Русская народная игра "Пирог" картотека (младшая группа). Русская народная игра "Пирог" картотека (младшая группа) Подвижная игра пирог

  • 02.06.2020

Русская народная игра «Пирог»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Примерный ход игры:

Дети возле воспитателя (на ковре в кругу) стоят или сидят.

Воспитатель показывает костюм скомороха:

Как вы думаете, что это такое? (это костюм)

Давайте примерим его кому нибудь из вас.

Чей это костюм? (костюм скомороха)

А кто такие скоморохи, когда они жили и чем занимались, вы знаете?

Давным-давно на Руси в праздники на Крещение, на Масленицу и многие другие праздники люди надевали праздничную, нарядную одежду (изображения праздничной одежды и головных уборов мы с вами рассмотрим чуть позже в группе, собирались на ярмарочных площадях и отдыхали. А помогали им веселиться скоморохи. Скоморохи умели играть на различных музыкальных инструментах и знали много интересных песенок и игр.

Я, ребята, тоже знаю одну старинную игру «Пирог» и хочу научить вас в нее играть.

Но сначала я познакомлю вас с правилами игры.

1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох) ;

2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.

3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга.

Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

СЧИТАЛОЧКИ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

Здравствуй!

Здравствуй!

Как дела?

На рыбалке я была,

Я удила рыбака,

Дядю Петю чудака.

Где же твой рыбак?

Попался?

Нет, ушел хитрец,

Сорвался.

Раз, два, три, четыре, пять -
Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем - водишь ты.
***
Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит - выходи.

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый - хвост.

Если мост провалится,

То собака свалится.

Чтобы ей не потонуть,

Ты беги ее тянуть!

***

На забор уселась галка.

Начинается считалка:

раз, два, три, четыре, пять!

Юлю, Мишу, Свету, Колю,

Петю Иру, Витю, Олю...

На минутку перестану.

Помолчу, передохну


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь? –

Печку мы спросили,

Тесто замесили.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали –

Не устали.

Начинили творогом

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

(Дети имитируют движения, указанные в рифмовке.)

В. Ребята, как вы думаете, что можно сделать из теста?

(Ответы детей).

В . Посмотрите, на этих тарелочках лежит разная выпечка (печенье круглой, квадратной и фигурной формы; пряник в форме полусферы, рогалики, булочки). Как бы вы придумали их украсить?

(Ответы детей).

В. Правильно. Печенье можно присыпать маком, можно вдавить в тесто орешки, или налепить украшение в виде шариков и жгутиков из теста. Еще можно нанести узор с помощью стеки.

(Дети садятся за столы.)

В. Раскатайте скалочкой тесто и вырежьте печенье с помощью понравившихся формочек.

(Дети выполняют.)

Физкультминутка

«Пирог»

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка!

(Дети делают движения, имитирующие замешивание теста, лепку пирожков. Вытягивают руки ладошками вперед. Встряхивают ладошки. Садятся на места .)

В. Чтобы украсить печенье цветком, нужно раскатать из теста тонкие жгутики, нарезать их на маленькие кусочки, слегка сплющить каждый – это будут лепестки цветка.

(Дети выполняют.)

Расположите лепестки по кругу на печенье.

(Дети выполняют.)

- Сделайте из теста другого цвета шарик и прижмите его к середине цветка.

(Дети выполняют.)

Чтобы украсить печенье листиками, расплющите маленькую колбаску из теста, заострите и положите на печенье, затем стекой аккуратно проведите прожилки, чтобы листик получился, как настоящий.

(Дети выполняют.)

Дети переносят готовые изделия на противень, предварительно смазанный маслом. Заполненный противень передается на кухню для выпечки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами приготовили замечательное печенье, вкусное и красивое, как в сказке. После сна у нас будет чаепитие, мы будем угощать друг друга печеньем, а вечером угостим наших мам и бабушек, которых мы так любим.

