Подвижные игры на уроках физической культуре. Секреты и тонкости конного спорта: от древнего Рима до наших дней Передал - садись

  • 01.02.2024

План конспект урока по физической культуре, подвижные игры

Для учащихся 2 класса

Цель: формировать знания о спортивных играх, развивать умение участвовать в подвижных играх в соответствии с правилами и соблюдением техники безопасности.

Задачи урока:

Обучение подвижной игре «Конники-спортсмены».

Повторение подвижной игры «Западня»

Развитие скоростно-силовых способностей.

Воспитывать умение общаться в команде.

Место проведения : спортивный зал школы №8 г. Брянска

Время проведения : 40 минут

Инвентарь: малые обручи, фишки, свисток

Конспект составил : учитель физической культуры, Кожина Наталья Анатольевна

Вводная часть (8 минут)

Организованный вход в спортивный зал, построение в 1 шеренгу.

Повороты на месте: «Направо!», «Налево!», «Кругом!».

Перестроение из одной шеренги в две. ОРУ на месте без предметов.

Перестроение в одну шеренгу, ходьба по кругу (обычная, на носках, на пятках, прямыми ногами, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра)

Бег: обычный, приставными шагами правым и левым боком.

Игра «Класс смирно!»

Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, располагаясь лицом к играющим, подает команды. Команду нужно выполнять только в том случае, если учитель начал ее со слова «Класс». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед, но продолжает играть. В игре отмечаются две ошибки: первая – играющий выполнил команду без слова «класс», вторая – играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. Если играющий, совершивший ошибку и сделавший шаг вперед, вновь повторяет ее, то он делает еще один шаг вперед. В конце игры отмечаются те ученики, которые не совершили ошибок, и, естественно, выявляются самые невнимательные.

Основная часть (28 минут)

Обучение игре «Конники-спортсмены»

На расстоянии 2 м от края площадки обозначены стойла (в метре друг от друга). Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Чтобы не обозначать стойла мелом, можно использовать малые обручи. Играющие стоят по кругу правым или левым боком к центру, изображая лошадок. Инсценируется выездка спортивных лошадей. По команде «Шаг коня» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими до ладоней рук (руки согнуты в локтях). Команда «Поворот» - и лошадки поворачивают кругом, продолжая движение в противоположном направлении. Команда «Рысью» - лошадки бегут; «Шаг коня» - снова идут. Так повторяется 2-3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают.

Повторение игры «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в 1 сторону, а внешний в другую. По сигналу учителя оба круга останавливаются. Стоящее во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, то выбегают из него. Неожиданно учитель подает следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

На расстоянии 2 метров от стены и 1 м. одно от другого обозначены стойла. Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Играющие стоят в кругу правым (левым) боком к центру, изображая из себя лошадок. Инсценируется выездка к центру спортивных лошадей. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда «Поворот»- и лошадки идут в противоположном направлении. Команда «Рысью!»- лошадки бегут. Так повторяется 2-3 раза. По команде « в стоила» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без места (без стоила) проигрывают. Участники становятся в круг одним боком и играют.

Запрещенное движение. 2 класс

Играющие вместе с учителем становятся в круг. Учитель объясняет, что он будет выполнять разные движения, а ученики должны их выполнять вместе с ним, но одно движение запрещено – его нельзя выполнять (например, «руки на голову»). Учитель начинает делать разные движения, все ученики делают их неожиданно, учитель делает запрещенное движение, а ученик повторивший его, делает шаг вперед. Затем игра продолжается. Запрещенные движения следует менять после четырех – пяти повторений.

Космонавты. 2 класс

На площадка или в спорт. зале в 4-х 6-и местах обозначаются ракеты. Сбоку у ракет надпись маршрута (ЗЛЗ - Земля- Луна- Земля) и т.д. В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал- космодром. Во всех ракетах на 3-4 места меньше, чем играющих. Играющие, держась за руки, идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим на такую полетим! Но в игре такой секрет: опоздавшим места нет!». После слова «нет» дети разбегаются по ракетам и стараются занять места. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется несколько раз. При каждом очередном повторе игры количество мест в ракете уменьшается!

