Брейн ринг на экологическую тему. Экологическая игра для педагогов «Брейн - ринг

  • 12.03.2020

Ф. И. О.: Кузнецова Галина Александровна Место работы: МБОУ СОШ №4 г. Салехард Должность: учитель начальных классов

Сценарий: Брейн-ринг по теме «Экологический калейдоскоп»

(звучит заставка «Брейн-ринг») Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! В течение года в ваших школах проводились различные конкурсы, викторины, праздники по экологической тематике. И сегодня мы проведём заключительное мероприятие между школами, посвящённое Году Охраны Окружающей Среды – Брейн-ринг «Экологический калейдоскоп». Встречайте команду школы №2! Участники: (Ф.И.) Ребята, представьте, пожалуйста, свою команду. (название команды, девиз, эмблему). Присаживайтесь за красный столик. Встречайте команду школы №4! Участники: (Ф.И.) Ребята, представьте, пожалуйста, свою команду. (название команды, девиз, эмблему). Присаживайтесь за зелёный столик. Правила игры: - Игра «Брейн-ринг» на скорость и точность. В игре 5 боёв. В каждом бое по 5 вопросов. На обсуждение вопроса отводится 1 минута. Если ответ готов в течение минуты или раньше, вам необходимо подать сигнал в виде флажка посередине вашего стола. Если ответ неверный, переход хода другой команде. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Обязательное условие: дослушать вопрос до конца. Болельщики не подсказывают. В случае подсказки, очко снимается. Оценивать будет компетентное жюри в количестве 3х человек: Представляю жюри:

Первый вопрос хочу задать зрителям.

Что такое экология?

Правильный ответ:

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.

Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

В результате жеребьёвки первым начинает команда школы № …

Итак, начинаем игру. 1 БОЙ – моё отстукивание сигнала

1. Назовите главные источники очищения воздуха в доме.

Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

2. Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как предотвратить этот вред?

Правильный ответ: Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.

3. Одним из основных источников загрязнения воздуха в России выступает автомобильный транспорт.

    Переход на экологический вид топлива.

    Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

4. «Мусорная » проблема уже не первый год остро стоит в Архангельске .

Предложите свои пути решения данной проблемы.

Правильный ответ:

    Строительство мусороперерабатывающего предприятия.

    Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.

    Приобщение населения к сортировке мусора.

5. Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?

Правильный ответ:

Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

Д.в. Почему необходимо воздерживаться от разведения костров в лесу?

Правильный ответ:

Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

2 БОЙ - моё отстукивание сигнала

1. Почему нельзя топтать мухоморы?

Правильный ответ:

2. К чему приведёт разорение муравейников?

Правильный ответ:

Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.

Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.

3. Почему птиц можно называть экологами?

Правильный ответ:

    Распространяют семена растений.

    Ограничивают рост растений.

    Уничтожают вредных насекомых.

    Санитары леса.

    Опылители растений.

    Уничтожают вредителей сельского хозяйства.

4. Угадайте птицу.

Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Правильный ответ: Сова

5. Угадайте птицу.

Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.

Правильный ответ: Дятел

Д.в. Какую экологическую роль в природе играет воробей?

Правильный ответ:

Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.

3 БОЙ - моё отстукивание сигнала

1. К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?

Правильный ответ:

Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

2. Что такое Красная книга?

Правильный ответ:

Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов.

3. Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,

но их численность очень быстро сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.

Правильный ответ: Морж.

4. Что такое Чёрная книга природы?

Правильный ответ:

В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

5. Назовите вымершее животное.

Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.

Правильный ответ: Мамонты

Д.в. Для чего создаются заповедники, заказники?

Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы.

Ведущий: - Командам дадим небольшой отдых, а в это время проведём РАЗМИНКУ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. Итак, поиграем, ребята, с вами в игру (на внимательность):

Игра "Прилетели птицы"

Я называю птиц, если делаю ошибку, вы должны хлопать в ладоши:

    Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

    Прилетели птицы: голуби, куницы…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

    Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Продолжаем следующий бой - 4 БОЙ - моё отстукивание сигнала

1. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?

Ответ: У птиц кончается корм, они боятся голода.

2. Дополни высказывание. Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…

Ответ: для сохранения экологических цепей питания.

