Тематический контроль по организации сюжетно ролевой игры. Справка по результатам тематического контроля «Игра как приоритетное средство развития дошкольника

  • 03.03.2024

В соответствии с годовым планом на 2016-2017в течение января 2017 года осуществлялось изучение деятельности педагогического коллектива по теме «Формирование социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности » Изучали и анализировали работу педагогов заведующая МБДОУ, старший воспитатель В подготовке приняли участие следующие педагоги: - ст. воспитатель - воспитатель старше - подготовительной группы - воспитатель младше – средней группы - воспитатель группы раннего развития - музыкальный руководитель

:Целью контроля являлось: - повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по игровой деятельности; - создание условий способствующих развитию социально - коммуникативной компетенции ребенка в игровой деятельности; - развитие жизненного опыта детей через игровую деятельность;; Задачи тематической проверки: 1. Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации интересов детей в разных формах игр. 2 Провести оценку и анализ развития сюжетно-ролевой игры в группах в соответствии с требованиями; 3. Определить перспективы деятельности педагогического коллектива в области развития игровой деятельности дошкольников;

В ходе реализации проблемы «Формирование социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности » и с целью подготовки к педагогическому совету в ДОУ для педагогов были проведены следующие мероприятия:


1.Консультация для воспитателей «Ребенок-субъект игровой деятельности»

2.Семинар-практикум «Тактика игрового взаимодействия с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой».

Презентация проектов сюжетно - ролевых игр

3.Просмотр открытых мероприятий по игровой деятельности

4. Тематический контроль «Анализ игровой деятельности детей разных возрастных групп. Проведение конкурса среди воспитателей по созданию игрового пространства в группе.

5. Работа с родителями: организация фотовыставки «Играем всей семьей»

В результате проведенных мероприятий было установлено, что работа в этом направлении осуществляется в ДОУ в соответствии с требованием ФГОС ДО и содержанием Основной МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок».

1. Организация среды в группах построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Игровые зоны оснащены уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. - Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, ширмы). В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. - Дидактические игры, различные атрибуты, знакомят детей с правилами дорожного движения, а дорожная разметка на ковре, моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге (средняя и подготовительные группы) - В каждой группе есть мини-библиотека, которая представляет собой стол с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации постоянно обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению; - В каждой группе есть центры «Юный конструктор», где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

В зонах сюжетно-ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. В каждой группе имеется ширма и куклы для обыгрывания и показа сказок. В группах присутствуют пальчиковый театр, театр на рукавичках, игрушки для режиссерских игр, костюмы для игр – драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы: режиссерские, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. В каждой группе имеются театральные уголки и уголки ряжения. Внешний вид, эстетика оформления макетов игр, театральных атрибутов и костюмов соответствуют требованиям. Уголки находятся в доступном для детей месте, функционируют. Правила соблюдены. Атрибуты и игровое , эстетично, аккуратно хранится.

2. Документация по воспитателей ведется аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Хорошо планируются цели игровой деятельности, планируются сюжетно-ролевые игры во всех возрастных группах. Редко практикуются многодневные игры.

В младшей группе не всегда четко прописываются цели игр, предварительная работа, Не планируется совместное изготовление или подбор игрушек, атрибутов, необходимых для той или иной игры. Мало транспортных игр. В средней группе везде отмечены цели сюжетно-ролевых игр, которые не отличаются разнообразием, не всегда планируется предварительная работа. В старшей группе в основном планируются транспортные («Моряки») и бытовые игры («Больница», «Магазин», причем однотипно, без разнообразия сюжета. В подготовительной к школе группе планируются такие игры, как «Школа» «Почта», «Библиотека», «Магазин», «Врачи». Совсем не отражают в плане «Космонавты», «Зоопарк». Не всегда четко ставятся цели игровой деятельности, мало планируется предварительная работа.


3. Диагностика игровой деятельности ведется в соответствии с требованиями и сроками. Диагностические карты на момент проверки были аккуратно заполнены на начало года и находились в рабочих папках воспитателей.

4. У воспитателей имеется материал по развитию сюжетно ролевой игры по возрасту детей: памятки, консультации по организации игры с детьми разного возраста, перечень игр на данную возрастную группу, список требований программы по созданию условий для организации предметно-развивающей игровой среды.

5. Организация и руководство игровой деятельностью детей осуществляются воспитателями умело, но с некоторым перекосом в авторитарность. Педагоги не могут полностью перейти на личностно-ориентированное общение с детьми, стать «играющими партнерами», формировать игровые умения детей в совместной игре со взрослым, хотя попытки явно просматриваются. Но стереотипы все же иногда берут верх, и, вместо «игры вместе», приходится наблюдать не что иное, как «руководство игрой» или просто «де лай, как я».

