Незаметность машины в wot. Смотри в оба, стреляй из кустов! Обнаружение и маскировка в WoT

  • 26.03.2020
Обнаружение и маскировка - важнейшие элементы игровой механики. Знания, полученные из этой статьи, помогут вам понять, как правильно действовать, чтобы первым обнаруживать врага и эффективнее от него прятаться. И то, и другое крайнее важно для того, чтобы захватить инициативу в бою и иметь право первого выстрела.

Обзор и обнаружение

Занимательная механика. Система видимости: обзор

Обзор каждой боевой машины рассчитывается в метрах и указывается в ТТХ каждой машины. Значение обзора указано для экипажа со 100% основной специальности.

Важно понимать, что на поле боя игрок видит не только тех противников, которых обнаружил его танк, но и тех, кого обнаружили союзники. В этой связи необходимо различать два понятия: дальность обнаружения и дальность видимости.

Дальность обнаружения - это максимальная дистанция, на которой танк может обнаружить противника. Механикой игры определено, что она не может превышать 445 метров . Если с учетом оборудования, снаряжения и навыков экипажа дальность обзора танка превышает 445 метров, то лишние метры засчитываются как бонус, облегчающий обнаружение замаскированных противников. Дальность видимости - это максимальная дистанция, на которой могут быть видны танки, как союзников, так и врагов, обнаруженные ими. Механикой игры дальность видимости ограничена радиусом 565 метров вокруг танка.

Основные способы увеличить дальность обнаружения противников

Установить на танк башню с максимальным показателем обзора. Прокачать основную специальность командира до 100%, так как именно командир танка занимается наблюдением за полем боя. Контузия командира сокращает обзор. Опытным путем установлено, что дальность обзора увеличивается на 0.43% за 1% основного умения командира . Установить оборудование Просветленная оптика (+10% к обзору постоянно). При установленной стереотрубе эффект не суммируется. Установить оборудование Стереотруба (+25% к обзору после 3 секунд в стационарном положении). При установленной просветленной оптике эффект не суммируется. Установить оборудование Улучшенная вентиляция (+2,15% к обзору, работает аналогично прокачиванию основной специальности командира) Прокачать командиру умение Орлиный глаз (+2% к обзору при исправных приборах наблюдения, +20% при выведенных из строя). Прокачать радисту умение Радиоперехват (+3% к обзору). Прокачать всем членам экипажа навык Боевое братство (+2,15% к обзору, работает аналогично прокачиванию основной специальности командира). Использовать снаряжение, дающее на один бой +10% к основному умению экипажа: Доппаек, Шоколад, Ящик Колы, Крепкий кофе, Улучшенный рацион, Пудинг с чаем, Онигири, Бухты. (+4,3% к обзору, работает аналогично прокачиванию основной специальности командира)

Увеличение дальности видимости

Дальность видимости союзников и противников, обнаруженных ими, зависит не от обзора танка, а от его дальности связи . О том, что такое дальность связи и как её повысить, читайте в статье Дальность связи.

Маскировка

Маскировка - это свойство техники быть незаметной для противника. Если бы в игре не было маскировки, то противники всегда замечали бы друг друга на дистанции их обзора (но не дальше 445 метров), при условии прямой видимости. Однако в игре существует множество нюансов, влияющих на обнаружение техники, помимо непосредственно обзора.

Аспекты, влияющие на маскировку

Размеры техники

У каждой боевой машины есть коэффициент незаметности, величина которого зависит от её размеров . Для больших танков, таких как Maus или Jagdpanzer E 100 , коэффициент будет минимальным, а для компактных машин с низким силуэтом как AMX ELC bis , Rhm.-Borsig Waffenträger - максимальным.

