Игры для знакомства и активизации общения. Коммуникативные игры

  • 12.12.2023

Ритуал шамана

Оборудование: коврики, наряд для шамана.

Игроки делятся на 2 команды. Команды садятся по обе стороны от шамана. Они садятся таким образом, чтобы каждый игрок держал за руку другого игрока. Глаза игроков закрыты, кроме первых. Во главе игроков сидит шаман, возле него стоит священный "тотем". Задача играющих - заполучить этот священный "тотем". По сигналу шамана (это может быть все что угодно: почесывание уха, подмигивание и т. д.) ребята начинают передавать сигнал пожатием руки. Последний игрок, получив сигнал, бежит к священному "тотему". Побеждает та команда, в руках которой окажется священный "тотем".

12. Займи место

Оборудование: стулья.

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу - один свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего - занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим

13. Место здесь

Две, одинаковые по количеству игроков группы, стоят у противоположных стен помещения спиной к спине. По знаку ведущего они пытаются достигнуть противоположную стену помещения и одновременно они пытаются препятствовать игрокам другой команды достичь их стены.

Вариант: установить перед игрой кто «нападающий», кто «защитник».

14. Газетный бой

Материал: одна газета.

Оборудование: стулья.

Все игроки сидят в кругу. Стульев в кругу должно быть на один меньше, чем участников. Ведущий – игрок А, начинает игру, он ходит в середине круга с газетой, скрученной в рулон. Когда он дотрагивается до другого, например, игрока - В (до плеча или колена), то это призыв следовать тому за ним. После этого игрок - А кладет газету на стул, который стоит в середине круга и пытается как можно быстрее занять освободившийся стул. Игрок – В молниеносно хватает газету со стула, бежит за игроком – А и пытается до него дотронуться, пока тот еще не сел на стул.

Если ему это удается, то тогда он кладет газету обратно на стул и старается занять свободное место на стуле, в то время как игрок – А снова быстро забирает газету и старается дотронуться до игрока – В.

Если ему не удается дотронуться до противника, то тогда он берет на себя роль игрока - А и ходит внутри круга, выбирая нового партнера.

15. Я змея, змея, змея

Участники стоят в круге, через одного – мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому – нибудь со словами: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый пролезает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берет левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придется!», и идет сцепление. Таким образом, с каждым разом змея все больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединяется друг к другу.

16. Преследование - охота

Материал: карточки, фломастеры.

Ведущий раздает карточки с ФИО какого- либо игрока. Звучит музыка. Все передвигаются по помещению. Этого участника, по возможности, незаметно преследует во время звучания музыки При остановке музыки каждый игрок должен попытаться схватить того игрока, которого он преследовал. А тот, в свою очередь, пытается поймать своего игрока. (можно по хлопку ведущего, если музыки нет).

17. Акция освобождения

Оборудование: повязка на глаза, веревка, стул.
Продолжительность игры: 10 - 15 минут.
Предполагаемое количество игроков:любое.
Полностью связанный участник сидит в кругу вместе с охранником, у которого завязаны глаза. Остальные участники игры пытаются его освободить.
Все игроки образуют круг со стульями. В середине круга сидит игрок, чьи руки и ноги связаны платками, шалью или повязками. Около него сидит охранник, у которого завязаны глаза.
Игроки пытаются освободить связанного игрока, т.е. пытаются развязать его. Сделать это нужно так, чтобы охранник ничего не заметил. Если охранник кого-то из игроков коснулся при попытке освободить пленного, то этот игрок должен уйти из круга.
Игрок, которому удастся освободить пленного, в следующий раз игры становится охранником.

Оборудование: монетка, ложкка.
Продолжительность игры: 10 минут.
Предполагаемое количество игроков: любое.
Игроки делятся на 2 команды. Обе команды становятся в шеренги напротив друг друга на некотором расстоянии. Посередине между шеренгами лежит ложка. Ведущий, стоя в начале шеренг, подбрасывает монетку. Если выпал "орел", то первый игрок рукопожатием передает сигнал по цепочке. После того, как последний игрок получил сигнал, он хватает ложку. Если выпадает "решка", все стоят на месте. Если первый участник ошибается, то он переходит в конец шеренги.