3. Поджигая сухую траву на лугах мы…

Ответ: наносим непоправимый вред всему сообществу. 4. Почему в лесу нельзя поднимать шум? Ответ: Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет . 5. Какой вред приносит оставленный в лесу мусор ? Ответ: Оставленный мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года , консервная банка - 90 лет, полиэ тиленовый пакет - более 200 лет , стекло практически вечно .

Д.в. Что называют флорой, что фауной?

Ответ: (Царство растений, царство животных).

5 БОЙ - моё отстукивание сигнала

1. Если вы заблудились в лесу, какие лесные приметы

помогут вам найти дорогу домой?

Ответ: По расположению листьев на дереве, по расположению

мха, по пню, по муравейнику.

2. Какую ягоду собирают осенью, зимой и весной?

Ответ: Клюкву.

3. Какая нить в природе самая тонкая?

Ответ: Паутина

4. Кто такой орнитолог?

Ответ: Учёный, изучающий птиц

5. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

Д.в. Что могут сделать школьники для охраны природы?

Ответ: Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зелёные насаждения. Строить домики для птиц весной, а зимой - кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу.

Пока жюри подводит итоги, а Смирнова Доминика, ученица 1а класса расскажет стихотворение «Береги природу!»

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Всё это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Ребята, берегите природу!

Слово предоставляется председателю жюри... 1 место – команда школы № 2 место – команда школы № Награждение грамотами. Поздравляем школу-победителя и школу-призёра этой игры. Ребята, поздравьте друг друга. (звучит конец) - На этом наше мероприятие подошло к концу. Надеемся, что все вы будете соблюдать правила природы и приобщать к этому других детей и даже взрослых.

Введение

В предлагаемом занятии “Экологический брейн-ринг”, в игровой форме проверяются знания детей, полученные в процессе обучения по модифицированной программе “Юный эколог”, которая рассчитана на детей 9–12 лет. Обучение по программе, позволяет детям приобрести знания о многообразии и уникальности растительного и животного мира Дальнего Востока и экологических связях между ними, формирует понимание единства человека и природы. Способствует овладению навыкам наблюдений и нормам правильного поведения в природной среде, умению анализировать экологические ситуации, вести пропаганду экологических знаний среди своих сверстников. Воспитывает у детей патриотические и эстетические чувства к родному краю – своей малой родине, а также страны в целом.

Цель: способствовать углублению эколого-биологических знаний учащихся, расширению кругозора учащихся о природе родного края.

Формирование интереса к решению экологических и биологических задач и ситуаций;

Развитие системного мышления, умения находить правильные решения;

Привитие любви к природе, чувства бережного отношения к ней.

Оборудование: флажки разного цвета для участвующих команд, карточки - кроссворд, секундомер.

В игре могут участвовать 2–3 команды по 6–8 человек, которые располагаются за столами. Каждая команда должна иметь название, капитана, который руководит командой и свой обозначающий флажок (синий, зелёный, белый). Судейская команда состоит из 2–3 человек, в зависимости от количества играющих команд.

I ТУР. Разминка

Каждой команде предлагается карточка - кроссворд из 10 слов. На отгадывание дается 2 минуты. За каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Всего 10 баллов.

  1. Огородное растение.(Сельдерей)
  2. Капуста.(Кольраби)
  3. Ива, растущая по сырым местам. (Цельная)
  4. Съедобный морской моллюск. (Кальмар)
  5. Место содержания животных.(Вольер)
  6. Верхняя часть пестика. (Рыльце)
  7. Цветок.(Мальва)
  8. Дерево.(Ильм)
  9. Рыба.(Гольян)
  10. Кристалл белого цвета. (Соль)

II ТУР. “Экологический калейдоскоп”

Состоит из решения 16 ситуационных задач. За каждую, правильно решённую, задачу команда получает 3 балла. На обсуждение дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первая поднимает флажок.

В наших дальневосточных лесах живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, тетерева, ястребы, синицы, горихвостки, совы, сычи, и даже утки – крохаль, мандаринка. Чем можно объяснить такое множество птиц? Каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов. 14. Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить? В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность . 15. Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам- белякам, и к птицам: клестам, кедровкам. В чём причина этих явлений? Это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью деревьев, плодами которых питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция. 16. Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки? Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.