Пионербол. 3 класс

Играющие делятся на две команды и занимают две стороны волейбольной площадки. Между командами на расстоянии двух метров натянута сетка. У каждой команды по мячу. Задача участников – перебросить мяч на сторону соперника. Разрешается бегать с мячом по площадке, передавать друг другу. Мяч может касаться земли. Игра продолжается до десяти очков, которые засчитываются, когда оба мяча на стороне противника, а ими совершена ошибка.

Ошибки: мяч после броска вышел за пределы поля, мяч прошел под сеткой

«Невод» 3 класс

Двое играющих – рыбаки, остальные рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыб, окружая их руками. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам, невод увеличивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока не останется две – три не пойманных рыбки. Во время ловли невод не должен разрываться.

«Кузнечики» 3 класс

Играющих распределяют на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по одному у стартовой линии. По команде первые номера выполняют прыжок в длину с места, а его команда в это время шагом идет за ним. Затем из команды выходят вторые номера, встают рядом с первыми (после каждого прыжки поочередно с правой и левой стороны), выполняют свой прыжок и так далее. Победителем станет та команда, которая продвинется прыжками дальше всех.

Игры для формирования правильной осанки

Замри

Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!» ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.

Исправить осанку!

Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!»; команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает. 2 вариант - передача мяча между ног с наклоном туловища вперед

Общеразвивающие игры

Все играющие образуют круг. Один из игроков становится в середине круга и закрывает глаза. Учитель указывает на того, кто будет петь или говорить: «Скок, скок, скок».

Все участники игры идут по кругу вправо и поют: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» На эти слова все поворачиваются на 360° и продолжают далее: «А как скажем - скок, скок, скок - отгадай, чей голосок».

Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их и должен угадать, кто сказал слова «скок, скок, скок» или показывает направление, откуда услышал голос. Узнанный игрок идет в середину, а водящий в круг. Если водящий не отгадывает, он продолжает стоять в середине круга.

На прогулку

Играющие встают в очерченные каждым на площадке маленькие кружки за исключением водящего. Водящий подходит к любому игроку и говорит: «На прогулку». Игроки идут вслед за водящим в колонне по одному. Когда все игроки будут вызваны «на прогулку» и сойдут со своих мест, учитель произносит: «Дождь идет». Все играющие стараются скорее занять кружки. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Запрещается выталкивать игрока из занятого кружка, а также задерживать игроков при поисках кружков.

Пустое место

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий - за кругом.

Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющий и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки, приседают друг перед другом и т.д. Водит тот, кто. не успел занять пустое место.

Водящий должен коснуться рук играющего, вызывая его на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать. При встрече играющие обязательно выполняют условное задание; тот, кто не выполнит задание, становится водящим.

Космонавты

По углам площадки чертят 5-8 больших кругов - ракетодромов. Внутри каждого ракетодрома рисуют 2-5 кружков - ракет (можно положить обручи).

Общее количество ракет должно быть на 5-8 меньше числа играющих. Ученики идут по кругу,

взявшись за руки, и произносят: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам, На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой из ракет. Оставшиеся без места, выбывают из игры.

Ловля обезьян

Учитель распределяет учеников на две команды: «обезьян» и «ловцов обезьян». Обезьяны размещаются на одной стороне площадки, где имеются средства для лазанья (например, гимнастические стенки). На противоположной стороне находятся ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их.

Ловцы на середине площадки показывают движения и скрываются, обезьяны слазят с деревьев и повторяют движения. По сигналу «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели убежать.

Салки - ноги от земли

Один из играющих - «салка». Он берет в руку яркий платочек и становится посередине площадки. Остальные игроки располагаются по всей площадке.

«Салка» по сигналу учителя догоняет играющих, пытаясь их «осалить». Но нельзя «салить» того, кто не касается ногами земли (встал на скамейку, влез на гимнастическую стенку и т. д.).

Медведи и пчелы

Играющие делятся на две команды: «медведи» и «пчелы». На расстоянии 3-5 м вправо от вышки или гимнастической стенки очерчивается лес, а на расстоянии 8-9 м на противоположной стороне находится луг. Пчелы помещаются на вышке (улей). По сигналу учителя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетели, в улей забираются медведи. По сигналу «Медведи!», пчелы возвращаются в улей и жалят медведей.

Эстафета зверей

Ученики делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия зверей: «Медведи», «Зайцы», «Лисы» и др. Перед впереди-стоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится стойка (булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого животного, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Учитель вызывает зверей вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.

