Обзор Shadow Warrior (2013) Японский Городовой. Обзор Shadow Warrior (2013) Японский Городовой Все мертвы, мне нравится

  • 12.12.2022

"Один в поле не Ло Ванг" - древняя японская мудрость.


Оригинальная Shadow Warrior вышла в 1997 году и являлась классическим шутером от первого лица. В прошлом году польские разработчики Flying Wild Hog в сотрудничестве с Devolver выпустили одноименный ремейк данного проекта для Steam, а сейчас игра добралась до консолей текущего поколения: PS4 и Xbox One. Как же изменилась игра за 17 лет? Да лишь в графическом плане, наверное, да и сюжет несколько подтянули, во всем остальном Shadow Warrior остался верен себе.

Перед нами классический шутер от первого лица, о существовании которого многие, наверное, и забыли, а некоторые уже и не застали. В вашем распоряжении семь видов оружия, которые вы таскаете с собой постоянно и можете в любой момент достать понравившуюся пушку. Никакой системы укрытий - бейтесь со своими врагами на ровной местности, забудьте про эти детские коробки за которые можно присесть, и стены, из-за которых можно выглядывать. Противник будет переть на вас волнами, желая раскромсать главного героя, оставив от него лысину и катану. И ваша задача - выстоять и убить всех стильно. Сразу оговорюсь, что в игре присутствует лишь режимы кампании и арены. Мультиплеер в Shadow Warrior отсутствует.


Действие игры разворачивается где-то в Японии. Наемник Ло Ванг отправляется на очередное задание, цель которого выкупить у коллекционера редчайшую катану по имени Нобицура Кагэ. Взяв в руки меч для самозащиты и два миллиона долларов для обладателя уникального предмета, Ло Ванг заходит в дом. Довольно быстро становится понятно, что коллекционеру деньги не нужны, да и продажа Нобицура Кагэ его совсем не интересует, а наемник не вызывает у него уважения. В общем, начинается заварушка, в которой герой сначала долго всех кромсает, а потом сталкивается лицом к лицу с обладателем редкого меча. Здесь случается странное. Возле коллекционера возникает таинственный демон по имени Ходзи, а у несговорчивого продавца появляются сверхъестественные способности.

В себя Ло Ванг приходит уже в бамбуковой клетке, которая ограждает его от всеобщего хаоса. Вокруг массово воюют охранники коллекционера и демоны из потустороннего мира, что-то горит, что-то взрывается. Не понимая, что происходит, Ло Ванг выбирается наружу, вооружается и вскоре встречается с уже встреченным разумным, говорящим обитателем потустороннего мира по имени Ходзи. После небольшого разговора, демон встает на сторону Ло Ванга, обещая помочь раздобыть Нобицура Кагэ. За это он просит наемника оказать услугу - убить легендарной катаной врагов Ходзи, которые изгнали его из потустороннего мира. Здесь стоит отметить важный момент - катана является самым сильным оружием против обитателей иной реальности, они боятся ее, как огня. Демоны даже прикоснуться к ней не могут, поэтому ими были созданы Шепчущие: тупые куклы, которые могут стать курьером по доставке Нобицура Кагэ. Одна из Шепчущих уже и завладела катаной и вовсю торопится доставить меч хозяину. Ло Вангу ничего другого не остается, кроме как согласиться на услуги Ходзи, ведь его задание на гране провала, а демоны совсем покоя не дают. Несмотря на то, что демон потерял большую часть своей памяти и даже не помнит причину, по которой попал в немилость, он все таки знает о мире демонов куда больше, чем наемник, а знания - это огромная сила.


Вместе Ло Ванг и Ходзи пробегут сквозь цветущие сады, отправятся в порт, где бушует шторм, а также побывают в высоких заснеженных горах. Дуэт у героев вышел тот еще. Что один, что другой, не умеют разговаривать без примеси сарказма, а подколоть друг друга для них настоящая радость. Сюжетная линия Ло Ванга проста как пробка: найди, добудь, принеси заказчику, получи денег. В ней, правда, будет несколько интересных поворотов, но история Ходзи куда более интригующая. Подробности о прошлом демона будут подаваться крайне редко, разрозненно и так, что вы до последнего не будете понимать, что происходит. Лишь в самом финале сюжетный пазл сложится в довольно любопытную и интересную картину. Закончив игру и поняв, что же произошло в потустороннем мире, вы вряд ли останетесь разочарованы.
Сюжет в игре интересен, поэтому со спойлерами завяжем прямо здесь. Часть истории подается диалогами между героями, часть кат-сценами, а часть анимационными красочными заставками. Вообще, дизайнеры Shadow Warrior потрудились на славу. Имея в распоряжении уже заезженный движок Havok, они смогли выжать с него приятную глазу картинку, яркость которой, правда, иногда зашкаливает, а это режет глаз. Путешествовать по миру игры настоящее удовольствие, однако дизайнеры очень сэкономили на моделях персонажей. Если демоны получились колоритными, то модели людей прямо разваливаются на глазах из-за бедности полигонов. К счастью, с людьми в игре вы почти не повстречаетесь.

