Какие тихие игры есть для ребенка. Тихие игры с ребёнком

  • 07.05.2020

Вечерние игры
Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы... "Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!". А в садике говорят: "Очень послушный мальчик!" или: "Такая тихая, спокойная девочка!". Мама и папа удивляются. А зря!
Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и "негромкий" человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.
Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером "наверстывает упущенное", нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.
Если же ребенок и в садике - "ураган", и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию "в мирное русло". Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.
Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, "вечерняя" игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.
Если днем ваш ребенок - "тихоня", а вечером - "дикарь", хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра "Рвакля".
Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является "Грибник" .
Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - "грибы" - в корзину. Собранные "грибы" можно сортировать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: "Давай почитаем?" или "Поможешь мне на кухне?".

Приглушив таким образом "лишнюю" энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на "перед сном", - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для "Спокойной ночи, малыши!", - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью "ритуала" отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, "стечет" с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку "дождик" из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.
Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.
Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.
Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет "тихая пристань", восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

Юный металлист
Вам понадобится коробка канцелярских скрепок. На стол насыпают скрепки. По сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок.

Золушка
Вам понадобятся: Семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п.
Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков.
По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам.
Побеждает первый, справившийся с заданием.
Варианты: Провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование.

Колечко.
Вам понадобится длинный шнур и колечко. Проденьте шнур в кольцо и свяжите концы.
Дети садятся в круг, на колени кладут шнур с кольцом. В центре круга - водящий. Дети незаметно от водящего передвигают кольцо от одного к другому (не обязательно в одну сторону, можно двигать колечко в разных направлениях). При этом звучит музыка, и водящий внимательно следит за перемещениями колечка. Как только музыку остановят - останавливается и кольцо. Водящий должен указать у кого сейчас находится колечко. Если угадал - меняется местами с тем, у кого было кольцо.

Где будильник?
Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей - поёт или читает стихотворение.
Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.

Обмен одеждой .
Дети садятся в круг и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь запомнить, кто во что одет. Затем считалкой выбирают водящего и он выходит за дверь. Несколько детей меняются одеждой и зовут водящего. Он должен определить, на ком надеты чужие вещи и кому они принадлежат.

Обувной салат.
Вам понадобится много пар обуви, полотенца.
Дети садятся в кружок или за столом, закрытым бумагой или клеёнкой. Каждый кладёт свою туфельку или тапочек на стол. Затем дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и пытаются найти на ощупь свою обувь.
Вариант: Для детей постарше - искать свою обувь на столе всем одновременно.

Ловкие пальцы .
Для этой игры потребуются узкие ленточки или обычные шнурки. Если нет гимнастической стенки, подойдут и стулья со спинками из прутьев или реек.
Привяжите шнурки (5-10) к рейке - равное количество на каждого игрока. По сигналу они должны завязать бантики на каждом шнурке. Выигрывает тот, кто не только сделает это быстрее остальных, но и правильно.

Мычи, бык, мычи!

Играющие встают в круг, в центре которого водящий. Ему завязывают глаза, в руках платок или шарф. Дети идут по кругу вокруг водящего до тех пор, пока он, взмахнув платком не дотронется до одного из детей со словами: "Мычи, бык, мычи!". Тот, кому предназначены эти слова, мычит. Водящий должен по голосу узнать, кто мычал. Если отгадает, то встаёт в круг к детям. Тот, чей голос узнали, становится водящим.

Угадай по голосу.
Дети садятся в ряд. К ним спиной садится водящий, рядом помощник (лучше взрослый). Помощник подзывает детей по одному, не называя имён. Дети за спиной водящего голосом изображают какого-нибудь животного. Водящий должен угадать, кто это. Если угадал - меняется с ним местами.

Земля, вода, воздух.
Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: "Вода, земля, воздух." В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове "Вода", то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо "Земля" - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо "Воздух" - того, кто летает.

Руки вверх .
Игроки встают в круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь говорит ему громко: "Руки вверх!" Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны быстро поднять руки: сосед справа - левую, а сосед слева - правую. Кто ошибётся (а таких бывает немало),тот сменяет ведущего

Игра для двоих-пятерых игроков. В этой игре, как нетрудно видеть, требуется некоторая честность (ставить буквы сразу, а не держать в уме, чтобы после, зная новые, поставить старые более удачно). Поэтому, в частности, лучше запретить поправки и помарки. Еще, наверное, можно ввести в игру ведущего, который будет всех проверять, но ему, вероятно, будет скучновато. Таким ведущим может быть взрослый, или игроки могут выполнять эту обязанность по очереди. Каждый игрок рисует свой квадрат (5х5, 6х6), в который он будет вставлять буквы. Буквы называются всеми игроками по очереди. Каждую названную букву каждый игрок пристраивает в свой квадрат по своему разумению, слова при этом может вообще не получиться, но можно строить наполеоновские "планы на будущее", которые при небольшом числе игроков реализовать не так трудно. Cлова должны читаться только по вертикали и горизонтали и все в одном направлении, скажем, справа налево и сверху вниз. Очки считаются, когда квадраты заполнены до конца (проставляя последние чужие буквы, часто тоже не удается создать слова) За каждое слово начисляется столько очков, сколько букв в этом слове.

Игра развивает словарный запас. Требует реквизит - ручку и бумагу. Рисуется квадрат. Как правило, 5х5, но и другие размеры (6х6, 7х7) допустимы. В среднем ряду пишется слово, занимающее весь этот ряд. Далее играющие по очереди добавляют буквы на поле, так, чтобы составлялись новые слова. Слова могут читаться в любом прямом направлении. За добавленную букву начисляются очки - столько, сколько букв в новом слове. Игра заканчивается, когда все поле заполнено, либо ни один из игроков не может придумать новое слово. _Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

3. "Быки и коровы"

Логическая игра для двоих участников. Цель игры - отгадать четырехзначное число. Все числа и результаты необходимо записывать, иначе очень просто запутаться. Один из участников загадывает четырехзначное число. Цифры в нем повторяться не должны. Второй участник называет четырехзначные числа, цифры в которых также не должны повторяться, стремясь угадать число первого участника. Результат отгадывания выражается в условных единицах - Быках и Коровах. Бык - цифра входит в число и стоит на своем месте. Корова - цифра входит в число, но находится не на своем месте. Для придания "спортивности" игре количество ходов можно ограничить десятью, но и без такого ограничения игра остается интересной.