III ТУР. Блиц-турнир

Состоит из 15 вопросов, на которые должна ответить каждая команда в течение 2 минут. За каждый правильный экспресс ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для I команды

№ п/п Вопрос Ответ
1. Какое растение Дальнего Востока называют “изюмом”, “таёжным ананасом” или “кишмишом”? Актинидия
2. Назовите “Царицу” – рыбу? Калуга
3. Назовите самую красивую змею Дальнего Востока? Амурский полоз
4. Яркая уточка, очень похожа на фрукт из семейства цитрусовых. Она так и называется… Утка-мандаринка
5. Сколько видов берез на Дальнем Востоке? Одиннадцать
6. Какой гриб не образует грибокорень с деревьями и растет не только в лесу, но и в поле, на выгонах и других местах? Шампиньон
7. Какое растение называют “даром бессмертия” и “корнем жизни”? Женьшень
8. Назовите автора книги “Тропинками грибного эльдорадо”? В. Ковтун
9. Назовите заповедник вблизи г. Хабаровска? Б - Хехцирский
10. Назовите хотя бы одну книгу, написанную В. К. Арсеньевым. По уссурийскому краю
11. Самый крупный представитель многовидового семейства Оленей Дальнего Востока? Лось
12. Самый ядовитый гриб? Бледная поганка
13. Какого зверя называют “хозяин уссурийской тайги”? Тигр
14. Живет ли в Амуре минога? Да
15. Бурая птичка, умеющая бегать по дну горных ручьёв в поисках рачков и насекомых? Оляпка

Вопросы для II команды

№ п/п Вопросы Ответы
1. Кисленькие конфетки и плоды растения Дальневосточных лесов. Что общего между ними? Барбарис
2. Какую амурскую рыбу называют рыбой – разбойницей? Касатка
3. Водоплавающая Дальневосточная черепаха? Трионикс
4. Какую Дальневосточную птицу называют жар – птицей? Фазан
5. Какой гриб называют плакун или бычок? Валуй
6. Семя какого растения называют “Семенем пяти вкусов”? Лимонник
7. Таежные овощи, которые собирают весной? Черемша, папоротник-орляк
8. Назовите автора книг о растениях Дальнего Востока. Усенко Н.В.
9. Какие книги написал С.Кучеренко? “Звери у себя дома” “Рыбы у себя дома”
10. Назовите заповедник в Комсомольском районе Хабаровского края. Комсомольский
11. Какой медведь, кроме бурого, обитает в дальневосточных лесах? Гималайский
12. Какой гриб считается самым ценным? Белый гриб
13. Живет ли в Амуре налим? Да
14. Что такое венерин башмачок? Редкий цветок
15. Птица - карлик Дальнего Востока? Королёк

IV ТУР. Вопросы болельщикам

За правильный ответ на заданный вопрос 2 балла присуждается той команде, за которую болели болельщики.

1. По ценным качествам этого дерева определите название.

“Красивая древесина дерева, из которой делают фанеру. Дубильные вещества помогают делать красители темно – коричневого цвета. В народной медицине древесина применяется как вяжущее вещество. Листья употребляются для предохранения вещей от моли и отпугивания блох. Медонос. Очень ценные и питательные плоды. Масло имеет не только пищевое значение, но и используется для технических целей. Корм для лесных зверей. (Орех маньчжурский)

2. По ценным качествам этого дерева определите название.

“Стройное дерево до 20 метров высотой. Ствол закутан серой и морщинистой корой упругой на ощупь, которая надежно защищает дерево зимой от мороза, а летом от жары. Китайцы называют его “деревом черного жемчуга”, т.к. черные его плоды напоминают связки жемчуга. Древесина используется для изготовления мебели, лыж, фанеры, деревянных частей самолетов. Из луба получают красивую желтую краску. Хороший медонос. Используют в лекарственных целях (лечит печень, желудок, заживляет раны). (Бархат амурский)

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды и награждает команду - победительницу дипломом и призами.

Литература

  1. Биология в вопросах и ответах - Москва, 1993.
  2. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты, 1998.
  3. Голубева Е.А. Занимательное естествознание, Тригон Санк-Петербург, 1998.
  4. Гуфельд И.М. Зоология. Учебное пособие “ТЕРРА” - ШКОЛЕ, 2001
  5. Кучеренко С.П. Рыбы Амура. – Хаб.кн. изд. 2006.
  6. Нестеров В. “Зоо-викторина”, “Лань”, Санкт-Петербург, 1997.
  7. Тихонова А.Е, Дулин А.Ф. “Экология в школе”, Хабаровск, 1997.
  8. Учим любить родную природу. Сборник метод. материалов, Хабаровск, 2005.
  9. Усенко Н.В. Деревья, кустарники илианы Дальнего Востока: справочная книга /Авт. вступ. ст. С.Д. Шлотгауэр. – 3-е изд., перераб. И доп. – Хабаровск: Изд. дом “Приамурские ведомости”, 2009.