Геймплей в Shadow Warrior очень схож с тем, что вы могли видеть в таких культовых вещах как Duke Nukem, Painkiller и Serious Sam. Последнему здесь даже отдана дань памяти - в игре вы не раз повстречаете автомат, где запущены приключения Крутого Сэма. Играя, вы будете спокойно изучать мир, пока на вас не вылезет орда монстров. Отбившись от нее, вы получите оценку своим действиям. Чем она выше, тем больше кармы получите. Очки стиля зависят от того, насколько красочно вы разделались с врагом и сколько кусков тела вы от него отрезали во время битвы. Используйте разные виды оружия, цельтесь в голову, включайте магию, используйте окружение и оценка в пять сюрикенов будет у вас в кармане.


Набор оружия в игре довольно стандартный: пистолет, узи, арбалет, дробовик, огнемет и ракетница. Каждый из них имеет помимо стандартного вида ведения огня, еще и дополнительный. Например, огнемет может не только изрыгать пламя, но и кидаться зажигательными гранатами. Не брезгует Ло Ванг и использованием частей демонов для уничтожения нечисти. Например, сердцем демона можно нанести огромный урон одному противнику, а головой командира, изрыгающей некое подобие лазерного луча, можно разрубить пару десятков демонов.

Помимо перечисленного оружия Ло Ванг довольно ловко обращается с катаной. При помощи нее он может наносить как легкие удары, так и тяжелые, ну а кроме этого способен проводить особо сильные приемы. Всего их четыре, но с самого начала игры вам будет доступен один из них. Выполняется он довольно странным образом: необходимо два раза подряд отклонить аналог вперед, а затем зажать кнопку легкого удара (R2). Когда вы ее отпустите, то Ло Ванг произведет сильный выпад. Остальные три приема покоятся на том же аналоге - два раза влево + удар, два раза вниз + удар, два раза вправо + удар. Согласитесь, звучит неудобно. Видимо поэтому для обладателей PlayStation 4 предложен альтернативный вариант. Можно провести по сенсорной панели в необходимом направлении, вверх например, а затем нажать удар. Выходит быстрее и проще.


Благодаря Ходзи Ло Ванг научился и некоторым магическим приемам. В любой момент наемник может исцелиться, выставить щит, толкнуть противника и повалить на землю, либо поднять демона в воздух, сделав из него живую мишень. Для магии не предусмотрена мана, даже времени перезарядки нет. Поэтому этими приемами для выживания придется пользоваться много и часто. Самыми ходовыми, конечно же, будут лечение и щит. Не менее популярно при появлении врагов со щитами окажется и толкание с подниманием в воздух. Выполняется же магия тем же способом, что и спецудары мечом. Два раза отклоняем аналог в нужную сторону и зажимаем L2. И снова к вам на помощь придет сенсорная панель, с помощью которой магия будет делаться гораздо проще.

По ходу игры Ло Ванг будет становиться сильнее и прокачивать его придется по трем направлениям. Собранные деньги в любой момент можно потратить на улучшение оружия, кристаллы Ки отправятся усилять магию, карма позволит усилить навыки. Кристаллы можно найти на уровнях на специальных пьедесталах. Карма получается за красочное убийство противников и за нахождение тайников с алтарями. Прокачка в игре не выполнена для галочки. Открывая те или иные навыки, улучшая определенные навыки, вы будете сами задавать себе стиль дальнейшей игры. Вы сможете сделать упор на лечение, либо на скорость бега, либо вв можете повысить урон, наносимый демонам, или прокачать удачу и начать находить большее количество боеприпасов. Вариантов по-настоящему много.


Говоря про улучшения магии и усиления навыков хочется опять похвалить дизайнеров игры. Сверхспособности Ло Ванг изучает путем нанесения на тело красочных татуировок. Выглядит это по-настоящему стильно, наемник по ходу игры изрисует себя ими полностью, создав богатый узор. Прокачка навыков выполнена в совершенно другой стилистике. На каждую страницу навыков приводится свой рисунок, выполненный в стиле японской живописи. Что изображено понятно сразу, но с каждой покупкой навыка узор будет преображаться из-за получения красок.

В игре 17 уровней, а первое мое прохождение отняло порядка 16 часов. На миссии у меня уходило от 40 до 90 минут, но тут стоит оговориться, что я пытался найти как можно больше секретов, поэтому заглядывал буквально в каждый угол. И чего в этих закоулках только не найдешь: печенье со странными предсказаниями(«на самом деле печенья не существует» или «мир, труд, Ло Ванг»), совокупляющихся кроликов (и лучше не отрывать их от этого задания, а то вам не поздоровится), комнаты, выполненные в стиле оригинального Shadow Warrior («ненавижу этот новомодный пиксель-арт», - заявит Ло Ванг). Игра просто наполнена всякого рода сюрпризами, колкостями, приколами, сарказмом и аллюзиями. А уже упомянутые печенья с предсказаниями - это настоящая кладезь довольно жизненного юмора.


