Шахматы игра королей. Музыка дождя

  • 31.03.2024

Шахматы – игра королей! Выполнила уч-ся гр Баронина Е.


Вступление Шахматы-это интеллектуальная, очень интересная и сложная игра. Многие люди любят эту игру потому, что она развивает мысли и ум человека. И конечно же у многих эта игра любимое хобби. Но научиться в нее играть не совсем легко, в дальнейшем я вам покажу и расскажу про это.


История возникновения Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. Эта игра также сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок – игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны ещё в 3-4 веках до н.э. Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости, шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.


Правила игры Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.










Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели.


Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!.


Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей.






Законченная партия Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнёра. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом. Партия считается закончившейся вничью по соглашению партнёров и в том случае, если возникала одинаковая позиция трижды. Партия также выигрывается игроком, партнёр которого заявляет, что он сдаётся. Это немедленно заканчивает игру.




Музей шахмат В музее шахмат можно увидеть все, что связано со старинной, но вечно юной игрой - кубки и другие трофеи завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в XVIII-XX веках мастерами разных стран из слоновой кости, фарфора, мрамора, перламутра, стекла, металла, дерева. Музей основан в 1980 году.




Королевская игра-эта разновидность шахмат была распространенной в Европе в эпоху средневековья, куда она попала с Востока. Играли в нее 4 игрока. Шахматная доска была крестообразной формы из пересекающихся линий под углом 90 градусов и дополнительных линий идущих по диагонали. Фигуры стояли в несколько рядов. Астрономические шахматы- это разновидность шахмат, характеризующаяся предельной сложностью. Играло в нее 7 человек, каждый из них представляю свое небо, фигуры же являлись звездами и планетами. Доска имела круглую форму с центрическими кругами.


Сянцы – эта китайская разновидность шахмат. Доска состоит из 64-х клеток, разделенной рекой нейтральной линией. Великие шахматы – в эту разновидность шахмат играли 48-ю фигурами на 144-х клетках, из которых состояла доска. Фигуры были самыми разными: львы, единороги, крокодилы, жирафы. З Затрикион – Византийские шахматы. Эта разновидность современных шахмат, в которых доска имела круглую форму. Ходы и сами фигуры были схожими с арабскими шахматами.


Шестигранные - или иначе, гексагональные шахматы. В них доска имеет вид шестиугольника. Известны два варианта игры - советский (автор И. Шафран) и польский (автор В. Глинский). В польском варианте доска имеет 91 поле трёх цветов. На доске 11 вертикалей, от "a" до "l". В дополнение к обычному комплекту фигур каждая сторона получает одного слона - серопольного и одну пешку.


Чатуранга - древне- индийская игра, символизировала битву с участием четырёх видов войск, которыми руководил предводитель (раджа). Войска располагались по углам 64- клеточной прямоугольной доски (аштапады); в игре участвовали четыре человека, по-видимому, по 2 партнёра с каждой стороны. Ходы почти всеми фигурами совершались в чатуранге так же, как и в современных шахматах, только слон ходил иначе - на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как конь) через фигуры.


Объёмные шахматы - пространственные шахматы, в них играют на трёхмерной доске, представляющей собой параллелепипед размером m×n×k (в частности куб n×n×n), единичные кубики которого создают поля. Мини-шахматы - Вариант игры на уменьшенной доске (доска 5×5) был предложен в 1962 году английским математиком Мартином Гарднером (придуман им в процессе программирования электронных машин для игры в шахматы). Здесь присутствуют все традиционные фигуры (по одной), у каждого игрока - по пять пешек, существует взятие на проходе, превращение и рокировка.


Шахматы для слепых: Ш Шахматная доска для слепых имеет такие особенности: во-первых, в середине каждого поля (клетки) доски есть отверстие для вставки фигур; во-вторых, чёрные поля чуть-чуть приподняты по сравнению с белыми полями, что облегчает ориентацию на доске, особенно по её линиям - вертикалям, горизонталям и диагоналям.


Шахматные фигуры имеют также две особенности: во- первых, в их основаниях находятся ножки для вставки в отверстия на полях шахматной доски; во-вторых, белые фигуры снабжены рельефными отличиями от чёрных. Рельефные отличия бывают двух видов: при первом опознавательным элементом (например, металлической нашлёпкой) снабжены головки чёрных фигур и пешек; при втором у основания белых фигур делается круговая бороздка. Для слепого игра в шахматы со зрячим - это беспрерывное доказательство себе и всем окружающим своей полноценности.