6. На момент проверки в «Уголках для родителей» были оформлены разнообразные консультации по развитию игровой деятельности дошкольников дома и на улице, советы «Как правильно играть с детьми», «Как учить ребенка играть», «Чем занять ребенка дома» и т. п. Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле, весь материал набран на компьютере.

7.Педагогами были проведены открытые показы различных форм использования организации игровой деятельности с детьми и были разработаны и реализованы проекты сюжетно - ролевых игр: . - провела показ сюжетно - ролевой игры в группе раннего развития «Кукла маша у нас в гостях», проект «Мои любимые игрушки»; - , воспитатель младше - средней группы показала сюжетно - ролевую игру «Семья», сюжет «Подготовка ко Дню Рождения» , проект.«Любимый дом для кошечки» - показала ситуацию игрового взаимодействия с детьми занятие «Мы умеем дружить», проект сюжетно - ролевой игры «Детский сад будущего».

Наблюдение за деятельностью педагогов в процессе организации игровой деятельности детей выявили соответствие содержания программным и возрастным требованиям, показали достаточные знания и умения воспитателей по методике организации игровой деятельности детей. В группах созданы условия для формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

8. По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

работа педагогического коллектива детского сада по формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности в дошкольных группах ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты организационного характера, которые были устранены к окончанию проверки;

— была отмечена лучшая группа по созданию условий для игровой деятельности детей — старше - подготовительная группа «Солнышко» (восп.)

Воспитателям средней группы необходимо пополнить игровое оборудование путем создания вместе с родителями новых атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры.

1. Всем педагогам продолжать работу по поиску современных подходов к формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности 2. Рекомендовать воспитателям для индивидуального изучения и последующего внедрения в практику работы «Концепцию становления сюжетной игры в дошкольном возрасте» (, Короткова НА. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997).

3. Изучить технологию сотрудничества и использовать ее в работе с детьми.

4. Со старшими дошкольниками планировать обязательное изготовление и ремонт игрового оборудования.

6.Старшему воспитателю взять на контроль и продолжать оказывать методическую помощь педагогам ДОУ по поиску современных подходов к формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности.

Морозова Наталья
Аналитическая справка по результатам предварительного контроля «Организация игровой деятельности»

В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» на 2018-2019 учебный год, с 15 октября по 19 октября 2018 года, был проведен предварительный контроль «Организация игровой деятельности (использование игровых приемов и методов ».

Цель контроля : изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности , реализации интересов детей в разных формах игры, , соблюдения структуры игры, умение педагогов руководить игрой дошкольников .

Вопросы для анализа :

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований;

2. Создание условий для игровой деятельности детей ;

3. Готовность педагога к руководству игрой ;

4. Приемы воздействия педагога на игровую деятельность детей ;

5. Соблюдение методики проведения игры;

6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности ;

7. Наблюдение игры воспитателем, анализ , оценка уровня развития игровой деятельности детей .

В ходе контроля выявлено :

Во всех возрастных группах при организации игровой деятельности санитарно-гигиенические требования выполнены в соответствии с требованиями СанПиН.

Воспитатели и специалисты в достаточной мере владеют особенностями организации игровой деятельностью в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что все воспитатели имеют педагогическое образование. Тому способствовали и консультации, открытые занятия, семинарские занятия по данной теме. Но не все применяют на практике полученные знания. Условия для игр созданы во всех группах. Имеются игровые зоны , такие уголки как парикмахерская, магазин, больница, атрибуты имеются, но в недостаточном количестве.

Во всех возрастных группах игры планируются систематично. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.

Педагоги во всех возрастных группах помогают детям распределить роли , избегая конфликта. В процессе игры педагогами решаются задачи социально-коммуникативного развития : осуществляется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатели, задавая вопросы, побуждают детей развивать сюжет, инициируют у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой.

Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась .

Было отмечено, что распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играют согласованно с ними или параллельно. Активно используются предметы-заместители . Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы . Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученных ролей. Но без подсказок педагога сюжет игры развивается не всегда, дети увлекаются одним игровым действие , представляющим для них интерес . В основном воспитатели и специалисты ведут наблюдение за игрой , анализируют , оценивают уровень развития игровой деятельности .