Музыка в игре дополняет красочную картинку легкими приятными мелодиями, которые не дают уху заскучать. Картинка, как я уже говорил, радует глаз даже несмотря на бедненькие модели персонажей. Несколько напрягают другие факторы, в числе которых тот, что Ло Ванг не умеет плавать и моментально умирает при наступлении в глубокую лужу. Умереть он может и наступив на глубокую пропасть. Провалиться - не провалится, а просто внезапно умрет. Есть в игре и глупости - если иногда дорога закрыта, и вы попросту не можете перепрыгнуть препятствие, то иногда прыжку ничего не мешает, кроме невидимой стены. Однажды я захотел сократить дорогу и спрыгнуть с уступу на платформу ниже, где располагалась необходимая дверь, но мне попросту не дали этого сделать. Пришлось спускаться и подниматься уже по другому, недавно открывшемуся пути.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции разработчиками. Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы. Игра сопровождается русскими субтитрами, которые не всегда точно передают ситуацию, иногда обзывают Ло Ванга другим именем, а иногда попросту транслируют английский текст.

Когда в 1997 году я играл в оригинальный Shadow Warriorem, я еще в школе учился. Я помню, что игра не произвела на меня тогда большое впечатление. Это FPS, в котором идешь вперед, преодолевая бесчисленные толпы врагов и, открываешь очередную дверь при помощи найденных ключей. Игре Shadow Warrior, не повезло, потому что в том же году на персональные компьютеры попал Blood, который на долгие годы стал иконой жанра. Это не значит, конечно, что Shadow Warrior была плохой игрой. Я бы скорее сказал, что он был достаточно типичным представителем жанра, который мне как раз не сильно нравился. Как выглядела эта игра в 90-е годы. XX века можно, впрочем, и проверить самим, потому что она с 29 мая 2013 года на платформе Steam доступна бесплатно. На Shadow Warrior стоит обратить внимание, прежде всего, из-за того, что за его римейк ответственность взяла польская студии Flying Wild Hog.

Сюжет.

В оригинальной Shadow Warriorze протагонист, Ло-Ван, был охранником, который работал в Zilla Enterprises, огромной корпорации, контролирующий почти каждый аспект промышленного производства в Стране Восходящего солнца. Его президент, Учитель Zilla, коррумпированный и имеющий неограниченную власть, решил покорить Японию с помощью существ, происходящих из мира демонов. На его пути встал Ло-Ван, который в финальной битве (человек против большого боевого робота, похожего на самурая) - победил его, и положил конец его безумным желаниям.

Новый Shadow Warrior, хотя и не расстался до конца с идеями оригинала, иначе расставил акценты. События принимают, плохой оборот, герой будет схвачен, и в довершение всего этого начинается вторжение существ из ада. Чтобы спасти жизнь, Ло заключает договор с демоном Hoshim и, таким образом, попадает в самый центр конфликта, которого сначала не понимает. Быстро становится ясно, что его причиной являются три легендарных меча. Объединённые в один, они в состоянии убить Древних, так что неудивительно, что демоны стараются наложить на них свои грязные лапы.

Конечно, Учитель Zilla по-прежнему является одним из главных антагонистов, однако в новом Shadow Warrior конфликт разворачивается более глобально. Авторы решили представить то, о чём ранее не упоминалось, а именно мотивы, стоявшие за демонами. Сюжет вводиться постепенно в ходе игры, при помощи коротких анимированных вставок, аналогичных тем, что используются в игре Ведьмак 2. Как в хорошем фильме, постепенно мы дойдём до финала, в котором на кону судьба не только Земли, но также и всего мира Древних. История в Shadow Warrior - это одна из сильных сторон игры, обеспечивающей необходимый контекст для многочасового уничтожения полчищ врагов.

Настроение - это еще одна вещь, которая не позволяет игроку заскучать между кровавыми битвами. Наш герой почти на каждом шагу вставляет шутки и забавные фразы. Другим симпатичным элементом является печенье с гаданием, содержащим „жизненные” советы и выражения. В какой-то момент я поймал себя на том, что исследую внимательно новые карты, чтобы ни одно из них случайно не пропустить. Хорошим уклоном в сторону 90-х годов. XX века, также являются игорные дома, в которых находятся автоматы с общественными проектами и программами Devolver Digital и Flying Wild Hog. Это действительно замечательная идея размещения продукта, которая не раздражает.

Геймплей.

Игра Shadow Warrior это возвращение к классике жанра FPS. Заключается в прохождении через последовательные волны врагов, нахождении ключей, открывающих двери и постоянным движением вперед. Разработчикам удалось, однако и в этом аспекте ввести несколько элементов, которые оживляют и делают разнообразным этот процесс.

Столкновение с помощью катаны здесь очень хорошо продуманны и, прежде всего, отлично смотрятся. В этом большая заслуга разного рода силы, которые покупаются во время игры. Получается, что вместо того, чтобы бездумно нажимать на кнопку атаки, мы планируем различные комбинации ударов, с помощью которых делаем из противников кровавое месиво: катятся по земле головы, отрубленные конечности, брызжут фонтаны крови. Практически каждое столкновение, впрочем, анализируются на основе творчества и разнообразия атак, игрок получает баллы за красивые атаки. Поверьте, что желание получения максимальной оценки обеспечивает прочную мотивацию для прохождения последующих боев. Программисты Flying Wild Hog очень сильно постарались, чтобы игра не была монотонной.

