Родительское собрание «Роль игры в жизни ребенка. Как родительское собрание превратить в собрание родителей Аракин 2 курс ролевая игра родительское собрание

  • 07.12.2023

Ежедневно воздействуя на ребенка, семья располагает почти не ограниченными возможностями формирования его личностных качеств. Поэтому так важно использовать , привлекать их к сотрудничеству на различном уровне.

Образовательная среда в общеобразовательной ОО, отвечающая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, включает создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одной из наиболее доступных и эффективных форм работы в этом направлении является по сюжетно-ролевой игре.

Актуально сейчас:


Родительские собрания, игры с родителями на родительском собрании нужны:

Для быстрого получения разнообразной информации о детях;
. как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы и т. п.;
. для ознакомления родителей с результатами диагностики, с итогом медицинских обследований и др.;
. как система психолого-педагогического просвещения, проводящаяся в разнообразных формах: собрания-лекции, психологические тренинги, родительское собрание по сюжетно-ролевой игре по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

Родительское собрание — это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитания обучающихся в ОО и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий ОО и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

В настоящее время доказали свою эффективность и востребованы интерактивные формы работы, одной из таких форм является проведение родительского собрания по сюжетно-ролевой игре.

Правила родительского собрания по сюжетно-ролевой игре

Предлагаем провести игру по сценарию родительского собрания, правила которого соответствуют правилам телевизионной передачи «Своя игра». Игра с родителями на родительском собрании может проводиться с родителями детей от 6 до 14 лет, — представленные ситуации, требующие от родителей правильного педагогического решения, могут возникнуть с ребенком в разном возрасте.

Ведущий — классный руководитель.

Как правило ролевая игра, на родительском собрании проводится в классной комнате, где парты стоят рядами, и участники игры автоматически делятся на три команды. Возможно другое разделение на команды, в зависимости от целей ведущего.

Участникам предлагаются 4 номинации, в каждой по 4 вопроса разной категории сложности (в зависимости от сложности присваиваются баллы — от 100 до 400). Команда самостоятельно выбирает номинацию и уровень вопроса. Дается время на обдумывание, команда предлагает решение, при этом другие участники также могут высказывать свое мнение. Только после выслушивания всех мнений классный руководитель проговаривает правильный ответ.

Номинации игры с родителями на родительском собрании:

«Вредные привычки» — описаны наиболее часто встречающиеся вредные привычки детей.

«Вопросы воспитания в картинках» — представлены картинки-образы, расшифровывая которые, участники формулируют основные принципы воспитания (основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека).

«Жизненные ситуации» — описаны жизненные ситуации. Участники выясняют, как правильно поступать в них.

«Блицвопросы» — ответы на вопросы данной номинации должны быть краткими и аргументированными.

Команды выбирают номинацию, вопрос и отвечают. Ведущий дает свои комментарии. Выигрывает та команда, которая получает большее количество баллов.

1. Номинация игры на родительском собрании «Вредные привычки»

100 баллов
Что делать, если ребенок говорит неправду?

Комментарий ведущего:

постарайтесь понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался; исключите жесткие наказания, в т. ч. за ложь; как можно чаще демонстрируйте ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы; постарайтесь сами, особенно при детях, не ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т. д., чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

200 баллов
Как поступить, если ваш ребенок ябедничает?

Комментарий ведущего:
Уже в начальной школе у детей складываются первые серьезные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом. Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребенку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителя и ребят.

Что делать:

пресекайте подобные поступки или во всяком случае никак их не поощряйте; объясните ребенку, почему не нравятся ябеды; поясните, что жаловаться и «стучать» — не то же самое, что рассказать взрослым о чем-то опасном или угрожающем.

300 баллов
Каковы ваши действия, если вы заметили, что ребенок берет чужие вещи.

Комментарий ведущего:
Воровство — это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужими. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Все же чаще дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята из неблагополучных семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что-то неординарное. А обделенный вниманием ребенок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать:

ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постарайтесь объяснить ребенку, что, даже если он в чем-то очень нуждается, воровство — не способ решения проблемы; не осуждайте публично. С плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок; не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему; не напоминайте все время о проступке и не уделяйте ему слишком большого внимания.

400 баллов
Как поступить, если вы заметили, что ваш ребенок курит?

