Каким цветом изображаются горы на картах? Каким цветом на физической карте обозначают равнины и горы Каким цветом на физической карте отмечены водоемы.

  • 26.03.2024

Очертание площадей земли, рельеф местности и местные предметы обозначают на карте цветом и условными знаками. Так, поля, луга - светло-зеленым цветом; различные водохранилища - голубым; пески - желтым; возвышенности, горы - темно-желтым и различными тонами коричневого цвета; тропы, грунтовые дороги, строения населенных пунктов - серым или коричневым цветом.

Условные знаки, обычно близкие по начертаниям к действительным формам объектов, делятся на четыре основные группы:

1) Контурные или масштабные знаки (рис. 36), ими обозначаются большие по размерам объекты, которые могут быть выражены в масштабе карты,- участки леса, луга, пашни, озера, болота, крупные реки, пески и т. д. Границы их контуров обозначаются сплошными линиями или точками в соответствии с действительными очертаниями на местности. Площадь внутри контура покрывается соответствующими красками и заполняется дополнительными условными знаками.



2) Внемасштабные знаки (рис. 37) применяются для -обозначения важных, небольших по размерам объектов, которые в масштабе карты не могут быть выражены. К ним относятся зимовки, колодцы, некоторые ориентиры - различные башни, фабричные трубы, радиомачты и т. п. Эти изображения на карте даются увеличенными, и судить по ним о фактических размерах объектов нельзя.

3) Дороги, тропы, ручьи, линии электропередач и другие линейные изображения, масштаб которых отражает только длину, занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными знаками и называются линейными (рис. 38).


4) Пояснительные знаки - сокращенные обозначения, названия, цифры, поясняющие смысл условного знака. Например, озеро - оз., перевал - пер., река - р.; собственные наименования объектов и надписи, дающие дополнительную характеристику. Например, в контуре леса надпись «бер. 30/35-5» обозначает: береза, высота 30 м, диаметр 35 см, расстояние между деревьями 5 м, или у знака вершины цифра обозначает высоту и т. д.

Изображение рельефа местности . Наиболее наглядный и точный способ изображения рельефа местности - способ горизонталей с цифровыми отметками высот. Горизонтали - замкнутые кривые линии, которые соединяют точки, расположенные на одной высоте над уровнем моря (рис. 39). Горизонтали наглядно передают формы рельефа. Пользуясь ими, можно определить высоту точек местности. Горизонтали проводятся через равные по высоте промежутки, которые называются высотой сечения. На картах приняты следующие высоты сечения: 10 м для карты масштаба 1: 50 000; 20 м - 1: 100 000; 40 м - 1:200 000.


Возвышенности и понижения местности - котловины- обозначаются одинаковыми горизонталями. Для различения возвышенностей и понижений используются бергштрихи. Бергштрих - короткая черточка, располагается перпендикулярно горизонтали в сторону понижения местности. Крутизна ската при изображении рельефа способом горизонталей обозначается сближением или растянутостью в расположении горизонталей. Чем ближе друг к другу расположены горизонтали, тем круче скат. Однако максимальная крутизна ската, изображаемая горизонталями, не превышает 45°. Более крутые скаты изображаются условными знаками - овраги, обрывы. Они показаны на картах и планах темно-коричневым цветом. На картах мелких масштабов для большей наглядности вместе с горизонталями используется способ отмывки. Сущность его заключается в сгущении теней по мере увеличения крутизны ската. Оттенение проводится серой или коричневой краской. Плоские поверхности остаются белыми.

Координатная сетка на картах . При определении местоположения объектов - ориентиров, точек стояния - по карте используются координатные сетки, которые позволяют быстро отыскать или указать точное положение той или иной точки местности. Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точек на какой-либо поверхности (на земной поверхности, на карте) или в пространстве. Географические координаты представляют собой угловые величины - географическую широту и долготу, которые определяют положение точек на земной поверхности относительно экватора и отвесной линии в данной точке земной поверхности. Величина угла в градусах показывает, на сколько та или иная точка на земном шаре севернее или южнее экватора. Если точка расположена в северном полушарии, то ее широта будет называться северной, если в южном полушарии, то южной широтой.

Географическая долгота также измеряется углом, который образован плоскостью меридиана, принятого за начальный (нулевой), и меридиана, проходящего через данную точку. Для единообразия в определении долгот условились начальным меридианом считать меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию в Гринвиче (Англия, вблизи Лондона), и именовать его Гринвичским. Все точки на земном шаре, расположенные к востоку от начального Гринвичского меридиана до меридиана 180°, будут иметь восточную долготу, а к западу от начального - западную долготу. По карте с нанесенными на нее меридианами и параллелями можно определить широту и долготу любой точки или объекта.