Это же относится и к открытию очередных дверей. Несмотря на то, что технически все это одно и то же, но в одном уровне мы ищем часы, которые нужно уничтожить, чтобы открыть дверь, в другой раз ключ или смарт-карту, а еще разного рода датчики, клапана и т.д. Время от времени случается также, например, заложить заряды и взорвать обломки корабля, что также добавляет некоторое разнообразие. Кроме того, мы можем поиграть в поиск предметов , однако именно этот аспект, кстати, менее разнообразный.

Более слабым элементом игры, являются столкновения с боссами. Как проходит финальная борьба, не буду раскрывать, чтобы никому не портить удовольствия, однако предыдущие стычки слишком короткие. Происходит так, потому что, стреляя в определенные места брони противника, при их временной деактивации, вы должны уничтожить охраняемый им объект. И так снова и снова. Мне кажется, что можно было изменить поединки, потому что в такой форме становиться просто скучно с ними сражаться. Жалко, что они так легко дают себя убить.

Персонализация героя .

Последний аспект, на который стоит обратить внимание, - это система развития персонажа. В игре существует три вида ресурсов, которые позволяют персонализировать героя. Первый из них - это деньги, второй кристаллы, третий очки кармы. Деньги позволяют покупать оружие и докупать боеприпасы. Каждый пистолет может получить три различных усовершенствования, из которых одно всегда обеспечивает альтернативный режим ведения огня. Например, известная с оригинала возможность стрелять с двух УЗИ, здесь была воспринята как третье усовершенствование - пулемет. Конечно, чем мощнее у нас оружие, тем дороже ее модификации. Жаль, что в римейке не стало рейлгана, одного из моих любимых оружий. Хотя выбор и так достаточно широк - от пистолета и арбалета до ракетных установок.

Кристаллы и очки кармы позволяют развивать навыки и мощности героя. Именно этот элемент в наибольшей степени позволяют персонализировать ваш опыт, вытекающий из игры. Героя можно улучшить несколькими способами. Можно сделать из него, например, превосходного фехтовальщика или мастера уклонения, и дистанционного бойца. Очки Вы можете инвестировать в восстановление здоровья или невероятную мобильность. Можно, наконец, сделать из него мага. Лучше всего же создать какую-нибудь комбинацию, поскольку доступных очков талантов достаточно много.

В заключение.

Переплет аудиовизуальной составляющей Shadow Warrior стоит на высоком уровне. Всё выполненно с большим количеством деталей, много элементов окружающей среды, подверженных разрушению, а творческий подход к разрушению дает большое преимущество в бою. Можно, например, подпустить врага к автомобилю и взорвать его или пустить оппонентов между огнеопасных бочек и одним метким выстрелом вызвать цепную реакцию. Классика, но чего еще ожидать от шутера? Быть может, чуть больше различных ландшафтов.

Серьезную проблему представляет собой порча сохранений игры. Это очень раздражает, так как приводит к необходимости повторного прохождения всего уровня с начала. К счастью, риск возникновения такой ситуации можно свести к минимуму, делая часто “quiksave”, так как они не подвергаются повреждениям практически никогда. Будем надеяться, что эта ошибка будет быстро устранена.

Shadow Warrior - это отличная игра, которая доказывает, что могут ребята из Flying Wild Hog. Добавлю еще, что игра проходится за какие-то 15-17 часов. Если вы любители этой категории игр, не остается ничего другого, как приступить к методической ликвидации демонов. В обязательном порядке и без разговоров.

Главный герой, Ло Вэнг, тот самый «shadow warrior», представлен не только как «машина для убийства», но и как обычный реальный человек, хоть и со стальными яйцами. Он не играет по системе «Кристен Стюарт», а это проблема частенько возникает в играх такого плана. Отмачивая шуточки, он частенько изрекает и умные мысли. Также оказалось, что у Ло есть еще и тайное подземное убежище, и бронированный костюм (хмм, что-то мне это напоминает), где почти на каждой стене висят постеры клубнички для взрослых с Вэнгом в главной роли, конечно же. В общем, как ни крути, а персонаж колоритный и интересный сам по себе, с этим не поспоришь.

Предстоит Ло Вэнгу вмешаться в дела мутных древних богов, причем не по своей воле. Им как и ему нужен Нобицура Кагэ - таинственный меч, в котором сокрыто столько мощи, что с его помощью демоны планируют открыть врата в наш мир и начать полноценное наступление. Вэнгу клинок требовался лишь как заказ для его нанимателей, но раз пошло такое дело, то Ло не из тех кто отступает, тем более можно еще и героем стать.

