Проект «Шахматы дошколятам. Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении игре в шахматы Информационная среда преподавателя шахмат

  • 12.12.2023

Использование компьютерных технологий на занятиях по шахматам

Поддубная Олеся Александровна, тренер-преподаватель по шахматам

Вашему вниманию предоставляется описание эффективности применения информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) при обучении детей игре в шахматы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. ИКТ выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, и многие из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог по любой направленности мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

В обучении по ИКТ на занятиях по шахматам мною успешно используются программы MS Office (Word, Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматы с Гарри Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды», «Шахматный Интернет. Игра и обучение».

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения;
  • расширяет общий кругозор обучающихся;
  • повышает производительность труда педагога и обучающихся на занятии.

Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к занятию. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

«Динозавры учат шахматам» данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. В данную игру может играть ребенок от 4 до 8 лет. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме.

Шахматные обучающие программы, такие как «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды» содержат огромное количество учебных заданий, классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В программах, применяемых на занятиях, содержатся текстовые и графические подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать.

Результаты проведения занятий по шахматам с использованием ИКТ радуют. Ребята с удовольствием приходят на такие занятия, активно работают. Применение компьютерных технологий позволяет педагогу: наполнять занятия новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность обучающихся. Информационно- коммуникативные технологии расширяют возможности педагога для введения детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ.

Вашему вниманию предоставляется описание эффективности применения информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) при обучении детей игре в шахматы на занятиях объединения «Шахматист». Педагог дополнительного образования детей Фролов Николай Иванович делится опытом использования на занятиях иллюстрированного мультимедийного материала и интерактивных заданий на различных этапах обучения.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. ИКТ выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог по любой направленности мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

Фролов Николай Иванович работает педагогом дополнительного образования в нашем учреждении 4-ый год. Ему всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание обучающихся, чтобы они захотели получать предложенные им знания. Поиск эффективных методик привёл его к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения основ игры в шахматы. Современные информационные технологии открывают его воспитанникам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы.

Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий:

Является действенным средством повышения успеваемости и интеллектуальных способностей – внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;

Способствует гармоничному развитию личности.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности. На ум приходит известная фраза К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усваивает их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро.…».

Устное изложение материала и разбор дидактических задач не вызывали интереса у большинства детей. В 2009- 2010 учебном году Фролов Н.И. начал проводить занятия с компьютерным сопровождением.

Накапливая опыт в составлении и реализации таких занятий, он пришел к выводу, что необходима система занятий. Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенными компьютерными программами, электронными пособиями по обучению игре в шахматы обучающийся работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не может быть реализован без интеллектуального контакта между педагогом и воспитанником. Для обеспечения такого контакта педагог анализирует с воспитанниками шахматные позиции, разбирает турнирные партии известных гроссмейстеров, обращает внимание ребят на главное, ставит дополнительные вопросы для дальнейшего обсуждения.

При организации учебного процесса Николаем Ивановичем учитывается, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-20 минут.

Обучении по ИКТ на занятиях по шахматам им успешно используются программы MS Office (Word, Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Шахматы с Гарри Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды», «Шахматный Интернет. Игра и обучение».

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

      • обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения;

  • расширяет общий кругозор обучающихся;

    повышает производительность труда педагога и обучающихся на занятии.

Слайды мультимедийных презентаций - прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к занятию. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

Шахматные обучающие программы, такие как «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды» содержат огромное количество учебных заданий, классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В программах, применяемых на занятиях Фроловым Н.И., содержатся текстовые и графические подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать.

Педагогом была проведена диагностика по интеллектуальному развитию обучающихся при изучении темы «Эндшпиль» с применением на занятиях элементов ИКТ.

Сравнивая результаты предварительной и итоговой диагностики , можно отметить динамику интеллектуального развития у детей.


Дети стали подходить к решению задачи более обдуманно, находили больше вариантов решения, делали это значительно быстрее, чем до начала изучения данной темы.