Вперед четыре шага...

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)
С каждым повтором темп ускоряется.

20. Многие такие игры основаны на том, что ведущий говорит некоторые слова и показывает соответствующие движения, а дети повторяют эти слова и движения за ведущим.

21. "Ехал царь по лесу"
Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу
Встретил он принцессу - 3 р
Давай с тобой попрыгаем - 3
Ножками подрыгаем - 3
Ручками похлопаем - 3
Ножками потопаем - 3
Давай с тобой покружимся - 3
И мы с тобой подружимся - 3

22. "Как живешь".
Как живешь? Вот так
А плывешь? Вот так
Ждешь ответ? Вот так
Машешь вслед? Вот так
Как бежишь? Вот так
Утром спишь? Вот так
Вдаль глядишь? Вот так
Как шалишь? Вот так
"Берег и река".

23. На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями "река", а по краям - "берег".Все стоят на "берегах". Ведущий подает команду: "РЕКА", и все прыгают в "реку". По команде "БЕРЕГ", все выпрыгивают на "берег".
"Заколдованный замок".
Играют 2 команды. 1 должна расколдовать "замок", а 2 - помешать им в этом. "Замком" может служить дерево или стена. Около "замка" находятся главные ворота - дворе ребят из 2-ой команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать "замок" по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до "замка". При этом игра считается оконченной. Но задача 2-ой команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к "замку". Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями. Оговорить условие: будут ли ребята из 2-ой команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

24. "Сантики-сантики-лим-по-по".
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние… За этом время играющие выбирают, кто будет "показывающим". Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притоптывание ногой и т.д.) Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом, на протяжении всей игры хором произносятся слова "Сантики-сантики-лим-по-по". В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

25. "Заяц без логова".
Дети стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики" или "логово зайца". Выбираются двое водящих - "заяц" и "охотник". Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.

26. "Здравствуйте".
Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте". Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Мигалки

Часть группы сидит на стульях в кругу лицом друг к другу, так что один стул остается свободным. За спинами сидящих стоят остальные участники. Тот, кто стоит за пустым стулом, - водящий – получает задание подмигивать тем, кто сидит на стульях в кругу. Тот, кто получил сигнал от подмигивающего, должен встать со своего стула и перейти на свободный стул. Задача стоящих – не отпускать тех, кто сидит на стуле перед ними, для этого они так же как и сидящие должны внимательно следить за водящим. Через некоторое время желательно поменяться группами, чтобы сидящие имели возможность половить, а стоящие посидели и попробовали убегать.
*После выполнения упражнения стоит обсудить удачные ходы водящего и других участников, похвалить особенно «цепких» стоящих и особенно внимательных из сидящих. Хотя упражнение проходит в игровом режиме и особенно глубокого обсуждения не требует, если группа настроена, можно рассмотреть вопрос, кому в какой роли больше понравилось и почему.

Пожарные

Стулья ставятся в круг, спинками внутрь. Пока музыка звучит дети бегут, когда музыка остановилась, каждый встает напротив своего стула и снимает одну вещь. Бегут дальше. Стоп. На другом стуле оставляют свою вторую вещь. Потом третью. После этого дается команда: «Пожар», каждый должен собрать быстрее всех свои вещи. Ее хорошо играть на пляже.

Перемена мест (ветер дует на того)

Играющие сидят в кругу лицом внутрь, в центре стоит водящий. Сидячие места должны быть точно определены, а их количество должно совпадать с количеством играющих. Водящий заставляет часть играющих случайным образом поменяться местами, сказав: "Поменяйтесь местами те, у кого …" и называет какой-нибудь признак, например, штаны в полосочку. После чего, все играющие, соответствующие этому признаку, встает и меняются местами. Задача водящего - в общей суматохе успеть усесться на одно из свободных мест. Тот, кому места в итоге не хватит становится водящим.


Похожая информация.


«Ветер дует».

Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Что бы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того… у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Найди друга».

Упражнение выполняется среди или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет».

Всем участнику ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички».

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенными, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Утка, утка. Гусь» (для детей с 4-х лет).