Боевая система отличается от стандартных шутеров благодаря катане. С её помощью врагов можно рубить практически до фаршеподобного состояния. А если играть еще и на высоком уровне сложности, когда враги давят числом, то каждый бой превращается в форменную мясорубку, на экране мелькают отрубленные конечности и куски мяса, а кровь брызжет ручьями. С другой стороны, такой подход негативно сказался на огнестрельном оружии. Пушки, может быть, выглядят несколько футуристично и не очень привлекательно, зато бьют мощно, и, при желании, каждому стволу можно открыть дополнительный тип стрельбы. Например, пистолет может стрелять в режиме Клинта Иствуда, быстро и пафосно, то же и с УЗИ, тут предусмотрена стрельба по-македонски, а кому она может не нравится? Проблема здесь в другом. Пострелять всласть, увы, не получится. Патроны в Shadow Warrior практически на вес золота. И если не использовать некоторое время катану, то впоследствии игра вынудит вас это делать. Очень вероятно, что создатели умышленно создали такой баланс, чтобы акцентировать внимание игроков на сильных чертах , однако они не учли, что если долго есть сладкое, то даже оно приедается, поэтому к концу игры нарезка врагов начинает утомлять.

Кроме огнестрела и катаны, у Ло Вэнга обнаруживаются еще и некоторые магические таланты. Пускает он её для усиления атак клинка, и, за, так называемые, кристаллы Ки, можно обучаться особым приемчикам: круговые атаки, выпады, и даже кое что покруче.

Всего в игре есть три ресурса, которые так или иначе тратятся на усиление персонажа. Помимо кристаллов Ки, есть еще обычные деньги и кармические очки. Валюта идет на покупку примочек для огнестрельного оружия, либо на приобретение патронов, но второе не так полезно, и за всю игру вполне возможно обойтись без этой возможности. С кармой куда более интересно. Набирается она за вашу кровожадность и жестокость. Чем разнообразнее и профессиональнее нашинкуешь врагов, тем больше кармических очков упадет в копилку. Со временем, с их помощью можно набить персонажу татуху, которая откроет определенный навык, повышая здоровье или урон. Если постараться, к концу игры тело Ло Вэнга будет полностью исколото, прям как у форменного якудза.

Общую картину портит лишь графика, местами красивая, а местами страшненькая. Лично мне этот факт не помешал играть и наслаждаться процессом, не это должно играть определяющую роль. Даже если вышел лет так пять назад, он бы все равно «глотал пыль» в графическом плане. Не знаю, сколько готовилось переиздание, но подкрутить гайки в данном направлении было крайне кстати.

***

Если вы соскучились по мясным играм с черным сортирным юморком, то Shadow Warrior станет вам отличной подмогой не на один вечер. Совсем немного недотягивает он до проекта ранга AAA, однако он гораздо лучше предыдущей игры Hard Reset от создателей - Flying Wild Hog . Сложно сказать, что эти ребята предложат в будущем, но то, что они сделали сейчас - вполне заслуживает внимания. И я не удивлюсь, если Shadow Warrior попадет в какой-нибудь ТОП шутеров этого года, по крайней мере я бы его туда обязательно поставил.

Это было неожиданно. Я представлял, что возвращение Ло Ванга будет неплохой идеей, но я вовсе не был в этом уверен. Два дня бешеной резни смогли меня убедить. Главная проблема Shadow Warrior в том, что это не перезапуск Blood – если Калеб когда-нибудь и вернётся на наши экраны, он вряд ли будет действовать в настолько же свойственном стиле.

Плоть разделяется на части, смещаясь вдоль линий, прочерченных катаной Ло Ванга. Конечности выписывают в воздухе пируэты, словно отчаянные балерины, внутренности разлетаются пышными узорами в духе картин из «Чёрного лебедя». Головы летят с плеч, и последний демон, чья оставшаяся рука молит о пощаде, хромает и съёживается в окружении останков своих соратников. Shadow Warrior чрезмерно кровавая игра – и я нахожу эту завышенную жестокость фантастически увлекательной.

Давненько я не видел столько мяса в играх, но даже в тех случаях, когда против вас выступают не демоны, а люди, трудно относиться к местной расчленёнке всерьёз. Она выглядит скорее забавно, на манер «Зловещих мертвецов 2» или «Живой мертвечины». Современным играм не хватает такого стиля или они намеренно избегают его, и это первый признак перезагрузки, которая понимает, чем был хорош оригинал. Ещё я думаю, что эта игра продолжает традиции Serious Sam даже лучше, чем Serious Sam 3, несмотря на то, что ей далеко до масштабов серии и несмотря на то, что мне нравится Serious Sam 3.

Вот несколько ключевых аспектов игры, заставляющих меня вспоминать 90-е.

Убивать плохишей весело!

Раньше мы уничтожали компьютерных врагов без лишних мыслей и без тени сожаления. Я уже позабыл это ощущение, потому что сегодня даже в играх про уродливых адских тварей приходится сталкиваться с моральными дилеммами – вместо награды за мои активные действия мне преподносят их ужасные страдания. Когда я шинкую монстров, я не хочу представлять себе их скорбящих жён, протягивающих мне заплаканные приглашения на похороны с закрытым гробом.

А такое порой случается, и я счастлив, что кровавые бойни в Shadow Warrior – это нечто, само собой разумеющееся и не требующее лишних объяснений. Сюжет по большей части развивается в духе историй о чокнутом приятеле (приятель Ванга – демон, поселившийся в его теле) с редкими экскурсами в мифологию, которые лишь норовят всё испортить. Мне плевать на предысторию и грустные воспоминания, потому что они отвлекают меня от смертельных танцев острой стали с армиями тьмы.