4. "Быки и коровы со словами"

Вариант игры в быки и коровы, только отгадывать нужно не число, а слово. О количестве букв в загадываемых словах (как правило, пять или шесть) и о том, могут ли они повторяться, участники договариваются заранее. Играть с разрешенными повторами сложнее. Один из участников загадывает слово. Отгадывающий называет любое слово. Количество букв и повторов букв в этом слове не ограничено. Загадывающий сообщает о результате. Результат выражается в Быках или Коровах. Бык - буква стоит на своем месте, Корова - буква в загаданном слове есть, но стоит на чужом месте. При подсчете результата каждая буква считается столько раз, сколько она есть в слове, названном отгадывающим. В случае, если в загаданном слове есть повторяющиеся буквы, результат считается и на каждую из них отдельно. (Так, если в загаданном слове есть две буквы "А", а отгадывающий назвал слово с тремя буквами "а", и ни одной другой правильной буквы не было, результат будет - 6 коров. Если обе буквы стоят на своем месте - 4 коровы, 2 быка)

Игра на листе бумаги для двоих участников. На листе ставятся несколько точек, которые нумеруются в произвольном порядке. Игроки по очереди тянут "вожжи" (кривые линии) от одной точки к другой по порядку нумерации так, чтобы линии не пересекались и не касались. Игрок, который не смог провести линию, получает очко. Выигрывает набравший меньше очков.

6. "Гребешок"

Игра со словами для любого количества участников. Возьмите несколько согласных букв. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "к", "л", "т". Составляем с ними слова: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее. Конечно, длинные слова с выбранными буквами придумывать легче, чем короткие. Поэтому рекомендуем новичкам начинать с больших слов и постепенно переходить на слова, которые включают в себя только выбранные согласные. Усовершенствуйте эту игру самостоятельно.

7. "Да-нетки"

Вы знаете, что это такое? Нет? Попробуйте догадаться. Да-Нет-ки. Так понятнее? Ладно, не буду Вас мучить. Данетка - это особый вид головоломки, в которой описана некая странная ИЛИ необычная ситуация. Как правило, четкий вопрос в данетке не задается, необходимо просто выяснить детали случившегося ИЛИ устранить необычность, странность ситуации. Чем больше странностей в данетке, тем она лучше, таким образом, разгадывание данеток учит не пренебрегать даже самыми, казалось бы, нелепыми предположениями. В этом плане весьма верно английское название данетки - lateral thinking puzzle (что-то вроде "головоломки для нестандартно мыслящих", или "головоломки для мыслящий боком", если переводить дословно). Мне неизвестно кто и когда придумал этот вид головоломок, однако одним из наиболее известных автором данеток является Пол Слоан (Paul Sloane), практически все его данетки стали классикой и были переведены на многие языки, в том числе и русский. Также в России был издан перевод его самой известной книги "Lateral thinking puzzlers" с 93 данетками.

"Он ей что-то сказал, и она умерла. "."Он ей что-то ответил и она умерла." Ясно, что необходимо выяснить, кто они, и почему она умерла. Как же разгадать да-нетку? Вот тут то и кроется смысл самого слова "Да-нетка". Разгадывающий (разгадывающие) задают вопросы человеку, загадавшему данетку (в будущем я буду называть его ведущим). Причем это должны быть такие вопросы, на которые ведущий может ответить однозначно, то есть "Да", "Нет", а иногда и "Не имеет значения". Естественно, отвечает на вопросы он правдиво. Попробую привести примерный сценарий разгадывания вышеописанной да-нетки:

Он и она - это люди? - Да. - Это известные (знаменитые) люди. - Нет. - Это ситуация из какого-нибудь фильма, книги? - Нет. - Это случилось дома, на работе, на улице? - На работе. - Имеет ли значение, где или кем они работали? - Да. Имеет значение и где они работали, и кем они работали. - Это производство, сфера услуг, сельское хозяйство? - Сфера услуг. - Транспорт, культура, гостиничный или ресторанный бизнес? - Культура. - Хммм... Люди часто пользуются этими услугами? - Зависит от человека. Обычно не особенно часто. - Это доставляет человеку моральное удовлетворение? физическое? интеллектуальное? - Моральное. - Это сфера развлечений? - Да. - Эстрада, комики, цирк, парк аттракционов, игры? - Цирк. - Она умерла из-за того, что он отвлекся, когда ей отвечал? - Не совсем? - Из-за самого процесса? - Да! - Они были воздушными гимнастами и выступали над куполом. Он держал партнершу зубами, а когда стал ей что-то говорить... - Да! Разгадано!

Понятно, что для игры нужно как минимум два человека и запас да-неток (либо фантазия участников).

8. "Добавь букву"

Игроков минимум двое. Можно загадывать нарицательные существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков, наконец, не потребует назвать слово. Игра бывает довольно замысловата; часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

9. "Крестики-нолики"

Очень известная игра. Полезна для развития умения просчитывать последствия. Требует реквизит - ручку и бумагу. Всем известна игра крестики-нолики. В квадрате 3х3 играющие по очереди ставят свой знак - крестик или нолик. Выигрывает тот, кому удалось выстроить три знака на одной линии - прямой или горизонтальной. Чтобы разнообразить игру на некоторое время, можно ввести дополнительное правило - первому игроку нельзя занимать центральную клетку. Но и это не спасает от того, что единственный шанс на выигрыш - ошибка противника. С взрослым ребенком можно посоветовать играть в трехмерные крестики-нолики, но это непросто. Правила те же, что при игре на плоскости, только игра идет не в квадрате 3х3, а в кубе3х3х3. Удовольствие, да и польза, от усложненного варианта неизмеримо больше.