Участники игры встают в круг. Ведущий - внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, гусь». Гусь срывается сместа, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача - быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнутся и поприветствовать: «доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова бросится к свободному месту.

Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветы и реверансы должны выполнять чётко и громко.

«Сочиним историю».

Ведущий начинает историю: «Жили - были..», следующий участник продолжает. И так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его. Делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон».

Играющие становятся в линию. Держась за плечи. Первый участник - «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянутся до хвоста и дотронутся до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост». Она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Приложение 3

Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет

Коммуникативные игры

«Ветер дует на...»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Содержание. Со словами «ветер дует на того...» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Испуганный ёжик»

Цель: развитие эмпатии, доверия к миру, коммуникативных умений.

«Кто из вас видел настоящего ежа? Вы знаете, что делает ёжик, когда его пугает неожиданно появившаяся лиса или собака? Один из вас сейчас будет ёжиком, которого сильно испугали собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ёжика. Кто из вас хотел бы быть ёжиком?.. Ёжик, свернись калачиком. Представь себе, что ты ещё очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защититься. К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежа? Подойди к ёжику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте - тоже испугался бы… Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ёжик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ёжику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще - и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся». Затем ёжиком становятся другие участники группы.

Обсуждение. Что чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ёжика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ёжику? Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?

«Нос к носу»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

«Рисунок по кругу»

Цель: развитие групповой сплочен­ности и навыков совместной деятель­ности; преодоление трудностей в об­щении; формирование чувства принад­лежности к группе, умения сотрудни­чать; развитие связной речи.

Материал: альбомные листы (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: педагог предлагает: «Возьмите по одному альбомному ли­сту. Подумайте, что бы вы хотели на­рисовать. А теперь за одну минуту на­рисуйте то, что вы задумали. (Дети ри­суют.) Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать, но уже на листочках ваших товарищей. Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рас­смотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

«Похвалилки»

Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе, формирует внимательное отношение к достижениям и успехам товарищей, развивает навыки внеситуативно-личностного общения.

Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок рассказывает о поступке, которым можно гордиться. Например: «однажды я помог маме», или «однажды я выступал на празднике» и т.д.

На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово что- то сделал.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими -либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Игра «Подарки»

Ход игры: все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем подарить любой подарок. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «Спасибо».

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Скульптор»

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

«Вспомни имена своих друзей»

Цель: стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

«Свеча».

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход игры: Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение некоторого времени смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т.п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями.

В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим взаимоотношений детей внутри группы.

Игры и упражнения на развитие внимания

«Звуковые прятки»

Взрослый говорит:

А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор. Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.

Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.

«Слушай хлопки»

Цель игры: развивать активное внимание.

«Четыре стихии».

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается - считается проигравшим».

«Найди каждой пчелке свой цветочек» (рис. 1)

Цель игры: развивать зрительное внимание.

«Трутень и пчелы»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: взрослый говорит:

Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.

«Раскрась филина»

Цель: развитие внимания и мелкой моторики (рис.2).

«Девочки» (рис. № 3).

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:

а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);

б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;

в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;

г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;

д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

«Домик»

Цель: исследование и развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

«Дорисуй картинки».

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.

«Найди, зачеркни и сосчитай» (рис. № 6).

Цель: формировать умение сравнивать и анализировать, распределять и переключать внимание.

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:

а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;

б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;

в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

«Пол - нос - потолок»

Цель: развитие внимания и произвольного поведения.

Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

«Коробочка ощущений»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В коробку с прорезью для руки кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в коробку, найти нужный предмет или нащупать предмет и угадать его.

Игра «Дотроньтесь до...»

Цель: развитие внимания и произвольности; координации движений.

Психолог предлагает выполнить следующие действия:

Дотроньтесь правой рукой до носа, а теперь - левой рукой до носа. Дотроньтесь правой рукой до правой коленки, а теперъ - до левой. Левой рукой дотянитесь до правого уха, правой рукой - до левого уха, обеими руками - до затылка. И т.д. По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами

Методика «ВОК» (внимание-ориентация-количество)

Цель: определение уровня развития внимания ребенка, его способность к простейшей ориентации в пространстве и его представление о количестве.