На топографических картах крупных масштабов сетка меридианов и параллелей показывается за рамкой листа карты в виде делений (отрезков), равных линейной величине одной минуты по долготе и широте. На картах масштаба 1:500 000 и 1: 100 000 сетка меридианов и параллелей изображается на всем листе и ее выходы подписываются за рамкой карты.

Рассматривать географические карты довольно интересно. Тем более, что они разноплановые. В школе у нас были большие настенные карты, атласы и контурные карты. Мне всегда нравилось находить на картах всякие горы и моря, реки и равнины.

Оттенками синего цвета на географической карте обозначают всегда одно – воду

Что у нас в природе синего цвета? Правильно: небо и вода. Но на картах небо зачем? Значит, обозначают всякие водные объекты. Что к ним относится? Вот что:

  • океаны и моря;
  • проливы и заливы;
  • бухты и лиманы;
  • озера и реки;
  • водохранилища и болота (на картах изображают тонкими прерывистыми линиями).

Это очень удобно. Сразу видно, где вода. На картах синего цвета больше, так как суша занимает все же меньшую часть нашей планеты. Причем если реки и озера окрашивают одинаковым цветом, то океаны и даже большие моря имеют разные оттенки синего. Это делается для того, чтобы сразу сосредоточить внимание на глубине. Чем синее цвет на карте, тем больше глубина водоема в этом месте. Даже просто глядя на географическую карту, можно представить, в каком месте глубже.


Еще на картах с большим масштабом (с большим уменьшением Земли) просто невозможно отразить на мелких объектах (на реках, озерах) все их глубины, да и ни к чему это. А вот на топографических картах местности (где масштаб небольшой и позволяют размеры) иногда выделяют глубины более насыщенными оттенками синего или условными линиями синего цвета.

Оттенки синего цвета на старинных картах

Не всегда воду на картах рисовали синим цветом. В старинных картах моря и океаны были просто не закрашены. А реки рисовались каким-то другим цветом: коричневым, черным, зеленым... .


В древности люди просто не выделяли синий цвет. Его как бы не существовало. У некоторых народов даже не было такого слова «синий». И в природе не так много синего цвета. Поэтому, видимо, он появился, как цвет, намного позже других цветов. Только после этого на географических картах стали рисовать воду оттенками синего цвета.

Как хорошо, что он все же появился этот синий цвет. Ведь намного удобней, когда вода синяя, земля коричневая, растительность зеленая.

Тема: « Условные цвета физической карты полушарий».

Образовательная: Формировать представление о физической карте полушарий, какими условными цветами изображена поверхность Земли на карте полушарий, знать расположение на карте экватора, южного и северного полюса.

Воспитательная: эстетическая, любовь к Земле, Родине.

Коррекционно-развивющая: развитие мыслительной деятельности, моторики, внимание, памяти, логическое мышление, коррекция речи.

Оборудование: Физическая карта полушарий, глобус, учебник, атлас.

Словарная работа: физическая карта полушарий, условные знаки карты.

Ход занятия.

Орг.момент. Здравствуйте

Учитель:

Какие формы земной поверхности вы знаете?

Какие условные цвета встречаются на карте?

Что они обозначают?

Наша планета имеет неровную поверхность. Огромныепрстранства заняты морями и океанами. Озерами, множество рек течет по Земле.

На суше выделяют низменности, возвышенности, горы.

Запишите определение. Физическая карта – это географическая карта, на которой изображают поверхность суши, моря, океаны.

Океаны, моря, реки, озера на физической карте обозначают синим цветом разных оттенков. Самые глубокие участки океанов отмечены темно-синим цветом.

Поверхность суши обозначают разными условными цветами, в зависимости от высоты местности. Высота местности измеряется от уровня океана или моря.

Зеленым цветом на картах указывают низкие места высотой до 200 метров над уровнем моря – это равнины или низменности.

В желтый цвет разных оттенков окрашены возвышенности. Они расположены на высоте от 200 до 500 метров над уровнем моря. Коричневым цветом на карте показаны горы имеют высоту от 500 метров и выше. (Рассказ сопровождается разбором рис 76).

На физической карте существует шкала высот и шкала глубин, по которым можно определять примерную высоту местности на суше и глубину моря или океана. (Рассказ сопровождается с разбором рис 77 и шкалой высот и глубин в атласе).

Закрепление:

Инструкция: «Перед вами карточки, на которых имеются таблица.. Заполните пустые клетки таблицы, а также предложения которые вы должны дополнить, и перфокарта. Не торопитесь сразу заполнять таблицу, проверьте себя еще раз и только после этого давайте ответ».

Задание1 Заштрихуй прямоугольники условными цветами физической карты. Подпиши, что обозначают цвета.

___________________ _______________ ____________ _______

__________________ _______________ ____________ __________

Задание2 допиши предложения.

    Воду на физических картах изображают___________________цветом.

