Обозначение ходов в шахматах. Шахматная доска и начальная расстановка фигур

  • 19.04.2020

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

В этом уроке вы научитесь писать и читать на шахматном языке. Зачем это нужно? Дело все в том, что в дальнейшем будим изучать более сложные элементы шахматной стратегии, скоро изучим, как ходят фигуры. И чтобы всем было понятно , о чем идет речь , например, видя такую строчку: 1. е2-е4 е7-е5 2.Кb1-c3 Kg8-f6, мы должны говорить и писать на одном и том же языке.

Сразу скажу, что писать и читать шахматные ходы очень просто в конце этого урока, сами убедитесь в этом. И так приступим. Из урока (« »), вы уже успели узнать, что по краям шахматной доски нанесены цифры и буквы. Кстати буквы читаются на латинском языке: a–«а», b-«бэ», c-«цэ», d-«дэ», e-«е», f-«эф», g-«же», h-«аш» (в кавычках русское произношение). Цифры читаются обычно.

Давайте посмотрим на диаграмму 1, из нее видно, что каждой клетке на шахматной доске присвоено свое имя. a1 (а1), а2 (а2), а3 (а3), а4 (а4), с7 (цэ 7), с4 (цэ 4) и т.д. (в скобках русское произношение). Рассмотрим подробнее, откуда берутся эти самые имена. Для этого посмотрим на диаграмму 2. Из нее видно, что на пересечении тех самых букв и цифр образуется название клетки. Например, поле «g6» образовалось на пересечении буквы «g» и цифры 6. А поле «е4» появилось на пересечении буквы «е» и цифры 4. И так каждое поле из диаграммы 1.

Что касается фигур, то они тоже имеют свое обозначение:


Посмотрим на диаграмму 3. На ней два короля белый и черный. Белый король собирается пойти на поле c2 , а черный на d7, ход будет, записан так: 1. Кр d1 – с2 Кр d8 – d7. Разберем эту запись: 1. Кр d1 – c2 Крd8 – d7. Цифра 1. это номер хода, он записывается цифрами и по порядку (1., 2., 3., 4., 5., и т.д.). Кр – это обозначает какая фигура собирается сделать ход (Кр-король). После Кр стоит d1 это поле на котором стоит фигура. Знак «-» обозначает что фигура сделала ход. Второе значение c2 это поле, на которое пошла . То есть 1. Кр d1 – c2 Крd8 – d7 читается так, первым ходом белые король с поля d1 пошел на поле c2, черные ответили ходом, король с поля d8 пошел на d7.

Что касается знаков, то в шахматах используются следующие: «-» - дефис или тире, обозначает ход, «:» - двоеточие, ставиться тогда когда одна из фигур бьет другую (например: 1.Сf1:с4), «+» - плюс, обозначает шах королю, «х» - этим знаком обозначают что поставлен мат королю, «0-0» короткая рокировка, «0-0-0» длинная рокировка.

С первого раза это все кажется очень трудным, но через несколько дней, вы с лёгкостью сможете записывать и читать шахматные ходы. Перед тем как преступить к следующему уроку, рекомендуем выучить все обозначение полей и как они формируются, на случае если забудете обозначение! На этом наш урок подошёл к концу, если возникли вопросы, то можете их оставить в комментарии.

Шахматная нотация

Шахматная нотация (от лат. notatio - записывание, обозначение) - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 году в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним - Густавус Селенус).

В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.

Именование клеток

Шахматы, расставленные в начальное положение.

Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали - латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.

Фигура Русское сокращение Английское сокращение

Король Кр K (king)

Ферзь Ф Q (queen)

Ладья Л R (rook)

Конь К N (kNight)

Слон С B (bishop)

Пешка п или ничего p (pawn) или ничего

Полная запись ходов

Запись хода состоит из таких компонентов:

  1. (опционально) Многоточие (…) - знак хода чёрных.
  2. Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
  3. Поле, с которого сделан ход.
  4. Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).
  5. Поле, на которое сделан ход.
  6. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  7. Для шаха - знак плюс (+). Для двойного шаха - двойной плюс (++). Для мата - знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак «=» для ничьей.
  8. Комментарии к ходу. ! или!! для сильного хода, ? или?? для слабого, ?! для рискованного, !? для интересного хода.

Например, в русской нотации детский мат записывается так:

1. e2-e4 e7-e5

2. Сf1-c4 Кb8-c6

3. Фd1-h5?! Кg8-f6??

Та же партия в международной нотации:

1. e2-e4 e7-e5

2. Bf1-c4 Nb8-c6

3. Qd1-h5?! Ng8-f6??

4. Qh5xf7#

Рокировка в длинную сторону записывается как 0-0-0, в короткую как 0-0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

Сокращённая запись ходов

В русской нотации

Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой русской нотации выглядит так:

1. e4 e5

Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.

Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты) как cd4.

В международной нотации

Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения. Например:

1. e2e4 e7e5

Иногда пропускают и знаки взятия.

Реже применяется полный аналог русской нотации (4. Qxf7#).

В русском языке используются такие обозначения фигур:

Кр - король (для короля применяются две буквы), Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь. Пешки не обозначаются первой буквой, а распознаются при отсутствии такой буквы. Например: е2, c5, a6 . Ход фигуры записывается с помощью ее обозначения и поля, на которое она ходит. Например: Фс5 (ферзь пошел на поле с5). Для пешек указывают только поля, на которые они перемещаются. Например: е5, а5 . Перед записью хода ставится его порядковый номер.