Разновидности игр. До недавнего времени самой популярной формой проведения соревнований была игра по переписке, в наши дни игра онлайн. Помимо них игры шли по телеграфу, телефону, радио. Игра по переписке Первое упоминание о которой относится к 1694 в книге английского востоковеда Т. Хайда «О восточных развлечениях», рассказывающего об игре по переписке между венецианскими и хорватскими купцами. Шахматная игра по переписке, два человека играют в разных местах на двух досках


Игра по телефону С 1970-х гг. распространение получили состязания по телефону, состоялось несколько международных матчей. Наиболее массовые состязания по телефону также состоялись в СССР (1964) матч на 100 досках между командами Москвы и Ленинграда. Игра по телеграфу В 1844 состоялась партия по телеграфу между клубами Вашингтона и Балтимора. 40 лет спустя подобные встречи проводились между шахматистами европейских столиц (Лондон Вена, 1884; Петербург Лондон, ; Петербург Париж,). В 20 столетии соревнования по телеграфу особенно были популярны в СССР, где только в первенстве России участвовало свыше 20 команд (с 1948).


Игра онлайн С развитием интернета особой популярностью пользуются онлайн-шахматы, в которые игроки могут играть в удобное для себя время и с соперниками, которых сами выберут. Онлайн-шахматы позволяю играть как и с людьми, так и с компьютерными программами. Оноре Домье, Шахматисты.



Шахматы в наличии, перекупщикам и любопытствующим не звонить!

Уникальный шахматный комплекс «Игра королей» Chess game of kings не имеет аналогов в мире! Это невероятное произведение искусства, которое украсит гостиную миллиардера или арабского шейха. В качестве идеи для композиционного оформления были использованы легенды древних народов майя и ацтеков. На игровой доске мы видим древних воинов, столкновение Солнца и Луны, поединок Темной и Светлой сторон.

Для создания самых дорогих шахмат в мире было затрачено около 10 тонн обсидиана, который был отобран из общего количества массой 100 тонн. Подобное совершить еще раз невозможно! Кроме того, лучшие мастера Европы, Мексики и США использовали в большом количестве серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Chess game of kings obsidian price is 2,7 million euro (цена 201 миллион рублей по курсу на 10 марта 2019 года).

Работа над шахматным комплексом велась вручную в течение двух лет. За это время специалистам удалось создать восьмое чудо света, цена которого в рублях равна эквиваленту.

Размеры стола составляют 160×160×65 см, а его масса - одна тонна. Высота фигурок варьируется от 20 до 45 см. Для отделки нижней части стола была использована черная натуральная кожа. Общая масса использованного серебра - 50 кг.

Это удачный подарок для персон, которые ценят по-настоящему эксклюзивные вещи! Масса комплекта 1 тонна. Шахматы "Игра королей" находятся в Москве.

Условия просмотра и покупки

Просмотр возможен только по письму о намерениях с выпиской из расчетного счета о наличии денежных средств. Продавец может показать бесплатно 1-2 любые фигуры. Чтоб увидеть весь комплект надо собирать несколько дней, чтобы показать целиком в собранном состоянии, эта работа уже оплачивается 30 тысяч евро (оплата инкассации по Москве).

Вывозить из России можно, при вывозе из России ничего платить не надо (в смысле налогов и пошлин). При ввозе в другую страну надо узнавать отдельно, в зависимости от законодательства данной страны. Все серебряные элементы были опробированы в пробирной палате РФ.

Шахматы в наличии, информация подтверждена в ноябре 2018 года!

«Руководство детскими исследовательскими проектами в семье и ДОО»

Проект

«Шахматы – игра королей».

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2017 года

Название: «Шахматы – игра королей».

Минкевич Нана Николаевна.

Сроки реализации: октябрь – апрель.

Введение:

Концепция развития шахматного образования в учебных учреждениях Российской Федерации нашла отражение в нормативных документах Департамента образования и молодёжной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Был утверждён план мероприятий по популяризации игры в шахматы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определены основные направления развития начального шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры.

Шахматы – потрясающая интересная старинная логическая игра, замечательное изобретение человечества. Это игра миллионов людей, один из самых массовых и популярных видов спорта. Ежегодно проводятся тысячи соревнований, в том числе и среди маленьких детей. Есть даже детские чемпионаты мира и детская шахматная Олимпиада. Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М.Таль - в 7 лет.

Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.

В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Актуальность :

Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.

Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.

В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.

Проведя с детьми и их родителями беседы о шахматах, их роли для развития детей и проанализировав перспективное планирование по реализации кружковой работы «Шахматы и дети», выяснилось, что дети и родители нашей группы на начало учебного года:

    не играют в шахматы;

    с настороженностью и непониманием отнеслись к моей кружковой работе по обучению детей игре в шахматы;

    дети не имеют понятия об игре в шахматы;

    у родителей незначительные знания о пользе шахмат для детей;

    дети не знают, что игра в шахматы – один из видов спорта.

И мы совместно с родителями и детьми решили начать работу по проекту «Шахматы – игра королей».

Я вспоминаю свои начальные шаги в шашках и шахматах. Первый толчок для меня сделал мой папа, когда я училась ещё в начальной школе. И я, не раздумывая, окунулась в эти увлекательные игры оживших фигур. И я решила познакомить и научить детей нашей группы игре в шахматы. А также расширить знания родителей о мире шахмат.

Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.

Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.

Если начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.

В своей книге Василий Сухомлинский писал: «Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить её понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления. В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

В нашей группе 17 мальчиков, они подвижны и немного неусидчивы. Для таких ребят игра в шахматы выполняет еще и коррекционную функцию, воспитывает усидчивость.

Информационная карта проекта:

Тип проекта: семейный, игровой, исследовательский.

Место реализации: МАДОУ «Цветик-семицветик» (2 корпус), старшая группа № 22.

По виду деятельности: исследовательский.

По продолжительности: долгосрочный.

По времени реализации: сентябрь 2016 года – апрель 2017 года.

Участники проекта: воспитатель Минкевич Нана Николаевна

дети старшей группы № 22

родители группы № 22

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Цель проекта:

Расширять представления родителей детей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.

Задачи проекта:

    Создавать предметно-развивающую среду для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.

    Привлекать родителей к помощи своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.

    Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.

    Привлекать родителей и детей к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.

    Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры.

    Прививать интерес и желание детей научиться играть в шахматы.

    Развивать у детей

    Воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей в процессе обучения игре.

    Воспитывать у детей усидчивость, творчество, фантазию и логику.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое: интерактивная доска, компьютер, интерактивные игры по обучению детей игры в шахматы.

Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр.

Принципы реализации проекта:

    • Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

    Принцип индивидуального подхода к детям.

Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его развития.

    Принцип мобильности.

Можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д.

    Принцип интегративности и сотрудничества.

Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.

    Принцип систематичности и последовательности.

Такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

    Принцип доступности.

Обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.

    Принцип проблемного обучения.

Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий получают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

    Принцип компетентности педагога.

Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.

    Принцип игровой подачи материала.

В своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.

Форма и методы организации:

При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:

    беседы,

    дидактические игры,

    компьютерные и интерактивные игры,

    художественно - творческая деятельность,

    чтение сказок и книг о шахматах,

    просмотр энциклопедий о шахматах,

    разучивание стихотворений о шахматных фигурах,

    создание альбома «Великие шахматисты»,

    консультации для родителей,

    папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,

    домашние задания для совместных занятий с детьми дома.

Этапы реализации проекта:

сентябрь 2016 года – октябрь 2016 года.

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Проведение диагностики. Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

2 этап: Практический ноябрь 2016 года – март 2017 года.

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.

3 этап. Заключительный апрель 2017 года.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.

Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.

Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.

Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.

Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры.

У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.

У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.

У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.

У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Перспективный план реализации проекта:

Сроки

реализации

Название темы

Проводимые мероприятия

сентябрь - октябрь

1 этап: Организационно-подготовительный

    Выбор темы проекта.

    Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».

    Консультация для родителей «Развивающие игры».

    Подбор методического материала к проекту.

    Разработка тематического планирования проекта.

    Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.

    Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

    Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.

    Изготовление альбома «Великие шахматисты».

ноябрь – апрель

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

    этап: Практический

1 неделя –

«Понятие «шахматы». «Мир шахмат».

2 неделя - «Шахматная доска»

3 неделя –

«Шахматные фигуры»

4 неделя – «Начальное положение шахматных фигур»

5 неделя – «Шахматная фигура – ладья»

1 неделя – «Шахматная фигура – слон»

2 неделя –

«Конь».

3 неделя –

«Ферзь».

4 неделя -

1 неделя – каникулы.

2 неделя –

«Разыгрывание небольших этюдов».

3 неделя -

«И король жаждет боя».

4 неделя -

«Маленькая фигура – пешка»

1 неделя –

«Шах, пат, мат».

2 неделя – «Рокировка».

3 неделя -

«Мат в один ход».

4 неделя -

«Закрепление пройденного материала».

1 неделя –

«Дебютные законы. Ловушки».

2 – 4 недели –

«Подготовка к шахматному турниру».

    Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников» А.С.Трофимова.

    Информация для родителей

    Закрепление знаний о шахматной доске.

    Чтение сказки «Удивительные
    приключения шахматной доски».

    Дидактические задания:

    Советы родителям при обучении игре в шахматы.

    Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».

    Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве».

    Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией.

    Дидактические задания:

«Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».

    Домашнее задание по теме в тетрадях.

    Знакомство с книгой Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).

    Знание о фигуре ладья.

    Дидактические задания и игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

    Домашнее задание по теме в тетрадях.

    Консультация для родителей
    «Развивающие игры».

    Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие.

    Дидактические задания: «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

    Знания о фигуре слон. Ход коня и взятие.

    Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие и защита», «Игра на уничтожение».

    Знания о место ферзя в начальном положении.
    Ход ферзя и взятие.

    Домашнее задание в тетрадях.

    Повторение всего пройденного материала.

    Дидактические игры и задания на закрепление пройденного материала.

    Лепка «Шахматные фигуры».