Экологическая игра для педагогов «Брейн - ринг»
Ход игры:

(Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.)

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Приветствуем Вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический Брейн-ринг». Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Послушайте правила игры.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 2 команды.
2. Капитаны команд представляют название, девиз.

3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии.
4. Правильность ответов оценивает жюри
5. За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:
Полный правильный ответ -5 балла
Неполный ответ - 3 балла
Неправильный ответ - 0 баллов
Представление жюри:
Ведущий: Итак, у нас участвуют две команды. Чтобы озвучить название команд вам надо выполнить задание (собирают пазлы, подбирают название и девиз).

Прошу капитанов представить свои команды.
Команда № 1 . «Экологи»;
Наш девиз: «Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету! У природы есть друзья, это мы, и ты, и я!»
Команда №2. «Следопыты»;
Наш девиз:
«Мы, следопыты- природы родной знатоки и любители.
Охраняем лес и его жителей,
И очень просим каждого из вас,
В любое время года всякий раз,
С добрым сердцем в лес входите,
Всё, что есть в нём – берегите!».
Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

1 раунд «Подумай и ответь».

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

* Где у кузнечика уши? (На ногах )

2 раунд «Что мы знаем об экологии»

*Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

Ведущий: жюри подводит итоги двух раундов.

Минута отдыха «Это интересно знать»

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

3 раунд «Решение ситуаций».

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку, привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

4 раунд « Литературный»

Назовите детских писателей и поэтов, писавших о природе?

Назовите русские пословицы и поговорки о природе?

5 раунд «Музыкальный калейдоскоп ».

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Награждение команд. Круг почёта.

1) привлечь ребят к решению простейших задач с применением имеющихся знаний;

2) развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;

3) воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.

ЦЕЛЬ: показать необходимость экологических знаний в повседневной жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1) маршевая музыка (входят, рассаживаются);

2) две пустые вазы для цветов, третья – с цветами – на столе учителя;

3) два букета ядовитых растений – из ландыша майского, бересклета бородавчатого, крушины ломкой и др.;

4) «черный ящик», гриб;

5) гербарий листьев: клена татарского, вяза шершавого, липы мелколиственной, осины и др.;

6) листочки и ручки для записи (2);

7) два покрывала – для белого и зеленого столов;

8) два колокольчика (для сигнала времени) девочкам-ведущим;

9) лепестки цветов или бумажные венчики цветов двух разных расцветок;

10) сигнальные карты;

Данное мероприятие лучше провести в начале учебного года, дав возможность ребятам проявить себя и получить эмоциональный настрой на получение знаний.

Вопросы составлены таким образом, что включают пройденный материал предыдущего класса и вопросы, проверяющие уровень начитанности и широту кругозора.

(на сцену выходят две девочки-малышки с детской непосредственностью в поведении и играют роль ведущих).

Олеся : Привет, Катя!

Катя : Здравствуй, Олеся! Что приуныла?

Олеся : Да шла я по лесу и увидела столько листвы! Решила, что это мусор, развела маленький костерок да сожгла – все чище будет. А лесник меня за это отругал. А почему? Не знаю!

Катя : Я знаю! Костер в лесу – значит, быть пожару, да в листве много мелких животных, ты и их погубила. И на месте кострища долго ничего не будет расти, поскольку из-за высокой температуры перегной разрушается, семена погибают.

Олеся : Как много я не знаю! А мне так хочется узнать ответы на многие мои «почему»! Давай спросим у взрослых, умных, а?

Катя : Давай!

Учитель : Девочки-почемучки, добрый день. Запомните: чтобы помогать природе, надо знать ее законы. Иначе получится так, что задуманное вами доброе дело может оказаться на деле вредным. Эти знания дает наука экология. И мы для вас и всех зрителей в зале проведем игру-обучение «Экологический брейн-ринг».

Первый раунд. Свои знания показывают ученики шестых классов.

