подойди к ёжику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте - тоже испугался бы… Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ёжик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ёжику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще - и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся». Затем ёжиком становятся другие участники группы.

Обсуждение. Что чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ёжика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ёжику? Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?

«Нос к носу»

Цель : игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

«Ладошка к ладошке» , «Коленка к коленке» , «Ухо к уху» и т. д.

«Волшебные водоросли»

Цель : снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

«Рисунок по кругу»

Цель : развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принадлежности к группе, умения сотрудничать; развитие связной речи.

Материал : альбомные листы (по количеству детей , цветные карандаши.

Ход игры : педагог предлагает : «Возьмите по одному альбомному листу. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь за одну минуту нарисуйте то, что вы задумали. (Дети рисуют.) Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать , но уже на листочках ваших товарищей. Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рассмотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

«Похвалилки»

Цель : игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе, формирует внимательное отношение к достижениям и успехам товарищей, развивает навыки внеситуативно-личностного общения.

Ход игры : Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок рассказывает о поступке, которым можно гордиться. Например : «однажды я помог маме» , или «однажды я выступал на празднике» и т. д.

На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово что- то сделал.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими -либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Игра «Подарки»

Цель

Ход игры : все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем подарить любой подарок. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «Спасибо» .

«Клеевой ручеёк»

Цель : развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят : на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Скульптор»

Цель : учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

«Вспомни имена своих друзей»

Цель : стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

«Свеча» .

Цель : Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход игры : Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение некоторого времени смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет) . Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей . Рисунок может дать также информацию об отношениях ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями.

В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа» , который может быть хорошим диагностическим взаимоотношений детей внутри группы .

Игры и упражнения на развитие внимания

«Звуковые прятки»

Цель

Взрослый говорит :

А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О» . Попробуем? Начали : лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А» : мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор. Теперь ищем звук «Т» : стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.

Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.

«Слушай хлопки»

Цель игры : развивать активное внимание.

Содержание : играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) . Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Четыре стихии» .

Цель : развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Инструкция : «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля» , все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается - считается проигравшим».

«Найди каждой пчелке свой цветочек» (рис. 1)

Цель игры : развивать зрительное внимание.

(рис. 1)

«Трутень и пчелы»

Цель : развитие слухового внимания.

Описание : взрослый говорит :

Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны : если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо . Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.

«Раскрась филина»

Цель : развитие внимания и мелкой моторики (рис. 2) .

(рис. 2) .

«Девочки» (рис. № 3) .

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания :

а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми) ;

б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;

в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;

г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;

д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

«Домик»

Цель : исследование и развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

(рис. 4) .

«Дорисуй картинки » .

Цель : развитие внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.

(рис. 5) .

«Найди, зачеркни и сосчитай» (рис. № 6) .

Цель : формировать умение сравнивать и анализировать, распределять и переключать внимание.

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий :

а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;

б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;

в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно : а/, б/, в/.