10. "Трехмерные крестики-нолики - 1"

Крестики-нолики, оказывается, тоже весьма распространены. В поисках интересного времяпровождения игроки придумали крестики-нолики 4х4х4. Рисуются 4 квадрата 4х4 - развертка на плоскости. Игроки ставят крестики и нолики, стремясь закрыть линию их четырех знаков в любом направлении, включая вертикаль. Выигрывает игрок, который смог сделать это первым.

11. "Трехмерные крестики-нолики - 2"

Вариант трехмерный, но не заканчивается после первой построенной линии. Рисуются три решетки для игры в крестики-нолики. Каждая решетка обозначает свой слой (верхний, средний, нижний). Правила игры те же, что и в обычных крестиках-ноликах, только игра заканчивается только когда будут заполнены все клетки, после чего подсчитывается количество рядов у каждого игрока. У кого больше, тот и выиграл. Естественно ряд может идти не только по вертикали или горизонтали, но и вглубь, т.е. между слоями.

12. "Крестики-нолики на бесконечном поле"

Освободиться от предопределенности результата в Крестиках-ноликах позволяет расширение поля игры. На бесконечном поле (вполне подойдет лист бумаги) играющие по очереди ставят свой знак (крестик или нолик). Игра заканчивается, когда один из играющих выигрывает или если поле заканчивается. Выигрывает тот, кому удается выстроить пять своих знаков по одной линии, прямой или диагональной.

13. "Лабиринт-1"

Еще одна логическая игра для двоих, требующая ручку и бумагу. Поле может быть квадратным или в форме пирамиды. При желании можно придумывать и более причудливые формы. На игровом поле участники по очереди ставят черточки длиной в одну клетку - по вертикали или по горизонтали. Тот из участников, кто закрыл квадрат (поставил четвертую составляющую его черту), ставит в этом квадрате свой знак (крестик или нолик) и ходит еще раз. Задача играющих - поставить как можно больше своих знаков, выигрывает тот, у кого после полного заполнения поля этих знаков оказалось больше. Чем сложнее и больше поле, тем интереснее и непредсказуемее игра.

14. "Лабиринт-2"

Вариант игры в Лабиринт, более сложный и менее "квадратный". Полем является лист бумаги. Игра ведется вдвоем. Произвольно ставятся точки, лучше, если игроки будут ставить их по очереди в течение оговоренного промежутка времени. После этого между точками проводятся линии - в любом направлении. Линии не должны пересекаться. Тот, кто замыкает фигуру без точек внутри, ставит в ней свой знак - как обычно, крестик или нолик. Замкнувший фигуру ходит еще раз. Можно ограничить разнообразие геометрических фигур треугольниками. Выигрывает тот, кто поставил больше своих знаков.

15. "Морской бой"

Наверное, самая любимая игра школьников на задних партах - шума немного и полное впечатление серьезных занятий в тетради. Игра была многократно запрограммирована, и для микрокалькуляторов, и для компьютеров, а теперь еще и для сотовых телефонов. Два игрока чертят схему боя - два квадрата 10х10. Клетки нумеруются латинскими буквами по горизонтали и цифрами - по вертикали. Левый квадрат - для своих кораблей, правый - для чужих. Первый этап - расстановка кораблей. Игроки расставляют свои корабли так, чтобы они не касались друг друга ни в одном направлении. Границ квадрата касаться можно. Корабли: 1 линкор (4 клетки по горизонтали или вертикали), 2 крейсера (3 клетки), 3 эсминца (2 клетки) и 4 катера (1 клетка). Второй этап - битва. Игроки по очереди наносят удары по клеткам, называя их адрес: A1, D10, G5. Ответом может быть - "мимо" - в этой клетке корабля нет, "убит" - в этой клетке корабль есть, и у него больше не осталось не простреленных клеток, или "ранен" - в этой клетке кораблю есть, но у него остались не простреленные клетки. Результат заносится на свой рисунок каждым игроком. Игрок сделавший удачный выстрел, ходит еще раз. Задача игры - первым потопить флот противника.

16. "На одну букву-1"

Наиболее интересно играть втроем впятером, хотя и вдвоем тоже можно. Да и один может потренироваться. Каждому участнику нужны ручка и бумага. Каждый участник чертит таблицу. В заголовки колонок вставляются всевозможные множества - в зависимости от уровня знаний и интересов участников. Это могут быть города и страны, реки и имена, фильмы и книги, артисты и писатели, спортсмены и политики, растения и животные. Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит "про себя", другой его останавливает. Надо заполнить таблицу словами, начинающимися с получившейся буквы - по одному слову на каждую графу. В случае, если эта буква уже использовалась, или сложна для нахождения слов, с нее начинающихся, в качестве начальной буквы выбирается следующая по алфавиту. На заполнение таблицы отводится определенное время - обычно, 5-10 минут. При подсчете результатов одинаковые слова у разных участников либо не засчитываются, либо засчитываются за пол-ответа. Выигрывает тот, кто заполнил максимальное число колонок.

17. "На одну букву-2"

Игра для двоих-пятерых участников. От предыдущего варианта игра отличается тем, что в каждой категории участник может записать неограниченное количество слов. Каждому участнику нужны ручка и бумага. Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит "про себя", другой его останавливает. Надо заполнить таблицу словами, начинающимися с получившейся буквы столько, сколько успеет. Время заполнения ограничено. В случае, если эта буквы уже использовалась, или сложна для нахождения слов, с нее начинающихся, в качестве начальной буквы выбирается следующая по алфавиту. На заполнение таблицы отводится определенное время - обычно, 5-10 минут. При подсчете результатов одинаковые слова вычеркиваются. Выигрывает тот, у кого после вычеркивания одинаковых слов их осталось больше всего.

18. "Ползунок"

Игра для двоих на листе бумаги. Играть можно с ребенком от пяти лет. Тоже, как оказалось, довольно распространенный тип игр. На листе в клетку - рабочее поле примерно 5х8 клеток (возможны варианты), в узлах пересечения для удобства играющих желательны точки. Первый ход - линия, соединяющая 2 точки. Начальная точка хода следущего игрока - конечная точка предыдущего. Точка занимается только 1 раз. Далее ходят по очереди, соединяя предыдущую и свободную точки, причем ходить можно по вертикали и горизонтали (по диагонали - нельзя). Проигрывает тот, кому некуда ходить.