Инструкция. Сначала с детьми разбирается левое-правое расположение квадратов на плоскости листа.

Затем дается инструкция: - Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз.

    В левом верхнем квадрате нарисуйте палочек столько, сколько вы видите у меня в руке карандашей (показываете три карандаша).

    В правом нижнем квадрате нарисуйте треугольники так, чтобы их было больше, чем палочек.

    В левом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было меньше, чем палочек.

    В правом верхнем квадрате нарисуйте маленькие квадратики - столько, сколько будет, если сложить вместе палочки и кружочки.

    В нижнем среднем квадрате нарисуйте крестики, так чтобы их было на два больше, чем квадратиков.

    А теперь мы будем рисовать в верхнем среднем квадрате жирные точки.

Посмотрите, на сколько меньше у вас нарисовано палочек, чем крестиков, столько и нарисуйте жирных точек. (Последнее предложение повторяется дважды.)

Предварительно, до начала выполнения задания с детьми обсуждается, как надо рисовать крестики и жирные точки.

Оценивать полученные результаты можно различными способами, в зависимости от цели обследования и наличия времени для подсчета.

В исследовании на разных этапах анализа полученных результатов можно применять два различных способа подсчета.

Оценивание конечного результата по трехбалльной системе:

1 -справился с ориентацией на плоскости листа (1 балл);

2 - справился с заданием на количество (1 балл);

3 - выполнил без ошибок - добавляем 1 балл за внимание; допустил ошибку либо при ориентации, либо при счете - 0,5 балла.

Полученные баллы не суммируются, а рассматриваются как сформированность отдельных процессов.

Максимальная оценка за выполнение всего задания - 3 балла.

Кроме того, при заключительном анализе выполнения задания можно использовать еще одну, более жесткую дифференциацию полученных результатов.

Если ребенок не справился хоть с одним из заданий, у него 0 баллов, и только выполнив все верно, получает 1 балл.

Игры и упражнения на развитие мышления

«Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов.

Описание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

«Найди пару»

Описание: среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой (рис. 7).

«Ну-ка, отгадай!»

Описание: группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».

Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.

После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Примечания:

    Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это - человек?» и т. п.

    Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

«Противоположность»

Цель: развитие мышления и речи.

Содержание: ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Назови одним словом»

Цель: развитие навыков анализа и обобщения.

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

«Закономерности» (рисунок 8)

Цель: развивать логическое мышление, делать выводы, умозаключения.

«Подбери слово по аналогии»

Цель: развивать логическое мышление.

1)корова-теленок

курица-(цыпленок)

кошка-(котенок)

2) ночь – луна

день-(солнце)

3)снег- лыжи

лед-(коньки)

4) начало – конец

день –(ночь)

5)морковь-огород

яблоко-(сад)

6) футбол - мяч

хоккей – (шайба)

7)заяц-кролик

рысь -(кошка)

8) пароход –море

самолет – (небо)

9)зима- холодно

лето-(тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

заяц- прыгает

«Один - много»

Цель: развитие речи и мышления.

Психолог называет слова в единственном числе и просит детей поочередно произносить их во множественном числе, например: дерево - деревья, муха - мухи, дом - дома, город - города, фонарь - фонари, самолет - самолеты, круг - круги, помидор - помидоры и т.п.

«ЦЫПЛЯТА» (модификация известных тестов Г. Айзенка)

Цель: исследование и развитие сформированности абстрактно-логического мышления (умение ребенка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки).

Инструкция: Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они - братья и сестры, поэтому и потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

Цель: исследование и развитие вербально-логического мышления.

Инструкция: Зачитывается 6 предложений (3 из них составлены логически верно и 3 - нет). Детям предлагается заполнить таблицу, состоящую из 6 строчек, где на каждой строке находятся два варианта ответов: «ДА» и «НЕТ». Если ребенок согласен с зачитываемым высказыванием, то он обводит ответ «+» кружочком, если наоборот - значит ответ « ― ».