КОНСПЕКТ

Занятия кружка

«Веселая тестопластика»

в средней группе

Тема: Звонкие колокольчики

Лепка новогодних украшений

Программное содержание:

Дать представление о народных традициях, связанных с колоколами;

Учить создавать объемные полые поделки из соленого теста;

Продолжать учить разным приемам оформления лепных фигурок;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Развивать чувство формы, пропорций;

Воспитывать эстетические чувства и аккуратность.

Предварительная работа:

Рассматривание колокольчиков, сравнение их формы с цветами-колокольчиками;

Подготовка соленого теста;

Беседа о предстоящем новогоднем празднике;

Подготовка и оформление групповых помещений к празднику;

Выкладывание узоров из разных элементов в свободное от занятий время.

Материалы, инструменты, оборудование:

соленое тесто, клеенки, стеки, колпачки фломастеров, бусины, бисер, блестки; картинка «Новогодний праздник»; маленькая искусственная елочка; аудиозапись колокольных звонов; литые колокольчики разного вида; технологическая карта.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, я слышала, как наши куклы говорили о том, что им тоже хочется встретить праздник Новый год, но, к сожалению, в их кукольном уголке нет елочки. А сегодня мы получили от Деда Мороза посылочку. Что же в ней?(достает маленькую искусственную елочку и колокольчики, звенит ими поочередно.)

Дети . Это елочка для кукол. Это колокольчики.

В . Верно, ребята, это колокольчики. Они бывают маленькими и большими, громкими и тихими. Колокола используются людьми очень давно. Колокола били тревогу, когда случался пожар, колокола звали воинов на битву и приветствовали победителей. Маленькие колокольчики подвешивали на шею лошадкам и козочкам. Давайте послушаем, как по-разному могут звучать колокола.

(Прослушивание аудиозаписи «Колокольные звоны».)

В. Сколько о колоколах и колокольчиках написано стихов и песен! Например, вот такие:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт.

Колокольчик то заплачет,

То хохочет, то звенит.

В. Ребята, а как вы думаете, почему Дед Мороз прислал нам именно колокольчики? Мне кажется, я догадалась. Он хочет, чтобы мы украсили кукольную елочку колокольчиками, которые сделаем и раскрасим сами. И будут наши колокольчики звенеть вот так.

Анастасия Истомина
Примерный конспект игры с правилами в старшей группе детского сада. Подвижная русская народная игра «Пирог»

Программное содержание:

Научить детей играть в подвижную русскую народную игру «Пирог»; познакомить с правилами игры, выучить слова к игре;

Познакомить с русским народным костюмом, дать представление о том, кто такие скоморохи, когда они жили и чем занимались;

Развивать двигательную активность, внимание, память, речь;

Воспитывать уважение к старинным русским традициям.

Развивающая среда:

Костюм скомороха, картины с изображением русского народного костюма, праздничных головных уборов, скоморохов, играющих на музыкальных инструментах.

Примерный ход игры:

Дети возле воспитателя (на ковре в кругу) стоят или сидят.

Воспитатель показывает костюм скомороха:

Как вы думаете, что это такое? (это костюм)

Давайте примерим его кому нибудь из вас.

Чей это костюм? (костюм скомороха)

А кто такие скоморохи, когда они жили и чем занимались, вы знаете?

Давным-давно на Руси в праздники на Крещение, на Масленицу и многие другие праздники люди надевали праздничную, нарядную одежду (изображения праздничной одежды и головных уборов мы с вами рассмотрим чуть позже в группе, собирались на ярмарочных площадях и отдыхали. А помогали им веселиться скоморохи. Скоморохи умели играть на различных музыкальных инструментах и знали много интересных песенок и игр.

Я, ребята, тоже знаю одну старинную игру «Пирог» и хочу научить вас в нее играть. Хотите? Но сначала я познакомлю вас с правилами игры.

1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох);

2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.

3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»

5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.

6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.