    Компьютерные игры по обучению детей игры в шахматы.

    Знакомство с книгой В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика».

    Консультация для родителей

    Знакомство с королем, его ходами.

    Задания в книге В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».

    Консультации для родителей по выполнению домашних заданий.

    Знакомство с правилом «Взятие на проходе, пешечные заповеди».

    Задания в книге В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».

    Компьютерные шахматные игры.

    Знакомство с рокировкой, её условия. Правила рокировки.

    Компьютерная игра «Динозаврик учит шахматам».

    Игры из книги Ф.Лозано «Шахматы для детей».

    Просмотр мультфильмов о шахматах.

    Домашние задания из книги В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».

    Рисование «Шахматные приключения».

    Конкурс «Шахматная игра своими руками».

    Домашние задания из шахматных обучающих книг.

    Игры из книги Ф.Лозано «Шахматы для детей».

    Домашнее задание: игра в шахматы. Разбор шахматных композиций.

    Семейный конкурс творческих работ «Сочиним шахматную сказку».

апрель

    этап: Заключительный

    Семейный праздник «Папа, мама, я – шахматная семья».

    Шахматный турнир.

    Оформление фотоальбома «Шахматы – любимая игра».

Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :

октябрь 2016 года.

В группе 28 детей, только 9 детей знают основные правила игры, применяют их в игре, частично пользуются помощью взрослого – средний уровень.

Остальные 19 детей – не знают основные понятия в шахматах, не имеют знания об игре в шахматы, интереса к игре не проявляют – низкий уровень.

Никто из детей в группе не проявляет интереса к игре, не умеют решать шахматные этюды, не владеют правилами игры в шахматы – высокий уровень.

2 диагностика

конец января 2017 года.

Наблюдалась положительная динамика.

4 ребёнка показали низкий уровень.

14 детей показали средний уровень.

10 детей показали высокий уровень развития.

Работу по проекту «Шахматы – игра королей» мы будем продолжать до апреля 2017 года.

Перечень нормативно-правовых актов и используемой литературы:

    Конвенция о правах ребёнка.

    Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17.12. 2009 № 313-ФЗ).

    Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (изменения ФЗ от 21.07.2011г. № 252-ФЗ).

    Приказ от 27.10.2011 г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

    Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Цветик-семицветик».

    Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».

    В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

    Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011.

    Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).- Ростов-на-Дону: Владис, 2014.

    Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с.: ил.

    Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей: Основные понятия, тактические приемы: [для дошк. и мл. шк. возраста] / Н. М. Петрушина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 222 с.: ил.

    Сухин, И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с.: ил.

    Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С.252-263.

    Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А.М.Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015.

    «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников/ А.С.Трофимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

Рассказ детям
«Как произошли шахматы?»

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2016 года

Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

Информация для родителей
об истории происхождения шахмат.

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2016 года

Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет!

Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

Консультация для родителей
«Одарённые дети».

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2016 года

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Наблюдения о том, что умственные возможности людей равны, старо как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания. Люди древности понимали, сколь существенна разница между гением и простым смертным человеком. Также давно замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем. Есть мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых. Но как бы ни был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка такого ребёнка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одарённости состоит в том, что в них непросто выделить индивидуальное. Одарённые дети иногда ничем не отличаются от своих сверстников. Однако одарённость охватывает широкий спектр индивидуально - психологических особенностей. Большинству одарённых детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Их отличает высокая любознательность и исследовательская активность.

Чаще всего внимание к одарённым детям привлекает их большой словарный запас, а также умение правильно ставить вопросы. Многие одарённые дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, выражают их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Их отличает повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Очень важно своевременно уловить черты индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одарённость ребёнка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Одарённость - дело штучное, это всегда индивидуальность. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встаёт проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Одарённые дети обладают особенностями:

Быстро схватывать смысл проблемы;

Подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Существуют разные стратегии занятий с одарёнными детьми. К ним относятся ускорение и обогащение.

Для одарённых детей взрослые разрабатывают индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ребёнка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных способностей; проявляет уважение к индивидуальности ребёнка.

На протяжении многих веков одарённость рассматривалась несколько автономно от социально - педагогической практики. Основное внимание было обращено не на феномен одарённости, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одарённости было принято считать интеллектуальную и творческую одарённости.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к выявлению и развитию одарённых детей. Существуют два мнения. Одно из них, для обучения одарённых детей необходимо создавать специальные образовательные учреждения. Другое: одарённые дети должны быть вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди обычных людей, общаться с ними и работать.

Работа с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от взрослых личностного роста, обновляемых знаний в области психологии одарённых.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

Консультация для родителей
«Развивающие игры».