19. "Положи последним"

Игра для двоих-троих участников. Нужна шахматная доска и шашки (пуговицы), но, в принципе, играть можно и на нарисованном, на листе бумаги квадрате. На доску игроки по очереди кладут шашки таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Тот, кто не смог положить предмет, проигрывает. Для того, чтобы при игре вдвоем избежать беспроигрышного варианта со стороны игрока, выкладывающего фишку первым, рекомендуется запретить ему ходить в одну из четырех средних клеток.

20. "Превращения"

Достаточно известная игра-головоломка. От подбора слов зависит сложность игры - взрослые могут играть в произвольные слова, а для детей лучше поискать варианты попроще. Выбираются два слова с одинаковым количеством букв (чем меньше, тем игра проще). Заменяя по одной букве каждым ходом (дым-дом-сом-сон), нужно составить цепочку слов - от первого к последнему. Например, можно "сделать из мухи слона" (МУХА=>СЛОН) или "превратить кошку в мышку" (КОШКА=>МЫШКА).

21. "Словарное лото"

Играть можно как на бумаге, записывая варианты и сравнивая, кто больше назвал, так и устно - называя варианты по очереди. Берется некоторое "длинное" слово. Задача играющих - составить как можно больше слов из букв, составляющих начальное. В "бумажном" варианте на выполнение задания отводится некоторое время, а одинаковые слова у разных игроков вычеркиваются перед подведением итогов. В "устном" варианте игроки не должны повторять слова друг за другом. Слово может быть только существительным. О возможности использования географических названий, имен и специальных терминов надо договариваться заранее. Начальные слова нужно выбирать подлиннее. Буквы при каждом ответе могут использоваться столько раз, сколько их есть в начальном слове, и не больше. Например, в метро очень удобно играть в слова "Не прислоняться" - все буквы видны, а словосочетание трудноисчерпаемо.

22. "Слова-шифровки"

Игра для любого количества игроков, даже для одного. Возьмите любое слово и "расшифруйте" его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе - со второй и так далее. Например, возьмем слово "суслик" - Солнечным утром сосновый лес исключительно красив. Внесем в эту игру разнообразие. Придумайте к одному и тому же слову предложения на разные темы. Например, представьте, что вы расшифровывайте поздравление, сообщение делового характера, предложение о природе, технике и так далее. Найдите другие жанры самостоятельно. В нашем примере слово "суслик" было расшифровано как предложение о природе. На технический лад его можно расшифровать, например, так: Система управления самолетом ликвидирует искажение курса

23. "Точки"

Игра, представляющая собой очень упрощенный вариант японской игры "Го". Имеет очень много вариаций. Необходимо иметь листочек в клеточку и ручки двух цветов (или ручку и карандаш) Играющие по очереди ставят точки в пересечениях линий на листочке в клеточку, каждый своим цветом. Задача играющих - захватить как можно большую область. Область считается захваченной, если она окружена точками одного цвета. Окружение должно быть построено так, чтобы его нельзя было "прорвать", то есть расстояние между точками не должно составлять более одной клетки - по прямой или по диагонали. Вокруг захваченной области рисуются укрепления. Захватывать можно как пустые пространства, так и точки или укрепления противника. Игрок, захвативший область, ходит еще раз. В некоторых вариантах игры это правило отсутствует. По поводу возможности окружать точки и пространства, находящиеся на краю листа, существуют разногласия. В игре Го крайние фишки окружать можно, в точках же такое положение ведет к сложностям, поэтому лучше запретить использовать для окружения край листа. Выигрывает тот, кто захвалил большую территорию. Игра заканчивается, когда весь лист занят или победа одного из игроков очевидна. Если силы игроков неравны, можно после заполнения некоторой части листа, например четверти, меняться сторонами. Проставлять во всей захваченной области свои точки не надо - эта область и так захвачена, противник поставить свои точки внутри нее не может, может только захватить ее всю. Укрепления - линии, которые проводятся между точками, окружающими захваченную область.

24. "Угадай слово", "Настольное поле чудес", "Виселица"

Под всеми этими названиями может скрываться одна и та же игра в слова. В нее может играть ребенок, только научившийся письму. И именно для него она и будет наиболее полезна, хотя и для старших HangMan представляет интерес. Игра требует реквизит - ручку и бумагу. Один из играющих загадывает слово и представляет его в виде черточек, заменяющих буквы: Второй играющий должен называть буквы из которых, по его мнению, состоит загаданное слово.

Правильно названные буквы вписываются на свое место. Если буква в слове повторяется несколько раз, то она вписывается во все ячейки, в которых должна находиться. За каждую неправильно названную букву играющий получает черточку. Из этих черточек строится "виселица" Задача угадывающего - угадать слово до того, как он будет повешен. Успел - выиграл. Не успел - выиграл тот игрок, который загадывал слово.

25. Игроки, каждый на своем листе, рисуют заранее оговоренного героя по частям, нарисованная часть загибается, происходит обмен листами, далее рисуется продолжение, так несколько приемов. Затем с изрядной долей веселья разглядываем результат. Лучше всего рисунок делить на 3 части: голова, туловище (с руками), ноги.

26. "Двадцать палочек"

На столе рассыпают 20 палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.

27. "Что это?"

Игроки определяют на ощупь вид крупы или материал, из которого изготовлен предмет. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов

"Слова-двойняшки" (Doublets)

Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор "Алисы в Стране Чудес". Играть в "слова-двойняшки" надо так: возьмите любое слово (желательно от трех до пяти букв) и измените в нем только одну букву. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством букв, что и у первого. Например: коса-роса (буква "к" заменена на букву "р"), мука-рука (буква "м" заменена на букву "р").

Теперь измените букву во втором слове. В наших примерах может получиться коса-роса-роза и мука-рука-руна. Таким же образом из третьего слова сделайте четвертое и так далее. Упражняйтесь в составлении таких цепочек, пока не научитесь легко переходить от одного слова к другому. Как только это произойдет, считайте, что вы из новичка стали мастером.

