Презентация на тему: игры- как способ воспитания толерантности. Игры на развитие толерантности у детей дошкольного возраста картотека (подготовительная группа) на тему Толерантность игры для детей 5 лет доу

  • 07.12.2023

Деловая игра по воспитанию толерантности «Позволим другим быть другими»

Цель : ознакомить учащихся с понятием толерантность, стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности

Задачи:

    воспитывать у детей и подростков миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;

    воспитывать уверенность и самоуважение;

    воспитывать понимание ценности каждого человека;

    дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности;

    дать представление об особенности толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Возраст детей : учащиеся среднего школьного возраста

Время проведения: 1час

Вид занятия : комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический (упражнения, игра)

Оборудование:

    мультимедийный проектор;

    листы с изображением контура человека;

    фигурки людей;

    лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение;

    серединка со словом толерантность;

    фонограмма;

    список качеств человека (добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный, равнодушный, лживый, раздражительный);

    чем крепить человечков к доске – магниты, кнопки, скотч;

    бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч;

    бланки опросника для каждого участника;

    бланк опросника с колонкой В на большом листе;

    клей.

Ход занятия

    Вводная часть (8 минут)

Человечество устало от войн, насилия, терроризма. Если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношения между людьми, народами и государствами. Ежегодно с 1996 года 16 ноября отмечается Международный день, посвященный терпимости.

Что же такое толерантность? (ответы учащихся)

Толерантность – возможность услышать другого, понять иного. Прежде всего, это терпимое отношение к иному, непохожему на тебя, чувство принятия другого человека, другим мнений, имеющих такое же право на существование.

Разминка . Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время проведения: 7 минут.

Я приглашаю вас выйти в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Делается вывод: в любом человеке можно найти сходство с собой.

    Основная часть (50 минут)

Упражнение: «Цветок толерантности»

Время проведения: 10 минут.

Ребята, я вам привезла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаются лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку). Что общего в этих словах? (они отражают те качества человека, которые помогают нам принять другого). Лепестки прикрепляются к серединке, на которой написано слово толерантность.

А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные)

Игра «Волшебное слово»

Время проведения: 3 минуты.

Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Растает даже ледяная глыба,

от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье

говорят: … (До свидания)

Игра «Человек с планеты Земля» (сопровождение фонограммы)

Время проведения: 5-7 минут.

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. (Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)

Добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный, равнодушный, лживый, раздражительный

Поочерёдно дети из групп называют выбранные качества. Создаётся общий портрет человека с планеты Земля. Созданные фигурки прикрепляются на доску. Получился завершенный рисунок.

    Упражнение «Черты толерантной личности»

Цель: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности, дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: б ланки опросника для каждого участника. Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Время проведения: 15 минут

Процедура проведения : Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Перед вами лежит бланк опросника, где перечислены 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «-» напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает. На заполнение опросника - 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикреплённый на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Черты толерантной личности

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим

Снисходительность

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

Доверие

Альтруизм

Терпимость к различиям

Умение владеть собой

Доброжелательность

Умение не осуждать других

Гуманизм

Умение слушать

Любознательность

Способность к сопереживанию

Упражнение «Мировое приветствие»

Время проведения: 2 минуты

Приветствовать одногруппников без слов принятыми в различных странах способами:

Россия - объятие и троекратное лобызание поочерёдно в обе щеки;

Китай – лёгкий поклон со скрещенными на груди руками;

Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки;

Индия – лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам;

Япония – лёгкий поклон, ладони прижаты друг к другу перед грудью;

Испания - поцелуй в щёку, ладони лежат на предплечья партнёра;

Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза;

Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев;

Эскимосы – потереться друг о друга носами.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция : А сейчас вам предстоит создать эмблему толерантности. Разбейтесь на группы по 4-6 человек и на основании того, что вы уже слышали, нарисуйте такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5 минут. Каждая из подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3 минуты) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.

  1. Заключительный этап (5 минут)

Вывод: Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, кокой он есть, то есть быть толерантным

Завершая занятие, я хотела рассказать вам одну притчу

Ученик попросил учителя:

Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

И это всё? – недоумённо спросил ученик.

Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Рефлексия занятия (2 минуты)

Что понравилось, что нет, что нового узнали?