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2016 года

Огромный магазин – настоящее царство игр и игрушек. Кажется, чего тут только нет! И настольные, и электрифицированные, и механические, и музыкальные… Море красок и - океан ребячьих желаний:

Мама, купи…

Мне очень-очень хочется…

Ох, эти умоляющие детские глаза! Какое родительское сердце не дрогнет! И вот уже рука тянется за кошельком… Минуточку! Давайте попытаемся разобраться: чем же вы руководствуетесь при покупке очередной детской игрушки или игры? Желанием ребёнка? Чтоб не приставал? У соседского Вовки есть, а мой что – хуже? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно или… просто модно?

Купили: что-то дорогое, сверкающие и совсем-совсем как настоящее… Новая игрушка – всегда радость, но… проходит полчаса, час, а в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже неинтересна. Кто тут виноват: игрушка, ребёнок или… папа с мамой? Вопрос этот очень и очень непрост.

Об играх написано немало книг, большие коллективы специалистов работают над созданием новых игрушек, их производством занимаются целые отрасли промышленности. Всё это, конечно, не потому только, чтобы дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Что чаще всего покупают, например, для девочек? Всевозможных кукол, посуду и мебель для них, швейные и стиральные машины, рукодельные принадлежности, т.е. уменьшенные модели того семейного быта, с которыми женщине придётся иметь дело всю жизнь. Конечно, никто не будет возражать, что подготовка к будущей семейной жизни, к бытовому труду должна найти своё отражение в играх. Это хорошо. Плохо другое: чаще всего этим круг игр для девочек и ограничивается (настольные игры развлекательного характера в счёт не идут). Конструкторы? Это считается почему-то занятием для мальчиков. Ну, мозаика, кубики – это ещё куда ни шло. Но конструкторы? Зачем ей?

Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин и самолётов, для них предназначаются и строительные материалы, и сборные модели, и управляемые игрушки, и всевозможные конструкторы, ценность которых для интеллектуального развития детей вряд ли кто будет оспаривать. С помощью игр типа «Конструктор» безусловно, можно развивать многие стороны творческих способностей, но, по нашему мнению, они часто используются далеко не лучшим образом (подробнее об этом говорится в описании игры «КБ САМ»). Кроме того, игры этого типа рассчитаны на более старший возраст, во всяком случае, на школьный. Ведь не купит папа конструктор 2- или 3-летнему малышу?

К конструкторам обычно начинают присматриваться тогда, когда дети уже подросли, т.е. годам к 8-9. А как же самый благоприятный для развития возраст? Что дать ребёнку в год, два, три? Чтобы польза была не меньше, чем от конструктора, и чтобы игра увлекала малыша, дала ему здоровую и интересную «пищу» для ума, и при этом достаточно сложную. Причём очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие , и не день, не неделю, не месяц, а год, два, три и дальше вела бы его за собой.

НУЖНЫ ИГРЫ НОВОГО ТИПА, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Сущность и особенность развивающих игр.

Такими играми являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции. Таким образом, знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Очень много зависит от пап и мам, в том числе от их творческого подхода и к самим играм. Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими играми и попробовать играть в них со своими малышами, сами папы и мамы, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополнят имеющиеся задания новыми. Родители придумают новые варианты игр, способствующих развитию других сторон, других способностей, будь то специально математические или физические, химические или технические.

Играя вместе, не спешите показывать, что вы быстрее малыша можете справиться с заданием, и даже устраивать соревнования со старшими. Когда игра будет идти на равных или малыши станут обгонять взрослых, интересно станет всем.

А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.

    Радоваться успехам, но не захваливать. Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием.

    Ни пресыщения, ни принуждения! Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятия играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть.

    Самостоятельно – без подсказки! Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребёнка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.

    Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок. Очень часто, желая что-то внушить ребёнку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же. Нет лучше способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в общении.

    Непринуждённая обстановка. Для любой игры необходима непринуждённая, свободная обстановка, когда всё внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь».

Желаем вам успеха!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

Советы родителям

при обучении игре в шахматы.

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2017 года

Цепкая память и любознательность детей позволяют увлечь их игрой в шахматы. Попробуйте перелистать историю шахмат: бросится в глаза, что многие шахматисты познакомились с этой игрой в раннем детстве. Советский гроссмейстер Пауль Керес и чемпион мира кубинец Х.Р. Капабланка пристрастились к шахматам в четырёхлетнем возрасте, чемпион мира Анатолий Карпов- в пятилетнем, чемпионка мира среди женщин Нона Гаприндашвили – в шестилетнем.

Я не собираюсь давать советы, как растить шахматных вундеркиндов. А как научить детей шахматной игре, привить им любовь к ней.

Обучать надо начинать с 5-6 лет. Для того чтобы ребёнок научился играть в шахматы, достаточно уделять этому 20-30 мин. в день. Помимо вовлечения детей в мир шахмат эти занятия помогут воспитать у них внимание, наблюдательность, выдержку, умение сосредоточиваться, быстро принимать решения. Разумеется, приобщать детей к шахматам нужно без принуждения, опираясь лишь на их любознательность, которую вы должны стимулировать увлекательными пояснениями.

