Что тренирует судоку. Как разгадывать судоку? Правила и способы решения

  • 26.01.2024

Судоку - довольно популярная головоломка 21 века. Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но, чтобы в судоку играли дети раннего возраста или дошкольники у многих, наверняка, вызовет небольшое, но сомнение. На самом деле, разгадывание судоку не требует специальных знаний или словарного запаса. Достаточно умения визуально отличать символы в клетках и логически мыслить. Поэтому эта головоломка доступна для людей разного возраста и уровня образования.

Разгадывание судоку развивает:

  • память,
  • логическое мышление,
  • концентрацию внимания.

Кроме этого, разгадывание головомка предупреждает развитие слабоумия. Полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии. Психологи утверждают, что разгадывание судоку позволяет излечить депрессию.

В рамках методики Макото Шичиды, судоку-игры предлагаются ребенку в блоке «Логическое мышление». Как мы знаем, методика японского профессора направлена в основном на развитие правополушарных функций, но немного на подобном занятии выделяется и развитию левого полушария. Это делается для того, что развивались межполушарные связи у ребенка.

Как играть в судоку в картинках.

Правила судоку в картинках те же, что и в обыкновенных: расположить картинки так, чтобы в каждой строке и столбце не было повторений. Другими словами, в каждой строке и столбце должны быть все картинки.

Конечно, вряд ли какому ребенку понравиться разгадывать головоломку с проставленными там цифрами. Но, если вместо них будут милые зверюшки, машинки, сладости, то малышу такая игрушка непременно понравиться. Кроме этого возможны варианты с разными уровнями сложности, что упрощает подбор игры в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Знакомя ребенка с игрой, объясните ему закономерность расположения картинок . Затем дайте игровые карточки и соответсвующее поле - "Какой картинки не хватает в этом ряду (столбике)?". Если малыш затрудняется - помогите: положите карточку на нужное место и объясните почему Вы положили ее именно туда.

Не напрягайте сильно ребенка, если ему еще нет 3-х лет, в игре судоку. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие, левое (отвечает за логику, мышление) начнет набирать "силу" только после этого возраста. Поэтому не торопите события и если не получается у ребенка играть, отложите. Обязательно придет то время, когда Ваш ребенок будет радостно показывать Вам, как он правильно разложил все карточки.

Комплекты судоку для детей в картинках.

Судоку 4*4

Кроссворды, головоломки и судоку тренируют память — это принято за аксиому. Как и то, что любые интеллектуальные развлечения улучшают умственные способности. Нейрофизиологи предупреждают: не все, что мы считаем полезным для мозга, является таковым. Любовь к кроссвордам ускоряет развитие склероза, а многие логические игры просто бесполезны.

Принято считать, что логические и прочие интеллектуальные игры "не дают мозгу засохнуть". Пожилым людям рекомендуют разгадывать ребусы и решать кроссворды, чтобы сохранить хорошую память. Детей заставляют учить наизусть стихи, а молодые люди на досуге проходят логические квесты, чтобы развиваться умственно. Никто не спорит, что необходимо развивать интеллект и поддерживать активность мозга. Но не все, что мы считаем полезным для умственных способностей, действительно является таковым.

За последние годы нейрофизиологи представили интересные, во многом противоречивые данные о пользе кроссвордов и логических головоломок. Британские ученые доказали, что разгадывание кроссвордов и тому подобная активность "омолаживает" мозг. Профессор Иэн Робертсон из колледжа Тринити в Дублине и его коллеги утверждают, что решение логических задачек улучшает кровообращение в мозге, то есть действует подобно физическим упражнениям. Люди старше 65, регулярно сидящие за кроссвордами и ребусами, реже страдают ухудшением памяти и болезнью Альцгеймера, заявили британские нейрофизиологи.

Однако после аналогичных исследований их коллеги из Чикаго внесли в этот позитивный вывод одну важную поправку. На первых порах, согласились они, кроссворды и тому подобные умственные развлечения действительно замедляют процессы старения головного мозга. Но если болезнь Альцгеймера все-таки поражала пожилых людей, то у тех, кто ранее активно тренировал свой мозг, она прогрессировала примерно в два раза быстрее.

Свою ложку дегтя внесли и соотечественники позитивно настроенного Иэна Робертсона. Группа ученых из отделения наук о мозге и сознании Британского совета по медицинским исследованиям под руководством Эдриана Оуэна провела детальное исследование того, насколько упражнения по развитию памяти и сообразительности улучшают качество умственной работы в целом. Ученых интересовали компьютерные игры, специально разработанные для повышения общих интеллектуальных способностей.