Приложение 1

Приложение 3 – Серия игр, упражнений для развития толерантности на уроках православной культуры

Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

По материалам газеты «ДОГ»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Упражнения-миниатюры для развития толерантности

Упражнение «Ручки»

объединиться по парам (объединение задает учитель)

удерживаю ручки только указательными пальцами выполнять указания учителя:

сесть, встать, присесть на одной ноге и т.д.

на следующем этапе это же упражнение выполняется в тройках, четверках и т.д.

Упражнение «Меняются те, …»

В течение урока учитель говорит: «Прошу поменяться местами тех, кто…»

Варианты:

Сейчас смотрел в окно

У кого нет ко мне вопросов. И т.д.

Упражнение «Я плюс ты наоборот»

Заполнить табличку

  1. Напиши пожелание хорошему человеку

Упражнение «Молекулы»

Все встают и начинают хаотично передвигаться по классу. По команде учителя необходимо объединиться в группы по одному, двое и т.д.

Упражнение «Ворота пожеланий»

по принципу игры «Ручеек»

Каждому кто идет через импровизированные ворота нужно сказать какое-нибудь пожелание.

Упражнение «Правила урока»

На нашем уроке действуют правила:

  1. Уважительное отношение друг к другу;
  2. Когда один говорит остальные молчат (уважение к говорящему);
  3. Нет правильного и неправильного мнения, есть мнение говорящего.
  4. Обращение друг к другу по именам.

Упражнение «Поздоровайся локтями».

Время: 3 мин.

  1. Ученики стоят в кругу.
  2. Предложите всем рассчитаться на «один – четыре» и сделать следующее:
  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;
  • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
  1. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 1 минута. За это время они должны поздороваться как можно большим числом учеников класса, просто коснувшись друг друга локтями.
  2. Через 1 минуту соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение «Воображаемый мяч».

Соглашение с инициативой других.

Время: 5 мин.

Подготовка: Ученики свободно стоят в кругу.

1. Ознакомление учеников с целями упражнения. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.

2. Из учеников назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»

3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.

Упражнение «Я тоже».

Наблюдение за собой и другими. Время: 5 мин.

1. Ученики класса произвольно стоят в кругу. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.

2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

3. Оставшиеся участники должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.

4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.

Примечание: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.

Упражнение «Передача ритма».

Настройка на группу.

1. Учащиеся стоят в тесном круге.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в упражнении. Упражнение начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

Упражнение «Круг доверия»

Уважительное отношение к другим.

1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа учеников успешно справится с заданием, в следующий раз можно повторить упражнение, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Примечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

Упражнение «Картина»

Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. Время: 2-3 мин.

1. Ученики делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Упражнение можно провести, разделив класс на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

Упражнение «Мир без тебя»
Учитель. Представьте, что у меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты... А теперь ты, (ИМЯ ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал.
Так каждый ученик примеривает очки.

Упражнение «Завершение урока»
Учитель. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу... другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на земле, - это чудо! И каждый человек - это чудо!

Упражнение «Похвались соседом»
Учитель. Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, - самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом .

Упражнение «Железнодорожный состав»

Учитель. Представьте себе, что мы железнодорожный состав, мы и есть одно целое, от нашего единства зависит результат нашей работы. Если одно из звеньев выпадает, движение «паровоза» приостанавливается - работа осложняется.

Упражнение «Ветер в ивах»
Это упражнение проводится, если ребят, уже более или менее доверяющих друг другу. Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих - не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
Проводя упражнение, учитель должен быть, уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.

Цель: Составление модели конструктивного общения с людьми

  1. Помочь учащимся осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком, и кого они считают чужим.
  2. Дать учащимся опыт личного общения с “чужими” и “своими”.

Методы их достижения:

  • Работа творческих групп;
  • Групповая дискуссия;
  • Сюжетно-ролевая игра

Имеющиеся ресурсы:

  • Интеллектуальные возможности педагогов и школьников;
  • Рекомендации ведущих психологов Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев;
  • Персональный компьютер и принтер;
  • Помощь школьного психолога.

Сценарий игры

Подготовительный этап.

Ведущие заранее готовят помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом, чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе). Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все ученики могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство.

Ведущие заранее разбивают класс на четыре группы. Ученикам предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее общаться.

Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который выбирает один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе ведущие не объясняют участникам игры, что значит тот или иной цвет, а просто предлагает сесть за один стол всем группам, выбравшим квадратик одинакового цвета. Так образуются группы, примерно равные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом с ним друзья, “свои” ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно, в реальной жизни практически не общающихся между собой. Можно сказать – “чужие” друг другу.

После того как все участники игры разместились за своими столами, ведущий объявляет о начале игры. Звучит тихая музыка.

2. “Чужие” и “свои”: работа с понятиями.

Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой- помочь им сформулировать основные понятия проблемы: “свой человек” и “чужой человек”.

Ведущий. Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит?

Ведущий произвольно указывает на две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать и дать определение такому понятию как “чужая вещь”. При этом, подчеркивает он, каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться с ребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой.

Две другие группы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия “своя вещь”.

На работу дается 3-5 минут. Затем участники по желанию зачитывают свои определения: сначала “чужой вещи”, затем “своей вещи”. Ведущий фиксирует ответы на больших листах бумаги, прикрепленных к доске. Затем он обобщает ответы и записывает итоговые определения.

Поблагодарив участников за работу, ведущий предлагает им дать определения понятий “чужой человек” и “свой человек”. Работа с этими определениями осуществляется по той же схеме, что и с определениями “чужая вещь” и “своя вещь”.

После того как итоговые определения записаны и прочитаны вслух кем-либо из участников, ведущий задает следующие вопросы:

  • Так чем же отличается своя вещь от чужой?
  • Чем чужой человек отличается от своего?

3. Групповое обсуждение

Ведущий предлагает участникам высказаться по следующему вопросу: “Могут ли все люди вокруг быть своими?”.

В ходе обсуждения ведущий обобщает точки зрения участников.

Ведущий. Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной.

Где-то в теплом океане лежит чудесный остров. И там живут четыре племени. Островитяне ловят рыбу, собирают вкусные тропические плоды, охотятся.

И мы на время превратимся в жителей этого острова в теплом океане.

4. Разминка “Островитяне”.

2. Приложение к газете “Первое сентября” № 35/2002 (Английский язык)

5. Погружение в игровую ситуацию.

В результате предшествующей разминки члены каждой команды становятся членами четырех племен. При этом каждый стол представляет свое племя. Ведущий раздает каждому племени какой-то особый знак отличия. Для большего погружения в игровую ситуацию можно предложить каждой группе придумать название своего племени и перечислить несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся). После небольшого обсуждения (не более 5-7 минут) группы представляются друг другу.

Ведущий. Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей ваших племен, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Рыбак с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Рыбаком и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашего племени. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не может, у вас же разные племена, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.

Варианты историй

Начало первой истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шуток своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...

Начало второй истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники...

Начало третьей истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим большим и дружным племенем...Все его считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но Рыбак всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось уплыть далеко-далеко. Он тайком разговаривал с Океаном. Рыбак чувствовал себя чужим в своем племени...

Начало четвертой истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак очень хотел дружить с другими членами племени, быть равным им во всем. Но его сторонились, старались с ним не общаться. Рыбак казался соплеменникам каким-то не таким...

Ведущий. Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом – с помощью немой сценки.

Ведущий просит каждую группу разыграть маленькую сценку без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Рыбаком и его окружением. На подготовку дается 5-10 минут.

Ведущий просит участников очень внимательно смотреть сценки друг друга, подмечать особенности отношений между Рыбаком и остальными участниками.

После показа первых двух сценок ведущий предлагает высказать свои предположения относительно того, где к Рыбаку относились как к чужому, а где как к своему, и почему они так думают. Подобное же обсуждение происходит и после показа следующих двух сценок.

После того как все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание на следующее. В чем проявлялось отношение к Рыбаку как к чужому? Почему иногда Рыбак сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все?

6. Происшествие на острове.

Поблагодарив участников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось дальше. Он рассказывает им следующую историю.

На самой высокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно вожди всех четырех племен зажгли его от огня своих племенных костров. Островитяне очень берегли его. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будет войн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. Пламя Большого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в несколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь.

И вот наступило дежурство нашего Рыбака. Он шел на него спокойно: не в первый раз. “И не в последний”,- думал он про себя. Увы...