Начинать изучение игры никогда не поздно, лишь бы не допускать увлечения шахматами в ущерб режиму дня и другим интересам ребёнка. Воспитание детей дошкольного возраста должно быть разносторонним, гармоничным. Родителям следует помнить, что форсировать обучение шахматной игре не следует. Делать это надо не спеша, растянув курс обучения на год.

Основной метод обучения детей шахматам - игра. Уже сам процесс познания должен быть облечён в форму увлекательной и доступной игры. Формы, методы, приёмы постоянно разнообразятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Теперь о самом процессе обучения. Мы начинаем его с пешки - и не случайно: эта фигура для восприятия всего понятнее детям, и уже одними пешками можно начинать игру. Познакомившись с пешкой, принимаемся за изучение других фигур.

На первых порах ни в коем случае не следует предлагать играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это условие, мы приучаем детей видеть поле, распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и изученных фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда юные игроки приступают к игре всеми фигурами, разучивают их взаимодействия, запоминают простейшие комбинации игры и затем переходят к решению простых задач в один ход.

На разных этапах обучения форма познания детьми шахматных правил должна меняться в зависимости от подготовленности и способности игроков.

В начале обучения, преобладающим способом сообщения новых знаний должен быть рассказ или объяснение взрослого с обязательным показом на шахматной доске. Объяснения должны быть ясными и чёткими.

По мере того как ребёнок овладевает основами игры, ему предоставляется возможность играть чаще. Наблюдая за игрой, взрослый сосредотачивает всё внимание лишь на характерные ошибки, показывая и разбирая их на шахматной доске. Можно обратиться к ребёнку с вопросом: « А может пешка ходить и есть назад?» При этом взрослый старается добиться от ребёнка правильного ответа. Таким образом, детям предоставляются большие возможности для размышлений и совершенствования самостоятельных творческих поисков. Взрослый должен умело направлять эту деятельность, обращаясь к детям примерно с такими словами: « Лена, ты сделала хороший ход. А теперь, дети, давайте вместе подумаем, нет ли здесь ещё лучшего хода». И если дети отыскивают его, надо тщательно обсудить этот ход, объяснить, чем хорош и чем лучше Лениного. Чем больше таких находок, тем крепче дети привязываются к игре, тем больше удовольствия получают от общения с ней.

Для обучения игре лучше приобрести шахматы с размером доски 40-40 см. Фигуры здесь располагаются свободнее, просторнее, чем на доске меньшего размера. Учиться игре на таких шахматах детям легче. При игре доска всегда располагается так, чтобы на левом углу было чёрное поле, а на правом - белое. Обратите на это внимание, потому что очень часто дети ставят доску не правильно.

Интерес к шахматам у детей проявляется по - разному: одни сразу заболевают ими, других нужно к ним подтолкнуть. Оказывая ребенку, помощь в изучении игры, старайтесь тактично, неназойливо поддержать его интерес к игре. Нельзя хвалить одних детей и ругать других за их успехи и неудачи. Познание шахматной игры у детей идёт неравномерно. Очень важно в процессе обучения воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя игру по принципу от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, вкрапливая в уроки элементы занимательности и новизны.

Перед игрой не лишней будет беседа такого содержания: « Шахматисты играют не торопясь и ведут себя тихо, чтобы можно было обдумать хороший ход. Во время игры нельзя спорить, громко разговаривать - так вы будете мешать себе и другим».

Родители часто задаются вопросом, а поддаваться ли ребёнку в игре.

Иногда стоит сделать вид, что вы проиграли ребёнку. Но часто делать этого не следует: дети привыкают к лёгким победам, и будут воспринимать проигрыш весьма болезненно. Лучше дать ему фору (отдать, например, ферзя, ладью, а то и несколько фигур сразу), оставляя такое минимальное количество фигур, чтобы обе стороны испытывали к игре обоюдный интерес, преодолевая одинаковые трудности. Тогда дети будут совершенствоваться в игре быстрее.

Правда, не все дети и не всегда охотно берут фору, считая, видимо, что они и так хорошо играют. Когда дети повысят свой класс игры, фора уменьшается настолько, насколько сильнее станет игра юного шахматиста.

Родителям полезно после игры разобрать с детьми их ошибки. Необходимо постепенно приучать их из нескольких ходов в игре выбирать самый лучший, наиболее выигрышный.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

Консультация для родителей

«Шахматы в дошкольном возрасте».

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2016 года

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Шахматы - старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком?

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению - те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы - мыслить самостоятельно.

2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, "музыки шахмат" - этюдов.

4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное - дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

«Познавательная». Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

«Воспитательная». Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

«Физическая». Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам?

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

Первый шахматный урок .

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок, прежде всего, ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам. Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка. Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Детские шахматные турниры.

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся, начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы - это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперреактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия - осторожно дозируемые и бережно направляемые - при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше - превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы.