Усложним задачу. Выберите два слова с одинаковым количеством букв. Желательно взять слова, связанные друг с другом по смыслу. Например, "туча" и "лужа". А сейчас прейдите от первого ко второму с помощью "слов-двойняшек". Это уже не так просто, как обычное составление цепочек, но зато намного интереснее. И как только вы поймете, что без особого труда переделываете одно слово в другое, считайте, что вы из мастера стали настоящим профессионалом. Примечание к игре: слова должны быть именами существительными в начальной форме.

Нарисуй песню
Берём обычные альбом и карандаши, и рисуем ребёнку песенку. Например, «в лесу родилась ёлочка». Поём – и последовательно прорисовываем то, о чём поём (ёлочку, лес, снежок, трусишку-зайку серого, сердитого волка, мохноногую лошадку, мужичка и так далее…). Количество песен в репертуаре любой молодой мамы практически неограниченно, а ребёнка завораживает, когда песня материализуется на бумаге.
Как вариант, можно сделать, чтобы мама пела, а ребёнок рисовал. Или наоборот. Или мама рисует рисунок, а ребёнок должен угадать, что это за песня (или сказка).

Где Уолли?
Помните, был такой довольно незатейливый американский мультфильм, в конце каждой серии картинка замирала – и нужно было обнаружить на ней главного героя.
Так вот, можно взять надоевшие ребёнку книжки, но не читать их, а давать задания: найти на картинке: бабочку, велосипед, цветочек. Лучше брать картинки, где много всего и загадывать периферийные мелкие предметы, которые сложнее найти. Или вместо знакомых книжек взять мамины журналы. Детки постарше (уже умеющие читать) с удовольствием разыскивают города на географических картах.
Можно загадать, чтобы ребёнок походил по квартире и нашёл три предмета зелёного цвета (или круглых, или деревянных). Не обязательно их приносить маме, можно просто назвать.

Так ребёнок развивает наблюдательность, а мама получает драгоценные минутки тишины.

Салон красоты (показ мод)
Мамина одежда или косметика – всегда самая заманчивая игрушка для любой девочки. В случае, если ребёнок требует и маминого участия, самозабвенное копание в шкафу можно усложнить. Например, мама садится на диване, берёт блокнот и ручку и превращается в строгое жюри. А дочка не просто наряжается, а придумывает наряд «по случаю»: для похода в гости, для похода к бабушке, для прогулки, для свидания с «женихом» (обычно они есть у всех девочек детсадовского возраста). Строгое, но справедливое жюри оценивает вариант и выносит вердикт (конечно же, отмечая фантазию и вкус любимого чада).
Также мама может стать клиенткой салона красоты, отдав свое лицо и волосы в распоряжение юного стилиста (предусмотрительно убрав трудносмывающиеся средства и острые заколки). А пока стилист колдует над прической, мама может с чистой совестью почитать журнал или книжку.

Телешоу
Если просьба ребёнка с ним поиграть застает маму в разгар домашних дел, то можно ребёнка к ним приобщить. Обычно детки с удовольствием помогают маме готовить еду или убирать, ведь для них домашние дела – не рутина, а разновидность игры. Если же мама не хочет привлекать ребёнка к делу (потому что потом переделывать придётся) или сам ребёнок отказывается помогать, можно сделать его зрителем кулинарного шоу или программы об обустройстве дома.
Просто мама начинает комментировать свои действия в духе весёлой и юморной телеведущей, периодически обращаясь к ребёнку за подсказкой или мнением. Если ребёнок сам и не хочет ничего делать, то почти всем детям в возрасте «почемучек» понравится обстоятельный рассказ о том, из чего готовят борщ или как устроен пылесос.

Делёж сокровищ
У опытной мамы всегда есть про запас волшебная шкатулка (мешочек, коробка) с «сокровищами»: флакончиками из-под духов, пуговицами, сломанными часами, непарными серёжками, цветными крышечками от баночек детского питания и т.д.). Ребёнку возможность покопаться в ней достается редко, а потому он всегда с удовольствием это делает.

Если же он и тут требует маминого участия, можно предложить разделить «добычу» или придумать, кому эти сокровища принадлежали. Так старая папина запонка становится алмазом из чалмы джинна, а деревянная палочка для волос – волшебной палочкой доброй феи.

Семейные хроники
Обычный просмотр семейных фотоальбомов тоже можно «оживить». Например, рассказать малышу о том, что осталось за кадром, или кто был фотографом или где теперь те, кто запечатлен на фотографии. Детки с удовольствием не только смотрят фото, но и слушают рассказы о семейных легендах и истории.

Даже самой непоседливой егозе время от времени требуется покой. Если вы будете чередовать подвижные игры с более спокойными, это поможет ребенку не переходить ту невидимую грань, которая отделяет бурное проявление эмоций от буйства. И, разумеется, это поможет избавить от переутомления родителей и воспитателей. Спокойные занятия следует планировать перед едой, дневным отдыхом или перед вечерним сном, чтобы энергия вашего живчика несколько поутихла. Так ему легче будет перейти от активной жизни к отдыху. В этой книге можно найти много разных занятий, которые помогут успокоить детей. Кроме того, мы предлагаем несколько способов, как можно занять активного ребенка спокойной игрой. Некоторые из них, такие, как небольшой пикник с соком и булочками, очень просты и легко достижимы, именно по этой причине они подчас оказываются забытыми.

Исчезающая цифра

Используя игральные карты или карточки (семь на двенадцать сантиметров) с написанными на них цифрами, вы можете помочь вашему ребенку развить наблюдательность и умение сосредоточиться. Возьмите карточки с четырьмя-пятью цифрами и расположите их в числовом порядке; затем попросите ребенка повернуться к вам спиной. Уберите одну карточку, а другие сдвиньте, чтобы между ними не оставалось свободного места. Ребенок должен сказать, какой цифры не хватает. Если у него возникнут затруднения, подскажите ему, например, так: «Эта цифра после трех». Позднее можно усложнить игру, перемешав карточки; ребенок должен разложить цифры по порядку и найти недостающую. С детьми постарше можно играть в эту игру, раскладывая пять-десять карточек. Позвольте ребенку разглядывать карточки столько, сколько он захочет. Потом пусть закроет глаза, а вы уберите одну из них и перемешайте остальные. Посмотрите, сколько времени понадобится ребенку, чтобы понять, какой карточки не хватает.

