Бокс не шахматы тут думать надо. Шахматисты шутят

  • 21.04.2020

До последнего времени шахматы считались одной из самых интеллектуальных игр. Эта игра вообще испокон веков являлась прерогативой королей и аристократов. Может быть, поэтому победителей шахматных турниров всегда называли королями. Сегодня ситуация несколько изменилась.

С тех пор, как игра пошла в массы, ореол постепенно стал тускнеть. Ставшая крылатой фраза, что знаменитый Ботвинник только за доской чемпион, а во всем остальном самый обычный еврей, показывает, что древняя игра и ее рыцари подрастеряли бывшее величие. Да и в последнее время появилось множество профессий, не менее интеллектуальных, чем игра в шахматы, но зато более сложных. Поэтому пальму первенства в битве интеллектов у шахматистов перехватывают нынче другие специалисты.

Трудно поверить, что шахматы, которые какие-то четверть века назад собирали вокруг клетчатой доски множество специалистов и энтузиастов, сегодня оказались практически на задворках истории. А шахматисты, бывшие когда-то символом Ума и Интеллекта, стали почти анахронизмом. Сегодня эта игра почти повсеместно выжита из жизни миллионов современными компьютерами. Шахматисты оказались на пороге выживания. Перед многими из них, в том числе и сильными игроками, встал вопрос, чем же далее зарабатывать на жизнь. Именно в это время многие из них нашли себя в покере, предпочитая шахматам покер румы в Интернете и различные покерные сайты.

Для таких любителей игр с умом покер стал своего рода спасательным кругом. Правила игры в покер отточены и просты, словно ходы шахматных фигур. В этой игре не больше комбинаций, чем на шахматной доске. Основы покера можно изучить за один вечер, а главные принципы изучить на практике, проигрывая с друзьями различные ситуации. И, что особенно ценно, - отсутствие какой-либо теории. По этой игре не существует даже учебника. Но, что роднит покер с шахматами, - бесконечное множество возможностей.

Разумеется, так как это совершенно разные игры, есть и различия. На шахматной доске ситуация просматривается от начала и до конца, и информации для анализа достаточно. В покере же в этом смысле все с точностью до наоборот. Информации о сопернике – ноль. Наверняка вы знаете только свои две карты. Для многих становится открытием, что в покере, как и в шахматах, царят законы математической логики.

Хотя, казалось бы, какая тут математика. Одни загадки. Попробуй-ка догадаться, что у соперника на руках! Но от того, догадались вы или нет, зависит исход партии. Поэтому цена этого решения гораздо выше, чем в шахматах. Но именно это вызывает нешуточный азарт, возбуждает и привлекает в этой игре.

Сегодня покер – очень популярная игра, и в него играют десятки, а то и сотни тысяч людей по всему миру. И если раньше общепризнанными были такие карточные игры, как очко, преферанс или деберц, то сегодня покер множится в массах аналогично компьютерным вирусам в Сети. Телевидение и Интернет сыграли в этом огромную роль.

Наибольшей популярностью пользуется игра техасский холдэм как одна из наиболее распространенных видов покера. Правила этой игры просты. Игрокам раздаются по две карты на руки втемную, и начинается первый круг торговли. Затем открывается флоп – три общие карты, и игроки вступают в торг снова, после чего открывается четвертая карта – терн. Снова идет торг, и наконец, открывается ривер - последняя общая карта. Участники игры снова делают ставки. Если еще остались соперники в игре, то они открывают свои карты. По ходу игры каждый игрок может принять одно из трех решений – уравнять ставку соперника, поднять выше или сделать пас. Выигрывает, понятно, тот, кто сильнее. Это достигается либо на вскрытии – картой, либо, если карты так и не открываются, - силой убеждения.

Покер воспитывает характер и силу воли, зачастую становясь частью внутренней сущности человека. Точно так же, как в шахматах. Еще Фишер говорил, что способность подавлять эго своего соперника зачастую является одним из главных факторов победы.

Способность продемонстрировать своему сопернику кажущуюся слабость, умение заманить его в ловушку – основные качества профессионального шахматиста, которые не менее востребованы и в покере. Сюда же можно добавить и привычку анализировать и делать правильные выводы о ситуациях за столом в целом и об игре своих соперников в частности. Главное в этом деле – не переоценить свои возможности.