Комментарий ведущего:
Что побуждает наших детей приобщаться к раннему курению? Часть ребят начинает курить рано, в подражание товарищам по школе и двору. Другие, из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички либо зажигалку, спрятаться в укромном месте. Это похоже на маленькое приключение, к которому подключается все больше желающих. Затем дети взрослеют, становятся самостоятельными. Более четверти опрошенных ребят говорили, что начинали курить, чтобы показаться солиднее. А продолжали многие уже по привычке. С годами ребята начинают забывать причины, толкнувшие их на курение.

В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение. Курящие товарищи считают некурящих ребят не вышедшими из-под опеки родителей, несостоявшимися, несостоятельными. Стремление избавиться от такого мнения достигается с помощью первой сигареты. Затем желание покурить, вдохнуть аромат сигареты и затянуться приходит незаметно и становится все более сильным.
Для того чтобы ребенок мог противостоять этому, необходим целый комплекс профилактических мер.

Что делать:

научите ребенка четко формулировать свои аргументы за и против курения. Для этого озвучивайте четкую информацию о вреде курения, проигрывайте ролевые ситуации, помогающие отказаться от первого опыта табакокурения; предложите несколько способов отказа от курения в реальных жизненных ситуациях («51 способ сказать нет», «Способы отказа от курения», «Факты вреда курения»);чтобы убедить своего ребенка отказаться от курения, нужно не мириться с этим, а бороться. И для начала, если вы обладаете той же вредной привычкой, попытайтесь начать с себя.

2. Номинация игры на родительском собрании «Вопросы воспитания в картинках»

100 баллов
Какой принцип воспитания представляет рисунок-метафора «Губка»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания на основе личного примера взрослого.

Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать за вредную привычку. Это бессмысленно, если ребенок видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и значимых для него людей.

200 баллов
Какой принцип воспитания определяют рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Необходимо к каждому подходить индивидуально, знать психологические закономерности детского развития и методы воспитания (ваш ребенок — яркая индивидуальность, и, чтобы правильно подобрать к нему ключик нужно не только хорошо его знать, но и понимать, принимать, уважать его особенности).

Для каждого замка существует свой ключ. Замок — это ребенок, а ключи — методы воздействия на него (формы и приемы взаимодействия). Для того чтобы ребенок открылся, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия.

Получится ли открыть замок другим способом, не применяя ключи? Конечно да. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т. к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

300 баллов
Какой принцип воспитания затрагивает рисунок-метафора «Яйцо»

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания — учет возрастных кризисов ребенка (исключение чрезмерной опеки родителей, личностный подход в воспитании).

Постоянная опека родителей для ребенка — это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие.

400 баллов
С какими двумя типами семей можно сравнить рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания — единство воспитательных воздействий (затрагиваемая проблема — отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов и желания. В подобной ситуации члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра — другое, послезавтра — третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слаженно, сообща, двигаясь к одной цели — гармоничному развитию ребенка. Соблюдается главный принцип воспитания — согласованное последовательное предъявление требований. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т. к. всегда знает, как поступят его родители.

3. Номинация игры на родительском собрании «Жизненные ситуации»

100 баллов

Володя, запыхавшись, прибежал домой и обратился к отцу:
— Папа, сегодня в нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя с папой. Мы пойдем?
— Нет, — сухо ответил отец, — видишь, я занят. И продолжил чтение газеты.
Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил:
— Ну что, придет твой папа?
— Нет, — ответил робким голосом Володя, — ему некогда.

К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?

Родительское собрание в форме КВЕСТ-игры «Мы вместе»

Цель : эмоциональное сближение родителей и детей.

Задачи: усиление роли семьи в воспитательном процессе, улучшение отношений между детьми и родителями, повышение психологической компетентности родителей, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи; пробудить у родителей желание увидеть проблемы своего малыша изнутри и найти способы их решения;о бучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско -родительских отношений; создание коллектива педагогов и родителей, заинтересованных в решении общих проблем.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Игра начинается в группе.

Руководитель игры: Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о своих детях. Форма проведения нашей встречи будет не совсем обычной. Как вы думаете, чувствуете, для чего мы вас здесь собрали, что же сейчас здесь будет происходить??? Есть предположения?

Ответы родителей….

Сегодня я проведу для вас квест под название «Мы вместе». Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game)

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Поиграем?

Я предлагаю пройти вам испытания. Где будет проходить очередное испытание вы узнаете, отгадав мои загадки. За каждое выполненное задание вы получаете часть картинки. Всего их четыре. В итоге у вас должна получиться целое изображение, а вот какое, вы узнаете, когда соберёте все части. После чего мы с вами соберёмся в музыкальном зале, где подведём наши итоги.