Башкирская народная хороводная
игра «Юрта».
Правила: дети делятся на четыре
подгруппы, каждая образует круг
по углам площадки. В центре
каждого круга стул, на нём платок с
национальным узором. Все четыре
круга идут и напевают:
Мы все ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под национальную музыку идут в
один общий круг. По её окончании
бегут к своим стульям, берут
платок, натягивают, получаются
юрты. Выигрывает та команда,
которая первой «построила» юрту.
Задачи:
закрепить
знания,
что
жилищем многих кочевых народов
была юрта, воспитывать интерес к

«Солнышко и дождик»
Дети сидят на стульях.
Воспитатель говорит:
«Какая хорошая погода!»
Пойдёмте скорее гулять.
«Посмотрите,
дождик
идет. Бегите скорее в
домик». Дети бегут в
домик.
«Посмотрите
дождик
закончился.
Пойдемте
скорее
гулять».
Игра
повторяется несколько раз.

Русская народная игра «Пироги»
Играющие делятся на две команды.
Команды становятся друг против
друга. Между ними садится
«пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать
«пирог»:
Вот он, какой высоконький,
Вот он, какой мягонький
Вот он, какой широконький.
Режъ его да ешь!
После этих слов играющие по одному
из каждой команды бегут к
«пирогу». Кто быстрее добежит до
цели и дотронется до «пирога», тот
и уводит его с собой. На место
«пирога» садится ребенок из
проигравшей
команды.
Так
происходит до тех пор, пока не
проиграют все в одной из команд

Татарская народная игра «Продаём
горшки».
Правила: дети делятся на две группы
(«горшки» и «хозяева»). «Горшки»
стоят на коленях, «хозяева» позади
«горшков», руки за спиной.
Ведущий за кругом, касается
«хозяина» «горшка». «Хозяин» и
водящий бегут по кругу навстречу
друг другу. Кто быстрее займёт
место за «горшком», тот и победил.
Оставшийся становится водящим.
Задачи: пополнить знания детей о
профессиях прошлого, воспитывать
уважительное
отношение
к
человеку труда.

«Мой весёлый звонкий мяч»
Дети стоят с одной стороны площадки,
около них воспитатель с мячом в руках.
Он показывает, как легко и высоко
подпрыгивает мяч, если его отбивать
рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям
выполнить прыжки, при этом отбивая
мяч о землю. Прочитав снова
стихотворение, он говорит: «Сейчас
догоню!» Дети перестают прыгать и
убегают. Воспитатель делает вид, что
ловит их. Воспитатель, не пользуясь
мячом, предлагает детям выполнить
прыжки, сам же при этом поднимает и
опускает руку над головами детей, как
будто отбивает мячи.

Русская народная игра «Волки во
рву»
Для этой игры потребуются
"волки", не более 2-х, 3-х
человек, а все остальные дети
назначаются
"зайцами".
В
центре площадки чертится
коридор шириной около 1-го
метра (ров). "Волки" занимают
пространство внутри коридора
(рва).
Задача
"зайцев"

перепрыгнуть ров и не быть
осаленными одни из "волков".
Если "зайчика" осалили и он
попадается, ему следует выйти
из игры. Если во время прыжка
"заяц" ногой наступил на
территорию
рва,
то
он
провалился и тоже выходит из
игры.

Татарская народная игра «Серый волк»
Одного из играющих выбирают серым волком.
Присев на корточки, серый волк прячется за
чертой в одном конце площадки. Остальные
играющие находятся на противоположной
стороне. Расстояние между проведенными
линиями 20–30 м. По сигналу все идут в лес
собирать грибы, ягоды. Навстречу им
выходит ведущий и:
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идем.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберем.
- Вам, зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту,
где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети
быстро бегут за черту. Волк гонится за ними
и
старается
кого-нибудь
запятнать.
Пленников он уводит в логово – туда, где
прятался сам.
Правила игры. Изображающему серого волка
нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать
раньше, чем будут произнесены слова не
видать. Ловить убегающих можно только до
черты дома.

Русская народная игра «У медведя во
бору».
Медведь, выбранный по считалке,
живёт в лесу. Дети идут в лес за
грибами, ягодами и напевают
песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Как на нас он зарычит!
Когда
играющие
произнесли
последние слова, медведь, до сих
пор
дремавший,
начинает
ворочаться,
потягиваться
и
неохотно выходит из берлоги. Но
вот медведь неожиданно бежит за
играющими и старается кого-то
поймать. Пойманный становится
медведем.