Бег сороконожек

И грающие делятся на 2-3 команды по 10-12 человек. Каждая команда Получает длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся. По сигналу учителя команды бегут к финишу, все время держась за веревку.

Выигрывает команда, прибежавшая первой, если никто из ее участников не упустил веревку.

Дед Мороз

Белый пух,

Снежный пух,

Все-все-все в пуху вокруг!

Пух на шапках,

Пух на губках,

Пух на бровках,

Пух на шубках,

Пух посыпал лоб и нос...

Кто так сделал?

Дед Мороз! _

Все играющие разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за игроками и старается дотронуться до любого из игроков рукой, «заморозить» его.

«Замороженный» останавливается и разводит руки в стороны. Игра заканчивается, когда все будут «заморожены».

Дерево дружбы

Все берутся за руки. Один человек - «дерево». Он стоит на месте, а с другого края учитель ведет детей по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него.

Два Мороза

На противоположных сторонах зала (площадки) на расстоянии 10-20 м линиями отмечают «дом» и «школу». Выбираются два водящих - «Морозы», а остальные играющие - «ребята». Ребята располагаются в одну шеренгу за линией дома, а посредине площадки - «на улице» стоят два «Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата удалые, два Мороза молодые.

Я - Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов ребята бегут из дома в школу (за черту на другой стороне), Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Осаленные тут же останавливаются и стоят на месте, где их заморозил Мороз. Затем Морозы опять обращаются к детям с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят; дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным игрокам,

Мы весёлые ребята

Против школы новый дом.

В новом доме мы живем.

Мы по лестнице бежим

И считаем этажи.

Раз - этаж,

Два - этаж,

Три, четыре -

Мы в квартире!

На противоположных сторонах площадки или зала отмечают линиями _ва «дома» на расстоянии 15-20 м один от другого. Между «домами» посе­редине площадки становится водящий. Остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома.

Если игра проводится на большой площадке, надо ограничить qc с боков, прочертив линии примерно на расстоянии 8-10 м одна от другой. Водящий, стоя посередине лицом к играющим, громко произносит: «Раз, два, три!»

Все играющие говорят хором:

Мы - веселые ребята, Любим бегать и играть Ну, попробуй нас догнать!

После этого все ученики перебегают на противоположную сторону за линию другого дома. Водящий ловит перебегающих.

Пойманные отходят в сторону. Когда все игроки перебегут, водящий опять считает: «Раз, два, три!» - а все, сказав четверостишие, бегут в первый «дом». Пойманные опять отходят в сторону. После 2-3 перебежек (по договоренности) подсчитывают пойманных, выбирают нового водящего из непойманных, а пойманные включаются в игру, и все начинается сначала.

Игра проводится 3-4 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные ребята и лучшие водящие, сумевшие поймать больше учеников.

Перебегать на другую сторону можно только после слов: «Нас догнать» . Нельзя, выбежав из-за линии «дома», возвращаться назад; игрок, поступивший так, считается пойманным. Поймать - значит, дотронуться до играющего. Водящий может ловить убегающих только до линии дома, ч пинией осаленный игрок пойманным не считается.

У медведя на бору

На одном конце площадки чертится круг - берлога медведя. На другом - дом для играющих детей. Дети идут из дома по направлению к берлоге и говорят: «У медведя на бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит». ,

После этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить, (салить) играющих. Дети стараются убежать в свой дом.

Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь. Пойманные (осаленные) дети находятся в берлоге до назначения нового медведя.

Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки завязаны). Ученики поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом - кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде учителя «Поворот» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т.е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Опоздавший на карусели не катается.

Конники-спортсмены

Раз, два, три, четыре,

И на лошади скакать.

На полу, в 1 м от стен и таком же расстоянии один от другого, раскладываются кружки и квадраты. Их должно быть меньше числа играющих на три. Ученики, став левым боком к центру, передвигаются вперед по кругу. Имитируется выездка спортивных лошадей. Учитель подает команды:

«Шаг коня» - ученики, согнув руки в локтях, ладони вниз, высоко поднимают колени, доставая ими до ладоней;

«Поворот» - повернувшись кругом, продолжают движение и противоположную сторону;

«На рысь» - бегут;

«Шаг коня» - переходят на ходьбу;

«По местам!» - все разбегаются, стараясь занять кружок или квадрат, Оставшиеся без места проигрывают.