Итак, начинаем? Поехали…

Упражнение «Разминка»

Цель: ознакомление участников групп друг с другом, снятие напряжённости первых минут, создание в группе более раскованной атмосферы для достижения состояния, которое бы позволило эффективно работать.

Как-то раз маленький Цыплёнок нашёл большого Петуха.

— Почему у цапли длинный клюв, а у меня совсем маленький? — спросил он.

— Отстань!

— Почему у зайца длинные уши, а у меня даже крошечных нет?

— Не приставай!

— Почему у кошки мягкая красивая шубка, а у меня какой-то жёлтый пух?

— Отойди говорю! Замолчи!

— Почему даже маленький щенок умеет вилять хвостиком, а у меня никакого хвостика нет?

— Да отстань же ты! — закричал Петух.

— Почему у козлёнка есть хорошенькие рожки, а у меня даже плохоньких нет?

— Прекрати! Убирайся!

— Всё «отстань», «вон», «прекрати»! Почему всем маленьким взрослые отвечают на вопросы, а ты — нет? — пропищал Цыплёнок.

— Потому что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! — сердито ответил Петух. И это была чистая правда.

Задание родителям: посадить воображаемого жёлтого цыплёнка себе на ладонь и попробовать его переубедить.

Например: — Очень хорошо, что у тебя жёлтый пух, потому что… — Хотя у тебя короткий клюв, но…

Молодцы, вы справились с заданием. Получите часть изображения.

Следующее задание вас будет ждать в другом помещении. Чтобы узнать где, отгадайте загадку:

Бегать нужно там, скакать,
Веселиться и играть,
Только раз зайдёшь туда:
Начинается игра!

(спортивный зал)

Проходим с родителями в спортивный зал

Сценка «Статуя ребёнка»

Цель: показ буквального понимания всего детьми.

Среди родителей выбирают одного желающего, который сыграет роль ребёнка.

Руководитель игры:

Мир детей существует рядом с миром взрослых, в том же физическом пространстве, но зачастую мы, взрослые, оказываемся слепы к жизни наших детей. Чаще всего причиной непонимания наших детей являются нежелание прислушиваться к их мнению, недостаток времени, недоверие, игнорирование их желаний, родительский эгоизм.

Это можно доказать, разыграв сценку «Статуя ребёнка».

Это маленькая дочь, первоклассница. Она с мамой спешит в школу, им надо успеть на автобус. Дочь очень энергичный ребёнок, очень любопытный, задаёт много вопросов даже в тот момент, когда они быстро идут к автобусу. Мама берет дочь за руку, и они бегут. Дочь спрашивает:

— Мама, а что там такое? Посмотри!

И в этот момент дочь попадает ногой в лужу.

Мама отвечает:

Куда ты вообще смотришь? У тебя, что, глаз нет?

заматывают ребенку глаза

И они опять спешат в школу. Вбегают в автобус, и встречают там мамину подругу. Мама начинает с ней обсуждать вчерашний день. Дочь внимательно слушает, затем говорит:

— Мама. Мама, ты слышала, как пела птичка? А кто такой дядя Юра?

Мама отвечает:

— Ты почему вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще, зачем ты уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

После этой фразы завязывают дочери уши.

Они выходят из автобуса, мама прощается с подругой и они с дочкой бегут по дороге. При этом мама постоянно смотрит на часы, чтобы не опоздать.

Дочь снова обращается к маме:

— Ой, какой сегодня чудесный день! Мама, меня Маша ждёт, я ей пообещала ластик принести, тот, что…

Мама перебивает ее и говорит:

— Отстань! Ты чего разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Ты можешь в конце концов помолчать? Быстро рот закрой!

Завязываю дочери рот ещё одним шарфом.

Мама хватает ребёнка за руку, и они движутся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьет её по рукам и говорит:

— Что у тебя за руки! Почему ты постоянно что-то хватаешь? Не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

Завязывают руки шарфиком.

Но тут дочь начинает прыгать, поднимать ноги. Мама злится и кричит на неё:

— Ты где этому научилась? Это что такое? Прекрати дрыгать ногами! Стой спокойно!

В этот момент завязывают ноги.

Мама смотрит на часы, нервничает, что они с дочкой не успевают, и начинает подгонять ребёнка:

— Чего ты плетёшься? Шире шаг. Ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеешь! Смотри на дорогу, не спотыкайся. Чего ты как слепая плетёшься?