Классовый бонус Лёгкие танки с 4 уровня (кроме AMX 40 и Valentine) одинаково незаметны, как во время движения, так и когда неподвижны, то есть движение не влияет на их незаметность. У некоторых низкоуровневых танков также есть такой бонус. Действия В состоянии покоя (танк не едет и не стреляет) танк не имеет штрафов к маскировке. В движении коэффициент незаметности танка снижается приблизительно в два раза до 50%, опытным путем установлено, что в движении коэффициент незаметности снижается до 75% для средних танков, до 60% для ПТ-САУ и до 50% для тяжелых танков и САУ (бывают исключения) . Стрельба критически снижает уровень незаметности. Точная величина зависит от калибра орудия и наличия дульного тормоза - с ним незаметность падает ещё сильнее. Растительность Лес, кусты, деревья, высокая трава дают бонус к маскировке. Машина должна быть скрыта от противника полностью, а именно - ее габаритные точки. Если не спрятана хотя-бы одна - танк демаскируется. Поэтому, торчащие из куста (здания) гусеницы, дуло орудия никак не повлияют на вашу заметность - на них нет габаритных точек. На расстоянии до 15 метров куст (или другая растительность) становится «прозрачным» для того, кто за ним прячется. То есть сам танк видит через куст, а противники его - нет. В момент выстрела вся растительность в радиусе до 15 метров теряет большую часть своих маскировочных свойств, то есть выстрел демаскирует танк. Рентген На расстоянии 50 метров противники видят друг друга в любом случае. Даже если между ними здание.

Как улучшить маскировку боевой машины

Прокачать всем членам экипажа перк Маскировка (опытным путем установлено, что 1% навыка дает 0,75% маскировки. С учетом командирского бонуса для экипажа в 5 человек и 100% навыка, бонус будет 81% (базовый коэффициент умножается на 1.81). Для 2 человек - 78,75% ). Установить оборудование Маскировочная сеть (значительно снижает заметность танка, бонус зависит от класса техники. Опытным путем установлено, что бонус составляет +5% к коэффициенту незаметности для ТТ и САУ, +10% для ЛТ и СТ и +15% для ПТ-САУ ). Нанести камуфляж (снижает заметность танка, бонус зависит от класса техники. Опытным путем установлено, что бонус составляет +2% к коэффициенту незаметности для ТТ и САУ, +3% для ЛТ и СТ и +4% для ПТ-САУ ). Прокачать командиру навык Шестое чувство. Он не улучшит маскировку танка, но сигнализирует об обнаружении, что является очень важной информацией в бою.

А кроме того, при прокачанной Маскировке:

Прокачать всем членам экипажа навык Боевое братство. Установить оборудование Улучшенная вентиляция. Использовать снаряжение, дающее на один бой +10% ко всем параметрам экипажа Доппаек, Шоколад, Ящик Колы, Крепкий кофе, Улучшенный рацион, Пудинг с чаем, Онигири, Бухты.

Коэффициенты маскировки в WoT

Обнаружение и маскировка - важнейшие элементы игровой механики. Знания, полученные из этой статьи, помогут вам понять, как правильно действовать, чтобы первым обнаруживать врага и эффективнее от него прятаться. И то, и другое крайнее важно для того, чтобы захватить инициативу в бою и иметь право первого выстрела.

Обзор и обнаружение

Обзор каждой боевой машины рассчитывается в метрах и указывается в ТТХ каждой машины. Значение обзора указано для экипажа со 100% основной специальности.

Дальность видимости в игре

Важно понимать, что на поле боя игрок видит не только тех противников, которых обнаружил его танк, но и тех, кого обнаружили союзники. В этой связи необходимо различать два понятия: дальность обнаружения и дальность видимости.

Дальность обнаружения - это максимальная дистанция, на которой танк может обнаружить противника. Механикой игры определено, что она не может превышать 445 метров . Если с учетом оборудования, снаряжения и навыков экипажа дальность обзора танка превышает 445 метров, то лишние метры засчитываются как бонус, облегчающий обнаружение замаскированных противников. Дальность видимости - это максимальная дистанция, на которой могут быть видны танки, как союзников, так и врагов, обнаруженные ими. Механикой игры дальность видимости ограничена радиусом 564 метра вокруг танка.

Основные способы увеличить дальность обнаружения противников

  • Установить на танк башню с максимальным показателем обзора.
  • Прокачать основную специальность командира до 100%, так как именно командир танка занимается наблюдением за полем боя. Контузия командира сокращает обзор. Опытным путем установлено, что дальность обзора увеличивается на 0.43% за 1% основного умения командира .
  • Установить оборудование Просветленная оптика (+10% к обзору постоянно). При установленной стереотрубе эффект не суммируется.
  • Установить оборудование Стереотруба (+25% к обзору после 3 секунд в стационарном положении). При установленной просветленной оптике эффект не суммируется.
  • Установить оборудование Улучшенная вентиляция (+2,15% к обзору, работает аналогично прокачиванию основной специальности командира)
  • Прокачать командиру умение Орлиный глаз (+2% к обзору при исправных приборах наблюдения, +20% при выведенных из строя).
  • Прокачать радисту умение Радиоперехват (+3% к обзору).
  • Боевое братство (+2,15% к обзору, работает аналогично прокачиванию основной специальности командира).
  • Использовать снаряжение, дающее на один бой +10% к основному умению экипажа: Доппаек , Шоколад , Ящик Колы , Крепкий кофе , Улучшенный рацион ,Пудинг с чаем , Онигири , Бухты . (+4,3% к обзору, работает аналогично прокачиванию основной специальности командира)