Сделав же первые шаги в покере, и почувствовав, что эта игра создана для Вас, Вы поймете, что необходим гид и надежный помощник в мире онлайн-покера. Ведь Вы наверняка знаете, что в Интернете играют в покер, точно также как и в шахматы. Можно сказать, что именно в Сети в него больше всего и играют. Именно здесь сегодня лучшие игроки мира оттачивают свое мастерство, и проводится до 85 % всех сдач. Это очень удобно: игру можно начать в любое, удобное для вас время.

Мы же лишь хотим вам показать место, где есть все последние покерные новости, благодаря которым вы будете в курсе всех событий. Кроме того, мы подскажем вам, где искать учебные материалы и какие покер румы предлагают лучшие бонусные программы.

Итак, какие же общие черты между такими казалось бы разными играми как покер и шахматы

Если Вы думаете, что между шахматами и покеромнет никакой связи, то вы глубоко ошибаетесь. В покере, в частности, в техасском холдэме, также как и в шахматах, кровь будоражит коктейль из таких составляющих, как интеллект, азарт, стратегии, страсти, риск и блеф. Все это привлекает в покер гораздо больше игроков, чем в шахматы.

Советский Союз дал миру гораздо больше сильнейших шахматистов, чем любая другая страна. С развитием покера многие пробуют силы в этой увлекательной и захватывающей игре. Одним из них является пятый в российском рейтинге молодой гроссмейстер Александр Грищук.

Шахматисты приносят в покер свои собранность, интеллект, умение просчитывать варианты и оценивать ситуации, изучат теорию, быстро обучаться, играть по несколько часов кряду.

В покере, в отличие от шахмат, не создано искусственного интеллекта, способного обыграть профессионального игрока. Сегодня уже общепризнанным является факт, что логика и мастерство играют в покере главную роль, и лишь новички могут рассчитывать на везение. Но для победы необходимо быть не только логиком. Вам пригодиться также умение читать своего противника. В отличие от шахмат, где за доской играют лишь два человека, за покерным столом может находиться от двух до девяти игроков, у каждого из которых есть свои, закрытые от соперников карты.

В покере, так же как и в шахматах, проводятся турниры и чемпионаты. Но призовые фонды здесь намного существеннее. При этом надо отметить, что покерные турниры проводятся ежедневно, а серьезные состязания с миллионными призовыми фондами – практически еженедельно. Если вам нравятся шахматы, то имеет смысл попробовать себя и в покере. Ведь такого взрыва эмоций и атмосферы азарта не найти нигде, кроме покера.

Надо сказать, что в России, где всегда ценился ум, и на высоте была математика, очень быстро развивается покер, а успехи российских игроков следуют один за другим. Открывает список Александр Кравченко, который в игре техасский холдэм на WSOP-2007 выиграл золотой браслет и более двух миллионов долларов. Чуть позже зимой молодой игрок Александр Кострицын в Австралии стал победителем в турнире AussieMillions, получив один миллион австралийских долларов. В следующем году в ноябре месяце Иван Демидов занимает второе место на главном турнире WSOP и получает 5,8 млн. долларов.

На этом сайте вы найдете все, чтобы начать свою карьеру в покере. Здесь вы сможете изучить правила, посмотреть комбинации в покере, почитать книги и статьи, а также пройти бесплатное обучение в школе покера.

Нет греха в том, чтобы посмеяться над человеком, позволившим себя обмануть, попавшемся в нехитрую ловушку. Если, конечно, это не имело для него трагических последствий.

В ловушку силой не тянут. “В ловушку зверь сам попадает” (В. Даль). Человек тоже попадается “добровольно” – его в западню приводят корысть, лень, недомыслие… Человек за шахматной доской - не исключение. Ходы из общих соображений, без учёта особенностей позиции и возможностей противника нередко бывают не только плохи, но и смешны.

Костецкий – Берман
Лиепая 1973

Ход черных

Черный ферзь сделал вид, что оставляет пешку с5 без своей опеки, и отправился на b8. Зачем? Что ему там понабилось? Но белый слон, не лишенный, видимо, вышеприведенных человеческих слабостей, долго думать не стал и проглотил приманку: C:c5. А вот тут ферзь (сдержанно улыбаясь, а может быть и громко хохоча – это зависит от воспитания) возвратился на f8. Слон в мышеловке! Как потешалась бы над ним обезьяна Тото!