Тайники!

Да, второй номер в списке – это удачные (в основном) секретные локации. В них обычно можно найти один из трёх ресурсов для апгрейда, а в лучших случаях можно найти отсылки к ретро. Я нашёл станцию метро из оригинальной Shadow Warrior, когда взорвал стену, выстрелив в бочку. Не обновлённую версию, а ту самую, с огромными пикселями и текстурой поезда, почти не отличающуюся от стены. В игре также спрятаны спрайты – мёртвые персонажи в их старом виде, вырванные прямо из движка Build.

Я думал, что всегда был мастером в нахождении тайников. В наше время это уже позабытый навык в такого рода играх, но я один из немногих, кто его сохранил до сих пор. С довольной ухмылкой собирая спрятанное золото и карму, я всегда злился и поражался примерно трём из одиннадцати открытых секретов на каждом уровне. Эта игра явно стоит повторного прохождения. Советы? Стреляйте во всё подряд. В первом прохождении – обязательно. Именно для этого вам и даётся столько патронов.

В секретках есть и негативная сторона, и она связана с системой апгрейдов. Мне не нравится пропускать тайники, потому что это лишит меня новых игрушек, а к тайнику зачастую нужно идти, свернув с основных рельсов. Если есть два коридора, то один из них ведёт в тупик с призом, а другой к следующему уровню. Есть и более удачные примеры, но это всё равно расстраивает.

Мечи!

Тут можно вернуться к «убивать плохишей весело». Для этого вполне сгодятся арбалеты и огнестрелы, но мечи – совсем другое дело. Любое оружие будет разрывать врагов на куски, но видеть весь процесс вблизи – приятнее. В этом отношении так же удобен дробовик. Он эффективен на расстоянии метра, как и должны вести себя дробовики, но в игре его дают слишком поздно.

Драться на мечах достаточно просто. Поначалу мне не нравилось отсутствие кнопки блока или парирования, но я быстро понял, что мыслю не в том направлении. Shadow Warrior – это как гоночная аркада, в которой не нужно жать на тормоз. Сначала здесь есть два типа атаки – мощный взмах, разрубающий противников напополам и стандартные удары, складывающиеся в простые комбо.

Позже появляются апгрейды, многие из которых добавляют катане новые способности. Я хотел собрать их все и даже наслаждался внешним видом меню каждого из трёх типов. Там изображены либо модели оружия, либо разрисованные свитки, либо татуированное тело Ванга. Для оружия нужны деньги, а для других меню – один из двух видов нематериальной валюты. В каждом меню есть своё дерево навыков с интересными пассивными и активными умениями. Активные привязаны к комбинации двух кнопок движения и одной из кнопок мыши. К примеру, вперёд, вперёд, левый клик – это мощный выпад с катаной, а двойное нажатие в сторону с левым кликом – вихревая атака с уроном по всем направлениям. И она особенно хороша. Нет ничего приятнее, чем забежать в толпу демонов, не обращая внимания на их удары, не доставая свой пистолет и при этом убивая шестерых-семерых за один раз.

Взрывы!

Рядом с вами есть машина, мотоцикл, бочка или ящик с фейерверками? Это значит, что нужно выстрелить по ним. Иногда удачный выстрел может спровоцировать цепную реакцию разрушения и хаоса, которая разнесёт в клочья целую улицу или комнату и сметёт всё живое на своём пути. Если под обломками всё-таки что-то шевелится, пустите ему пулю между глаз или порубите в соломку – чем больше разнообразных убийств в каждой локации, тем больше бонус к карме. Да, вот так и работает карма.

Персонажи и юмор!

А нет, постойте, здесь есть и нарекания, но зато всё далеко не так плохо, как могло быть. Ло Ванга по-прежнему зовут Ло Вангом, что становится причиной множества пошлых шуток («wang» можно перевести как «пенис»). И за исключением нескольких самых несчастливых предсказаний в печеньках, немногое здесь сможет приподнять ваши брови или уголки губ. Мне понравились некоторые из двусмысленных постеров, развешанных по всей игре, но я больше смеялся над игровой жестокостью, чем над диалогами.

Справедливости ради, Ло Ванг начал мне нравиться где-то с третьей главы. Да, он наёмный убийца, но к нему проникаешься какой-то наивной симпатией, даже, когда он истекает своими внутренностями. Кроме демона-спутника (облегчённый аналог Тьмы с визгливым голоском, который и рядом не стоял с пробирающим тембром Майка Паттона) тут есть и другие диалоги, и я бы предпочёл игру, где истории уделяется меньше внимания. Пойди туда, убей тех, возьми новый меч, убей что-нибудь большое. Больше ничего и не надо.

Окружение!

Разнообразия хотелось бы побольше, но мир игры мне всё-таки понравился. По большому счёту это просто набор арен, соединённых узкими коридорами, но в дизайне сохраняется постоянство – немного мультяшности, немного реалистичности. Всё расположено так, что на небольшом пространстве возникают толпы врагов: игра призывает вас браться за меч, но при этом поощряет разные приёмы ведения боя. Крупные монстры пытаются схватить Ло Ванга, пока он отбивается от их приспешников, и отстреливать им руки дробовиком не надоедает даже через двенадцать часов игры.