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:

Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка "бьет" чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.

Королева (визирь) - самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.

Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.

Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры - взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно "съесть", если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит "плен", то ему объявляют "шах" и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и "мат". На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.

Что дает игра в шахматы ребенку?

В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное - проигрыш) - приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Шахматы - эффективная модель для формирования у ребенка механизма "действия в уме", что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.

Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение - это только новая возможность для развития.

И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение игре в шахматы - не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.

Для ребенка же шахматы - увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам - 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.

На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии - дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.

Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи, викторины.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

«Шахматные загадки».

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2016 года

Шахматные загадки - это своеобразный тест на усвоение материала в игровой форме. Загадки тренируют логическое и абстрактное мышление, развивают воображение. Этим методом пользуются достаточно давно.

Когда ребенок еще не полностью усвоил принципы игры, шахматные загадки применяют для закрепления знаний в процессе . Если ребенок не может отгадать шахматную загадку, значит, нужно еще раз повторить пройденный материал и загадать загадки снова. При правильном ответе обязательно хвалите, и поощряйте ребенка.

В загадка является первой ступенью в развитии комбинационного зрения и анализа, которые крайне необходимы для поиска ошибок соперника и определения решений в типичных позициях. Со временем нужно переходить к анализу простых комбинаций. Это занятие похоже на занятия с шахматными загадками.

Помните, чем больше ребенок сумеет решить комбинаций, тем выше будет становиться класс его игры в шахматы.

Стою на самом краю, Я силой и мощью своей

Путь открою – подойду. Лишь по прямым полям

Только прямо хожу, И линиям прокладываю путь.

Как зовут, не скажу И горе тем, кто на пути моем

Ответ: Ладья Пытается «вздремнуть».

Ответ: Ладья

Не живет в зверинце, Когда мы встанем в строй,

Не берет гостинцы, Нас спутает любой.

По косой он ходит, Но лишь начнется бой,

Хоботом не водит. У каждого путь – свой.

Ответ: Слон Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

Два братца в одной армии служат, Я смел, и строен, и высок:

А встретится друг с другом не могут. Предпочитаю ходить и бить

Ответ: Белопольные и Всегда по-своему: наискосок.

Чернопольные Слоны Ответ: Слон

Передвигаются не косо Гладкий люблю я,

И не прямо, Расчищенный путь:

А буквой «Г» - На шаг в любую сторону

Так шахматисты говорят. Могу шагнуть!

Ответ: Конь Ответ: Король

Он в шахматах, можно сказать, чемпион, Видимо, она упряма,

И шаг у него широк. Если ходит только прямо,

Умеет ходить как ладья, и как слон - Не петляет: прыг да скок,

И прямо, и наискосок. Не шагнет наискосок

Ответ: Ферзь Ответ: Пешка.

Прыгнет он. Подковы звяк! Фигура – маленький солдат,

Необычен каждый шаг: Лишь команды ждет,

Буква «Г» и так, и сяк. Чтоб с квадрата на квадрат

Получается зигзаг! Двигаться вперед.

Ответ: Конь Ответ: Пешка

Кто ходит прыг-скок и в бок? Два братца через грядку смотрят,

Ответ: Конь А подойти друг к другу не могут

Ответ: Король

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

«Загадки-рифмы».

Воспитатель

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2016 года

Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый …… (конь).

Безопасные поля поищи для…(короля).

Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны).

И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь).

Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска).

Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка).

В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья).

На доске есть у меня две лошадки, два….(коня).

Кто не мечтает за ночь превратиться из золушки в принцессу? И кто не понимает, что так не бывает?

Изменения в жизни человека, которые приносит настройка фен шуй, происходят постепенно, часто болезненно. Как правило, требуется от трех месяцев до года, чтобы изменения стали заметны и результат обрадовал.

Сегодня я расскажу историю своей клиентки. Из нее вы узнаете, почему полумеры приносят вред и почему важна последовательность действий.

С героиней нашего рассказа я познакомилась случайно. Она попросила сделать фен шуй аудит ее массажного салона. Про фен шуй ничего не знала. Мои намёки посмотреть ее жилье игнорировала, думаю, осторожничала. Мы сделали в офисе перестановку, активировали белые звезды, включили маркетинговые техники и простую математику: приход-расход и сколько вообще ей для жизни надо. Нам удалось повысить доход в 2 раза примерно за три месяца. Но потом случился ступор. Активации перестали работать. Доходы стали снижаться. А приближалось лето, пора отпусков, клиентка запаниковала и попросила меня сделать еще «что-нибудь».