Данная методика предварительно чертится на доске и разбирается с детьми, чтобы они поняли принцип заполнения таблицы. Практика показывает, что если ребенок после разбора все равно делает ошибки в заполнении таблицы, то скорее всего у него будут трудности с усвоением школьного материала. Для тренировки берутся другие предложения, с иной последовательностью правильных и неверных ответов, чем при проведении методики.

Таблица ответов:

Цель: выявление и развитие творческого потенциального уровня воображения детей.

Инструкция: Детям предлагается 4 символа, которые надо дорисовать, чтобы получились целые образы, которые следует затем назвать. Необходимо помочь ребенку подписать рисунки, так как дети не всегда знают правильное название предмета, который изобразили.

Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы

«Кричалки - молчанки - шепталки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Описание: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

«Секрет»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Описание: всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Замри»

Цель: игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

«Тыкалки».

Цель: обучение умению владеть своими чувствами.

«Шарик»

Цель: расслабление мышц живота.

Содержание: психолог «Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц живота. Плечи не поднимайте. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряженный!

Вот так шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко … ровно … глубоко …

«Злость пришла и ушла»

Цель: способствовать проявлению эмоции «злость, гнев» социально приемлемыми способами, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.

А теперь топайте ногами, наберите воздух и на выдохе произносите «а-а-а...», машите руками, сжатыми в кулаки.

Возьмите газету, сомните ее, бросьте на пол, прыгайте на ней, топчите ее ногами, постучите по ней кулаками, порвите ее на мелкие кусочки.

Изобразите капризного ребенка: лягте на спину, стучите по полу руками и согнутыми в коленях ногами, мотайте головой из стороны в сторону, произнося «а-а-а».

Злость ушла, тело расслабилось, слушаем музыку.

«Ругаемся овощами»

Цель: Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства. Учить преодолевать негативные настроения.

«Море волнуется»

Цель: выработка внимательности, быстроты реакции и волевой регуляции.

Ведущий говорит:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

(«Морская фигура» можно заменять на «лесная фигура», «небесная фигура» и т.п.).

«Сбрось усталость»

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Содержание. Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

Игры и пражнения на развитие памяти

«Какой игрушки не хватает?».

Описание: поставить 4 -5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить детей отвернуться и убрать 1 (2,3 и т.д.) игрушку. «Какой игрушки не хватает?»

«Шапка-невидимка».

Цель: развивать зрительную память.

«Рыба, птица, зверь».

Цель: развивать слуховую память.

Содержание: ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица......» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

«Залатай коврик»

Цель: развитие восприятия и кратковременной памяти.

Игр «Топ-хлоп»

Цель: развивать внимание, мышление

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона - перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания и наблюдательности.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

«Посмотрим, запомним, нарисуем»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: простые карандаши, тетради, плакат:

После этого психолог убирает плакат и предлагает детям нарисовать в заданной последовательности все фигуры, которые они запомнили.

Цель: оценка и развитие зрительной памяти.

Инструкция. Детям предлагают таблицу размером 50x50 см с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур (10 х 10 см).

Оценивать результаты можно и другим способом (если обследование проводится индивидуально): экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е:

где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

"Кораблик"

Всем участникам выдаются бумажные кораблики, и каждый по очереди рассказывает о себе, как о кораблике ("Мой кораблик зовут "Ксюша", он любит читать книги о путешествиях…")

"Звёздный дождь"

Каждый из ребят получает по бумажной звездочке. На ней они должны написать свое имя. После этого ведущий обходит всех с коробочкой в руках. Каждый бросает в коробку звездочку и громко произносит свое имя. После того как все звездочки собраны, ребята по очереди начинают вытягивать их из коробки. Достав звезду, игрок читает написанное на ней имя и отдает ее владельцу.

"Летающие имена"

Все участники встают в круг. Ведущий называет свое имя и кидает мяч кому-то из ребят. Тот, кто поймал мяч, должен назвать свое имя и бросить мяч другому игроку. Важное условие – игрокам, у которых мяч уже побывал, бросать мяч запрещается.

2 вариант этой игры (на запоминание имен)

Ведущий называет свое имя и затем называет имя другого человека и бросает этому человеку мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать свое имя, имя другого игрока и бросить мяч тому человеку, чье имя он назвал. И так далее, пока мяч не побывает у каждого игрока. Условие остается прежним - игрокам, у которых мяч уже побывал, бросать мяч запрещается.