В эксперименте приняло участие более 11 тысяч человек. Добровольцы прошли тестирование умственных способностей, а затем в течение шести недель должны были хотя бы 10 минут в день посвящать логическим играм. Эффективность их действий оказалась равна нулю. Согласно беспристрастному выводу ученых, у испытуемых улучшилось лишь качество выполнения тех заданий, которым они посвящали время. Общий уровень их умственного развития остался прежним, и "продвинутость" в интеллектуальных играх никак не сказалась ни на их работе, ни на учебе.

"Мы не обнаружили статистической разницы между улучшениями, наблюдавшимися у тех, кто прошел разработанную нами программу интеллектуальных игр, и теми людьми, которые просто проводили это время в интернете", — признал Оуэн.

Но если рассуждать в таком ключе и дальше, можно прийти к выводу, что для мозга бесполезна любая умственная активность. Это не так, просто кроссворды и логические игры имеют одну особенность, о которой мы часто забываем — монотонность. Кроссвордисты обладают конечным запасом слов и определений к ним. Судоку, ребусы и логические задачки обычно имеют один и тот же принцип решения. Освоив его, вы можете щелкать аналогичные задания, как орешки, наращивая только уровень их сложности. Однако сама деятельность перестает быть для мозга новой — а значит, развивающей.

В 2011 году австралийские ученые из Университета Нового Южного Уэльса провели подробное исследование, чтобы выяснить, какая деятельность действительно способствует сохранению активности мозга. В течение трех лет специалисты под руководством психиатра Майкла Валенсуэла (Michael Valenzuela) наблюдали за 70 пожилыми людьми в возрасте 60 лет и старше. Уровень их умственной деятельности отслеживался при помощи МРТ-сканирования мозга, IQ-тестов и наблюдений за образом жизни испытуемых. Обследования показали, что те, кто уделял мало времени тренировке памяти, ума и — внимание! — получению нового опыта, потеряли около половины объема гиппокампа по сравнению со своими более активными ровесниками. Исследователи опубликовали результаты своих наблюдений в журнале PloS One.

Доктор Валенсуэла советует людям любого возраста не пренебрегать получением свежих впечатлений и обучением. "Любой новый опыт, от занятий гимнастикой тай-цзи до путешествий, помогает сохранить умственное здоровье", — говорит он. Непревзойденным "тренажером для мозга" является также изучение иностранных языков. Несмотря на некоторое сходство внутри языковых групп, освоение нового языка требует постоянной активации всех умственных способностей — памяти, вербального, логического мышления (чтобы удержать в голове грамматические правила). Поскольку правила иностранного языка, его фонетический строй и лексика являются незнакомыми, каждый урок приносит новые знания.

Ментальное здоровье человека поддерживает и простое общение. Как подтверждают многочисленные исследования, активная социальная деятельность является залогом умственного долголетия. В 2001 году братья Брэдли и Крейг Уилкоксы вместе с доктором Макото Судзуки опубликовали результаты уникального 25-летнего исследования, посвященного образу жизни одних из наиболее долгоживущих людей на Земле — жителей Окинавы. Свои наблюдения ученые изложили в научно-популярной книге, названной "Почему японцы не стареют". Целая глава в ней посвящена активной социальной деятельности и взаимной поддержке у жителей Окинавы.

По наблюдениям исследователей, здешние люди в любом возрасте поддерживают отношения с родственниками и друзьями, вступают в клубы по интересам и находят новые хобби. Овдовевшие пожилые люди не торопятся переезжать к своим детям, предпочитая самостоятельно вести дела и поддерживать связи со сложившимся кругом знакомых.

"У многих долгожителей есть какое-нибудь увлечение или цель, которая заставляет их регулярно общаться с другими: один выращивает быков для традиционного боя быков, другой преподает народную музыку, третий в течение целого дня исполняет обязанности священника в буддийском храме", — пишут ученые. Именно поддержка друзей — старых и новых, широкий круг общения и увлечения помогают окинавским старикам сохранить ясность ума и бодрость духа, заключают исследователи.

1. Судоку не китайская и не японская головоломка. В современном виде она впервые была опубликована в США ().

2. Судоку стала хитом в 2005 году, она была признана самой быстрорастущей по популярности головоломкой. Сравниться с ней может только кубик Рубика.

3. Судоку может иметь только одно единственное решение. Преимущества нескольких решений – это «сказка» владельцев некачественного генератора судоку.

4. Решения судоку должны находиться логически, а не перебором или угадыванием.

5. Судоку семантически независимая головоломка, т.е. не привязана к алфавиту, поэтому доступна для человека любой национальности. Вместо цифр можно использовать любые девять различных символов.