Белые медведи

В круг, изображающий «льдину», становятся два игрока («медведя») Остальные играющие располагаются вне льдины. Медведи идут на «охоту», держась за руки. Настигнув кого-нибудь, они стараются охватить его свободными руками. Пойманного отводят на «льдину». Затем медведи ловят второго и ведут его туда же. Каждые пойманные, в свою очередь, становятся медведями и, взявшись за руки, идут ловить других, еще оставшихся на площадке игроков. Последние два или три игрока (смотря по условию), оставшиеся непойманными, выигрывают.

Пишущая машинка

Каждый игрок получает по букве из фразы «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ». Все играющие двигаются под музыку по залу. Когда музыка заканчивается, ученики строятся таким образом, чтобы можно было прочитать эти слова.

Затем дети начинают «печатать»: первая буква называет себя и хлопает в ладоши, к ней присоединяется вторая и так далее. Когда фраза (Составлена, остальные дети, кому не хватило букв, прочитывают ее и все хлопают в ладоши.

Вызов номеров

Можно бегать,

Можно петь,

Можно в дудочку дудеть,

Можно бублики жевать,

Можно шарик надувать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Играющие, кроме одного из них, выделенного водящим, образуют большой круг и становятся в маленькие, заранее нарисованные на полу кружочки. Учитель пересчитывает учеников по пятеркам. Водящий ста­новится в середину большого круга, составленного игроками. Затем учи­тель в любом порядке называет номера (от одного до пяти). Игроки, чьи номера вызваны, обязаны поменяться местами. Водящий старается занять освободившееся место, после чего получает номер игрока, выбежавшего из круга. Оставшийся без места, водит. Выигрывают те дети, которые за 1ремя игры ни одного раза не были водящими. При учете результатов игры роль первого водящего в расчет не принимается.

При смене мест кружок считается занятым тем игроком, который 1ступил в него раньше. Запрещается выталкивать игрока из занятого кружка; задерживать игроков при перебежках.

Игры со скакалками

Зеркало

В игре принимают участие 2-6 человек. Выбирают водящего, остальные участники становятся так, чтобы хорошо его видеть (удобнее всего образовать круг радиусом больше длины скакалок). Водящий.прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыгания. Дети должны, не останавливаясь, повторять все его движения с максимальной точностью (как в зеркале). Водящий подбирает обычно упражнения повышенной сложности, например:

    прыгать, скрестив ноги;

    прыгать, высоко поднимая колени;

    прыгать, приседая при приземлении;

    прыгать, скрещивая и снова разводя руки;

    прыгать так высоко или крутить скакалку так быстро, чтобы она
    успела сделать два оборота за один прыжок.

В зависимости от договоренности перед игрой требуется повторять все действия водящего или только его операции непосредственно со скакалкой.

Заранее уславливаться о том, на сколько движений (1-2 или больше) можно отстать от водящего.

Алфавит

Участники игры (2-5 человек) прыгают с короткой скакалкой по очереди. При каждом прыжке им следует называть очередную букву алфавита: а, б, в, г... Способ прыгания выбирается достаточно сложный. Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение на эту букву, животное, город и т.д., о чем договариваются перед игрой. Если это удалось, играющий может начинать прыгать сначала; если нет - передает очередь следующему. Задача каждого участника игры - «пройти» весь алфавит. Проигрывает тот, кто сделал это позже других.

Ошибкой прыгающего считается как неудачное выполнение прыжка, так и путаница при перечислении букв алфавита.

При ошибке надо произнести слово на нужную букву очень быстро, прежде чем кто-либо из окружающих успеет сосчитать громко до трех.

Забегалы

В игре принимают участие 6-8 человек. Двое крутят скакалку, а остальные по очереди забегают под крутящуюся скакалку, делая оговоренное количество прыжков условленным способом и выбегаю с противоположной стороны. Если прыжок не получился, то прыгавшим сменяет одного из крутивших скакалку. Способы прыгания постепенно усложняются. Увеличивается и скорость кручения скакалки.

Ошибкой считается не только не получившийся прыжок, но и любото прыгавший имеет право на повторную попытку.

Люлька

В игре принимает участие 6-8 человек. Скакалку держат, раскачивая над землюй на разной высоте -от 10-20 см до 50 см и выше. Участники внизу (или парами) разбегаются и перепрыгивают через нее или же начинают прыгать разными способами.