Игры на движке Build – в частности, Duke Nukem 3D, Blood и Shadow Warrior – в школьном возрасте отнимали у меня больше времени, чем творения id, хотя за Quake и Doom я тоже просиживал немало часов. Три упомянутых игры кишели крылатыми фразами и отсылками к поп-культуре и жанровым фильмам, но несмотря на всю несерьёзность, в них попадались очень реалистичные уровни. Первые уровни всегда показывали что-то, что казалось мне, хотя бы смутно, но знакомым: кинотеатр, ж/д станция, похоронное бюро (у меня было нездоровое воображение).

Знакомое окружение было основной частью их притягательности, как и его интерактивность. Конечно, «интерактивность» заключалась в том, что можно было мочиться в туалете, смывать воду и взрывать всё на свете, но этого уже хватило, чтобы оставить след в истории. Игроки начинали верить, что их аватар действительно материален и проявляет себя в игровом мире, пускай эти проявления и касались лишь насилия и разрушений.

И к счастью, новая Shadow Warrior всё это понимает и учитывает. Здесь есть ощутимое окружение, большинство из элементов которого можно сломать, взорвать или поджечь. Это игра про причинение ущерба всему, что видно на экране, и сосредоточившись на этом, без всяких головоломок и акробатических этюдов, Flying Hog смогли передать особенную атмосферу старых шутеров.

Освоение игры займёт у вас определённое время (в частности система кармы), но в боях ничего кардинальным образом не изменится. Врагов, умеющих воскрешать мёртвых, нужно убивать первым делом, в летающих нужно хорошенько целиться, но в конце Shadow Warrior останется той же, что была в начале. За пару дней игры она стала казаться повторяющейся, но лишь под конец. Лучше уж так, чем паззлы, добавленные ради увеличения длительности и разнообразия игры или большое количество боссов, схватки с которыми получились самыми муторными.

Совершенно неожиданно вышло так, что в этом году я не припомню шутера, который бы понравился мне сильнее. Почерпнув многое как от Serious Sam, так и от одноимённого предшественника, Shadow Warrior редко останавливается на передышку. Она вообще почти не сбавляет свой темп. Движения Ванга сначала казались мне слишком непривычными, быстрыми и скользящими. Я быстро понял, что был не прав. Это все остальные игры слишком медленные. Когда вокруг много демонов и ещё больше способов их убийства, вам лучше двигаться побыстрее и носить с собой большой меч.

Дата выхода: 26 сентября 2013 Издатель: Devolver Digital Разработчик: Flying Wild Hog Жанры: Action Платформы: PC / PS4 / Xbox One В : 352 место Оценка редакции: 70 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 2 (все положительные)

С момента выхода оригинальной версии шутера про кровожадного ниндзя-мастера с больным чувством юмора прошло уже, ни много ни мало, шестнадцать лет. С тех пор жанр кардинально преобразился. Вместо толп невиданных зверушек мы всё чаще стреляем в абстрактных террористов, а разработчики из кожи вон лезут, чтобы нагнать в очередной сюжет про очередных «плохих русских» побольше драмы, а в игровой процесс – реализму.

Более того, нет нынче у игроков «старой школы» веры в то, что игры их детства когда-нибудь вернутся. Многочисленные попытки «возродить», «переделать» и «вернуть» все те игры, что когда-то грели нам сердце, в основном не радуют ни старых фанатов, ни молодых.

Поэтому, когда компания , отметившаяся в 2011 году добротным, хоть и не хватающим с неба звёзд , объявила о , где собирается вернуть в бизнес старину Ло Ванга, мы, прямо скажем, не преисполнились энтузиазма. Ну да, вот ещё одни ребята решили посягнуть на нашу молодость, как будто было недостаточно... И как же мы ошиблись!

Кровь хлещет фонтаном. Кишки намотаны на сакуру. Ло Ванг идёт.

Ло Ванг образца 2013 года – это уже не старенький дедушка-пошляк, а молодой и энергичный фанат комиксов, оборудовавший под домом убежище на случай зомби-апокалипсиса и не устающий сыпать шутками. Он по-прежнему работает на Zilla Enterprise в роли «решателя проблем». Однажды господин Зилла решил прикупить себе старинный меч. У миллиардеров свои причуды, так что Вангу выдали чемодан денег и наказ – раздобыть древний свинорез, даже если ради этого придётся выкрасить стены вражеской кровью. Естественно, практически сразу же всё пошло не так...

Разработчики сделали Shadow Warrior образца 2013 года даже лучше, чем классическая игра. Вы когда-нибудь надеялись, что встретите свою идеальную игру? Причём, не в своих фантазиях, а вот прямо наяву? Мы тоже не надеялись. Поэтому совершенно гениальный римейк, в который мы до последнего не верили, буквально покорил нас. Здесь потрясающе просто всё. Как ни кощунственно это звучит, но Flying Wild Hog сделали образца 2013 года даже лучше, чем игра, вышедшая в 1997 году. Никаких преувеличений.