Увеличение дальности видимости

Маскировка

Маскировка - это свойство техники быть незаметной для противника. Если бы в игре не было маскировки, то противники всегда замечали бы друг друга на дистанции их обзора (но не дальше 445 метров), при условии прямой видимости. Однако в игре существует множество нюансов, влияющих на обнаружение техники, помимо непосредственно обзора.

Аспекты, влияющие на маскировку

Размеры техники

У каждой боевой машины есть коэффициент незаметности, величина которого зависит от её размеров . Для больших танков, таких как Maus , Waffenträger auf E 100 или Jagdpanzer E 100 , коэффициент будет минимальным, а для компактных машин с низким силуэтом как AMX ELC bis , Rhm.-Borsig Waffenträger - максимальным.

Классовый бонус

  • Все лёгкие танки одинаково незаметны, как во время движения, так и когда неподвижны, то есть движение не влияет на их незаметность.
Действия
  • В состоянии покоя (танк не едет и не стреляет) танк не имеет штрафов к маскировке.
  • В движении коэффициент незаметности танка снижается приблизительно в два раза до 50%, опытным путем установлено, что в движении коэффициент незаметности снижается до 75% для средних танков, до 60% для ПТ-САУ и до 50% для тяжелых танков и САУ (бывают исключения) .
  • Стрельба критически снижает уровень незаметности. Точная величина зависит от калибра орудия и наличия дульного тормоза - с ним незаметность падает ещё сильнее.
Растительность
  • Лес, кусты, поваленные деревья, высокая трава дают бонус к маскировке. Ствол дерева никаких бонусов не даёт.
  • Машина должна быть скрыта от противника полностью, а именно - ее габаритные точки. Если не спрятана хотя-бы одна - танк демаскируется. Поэтому, торчащие из куста (здания) гусеницы, дуло орудия никак не повлияют на вашу заметность - на них нет габаритных точек.
  • На расстоянии до 15 метров куст (или другая растительность) становится «прозрачным» для того, кто за ним прячется. То есть сам танк видит через куст, а противники его - нет.
  • В момент выстрела вся растительность в радиусе до 15 метров теряет большую часть своих маскировочных свойств, то есть выстрел демаскирует танк.
Рентген
  • На расстоянии 50 метров противники видят друг друга в любом случае. Даже если между ними здание.

Как улучшить маскировку боевой машины

  • Прокачать всем членам экипажа перк Маскировка (опытным путем установлено, что 1% навыка дает 0,75% маскировки. С учетом командирского бонуса для экипажа в 5 человек и 100% навыка, бонус будет 81% (базовый коэффициент умножается на 1.81). Для 2 человек - 78,75% ).
  • Установить оборудование Маскировочная сеть в World of Tanks (значительно снижает заметность танка, бонус зависит от класса техники. Опытным путем установлено, что бонус составляет +5% к коэффициенту незаметности для ТТ и САУ, +10% для ЛТ и СТ и +15% для ПТ-САУ ).
  • Нанести камуфляж (снижает заметность танка, бонус зависит от класса техники. Опытным путем установлено, что бонус составляет +2% к коэффициенту незаметности для ТТ и САУ, +3% для ЛТ и СТ и +4% для ПТ-САУ ).
  • Прокачать командиру навык Шестое чувство . Он не улучшит маскировку танка, но сигнализирует об обнаружении, что является очень важной информацией в бою.

А кроме того, при прокачанной Маскировке :

  • Прокачать всем членам экипажа навык Боевое братство .
  • Установить оборудование Улучшенная вентиляция .
  • Использовать снаряжение, дающее на один бой +10% ко всем параметрам экипажа Доппаек , Шоколад , Ящик Колы , Крепкий кофе , Улучшенный рацион ,Пудинг с чаем , Онигири , Бухты .