Следуйте за маэстро

Предложите ребенку устроить концерт. Представьте, что один из вас - известный дирижер, а другой - знаменитый на весь мир певец (или певица). Подумайте, какие песни вам хочется исполнить, и входите в образ. Сначала сделайте для воображаемой аудитории подробное вступление к программе и потом начинайте концерт. Примадонна работает в унисон с маэстро. Если дирижер быстро двигает руками, певец (певица) должен следовать за ним и петь в более быстром темпе. Если дирижер замедляет движения рук, певец тоже поет медленнее. Поднятые руки дирижера означают более громкий звук, а опущенные - «потише». Если же дирижер скрещивает руки на груди, певец должен держать взятую ноту до тех пор, пока дирижер не подаст знак «конец».

Газетный отчет

Если ваш ребенок уже знает, что в газете рассказывается о событиях, произошедших за день, вы можете подать ему идею сделать, конечно, с вашей помощью, собственную маленькую газету.

Обсудите, о каких событиях ему хотелось бы рассказать. Придумайте заголовок и со слов ребенка напишите одно-два предложения о том, что ему запомнилось особенно. Если ребенок захочет, пусть проиллюстрирует свой рассказ. Эту газету можно повесить на дверь детской спальни. Стараясь припомнить и связно рассказать обо всем, что произошло с ним или в семье, ребенок, скорее всего, утихомирится и сможет лучше «переварить» события дня.

Газетные заголовки

Если ребенок учится узнавать и писать буквы, почитайте вместе с ним заголовки газетных статей, потом вырежьте из них разные слова и составьте из этих слов заголовки (или напишите сами) для новостей, о которых рассказывает ваша семейная газета.

Радужные карты

Вот игра другого типа для ребятишек младшего возраста. Чтобы в нее играть, требуется внимание и хорошая память.

Сделайте квадратики шести разных цветов из плотной бумаги и наклейте их на карточки (открытки) размером семь на двенадцать сантиметров так, чтобы, когда вы переворачиваете открытку, не было видно, какого цвета квадратик. Нужно вырезать, по крайней мере, четыре квадратика каждого цвета. Теперь ребенок может использовать эти карты, чтобы научиться сосредоточиваться. Положите карты на плоскую поверхность цветным квадратиком вниз. Теперь пусть ребенок постарается перевернуть две карты одного цвета. Можно играть и по принципу «Иди ловить рыбку», стараясь подобрать все четыре квадратика одного цвета.

Можете вместе с ребенком придумать еще какие-нибудь варианты этой игры.. Если дети совсем маленькие и только учатся различать цвета, разложите открытки по комнате цветными квадратиками вверх и попросите ребенка прыгнуть на оранжевую открытку, сесть на красную или положить на голову голубую открытку.

Карты

Игра в карты легко утихомиривает ребенка. Разложите всю колоду рядами лицевой стороной вниз. Кто-то один, переворачивая карту, должен найти вторую с такими же числовыми значениями или такой же масти. Каждая подобранная пара удаляется с «поля», и набравший больше всего парных карт становится победителем. Если пара не находится, карты поворачиваются лицевой стороной вниз и возвращаются на прежнее место. Весь фокус состоит в том, чтобы запомнить, где лежит какая карта. Пока ваш ребенок еще не научился концентрировать внимание, играйте картами от туза до шестерки.

Вы также можете поиграть с детьми в шашки или в китайские шашки, а если вы сами умеете играть в шахматы, то можете как-нибудь рассказать ребенку и о правилах этой игры.

Дополнение к игре

Дайте ребенку колоду карт, чтобы он проверил, все ли карты на месте. Для этого он должен разложить все карты по числам и по мастям. Потом пусть он как следует перемешает их.

Составление разных фигур

Посадите вашего малыша на пол. Дайте ему шесть палочек от леденцов (или эскимо) или что-нибудь вроде этого. Назовите какую-нибудь фигуру - например, «треугольничек» - и пусть ребенок изобразит эту фигуру, сложив, как нужно, свои палочки.

Можете играть иначе. Дайте ребенку пачку зубочисток и, поднимая вверх, показывайте ребенку игральную карту или листок бумаги с написанным на нем числом. Ребенок должен вытащить из пачки такое же количество зубочисток, как и число на карточке. Или же напишите большую печатную букву, а ребенок должен будет зубочистками изобразить ее.

Головоломки

Возьмите большую картинку из журнала или цветную карту и зигзагами разрежьте ее на большие куски, чтобы сделать головоломку. (Если у вас есть время и настроение, сначала наклейте картинку на картон или на плотную бумагу, а потом уже вырезайте.) Пусть ребенок постарается как можно быстрее правильно собрать кусочки, составив первоначальное изображение. Если ребенку понравилось это занятие, то, когда он станет постарше и сможет управляться с большим количеством кусочков, заведите для него специальный столик, на котором недособранные головоломки могли бы дожидаться своего часа.

Делай, что я говорю

Даже подчинение прямым распоряжениям может оказаться занятием, если при этом нужно разобраться в словах, касающихся размера предметов или пространственных и числовых понятий. Научить ребенка всем этим премудростям можно через игру, при этом предоставив возможность, забавляясь, попрактиковаться в чем-то полезном. Проведите черту через середину листа. Теперь вы и ребенок давайте друг другу распоряжения, что где писать и рисовать.

Вот вам несколько примеров:

нарисуй большой круг ниже черты;
напиши внутри круга букву «Е»;
напиши букву «X» в среднем квадратике;
нарисуй треугольник в одном из верхних углов;
поставь шашку над кругом;
проведи линию от первого квадрата до треугольника.

Начните с того, чтобы ребенок постарался выполнить подряд три приказа. Если это ему удалось, пусть сделает попытку побить свой рекорд и выполнить четыре приказа, потом - пять и т. д.