(звучит музыка, ведущие занимают свои места за отдельным столом вместе с учителем, игроки команд – за своими столами, на которых стоят пустые вазы для цветов, сигнальные карты по количеству игроков).

Учитель : Условия игры – счет идет до трех. На столиках пустые вазы для цветов. Если вы даете правильный ответ, в вашей вазе появляется цветок. 3 цветка – победа. Теперь, команды, представьтесь.

(представление состава команд).

Учитель : Кто из вас «всезнайка» – капитан? Именно капитану предстоит выбирать из всех членов своей команды, поднявших сигнальные карты одновременно, отвечающего на вопросы.

Внимание, участники игры! После чтения вопроса дается 1 мин на обдумывание ответа. Если вы готовы отвечать досрочно, поднимите сигнальную карту, оставшееся время вы сможете использовать для ответа на другой вопрос – по вашему желанию. Мои помощники будут следить по секундомеру.

Катя : Давайте же ответим на мои «почемучки»!

Учитель : Свои вопросы Олеся и Катя написали на лепестках цветов и красочно расположили на доске перед вами. Дадим им возможность выбрать для вас удачный, надеюсь, вопрос! Начинай, Катя, только скажи заранее, какой команде ты даришь свой первый вопрос.

1. Наступила осень. Скоро начнется листопад. Только ли в холодных странах существует листопад и почему?

(листопад происходит и в жарких странах – из-за недостатка влаги в самое сухое время года).

2. Поздняя осень. Окончился листопад в дубраве. Какое дерево, иногда растущее в таком лесу, остается зеленым и почему?

(сосна, у которой листья-хвоинки опадают 1 раз в 2 года, да и то поочередно. Поэтому хвоепад не так заметен и идет в основном весной).

3. Какой корове летом живется сытнее – хвостатой или бесхвостой?

(длинным хвостом корова отгоняет оводов и мух, которые мешают ей питаться, заставляют поднимать голову, переходить с места на место).

4. На наших прудах водятся утки и чайки. Когда они улетают на юг и почему?

(последние чайки и утки улетают, когда замерзают водоемы и птицы не могут добывать себе корм. У незамерзающих водоемов они могут оставаться зимовать).

5. Из трех названных животных выберите самое сильное и объясните, почему оно такое. Итак, слон, медведь, муравей. Кто сильнее?

(муравей, который переносит пищу, строительный материал, по весу в несколько раз тяжелее его самого).

6. Теперь попробуйте назвать правильно самое дисциплинированное животное и объясните, почему вы выбрали именно его: обезьяна, гусь, человек.

(в этом вопросе есть доля шутки. Но ученые установили, что только гусь переходит дорогу на зеленый свет, и посчитали его самым дисциплинированным среди животных).

Учитель : Катя, ответили ребята на твои «почемучки»? Ты довольна? Теперь ответственный момент – посчитай цветы в букетах на столах игроков. Какую команду можно отнести к знатокам экологии?

(аплодисменты победителям).

Учитель : Обе команды обмениваются дружескими рукопожатиями. Бывшие соперники, надеюсь, могут стать будущими друзьями.

(участники покидают игровые столы).

Учитель : В брейн-ринге участвуют обычно несколько команд. Начинаем второй раунд. В нем играют семиклассники.

ВТОРОЙ РАУНД.

Олеся : Ой, мне не терпится задать свои вопросы-почемучки!

Учитель : Тогда я приглашаю за белый стол ребят из другого класса.

Олеся : В команду знатоков… класса входят… Всезнайка, т. е. капитан…

Учитель : За зеленый стол приглашается команда из другого класса.

Олеся : В эту команду входят… Возглавляет ее…

Учитель : Олеся, выбирай свой первый вопрос. Обратите внимание, теперь лепестки с вопросами другого цвета и счет идет до 6 цветов в букете. Прошу всех встать в круг, взявшись за руки. Американцы придумали символ экологии – круг. Почему?

Стихотвотрение

Как все взаимосвязано в природе:

В кругу каждый связан с другими,

Потому и существует одно целое – круг.

Уйдет только один человек -

Круг перестанет существовать.

Так и в природе.

Поэтому экология – наука о взаимосвязях живых организмов.