Подвижные игры

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

Старинная игра «Пирог»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.

Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»

Материал:

Ход:

1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох) ;

2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.

3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь! »

5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.

6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.

Игра с мячом «Вопрос-ответ»

Цель: развивать умение подбирать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб».

Игровая задача: при ловле мяча сконцентрироваться и дать правильный ответ на вопрос.

Материал: мяч.

Ход:

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?».

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.

Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.

Материал: колоски, на один меньше, чем игроков.

Ход:

На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по 3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре.

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Ход:

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Игра –эстафета «Хлебный магазин»

Цель: Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: Быстрее другой команды обменять сои жетоны на хлебобулочные изделия.

Материал: 2 сумки для покупок, жетоны по количеству игроков, муляжи хлебных изделий.

Ход:

Разделимся на две команды. Я каждой команде выдам сумку для покупок. Вы обменяете свои жетоны монетки на хлебные изделия в нашем магазине.

(ребенок с сумкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон. Мышата ему дают хлебное изделие, ребенок кладет его в сумку, возвращается к команде и передает сумку следующему участнику.)

Командная игра «Собери каравай» (пазлы)

Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

Материал: разрезные картинки с изображением каравая

Ход:

На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Ход: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Старинная русская народная игра «Жнецы и пахари»

игра для большой группы детей.

Она будет уместна на фольклорных праздниках, особенно связанных с урожаем и плодородием. При этом в каждой группе – и среди «жнецов», и среди «пахарей» должны быть два-три человека, знающие текст попева. Тогда к концу игры большинство детей смогут его запомнить. Если же таких игроков-знатоков нет, то помочь ребятам произносить и запоминать текст может взрослый водящий.

Правила игры старинной русской народной игры «Жнецы и пахари»

Для игры дети разбиваются на две равные команды. Одна команда «жнецов», другая «пахарей». Для того, чтобы разделиться на команды, можно воспользоваться народными считалками-жеребьевками. Так же для игры нужен ведущий. Он, практически, выполняет функции арбитра, поэтому на эту роль лучше всего подходит взрослый.

На площадке чертится линия, а на расстоянии около 2-3 метром от линии два больших круга – один из них «пашня», другой «нива». Команда «пахарей» встает на ту половину игрового поля, где «пашня. А команда «жнецов», соответственно, где «нива». Водящий стоит чуть в стороне. Команды вступают в «диалог», дразня друг друга:

Пахари:

А мы пашенку пахали, плугом борозды махали!

Борозды широкие, полосы глубокие!

А вы – жнецы худые, серпы у вас тупые!

Жнецы:

Мы жнецы младые, у нас серпы златые!

Мы жито жали, во снопы вязали,

На ток возили, цепом молотили,

Зерно выбивали, стали с пирогами!

После этих слов водящий подбрасывает брусок –жребий. С одной стороны такой брусок должен быть обструган, а с другой сохранять кору. Обструганная сторона – «нива», сторона с корой – «пашня». В качестве жребия может выступать любой предмет. Например, спичечный коробок, одна сторона которого заклеена желтой («нива»), а другая черной («пашня») бумагой.

Если жребий упадет стороной, обозначающей «ниву», то водящий кричит: «Раз-два-три! На ниву беги!». После чего, все «жнецы» стараются забежать на ниву. Игрок, оказавшейся внутри круга, находиться в безопасности – его нельзя ловить. «Пахари», перебегают на половину «жнецов» и стараются их поймать до того, как те успеют забежать на «ниву». Пойманные «жнецы» переходят в команду «пахарей». Все возвращаются на исходную позицию. Игру повторяют.

Если жребий упадет вверх стороной «пашня», то водящий говорит: «Раз-два-три! На пашню беги!». В этом случае убегают «пахари», а «жнецы» их ловят.

Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в одной команде.

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет (колосок), и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре