Учебно дидактическое логопедическое пособие своими руками. Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи «времена года» материал по логопедии на тему

  • 11.03.2024

Применение наглядно-игровых пособий для комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной сфер.

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.

Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о недостаточной сформированности памяти, внимания, восприятия, логического мышления (С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал.

Ещё Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра .

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, мною изготовлены и используются наглядно-игровые пособия: «Логопедический чемоданчик » и «». На их создание меня вдохновили игры В.В. Воскобовича.

Игровые пособия ориентированны на дошкольников 5-7 лет и могут использоваться в самостоятельной деятельности детей и на логопедических занятиях по разным направлениям работы:

  1. развитие фонематических процессов
  2. развитие звуко-произносительной стороны речи
  3. развитие лексико-грамматической стороны речи
  4. формирование слоговой структуры слова
  5. обучение грамоте
  6. развитие мелкой моторики
  7. развитие психических функций

Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический). Цель многофункциональных пособий:

  1. Психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей на основе практических действий.
  2. Развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

Задачи пособий:

1. Развитие речи;

2. Развитие зрительного восприятия;

3. Развитие памяти;

4. Развитие пространственного мышления;

5. Развитие сенсорных и познавательных способностей;

6. Развитие мелкой моторики;

7. Развитие творческого воображения;

8. Развитие эмоциональной сферы;

Основными характеристиками пособий в соответствии с ФГОС ДО являются:

  • Насыщенность;
  • Вариативность;
  • Трансформируемость;
  • Полифункциональность;
  • Доступность;
  • Безопасность;

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик»

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющих проводить занятия по различным направлениям. Выполнено оно из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, фото с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Фетр имеет универсальные свойства, позволяющие воплотить в жизнь практически любую задумку. Работать с ним легко, так как он не требует специальной обработки края, радует разнообразием и яркостью цветовой палитры и приятен на ощупь. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» (примерный перечень, т.к. придумывать можно бесконечно).

  • «Язычок не ленись, а усердно потрудись!»,
  • «Пианино»,
  • «Ладошки»,
  • «Звуковой домик»,
  • «Составь предложение»,
  • «Кто? Что? Сигнальщик»,
  • «Слоговой паровозик»,
  • «Учимся читать»,
  • «Собери слово»,
  • «Чудо-дерево»,
  • «Чей хвост?»,
  • «Придумай несуществующее животное»,
  • «Расскажи сказку» и т.д.

Многофункциональное пособие «Логопедический дартс»

Многофункциональное пособие «Логопедический дартс» состоит из круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой.

В процессе игр пособие комбинируется с наполнением «Логопедического чемоданчика». Это пособие очень оценили непоседы мальчики, оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. Наиболее часто используемые игры:

  • «Дай характеристику выпавшего звука»,
  • «Подбери слово на выпавшую букву»,
  • «Подбери слово к звуковой схеме»,
  • «Угадай сказку по персонажам»,
  • «Когда это бывает?»
  • «Кто как передвигается?»,
  • «Кто где живёт?»,
  • «Придумай предложение с выпавшим предлогом»,
  • «Подбери слова –признаки к животным» и т.д.

Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе наглядно-игровых пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Сам процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Т.Н. Волобуева,
учитель-логопед г. Орёл

Многофункциональное дидактическое пособие

для развития речи
«ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель многофункционального дидактического пособия :

Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста

Задачи:

Многофункциональное дидактическое пособие направлено на

решение конкретных образовательных задач :

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие связной речи и обогащение словаря;
  • автоматизация звуков;
  • совершенствование тактильного восприятия;
  • развитие навыков классификации и обобщения;
  • развитие навыка звукового анализа слова;
  • Развитие навыка деления слова на слоги;
  • совершенствование знаний о названиях детенышей животных и употреблении их во множественном числе

Также решаются косвенные задачи :

  • развитие высших психических функций

(память, внимание, мышление, воображение);

  • улучшение координации движений.

Пособие состоит из четырех страниц. Каждая страница соответствует определенному времени года. Присутствует основная тема смены времен года. Всё просыпается, оживает, затем появляются плоды, потом листочки дерева желтеют, опадают, приходит зима.

Так же к пособию прилагаются четыре мнемотаблицы на каждый временной сезон и набор конвертов для мелких деталей.

Блок развития мелкой моторики

Все элементы на игровых страницах закреплены на липучках, кнопках, крючках.

Цель упражнений (игр): развитие мелкой моторики; тактильных ощущений.

1. Упражнение «Прикрепи цветы(яблоки, листочки, снежинки)»

Играет как 1 человек, так и двое. Можно в форме соревнования на время.

2. Упражнение «Сделай дождь».

Задача: одеть капельки дождя на шнурки, которые прикреплены к облаку.

3. Упражнение «Собери солнышко».

Задача: прикрепить лучи к солнышку.

4. Упражнение «Распредели животных по местам»

Задача: прикрепить картинки с животными на свои места. Ежа и медведя в берлогу, уток на речку, зайцев на полянку.

5. Упражнение «Просунь шнурок».

Задача: присоединить все страницы между собой с помощью шнуровки.

Блок развития связной речи и обогащения словаря

Развитие связной речи по данному пособию происходит в неразрывной связи слова и действия, так как во время своего рассказа ребенок прикрепляет недостающие детали к рабочему листу. Дети учаться грамматически правильно оформлять свое выссказывание, понимать и использовать предлоги.

1. Упражнение «Разложи попорядку»

Задача: разложить рабочие листы в правильной последовательности друг за другом и рассказать, какие изменения происходят при смене времен года.

2. Упражнение «Расскажи о времени года». Задача: рассказать о признаках выбранного сезона, используя соответствующую мнемотаблицу.

3. Упражнение «Ответь на вопрос»

Вопросы «Где находятся медведи?», «На чем растут яблоки?», «Где растут цветы» и т. д. Задача: Ответить на вопрос, правильно используя предлоги.

4. Упражнение «Разложи по корзинам» . Задача: классифицировать овощи и фрукты

5. Упражнение « Назови детенышей животных» Задача: правильно назвать детенышей медведя,

зайца, ежа, белки, утки.

6. Упражнение «Один - много» .

Задача: образовать множественное число существительного

(медвежонок-медвежата, зайченок-зайчата и т. д.)

Блок автоматизации звуков

Цель данных упражнений: автоматизация звуков, чёткость произнесения, развитие координации речи с движением.

1.Упражнение "Кто лучше?"

Задача:

При пристегивании каждой кнопки/липучки ребёнок произносит предложенный педагогом звук, слог, слово, фразу, предложение с автоматизируемым звуком.

2. Упражнение «Собери солнышко»

Задача: отобрать из предложенных лучиков с картинками только те, в названии которых есть заданный автоматизированный звук.

3. Упражнение «Дождик». Задача: надеть на шнурки, привязанные к облаку, капельки с картинками, отобрав из предложенных только те, в названии которых есть заданный автоматизированный звук.

Блок развития навыка звукового анализа слова и
навыка деления слова на слоги;

На летней полянке растут «звуковые цветочки»: синие, зеленые и красные. Эти разноцветные цветы соответствуют звуковым символам: синие-твердые согласные, зеленые-мягкие согласные, красные-гласные.

Упражнение "Составь схему слова"

Задача: прикрепить цветы на кнопках в соответствии со звуковым составом заданного слова.

На рабочем листе «Весна» находиться «слоговой домик» с тремя этажами-кармашками. На каждом этаже показано, сколько должно быть слогов в слове. В комплекте имеются картинки на все проблемные звуки, поэтому «слоговой домик» используется и при автоматизации звуков.

Упражнение «Определи этаж»

Задача: разместить предложенные картинки по этажам «слогового домика» в соответствии со слоговым составом слова.


Ольга Кулакова

Актуальность.

Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих школьников, основа их успешной учебы.

Важным моментом при подготовке к школе становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической, обучающей игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели : одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали речевое оздоровление.

Работаю в детском саду учителем-логопедом с детьми с нарушениями речи. В своей работе использую разные игры и пособия , которые делаю сама. Мне нравятся многофункциональные пособия , поэтому изготовила пособие , с помощью которого можно решать сразу несколько задач. Пособие «Домик с играми » мобильное и легкое в использовании. Оно имеет привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ним .

Описание : данное дидактическое пособие деревянное , выполнено в виде «домика » . Стенки «домика » съемные, крепятся на липучке. К пособию прилагаются различные материалы, которые удобно размещаются внутри «домика » .

Цель многофункционального дидактического пособия :

Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

Это пособие помогает решать множество задач : развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т . д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием :

«Солнышко»

Цель : создание игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений.

«Геометрические фигуры» - Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Необходимо проявить фантазию, придумать игры и задания для детей. Вот, например, «Сортер» - это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Его суть заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие) . Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему, такая игрушка не только учит ребенка быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.

«Доска настроения» - оформляется в начале и в конце любого занятия. Здесь ребята отражают свое настроение в виде пиктограммы.

«Теневой театр» - очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней. С помощью театра активно поддерживаем стремление детей к прекрасному. Стараемся вовлечь детей в интересный и творческий процесс, где они раскрепощаются и раскрываются как маленькие артисты.

Цель : Учить распознавать и передавать эмоциональные проявления с помощью мимики.

Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и чувства.

Воспитывать уважение друг к другу.

«Подбери по цвету»

Цель :

Стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности

Развивать интерес к математической стороне.

способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей

Вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней

Воспитывать желание познавать новое.

«Паутинка»

С помощью резинки ребята создают различные виды, формы паутинок.

Цель данной игры : развитие воображения, приобретение навыков самостоятельности игровой самостоятельной игровой деятельности и общения.

«Время»

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников старшей группе.

«Волшебная муфточка»

С помощью этой игры ребята могут поприветствовать друг друга, просовывая руки в отверстия с обеих сторон и находя другую руку, пожать ее. Также можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» .

«Мои пальчики - мои помощники»

Шнуровка «Гвоздик»

«Лабиринт»

Тактильная доска «Добрые ладошки»

«Разноцветные пробочки»

Цель :

Развивают фантазию ребёнка,

Внимание, мелкую моторику рук и координацию движений,

Развивают интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт «игрового общения»

способствуют развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний .

Формируют способность детей к самообучаемости.

Развивают умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

Воспитывают желание помогать, сопереживать персонажу и проявлять заботу о них и других. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства.

Идеи многофункционального пособия небезграничны . Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх ). Это могут быть игры для развития : мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.









Игра - мощнейшая сфера самовыражения. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.
Предлагаемое пособие можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи, мелкой моторики.
«Артикуляционная гимнастика»
Цель: развивать артикуляционного аппарат ребенка.
Описание: ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения подбираются на отрабатываемый звук.
Игра «Назови картинки»
Цель: автоматизация звука (Р, С, Ш и др.) в словах.
Описание: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и называть изображенные предметы (рыба, корова, лиса, шарф и так далее). На первом этапе логопед называет картинки, а ребенок повторяет, далее ребенок самостоятельно называет предметы.
Игра «Найди слово на заданный звук»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.
Описание: ребенку предлагается выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, изображенный в центре цветка.
Игра «Фрукты»

Описание: предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинках. Попросить рассказать, где они растут (на дереве), что из них можно приготовить.
Игра «Найди все фрукты»

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены фрукты. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Овощи»
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Описание: предложить ребенку назвать овощи, изображенные на картинках. Уточнить, где они растут (на грядке).
Игра «Найди все овощи»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены овощи. Назвать лишние картинки, объяснить, почему?
Игра «Найди всех морских обитателей»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены морские жители. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Найди одежду»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображена одежда. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Расскажи сказку «Колобок»
Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается вспомнить персонажей и рассказать сказку «Колобок» по картинкам (перед занятием сказку читает взрослый).
Игра «Собери сказку»
Цель: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается выбрать персонажей сказки «Колобок», расставить их последовательно по сюжету, рассказать сказку.
Игра «Продолжи сказку»
Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.
Описание: предложить ребенку расставить картинки в правильной последовательности по сюжету сказки. Рассказать сказку.
Игра «Что делают дети?»
Цель: расширение глагольного словаря, развитие связной речи.
Описание: предложить ребенку рассмотреть все картинки и назвать, что делают дети (катаются на коньках, играют в хоккей, танцуют и т.д.)

Екатерина Игоревна

«Чудо-коробочка » - логопедическое пособие своими руками .

Ни для кого не секрет, что пособия , сделанные своими руками вызывают у детей большой интерес, желание рассмотреть, повертеть, поиграть. Пособие «Чудо-коробочка » выполняет сразу несколько функций, так как каждая сторона Коробочки выполняет свою функцию.

Красная сторона : Задание на развитие процессов внимания, мышления, памяти. Необходимо назвать недостающий предмет в окошечках и продолжить логическую цепочку.

Зеленая сторона : предназначена для развития мелкой моторики через плетение косички из шерстяных ниток для девочки Маши.

Голубая сторона : это модификация игры «Крестики-нолики» . Все крышки откручиваются с горлышек, и ребенку или двум детям предлагается сыграть в игру. Цель : собрать 3 символа в трех направлениях : горизонтально, вертикально, по диагонали. Сначала обговаривается, кто каким символом будет играть : крестиком или ноликом. Затем дети поочередно прикручивают свою крышечку так, чтобы в итоге получилась линия из трех крестиков или трех ноликов. Эта игра развивает внимание, мышление.

Оранжевая сторона : это прототип игры Воскобовича «Геоконт» . Необходимо составить рисунок с помощью резинки, цепляя ее за пуговицы. Игра развивает мелкую моторику рук, помогает изучить фигуры и их размер, развивает навыки ориентации и счета, ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу.

Сиреневая сторона : «Рукав » . Задание предназначено для развития тактильного ощущения, памяти, мышления. Цель : узнать различные предметы на ощупь.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Широка страна моя родная» помогает познакомить старших дошкольников с многообразием гербов России, научить их «читать».

Дорогие друзья! Предлагаю вам игру из «знаменитых» крышек. Что только не придумывают, из них. Я тоже решила проявить свою фантазию и придумала.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие, сделанное своими руками из камешков, которое я, педагог-психолог,.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное,.

Дидактическая игра «Назови слова» Задачи: закреплять навык правильного произношения звуков, определять место звука и количество слогов в.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский.

Для эффективной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста было создано дидактическое панно «Теремок». Оно многофункциональное,.