Что сделалось смешным, для серьезного дела уже не годится. Когда старое становится смешным, от него отказываются и ищут новое. И уже из этого следует, что чувство юмора способствует творчеству.
Творчество, в какой бы сфере человеческой деятельности оно ни совершалось, неизбежно принимает эстетическую форму. И всякий эстетический процесс является по сути своей процессом творческим. Потребность в красоте побуждает людей находить, высоко ценить и развивать зачатки будущего. Но обновление и совершенствование жизни немыслимо и без комического. Основная роль смешного – предвосхищать и своевременно “обезвреживать” все, что рано или поздно может стать препятствием на пути творческого движения.
В комическом, как и в прекрасном, соединяются свойства типичности (закономерности, всеобщности) и парадоксальности. Поэтому всякое эстетически значимое явление и производит противоречивое впечатление – оно кажется знакомым и незнакомым, обычным и одновременно необычным. Несовместимые, казалось бы, свойства типичности и парадоксальности в эстетическом процессе сталкиваются, борются и переходят друг в друга.
Когда обнаруживается превосходство типичности, возникает чувство прекрасного. А если верх берет парадоксальность, бывает смешно или грустно.
В прекрасном нечто единичное и случайное утверждает себя в качестве необходимого и всеобщего - парадоксальность переходит в типичность.
В комическом же, напротив, проявление типичного (или претендующего стать таковым), парадоксальным образом обнаруживает свою незакономерность и нецелесообразность. При этом типичное как бы компрометируется и развенчивается.
Иначе говоря, комическое (смешное) выявляет ограниченность и относительность того, что прежде было (или казалось) неограниченным и безусловным.

В позиции на диаграмме выигрывает 1. Лh8. Черные не могут забрать пешку 1… Л:a7 ввиду 2. Лh7+.
Этот стандартный маневр известен всякому мало-мальски грамотному шахматисту. Стоит ли поэтому особенно удивляться, что и в позиции на следующей диаграмме белые сыграли 1.Лh8? Но ответ черных стал для них полной и очень неприятной неожиданностью: 1…Лh2+. Стандартный маневр оказался в данном конкретном случае грубой ошибкой. Белым пришлось сдаться. Комический эффект произошедшего усилило то обстоятельство, что белые стали жертвой точно такого же тактического удара, каким собирались выиграть.

Оянен – Ридала,
Хельсинки, 1959


Ход белых

Известно, что англичан отличает тонкое чувство такта и строгое соблюдение правил хорошего тона. С этим связаны и особенности британского юмора, нередко обыгрывающего парадоксальные проявления типичной для англичан вежливости.

Английский бизнесмен получил письмо от коллеги, который писал: «Дорогой сэр, поскольку мой секретарь - дама, я не могу продиктовать ей то, что о вас думаю. Более того, поскольку я джентльмен, я не имею права даже думать о вас так. Но так как вы ни то, ни другое, я надеюсь, вы поймете меня правильно».

Два англичанина провели двадцать лет на необитаемом острове и, как выяснилось, даже не познакомились. На вопрос о причинах этого они резонно заявили: «Нас некому было друг другу представить!»

За обедом в богатом загородном особняке один из гостей, выпив лишнего, падает лицом в тарелку. Хозяин подзывает дворецкого и говорит: "Смитерс, будьте добры, приготовьте, пожалуйста, комнату для гостей. Этот джентльмен любезно согласился остаться у нас ночевать".

Иностранцам английская вежливость (как и всё, что характерно для одних больше, чем для других) нередко кажется чрезмерной. Поэтому нас (не англичан) порой может рассмешить и то, что сами англичане говорят вполне серьезно – просто из чувства такта.

Студентка просит у профессора разрешения уйти с лекции. Профессор совершенно серьезно отвечает: I am sure it"ll break mу heart, but уоu mау leave - Я уверен, что это разобьет мне сердце, но вы можете уйти.
("В АНГЛИЮ, С ЛЮБОВЬЮ" Т.А. Лавыш, А.Л. Русяев, В.С. Шахлай)

Комическое лежит на полпути к прекрасному, оно теснит нечто, существующее в настоящем, высвечивает несостоятельность его претензий на будущее, но, в отличие от прекрасного, не предлагает ничего взамен. Прекрасно то, что нужно развивать и умножать. У прекрасного – прекрасное будущее. А вот будущее смешного вызывает сомнение, смешно чаще всего то, что необходимо потеснить и ограничить, а возможно, и полностью устранить.