Официальная позиция администрации на тему "маскировки" в танках неоднократно озвучена разработчиками игры. Вопрос заметности танка привлекает особое внимание многих игроков, желающих как можно дольше оставаться невредимыми на поле боя.

Заметность танка - это возможность его обнаружения танком противника. WoTanks решил разобраться во всем детально. Принимая во внимание важность "реальной ситуации", "влияния окружения", и вообще "многих факторов", хочется выделить технику, имеющую высокий исходный коэффициент маскировки. Именно на такой технике перк "маскировка", ранее выкачанный (вместе с пожаротушением) по принципу "не пропадать же добру", действительно будет приносить пользу, тогда как на технике с низким исходным коэффициентом маскировки, можно будет взять более полезный перк. Думаю Вам, товарищи танкисты, эта информация тоже будет интересна и полезна.

Что влияет на заметность танка?

Далее разоберемся с работой механизма видимости и маскировки танков в игре World of Tanks , сформулируем формулы расчёта дистанции обнаружения техники, в зависимости от различных факторов:

  • дерево
  • маскировочная сеть
  • просветлённая оптика
  • изгибы рельефа местности
  • другая техника

Начнем с определения исходных коэффициентов маскировки, индивидуальных для каждой машины. При этом, "исходным" мы называем коэффициент, полученный для тестируемой машины с 50%-100% экипажем и без установленных дополнительных модулей.

Поскольку определять эти коэффициенты приходится косвенно, я использую для этого расстояние, на котором (неподвижно стоящий/движущийся/стреляющий) танк "Х" становится заметным для эталонного танка "Y", в условиях максимально (по мере сил, конечно) приближенных к идеальным (оба танка стоят на ровной, гладкой поверхности, между ними нет кустов/деревьев/неровностей ландшафта/домов и т.д.). Обозначу это расстояние L (измеряемая дистанция обнаружения). Важно, что из-за ограничений движка игры это расстояние не превышает 445м.

Далее, чтобы перейти от метров к безразмерному коэффициенту, я делю получившуюся из опыта L на дистанцию обзора эталонного танка "Y", назову её R (радиус обзора наблюдателя), и получаю коэффициент заметности танка "Х". Вычитая этот коэффициент из 1, получаю искомый коэффициент маскировки (т.е. степень снижения обзора танка "Y" маскировкой танка "Х"). Обозначу этот коэффициент С: С = 1-L/R.

Здесь появляется важный вопрос - что считать дистанцией обзора эталонного танка "Y"? Величина обзора машины, заявленная по ТТХ в клиенте игры, реально достигается только с установленным на наблюдатель модулем "просветлённая оптика" и скормленным экипажу голдовым расходником "Шоколад/Кола/Доп.паёк", и то, только в отношении наиболее заметных АРТ-САУ 7/8 уровней в момент выстрела (получается, в этот момент их маскировка практически равна 0). Кроме этого, важно, чтобы обзор R не превышал те самые 445м ограничения движка - иначе тестирование высокозаметных машин даст одинаковые/неправильные результаты.

В качестве танка "Y" мною выбран Marder II. Согласно данным из клиента игры, по ТТХ дистанция обзора этой ПТ – 460м, 460/1.15=400м (со 100% экипажем, без доп. модулей).

В качестве условий для теста я выбрал достаточно длинный и ровный участок на карте "Химмельсдорф" (улица вдоль железной дороги).

Первый тест позволяет определить подходящий для дальнейшего тестирования обзор R и условия его достижения, танк "Х" - GW Typ E (тестировался с 50% экипажем):

1) GW Typ E неподвижен, Marder II со стоковым двигателем и 50% мехводом медленно, "шагами" подползает/отползает к/от GW Typ E, ожидая на каждом шаге к GW Typ E более 5с и от GW Typ E более 10с. (Такая конфигурация Marder II при малых значениях пинга тестового сервера позволяет сделать до 7-8 "шагов" на 1м дистанции между машинами. Но это получается не всегда, поэтому нормальным считается достижение точности измерений не хуже, чем 0,5-0,25м.) В столбец "Неподвижен" заносится значение, наиболее близкое к "шагу", на котором произошло обнаружение GW Typ E.
2) GW Typ E упирается лобовой бронёй в стену дома, зажимается кнопка "вперёд", нажимается "ENTER"(ухожу в чат). Машина стоит неподвижно но считается движком игры движущейся - гусеницы крутятся. Marder II подползает/отползает к/от GW Typ E. В столбец "В движении" заносится значение, наиболее близкое к "шагу", на котором произошло обнаружение GW Typ E.
3) GW Typ E неподвижен и стреляет. Marder II подползает/отползает к/от GW Typ E. В столбец "В момент выстрела" заносится значение, наиболее близкое к "шагу", на котором произошло обнаружение GW Typ E.