Наберитесь терпения

Для вас это совсем несложно, но вовсе не так легко для малыша. Если вы рассердитесь и ребенок почувствует себя дурачком, возникнет опасность, что вашему малышу расхочется заниматься, потому что его самолюбие будет уязвлено. Хвалите ребенка за то, что у него хорошо выходит, и не раздражайтесь, если что-то не получается. Тогда у ребенка сохранится желание заниматься с вами и заслужить вашу похвалу, а иначе он будет отказываться от игры, чтобы избежать вашего неудовольствия.

Глубокая релаксация

Это упражнение мы взяли из книги доктора Гая Хенд-рика и доктора Рассела Виллса «Медитирование: Осознанные движения для детей, родителей и учителей. «При медитации у нас появляется ощущение равновесия, ощущение внутренней силы, полного единения разума и тела»,- так пишут авторы в первой главе своей книги.

Эти понятия могут показаться слишком сложными для маленького ребенка, но если вы научите его медитации или просто расслабляться, это поможет ему в стрессовых ситуациях (например, участвуя в представлении) или в случае сильной эмоциональной встряски. Если ваш ребенок, играя, получит столь полезные навыки, это станет для него истинным даром.

Найдите место, покрытое ковром, где вы с ребенком сможете лечь рядом. Скажите ребенку, чтобы он улегся поудобнее и потом закрыл глаза. Теперь командуйте, чтобы он сосредоточил внимание на кистях рук и почувствовал, какие они тяжелые. Потом пусть сожмет кулак и держит его сжатым секунд десять.

«Сейчас расслабься и почувствуй, какие невесомые у тебя руки.

Сосредоточь внимание на плечах. Сожми их, представь, если сможешь, какие они маленькие и проходят у тебя через уши. Подержи плечи сжатыми.

Теперь расправь плечи, напряжение уходит из твоего тела.

Глаза у тебя закрыты, а рот открой как можно шире, с напряжением. Теперь расслабь мышцы рта. Так гораздо приятнее. Неправда ли? Прижми язык к верхнему небу и напряги всю челюсть.

Расслабься, пусть ощущение мягкости и спокойствия пройдет через лицо в твое тело. Теперь сморщи нос и сделай очень страшное лицо.

Теперь расслабься, твоему лицу очень приятно.

Напряги грудь, живот и внутренности и держи все в напряженном, твердом состоянии, пока я не скажу тебе, чтобы ты расслабился.

Теперь расслабься, все напряжение уходит из твоего тела».

Продолжайте давать подобные указания в отношении бедер, ног, пальцев на ногах. Потом скажите ребенку, чтобы он совсем расслабился. Если он чувствует, что тело его еще напряжено, пусть сделает глубокий вдох и отправит его в зону напряжения, это поможет релаксации. Пусть ребенок сделает еще несколько глубоких вдохов, ощутив внутри себя мир и покой. Скажите ребенку, что будете считать в обратном порядке от десяти до одного и, когда закончите, вся энергия вернется в его тело. При цифре «один» он должен подняться и почувствовать себя счастливым и спокойно-сосредоточенным.

Магнитофонный разговор

Сядьте рядом с ребенком и запишите на магнитофонную ленту письмо бабушке или дедушке, любимым тетушкам или дядюшкам, а может быть, кузине. Перед тем как начать запись, обсудите с ребенком, какие события произошли в последнее время, о чем ему хотелось бы поведать. Составьте список «репортерских» вопросов, которые собираетесь задать друг другу. Если приготовления окончены, поставьте ленту для записи, включите магнитофон и возьмите друг у друга интервью, согласно составленному вами вопроснику. Закончив запись, прослушайте пленку и можете отправлять адресату ваше послание.

Папка для произведений искусства

Дети очень радуются и гордятся, когда видят, что их произведения искусства действительно важны для вас и вы сохраняете их. Заведите папку, в которую ваш ребенок мог бы складывать свои любимые работы. Папку, конечно, можно купить в магазине, но интереснее будет, если вы сделаете ее вместе с ребенком сами из двух больших листов плотной бумаги или толстого картона (например, две стороны какой-нибудь коробки).

Вырежьте из картона два прямоугольника одного размера (если у вас есть достаточно большой кусок, его можно согнуть пополам, это облегчит вашу задачу). Сложите вместе эти листы и в нижней их части проделайте отверстия, через которые надо продернуть веревочку. Не забудьте перед тем, как продергивать бечевку, завязать узлы (с внешней стороны папки). Теперь рисунки уже не выпадут вниз. Подобным же образом проколите и прошейте бока папки, примерно на пятнадцать сантиметров от низа. Ваша папка не сможет развалиться и будет открываться, как настоящая. На каждой стороне папки напишите яркими буквами имя ребенка, или пусть он, если захочет, сам напишет еще что-нибудь и украсит папку рисунками или наклейками по своему желанию.

Время от времени проглядывайте работы, лежащие в папке, и пусть ребенок оценит их заново: какие рисунки ему еще нравятся, а какие - нет. Может быть, ему захочется снова попробовать нарисовать то же самое.

Отрезанное лицо

Можно стимулировать воображение и фантазию ребенка, погрузив его как бы в чужую жизнь. Возьмите какую-нибудь из его школьных или домашних фотографий и вырежьте лицо. Потом, когда вы вместе будете просматривать иллюстрированные журналы, приставьте это лицо какому-нибудь человеку на картинке, и пусть ребенок попробует представить себя этим человеком. Побеседуйте с ребенком, как он это себе представляет.

Он несомненно будет в восторге, если вы проделаете то же самое и со своей фотографией, приставив ваши лица к новым телам. Вы и сами, возможно, найдете эту игру забавной.

Написание сценария

Если нам нужно на какое-то время занять детей спокойным делом, многих из нас выручает телевизор. Однако есть еще один способ использовать телевизор, не включая его. Побеседуйте с ребенком о его любимых программах и телегероях. Потом предложите ему вместе с вами написать сценарий на тему его любимого представления. Ребенок может придумывать, а вы - записывать. Задавайте вопросы, это поможет ему. Большая часть детей будет использовать в своем сценарии основные события увиденных программ, но вопросами вы можете навести ребенка на новые повороты сюжета. Если вы с энтузиазмом примите его фантазии, это только вдохновит ребенка. Закончив сценарий, вы можете попробовать вместе проиграть его.