Типичность парадоксального красива, а парадоксальность типичного смешна.

Такое определение смешного может показаться слишком широким, потому что необычные формы проявления обычных вещей способны также порождать и позитивные ценности. Однако и смех бывает не только обличающий.
Смех не всегда означает отрицательную оценку. Суд - это еще не осуждение. И не всё, к чему обращается чувство юмора, достойно порицания. Вот, например, слова М. Е. Салтыкова-Щедрина о стихах: “Зачем ходить по веревке, да еще приседать через каждые четыре шага?” Понятно, что эта шутливая фраза содержит не осуждение, а необычный, парадоксальный взгляд на хорошо знакомое (казалось бы!) явление. Чтобы лучше понять привычное, надо увидеть (найти) в нем что-то странное. (Виктор Шкловский назвал такой приём “остранением” и считал его одним из важнейших в искусстве). Поэтому о смехе можно сказать еще и то, что он выражает радость остранения.


Вполне типичная ситуация: один подает, другой ест .

Бывает комическое и со знаком плюс. В этом случае комическое более всего приближается к прекрасному, но все-таки отличается от него тем, что смешной случай остается случаем, имеющим мало шансов на повторение. Бывает смех от ощущения полноты и разнообразия жизни. Смех, приветствующий возвращение старым, стертым от частого употребления понятиям, первоначальной ассоциативной полноты.

Фрейд приводит пример остроумия:
Упрямство – это одна из четырех ахиллесовых пят этого господина.
Назвать упрямого человека ослом – весьма банально. А тут это сделано в парадоксальной форме, без бесцветного словесного штампа, и потому более едко и выразительно.

Человек может радоваться и смеяться оттого, что ему удалось решить непростую проблему. Самостоятельно найденная нетривиальная идея решения представляется ему красивой, а первоначальные попытки достичь результата стандартными способами и сами эти способы – смешными. (К этому прибавляется и гордость за себя, чувство превосходства над другими, а возможно, и скрытая насмешка над ними)
Когда человек радуется удаче, он может и посмеяться над тем, что могло произойти, если бы фортуна оказалась к нему не столь благосклонна.

Шерешевский – Буслаев
Тбилиси, 1973


Ход белых

По всем признакам позиция белых проиграна. И если бы Шерешевский увидел ход Кh8!, то, вероятно, порадовался бы и посмеялся (про себя, конечно) такому “подарку судьбы”. Но смеялся бы он, конечно, не над выигрывающим ходом, а над чудесным образом преодоленной угрозой поражения. Смешны были бы все “альтернативы “ продолжению Кh8, и в частности, шаблонный ход Кg5, который и был реально сделан в этой позиции.

В статье использованы примеры и иллюстрация из книги Дмитриев А.В., Сычев А.А. «Смех: социофилософский анализ», М.: 2005

И почти вся шахматная примудрость которой я владею у меня от этого замечательного учителя.

Как выглядел мой прогресс в шахматах?

1.) На самом раннем этапе следовало избавиться от зевков. В блице со мной такое случается до сих пор, но в партиях со стандартным контролем обычно всё-таки избегаю ставить фигуры на откровенно битые поля или двигать вперёд пешку, которая придерживала тяжёлую фигуру.
Это не так сложно. Просто думать. Просто смотреть.

2.) Потом я усвоил понятие "корректного" и "некорректного" хода. Слоны на e3 и d3 в начале игры лучше не ставить. Коням на A и H делать нечего. Ферзя в начале игры выводить вперёд стоит очень осторожно, а лучше вообще не выводить. Никогда не играл скандинавскую партию.

3.) Немного общих соображений. Слон должен стоять так, чтобы фигачить на максимальное число клеток, а не блокироваться собственной пешкой. Ладьи нужно выводить в центр, спаривать...)) Не нужно торопиться раскрывать свой центр, если отстаёшь в развитии. И как учат детей - желательно не ходить в начале одной и той же фигурой дважды, сначала вытащи их всех.