Мама недовольна всем, что дочь делает, забыв о том, что сама же всё ей завязала, чтобы у той всё получалось, причём обязательно хорошо.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ ЭТОЙ ЖЕ СИТУАЦИИ

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи! » - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Руководитель игры:

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Молодцы! Вы справились с очередным заданием - получайте картинку (отдаю 2 часть картинки).

Следующая загадка: В детский сад дверь открывая,

Туда мы попадаем…

Что за помещение?

Знаете или нет?

Ну-ка дайте мне ответ!

3) Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества - подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Руководитель игры:

Вы, конечно, как любящие родители справились и с этим заданием. Найдите еще одну картинку.

Там светло, красиво и музыка живет

Вас на праздники этот зал зовет …

(Музыкальный зал)

Проходим в музыкальный зал

(там стоит экран, проектор, стульчики для родителей, приготовлена свеча)

Руководитель игры:

Уважаемые родители предлагаю вам присесть на стулья и посмотреть короткий фильм

(видеопрезентация «10 заповедей»)

Руководитель игры: "Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Вся его педагогика сводилась к мысли о том, что воспитатель (как и родитель) должен прежде всего любить детей. В этом фильме скрывалась подсказка к ответу на вопрос, который в ищете.

После презентации на экране появляется картинка с заданием.

Руководитель игры:

А вот и последнее на сегодня задание для вас - сложите из разбросанных букв слово.

Правильно, это слово «любовь». Забирайте последнюю часть картинки и прошу составить из частей целое изображение. (сердце)

Уважаемые родители, предлагаю вам встать в круг.

(Беру зажженную свечу)

Что вы заберете сегодня с собой после нашей встречи?

Хочется пожелать всем родителям быть счастливыми в отношениях со своими детьми всю жизнь. Пусть ваши дети вырастут самостоятельными, уверенными в себе и, конечно, любящими вас.

Большое спасибо за участие!

Игры для взрослых на родительском собрании

Каждому учителю хочется видеть своих единомышленников в лице родителей учеников. Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы- их друг и помощник. На помощь придут игры для взрослых, которые можно провести на родительских собраниях. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть,не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством учителя сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

Вывод: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

Интерактивная ролевая игра "Родитель -подросток-учитель", выборка и комментирование высказываний известных людей по проблеме, обсуждение шести типичных ситуаций, в рубрике "Родителям на заметку" - памятка "Как любить своего ребенка" - таково содержание родительского собрания, которое не только способствует анализу проблемных моментов, но и предлагает в совместном поиске пути решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ИНТЕРАКТИВНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА «Подростковый возраст и семейные проблемы»

Цель : изучение точек зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.

Задачи:

  1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
  2. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.

Ход собрания

1 . Вступительное слово классного руководителя. Объявление темы собрания и его задач.

ЭПИГРАФ. Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее. Если же не видишь проблему - это значит, что она в тебе самом.

П. Интерактивная игра «Подросток-родитель-учитель».

Пришедшие родители распределяются на три группы, поочередно на каждое задание беря на себя роль «подростка», «учителя», «родителя».

  1. Напишите 3-5 понятий, которые определяют состояние подростка (с точки зрения подростка, учителя, родителя).
  2. Что необходимо для разрешения конфликтных, стрессовых ситуаций? (с точки зрения подростка, учителя, родителя).
  3. Важен ли, нужен ли этот проблемный период для дальнейшей жизни? Или лучше было бы его пропустить, «проспать»? Обоснуйте ответ (с точки зрения подростка, учителя, родителя).
  4. На доске написаны высказывания известных людей. Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данным высказываниям. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».

«Воспитание может все» Гельвеции

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»

Л. Н. Толстой

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди». В. Г. Белинский

III. Ситуации для обсуждения под общим названием «Что делать,если...»

Ситуация первая . В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация вторая . В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул.

Ситуация третья . Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда - он ничем не хочет помогать по дому в комнату к нему лучше не заходить - всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.

Ситуация четвертая . Застенчивость и неуверенность в себе - характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает.

Ситуация пятая. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес.

Ситуация шестая . Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не знаете, как поступить.

В каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей.

Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании, можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Правило шестое. Не мешать своему ребенку ошибаться, не подменять его жизненный опыт своим.


Идея проведения занятия возникла давно и была связана со спецификой темы «Семейное воспитание» в курсе педагогики. Проблема семейного воспитания всегда рассматривалась нами в двух аспектах: с одной стороны, студенты - будущие педагоги, с другой - создатели семьи и родители.