Выглядит это примерно вот так:

з этого теста можно сделать несколько выводов:
1) Обзор зависит от прокачки экипажа. При прокачке от 50% до 100% экипажа, обзор увеличивается примерно на 27% от исходного, или, наоборот, у 50% экипажа обзор занижен до 78,5% относительно 100% экипажа.
2) Просветлённая оптика работает нормально, +10% есть. Точность измерений хорошая
3) Обзор Marder II со 100% скиллом экипажа+просветлённой оптикой(+10%) получился около 440м (442,5м - максимальное значение, в момент выстрела наблюдаемого танка), что позволяет использовать его в такой конфигурации в качестве эталонного наблюдателя.

Смотрит Marder II со 100% скиллом экипажа+просветлённой оптикой(+10%) - обзор около 440м.
Экипажи на тестируемой технике БЕЗ скилла "маскировка".

Пример расчёта коэффициента:

Например, для ИСУ-152 без "маскировки": (1-371/440)*100%=~16%. Т.е. исходный коэффициент маскировки неподвижной ИСУ снижает дистанцию обнаружения её противником на 16%. Это отлично работает в World of Tanks версии 9.8, где заметность и обнаружение танков имеют предельное значение.

Отдельно хочется обратить внимание на два уникальных немецких танка и один американский: ЛТ 4лвл Pz38NA, ПТ 4лвл Hetzer и ПТ 3лвл T82 -
- уникальность первого в том, что он - единственный ЛТ4, у которого маскировка в движении отличается от маскировки в покое. Впрочем, по-моему, из графика следует, что ему просто случайно завысили маскировку в покое, непреднамеренно его "бафнув". Так что т-с-с-с-с, никому ни слова!
- уникальность второй ПТ-САУ в том, что она единственная в игре имеет одинаковые значения маскировки в покое и в движении, причём значение маскировки у неё на уровне лучших (в ветке немецких ПТ), что, при желании, позволяет сделать из неё этакий подслеповатый ЛТ4 (обзор по ТТХ у неё всего 300м).
Может их просто перепутали с Pz38NA, когда обоим прописывали параметры?
- уникальность третьей ПТ-САУ в том, что у неё маскировка в движении выше маскировки в покое. Да, да! Как говорится, сам в шоке.

Отвечая на сформулированный в начале темы вопрос - на какой технике "маскировка" приносит ощутимую пользу, а на какой - просто служит временным хранилищем для опыта, почти не влияя на результат - можно разделить технику на три группы по значению исходного коэффициента маскировки в состоянии "неподвижен" (границы каждый определяет сам, но для меня они будут примерно такими): более 10% - "маскировка" полезна и её стоит качать; менее 5% - маскировка относительно бесполезна, лучше поискать что-то поинтереснее; в диапазоне 5-10% - качать или нет маскировку зависит от личных предпочтений, тактики и конкретной машины.

Ну и не стоит забывать о "реальной ситуации", "влиянии окружения", и "многих факторах", "дающих намного большее влияние на реальную видимость, чем вариации таких абстрактных цифр".

Обнаружение и маскировка - важнейшие элементы игровой механики. Знания, полученные из этой статьи, помогут вам понять, как правильно действовать, чтобы первым обнаруживать врага и эффективнее от него прятаться. И то, и другое крайнее важно для того, чтобы захватить инициативу в бою и иметь право первого выстрела.

Обзор и обнаружение

Обзор каждой боевой машины рассчитывается в метрах и указывается в ТТХ каждой машины. Значение обзора указано для экипажа со 100% основной специальности.

Важно понимать, что на поле боя игрок видит не только тех противников, которых обнаружил его танк, но и тех, кого обнаружили союзники. В этой связи необходимо различать два понятия: дальность обнаружения и дальность видимости.