4.) Поиск уязвимых мест в положении противника. Любой его ход несёт в себе уязвимость. Нападая он одновременно даёт мне возможность контратаковать. Защищая одно место он тем самым ослабляет другое. Важно чувствовать в каком месте продавливать противника.

5.) Ну, само собой нужно смотреть наперёд на несколько ходов не вылезает ли откуда-то вилка, не случится ли неожиданного мата или ещё какой неприятности.

6.) Очень интересно "играть на оборону" и в каждом ходе противника искать для себя угрозы. Смотреть на позицию противника и понимать куда именно он может ударить, откуда мне ждать проблем, пусть даже и через много ходов.

7.) Дебютов, как оказалось, знать особенно не нужно) Я считал раньше, что нужно стараться как Карпов знать защиту каро-канн до 26-ого хода. На самом деле такое вот доскональное знание дебютов начинает играть примерно с уровня КМС, а на моём скромном уровне достаточно просто знать/видеть основные дебютные ловушки и не проигрывать.

У меня есть несколько любимых дебютов. За белых я играю чаще всего королевский гамбит в одном настроении или испанскую партию в другом. Просто для встряски люблю играть гамбит Эванса:)
За чёрных люблю русскую партию, когда-то много играл сицилианскую защиту и каро-канн.

Но в целом - не в дебютах ключик, гораздо важнее правильно почувствовать миттельшпиль, а дебют достаточно сыграть без грубых ошибок.

8.) Конечно нужно знать основные моменты в эндшпиле, ну хотя бы как провести королём пешку или как не дать провести крайнюю)

Но это всё фигня.

Самое главное в шахматах - делать выводы.

Проигранные и выигранные партии тоже надо любовно разбирать.
Повторять их на доске.
ОТмечать для себя переломные моменты.
При помощи программ или более опытных игроков искать другие варианты.

Когда уже с моей точки зрения всё потеряно, это просто офигеть какие ресурсы открываются для обороны, если отдать партию "Фрицу"...

Я начал анализировать свои проигранные и что не менее важно - выигранные партии.

Как сказал великий Гарри Каспаров: если Вы выиграли шахматную партию, это значит только то, что Вы ошиблись предпоследним.

Гарри Каспаров говорил, что если ты занял первое место на турнире, то все обыгранные тобою игроки вернулись домой и внимательно разобрали все партии. А ты в кайфах дома, я самый сильный шахматист, мне всё пофиг. Ну так следующий турнир задвинет тебя далеко назад, потому как народ всё разобрал и понял, а ты щёлкал клювом.

Рауль Капабланка говорил, что одна проигранная и разобранная партия стоит сотни выигранных и забытых.

Михаил Ботвинник когда учил людей шахматам, просил при нём разобрать свои проигранные и выигранные партии. Он слушал разбор и по уровню разбора понимал всё про шахматиста. И помогал уже именно с разбором на основании сыгранных партий, учить шахматиста просто так не очень эффективно.

Никто не хочет работать. Играть весело, разбирать партию - жутко скучно. На разбор одной партии можно потратить и час и два. Просить программу показать варианты во всех переломных моментах, самому пробовать на доске как бы пошла партия сыграй мы так или эдак... Занудно.
Но зато стоит только всерьёз начать анализировать свои партии - результат становится заметен очень быстро, особенно в начале. У меня вот получилось, что я почти все партии проигрываю или по примитивной невнимательности или потому, что я забываю про короля и все силы кидаю в атаку. В итоге стал во время игры отдельное внимание уделять безопасности короля и смотреть всё-таки чуть-чуть вперёд не ждёт ли меня откуда-то авада кедавра. Рейтинг бодро пошёл вверх)) Продолжаю наблюдения.

А у нас в шахматном клубе есть дедки с 1-ым разрядом, которые играют в своё удовольствие много дольше, чем я на свете живу. И первый разряд у них тоже уже последние лет 30-40. Они играют в шахматы как и положено пенсионерам - из года в год, из десятилетия в десятилетие примерно на одном и том же уровне, наступая на одни и те же грабли.


Подумалось мне, что оно и в жизни так.

В чём человек мудак в 20, он ровно в этом будет мудак и в 30 и в 60. Сделать выводы вроде моих шахматных выводов про безопасность короля, например, по жизни мало кому удаётся. А это, между тем, самый важный момент. Наверное.