1. Скрипка:

Ей вспоминаются не даты,
Не музыкантов имена,
А как в лесу была когда-то
Высоким деревом она.
Как Млечный Путь небесной манной
Струился вдаль. А по утрам
У ног ее паслись туманы,
Отяжелев от сочных трав.
И птаха крохотная пела,
Даруя миру небеса,
И даже в старом пне замшелом
Звенели скрипок голоса.
Визжали пилы, как живые,
И надо было умереть,
Чтоб после, кольца годовые
Расправив, струнами звенеть.
Запеть, лаская нас и жаля,
Роняя звуки, как росу,
Запеть, чтоб тихо стало в зале,
Как в предрассветный час в лесу.

Ю. Каминский

Какое дерево наших лесов называют музыкальным и почему?

(клен – из его древесины издавна изготовляли музыкальные инструменты).

2. Почву надо беречь. Почему? Для вас задача-подсказка: слой почвы толщиной в 1 см образуется за 100 лет. Вычислите, на сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь в 75 лет.

(0,75 см, т. е. 7,5 мм. Почва медленно образуется, поэтому ее нужно беречь).

3. Какая почва удобна для одуванчиков? Почему экологи считают это растение индикатором почвы?

(одуванчики любят сильно уплотненную почву. Их обилие говорит о высокой степени уплотнения почвы и недостатке в ней воздуха, потому большая часть деревьев там жить просто не может. В этом случае нужно улучшить состав почвы – на обрабатываемый участок вносится для разрыхления песок. Одуванчиков станет намного меньше, а затем они исчезнут, вытесненные другими растениями).

Летом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жучками и мышами.

Но иногда можно увидеть ежа, несущего на иголках яблоки, которые он никогда не ест. Для чего он это делает?

5. Внимание! На игральные столы вносятся новые букеты – они не влияют на счет игры, но помогут найти правильный ответ. В этих букетах все растения ядовиты. Но у одного яд в корнях, у другого – в листьях, у третьего – в плодах. Рассмотрите растения и назовите одно, у которого ядовиты все части.

(ландыш майский).

6. Внимание! Внесите черный ящик. Здесь живой организм, который в природе относят к великим могильщикам отмерших существ, но для человека он может быть опасен. Чем?

(гриб смертельно опасен тем, что, как губка, накапливает яды и радиоактивные вещества, очистить от которых, особенно в домашних условиях, его невозможно).

7. Угадайка. Какую страну называют «мусорным ящиком» Европы? Предлагаем варианты:

1) Британия;

2) Россия;

3) Польша.

(ребята обычно называют Россию. Но на самом деле это Британия. Делаем вывод, что не все так плохо в родной отчизне).

Однажды англичане
Заметили в тумане -
Известно, что у англичан
На островах всегда туман,-
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почтенных дам,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках…
Подумай-ка немножко!
И вот загадка решена.
Ответ – у ловкого кота.
Мышей переловил давно.
А мыши что едят? – Зерно.
Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.

М. Левитман

Установите цепочку взаимодействия: зерно -… -… – старые леди.

(зерно – мыши – кошки – старые леди).

9. Обычно самки и самцы комаров питаются соками растений. Почему же самки начинают искать теплокровных животных?

(они накапливают кровь животных, ведь только из белков комарихи могут получить вещества, необходимые для созревания их яиц при размножении).

10. Режим дня школьника составлен с учетом биоритмов человека, которые характеризуются периодами повышенной работоспособности, сменяемыми периодами усталости. Назовите временные границы этих периодов.

(с 8 ч до 13 ч – первый, повышенный период активности; с 16 ч до 18 ч – второй, менее активный период; в середине дня – с 13 ч до 16 – период усталости).

11. Рассмотрите гербарий из листьев древесных растений наших лесов. Под каким номером осина? Вспомните ее второе название и установите ее ближайшего, более знакомого вам родственника.

(под номером 2 – овальные листья с волнообразной линией края, имеющие более светлую нижнюю сторону. Ботаническое название – тополь дрожащий, или осина, отсюда все родственники – тополя).

Учитель : Олеся, получила ответы на свои вопросы? Довольна? Считай цветы в букетах команд. Какая же из них получает звание знатоков экологии? Поздравляем!

(аплодисменты).

Учитель : В заключение всем знатокам и зрителям подарок – напутственный стих почемучек.

(по четверостишию читают Олеся и Катя).

Олеся :

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,

Катя :

Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет.

Олеся :

В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.