Удочка

В игре принимают участие 8-10 человек. Играющие встают в круг, Лицом к центру, расстояние между ними 1-2 шага. Водящий становится в центр и кружит «удочку» таким образом, чтобы мешочек проходил под ногами детей, стоящих по кругу, слегка касаясь земли. Дети прыгают через, «удочку» стараясь ее не задевать Если кто-то из игроков задевает, то игра приостанавливается, а затем скакалку крутят в другую сторону. Проигравшим считается тот, кто заденет «удочку» за время игры (5-7 мин.) большее количество раз.

Прыгать через скакалку надо мягко, на носках, сгибая колени.

Во время прыжков каждому надо оставаться на своем месте, не приближаясь к центру круга и не отдаляясь от него.

Игрок, задевший «удочку», из игры не выходит, а продолжает прыгать через скакалку вместе с остальными.

Игры для подготовки к строю

Построение в шеренгу

Раз, два, три, четыре, пять.

Это Надя. Это Миша

Рядом - Рита, Вера, Гриша.

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:

    Кто в классе самый высокий?

    Какой по росту Саша?
    (Саша самый низкий)

Кто твой сосед слева? справа?

    Между кем и кем ты стоишь?

    Шаг вперед сделает Маша.

Рядом с ней встанет ее сосед слева. Встаньте в затылок друг другу. Кто стоит впереди тебя? кто за тобой? позади тебя? Таня, сделай шаг влево. Сзади Тани станет Аня, а впереди Сережа.

Все сделайте шаг вперёд. Дети учатся соотносить слова «влево, «вправо», «сзади».

У ребят порядок строгий

Все ученики выстраиваются в одну или две колонны и вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих. По команде учителя «убежали!» все разбегаются в разные стороны. По второй команде «быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впередистоящим. Выбывает из игры тот, кто занял место последним. Если играют две колонны, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.

Построимся

Под музыку ученики гуляют по залу, ведущий выключает музыку, дети все замирают на месте, звучит команда ведущего:

Построились в шеренгу по росту!

Все выполняют команду под счет до 10-ти.

Быстро встать в колонну

Ученики разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро встать в колонну!» Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева - четные, справа - нечетные).

Класс, смирно!

Ученики строятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к играющим, подает команды. Ученики должны выполнять команды только в том случае, если перед командой будет сказано слово: «Класс!» Если это слово отсутствует, то реагировать на команду не надо. Допустивший ошибку, делает шаг вперед и продолжает играть.

Кто быстрее встанет в круг

Играющие выбирают водящего. Игроки, построенные в шеренги, рассчитываются на первого, второго, третьего и четвертого. Каждый должен запомнить свой номер. Второй, третий и четвертый номер образуют кружок, а первый находится в середине кружка. Водящий стоит между кружками.

Водящий говорит: «Первые номера ко мне!» Первые номера выбегают из кружков и встают в колонну по одному за водящим. Колонна движете за водящим по залу в различных направлениях. Игроки, образующие кружки, стоят на месте, ритмично поднимая соединенные руки вверх и вниз. По сигналу руководителя первые номера разбегаются и стараются встать в любой из кружков. Водящий также старается попасть в один из кружков. Игрок, оставшийся без кружка, становится водящим. В середину встают вторые номера, и игра начинается сначала; затем третьи и т.д.

Игроки, идущие в колонне за водящим, имеют право разбегаться только после сигнала. Игрокам, стоящим в кружках, не разрешается препятствовать движению средних игроков.

Игры с прыжками

Прыжки по кочкам

Играющие делятся на 2-4 равные по количеству игроков команды, которые выстраиваются в колонну. На площадке обозначаются 2-4 небольших кружков диаметром до 50 см - «кочки» - на расстоянии 40-50 см. В каждом ряду 5-6 кружков. По сигналу учителя первые игроки прыгают на одной или обеих ногах из одного кружка в другой, стараясь не выступить ногой за пределы кружков. Команда, скорее всех и точнее перепрыгнувшая по всем кочкам, выигрывает.

Прыгающие воробышки

На полу чертится круг диаметром 4-5 см. Выбирается водящий - «Кошка». Остальные играющие - «воробьи» - находятся вне круга.

По сигналу учителя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Можно сажать пойманных на скамейку рядом с кругом.

Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из непойманных.