ЗЫ: Ещё интересно, что нормальный ход партии казался мне раньше скучным. Хотелось действия. Хотелось взрыва на доске. Потому так на душу ложился королевский гамбит. Самый жёсткий вариант - когда на f3 конь отдаётся))) Пешка gxf3 - ыыы!!!))) Зато ферзь выходит на h5 и слон там уже стоит на c4 и в общем может получиться интересно.

Так вот, скучно играть солидный и плавный ферзёвый гамбит, размеренную испанскую партию - хочется экшина, хочется раздавать фигуры и разрубать узлы, рваться вперёд на лихом коне и на чистом кураже ставить мат.

В жизни оно тоже так)) Самые весёлые и лихие варианты далеко не всегда самые эффективные. Самые эффективные - скучные и спокойные. Отсюда расхожее заблуждение "повзрослеть - значит стухнуть".

ЗЫЫ: Да, развивая мысль из комментов: прогресс в шахматах это как правило вопрос времени (несколько часов в день) и желания. Доиграться до мастера спорта или даже выше может почти любой человек с высшим техническим образованием, было бы желание.
Для взрослых людей уже актуальна задача кормить семью, а шахматы как милое хобби должны оставаться в рамках. Заработать шахматами (как и многими другими видами спорта, например кикбоксингом) крайне непросто, реально живёт с шахмат может быть первая двадцатка шахматистов по миру, все остальные работают обычно кем-то в смежных областях. А я, например, лично знаю одного мужика игравшего в силу международного мастера, который по восемь и более часов в день писал программы на Java, а шахматы у него было так, для души.

Нет предела совершенству:-)

Основатель сети "Магнит", миллиардер, рассказывал Тинькову, что у него мозги правильно стоят из-за шахмат.
-Я в них плотно играл два года, потом бросил, но заточка осталась.
-И были у тебя какие-то успехи?
-КМС.

За два года до КМС доиграть... Моё почтение:)
А потом бросить. И заработать 5 миллиардов. Вот как надо:-)

Создано: 03 декабря 2011 Просмотров: 58245

Недавно прочитал очень интересную статью Влада Ткачева, на его шахматном сайте whychess.org, посвященную наболевшей теме: как добиться прогресса в шахматах и перейти планку рейтинга в 2300 пунктов Elo. В данной статье, Влад не только постарался выложить свои соображения и опыт в данном вопросе, но и пригласил для выражения своего мнения нескольких ведущих гроссмейстеров. Вы прочитаете, как каждый из приглашенных шахматистов добился высоких результатов, и добрался для большинства среднестатистических шахматистов до таких высот. Некоторые методы в совершенствовании класса игры, знакомы не всем тренерам, не говоря уже о любителях шахмат. Читайте, учитесь, запоминайте…

Интересная статистика:

129 тысяч игроков в мире обладают рейтингом, при этом, только 20 тысяч из них достигли уровня 2200, 13500 добрались до 2250, а счастливые обладатели рейтинга 2300 и выше насчитывают всего 8150 человек.
Своими секретами делятся гроссмейстеры: Шипов, Моисеенко, Морович, Рублевский, Мирошниченко и Кажгалеев.

С начала моей работы над проектом WhyChess я получил массу вопросов от любителей шахмат; наиболее часто встречающийся: как добиться прогресса после преодоления первых, относительно легко давшихся этапов?

Слышал я это за последние дни настолько часто, что решил обязательно посвятить этому отдельный материал. Итак, речь, судя по всему, идет о переходе от уровня, скажем, 1800-1900 до 2200 и выше.

Интересная статистика: 129 тысяч игроков в мире обладают рейтингом, при этом, только 20 тысяч из них достигли уровня 2200, 13500 добрались до 2250, а счастливые обладатели рейтинга 2300 и выше насчитывают всего 8150 человек. Отсюда очевидно, что именно здесь пролегает тот самый невидимый барьер, перейти который удается далеко не каждому. Ведь именно в этом рейтинговом промежутке игрок должен суметь перейти в новое качество, создать свой собственный стиль, видение игры, дебютный репертуар. В конце статьи мы приводим интереснейшие итоги опроса гроссмейстеров, пока же поделюсь своими соображениями.