Анализ работы по изучению эндшпильных позиций обучающимися, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность и логическое мышление воспитанников активизировалась:

· появился интерес к задачам и упражнениям умственного плана;

· дети стали проявлять самостоятельность в процессе поиска решений;

· научились видеть, исправлять и аргументировать собственные ошибки и ошибки сверстников;

· способны долгое время сосредоточиваться на игре и применять полученные знания в турнирной практике.

Результаты проведения занятий по шахматам с использованием ИКТ превысили наши ожидания. Ребята с удовольствием приходят на такие занятия, активно работают. Применение компьютерных технологий позволяет педагогу: наполнять занятия новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность обучающихся. Информационно- коммуникативные технологии расширяют возможности педагога для введения детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.


У меня всегда были пессимистичные взгляды по поводу использования навыков спортивных игр в жизненных ситуациях. Что они могут дать нам для жизни, кроме азартных партий? Возьмём, к примеру, шахматы. Очень сложная игра, заключающаяся в манипулировании деревянных условных фигурок в зависимости от их функциональных особенностей. Для чего?

Озабоченная этим вопросом довольно долгое время, я нашла ответ на мой вопрос. Достаточно было погрузиться в историческое шахматное информационное пространство и всё стало предельно ясно.

История шахмат начинается более полутора тысяч лет назад. Название символически состоит из двух корней: шах и мат, что означает: властелин умер. Говоря о шахматах мы ничего не находим в этом таинственного и удивительного, кроме известных шахматных гроссмейстеров Каспарова, Карпова. Само же шахматное поле и фигурки, стоящие на нём, могут поведать необычайные истории, которые остаются где-то в тени игроков. Но, всё же, шахматы считают загадкой человечества, так как в далёкие времена именно их использовали в качестве диагностики и предсказаний. Секрет загадочной системы этой игры, с довольно интригующим названием, принадлежал только древним императорам, мудрецам и магам. При помощи шахмат эти, приближённые к императору мудрецы, предсказывали исход сражений, переговоров. Именно они диагностировали тактику в ведении придворных событий. Шахматная доска была большая, напоминающая поле боя. Император часами проводил у шахматной доски, даже в одиночестве, играя по очереди то белыми, то чёрными фигурами. Теперь всё это доступно каждому человеку. Главное условие – научиться правилам игры и усвоить особенности каждой из шести фигур.

Если посмотреть на жизнь человека в целом, то можно заметить, что она напоминает шахматную доску, на которой субъекты – главные и не очень главные вершат действа для того, чтобы обеспечить себе и своей стране, как сейчас принято говорить, место под солнцем.

На шахматной доске, как на поле действий, видна целостная картина: кто есть кто, виден чёткий структурированный почерк стратега, который управляет всеми фигурами. Меня, как педагога очень заинтересовала эта, не побоюсь этого слова, шедевральная игра, целиком напоминающая жизнь. Я никогда не умела играть в шахматы. Но, заинтересовавшись, представила систему работы педагога через призму шахматной партии.

Что же это мне дало? Во-первых, я чётко смогла ассоциировать шахматные фигуры с формами собственной деятельности относительно формирования у учеников функциональной грамотности через стратегии критического мышления. Определила иерархичность системы шахматных фигур: жизнеспособность, каких руководящих фигур, напрямую зависят от функциональности других, статус которых на порядок ниже. Во-вторых, ассоциируя образовательную систему с шахматной игрой, установила, что правила шахматной игры помогли мне оценить влияние системы работы учителя на решение конечного результата в целом. В-третьих, репрезентативная выборка фигур показала, насколько оправданны тактические действия относительно результативности. В-четвёртых, и шахматы, и педагогика – науки, изучающие закономерности передачи социального опыта, направленные на развитие и становление интеллектуальной, гармоничной личности человека.

Можно бесконечно перечислять точки соприкосновения шахматной игры и системы работы педагога. Но, всегда нужно помнить о том, что у каждой науки есть строгая концепция, и перекладывать одно на другое категорически запрещено. Можно лишь на один предмет посмотреть через призму другого и, отметив выигрышные позиции, применить, не нарушая научных концепций. Таким образом, это ещё раз доказывает позитивность интеграции образования и науки, как необходимое условие для обучения в течение всей жизни, способствующее не только поднятию престижа педагога, но и формированию функционально-грамотной личности ученика.