Милые анимешные девочки-убийцы. Сюжетная подоплёка у нашествия демонов (сюжет оригинала вообще был изложен в текстовом файле). Колоритный главный герой, и не менее колоритный ехидный спутник. Потрясающие персонажи. Шикарные монстры. Десятки приёмов с мечом. Магия. Развитие персонажа. Потрясающее оружие, которое можно таскать на себе всё и сразу – да, да, в лихие девяностые у нас был не автомат и пистолет, а целый десяток стволов. Ни одной лишней позиции в арсенале. Масса юмора на любой вкус. Ну что ещё нужно-то?


Демона прибили к стене. Стреляет арбалет хорошо. Журчит ручей.

Игровой процесс в целом не изменился. Перед нами всё то же чудовищное мочилово и душераздирающее гасилово, которое кто-то видел в игре девяностых, а кто-то только увидит. Демоны бегут на нас пачками. Ло Ванг машет мечом как заправский лесоруб, и враги радостно теряют всякие ненужные части тела. Игрок в это время достигает нирваны. Карты набиты всякой взрывоопасной фигнёй, подорвав которую, можно отправить обратно в Ад очередную ораву демонов. Гигантские боссы призваны помочь нам стряхнуть всякое «Call of Duty-наваждение», и напомнить, что такое настоящий шутер. От восторга хочется плакать – в великолепно буквально всё!

Тот редкий случай, когда вставленная в игру прокачка весьма органично вплетается в процесс смертоубийства. За каждое убийство Ло Ванг зарабатывает очки кармы. Накопив определённое их число, вы получаете кармический балл, который можно потратить на улучшение солидного дерева навыков. Собирая магические кристаллы, Ванг разучивает всякие колдовские приёмы – можно выучиться толкать противников в духе рыцарей-джедаев, лечить раны или подвешивать врагов в воздухе, чтобы неторопливо нарезать мясца. Наконец, собирая щедро разбросанные по уровню деньги, можно улучшать оружие, навешивая на автомат прицел или заряжая кольт бронебойными патронами. Закончились боеприпасы? Не беда – их в любой момент можно купить там же, где прокачивается оружие.

С оружием связано ещё одно интересное решение. Альтернативный режим огня приходится покупать за весьма умеренную сумму. Не спешите ругаться – это серьёзно правит баланс, не портя впечатление от игры. Например, имея в самом начале раскачанный дробовик, играть было бы просто неинтересно. Впрочем, кому нужен пошлый огнестрел, когда есть меч? При этом некоторых врагов гораздо удобнее мочить именно клинком – например, телепортирующихся ведьм с катанами. Эстеты могут попытаться всю игру пройти с мечом. Уверяем, это вполне реально.


Мясо шипит на огне. Шашлык из демонов пригорел. Напалм рулит.

За что ещё хочется похвалить игру – это за то, что «дух старой школы» в ней присутствует в полной мере. Разработчики словно задались целью перещеголять оригинал. Демоны-кролики из Ада. Кусочки старых уровней. Множественные отсылки к лучшим образцам массовой культуры – от «Криминального чтива» до . Начальное оружие, которое остаётся востребованным до конца игры. Десятки колоритных монстров, которые могут давить вас толпой, устраивать засады, обходить с флангов, впадать в режим «ярость» и даже панически убегать от злобного психа с мечом. Колоритная расчленёнка и использование внутренних органов врага в качестве оружия. Нет, тут не о чём говорить, в это нужно играть.

Зарубить демона мечом, вытащить его сердце и убить им сразу несколько новых врагов – как это может не нравиться? Разумеется, есть за что пожурить. В частности, в игре далеко не самая современная графика. Нет, она, безусловно, очень хороша, и кровища хлещет на стены после каждого точного удара клинком... Но если вы фанат – останетесь недовольны. Кроме того, сами уровни в целом стали проще, а количество загадок сошло на нет. Впрочем, некоторые юные игроки уже успели поругать игру за то, что в ней нет стрелочки, указывающей куда дальше идти. Решайте сами – недостаток это для вас, или достоинство. Зато здесь есть один неоспоримый плюс – никакой регенерации жизней. Здоровье поправляем аптечками, как в старые добрые времена. Ещё есть заклинание, которое работает медленно, а раны заживляет лишь частично. Также из игры исчез сетевой режим, а вместе с ним и возможность кооперативного прохождения сюжетной кампании. Плюс это, или минус, каждый игрок решит сам для себя.


Образца 2013 года – это шутер родом из детства, если, конечно, ваше детство не проходило под всевозможные Modern Warfare . Блестяще реанимированная игра старой школы, которая придётся по вкусу как поклонникам тех самых времён, «когда небо было голубее», так и людям, которые любят хорошие стрелялки. Фразы из местного печенья с предсказаниями вы гарантированно выпишете в блокнот. Хотите узнать, какие игры делал бы Квентин Тарантино, если бы работал над ними? Установите себе новое произведение от Flying Wild Hog . И дружеский совет – не мешайте кроликам жить. Ещё спасибо скажете.