Игры по толерантности в начальной школе. Диалог культур методическое пособие ролевые игры на толерантность межэтнического взаимодействия

  • 12.12.2019

В дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то в формировании толерантности мы используем игровые методы воспитания.

Предлагаем игры, которые можно использовать в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на тему

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

«Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя» Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры - обсуждение:

Легко ли было хвалить себя? -

Кого вам легче хвалить, себя или других? -

Кто вас хвалит? -

Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -

Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино» Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения: -

Что нового узнали друг о друге; -

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; -

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; -

Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.

«Все мы похожи»

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«Фисташки»
Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход игры:
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы:
- Какие фисташки на ощупь?- А какие люди на ощупь? -

Как бы вы описали скорлупу?

А как бы вы описали человеческое тело? -

У фисташек одинаковые размер и форма?

А у людей одинаковые размер и форма? -

Фисташки одного цвета?

А люди одного цвета? -

Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

А люди могут ломаться и трескаться?

Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

А люди отличаются внутри и снаружи? -

Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

Можно ли сказать, что у человека есть вкус? -

Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?

А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

Цель: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; -

Осознать уникальность других; -

Создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры : Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику.

В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение: Хорошо ли быть особенным? Каждый ли человек особенный. Почему?

«Большие и маленькие »

Возраст - любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» - «веселый», и т. д.)

Цель : Развить навыки невербальной коммуникации; -

Помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; - создать веселую атмосферу;

Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать -

Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте.

Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие - слева». -

Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо. -

Придумайте еще несколько критериев.

После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»...

Цель : Осознать возможность сосуществования различных мнений;

Осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры : Проведите посреди помещения воображаемую черту.

С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой - минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен - на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры: Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках. –

Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

Весна лучше осени.

Самый классный мультик - «Маша и медведь». -

Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

Обсуждение : Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
«Надо договориться»

Цели:

Сконцентрировать внимание участников;

Осознать ценность сотрудничества;

Показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия

Сплотить группу.

Ход игры : Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение : - как началась игра?

Чего хотелось каждому сначала?

Почему сначала ничего не получалось -

Чему нас учит эта игра?

«Кого я боюсь?»

Цели : выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; - придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;

Вербальная разрядка страха

Материал : кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Ход игры: Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. - Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

Покажите группе «шляпу страхов».

Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы

Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.

Испытывает ли он тоже этот страх? ·

Почему у человека может появиться такой страх? ·

Надо ли этого бояться? Если нет, то почему?

Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

Обсуждение:

Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем? -

Может быть, кто-нибудь боится нас? Всегда ли эти страхи оправданы?

Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся?


Деловая игра по воспитанию толерантности «Позволим другим быть другими»

Цель : ознакомить учащихся с понятием толерантность, стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности

Задачи:

    воспитывать у детей и подростков миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;

    воспитывать уверенность и самоуважение;

    воспитывать понимание ценности каждого человека;

    дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности;

    дать представление об особенности толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Возраст детей : учащиеся среднего школьного возраста

Время проведения: 1час

Вид занятия : комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический (упражнения, игра)

Оборудование:

    мультимедийный проектор;

    листы с изображением контура человека;

    фигурки людей;

    лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение;

    серединка со словом толерантность;

    фонограмма;

    список качеств человека (добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный, равнодушный, лживый, раздражительный);

    чем крепить человечков к доске – магниты, кнопки, скотч;

    бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч;

    бланки опросника для каждого участника;

    бланк опросника с колонкой В на большом листе;

    клей.

Ход занятия

    Вводная часть (8 минут)

Человечество устало от войн, насилия, терроризма. Если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношения между людьми, народами и государствами. Ежегодно с 1996 года 16 ноября отмечается Международный день, посвященный терпимости.

Что же такое толерантность? (ответы учащихся)

Толерантность – возможность услышать другого, понять иного. Прежде всего, это терпимое отношение к иному, непохожему на тебя, чувство принятия другого человека, другим мнений, имеющих такое же право на существование.

Разминка . Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время проведения: 7 минут.

Я приглашаю вас выйти в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Делается вывод: в любом человеке можно найти сходство с собой.

    Основная часть (50 минут)

Упражнение: «Цветок толерантности»

Время проведения: 10 минут.

Ребята, я вам привезла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаются лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку). Что общего в этих словах? (они отражают те качества человека, которые помогают нам принять другого). Лепестки прикрепляются к серединке, на которой написано слово толерантность.

А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные)

Игра «Волшебное слово»

Время проведения: 3 минуты.

Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Растает даже ледяная глыба,

от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье

говорят: … (До свидания)

Игра «Человек с планеты Земля» (сопровождение фонограммы)

Время проведения: 5-7 минут.

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. (Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)

Добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный, равнодушный, лживый, раздражительный

Поочерёдно дети из групп называют выбранные качества. Создаётся общий портрет человека с планеты Земля. Созданные фигурки прикрепляются на доску. Получился завершенный рисунок.