В своей системе работы по формированию функциональной грамотности посредством стратегий критического мышления, я представляю собственную деятельность через призму шахматной партии.

Шахматная наука представляет шесть уникальных видов фигур. У каждой фигуры своё уникальное название. Каждая из них наделена определёнными функциональными возможностями. Отличаются они мощностью ударной силы и привязаны к конкретной ситуации на шахматном поле. Есть фигуры, которыми стратег жертвует для получения положительного результата. При столкновении сил стратегу предоставляется возможность производить размен фигур для достижения победы.

В роли стратега выступает сам педагог:

Глубоко владеющий педагогической наукой, обладающий навыком управления процессом (в данном случае обучения),

Моральными и этическими принципами,

Способный устанавливать партнёрские отношения со всеми участниками образовательного процесса,

Владеющий арсеналом современного педагогического инструментария в разрезе ТРКМ,

Умеющий оценить рациональность определённых тактических шагов по отношению в результату.

Если интерпретировать роли шахматных фигур и внедрить положительные моменты в педагогическую практику, то это может выглядеть примерно следующим образом. Представление функциональных возможностей шахматных фигур мы представим в иерархическом порядке: от высшего чина к низшему.

Шахматная фигура – Король – фигура главнейшая. По правилам без него играть нельзя, его нельзя бить. Король может ходить на любую соседнюю клетку рядом с собой в любом направлении (по горизонтали, диагонали или вертикали), но только если это поле не атаковано вражескими фигурами или не занято своими. Бьет король так же, как и ходит, то есть может съесть любую стоящую рядом вражескую фигуру (если она не защищена). Если перенести функциональные преимущества на педагогическую парадигму, то в роли короля могут выступать нововведения, осуществление инжиниринга в любом образовательном процессе. На практике это выглядит так: происходящее инъецирование нововведений при столкновении с другой технологией, ранее апробированной, либо изживает её, за утратой актуальности, либо интегрирует её с нововведениями, используя как «леса - подмостки» (по Мерсеру) для адаптации внедряемых нововведений.

Другая шахматная фигура самая сильная – Ферзь – это полководец, генерал шахматного войска. Поэтому его нужно беречь, чтобы просто так не побили. Ферзь ходит и как слон, и как ладья, может ходить по диагоналям, вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Осуществляет удар аналогично. Функциональную роль Ферзя на педагогическом поле исполняет ресурсное обеспечение педагогического процесса в целом, в том числе технические ресурсы. Именно ресурсное обеспечение по вертикали и диагонали (система воспитательного, образовательного и дополнительного образования) способно обеспечить качественное внедрение нововведений для повышения качества образовательных услуг школы. Как и Ферзя ресурсное обеспечение, чтобы оно не теряло своих возможностей нужно беречь и не растрачивать по пустякам. Другими словами, нужно научить участников образовательного процесса использовать ресурсное обеспечение так, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

И вот на шахматное поле выходит следующая шахматная фигура – ладья - вторая по силе фигура от ферзя, передвигается по вертикали и горизонтали, на которых находится, на педагогическое же поле в функциональных возможностях ладьи выступает интеграция учебных предметов (внутрипредметная – интеграция тематического диапазона внутри одной образовательной области, межпредметная – интеграция тематического диапазона нескольких образовательных областей, транспредметная – итегриция учебно-воспитательного + дополнительной образование интеграции) через реализацию проектов. Проекты отличаются своим разнообразием: урок-кейс, страна авторских сказок, педагогические мастерские, поиск истины, деловые игры, кейс-пари, технологии открытого пространства и прочее. Педагог может сам создавать собственные проекты и вовлекать в них учащихся относительно их индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом участники образовательного процесса будут странствовать на ладье развивая личностный потенциал относительно различных образовательно-воспитательных траекторий, интегрируя единые темы различных предметных областей.