"Восточный базар"

Каждому участнику выдается по 4 (если детей много, можно сделать меньше) небольших листочка. На всех четырех листочках дети пишут свое имя (если имена повторяются, то можно что-нибудь добавить, фамилию). После этого все листочки складываются во что-то (в кепку, в коробку) и перемешиваются. Затем каждый участник снова получает по 4 листочка, с именами других детей. Цель - найти все свои листочки. То, как ребята будут "добывать" свои листочки, они выбирают сами. Это может быть обмен, подарок и т.д.

"Поменяйтесь местами"

Все играющие сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга, он произносит некую характеристику, относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок, оставшийся без стула, становится ведущим. Пример характеристик: кто любит танцевать; кто играет на гитаре; кто любит мороженое; кто умеет плавать и др.

Игры на командообразование/сплочение

"Ритмика"

Группа стоит в кругу. Ведущий задает движение (шаг вправо–шаг влево) и определенный темп. Участники по одному и по очереди должны встроиться в темп и повторять движение ведущего так, чтобы не произошло сбоя. Как только команда сбивается, все начинается сначала. Варианты усложнения:1. Делать в полной тишине; 2. Добавить еще одно движение.

"Минное поле (БИП)"

На земле расчерчено поле из 20 – 30 клеток, в каких-то из них "мины". Где есть "мины", знает только ведущий. Задача: перебраться всей командой через это "минное поле". На этом поле есть единственный правильный путь. Двигаться по полю можно только по одной клетке, вправо, влево, вперед, по диагонали вправо, по диагонали влево. Если шаг сделан неверно, звучит команда "Бип". В этом случае участник должен вернуться и встать в конец очереди. И теперь следующий участник пытается выполнить задание.

Упражнение выполняется в тишине (не разговаривая), и всем участникам, кроме стоящего на поле, нельзя пересекать линию старта.

"Коллективный счет"

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз, и, естественно, не глядя друг на друга. Ведущий называет число. Задача группы - называть по порядку числа до необходимого числа. При этом должны выполняться три условия:

Во-первых, никто не знает, кто начнет счет и, кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или не вербально);

Во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

В-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.

"Льдина"

Для игры нужен коврик или плед, или газетный лист - смотря какого размера отряд. Все игроки должны поместиться на "льдине", чтоб никто не наступал мимо. После того как все успешно уместились, льдина уменьшается на четверть. Главная задача -- снова всем поместиться и никого не "уронить".

"КВН"

Ведущий говорит: "Вы - команда КВН. Ваша задача - представиться зрителям, затратив как можно меньше времени. При этом каждый из вас должен подбросить мяч - назвать свое имя - поймать мяч. Время будет общим для всей команды".

Группа пытается выполнить задание, ведущий засекает время, сообщает результат, предлагает провести еще один раунд, дает достаточно времени на обсуждение методики. Если группа долго не приходит к решению, ведущий дает еще одну вводную:

"Я видел, как одна команда справилась с этой задачей за одну секунду".

Группа должна прийти к следующему решению: все встают тесно в круг, соединяют ладони вместе, подбрасывают мяч, одновременно называют свои имена, ловят мяч.

Игры на выявление лидера

"Фигуры"

Участники встают в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо с закрытыми глазами, не размыкая рук, построить: квадрат, равносторонний треугольник, звезду. Использовать разрешается только устные разговоры.

"Семейная фотография"

Ведущий предлагает участникам представить, что все они - большая семья, и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю "семью" для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка"; он тоже может участвовать в расстановке членов "семьи". Более никаких установок для участников не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. После распределения ролей и расстановки "членов семьи" "фотограф" считает до трех. На счет "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.

"Карабас"

Участники игры сидят в кругу (можно на стульях, можно на корточках) и внимательно следят за движением руки ведущего. Ведущий говорит слово "КАРАБАС" и одновременно показывает любое количество пальцев. Сколько пальцев показал, столько должно подняться с места участников.