6. Судоку не требует специальных знаний или словарного запаса, чтобы отгадывать эту головоломку достаточно уметь логически мыслить и визуально отличать девять различных символов. Поэтому эта головоломка доступна для людей разного возраста и уровня образования.

7. По расчётам Бертхама Фельгенхауэра судоку имеет 6 670 903 752 021 072 936 960 различных комбинаций.

8. Первый всемирный чемпионат по судоку прошел в Италии в городе Лука в 2006 году. Первым победителем стала Яна Тилова из Чехии.

9. Судоку развивает память, логическое мышление, помогает с концентрацией и борется со слабоумием. Полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии. Психологи утверждают, что судоку позволяет излечить депрессию.

Cудоку – это традиционная японская головоломка («су» - число, «доку» - рядом, стоящее отдельно), чрезвычайно популярная во всем мире. Исследователи факультета информатики британского Университета Уорвика тоже обратили на нее внимание и создали компьютерную версию головоломки. Нововведением стал цветной вариант судоку, призванный не только упростить игру с помощью цветовых подсказок, но и позволить ученым лучше изучить особенности нашего мышления и восприятия.

Классическая версия головоломки представляет собой квадрат из клеток 9х9, разбитый на 9 подквадратов со сторонами по три клетки. Некоторые клетки заранее содержат цифры, а игроку необходимо расположить недостающие цифры так, чтобы во всех строкак, столбцах и подквадратах были цифры строго от 1 до 9, ни разу не повторяясь. В модернизированной судоку каждой цифре задан определенный цвет. Заполненные цифрами квадраты имеют соответствующий цвет, а пустые окрашены в смесь цветов, палитра которых указывает на те варианты цифр, которые могут быть в данной клетке. При этом чем темнее такой квадрат, тем меньше число возможных вариантов. При допущенной ошибке квадрат окрашивается в черный цвет.

Для руководителя проекта Энтони Харфилда его изобретение - не обыкновенная головоломка, а матрица, на основе которой ученые смогут усовершенствовать так называемый метод эмпирического моделирования. Специалисты в этой области считают, что традиционные компьютерные программы лучше всего подходят для задач, процесс решения которых понятен, прост, и практически механичен. Люди, к примеру, для решения новой версии данной головоломки одновременно пользуются и логикой, и цветовым восприятием, и опытом, развивая несколько аспектов умственной деятельности. У компьютера нет таких способностей, но используя эмпирическое моделирование, можно будет научить технику новым алгоритмам поиска решения, что улучшит ее взаимодействие с человеком. Результаты таких разработок можно будет использовать для усовершенствования обучающих программ и в работе над созданием искусственного интеллекта.

Тем временем в Японии судоку была переведена в формат Nintendo DS и положена в основу быстро ставшей популярной оздоровительной программы, которая называется «Тренировка мозга для пожилых». Нейрофизиолог Рюта Кавасима, занимавшийся подбором полезных игр, помимо традиционной японской головоломки включил в этот комплекс ребусы, загадки, математические задачки, фрагментов классической литературы вслух, и прочие головоломки и упражнения на память и внимание.

Все результаты в игре сохраняются, позволяя наблюдать за показателями работы мозга. При этом приставка поощряет сообразительных старичков, показывая на экране текущий интеллектуальный возраст играющего, например: «Возраст вашего мозга - 40 лет».

Конечно, один из главных недостатков компьютерных игр – это недостаток движения, и многие заядлые игроманы не могут похвастать хорошей физической формой. Но Nintendo разработала не только развивающие память игры, но и платформу Wii, которая позволяет укреплять мышцы. Геймер не просто нажимает на кнопки, а полностью совершает движения, например, как при игре в теннис, гольф или боулинг.

Умственные упражнения в виде решения задач, головоломок и кроссвордов, сочетаемые с правильным питанием и физической активностью, могут отсрочить спад интеллектуальной деятельности и уменьшить возраст мозга у пожилых людей на целых 14 лет. Главное, не лениться, ведь память ослабляется прежде всего потому, что пожилые люди не набрасываются на информацию с тем же энтузиазмом, что в молодости. Поэтому мозгу требуется постоянная тренировка с помощью разнообразных заданий.


Мы можем влиять на кондицию своего головного мозга, поддерживать его в «боеспособном» состоянии. Исследования показывают, что нужно заставлять его делать усилия и интенсивно работать. Вот лучшие тренинги для мозга.

1. Логические игры

Учёные единодушны во мнении: чем чаще мы эксплуатируем мозг, тем это лучше для нашего здоровья. По словам исследователей, хорошей тренировкой для этого органа являются логические, интеллектуальные игры. Какие именно? Например, судоку, пазлы, пасьянсы, тетрис, маджонг и др. Для ума очень желательны новые сложные интеллектуальные задачи, которые для серых клеток являются вызовом. Учёные считают, что благодаря логическим играм мы можем уберечь себя от болезни Альцгеймера. Особенно рекомендуются такого рода развлечения людям старше 50 лет. И чем раньше мы за них возьмёмся, тем лучше для нас.