Дальность обнаружения - это максимальная дистанция, на которой танк может обнаружить противника. Механикой игры определено, что она не может превышать 445 метров . Если с учетом оборудования, снаряжения и навыков экипажа дальность обзора танка превышает 445 метров, то лишние метры засчитываются как бонус, облегчающий обнаружение замаскированных противников. Дальность видимости - это максимальная дистанция, на которой могут быть видны танки, как союзников, так и врагов, обнаруженные ими. Механикой игры дальность видимости ограничена квадратом 1x1 км вокруг танка, то есть 500 метров вдоль сетки карты и около 707 по диагонали.

Основные способы увеличить дальность обнаружения противников

Увеличение дальности видимости

Маскировка

Маскировка - это свойство техники быть незаметной для противника. Если бы в игре не было маскировки, то противники всегда замечали бы друг друга на дистанции их обзора (но не дальше 445 метров), при условии прямой видимости. Однако в игре существует множество нюансов, влияющих на обнаружение техники, помимо непосредственно обзора.

Аспекты, влияющие на маскировку

Размеры техники

У каждой боевой машины есть коэффициент незаметности, величина которого зависит от её размеров . Для больших танков, таких как Maus , Waffenträger auf E 100 или Jagdpanzer E 100 , коэффициент будет минимальным, а для компактных машин с низким силуэтом как AMX ELC bis , Rhm.-Borsig Waffenträger - максимальным.

Классовый бонус

  • Все лёгкие танки одинаково незаметны, как во время движения, так и когда неподвижны, то есть движение не влияет на их незаметность.
Действия Растительность
  • Лес, кусты, поваленные деревья, высокая трава дают бонус к маскировке. Ствол дерева никаких бонусов не даёт.
  • Машина должна быть скрыта от противника полностью, а именно - ее габаритные точки. Если не спрятана хотя-бы одна - танк демаскируется. Поэтому, торчащие из куста (здания) гусеницы, дуло орудия никак не повлияют на вашу заметность - на них нет габаритных точек.
  • На расстоянии до 15 метров куст (или другая растительность) становится «прозрачным» для того, кто за ним прячется. То есть сам танк видит через куст, а противники его - нет.
  • В момент выстрела вся растительность в радиусе до 15 метров теряет большую часть своих маскировочных свойств, то есть выстрел демаскирует танк.
Рентген
  • На расстоянии 50 метров противники видят друг друга в любом случае. Даже если между ними здание.

Как улучшить маскировку боевой машины

А кроме того, при прокачанной Маскировке :

  • Прокачать всем членам экипажа навык Боевое братство .
  • Установить оборудование Улучшенная вентиляция .
  • Использовать снаряжение, дающее на один бой +10% ко всем параметрам экипажа Доппаек , Шоколад , Ящик Колы , Крепкий кофе , Улучшенный рацион , Пудинг с чаем , Онигири .

Видео

Маскировка танков входит в число ключевых механик игры World of tanks, кто-то успешно ее использует, почти все ее ругают, и лишь немногое понимают, как она работает. Мы решили восполнить этот пробел и рассказать всю правду о маскировке, особенностях ее работы, правильном применении и о некоторых интересных фактах.

Маскировка, ее роль и значение в игре

Маскировка – это свойство танка оставаться незаметным для техники команды противника. Однако маскировка существует не сама по себе, а является составной частью игровой механики «обзор-маскировка». Вечная борьба обзора и маскировки – одна из основ геймплея, которая оказывает наибольшее влияние на действия игрока и зачастую определяет исход боя. Знание и умелое применение маскировки и обзора – обязательное условие успешной игры и повышение своего процента побед.

Базовые понятия маскировки

Прежде, чем говорить о работе маскировки, следует разобраться в основных терминах.

Коэффициент маскировки (коэффициент незаметности) . Это величина, показывающая способность техники быть незаметной. Рассчитывается на основе базового коэффициента маскировки и других коэффициентов – от выстрела, при движении, при наличии камуфляжа и маскировочной сети, от наличия кустов/деревьев, от степени владения экипажем умения «Маскировка».

Базовый коэффициент маскировки (незаметности) . Степень незаметности танка без учета дополнительных факторов. Этот коэффициент является уникальным для каждого танка в игре, и его точная величина разработчиками не разглашается. Однако благодаря труду энтузиастов мы знаем более или менее точные базовые коэффициенты незаметности, что позволяет производить расчеты.