"Ехали цыгане"

Ведущий предлагает участникам построить "цыганскую повозку", состоящую из "телеги", "тройки лошадей", "стен телеги", "крыши", "колес", "извозчика", "пассажиров", "жеребенка на привязи". Время на подготовку задания 3 – 5 минут.

"Делай раз!"

Ведущий просит участников стать за свои стулья и дает команду:
"На команду "Делай раз!" вы должны поднять свои стулья на высоту один метр от пола. Внимание, ваша задача - опустить стулья одновременно". Как правило, первый из участников, скомандовавший: "Делай два" ("три-четыре" или "опустили"), является лидером-организатором. Если стулья опускаются хаотично и неорганизованно, без команды, ведущий должен снова скомандовать: "Делай раз!"

Игры с залом

Подвижные игры/Игры на свежем воздухе

Игры-минутки

"Есть Контакт"

Один из игроков загадывает слово и говорит на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы "л". Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву "л" и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: "Это есть ночью на небе". Кто догадался, говорит "контакт" и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 5 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву "л". Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например, буква "а" и тогда образуется слог "ла". Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.

"Себе – соседу"

Участники встают в игру. Один водит, находится в кругу. Участники круга левую руку держат ладонью вверх, правую – соединяя все пальцы, как бы для того, чтобы посолить, держат концами пальцев вниз, как раз здесь находится монетка. Монетка передается по кругу правой рукой одного участника в левую руку другого участника, который стоит справа от первого. Все участники круга повторяют движение передачи монетки вне зависимости есть она у них или нет. Каждый участник правой рукой сначала дотрагивается до своей левой со словом "себе", а потом до левой руки соседа имитируя передачу монеты со словом "соседу". Все хором произносят слова: "себе – соседу" и одновременно повторяют движения, имитирующие передачу монеты. Участник в кругу закрывает глаза и поворачивается вокруг своей оси, чтобы не видеть, где находится монетка, а когда она уже передается по кругу, ему нужно "поймать" монетку и тот, у кого окажется она, встает в круг на место водящего.

"Шла собака"

Участники встают в круг, вытягивают руки, при этом ладони необходимо держать вертикально, положив свою правую ладонь на левую ладонь соседа справа. Все игроки поочерёдно произносят по одному слову из считалки, под каждое слово делают ход - хлопок по левой руке соседа слева. Слова следующие: "Шла-собака-по-роялю-и-нажала-ноту"-название любой ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Тот человек, кому выпало назвать "ноту", называет вслух любую и делает хлопок. Затем все поочередно называют ноты, делая каждый раз хлопок. Задача игрока, на которого "выпадает" выбранная нота, быстро убрать руку – тем самым увернувшись от хлопка.

"Пиф-паф"

Все игроки встают в круг. Игроков должно быть не менее 6-7 человек. Сначала ведущий называет имя любого игрока. Названный должен присесть. А его соседи справа и слева начинают дуэль. Ее принцип очень прост. Надо вытянуть руку в виде пистолета в сторону противника и сказать: "Пиф-Паф". Проигрывает тот, кто сделает это чуть позже своего противника или вместо "Пиф-Паф" скажет, например, "Птыж" (что случается очень часто). Если человек, имя которого назвали, вовремя не присел, то он выбывает, т.к. он оказывается между двумя стреляющими. Проигравший выходит из круга. Выигравший поединок называет чье-нибудь имя и все повторяется. Нельзя называть имена своих соседей. Победители - двое оставшихся в круге.

"Муха и бобер"

Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит игрокам, что в комнате летает муха. Чтобы ей помочь пролететь, нужно хлопать руками по очереди. Кто хлопнет позже или раньше, тот сделает ей больно и она не сможет летать. Ведущий показывает в какую сторону она полетела, ребята должны очень быстро хлопать руками. После этого он говорит, что в комнате еще находится и бобер, которому очень нужно пробежать по кругу. И чтобы ему помочь, нужно очень высоко подпрыгивать. Ведущий показывает, куда пообжал бобер, и ребята начинают по очереди подпрыгивать. После этого ведущий говорит, что муха и бобер решили пробежать одновременно и запускает их в разные стороны, ребята должны не запутаться.