Поэтому обсуждение теоретических вопросов на семинарах, анализ публикаций, написание лабораторно-практической работы по данной теме было явно недостаточным. К тому же данный материал чрезвычайно благодатен для формирования убеждений и взглядов на организацию педагогического процесса, прочность которых гарантирована глубиной эмоциональных переживаний.

Само содержание предоставляет возможность проведения ролевой игры, что полезно для развития коммуникативных навыков и общих интеллектуальных умений. В материале заложены большие интегративные возможности, т.к. в рамках темы семейного воспитания можно обсудить проблемы выбора методов и средств воспитания и специфику их использования, функции и деятельность педагога, возрастные особенности развития детей, и др.

А поскольку самой традиционной и изжившей себя в силу неправильной организации формой взаимодействия между учителями и родителями является родительское собрание, нам хотелось реабилитировать данную форму и показать, каким оно может и должно быть. Опыт проведения занятия убеждает в том, что предлагаемые идеи используются учителями-практиками.

Подготовка и оборудование кабинета

1. Оформление двух стендов: «Семейный альбом» с фотографиями детей и взрослых и детские рисунки семьи, «Портрет «идеальной» семьи», мультимедийный проектор и экран (для диалога детей и родителей), бланки опроса «Тип семьи», анкета «Знаете ли вы своего ребёнка?», презентация «Психология подростка», листы аналитиков и экспертов.

2. Столы и стулья расставлены в соответствии с выделяемыми группами: учителя, эксперты, родители, аналитики, гости.

3. В процессе проведения игры необходим заранее подготовленный технический персонал для демонстрации иллюстративного материала, проведения и анализа опросов.

Ход игры

Объединение усилий семьи и школы - важная педагогическая проблема. Отношения учителя и родителей не всегда складываются так, как хотелось бы. «Учатся у тех, кого любят» (И.Гёте) - эпиграф занятия. И действительно хочется, чтобы учились и у родителей, и у учителей.

В связи с этим важен первый контакт между ними. Как провести первое родительское собрание, чему посвятить? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить.

2. Основная часть

Студенты распределяются на 4 группы:

1. Учителя и психологи (3 пары): предложат 3 варианта проведения родительского собрания на 1 тему «Как любить ребёнка?» (готовились заранее).

Вариант 1:

«Психолог» анализирует детские рисунки, полученные в результате проведения проективной методики «Рисунок семьи» на базе д/с и начальной школы, обращает внимание на систему взаимоотношений в семьях, качество психологического климата. «Учитель», продолжая тему комфорта и взаимопонимания, представляет различные типологии семей (по И.П. Подласому и М.Л. Клемантович) и предлагает на основе их содержательных характеристик определить, к какому типу относятся семьи участников занятия. Полученные данные анализируются и обсуждаются с точки зрения воспитательных возможностей семей разных типов.

Вариант 2:

«Учитель» и «психолог» представляют результаты исследований американских психологов С. Чесс и А. Томаса, проанализировавших взаимосвязь темперамента, типа материнской (отцовской) заботы и нарушений поведения у детей. Выделенные ими 9 типов темперамента определяют, насколько воспитуемым может оказаться ребенок. Это, в свою очередь, влияет на то, как родители обращаются со своим ребенком. Для того, чтобы сориентироваться на этой улице с двусторонним движением участникам занятия предложили проанализировать вопросы анкеты «Знаете ли вы своего ребенка?».

Вариант 3:

«Учитель» заявил о первоначальном желании определить тему собрания так: «Что должен знать родитель, ребенок которого в 4 классе?», и о необходимости в связи с этим проанализировать особенности подросткового возраста. В процессе изложения материала учителем помощники работают с экраном, где обозначены роли «родители» и «дети» и возникает диалог двух поколений. «Психолог» рассказывает об особенностях воображения подростка и формировании его самосознания. Основное внимание обращено на то, что поддержка родителей питает один из элементов воображаемого представления подростка о себе - его субъективное ощущение своего всемогущества, которое носит позитивный характер, делая подростка активным, действенным, результативным.

2. Родители участвуют во всех вариантах родительских собраний, придумывают ситуации и вопросы в соответствии с темой и содержанием каждого.

3. Эксперты анализируют деятельность «учителей» и «психологов», делают выводы о ценности и целесообразности представленных материалов.

3. Подведение итогов в свобоной форме



Автор: Татьяна Юрьевна Скибо, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий, стаж работы - 14 лет. О себе: Стремлюсь не стоять на месте, отчего интересы, увлечения и хобби многообразны. В конкурсе участвую впервые. Вдруг кому пригодится. Фото автора