Прыжок под микроскопом

Ученик или учитель показывает прыжок в длину с места. Дети с помощью учителя называют отдельные действия, например: «присесть», «взмахнуть руками», «оттолкнуться ногами», «лететь», «смотреть», «дышать», «тормозить», «приземляться». Посчитать, сколько названо действий. Запомнить их. Выбрать одно из названных действий и выполнять прыжки в длину с места, акцентируя внимание на этом действии. Затем выбрать другое.

Волк во рву

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде козочке скакать:
Всюду ходит волк, волк.
Он зубами щелк, щелк!

А мы прячемся в кусты.
Прячься, козочка, и ты.
Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся - иди!

Посередине площадки или зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м одна от другой. Этот коридор - «ров». Его можно начертить не совсем параллельным: с одной стороны - поуже, а с другой - пошире.

1-2 водящих «волка» встают во рву. Все остальные играющие - «козы» - размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На другой стороне площадки прочерчивается линией «пастбище».

По сигналу учителя «козы, в поле!», козы бегут из дома в противоположную сторону площадки - на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. Волки, не выходя из рва, стараются осалить как можно больше коз. Осаленные отходят в сторону, их считают, и они опять

входят в игру. Затем по сигналу козы снова перебегают на другую сторону в дом, а волки их ловят, когда они перепрыгивают ров.

После 2-4 перебежек (по договоренности) выбираются новые волки, и игра повторяется. Выигрывают козы, не пойманные ни разу, и те волки, которые за время всех перебежек поймали больше коз.

Волки могут осалить коз, только находясь во рву, когда козы
перепрыгивают через ров или стоят рядом. Коза, пробежавшая по рву, а не перепрыгнувшая через него, считается пойманной. Козы могут перебегать
только по сигналу учителя. Если коза задержалась у рва, боясь волков,
учитель считает до трех, после чего коза обязана перепрыгнуть через ров, в
противном случае она считается осаленной. |||

Лягушата и цапля

Цапля-птица, цапля-птица,

Что тебе ночами снится?

    Мне? Болотные опушки.

Еще? Лягушки!

Их ловить - не изловить...

Вот и все! Тебе водить!

Четверо играющих располагаются по углам большого квадрата и соединяют в своих руках концы длинных скакалок, держа их на высоте 25-30 см от земли. Место, ограниченное скакалками, - «болото». В «болоте» живут «лягушата», которых изображают остальные играющие, кроме одного, выделенного водящим. Водящий - «цапля». Цапля находится в своем «доме», на расстоянии нескольких шагов от болота. По указанию учителя водящий, изображая цаплю, идет к болоту, высоко поднимая колени («шаг цапли»), при этом он поднимает одну руку вверх, сгибая кисть (голова и клюв цапли), а другую руку сгибает сзади (xboci цапли). Перешагнув через веревочку, цапля оказывается в болоте Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, и перепрыгивают через веревочку (скакалку). Цапля своим клювом (пальцами вытянуто и руки) «хватает» лягушонка, не успевшего выпрыгнуть из болота, и «уносит его к себе в дом. (т.е. касается края одежды одного из игроков и вместе с ни м уходит на место, где обозначен условный дом цапли). Когда цапля находится дома, лягушки снова прыгают в болото, перепрыгивая через веревочку. Пойманная цаплей лягушка отпускается и возвращается и болото. Игра продолжается дальше в таком же порядке. Наиболее ловким лягушатами считаются те, которые ни разу не побывали в клюве цапли.

Лягушонок, не перепрыгнувший через веревочку при выскакивании из болота, считается пойманным цаплей. Цапля за один раз может схвати только одного лягушонка.

Парашютисты

Класс делится на две, равные по количеству, команды «парашютистов». В зале ставятся в ряд гимнастические скамейки на расстоянии 3-4 м между каждой. Это - «самолеты», с которые парашютисты будут делать прыжки. С правой и левой сторон каждой из скамеек, на расстоянии 80 см, обозначаются по четыре кружка диаметром 30 см.

Перед одним из концов каждой скамейки на расстоянии 1 м чертится еще один кружок диаметром 40 см. Это - «места для точного приземления». Парашютисты первой команды производят «посадку в самолет» (по 6-8 человек на каждую скамейку). Четверо встают лицом к кружкам, обозначенным справа от скамейки, другие четверо - к кружкам с левой стороны. По условному сигналу учителя парашютисты одновременно прыгают с самолетов, стараясь точно и мягко приземлиться в свои кружки. Парашютист, точно приземлившийся и сохранивший равновесие, получает для своей команды 1 очко.