1. Педагогам всех возрастных групп и специалистам придерживаться структуры игры, активно использовать мотивацию детей, создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки, больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом, при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности, стимулировать собственно-речевые умения детей.

2. Воспитателю младшей группы «Акварелька» ) проводить итог в конце игры, поощрять детей за активность, целеустремленность.

3. Воспитателю старшей группы «Василек» ) не отвечать и не выполнять задания за детей, побуждать их к самостоятельному развертыванию сюжета, распределению ролей .

Составила и проверила старший воспитатель Н. А. Морозова

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ д/с № 10 «Мишутка» г. Карачева за 2016-2017 у/г. На.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка по результатам контроля «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» На основании Приказа заведующего № 68 от 06.10.2017 года и в соответствии с Годовым планом работы на 2015-2016 учебный год старшим воспитателем.

Аналитическая справка по результатам мониторинга Мониторинг проводился с подгруппой детей с нарушениями речи с 10.05.17 по 31.05.17 г. по следующим направлениям: -развитие словаря; -состояние.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка (ИОТР).

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.










Назад Вперёд














Назад Вперёд










Назад Вперёд

Цель: направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.

Задачи:

  • Актуализировать и пополнить знания педагогов о педагогическом сопровождении игровой деятельности дошкольников.
  • Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач развития сюжетно – ролевой игры.
  • Проектирование и организация игровой деятельности детей с применением современных педагогических технологий.

Подготовка к педсовету:

  • Тематический контроль “Наличие условий для эффективного развертывания сюжетно-ролевой игры дошкольников в ДОУ”.
  • Открытый просмотр сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
  • Подгрупповые консультации для педагогов, выступающих на педсовете.
  • Выставка методической литературы по теме.
  • Задание для педагогов групп – подготовить презентацию проекта развития сюжетно-ролевой игры (по выбору).

Ход педагогического совета

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

2. Анализ итогов тематического контроля

3. Выступление заведующей ДОУ

“Что такое детская игра?”

Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. Но в современном детском саду это происходит не всегда.Часто дети играют, потому что сейчас “надо” играть, но, к сожалению, не радуются этому. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.

Игра – это деятельность, которая протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов.Ребенок произносит “как будто” т оказывается совсем в другом мире – волшебном лесу, космической ракете, телевизионной студии... Таинство игры в том, что ребенок верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”.

Игра – деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка. По мнению многих ученых, возможность использования в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре.

Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя реальные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольников это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Но, к сожалению, на свободу ребенка в игре все чаще посягают взрослые. Педагоги уверены, что лучше знают, во что, как и когда играть детям.

4. Выступление старшего воспитателя

“Как изменился мир игры современного дошкольника?”

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий (красавица, царевна, принцесса...). Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими.

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: “Барби и Кен”, “Семья в кафе”...

Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой: “Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку”...

Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая – характерная примета нашего времени.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя.

Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”.

Вывод – Презентация 1 .Слайд 2.

5. Выступление воспитателя Барчуковой И.Ф.

“О современных подходах к организации творческих игр дошкольников”

В работах Т.И. Бабаевой получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их “обучают” играть.

Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющей включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

“Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игр?”, “Почему ребенок всегда находится в “тени” игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?” - именно от ответов на эти и другие вопросы зависят тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.

Игровое сопровождение предстает как достаточно сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает в себя как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением малыша, изучение возможностей его развития и определение того, как пробудить активность и инициативу.

Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно меняется. Презентация 1. Слайд 3.

6. Воспитатель Козлова В.Р.

“Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников”

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин “руководить игрой”. Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию. Игровая позиция воспитателя включает в себя – Презентация 1.Слайд 4.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е.Е. Кравцовой. Он заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. “Внезапно кричу: “Ой – ой, я забыла деньги на проезд!” Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке...” .

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя – Презентация 1. Слайд 5.

7. Педагогические технологии организации сюжетно-ролевой игры

А) Творческая мастерская - тема “Гипермаркет”

Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств педагогов, создание личного отношения к предмету обсуждения - Какие ассоциации у Вас вызывает гипермаркет?
2.Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения. Предлагает педагогам представить себя директором гипермаркета, которому необходимо предложить детям вариант развития с-р игры (...повысить прибыль от...решить какую-либо проблему...)
3. Социоконструкция

работа педагогов в группах по построению этих элементов.

Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите, кто будет продумывать варианты проблемно-игровых ситуаций, а кто их представлять”. Работа подгрупп.
4. Социализация - выступление педагога в группе (сопоставление, оценка, коррекция) Организует работу в группах.