    Поверхность суши изображают ___________________, ________________цветами.

    Допиши вывод.

Физическая карта – это географическая карта, нам которой изображают________________________________________________

Задание 3. Подчеркни нужное слово.

Географические объекты на карте показывать надо только: ручкой, линейкой, пальцем, указкой.

Итог. Выставление оценок с комментариями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о суше и морях, о высотах и глубинах, о различных изображённых на картах географических объектах.
  2. Актуализировать представление о таких понятиях, как карта, глобус, план, масштаб, меридианы, параллели, экватор.
  3. Тренировка навыков определения по разнице цветов, какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже, глубже или мельче.
  4. Стимулировать творческую активность детей.
  5. Способствовать воспитанию умения работать в коллективе, в группе, в паре.

Демонстрационный материал:

  • эталоны определений географических понятий;
  • рисунки плана и карт;
  • физическая карта мира (восточное полушарие);
  • карта путешествия;
  • карточки с условными обозначениями водоёмов и глубин, равнин, гор и высот, речного порта.

Раздаточный материал:

  • контурная карта и таблица с условными обозначениями для работы в группах;
  • рабочие файлы с картой путешествия один на пару;
  • листок с самооценкой;
  • лист с домашним заданием.

Оборудование:

  • муз. запись увертюры к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского;
  • рабочие файлы для обратной связи и маркеры.

I этап. Мотивация учебной деятельности.

Ребята! Прочитаем девиз урока: «Ученье лучше богатства».
- Чем будем заниматься на уроке?
- Зачем надо учиться?
- Почему ученье и уменье лучше богатства?
(Звучит увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», музыка И. Дунаевского).
- Что вы себе представляете, слушая музыку?
Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. Может и наше путешествие покажется вам таким же увлекательным, каким оно было у героев книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Сейчас мы слушаем увертюру к к\ф по этой книге. Музыку написал И. Дунаевский.

II этап. Актуализация знаний.

Вы готовы путешествовать?
- Сейчас я проведу среди вас тест: « Какие туристические принадлежности вы возьмёте в путешествие?»

Варианты ответов:

а. Глобус.
б. План.
в. Карта.
г. Компас.
д. Специальная одежда.
е. Условные знаки.

Ответы покажите на « рабочих файлах».
(Файлы с ответами ребят вывешиваются на доску, сравниваются с эталоном).
- Докажите, почему именно (б, в, г, д) возьмём в путешествие?
- Что такое глобус? Ответы детей. Вывешивается эталон. Глобус - уменьшенная модель Земли.
- Что такое план? Ответы детей. Вывешивается эталон. План - чертёж, изображающий небольшой участок земли.
- Что такое карта? Ответы детей. Вывешивается эталон. Карта - изображение Земли на плоскости.
- Что такое компас? Ответы детей. Вывешивается эталон. Компас = прибор для определения географических направлений.
- Нужна ли спец.одежда в путешествии?
- Почему не взяли в путешествие глобус, условные знаки?
(На доске вывешивается 2 рисунка. На одном небольшое изображение плана, на другом – карта.)

Объясните мне, что изображено на рис.№1, на рис.№2?
- Докажите, что рис.№1 – это план? Вызывается ученик.
- Докажите, что рис.№2 – это карта? Вызывается ученик.
(Ученики могут представить свои доказательства в диалоге).

  • небольшой участок земли;
  • имеет крупный масштаб;
  • условные знаки;
  • показаны стороны света С – Ю;
  • расстояние точное.
  • большие пространства;
  • имеет мелкий масштаб;
  • условные знаки;
  • условные линии – меридианы, параллели;
  • расстояние неточное.

Ребята! Что такое меридианы?
- Что такое параллели?
- Что такое экватор? Ответы учеников. Эталоны вывешиваются на доску.
- Нужны ли нам эти знания в путешествии?
Вы действительно обладаете большими знаниями. Мне не терпится показать вам эту карту. (Открывается карта путешествия).


Записка, которая прилагается к карте, гласит:
«Тот, кто прочитает эту карту, совершив по ней путешествие, станет обладателем сокровищ».

III этап. Локализация затруднения.

Ребята, прочитаем карту. Что вы можете сказать? Что означают эти цвета на карте? Где находятся сокровища?
(Ученики испытывают затруднения).
- Да, мы этого не знаем. Может нам помогут сообщения ребят по карте, которые они подготовили к уроку.

Человек начал рисовать карты, когда даже не задумывался над тем, круглая Земля или плоская. На Камчатке был найден рисунок на кости, учёные решили, что это одна из древних карт мира.
А вот в раскопках Месопотамии были найдены глиняные таблички, которые изображали известный тогда мир.
Карте мира, в центре которой изображён город Вавилон – 3,4 тысячи лет.
В пещерах, где тысячи лет назад жили люди, есть наскальные рисунки окружающей местности.