Во время своего дежурства Рыбак любил лежать у Большого костра и смотреть в ночное звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми... Так было и в этот раз.

Вдруг он увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За ней другая, третья...

Начался настоящий звездный дождь. Рыбак вскочил на ноги и стал завороженно смотреть на падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести взгляд. Рыбак забыл обо всем...А когда спохватился, было уже поздно. Большой костер погас.

Очень быстро весть разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители всех племен. Смотрят на Рыбака. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшедшее? Как с Рыбаком обращаются?

Ведущий предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в их племени жители вели себя с Рыбаком (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Рыбака и его отношения с окружающими). На подготовку сценок отводится 5-10 минут.

Группы показывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие и сам Рыбак в этой печальной ситуации в каждом из племен.

7. Групповое обсуждение

Ведущий предлагает участникам обсудить три очень важных вопроса (их нужно записать на доске или листе бумаги).

Первый вопрос: “Как относятся к тому, кого считают чужим?”

Важно, чтобы участники игры сообща описали агрессивное, неуважительное, недоброжелательное поведение, которое часто встречается по отношению к “чужим”. При этом можно опираться как на конкретный игровой материал, так и на свой жизненный опыт и запас знаний.

Второй вопрос: “Что может чувствовать человек, которого считают чужим?”

Прежде всего этот вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл роль Рыбака. Но очень важно, чтобы на него ответили и другие участники игры.

Третий вопрос: “Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?”

Важно создать ситуацию, в которой большинство участников имели бы возможность вслух, громко ответить на такой вопрос словом “нет”.

8. Моделирование поведения

Ведущий напоминает участникам игры проблему, которую они обсуждали в начале встречи: могут ли быть вокруг только свои? Он предлагает им подумать и над другим вопросом6 если вокруг нас есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают и т.д.?

Выслушав разные мнения (очень важно принять все мнения), ведущий предлагает участникам еще раз разыграть те ситуации, в которых окружающие относятся к Рыбаку как к чужому.

Две группы получают начало первой истории (важно, чтобы перед этим они проигрывали другие ситуации), две оставшиеся – начало четвертой истории (с тем же условием).

Группам предлагается внимательно прочитать текст, представить себе взаимоотношения Рыбака с окружающими (можно проговорить это вслух) и разыграть сцену, произошедшую после того, как погас Большой костер. Главное условие таково: Рыбака нельзя унижать, оскорблять, обижать.

Группы готовят свои сценки и показывают их друг другу. Ведущий помогает участникам отметить позитивные моменты в поведении самого Рыбака и окружающих.

9. Групповое обсуждение.

В завершение ведущий предлагает участника обсудить такие вопросы:

  • возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их?
  • в чем особенности такого поведения и отношения?

Ведущий предлагает участника выйти из роли: снять атрибуты, сесть в общий круг и ответить на следующие вопросы:

  • А есть ли способ возродить Большой костер?
  • Как помочь жителям острова?

Все предложения записываются, выбираются самые лучшие. На эту тему готовятся рисунки, которые потом можно будет повесить в классе.

Подсказки д++ля ведущих.

Толковый словарь русского языка следующим образом определяет понятия “свой” и “чужой”.

  • принадлежащий себе, свой, собственный;
  • являющийся личным имуществом, собственностью,находящийся в распоряжении данного лица;
  • своеобразный;
  • родной, связанный близкими отношениями, совместной работой,общими убеждениями.

“Чужой”:

  • принадлежащий другому, являющийся его собственностью;
  • не родной, не связанный родственными отношениями;
  • посторонний, не связанный близкими отношениями;
  • имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам;
  • чуждый, далекий.
  • Основные эмоции и чувства человека

  • Интерес (любопытство)
  • Радость (ликование, восторг)
  • Удивление (восхищение)
  • Раздражение (неудовольствие, дискомфорт)
  • Страх (тревога, опасение, ужас)
  • Обида (разочарование)
  • Гнев (презрение, отвращение)
  • Горе (страдание)
  • Стыд (вина, застенчивость).
  • Источники информации:

    1. Интернет (http:\\ru.wikipedia.org\wiki\oon; http:\\tolerantia.narod.ru\;http:\\www.un.org\russian\)
    2. Приложение к газете “Первое сентября” № 35/2002 (Английский язык)

    ИРА-ВИКТОРИНА

    «Толерантность»

    Ход мероприятия

    1.Организационный момент

    На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.

    Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

    1. Приветствие (слайд №1)

    Здравствуйте!

    Игра «Давайте поприветствуем друг друга »

      сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

      потереться носами (Новая Зеландия);

      пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

      крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

      показать язык (Тибет);

      очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

    Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

    Давайте познакомимся…..(представить организаторов, помощников), а в группах ребята знакомятся выполняя упражнения на знакомство.

    Упражнение: «Имя и эпитет».

    Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

    Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.

    2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)

    Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

    «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:… »

    слайд № 3 задание)

    Задание 1.

    Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.

    Анимация проверка задания

    Любовь

    Прощение

    Терпение

    И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

    Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

    Какой вывод вы сделали для себя?

    3. Что такое толерантность?

    Все эти понятия можно объединить, одним словом.

    (слайд № 4) «Отгадай ребус»


    (слайд № 5) Ребус

    Задание 2. Время на выполнение задания 2 минуты.

    Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ

    Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

    4. История происхождения по нятия толерантность (слайды № 6,7).

    И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

    На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

    С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

    (слайд № 8)

    Что означает слово толерантность?

    На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?

    - Конечно, это слово терпимость.

    (слайд № 9 задание)

    Составьте синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ .

    Задание 3. Время на выполнение задания 5 минут.

    5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 10 задание)

    Когда отмечают День Толерантности?

    Задание 4 . Время на выполнение задания до 1 минуты.

    Проверка

    (слайд № 11)

    16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

    Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

    В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.

    (слайд № 12 задание)

    «Что бы это значило?»

    Задание 5. Время на выполнение задания 4 минуты.

    Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворял у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток (аист ).

    Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы (голубь ).

    Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь (сердце) .

    Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём (радуга ).

    Проверка

    (слайд № 13)

    Выполнив следующее задание, вы соберете изображение символа толерантности.

    (слайд № 14 задание)

    Собери пазл (картинки для пазлов в презентации слайд №14)

    Задание 6. Время на выполнение задания 3 минуты.

    Проверка

    Анимация проверка задания. По щелчку выходят картинки эмблемы

    Мы видим, что визуальным выражением толерантности является радужный спектр, символизирующий многообразие цветов и оттенков, своеобразие всех людей мира.

    Каждый цвет толерантности – это качества, которые должен проявлять по-настоящему толерантный человек.

    Задание 7. Выберите пять слов - качеств, подходящих, к человеку, обладающим толерантным отношением .

    Время на выполнение задания 2 минуты.

    Проверка

    Каждая группа зачитывает слова-качества, начиная с фразы:

    Быть толерантным, значит быть…..

    (слайд № 15 задание)

    Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках.

    Восстановите пропущенное слово в пословицах

    Задание 8. Время на выполнение задания 3 минуты.

    (слайд № 18) Анимация проверка задания. По щелчку выходят пословицы.

    Проверку выполняем в следующей очередности:

    1-группа красных смайликов;

    Для дорогого друга ВОРОТА настежь.

    Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ.

    Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ.

    2- группа желтых смайликов;

    Только сильные УМЕЮТ прощать.

    Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ , чем прощение просить.

    Сильнее всех ПОБЕД - прощение.

    3- группа зеленых смайликов;

    Доброе слово ЛЕЧИТ , злое калечит.

    ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды.

    Доброе братство лучше БОГАТСТВА.

    4 - группа синих смайликов.

    Где ЛАД , там и клад.

    В СОГЛАСНОМ стаде и волк не страшен.

    ДРУЖНО за мир стоять – войне не бывать.

    Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

    Сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по разным странам.

    Внимание! Викторина.

    «Такие разные народы»

    Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония

    судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ)

    В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его

    просто выбрасывают из окон на улицу. (ИТАЛИЯ)

    В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть

    заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым – открыть переднюю и

    впустить год новый. (АНГЛИЯ)

    Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть

    под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее – прямо в окна.

    Таким образом, они желают Новому году светлого пути. (КУБА)

    «Национальные блюда на нашем столе»

    Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ)

    Это блюдо русской кухни – символ солнца. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ)

    Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (ШАШЛЫК)

    Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек.

    «Загадки». Загадки разных народов учат быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

    Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (СПИЧКИ)

    Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (МОРОЗ).

    Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (МОСТ)

    Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит». (НОЧЬ)

    (слайд № 22)

    Подведение итогов. Вручение грамот.

    И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:

    Только в этом спасенье,

    Спасенье в одном:

    Относиться друг к другу с добром и теплом.

    Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим

    Равнодушным не быть.

    Всего вам доброго, счастья, успехов!

    (слайд № 23)

    Спасибо за участие в игре!

    Упражнение «Сходства и различия».

    Ведущий: Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

    Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

    • - Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
    • - Национальность влияет на взаимоотношения людей?
    • - Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
    • - Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

    А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

    Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности - этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.

    Упражнение «Доставь радость».

    Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных - доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то.

    Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку.

    Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

    Упражнение «Сотворение чуда».

    Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

    Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

    Упражнение «Кораблекрушение».

    Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.

    Есть еще такое упражнение: Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радио связь не работает. Все пассажиры уже заняли места на спасательных шлюбках, осталась только одна свободная шлюбка. Для того, чтобы в безопасности добраться до берега, нельзя превышать загрузку этой шлюбки - на ней есть место только для провианта и 6 человек.

    На корабле остались:

    (м - мужчина, ж - женщина).

    Врач-диетолог (ж).

    Политик (м).

    Олимпийский гребец с поломанной рукой (м).

    Эксперт-лингвист (ж).

    Беременная женщина (ж).

    Учитель географии (ж).

    Яхтмен - любитель (ж).

    Генерал в отставке (м).

    Полицейский (м).

    Первоклассный повар (м).

    Лидер скаутов (м).

    Гимнастка (ж).

    Адвокат (м).

    Электрик (м).

    Механик (м).

    Медсестра-пенсионерка (ж).

    В течении 40 минут обсудите в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест!".

    Это проективный тест, одна из его версий. Первоначальный вариант был у немецких психиатров нацисткой Германии. Это - американская версия.

    • 1. Спасение врача-диетолога - голосующие за, не воспринимают стрессовые ситуации в серьез, склонны к психосоматике, озабочены здоровьем и продолжением рода.
    • 2. Спасение политика - за: формалисты, ориентированные на имидж и карьеру.
    • 3. Спасение чемпиона - за: ориентированные на прошлое, не заинтересованные в развитии, обижаются, если их прошлые заслуги не учитываются и т. д., и т. п.

    Упражнение «Добрый день, шалом, салют!».

    Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.

    Время проведения: 10 минут.

    Этапы игры:

    Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий). Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.

    Попросите участников начать игру, встав в круг.

    Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

    Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

    В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

    Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось».

    Цель: «прочувствование» другого человека, получение опыта эмпатических переживаний.

    Правила проведения упражнения: Каждому участнику группы выдается столько карточек, сколько присутствует людей на занятии минус одна.

    Инструкция:

    Всем хорошо известна пословица «Чужая душа потемки». Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли людей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужого подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присутствующих здесь людей мог бы... увидеть во сне? Каковы наиболее характерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще всего видит во сне?

    У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос: «Что этот человек видит во сне?». Если вы считаете, что какой-то человек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните карточки для всех членов группы.

    Время на работу: 30-40 минут.

    По окончании этой процедуры карточки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

    Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

    Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении сновидении которого другим участникам удалось добиться «точного попадания» в одном или нескольких случаях, это уже замечательный повод для анализа способов такого угадывания. Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ? Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть» его сны? Любопытно получить и от того, и от другого истолкование образов угаданного сна (не преминув напомнить участникам группы знаменитое фрейдовское высказывание: «Сны - царский путь к бессознательному»).

    С одной стороны, это упражнение из арсенала средств тренинга сензитивности, но с другой - оно также задействует механизм обратной связи. Предположения других людей о тех снах, которые мы видим, - это еще и способ отражения ими нас как личностей. Особенно ярко это может выявиться в том случае, когда обнаруживается какое-то сходство в прогнозах наших снов.

    Классификация карточек, проводимая участниками по просьбе ведущего, позволяет выявить преимущественную тематику снов, приписываемых человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть особенности восприятия этого человека группой.

    Возраст: дошкольный.

    Цель: развитие толерантности, эмпатии.

    Воспитатель объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

    Игра «Конкурс хвастунов».

    Возраст: дошкольный, младший школьный.

    Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться.

    Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.