Предлагает педагогам - придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

Работают в группах.
5.Афиширование – представление работ педагогов. Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

6. “Разрыв” - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Вносят изменения в свои разработки.

7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

Приложение 1

Б) “Домашнее” задание.

Презентации проектов развития сюжетно-ролевой игры воспитателями:

“Зоопарк” в средней группе – Презентация 2.

“Супермаркет” в старшей группе - Презентация 3.

“Доктор” в младшей группе – Презентация 4.

В) Творческая мастерская

(продуктивное взаимодействие в сюжетно – ролевой игре)

Система действий ведущего мастерской и участников

Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
1. Индукция - Какие ассоциации у Вас вызывает сюжетно-ролевая игра “Поликлиника” ? Записывают возникшие ассоциации.
2.Самоконструкция Предлагает педагогам продумать ситуацию: “Дети играют в с-р игру “Поликлиника”. Изо дня в день совершают одни и те же действия, говорят одни и те же диалоги. Записывают свои мысли, возникшие идеи, гипотезы.
3.Социоконструкция Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите придуманные ситуации, выберите одну, как ее можно разыграть. Работа подгрупп.
4. Социализация Организует работу в группах.

Предлагает педагогам- придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

Работают в группах.
5. Афиширование Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

Представляют результаты работы групп:

задают вопросы друг другу по поводу оригинальности проблемно-игровых ситуаций.

6. “Разрыв” Фиксирует внимание педагогов на традиционности их представлений о тематике и организации с – р игр. Осознают традиционность своих представлений о вариантах развития и тематике с- р игр.

Вносят изменения в свои разработки

7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

Проект решения педсовета:

Ежедневная реализация природной потребности ребенка в игре за счет не сокращения времени, отведенного планом на игру, в пользу других видов деятельности.

Прописать в плане:

Гибкую тактику выбора педагогического взаимодействия с детьми, в соответствии с возрастом и уровнем развития игровых умений;

Использование конкретных современных педагогических технологий организации игровой деятельности детей;

Обогащение тематики и содержания сюжетно-ролевых игр за счет ознакомления с современной социальной действительностью.

Подготовиться к смотру-конкурсу уголков современных сюжетно-ролевых игр в группах.

Срок: сентябрь, октябрь 2012 г.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам тематической проверки

«Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Согласно годовому плану и на основании приказа №46-ОД

А. Ю. Семейкиной, воспитателей – Е.С. Проскуриной, Т.Н. Еременко

С 24.10.2016 по 28.10.2016 была проведена тематическая проверка в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5 «Искорка» Кулундинского района Алтайского края

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применением

инновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»

Задачи:

  • Анализ применения инновационных технологий в МБДОУ. Определить уровень педагогической компетентности у педагогов: владение ими современными инновационными технологиями в игровой деятельности с дошкольниками.
  • Анализ календарных планов педагогов.

Создание условий в МБДОУ для внедрения инноваций в игровой деятельности. Изучение условий, созданных в группах, отвечающих интересам и потребностям детей и направленных на их всестороннее развитие в игре.

  • Анализ планирования работы с родителями в инновационном режиме.
  • Анкетирование с целью выявления отношения родителей к вопросу игровой деятельности, повышения значимости организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
  • Воспитание элементарных общепринятых норм взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия.
  • Совершенствование у дошкольников приобретенных игровых навыков и умений для развития игровой активности.

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система работы в МБДОУ посредством игры

Оценочный инструментарий:

Показатели развития игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства.

Диагностика развития игры.

Анкета для родителей «Игровая деятельность ребёнка»

Протокол обследования предметно-развивающей среды.

Карта наглядной информации для родителей.

Карта профессионального мастерства воспитателей

В ходе тематической проверки просмотрена игровая деятельность во всех возрастных группах. Для выявления знаний педагогов по вопросам применения инновационных игровых технологий была составлена карта профессионального мастерства педагогов.

Проверка показала: низкий уровень, т.е. педагогов, не владеющих данными навыками в процессе игры, не показал не один педагог; средний- два педагога

(22,2%) (молодые специалисты), 77,8% педагогов ДОУ, владеют навыками организации игры, обладают инновационными игровыми технологиями, играют вместе с детьми, занимают позицию играющего партнёра, используют все виды игр и развёртывают сюжет игры и также свободно владеют методами руководства игрой, умеют своевременно выстроить общение с детьми во время игрового процесса, используют как в регламентированной деятельности, так и не в регламентированной, обучающие игры с применением интересных инновационных технологий; и лишь 22,2% молодых педагогов необходима помощь, рекомендации.