Затем первая команда идет на отдых, вторая садится в самолет и производит прыжки. При повторении игры парашютисты обеих команд спрыгивают, один за другим, в кружки, нарисованные перед концами скамеек. Удачные прыжки также отмечаются очками. Побеждает команда, получившая большее количество очков.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

Метко в цель

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода - из народа,

Выходи из хоровода.

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец.

Две команды располагаются в шеренгах, одна напротив другой, на расстоянии 10-12 м. По середине площадки проводится черта. Вдоль черты ставятся 10 «городков». Игроки одной команды получают по маленькому мячу. По сигналу учителя команда с мячами бросает их в городки, стараясь сбить больше чурок. Сбитый городок ставят на один шаг ближе к той команде, которая бросала мячи. Теперь подбирает мячи и бросает их в городки другая команда. Сбитые городки ставят на один шаг ближе к команде. Каждая команда, по очереди, бросает мячи четыре раза. Выигрывает команда, которая сумела приблизить к себе городки от средней черты на общее большее число шагов.

Мяч соседу

Играющие стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснется мяча, становится водящим. Можно образовать два-три круга и назначить соответственно столько же водящих. Выигрывают ученики, которые не были водящими.

Мяч на полу

Все играющие становятся в круг. Двое из играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются на одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

По сигналу учителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от мяча. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть в ноги водящего мячом, он становится на его место, а бывший водящий становится в круг. Выигрывают те, кто ни разу не был водящим. Первые водящие не считаются проигравшими.

Передача мячей в колоннах

По сигналу впередистоящие игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади стоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к учителю, а затем становится первым в своей колонне.

Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники игры не побывают в конце колонн и не доставят мяч учителю. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков.

Гонка мячей

Дети становятся по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом к центру, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают водящих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу водящие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, и которой мяч раньше вернулся к водящему. Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Начинать игру водящим нужно одновременно по сигналу. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.

Вариант 1. Дети становятся в круг, рассчитываются на первые и вторые-номера. Два игрока, стоящие рядом, - водящие, они берут мячи и по сигналу бросают их один в правую, другой в левую сторону по кругу игрокам с тем же номером, т.е. через одного. Побеждает команда, у которой мяч быстрее вернется к водящему.

Вариант 2. Участники игры становятся по кругу на расстоянии одного шага один от другого и рассчитываются на первый и второй номера. Дна игрока, стоящие рядом, - водящие. Они берут мячи и по сигналу бегут в противоположные стороны за кругом. Обежав круг, становятся на своё место, быстро передают мячи игрокам с тем же номером, т.е. через одного.

Игра продолжается. Побеждает команда, игроки которой первыми пробегут по кругу и меньше уронят мячей. Играющему разрешается передавать мяч игроку своей команды только тогда, когда он станет на свое место. Бежать разрешается только за кругом.

Охотники и утки

Утки жили у причала.

Их волной река качала.

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Посредством расчета на пер­вый - второй игроки делятся на две команды, равные по количеству игроков. Одна команда - «охотники», другая - «утки». Утки становятся в середину круга. Охотники остаются на своих местах по кругу. Чтобы уве­личить круг, охотники делают 1-2 шага назад. Перед носками игроков, стоящих в кругу, проводится черта. Охотники стараются попадать мячом в уток. Утки увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, выходит из круга и в метаниях участия не принимает. Когда в круге не окажется ни од­ной утки, команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая быстрее «перестреляла» всех уток другой команды. Игра может быть про­ведена и таким образом, что выигрывает команда, которая в определенное время (2-3 мин.) «перестреляла» большее количество уток другой команды.

Охотникам нельзя переступать за черту. Если мяч остался в середине круга, то любой игрок, находящийся в круге, бросает его охотникам.

Бегуны и метатели

Играющие делятся на две команды, каждая команда - на бегунов и метателей. У метателей мячи разных цветов. На линию старта встают группы бегунов. За бегунами каждой команды встают метатели. По сигналу игроки бросают мячи как можно дальше. Бегуны собирают мячи своей команды и возвращаются к линии старта. Побеждает команда, прибежавшая первой.