Катя :

А в море синем толстый кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,

Олеся :

Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,

Катя :

Будь осторожен навсегда
С природой этой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,

Олеся :

И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

М. Левитман

Учитель : Команды, в качестве дани взаимному уважению и будущей дружбе обменяйтесь рукопожатием! Спасибо всем! Готовы ли вы встретиться вновь на этом «поле битвы»? До новых встреч!

Брейн-ринг.

Цель игры: Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.

Танец «Цветущий цветок»

1чт. Нам кажется, что мы умней природы,

Самообман, не более того.

Но мозг, при всем величии его,

Не бог, не царь, а вещество природы.

2чт . Теории Эйнштейна и Ньютона

Ракеты, теплоходы и заводы,

Наука вся, искусство всех времен

Есть лишь частица вещества природы!

1.Вед Международный День Земли – это важный, особенный день. Мы обращаем свой взор на планету Земля, колыбель человечества и наш общий дом. Мы хотим сделать так, чтобы можно было гордиться чистотой на нашей Земле, её сверканием и великолепием.

1.Вед . Ежегодно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных и еженедельно - 1 вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц, а к 2000году это соотношение ещё уменьшится.

2.Вед. Каждый год смывается дождём, выдувается ветрами 26 миллиардов тонн плодородного слоя Земли, площадь пустынь увеличивается ежегодно на 6 миллионов гектаров.

Список можно продолжать бесконечно. Но чтобы не повторять ошибок взрослых, мы – будущее нашей планеты, должны быть прежде всего экологически грамотными и разумными.

I . Вед Приветствие

Здравствуйте, повелители мыслей! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в этом зале!

2.Вед . Сегодня состоится турнир интеллектуалов, Экологический Брейн-ринг. Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Наш брейн-ринг посвящен Дню Земли

1.Вед. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Всё внимание на экран.

II .Правила игры:

В игре принимают участие 5 команд по 5 человек.

1.Вед .Капитаны команд представляют название, девиз, эмблему.

2.Вед .Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии, материалы из Красной Книги заповедниках, заказниках и памятниках природы, о мире живой природы Северной Осетии

1.Вед . Каждый раунд состоит из 5 вопросов.

На обдумывание ответа предоставляется 1 минута. (секундомер)

Первой отвечает команда, которая раньше других подняла свою табличку.

2.Вед . Правильность ответов оценивает жюри

За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:

Полный правильный ответ -5 балла

Неполный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов, право ответа переходит той команде, которая подняла табличку после неё.

1.Вед . Команда, набравшая большее количество баллов, за отведенный период времени становится победителем брейн-ринга, занимает 1 место.

2.Вед. Сегодня здесь присутствуют члены жюри, именно они, определят победителей игры.

Вед.1 . Представление жюри:

Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.

2.Вед . Прошу капитанов представить свои команды. Команда № 1.

1.Вед . Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

III . Игра (вопрос-ответ)

1 раунд

Итак, первый вопрос, внимание на экран!

1. Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Он образует в верхних слоях атмосферы слой толщиной от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле. (озон, защищает от проникновения сильной солнечной радиации)

2.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

3. Эта птица пришла в Сибирь вместе с казаками и с тех пор стала постоянным "жителем" сибирских городов и деревень? Назовите эту птицу!

Внимание на экран правильный ответ!

Воробей . После присоединения Сибири к Московскому государству, повсюду стали строиться крепости. Казаки, чтобы как-то скрасить тоску по родным местам, везли с собой в клетках из дома обыкновенных воробьев. Те хорошо приживались на новом месте, а потом уже самостоятельно распространялись дальше на север.

4.Какие животные нашей республики занесены в Красную книгу Северной Осетии?

Ответ : в Красную книгу Северной Осетии занесены: обыкновенный длиннокрыл, гигантская вечерница, перевязка, серна, зубр, черный аист, бородач, беркут, могильник, степной орел, змееяд, сапсан, кавказский тетерев, дрофа, стрепет и другие.

5.Черный ящик

2раунд

1.В чем различия и что общего у заповедника и заказника?
заповедник (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет.: сохранить богатство различных видов растений и животных).
заказник (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод). Сколько в нашей республике заповедников и заказников? Перечислите их. Ответ: в нашей республике функционирует один заповедник и семь заказников. Северо-Осетинский государственный природный заповедник с охранной зоной, Федеральный заказник "Цейский". Региональные охотничьи заказники:

    Заманкульский;

    Змейско-Николаевский;

    Мацутинский;

    Махческий;

    Зарамагский;

    Турмон.