1. Пожалуй, необходимо заложить основы правильного мышления. Это касается счета вариантов, тактического зрения, позиционного понимания, владения эндшпильной техникой.

Как когда-то написал великий Бронштейн, тактическое зрение – это тренинг, тренинг и еще раз тренинг. Достаточно довести количество решенных тактических упражнений до нескольких тысяч, как вы неизбежно почувствуете результат. Это, пожалуй, проще всего. Незаменимый помощник в этом – бесчисленные сборники комбинаций.

Не намного сложнее обеспечить минимально необходимый уровень эндшпильной техники. Мне в этом помогли книги "Теория ладейных окончаний" (Смыслов, Левенфиш), "Стратегия эндшпиля" и "Контуры эндшпиля" (Шерешевский). Наверняка, в этой области появилось много чего нового, я же ничего лучше не встречал.

Со счетом вариантов, думаю, всё обстоит намного сложнее. Во всяком случае, для меня:-) Безусловно, главные авторитеты здесь – "Как стать гроссмейстером", "Тайны мышления шахматиста" А. Котова, труды М. Дворецкого и Д. Нанна. Будьте готовы, дорогие читатели, что здесь придется изрядно попотеть, зато и окупится сторицей. Очень трудоемкий этап.

Наконец, построение дебютного репертуара. Полагаю, тут самое важное – суметь понять самого себя. Ведь определенный стиль, свойственный только вам, закладывается с первых ходов в шахматах, и необходимо, чтобы ваш репертуар идеально ему соответствовал. Сердце кровью обливается наблюдать, как шахматист, впадающий в панику при возникновении малейшей опасности для собственного короля, играет вариант Найдорфа или Французскую защиту – только потому, что это любимые дебюты Каспарова и Морозевича. Примеров тому – сотни и тысячи на каждом опен-турнире. Итак, на этом этапе шахматист обязан стремиться к созданию своей "собственной" теории, подходящей ему по стилю игры, мировоззрению, характеру. И Боже вас упаси довериться одному из образчиков бесчисленного потока шахматной макулатуры, которая устаревает, не успев попасть в типографию. Куда лучше отталкиваться от собственных выводов, сделанных на тематических партиях в вашей базе.

2. Один из самых действенных способов совершенствования – угадывание ходов из партий великих шахматистов. Метод очень прост: предположим, вам нравится, стиль В. Ананда. Вы выбираете одну из выигранных им партий и пытаетесь угадать все его ходы так, как будто вы играете на его месте. Сначала итоги будут жутко удручающими, но при известном упорстве прекрасные результаты я вам гарантирую. Простите за нескромность, приведу пример из собственной практики. Примерно через год таких занятий я из длинной партии Сакс-Корчной (1989 г., Люцерн) угадал все ходы за исключением трех. Только тогда-то я и почувствовал, что что-то меняется…

3. Практика, практика и еще раз практика. Сейчас, с появлением бесчисленных игровых серверов, реализовать эту часть программы стало совсем просто. Достаточно посмотреть на темпы роста юной волны элитных шахматистов – Х. Накамуры, У. Со, А. Гири, тех же Карякина и Карлсена, чтобы убедиться в фантастической действенности проверки всего и вся в игровых условиях. Ну, и совсем хорошо, если у вас есть спарринг-партнер примерно вашего уровня. Каждодневная конкуренция заставит вас расти в разы быстрее – проверено!

4. А теперь, возможно, самое важное. До того, как приступить ко всем этим трудоемким и не самым простым упражнениям, неплохо бы понять: а действительно ли вы очень хотите добиться прогресса? У меня сложилось впечатление, что подавляющее большинство игроков сами себя в этом вопросе обманывают. Все описанные мною упражнения – отнюдь не легкая прогулка, и полумерами обойтись не удастся.

Вот и всё. Уверен, вам будет интересно узнать, как этот путь удалось пройти моим коллегам-гроссмейстерам.

Удачи!

Влад Ткачев

С. Шипов: Чтобы дойти до любого уровня, надо увлечься шахматами всерьез - это главное. Ленивое ученическое отношение, мол, отработаю этот урок через силу и получу четверку с минусом в дневник (и сойдет!) - верный путь к бессмысленной трате времени. Надо самому, от души хотеть добиться цели!