Воспитателями проведена диагностика развития игры, результаты которой можно увидеть на диаграмме.

Анализируя диаграмму, мы видим, что доминирует средний уровень развития детей в игре.

Анализ планирования воспитательно – образовательного процесса показал, что педагоги планируют разнообразные виды деятельности, разнообразные игры. При планировании все педагоги учитывают разнообразные формы организации детей на игру: групповые, подгрупповые, использование вариативных моделей организации игр с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку, воспитатели используют разнообразные методы и приемы, активизирующие игровую активность детей, учитывают индивидуальные особенности детей.

Проанализировав условия в детском саду для внедрения инноваций, можно сделать следующие выводы:

1. Педагоги информированы о нововведениях, имеют достаточные знания, умения и потенциал для успешной реализации инновационной деятельности, занимаются самообразованием, пытаются творчески проявлять себя, участвуя в различных мероприятиях.

2. Для педагогов организуется методическая помощь.

Обследование предметно-развивающей среды, показало: условия для необходимой предметно-развивающей среды в группах создаются совместными усилиями воспитателей и родителей, имеется разнообразие игровых модулей, сюжетно-образные игрушки, предметы заместители,

наличие пространства, игровых зон с соответствующей атрибутикой, отмечено эстетическое оформление игр во всех возрастных группах. Во всех группах имеется картотека игр. В коллективе создана творческая атмосфера, доброжелательные отношения.

По работе с родителями можно отметить следующее: не достаточно разнообразные формы подачи материала (страничка в родительском уголке). Весь материал оформлен эстетически, информация требует незначительной доработки. Материал востребован у родителей.

Анкетирование родителей показало, что 40,5% детей любят дома брать сюжет из игр детского сада, любят играть дома в разнообразные игры, но чаще всего игры в домашних условиях на усмотрение детей 86,5% особенно старшие дошкольники. Согласно годовому плану с родителями, проводятся тематические встречи, деловые игры, круглые столы, семинары, консультации. Родители привлекаются и к участию в детских праздниках, конкурсах, спортивных досугах, к формированию предметно- развивающей среды в группах. По результатам опроса родителей можно сделать

вывод: развитие игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий в ДОУ эффективна, интересна и необходима.

Выводы:

Развитие игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий в ДОУ осуществляется в соответствии с годовым планом.

Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей.

Педагоги имеют достаточные знания, умения и потенциал для успешной реализации инновационной деятельности. Они участвуют в различных методических мероприятиях инновационной направленности: конкурсы, семинары, деловые игры, тренинги, проектная деятельность и т.д.

Материально-техническая база ДОУ не всегда соответствует современным требованиям, необходимо обновление, как образовательного процесса, так и игровых уголков, различных игр, игрушек в группы.

Продолжать осуществлять и совершенствовать инновационную направленность в игровой деятельности.

Педагогам продолжить повышать компетентность в данном направлении. Больше внимания уделять мероприятиям совместно с родителями.

Развивать информационную, методическую, материально-техническую базу детского сада для успешного применения инновационной деятельности через игру дошкольников.

И.О. Заведующего_______________ А. Ю. Семейкина

воспитатель _____________ Е. С. Проскуриной

Воспитатель _____________ Т.Н. Еременко


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

В ГБДОУ

11 «РОМАШКА»

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тематический контроль

ТЕМА :

Цель:

Задачи:

    СРОК ПРОВЕДЕНИЯ :

Основание для контроля:

Вопросы на контроле

Что контролируется

Ответственные

Соответствие тематики сюжетно-ролевых игр возрасту детей;

Количество запланированных сюжетно-ролевых игр;

Планирование развития сюжетно-ролевой игры.

Наблюдение педагогического процесса.

(дошкольные группы)

Руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя;

Игровые технические навыки детей;

Взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре;

Использование игровых атрибутов, в т.ч. предметов-заместителей.

Уровень сформированности социальных навыков

Воспитатель-методист

Заведующтй ГБДОУ

Психолог

Смотр-конкурс «Кукольная комната»

Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

Достаточность игровых атрибутов в соответствии с возрастом детей;

Соответствие атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их проведения;

Эстетичность атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Конкурсная комиссия

Планирование работы с родителями по решению проблем социализации детей в сюжетно-ролевой игре;

Формы работы с родителями по проблемам социализации детей в сюжетно-ролевой игре;

Тематика;

Отражение успехов и достижений детей.

Воспитатель-методист Дьячкова И.А.