2. Удивительно полезное насекомое , самка жука уничтожает за свою жизнь около 4 тысяч взрослых тлей. Откуда божья коровка получила свое название?
(По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое на-звание. А коровкой она называется потому, что в минуту опас-ности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко)

3.Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой? ( Пресной воды на планете около 2% ).

4.Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ? Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.

5. Черный ящик

Этот овощ – герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником оказались семена растения, которыми были набиты трюмы парохода: вода. Проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать всё больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. (Горох.)

3 раунд

1.Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

2. В чем сходство рыбьей чешуи и ствола дерева? И там, и там есть годовые кольца

3.Русское название этого животного происходит от арабского слова, в переводе означающего «нарядный». В первые в Европу это животное было завезено Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. А что это за животное, если римлянам оно напоминало смесь верблюда и леопарда?
Ответ: жираф

4. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

5.Черный ящик Что в Древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки и меда, а в Европе вместо этого использовали засахаренные фрукты? (конфеты)

4. раунд

1.Сжигание огромного количества природного топлива приводит к увеличению содержания в атмосфере углекислого газа метана. Что приводит к постепенному потеплению климата. Смесь пыли и газов действуют аналогично покрытию теплицы, хорошо пропускают солнечные лучи, но препятствуют выходу теплового излучения с поверхности. Какую глобальную проблему этот процесс создает? Парниковый эффект

2.Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов гала - молоко, актус - цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то ее успокоить и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Какие это цветы? Подснежники

3.Самое долгоживущее растение Северной Осетии, занесенное в красную книгу. Возраст его 2 тысячи лет. Внимание вопрос?Назовите это растение? Скажите каким терминомназывают древние растения? Тис

4.Эти птицы были завезены в Австралию из Южной Африки в 60-е годы 19 века. Знатоки утверждают, что мясо этой птицы напоминает телятину: кожа имеет отличное качество, а перья время от времени входят в моду. Что это за птица?
Ответ: страус

5. Черный ящик

Интересна история этого растения, самой, может быть, ценной пряности на востоке. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту эту пряность, чтобы не осквернять своего владыку нечистым дыханием. О каком растении идёт речь? (Гвоздика.)

5. раунд

1. Странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, Каролинский попугай – что объединяет всех этих птиц? (Все они – исчезнувшие виды.)

2. Вы все знаете, что улары и туры занесены в красную книгу Осетии.

Вопрос: Могут ли улары и туры помогать друг другу и как ? (Улары свистом предупреждают туров об опасности, а туры разгребая копытами снег для добывания травы способствуют последующей кормежки уларов.

3.Птенец альбатроса 4 месяца ходит в пуху и еще 5 месяцев не покидает гнезда. Представьте себя на его месте и ответьте, что еще, кроме пищи, приносят ему родители? (Игрушку )

4. Странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, Каролинский попугай – что объединяет всех этих птиц? (Все они – исчезнувшие виды

5. Черный ящик

В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?.)

IV .Суперигра

На сцену выходят 2 команды, которые набрали большее количество балло d

6 раунд.

1. Кто такие космополиты и эндемики?
(Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.
Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях
.)

2.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во 3.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется.

3. В каком году была издана первая Красная книга? В чем особенность первого издания книги?
Международным союзом охраны природы? Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую .

4. Растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать болезнетворные микробы. Как называются эти вещества?

5. Черный ящик

Впервые чаши с этим напитком появились в XVII веке на столах голландцев. В Россию попал он неожиданно. В 1638 году из Москвы были отправлены послы к монгольскому хану. Польщённый подарками хан, в свою очередь, послал ответные дары, среди них было то, что послы назвали негодным товаром и взять его считали ниже своего достоинства. Но к их удивлению товар пришёлся в Москве по вкусу, хотя вначале его применяли как лекарство при разных хворях. (чай)

Чт .В День Земли должны мы дать ответ,
Дорога ли нам планета или нет?
Защищать ее всем миром мы должны,
Чтобы щедрость и богатство в дом пришли.

Превратим наш дом в цветущий чистый сад,
Уберем, почистим, высадим деревьев ряд.
Чтобы мудрая красавица Земля,
С нами в мире и согласии жила.

V . Жюри подводит итоги. Награждение.