«Что-нибудь» быстродействующее – это Ци Мень. Мы активировали духа, который отвечает за материальные блага. Дня три от клиентки не было известий, и я решила, что опыт не удался. Позвонила ей сама. А она «в мыле». Оказывается, на следующий день после активации ей позвонил старинный приятель, с которым они несколько лет назад вели бизнес. Он попросил помочь ему продать …драгоценные камни стоимостью 200 миллионов евро. Это очень специфические камни – с большой каратностью для оплаты залога банку. Ее процент – не раскрываю коммерческую тайну – представьте сами. Баснословная куча денег, другими словами. Пока клиентка рассуждала, достойна ли она такого заработка, появились ОНИ…уникальные шахматы «Игра королей» из красного и черного обсидиана с отделкой из серебра, золота и драгоценных камней.


Это единственный такой набор в мире. Повторить его невозможно. На изготовление уникальных шахмат ушло 10 тонн обсидиана, 50 килограммов серебра и 2 года работы большого коллектива мастеров из Мексики и Голландии. Такие шахматы украсят любой дом, но до сих пор ждут достойного. Стоимость набора эксперты оценивают от 35 миллионов евро и выше.

На публике шахматы выставлялись лишь несколько раз. У вас есть уникальная возможность увидеть своими глазами эту неземную красоту. Образы шахматного набора «Игра королей» взяты из легенд ацтеков и майя о борьбе Солнца и Луны.


Мне кажется, шахматный стол «Игра королей» возник в этой истории как символ. Ведь в древнем Китае тайными знаниями мог пользовать только император. Простых людей без сожаления казнили, если они пробовали чем-то воспользоваться из арсенала фен шуй или тем более Ци Мень. Для нашей культуры китайская метафизика все-таки чуждое знание, чуждое именно по своей ментальности. И, возможно, нам не хватает благоговения перед ним, не осознаем мы всей мощи этого искусства. Ведь, согласитесь, несопоставимы просьба клиентки дать ей «сколько-нибудь денег» и отклик пространства в миллионы евро.

Клиентка взяла оба заказа – и на камни, и на шахматы. Покупатели выстроились в очередь. А сделка не закрывалась. Причем, что странно, покупатели не отказывались, а постоянно ссылались на какие-то форсмажорные обстоятельства. Клиентка нервничала: деньги рядом, а в руки не даются.

В это время я уехала в Испанию, в Кабо Роиг, по своей программе, о чем рассказала в статье Базовый курс летящих звезд у Оксаны Сахрановой вернул меня с небес на землю. Сначала должен быть настроен базовый феншуй, а потом уже все прибамбасы активаций и другого заигрывания с пространством! Ведь не зря существует правило:

Успех бизнеса зависит от КВАРТИРЫ владельца!!!

Вернувшись в Дюссельдорф, я сразу же отправилась домой к своей клиентке. Сделали измерения Лопанем, посчитали летящие звезды, расселили их по комнатам…и вот тут открылась вся правда. Базовые условия благополучия, получения денег, реализации себя в этой квартире не выполнены! Хуже того, у хозяйки начались серьезные проблемы со здоровьем, о которых квартира сообщила бы нам, спроси мы ее раньше.

Львиную долю консультации занимает тема «что делать?» . Мы увидели два варианта. Поменяться комнатами с детьми или перелечь в гостиную…на матрас, потому что в нужное место кроме матраса ничего не помещалось.

Обмен комнатами сорвался – кровать хозяйки не вписывалась в размер комнаты детей. А детские шкафы были скручены намертво, не разбирались и в двери не проходили. Помучавшись всю отведенную на перемены двухчасовку, они оставили все как есть. А вечером согласно варианту-2 клиентка притащила в гостиную матрас.

Утром ее разбудил телефон. Звонил один из потенциальных покупателей камней и подтверждал готовность их приобрести. Потом позвонил один из покупателей шахмат и тоже попросил придержать их для него. …но! Фен шуй он же не про мешок денег в самом деле. Клиентка стала понимать, что в ней самой что-то не то. Что не хочется ей легких денег. И что вообще не так надо жить и не про деньги думать) Как она выразилась: «Появилась ясность в голове, что мне нужно делать» .

Что же она сделала?

  1. Резко бросила курить. А курила по полторы-две пачки в день лет 20! Ее отвернуло эмоционально, но физически была страшная ломка. Женщина выдержала.
  2. Поняла, что ей хочется зарабатывать не как посреднику, а делая полезные и важные вещи для людей. Она поступила в вуз на специальность психотерапевта. О чем, как выяснилось, давно мечтала.
  3. Пересмотрела перечень услуг в массажном салоне по принципу 80% денег приносят 20% клиентов. И ее доходы снова выросли, при этом от работы освободилось несколько часов в день.

И эти изменения произошли всего за месяц!!!

К возможности прихода в свою жизнь миллионов евро от сделки с камнями и/шахматами клиентка относится теперь спокойно. Придут – значит, она организует на эти средства центр развития возможностей человека. Если не придут, тогда этот центр будет создаваться как-то иначе.

Жизнь подскажет. Фен шуй поможет.

С уважением, Ирина Маковецкая

Консультант международного форума феншуй