Вырезаем картинки

Если ребенок учится читать, возьмите вчерашнюю газету и попросите вырезать три понравившиеся ему картинки. Подумайте вместе, какое слово (существительное или глагол) подходит для этой картинки. (Подобное обсуждение может быть очень полезно как подготовительная работа к обучению ребенка читать и писать.) Потом расположите ваши картинки с надписями на листе бумаги в таком порядке, чтобы получилось интересное или смешное по своей нелепости предложение. Пусть ребенок сам придумает предложения, используя слова, закрепленные за картинками.

Скажем, если на картинках изображены футболист, самолет и дорожная сумка, вы можете придумать предложение: «Мой великолепный самолет перенесет меня на футбольный матч».

Наблюдаем за звездами

Это нетрудно сделать, но своеобразным способом. Проделайте беспорядочные дырочки в дне большой бумажной чашки. Положите в чашку маленький фонарик, зажгите его и подвесьте чашку к потолку в темном помещении. Свет будет пробиваться через дырки, и у вас получится свой собственный маленький планетарий. Постарайтесь привлечь к этой игре всю семью, а под конец хорошо бы рассказать таинственную историю.

Настольная стрельба

Если вы заняты на кухне или какой-либо другой работой, можно предложить ребенку эту игру, которая должна привлечь его внимание и успокоить. Опасность и прелесть этого занятия заключается в том, что вы сами можете увлечься и забыть, зачем это вам надо было идти на кухню. Положите на стол какой-нибудь очень легкий, хорошо скользящий предмет - подойдет пластмассовая коробка от маргарина - и щелчком толкните эту коробку через весь стол. Условие такое: предмет должен доскользить до самого края стола и не свалиться с него. Посмотрите, сколько раз у вас это получится. Вместо коробки можно использовать что-либо другое, например, маленькую монетку.

Если вы хотите облегчить малышам игру, нарисуйте у края стола несколько линий, это будут «почти зоны». В том случае, если ребенок не может с одного раза попасть в зону, дайте ему три попытки.

Таинственная коровка

Как-нибудь в скучный дождливый день возьмите да и сделайте таинственную коробку. Найдите большую коробку, проделайте в ней два круглых отверстия в противоположных стенках, достаточно больших, чтобы руки ребенка могли пролезть в них с двух сторон. Вырежьте эти отверстия не до конца, так, чтобы часть круга оставалась прикрепленной к коробке. Пусть ребенок украсит ее как захочет, чтобы она стала нарядной.

Теперь время от времени вы можете что-нибудь класть в коробку, а ребенок отгадывать, кто там лежит. Сначала надо просунуть в коробку одну руку, а другая должна оставаться сверху. Если же он не сможет догадаться, тогда пусть просунет и вторую руку. Вот некоторые предметы домашнего обихода, которые вполне могут стать «таинственными»: ручка, мячик, какая-то небольшая мягкая игрушка, полотенчико, носок и т. д.

«Переключение скоростей»

Предложите ребенку растянуться на полу, диване или на траве животом вниз. Объясните ему, что он так разбаловался, что ему пора «переключить скорость», и поверните воображаемый ключик у него на спине, потом переверните малыша и поверните «ключик» на груди. Помогите ему «переключиться» с помощью нескольких простых потягиваний. Поднимите ему одну ногу под прямым углом ".другая пусть лежит), потяните вверх поднятую ногу и опустите. Проделайте то же самое со второй ногой. Пусть ребенок постарается правой рукой достать через голову левое ухо, потом плечо (как можно дальше), то же самое левой рукой (правое ухо и т. д.). Затем пусть постарается пальцами правой ноги коснуться левой руки и наоборот. Упражнения не должны причинять боль. Вы должны быть уверены, что от этого занятия ваш ребенок не только успокоится, но и получит удовольствие.

Нужно настроиться

Потягивание - это очень полезно как для -«заведенных» родителей, так и для ребятишек. Почему бы вам регулярно не делать упражнения на расслабление и потягивание?

Почта

Если в ваш почтовый ящик попалось что-то явно ненужное, не выбрасывайте. И как-нибудь скажите ребенку, что для него есть почта и он может сам открыть конверты и посмотреть, что там можно «почитать». Таким образом, он может стать семейным сборщиком макулатуры.

Время для сказок

В других главах мы уже говорили и о чтении книг, и про сказки, и даже о том, как записать рассказ вашего маленького сочинителя. Но разве можно в главе о тихих занятиях обойтись без разговора о книгах. У вас наверняка есть местечко, где хранятся детские книги, которые любит ваш малыш и которые готов слушать без конца. Если ребенок не очень мал, вы можете читать одну книгу понемножку каждый день, это будет приятный отдых и для ребенка, и для вас.

Пятилеткам доставят удовольствие сказки Шарля Перро или Ганса Христиана Андерсена. Можно попробовать почитать книги Арнольда Лобелла о Лягушке и о Жабе. Совсем маленьким, вероятно, понравятся короткие детские стишки.

Пикник

Когда наступило время сделать передышку, можно назвать эту передышку «пикничком». Возьмите маленький термос с соком (а может быть, еще один с кофе или с чаем для вас), что-нибудь закусить, подходящую подстилку и отправляйтесь в какое-то не совсем обычное для ребенка место. Это может быть скамейка в парке, ковер в гостиной или ваша большая кровать. Устраивайтесь и перекусите вместе. Хорошо, если у ребенка появится желание помочь вам уложить припасы в корзинку.

Качели

Наша соседка, мама двух весьма активных ребятишек, утверждает, что днем самое лучшее средство для успокоения детей - это качели. Речь идет не о каких-то настоящих качелях на спортивной площадке, а о самодельных. Вы можете подвесить к деревьям во дворе гамак или простенькие качели (дощечку на два места). Сядьте рядом с ребенком и покачайтесь вместе с ним, это поможет успокоиться любому человеку. И тут ничего не нужно делать. Просто обнимите и прижмите к себе вашего малыша.