Хороших книг - много. Рекомендую начать с советских, проверенных. Я, как и многие другие, учился по классическим хитам: "Первая книга шахматиста" Панова, черная серия "Великие шахматисты мира" (читал их запоем – оторвать не могли), "Контуры эндшпиля" и "Стратегия эндшпиля" Шерешевского.

Плюс тщательный, серьезный критический разбор собственных партий. Не надо тешить себя иллюзиями, мол, играл хорошо, но досадно зевнул, сопернику просто повезло и т.д. Прогрессирует тот, кто сам себе - строгий судья.

Дебюты желательно играть те, которые надежные и по центру. Кривизна в дебюте дает кратковременные выгоды, но при этом замедляет общее развитие шахматиста. Так что если хочется добиться серьезного уровня, не соблазняйтесь дешевыми ловушечными вариантами. Берите пример с хороших гроссмейстеров - тех, кто играет в похожем стиле. Они не подведут.

А. Моисеенко: Книги: Избранные партии (Нежметдинов), "Аналитические и критические работы", 3 тома (Ботвинник), "Шахматное наследие Алехина" (Котов) – хотя мне уже тогда не нравились пятиступенчатые планы из Алехинских партий, "Вопросы современной шахматной теории" (Липницкий)

Мне кажется, для того, чтобы прогрессировать, нужно любить шахматы, желательно живое общение с более сильным игроком и анализ своих партий. мне помогло, что я, изучая шахматные книги, старался найти ошибку, и когда находил, мне это казалось своей маленькой победой.

И. Морович: Возможно, и есть какие-то "методы", но я могу сказать, что с самого начала был настоящим шахматным фанатиком. Я помню, как прочел десятки шахматных книг в возрасте с 9 до 12 лет, в основном, анализируя партии чемпионов мира, начиная с Морфи и Стаунтона и кончая Фишером и Карповым. Мне очень нравилось сравнивать дебюты, взятые из книги Бронштейна "Цюрих 53" с современными, находить новые вариации и применять на практике.

Книги: "Моя система" (Нимцович), Fischer vs. Spassky - The Chess Match of the Century (Глигорич), "Шахматное наследие Алехина" (Котов).

С. Рублевский: Наибольший вклад в мое развитие внесли занятия в школе Панченко. Каждый день у нас было по 2 лекции по избранной теме (слоновый эндшпиль, счет вариантов, дебют и т.п.), плюс практическое занятие для правильного усвоения материала – всего примерно 5 часов в день. Школа Панченко проводила две-три сессии в год, в них участвовало по 20 человек, и не было ни одного, кто бы не дошел до уровня 2350.

Книги: "Акиба Рубинштейн" (Разуваев, Мурахвери), "Международный турнир гроссмейстеров. Цюрих 53" (Бронштейн), "Турнир звезд; Монреаль-79" (Чепижный). Мне очень нравилось переигрывать партии из этих книг на доске, чувствовать сам дух турнира. Думаю, именно это мне очень сильно помогло.

Е. Мирошниченко: Сейчас шахматы очень изменились с появлением компьютерных программ, поэтому не уверен, что мой опыт всё еще актуален… Насколько помню, именно на этом уровне мы занимались действительно серьезным (как мне тогда казалось) анализом партий выдающихся мастеров прошлого, - Алехина, Рубинштейна, Ботвинника и т.д. Еще решали этюды, разыгрывали типовые позиции эндшпиля. Одним из очень полезных упражнений мне кажется угадывание ходов гроссмейстеров в классических партиях.

Для меня знаковыми книгами в тот период были: "300 избранных партий Алехина с его собственными примечаниями" (Панов), пресловутая "Моя система" Нимцовича, "Вместе с гроссмейстерами" Горта и Янсы. Ну, и, конечно, нужно играть и анализировать с противниками, превосходящими в классе (банальность, конечно, но это полезно всякому).

М. Кажгалеев:

1. Я много читал базовой литературы: «Моя система», М.М. Ботвинник, Карпов, Каспаров.
2. Играл во всяких турнирах.
3. Решал тактику по базовым учебникам и изучал эндшпили по Авербаху.
4. Стал иметь свои разработки в дебютах и свое мнение по ряду позиций.
5. Было большое желание хорошо сыграть и выиграть отдельно взятую партию или турнир.

Вот так я и добился уровня 2200-2300.

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

  2. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
  • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!