2. Секс

Не только головоломки хороши для вашей сообразительности. Профессор Барри Комиссарук из Университета Рутгерса (Нью-Джерси) обнаружил, что секс и оргазм влияют на мозг лучше, чем игры наподобие «Эрудита» или судоку. Учёный считает, что регулярная близость не только является отличной тренировкой для психики, но и снимает боль, улучшает настроение, противодействует депрессии и страху. Профессор говорит, что упражнения, такие как кроссворды или судоку, действительно стимулируют активность мозга, но только определённых зон. Оргазм, в свою очередь, активизирует весь мозг.

3. Физическая активность

Есть много научных доказательств того, что регулярные физические упражнения полезны для мозга. Особенно рекомендуется активность на свежем воздухе, например, ходьба или бег. К интересным выводам пришли неврологи из Кембриджского Университета в сотрудничестве с Американским национальным институтом по изучению старения. Они доказали, что бег стимулирует мозг к производству серых клеток, что повышает наши умственные способности. Оказывается, достаточно всего пару дней бега, чтобы появились … сотни тысяч новых нейронов! Исследования показывают, что другие упражнения, снабжающие тело кислородом, тоже являются прекрасной тренировкой для мозга.

4. Чтение

Вот одна из причин, по которым вы должны полюбить чтение. Американские исследователи обнаружили, что это деятельность, которая действительно меняет мозг. Каким образом? Чтение художественной литературы вызывает, в частности, повышенную активность в височной доле левого полушария головного мозга - в зоне, ответственной за обработку и понимание звуковых сообщений. Стимулируется также область, которая отвечает за тактильные ощущения. Исследователи из Медицинского Центра Университета Раш и Иллинойского технологического института в Чикаго обнаружили, что отличной тренировкой для мозга является также чтение газет, особенно, в пожилом возрасте.

5. Письмо

Зарубежные исследования доказывают, что письмо является эффективной тренировкой для мозга. Чтобы сохранять свой ум в хорошей форме, нужно писать письма или учиться… каллиграфии. Письмо активизирует различные скрытые под черепом центры, которые отвечают за концентрацию внимания, решение проблем, пространственную ориентацию и синтез данных. Письмо также улучшает способность к обучению. К сожалению, даже самые усердные нажатия на клавиатуру не дают такого эффекта - только ручка!

6. Изучение иностранных языков

Кто хочет, чтобы его мозг был в хорошей кондиции, должен записаться на уроки иностранного языка. Оказывается, эта деятельность положительно влияет на развитие серых клеток - до такой степени, что эти изменения становятся заметными в самой структуре мозга. Шведские учёные считают, что, чем интенсивнее мы учим иностранный язык, тем наш мозг становится больше. У добровольцев после интенсивного трёхмесячного курса иностранного языка заметно выросли несколько его зон: гиппокамп (ответственный за обучение и за пространственную ориентацию), а также три зоны в коре головного мозга, ответственные за использование речи.

7. Правильный рацион

Трудно поддерживать работоспособность мозга без хорошо составленного меню. Что нужно есть? Отлично подходит для мозга средиземноморская диета, а значит, большое количество оливкового масла, рыбы и морепродуктов, свежих овощей и фруктов, красного вина. В диете обязательно должно найтись место для незаменимых жирных кислот омега-3 и омега-6, антиоксидантов, витаминов и минералов. Рекомендуются также бобовые, горький шоколад, орехи, яйца, натуральный йогурт, семена чиа. Кроме того, доказано, что хорошо влияет на концентрацию зелёный чай. С другой стороны, плохо действует на мозг фастфуд, солёные закуски и продукты с высокой степенью переработки.

8. Игра на музыкальном инструменте

Если вы хотите поддерживать мозг в хорошей форме, начните играть на музыкальном инструменте. Итальянские исследователи обнаружили, что уроки музыки улучшают координацию движений рук, что делает работу правого и левого полушария мозга более гармоничной. Хорошей новостью является то, что даже короткое и не слишком интенсивное обучение игре на музыкальном инструменте позитивно влияет на наше мышление, стимулирует благоприятные изменения в сером веществе. Исследователи также обнаружили, что мозг пожилых людей, которые в детстве, по меньшей мере, в течение нескольких лет учились играть на музыкальном инструменте, быстрее реагирует на звук, чем мозг их сверстников, которые не занимались таким образом.