Самоанализ, анкетирование

Педагоги ГБДОУ

Основные формы и методы контроля.

1. Наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса.

2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

4. Анкетирование, тестирование.

Анкета для педагогов

Дата 06.12.16 г. Воспитатель_______________________

Уважаемые педагоги! Просим Вас ответить на вопросы, направленные на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.

    Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры?________________

______________________________________________________________________________


3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?___________________________________________

______________________________________________________________________________


5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете?


7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей по игровой деятельности

Выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома

ФИО родителя_____________________

Вопросы

Варианты ответов

Часто ли Ваш ребенок играет дома?

Свой вариант

Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?

Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

Меньше 1 часа

От 1 до 2 часов

Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает

Предлагаю я, по мере надобности

Выбирает самостоятельно

Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

Из игр детского сада

Телевидения и компьютерных игр

В какие игры чаще всего играет ваш ребенок

Настольные

Сюжетно-ролевые

Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру

Настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания?

Как выбираются вами игры для ребенка?

На свое усмотрение

На усмотрение ребенка

    Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

    Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

    Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

    Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

    Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

    Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

    Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

    Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).

    Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

    Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

    Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

    Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

    Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

    Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

    Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

    Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

    Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

    Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

    Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

    В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

    Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

    Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

    Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

    Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

    Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

(старшие, подготовительные группы).

    Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

    Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

    Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

    Воспитатель поощряет детскую инициативу.

    Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

    Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

    Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

    Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

    Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

    Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

    Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

    Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

    Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

    Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

    Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

    Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Перспективное планирование

Календарное планирование

I. Самостоятельные игры

1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

1. Дидактические

2. Подвижные игры с правилами

В средних, старших, подготовительных группах

Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры. Задачи по формированию умений детей в сюжетно-ролевой игре

Младший возраст: (1,5 – 4 лет)

1 младшая группа:

1) Учить условным действиям с игрушками и предметами – заместителями, воображаемыми предметами, выстраивая их в смысловую цепочку.

2) Учить детей вступать в кратковременное взаимодействие со сверстниками.

3) Развёртывать цепочку из 2 -3 действий с сюжетными игрушками.

4) Называть действия с предметами – заместителями.

5) Учить детей вызывать с помощью игрушек или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника.

Задача воспитателя: - Стимулировать к продолжению игрового действия

Стимулировать на словесное обозначение игровых действий

Создавать условия для предметного взаимодействия детей друг с другом

2 младшая группа:

1) Выделить для детей ролевое поведение

2) Совместное создание предметно – игровой среды

3) Учить принимать и обозначать игровую роль

4) Реализация детьми специфических ролевых действий, направленных на партнёра игрушку

5) Развёртывание детьми парного ролевого взаимодействия.

6) Развёртывание ребёнком ролевого диалога с партнёром сверстником

7) Взаимодействие с партнёром – взрослым

8) Стимулирование диалогов детей друг с другом

9) Учить импровизации в игре по мотивам сказок, а не воспроизведению сказки («театральному действию»)

10) Развёртывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленных на кукольных персонажей

11) Парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли

12) Учить ролевому обращению, короткому диалогу

Средний возраст: (от 4 до 5 лет)

Средняя группа

1) Принятие и изменение игровой роли:

а) через действия с предметами;

б) через ролевую речь;

2) Учить вступать в ролевое взаимодействие со сверстником.

3) Формировать:а) умение менять игровую роль, обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; б) умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров;

а) выполнять разные роли;

б) детей менять первоначально взятую роль в ходе развёртывания Иры;

в) детей творчески использовать способ условного выполнения действий с сюжетными игрушками, предметами – заместителями;

г) детей менять роль путём подражания педагогу.

5) Способствовать:

а) активизации ролевого диалога детей;

б) развитию характера игры как свободной импровизации.

6) Развёртывать игру по мотивам сказочных сюжетов (с детьми, у которых менее развито ролевое поведение).

Старший возраст: (от 5 до 7 лет)

Старшая и подготовительная группы.

1) Активизировать воображение детей

2) Учить: а) детей объяснять свой замысел;

б) изменять замысел в соответствии с предложениями других участников;

в) детей понимать других людей;

г) следить за смысловым соответствием рассказа (видеть смысловое несоответствие);

д) придумывать многотемные сюжеты, события, объединяющие разноконтекстные роли;

е) развёртывать сюжет в речевом плане;

ж) развёртывать совместную самостоятельную игру

3) Развивать: а) радость сотворчества детей, эмоциональное восприятие в ходе сотворчества;

б) способность к воображению, образному мышлению; в) способность взаимодействовать с другими людьми.

АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР

Группа___________________________________________________

Воспитатель_______________________________________________

Дата______________________________________________________

п/п

Дата и отрезок дня планирования данной формы работы

1-я половина дня

Прогулка

2-я половина дня

I

Тематика планируемых игр

II

Обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни посредством:

Чтени е художественной литературы;

экскурси и, наблюдени е

бесед, рассказов

рассматривани е иллюстраций

составление детьми рассказов об играх

инсценировки литературных произведений

этически е бесед ы

други е форм ы работы

III

Направленность целеполагание на:

учет требований программы;

становление и развитие

и гровойдеятельности

формирование взаимоотношений детей в игре

другое

IV

Планирование приемов воздействия воспитателя на игровую деятельность.

V

Планирование индивидуальной работы с детьми

VI

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

ИЗО, конструирование, ручной труд и др.

Выводы :_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения :___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методист:_____________________

Ознакомлена:___________________

Воспитатель_____________________

Вопросы для изучения

Частично 1 б

Развиваю игровое содержание

Всего баллов:

Самоанализ руководства сюжетно-ролевой игрой

Воспитатель____________________ Дата анализа «______»____________________20____г.

Вопросы для изучения

Частично 1 б

Проектирую игровую деятельность детей

Создаю условия для игры: наличие конспекта, игрового материала

Организую игровую деятельность в соответствии с технологической картой, побуждая детей к игре

Обсуждаю, распределяю роли в игре

Развиваю игровое содержание

Использую прямые и косвенные приёмы руководства игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой игры, и т.д.)

Включаюсь в игру на главных или второстепенных ролях

Выражаю свои чувства, мысли с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли

Включаю в игровую деятельность застенчивых, неуверенных в себе и малоподвижных детей.

Регулирую взаимоотношения детей, разрешаю конфликты, возникающих в процессе игры

Обсуждаю с детьми и оцениваю игру

Всего баллов:

30б – 25 б - отлично

24 – 15 б – хорошо

15б – 10 б – удовлетворительно

Карта анализа взаимодействия с родителями.

Взаимодействие с родителями по проблемам игровой деятельности

Группы

мл.гр.

1 ср.гр.

2 ср.гр.

3 ср.гр.

Старшая группа

Наглядная информация по теме в уголке для родителей (доступность, эстетичность оформления)

Планирование индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

Проведение совместных тематических мероприятий(досуги, КВН, викторины и т.д.) родительских собраний или консультаций (наличие материалов по проблеме, тетради протоколов проведения собраний)

Справка о проведении тематического контроля по теме:

«Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры».

Цель: Определить эффективность воспитательно- образовательной работы по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков; выяснить влияние сюжетно-ролевой игры на успешную социализацию детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, формирования у детей социальных навыков в ходе сюжетно-ролевых игр.

    Провести оценку и анализ развития сюжетно-ролевой игры в группах в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы». СРОК ПРОВЕДЕНИЯ : с ___________ г. по _____________ г.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2016 – 2017 учебный год.

Изучение проводили:

Туз И.В .- заведующий

Дьячкова И.А.-воспитатель-методист

Фалке А.Е. - психолог

Тематическая проверка проводилась в дошкольных возрастных группах детского сада и включала в себя следующие вопросы:

    Планирование игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).

    Наблюдение педагогического процесса.(дошкольные группы).

    Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых игр).

    Состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями.

    «Эффективность работы воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой»

Деятельность педагогов была основана на рекомендациях основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой и методического пособия для воспитателей «СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ для детей дошкольного возраста» под ред. Краснощёковой Н.В., в котором дана характеристика игры как ведущей деятельности дошкольников, показано её место в процессе психического развития ребёнка, предложена тематика сюжетно-ролевых игр, направленная на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений, раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.

В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

1. Оценка планирования. Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы в разрез с темой блока. Тематика игр не во всех группах разнообразная, при планировании игровой деятельности воспитатели ориентируются в первую очередь на интересы детей и появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, салон красоты и т.п. . Поэтому, такие игры, как «Магазин продуктов», «Супермаркет», «Поликлиника» включаются в планирование чаще остальных. При этом такие СРИ как «Поездка», «Детский сад», «Почта», «Школа», планируются реже, а такие как «Строители», «Путешествие», «Большая стирка», «Театр», «Библиотека», «Зоопарк», «Рыбаки» очень редко используются в работе с детьми.