Подвижная цель

Играющие образуют большой круг и становятся на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Перед носками игроков, стоящих по кругу, проводится черта. В круг выходит выделенный водящий. Находящиеся за окружностью игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увертывается от мяча. Игрок, который попал в водящего мячом, становится на его место. Игрокам, стоящим по кругу, нельзя переступать за черту. Если водящий поймает с лета мяч, то это за попадание не считается.

Передал - садись

Две колонны игроков встают на расстоянии 3-4 шагов одна от другой. Расстояние между игроками - длина вытянутых рук, положенных на плечи впереди стоящих. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, за которую входят капитаны команд.

По сигналу капитаны передают мяч первому игроку, который ловит его и возвращает обратно, сразу же принимая положение упор присев. Капитан перебрасывается мячом со вторым, третьим и другими игроками команды. Каждый сделавший ответную передачу, приседает. Когда последний игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Побеждает команда, раньше закончившая передачи без нарушения правил.

Игры лазанием и перелезанием

Поезд

До, ре, ми,

Фа, соль, ля, си!

Едет кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

К началу игры готовится инвентарь: длинный шнур (10-12 м), гимнастическая скамейка, 3-4 набивных мяча, 2 красных и 2 зеленых флажка. Ученики строятся в колонку и берутся за шнур правой рукой. Первый иг­рок - «паровоз», остальные - «вагоны». По сигналу учителя поезд начинает двигаться то быстрее, то медленнее. Ученики могут подражать движению поезда, произнося: «Тук-тук-тук».

В двух-трех местах отмечаются остановки - «станции», у которых дежурный регулирует движение красным и зеленым флажками. Поезд идет то по мосту (по гимнастической скамейке), то по тоннелю (вороти, образованные стойками), то змейкой (между набивными мячами). Игру можно проводить под музыку.

Альпинисты

Вдоль границ площадки расставлены препятствия, которые альпинисты, продвигаясь в колонне по одному, последовательно преодолевают: влезают на гимнастическую стенку, перелезают через бревно или подлезают под него, переходят по камешкам (кружочкам, нарисованным на полу), через горный ручей (по рейке гимнастической скамейки) и т.д.

Учитель отмечает тех, кто лучше преодолел препятствия. Игра сопровождается объяснением учителя.

Игры для развития внимания

Правильно - неправильно

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «нет» не говорить -

Все равно тебе водить.

Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и даёт интересные задания, которые нужно показать в движении, если оно верно – хлопаем в ладоши, а если задание не правильное – приседаем.

Играем, если болит голова – неправильно;

Дети дружные – правильно;

Прыгаем, если болит живот – неправильно;

Зимой выходим на улицу без шапки – неправильно.

Двенадцать палочек

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Для игры нужны дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на камень или на толстую палку, брусок так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На конец дощечки, лежащей на земле, кладут 12 палочек.

Выбирается водящий. Он становится у дощечки и ударяет ногой по ее свободному концу, и все палочки разлетаются в разные стороны. Водящий быстро начинает их собирать, а остальные играющие быстро прячутся в разных местах, пока водящий собирает палочки. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, он называет его по имени и тот обязан выйти из укрытия. Водящий не имеет права подглядывать, когда все прячутся. Если замеченный водящим игрок назван неправильно, то он остается на месте до тех пор, пока водящий не назовет правильно его имя.

Спрятавшийся, но не найденный игрок, может незаметно для водящего подбежать к дощечке, ударить ногой по ней со словами: «Двенадцать палочек летят!». Палочки разлетаются, и водящий должен опять собирать их, а все играющие, ранее найденные им, снова прячутся.

Водящий водит до тех пор, пока не найдет всех. В следующую игру водящим становится тот, кто был найден последним. Если водящему не удается долго найти всех спрятавшихся, то можно выбрать другого водящего.

Запрещенное движение

Во время ходьбы в колонне по одному учитель (он идет первым) меняет положения рук: в стороны, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного - руки на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.

Игры на занятиях в зимний период

Попади снежком в цель

Ученики делятся на две команды и располагаются друг против друга на расстоянии 15-20 м. Посередине площадки обозначается линия, на которую кладут три волейбольных мяча. Играющие заготавливают по три снежка. По сигналу учителя все игроки одной команды мечут снежки (залпом) в первый мяч, по второму сигналу - в другой, по третьему - в третий. Затем мячи ставятся на место и мечет снежки другая команда.

Побеждает команда, сбившая с места все три мяча.