Современные карты содержат только необходимые сведения. Но люди столкнулись с проблемой: на картах надо разместить столько, что на них просто не хватает для всего места. На помощь пришёл компьютер. В него вводятся все сведения о Земле и отдельных территориях. Так создаётся самая точная карта Земли.

Карта старше глобуса, но карта это плоское изображение Земли.
Условные обозначения на карте те же, что и на глобусе. Они наносятся на полях карты и называются её легендой. Их необходимо знать, чтобы уметь её «читать», то есть понимать язык географии.

IV этап. Построение плана проекта.

По карте можно определить, что расположено в любом месте Земли. Как мы узнали из сообщений ребят, с помощью компьютера составлена самая точная карта Земли. Это карта называется геоинформационная система Земли.
На всех картах с помощью условных обозначений изображены равнины, горы, моря, озёра. Посмотрите на Физическую карту мира.
- Какие цвета, вы видите на карте?
По цвету на карте можно определить какова глубина водоёмов и высота гор и равнин. Помогите мне.
- Каким цветом на карте изображены озёра, реки, моря, океаны?
Если внимательно посмотреть на карту, то синий цвет представлен в разных оттенках от светло – голубого –это неглубокие водоёмы, до тёмно – синего – это глубины океанов, морей.
(На доску рядом с «картой путешествия» выкладываются карточки с условными обозначениями водоёмов, глубин, равнин, гор, высот.)



Зелёным и жёлтым цветом на карте и глобусе обозначают равнины. Равнины – это невысокие ровные или холмистые участки суши.
Разными оттенками коричневого цвета изображаются горы. Чем темнее цвет – тем выше горы.

V этап. Реализация построенного проекта.

Каким цветом на карте изображены водоёмы, равнины, горы? Откройте рабочие тетради с.73.
- Прочитаем правило на с. 73. Посмотрите на нашу «карту путешествия».
- Что означает раскраска карты? (Есть равнины, реки, горы.)

Физ. минутка.

VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для того, чтобы вернуться к нашей «карте путешествия» нам нужно закрепить знания по чтению карт.
Сейчас мы будем работать в рабочей тетради: с.72 зад. №3.
На этой карте нет цветовых обозначений, нет условных знаков. На ней есть только контуры и подсказки. Такая карта называется контурной. Чтение задания вслух. Несколько ребят будут работать в группе, а остальные в рабочих тетрадях. В конце подведём итоги нашей работы.


(Проводится проверка. Работа группы вывешивается на доску, ребята дают пояснения. Свои дополнения вносят учащиеся с мест. Учитель выделяет тех ребят, кто придумал собственный знак «речной порт» - творческое задание).


VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.
- Какие новые знания, полученные сегодня вами на уроке, помогут нам начать путешествие?
- Как на картах выглядят равнины, водоёмы, глубины морей, горы и высоты?
- Я предлагаю вам поработать в парах. Ведь с другом и в дороге веселей! На партах возьмите файл с картой. Ваша задача: подписать все этапы пути. Их всего 4. Вам нужно, используя новые знания, подписать по какой местности проходит наше путешествие.

  1. Море.
  2. Равнины.
  3. Река.
  4. Горы.

Свои файлы ученики вывешивают на доску. Проверка по эталону.
(По результатам выполнения самостоятельной работы организуется рефлексия.)
- Кто выполнил правильно?
- Кто допустил ошибки?
- В чём ошибки?

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.

Какие знания пригодились в путешествии?
- Как на картах изображены водоёмы, горы, равнины?
- Назовите, какие ещё условные обозначения на карте вам знакомы?

IX этап. Рефлексия учебной деятельности.

Конечный пункт на нашей карте - это высокая гора, в которой находятся наши сокровища. Порадуемся вместе!
Вот мы прочитали карту.
- А где же сокровища? – спросите вы меня.
Вспомним девиз нашего урока. Чтение хором: « Ученье лучше богатства».
- Какое «богатство» вы сегодня получили на уроке?
- Зачем надо знать «язык карт» или уметь «читать» карты?
- Нужны ли вам эти знания в жизни?
Иначе получится, как в другой народной мудрости:
«Давал бы клад, да не умели взять».

Возьмите листок с вашей самооценкой. Поставьте «+» в том кружочке, где ответ вас устраивает.

О Я могу путешествовать, так как знаю русский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю русский, английский язык.
О Я могу путешествовать, так как знаю язык карт.

Ребята! Назовите тех, кто своей работой на уроке вам понравился?
Дом. задание состоит из трёх частей.

  1. с. 70, 71 читать, с. 71 зад. №2 (тренировка).
  2. Придумай свою карту, нарисуй её (творческое задание).
  3. с. 73 зад. №5. По карте создай макет местности (по желанию).