Слон - фигура дальнобойная, как ладья и ферзь. Очевидным недостатком слона является то, что он может ходить по полям только одного цвета. На педагогическом поле данные функции будут ценны в распределении потенциала учащихся, то есть формирование групп учащихся для работы на уроке с учётом их мотивационной потребности, заинтересованных в самостоятельном поиске и афишировании знаний. Ротация групп может выглядеть следующим образом: пары /лидер + 1/, малые группы /лидер + 2/, большие группы /модератор + лидер + тайм-менеджер + 3/. При грамотном распределении результат превзойдёт свои ожидания.

Самая необычная фигура – Конь. Он ходит буквой "Г": два поля по вертикали и одно по горизонтали или наоборот - два поля по горизонтали и одно по вертикали. Он очень силен в закрытых позициях (когда пешки обеих сторон уперлись друг в друга), так как он - единственная фигура, которая может перепрыгивать препятствия на своем пути. Именно эту функцию в образовательном процессе может играть система оценивания преподавания и обучения. Оценка достижений может быть прямой (горизонтальной) – суммативной (выражающаяся конкретным баллом по пятибалльной системе), или же, вертикальной – формативной (не выражающейся конкретным баллом). Здесь для педагога широкий спектр оценивания, ценность которого представляет собой взгляд «со стороны» - независимую оценку: взаимооценку одноклассников, самооценку, оценку учителя. Для того, чтобы оценивание имело объективный характер, педагог готовит листы оценивания с указанием дескрипторов, по которым само и взаимооценивание будет объективным и аргументированным. Таким образом, функция коня «перепрыгивание» будет оправданным для педагога в оценивании с учётом «взгляда со стороны».

Ну и самый низший чин в шахматах – у Пешки. В шахматах её не принято называть фигурой, но мастера называют пешку «душа шахматной партии» из-за важности её на игровом поле. Она защищает и поддерживает основные фигуры. В перспективе в случае успеха превращается в любую сильную фигуру. Здесь на память приходят слова Суворова «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Здоровые амбиции всегда обеспечивали прорыв в любой области развития человечества. Поэтому на педагогическом поле функциональная принадлежность Пешки относится к учителю новой формации, переживший рефрейминг, понимающий, что новому миру, новой школе необходим новый учитель, способный создавать комфортную атмосферу инновационного образования. Поддержка и развитие инновационной практики в организациях образования – необходимый постулат современной школы. Реализаторами инжиниринга выступают учителя новой формации, деятельность которых происходит в строго вымеренной системе: в классе, в рамках школы, в развитии профессиональных сетевых сообществ. Только так возможно поставить образование на новый уровень.

Всего шесть фигур на шахматном поле – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. И какие сложные задачи они способны решать на шахматном поле! Нам есть чему поучиться у них. Переняв систему взаимодействия фигур на шахматной доске и перенеся их концептуальные основы на поле педагогической практики, можно прийти к созданию новой системы образования. Достаточно только конструктивно расставить приоритеты и распределить функциональные обязанности.

Возвращаясь в режим системы образования, уходя от интерпретированных ассоциаций шахматного мира, следует сделать вывод, что движущими силами педагогического процесса всегда являлись противоречия, которые оказывали благоприятное влияние на развитие любого образовательного направления.

Мы – педагоги на местах создаём новые системы для внедрения Государственных образовательных стандартов в практику преподавания и обучения. Всё это для того, чтобы наши выпускники были не только востребованными специалистами на рынке труда в будущем, могли извлекать необходимую информацию самостоятельно и использовать её в жизненных ситуациях, но и быть мобильными в вопросах перепрофилирования профессии. Ведь мир не стоит на месте. Сегодня востребованы учителя, врачи, строители, инженеры, дизайнеры и т.д. А кто будет востребован завтра?! Этого никто не знает… Но мы уверены, что наши дети будут к этому готовы! Потому что мы используем нестандартный подход к решению проблем современного образования.

Создавая собственную систему, мы не пытаемся, как сейчас принято говорить, второй раз «изобрести велосипед». Мы используем тот багаж идей, который является мировым достоянием человечества. Только эти идеи мы применяем не в чистом виде, а через определённую призму, интерпретируя, условно обозначая аспекты самой системы, находя общие точки соприкосновения. И воспользоваться уникальным изобретением человеческой мысли – шахматами - в решении педагогических проблем – ещё одно изобретение человеческой мысли на благо человечества.