Когда фигура осуществляет взятие, следует ставить знак ": " или "×" между обозначением фигуры и полем, на которое она перемещается. Например, К:е5 (конь побил на поле е5), Л:еЗ . Когда взятие осуществляет пешка, нужно указать поле, с которого она перемещается, потом знак ":" и поле, на которое он переместился. Например: с:е5, а:Ь5 . В случае "взятия на проходе" поле, на которое перемещается пешка, обозначается как поле, куда она, осуществив взятие, окончательно встала, и к записи добавляется "е.р ." Например, е:d6 е.р . (хотя е.р . уже не используют).

Если две одинаковых фигуры могут пойти на одно и то же поле, то необходимо еще указывать горизонталь или вертикаль, на которой раньше стояла фигура, которая сделала ход. Например, Ксе2 (конь с вертикали "с" пошел на е2).

Для обозначения превращения пешки в конце записи хода указывается обозначение фигуры, в которую она превратилась. Например, е8Ф (пешка пошла на е8 и превратилась в ферзя); с:d1К (пешка взяла фигуру на d1 и превратилась в коня).

Короткая рокировка обозначается 0-0 .
Длинная рокировка обозначается 0-0-0.
Шах обозначается знаком "+ " в конце записи хода.
Мат обозначается знаком "# " или "++" или "×" в конце записи хода.

В книгах прошлых лет знаком "++" иногда обозначали двойной шах, а мат - знаком "х", взятие обозначалось или знак взятия вообще не ставился. Также раньше часто использовали так называемую полную нотацию. При записи хода полной нотацией указывается поле, на котором фигура стоит и через дефис поле, на которое она ходит. Например: Kg1-f3 (конь с поля g1 пошел на поле f3).

В шахматной литературе вы можете встретить в текстах партий также знаки для короткого комментирования . Укажем значение некоторых из них:

? - ошибочный ход

?? - грубая ошибка

! - сильный ход

!! - очень сильный ход

!? - ход, заслуживающий внимания

?! - сомнительный ход
+— - у белых решающее преимущество

+/— - у белых преимущество

+/= - у белых небольшое преимущество

Равная позиция
=/+ - у черных небольшое преимущество

/+ - у черных преимущество

+ - у черных решающее преимущество

Результат партии записывается так:
1:0 — белые выиграли
0:1 — черные выиграли
½: ½ — ничья

Шахматная нотация - удобный способ записывать партии, чтобы их можно было повторно разыгрывать, отыскивая комбинации, понимая ошибки, или показывая своим друзьям. Попробуйте записать свою следующую партию и вы увидите, что ничего приятнее, чем правильно поставленный восклицательный знак после выигрывающего хода, решившего ее исход.

Алгебраическая нотация

Самая простая и распространенная форма записи шахматных партий называется алгебраической. Здесь каждому полю шахматной доски соответствуют буква и цифра.

На этой диаграмме белый король находится на поле с3, а черный - на поле h5.

Первая горизонталь (ряд) - это край доски, где располагаются белые фигуры в начале партии; черные располагаются на 8-ой горизонтали. Вертикали считаются слева направо со стороны белых.

Заглавные буквы используются для обозначения фигур:
Kр: Король
Ф: Ферзь
Л: Ладья
С: Слон
К: Конь
П: пешка (но по общепринятой практике "П" при записи обычно опускается)

Как записать ход

Чтобы записать ход, укажите название фигуры и поле, куда она идет. Если фигура совершает взятие, перед координатами поля назначения мы пишем символ "x", обозначающий "взятие".

Например, в этой партии первый ход белых - Кс3: конь идет на поле с3. Черные отвечают f5 (помните, "п" опускается). Белые играют е4, и черные забирают пешку fxe4, f берет на е4. Название вертикали f заменяет обозначение пешки, так как "п" опускается. Белые тоже берут Кxe4. Остальная часть партии записана так

Обозначает шах, а # - мат.

Специальные символы

x: взятие
0-0: короткая рокировка
0-0-0: длинная рокировка
+: шах
#: мат
!: хороший ход
?: плохой ход

Можно ставить несколько знаков "!" и "?", чтобы усилить оценку.

Как избежать двусмысленности

Записи Лd1 недостаточно, чтобы определить, какая ладья делает ход.

Если обычная нотация неоднозначна, добавьте в запись дополнительную букву или цифру, которая указывает на исходное положение той фигуры, которая делает ход. В нашем случае запись Лad1, ладья с вертикали a на поле d1, решает эту проблему. Когда пешка берет фигуру соперника, всегда записывайте исходную вертикаль, как мы сделали выше, написав fxe4 и gxf6.


Другие обозначения

Большинство шахматистов сегодня используют алгебраические обозначения, но есть несколько вариантов:
Длинные алгебраические обозначения указывают и исходное, и конечное поле для каждого хода.
Описательная (или английская) нотация - более старая система, где вертикали шахматной доски обозначены названиями фигур. Например, вертикаль "с" называется QB , то есть, вертикалью ферзевого слона. Горизонтали считаются со стороны каждого из игроков. Для белых QB3 - то же, что для черных QB6.