Кто изображен на игральных картах русский стиль. История создания колоды игральных карт"русский стиль"

  • 28.04.2024

А вы когда-нибудь задумывались, кто изображен на игральных картах? Скорее всего вы не замечали, но на одной из них даже есть сам император Николай Второй.

Известно, что эскизы для карт "Русский стиль" были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году. Через два года, в 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года - Александровская мануфактура).

С 1819 года Эта фабрика осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз карт из-за границы был строго запрещен, чем устранялась всякая конкуренция.

Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собою конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (ст. 1351 Уложения о наказаниях).

Если в 1901 году фабрика выпустила 5460 тысяч колод, то уже в 1912-м - свыше 12 миллионов. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5 рублей 50 копеек до 12 рублей.

После революции карточная фабрика была закрыта на несколько лет, но уже в 1923 году снова начала свою работу, стала выпускать карты по дореволюционным эскизам.

Прототипы знаменитой карточной колоды "Русский стиль" танцевали на костюмированном балу 1903 года


КРАПЛЕНАЯ КАРТА

На обратной стороне карты было изображение пеликана, кормящего детей мясом своего сердца. Этот аллегорический знак сопровождался надписью: "Себя не жалея питает птенцов". Подразумевалось, что правительство вовсе не думает о собственной выгоде, а печется исключительно о благе детей-сирот.

Считалось, что доход, получаемый от продажи карт, правительство обращает в доход Воспитательного дома и его несовершеннолетних питомцев - сирот и подкидышей.

Азартные карточные игроки были убеждены в том, что они своей пагубной страстью помогают детям. В рассказе Николая Семеновича Лескова "Интересные мужчины" один из героев так говорит: "... а сами - чтобы не заскучать - сели под вечерний звон "резаться", или, как тогда говорилось, "трудиться для польз Императорского Воспитательного дома".

Продам Карты игральные cувенирные "РУССКИЙ СТИЛЬ", А-1-36, 1 колода, 36 карт, французская система мастей, 1993 г.
Арт. 3С4-02424448. Карты детства.
Комбинат Цветной Печати, Санкт-Петербург (10 лет как упразднен). Уже история, раритет. И, наверное, уже антиквариат. ОСОБАЯ ЦЕННОСТЬ ЭТОГО Выпуска (для коллекционеров): изображение на коробке дамы♣ из Славянского стиля, а не из родного.
Абсолютно новые, в идеале, не распакованные!
ЦЕНА: 1.59 т.р. за новую, упакованную колоду.
При покупке атласных карт цена колоды: 1250 р. (2 т.р. сувен.+атласн.)
С ГОДАМИ ЦЕНА ВЫРАСТЕТ В РАЗЫ!
Подарок коллекционеру старины; филокартисту, художнику, искусствоведу, букинисту, иностранцу, фокуснику, дизайнеру, себе:); человеку, интересующемуся историей, в том числе историей стилей, историей костюма, историей моды, а также любому, чье детство или юность прошли в СССР.
В продаже есть еще Карты игральные атласные, 1993 - 900 р.
ГДЕ: м. Нахим. просп., м. Каховка, м. Текстильщики, Новая Трехгорка, Сколково.
ЗВОНИТЕ, ПИШИТЕ!
Прототипами королей и дам колоды "РУССКИЙ СТИЛЬ" стали участники последнего костюмированного бала при дворе Романовых в 1903. Так, прототип красавицы трефовой дамы – княгиня Елизавета Федоровна (а Вы не были в нее влюблены в детстве? ;-), а прототип Червовой дамы – княгиня Ксения Александровна.
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце СПб вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен Николая II и как ПОСЛЕДНИЙ придворный БАЛ императорской России. Эскизы костюмов разработал художник С. Соломко, известный тогда автор открыток на темы русской старины. А сшили их лучшие портные. Фотографы запечатлели всех участников, благодаря чему и появилась возможность воссоздать образы в этих картах.
Эскизы для карт были разработаны на Фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911. Одежда выполнена в стиле XVII в.; тузы - изображения щитов, окружённых древнерусским оружием и доспехами. Карты были отпечатаны в СПб на Александровской мануфактуре, выход приурочен к празднованию 300-летия дома Романовых. Сборы от продажи карт уходили в пользу Императорского воспитательного дома, где могли воспитываться и незаконнорожденные дети великих князей.
После революции Мануфактура была закрыта на несколько лет. В 1923 фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Перерисовал колоду Русский стиль для офсетной печати художник Ю. Иванов. В 70-е весь СССР играл в эти карты, не задумываясь, что перед ним великие князья и княгини из рода Романовых! В СССР карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т.д. Но ни одни не смогли конкурировать с «Русским стилем».
Такая увлекательная история сопровождает продаваемую колоду карт, ею можно блеснуть за партией-другой с друзьями:-).
В ИЗБРАННОЕ!