    Упражнение «Черты толерантной личности»

Цель: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности, дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: б ланки опросника для каждого участника. Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Время проведения: 15 минут

Процедура проведения : Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Перед вами лежит бланк опросника, где перечислены 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «-» напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает. На заполнение опросника - 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикреплённый на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Черты толерантной личности

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим

Снисходительность

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

Доверие

Альтруизм

Терпимость к различиям

Умение владеть собой

Доброжелательность

Умение не осуждать других

Гуманизм

Умение слушать

Любознательность

Способность к сопереживанию

Упражнение «Мировое приветствие»

Время проведения: 2 минуты

Приветствовать одногруппников без слов принятыми в различных странах способами:

Россия - объятие и троекратное лобызание поочерёдно в обе щеки;

Китай – лёгкий поклон со скрещенными на груди руками;

Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки;

Индия – лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам;

Япония – лёгкий поклон, ладони прижаты друг к другу перед грудью;

Испания - поцелуй в щёку, ладони лежат на предплечья партнёра;

Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза;

Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев;

Эскимосы – потереться друг о друга носами.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция : А сейчас вам предстоит создать эмблему толерантности. Разбейтесь на группы по 4-6 человек и на основании того, что вы уже слышали, нарисуйте такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5 минут. Каждая из подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3 минуты) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.

  1. Заключительный этап (5 минут)

Вывод: Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, кокой он есть, то есть быть толерантным

Завершая занятие, я хотела рассказать вам одну притчу

Ученик попросил учителя:

Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

И это всё? – недоумённо спросил ученик.

Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Рефлексия занятия (2 минуты)

Что понравилось, что нет, что нового узнали?

Приложение 1

Картотека игр на тему

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

«Имена»

Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу»

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Взрослый предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры - обсуждение: -

Легко ли было хвалить себя? -

Кого вам легче хвалить, себя или других? -

Кто вас хвалит? -

Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -

Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Взрослый записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Взрослый говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то взрослый называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

Что нового узнали друг о друге;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого.Взрослый: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.

ИРА-ВИКТОРИНА

«Толерантность»

Ход мероприятия

1.Организационный момент

На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.

Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

1. Приветствие (слайд №1)

Здравствуйте!

Игра «Давайте поприветствуем друг друга »

    сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

    потереться носами (Новая Зеландия);

    пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

    крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

    показать язык (Тибет);

    очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

Давайте познакомимся…..(представить организаторов, помощников), а в группах ребята знакомятся выполняя упражнения на знакомство.

Упражнение: «Имя и эпитет».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.

2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)

Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:… »

слайд № 3 задание)

Задание 1.

Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.

Анимация проверка задания

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Какой вывод вы сделали для себя?

3. Что такое толерантность?

Все эти понятия можно объединить, одним словом.

(слайд № 4) «Отгадай ребус»


(слайд № 5) Ребус

Задание 2. Время на выполнение задания 2 минуты.

Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

4. История происхождения по нятия толерантность (слайды № 6,7).

И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

(слайд № 8)

Что означает слово толерантность?

На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?

- Конечно, это слово терпимость.

(слайд № 9 задание)

Составьте синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ .

Задание 3. Время на выполнение задания 5 минут.

5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 10 задание)

Когда отмечают День Толерантности?

Задание 4 . Время на выполнение задания до 1 минуты.

Проверка

(слайд № 11)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.

(слайд № 12 задание)

«Что бы это значило?»

Задание 5. Время на выполнение задания 4 минуты.

Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворял у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток (аист ).

Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы (голубь ).

Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь (сердце) .

Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём (радуга ).

Проверка

(слайд № 13)

Выполнив следующее задание, вы соберете изображение символа толерантности.

(слайд № 14 задание)

Собери пазл (картинки для пазлов в презентации слайд №14)

Задание 6. Время на выполнение задания 3 минуты.

Проверка

Анимация проверка задания. По щелчку выходят картинки эмблемы

Мы видим, что визуальным выражением толерантности является радужный спектр, символизирующий многообразие цветов и оттенков, своеобразие всех людей мира.

Каждый цвет толерантности – это качества, которые должен проявлять по-настоящему толерантный человек.

Задание 7. Выберите пять слов - качеств, подходящих, к человеку, обладающим толерантным отношением .

Время на выполнение задания 2 минуты.

Проверка

Каждая группа зачитывает слова-качества, начиная с фразы:

Быть толерантным, значит быть…..

(слайд № 15 задание)

Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках.

Восстановите пропущенное слово в пословицах

Задание 8. Время на выполнение задания 3 минуты.

(слайд № 18) Анимация проверка задания. По щелчку выходят пословицы.

Проверку выполняем в следующей очередности:

1-группа красных смайликов;

Для дорогого друга ВОРОТА настежь.

Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ.

Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ.

2- группа желтых смайликов;

Только сильные УМЕЮТ прощать.

Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ , чем прощение просить.

Сильнее всех ПОБЕД - прощение.

3- группа зеленых смайликов;

Доброе слово ЛЕЧИТ , злое калечит.

ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды.

Доброе братство лучше БОГАТСТВА.

4 - группа синих смайликов.

Где ЛАД , там и клад.

В СОГЛАСНОМ стаде и волк не страшен.

ДРУЖНО за мир стоять – войне не бывать.

Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

Сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по разным странам.

Внимание! Викторина.

«Такие разные народы»

Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония

судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ)

В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его

просто выбрасывают из окон на улицу. (ИТАЛИЯ)

В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть

заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым – открыть переднюю и

впустить год новый. (АНГЛИЯ)

Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть

под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее – прямо в окна.

Таким образом, они желают Новому году светлого пути. (КУБА)

«Национальные блюда на нашем столе»

Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ)

Это блюдо русской кухни – символ солнца. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ)

Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (ШАШЛЫК)

Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек.

«Загадки». Загадки разных народов учат быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (СПИЧКИ)

Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (МОРОЗ).

Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (МОСТ)

Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит». (НОЧЬ)

(слайд № 22)

Подведение итогов. Вручение грамот.

И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу с добром и теплом.

Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим

Равнодушным не быть.

Всего вам доброго, счастья, успехов!

(слайд № 23)

Спасибо за участие в игре!