При анализе планов работы за ноябрь и декабрь 2016 г. года было отмечено, что не все воспитатели систематически и последовательно планировали игры, постепенно усложняя задачи, не планировали методы и приёмы, изготовление необходимых для игры атрибутов. Отмечено также несоответствие поставленных задач возрасту детей в некоторых группах.

2. Анализ руководства воспитателем играми детей. По итогам посещений и наблюдений игровой деятельности следует сделать следующий вывод, что педагогами при организации игры создается положительный эмоциональный настрой. Создается игровая ситуация (показ картины, проблемная ситуация, внесение атрибута и т.п.) Воспитатели стараются создавать условия для активной совместной и самостоятельной творческой игровой деятельности, участвуют сами в игре. Например, воспитатель Суханова Н.А. участвовала в игре на правах равного партнера через игровой образ, влияние на игру осуществляла через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Проявляла внимательное, заинтересованное отношение к детским вопросам, возникающим по ходу игры. Способствовала возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений, помогала детям самостоятельно договариваться друг с другом. Данный алгоритм взаимодействия наблюдался и в других группах. При этом отмечается большой эмоциональный подъем детском коллективе, желание играть по данному сюжету и дальше.

3. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре. Уровень развития игровых качеств во всех группах соответствует возрасту. В младшей группе дети , совместно с воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, умеют играть «рядом». В средних группах идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. В группе игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершение игры. В старшей группе распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Активно используются в этих группах предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы.

4. Оценка профессионального мастерства воспитателей. В ходе тематической проверки было проведено анкетирование воспитателей «Развитие игровой деятельности». Анализ анкет показал, что почти все педагоги в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что все воспитатели имеют педагогическое образование. Также тому способствовали консультации и семинарские занятия по данной теме.

В результате проведенного самоанализа воспитатели оценили свое умение эффективно руководить игрой:

по высшему уровню (больше 30 баллов) -оценили себя -3 воспитателя(Войтюк Е.В., Суханова Н.А. и Спиридонова О.А.) (37 %)

по среднему уровню (больше 25 баллов) -5 воспитателей (Пасичник А.Б., Митина С.В., Варченко И.И., Берцулевич А.М., Янголенко В.В. (63 %)

Однако не все педагоги применяют на практике полученные знания. И если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно- ролевые , предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.

5. Анализ условий проведения игровой деятельности . В группах созданы удовлетворительные условия для игровой деятельности дошкольников . В результате проверки предметно-развивающей среды в группах имеются в наличии разнообразные сюжетно-ролевые игры, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей). Созданы условия для сюжетно-ролевой игры:
- атрибутика для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей,
- рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей,
- различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.

Подбор , программе. При организации игр учитываются санитарно-гигиенические и эстетические условия, принципы организации ПРС, учитываются поло-ролевая специфика в подборе игрушек. При этом, из-за недостатка места во многих группах нет оборудования для целого ряда игр. Например, не используются возможности макетов в сюжетно-ролевой игре, хотя целесообразность их применения все знают (мало место занимают, эффект новизны). Нередко в группах используется надписи игр, хотя в этом должны быть задействованы маркеры (знаки).

В ходе смотра-конкурса «Кукольная комната, целью которого было выявить условия для проведения сюжетно –ролевых игр в группах ДОУ, было проверено правильное и эффективное расположение игровых зон, наличие атрибутов и соответствие возрасту детей игрового материала и оборудования, эстетичность атрибутов, безопасность материала и оборудования. Членами комиссии в составе председателя –заведующего И.В.Туз, членов жюри –воспитателя-методиста Дьячковой И.А., воспитателя ИЗО Рубан С.А., председателя ПК Янголенко В.В. выявлено:

в конкурсе приняли участие все возрастные группы детского сада. Каждый воспитатель проявил своё творчество, показал качество своей работы, Каждая группа подготовила оригинально оформленные «кукольные комнаты». Большую помощь в оформлении «кукольной комнаты» оказали и родители. Воспитатели и родители отметили, что такие мероприятия сплачивают всех его участников, а также надолго остаются в памяти у детей. Теперь территорию группы украшают красивые и оригинальные «Кукольные комнаты», которые поднимают настроение малышам, их семьям и сотрудникам детсада.

Итоги смотра-конкурса следующие:

1 место- ___________группа, воспитатель________________
2 место-

Группа, воспитатель________________

Группа, воспитатель________________

3 место-___________группа, воспитатель________________

Группа, воспитатель________________

6. Анализ работы с родителями. В ходе тематического контроля ни в одной возрастной группе не было отмечено системы работы с родителями по организации игры.

Было проведено анкетирование родителей