Игральные карты до сих пор пользуются небывалой популярностью. Можно встретить большое разнообразие дизайна колод: по фильмам и сериалам, определенной направленности, но все же самыми ходовыми остаются обычные русские изображения дам, валетов и королей.

Скорее всего, нет ни одного человека, выросшего в СССР и не игравшего в карты под названием «Русский стиль». У большинства они до сих пор хранятся в «стенках» и трюмо.

Если смотреть лишь на лица валетов, дам и королей, кажется, будто это совсем обычные русские люди, но стоит опустить взгляд ниже, и можно обнаружить совсем непростые, а царские одежды на изображенных. Оказывается, колода «Русский стиль» была срисована с гостей царского бала Романовых 1903 года.

Таинственные изображения дам и королей: карты Романовых

Знаменитый бал

Февральский бал 1903 года вошел в историю, будучи самым великолепным мероприятием за время правления Николая II. Дресс-кодом этого вечера были костюмы, сделанные под эпоху XVII века. Идея принадлежала самой императрице.

Можно заметить, что именитые гости стали прототипами при создании карт. Бал насчитывал приблизительно 390 приглашенных, у которых был свой, созданный для него костюм. Над дизайном нарядов трудились лучшие портные всей Российской Империи, а конкретно платьями занимался великий акварелист и художник Сергей Соломко. Костюмы воплощали образы придворных - бояр и боярынь, стрельцов и горожан, воевод и крестьян.

Кроме этого, бал был настолько блистателен, что растянулся на три вечера. 11 февраля был ужин, котильон и русская полька. 12 февраля запомнился именно костюмированной частью, ужином, а также почтенными гостями - вдовствующей императрицей и младшим братом Николая II. 14 февраля был отдельный бал у графа А. Д. Шереметьева. Следует отметить, что гости также были в своих исторических нарядах.

Масленичный бал стал знаменательным событием не только из-за своих размаха и тематики, но и потому, что был последним радостным мероприятием в жизни рода Романовых. Далее последовали такие горести, как проигрыш Японии, Кровавое воскресенье, Смута и, конечно же, Революция.

История создания «Русского стиля»

Для создания изображений валетов, дам и королей использовались реальные фотографии людей из архивного альбома бала-маскарада в Зимнем дворце. Он состоял из десяти огромных папок с гравюрами и фотокопиями. Все детали полностью перенесли на игральные карты. На тузах же было решено изобразить доспехи, оружие и щит, похожие на те, что изображены на картине Литовченко, посвященной Ивану Грозному.

Работа над «Русским Стилем» началась в 1911 году, чтобы она как раз была готова к трехсотлетию правления семьи Романовых. Выпустили карты в 1913-м в Санкт-Петербурге на Александровской мануфактуре, которая лишь одна имела право на печать данной колоды.

В колоде было 53 карты. Одна лишняя карта была знаком издательства. На ней были напечатаны пеликан с птенцами, съедавшими сердце матери, а средства с ее продаж перечислялись в детские дома. Поэтому в художественных произведениях того времени можно встретить упоминание об игроках в карты, которые хвастаются, что помогают сиротам.

Со времен Революции «Русский Стиль» был под запретом, но в 1926 году карты вновь вышли в свет. С тех пор они не подвергались изменениям, пока в советское время Юрий Иванов не перерисовал изображения, которые затем были напечатаны через офсетный цилиндр. То есть рисунки художника не зеркально были отражены на бумаге, а напрямую, словно исходники.

Настоящие валеты

Масть валета:

  • Червей - военный. Существует несколько имен данного прототипа - адъютант Н. А. Волков, подпоручик Штер Н. П. или корнет А. Р. Тиздель. Костюм боярина.
  • Бубен - князь Андрей Владимирович в наряде сокольничьего.
  • Треф - младший брат императора Николая II князь Михаил Александрович в полевом костюме царевича.
  • Пик - командир и адъютант А. Н. Безак в наряде боярина.

Королевские дамы

Масть дамы:

  • Червей - княгиня Ксения Александровна в платье боярыни.

  • Бубен - высокопоставленная дама, которая не была точно идентифицирована. Возможно, это графиня и фрейлина А. Д. Толстая, или княгиня В. М. Кудашева, или княжна С. П. Дурнова. Костюм боярышни.
  • Треф - княгиня Елизавета Федоровна в наряде княгини.

  • Пик - княгиня З. Н. Юсупова в платье боярыни.

Высокопоставленные короли

Масть короля:

  • Червей - само величество император Николай II в малиново-белом костюме с золотой вышивкой царя Алексея Михайловича. На портретном изображении на игральной карте нет сходства с царем, ведь это можно было бы считать дерзостью.
  • Бубен - статский советник Н. Н. Гартунг в наряде боярина.
  • Треф - граф М. Н. Граббе в костюме жильца - служивый чин в Российской империи.
  • Пик - нет среди гостей. Изображение человека в костюме Ивана Грозного.

После советского переиздания карты «Русский стиль» возродились и получили необыкновенное признание среди жителей СССР, несмотря на то, что такое почтение царской семье могло сойти за пропаганду, да и многократными тиражами выпускались антирелигиозные и антифашистские колоды.

Ход императрицы

Костюмированный бал, состоявшийся во время Масленицы 1903 года в Зимнем дворце, был грандиозен. А его изюминкой стала идея императрицы Александры Федоровны - запечатлеть для потомков участников, облаченных в исторические костюмы XVII века. Причем силами лучших фотографов Санкт-Петербурга. На основе дворцовой съемки Экспедиция заготовления государственных бумаг издала роскошный "Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце", состоявший из десяти увражей (папок) большого формата. 21 гелиогравюра и 174 фототипии!

Но этим дело не ограничилось.

В 1913 году, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, появится колода игральных карт "Русский стиль". А на них - участники того самого бала. Эта карточная колода переживет всех участников костюмированного праздника в Зимнем, вынесет смену политических режимов и благополучно доживет до наших дней. Однако и сегодня любители острых ощущений, играя в "дурачка" или преферанс, вряд ли догадываются, какая захватывающая история идет к ним в руки.

Эмоции царя

Вспоминает баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны:

"Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора. ... Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, - зрелище было поистине завораживающим".

Усилим зрелище зарисовками из недавно изданного дневника последнего русского царя. Не склонный к сантиментам император

Николай II не скрывал радостных эмоций по поводу бала, растянувшегося на три (!) вечера.

"11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 21/2.

13-го февраля. Четверг. В 91/2 начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале - повторение предыдущего для Мама (вдовствующая императрица Мария Федоровна. - С.Э.). Миша (великий князь Михаил Александрович, младший брат царя. - С.Э.) тоже приехал. Бал прошел весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 102 поехали на бал к графу А.Д. Шереметеву (Александр Дмитриевич, шталмейстер Двора Е.И.В., меценат и музыкант-любитель, начальник Придворной певческой капеллы. - С.Э.). Половина общества была "наша" - в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски".

Конечно, спустя годы многое стало восприниматься иначе. Великий князь Александр Михайлович, удачно избежав гибели в Смуту и оказавшись в эмиграции, через десятилетия представит веселье в Зимнем роковым знамением: "Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки (Николай II. - С.Э.) хотел вернуться к славному прошлому своего рода. ... Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке".

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Но в 1903 году двор веселится, не задумываясь о будущем.

Судьбы дам, валетов, королей

В колоде "Русский стиль" у некоторых карточных фигур были реальные и вполне узнаваемые прототипы. Создатель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович был женат на сестре царя Ксении Александровне - ее фотография в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания червовой дамы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века, - это не кто иная, как дама треф.

В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни.

Бубновый валет - великий князь Андрей Владимирович (сокольничий в праздничном одеянии).

Трефовый валет - великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века.

Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Петровна Дурново, урожденная светлейшая княжна Волконская. Очевидно, что в данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал выразительный обобщенный образ. И ему это удалось.

Неординарна ситуация и с червовым королем. Его костюм - это маскарадное одеяние Николая II. "На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в свое время царь Алексей, - "малиновая и белая с золотой вышивкой", писала императрица"5. Однако король лишь отдаленно напоминает царя Николая: придать большее портретное сходство с императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением верховной власти.

Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного - достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами, - точь в точь, как на тузах в нашей колоде.

Прообразом трефового короля стал адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Николаевич Граббе6 в одежде жильца 1647 года. Оттолкнувшись от образа действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Николаевича Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века, неизвестный художник нарисовал бубнового короля.

А пиковый валет - это штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.

Одним из прототипов червового валета послужил адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков7 в костюме боярина XVII века. А еще - подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель в наряде сокольничего...

Костюмированный бал на масленицу 1903 года стал последним радостным событием времен царствования императора Николая II. Следом непрерывной чередой пошли лишь горести и печали: неудачная война с Японией, Кровавое воскресенье, Смута...

Чем потчевали гостей на этом костюмированном балу - читайте в разделе "Кухня Родины".

А карты "Русский стиль" остались в нашей жизни красивым напоминанием о самом зрелищном бале Российской империи.

Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») – во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных. Ничего необычного на первый взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г. Антисоветчина?


В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.


Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.




Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.


В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых. После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.




Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем». И память о «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.