«Рентген» или минимальная дальность обнаружения. Постоянная величина, равная 50 метрам, на которой обязательно происходит обнаружение танка независимо от наличия препятствий и кустов.

Дальность обнаружения. Расстояние, на котором данный конкретный танк может обнаружить танк противника. Максимальная дальность обнаружения составляет 445 метров. Нельзя путать дальность обнаружения и обзор танка: обзор – это расстояние, на которое распространяются «лучи обзора» от танка; дальность обнаружения – это расстояние, на котором может произойти «засвет», для расчета этого расстояния используется обзор танка и коэффициент маскировки с учетом всех дополнительных факторов.

Дальность видимости - это максимальная дистанция, на которой могут быть видны танки, как союзников, так и врагов, обнаруженные ими. Механикой игры дальность видимости ограничена радиусом 564 метра вокруг танка.

Обзорные точки. Точки на танке, из которых исходят условные «лучи обзора». У каждого танка две обзорных точки: одна – у основания ствола (на маске орудия), вторая – над геометрическим центром танка, на плоскости, опирающейся на самую высокую точку танка. Первая обзорная точка – динамическая, она поворачивается вместе с башней (у безбашенных машин, естественно, она почти неподвижна), вторая точка всегда находится на своем месте.

Габаритные точки. Точки на танке, до которых рассчитывается расстояние от обзорных точек танков противника. Габаритные точки расположены в геометрических центрах плоскостей условного параллелепипеда, в который вписан танк без учета орудия. Еще одна дополнительная габаритная точка находится у основания ствола и совпадает с расположенной там обзорной точкой. Танки имеют сложную конфигурацию, поэтому габаритные точки чаще всего лежат не на самом танке, а как бы парят в воздухе. С одной стороны, это значительно упрощает расчеты (так как для программы все танки представляют собой просто параллелепипеды), а с другой – вносит некоторую неразбериху и путаницу, так как игроки под «габаритными точками» ошибочно принимают крайние точки на корпусе и орудии танка, что совершенно не соответствует действительности.

Теперь, вооружившись нужными знаниями, можно разобраться в работе маскировки.

Механика маскировки и обзора

Механика маскировки и обзора в общем случае сводится к следующему. У каждого танка из обзорных точек с определенной периодичностью выходят «лучи обзора», направленные во все стороны. Если «лучи обзора» достигают габаритных точек танка противника, запускается процесс обнаружения – программа на основе текущего коэффициента маскировки рассчитывает дальность обнаружения танка, и если она лежит в пределах обзора, то происходит «засвет». Если же дальность обнаружения меньше обзора, то танк противника остается невидимым.

Проверка на обнаружение производится с периодичностью, которая зависит от расстояния до предполагаемых целей:

  • «Рентген» до 50 метров – 10 раз в секунду
  • До 150 метров – 2 раза в секунду;
  • До 270 метров – раз в 1 секунду;
  • До 445 метров – раз в 2 секунды.

Причем «лучи обзора» при проверке посылаются не сразу двумя обзорными точками, а по очереди. «Лучи обзора» не проходят через препятствия (за исключением случаев «рентгена», также «прозрачны» и танки), поэтому для «засвета» следует выносить точку обзора из-за препятствия, то есть – кратковременно выезжать из-за него.

Сочетание этих факторов часто вносит неразбериху в игру, особенно для танков, у которых обзорные точки разнесены на значительное расстояние (обычно у ПТ-САУ). Выезжая из-за препятствия, можно обнаружить танк противника обзорной точкой на основании ствола, но при следующем выезде сработает точка над танком, и противник не будет обнаружен.

При однократном обнаружении танк остается видимым в течение 5 – 10 секунд, это время определяется случайным образом. Если у экипажа засветившего танка прокачаны навыки «Злопамятный» и «Из последних сил», то продолжительность засвета увеличивается на 2 секунды.

Так маскировка работает в общем случае, но в игровых условиях в эту механику вмешивается несколько дополнительных факторов, которые могут совершенно изменить всю картину. Но прежде, чем подробно рассматривать все факторы маскировки, следует разобраться, как происходит проверка на обнаружение.

Как рассчитывается маскировка и обнаружение

В основе всего лежит коэффициент незаметности, уникальный для каждого танка, он используется в формуле для расчета расстояния (дальности) обнаружения:

Здесь РО – расстояние обнаружения, «Обзор» - обзор танка-наблюдателя (50 – минимальное расстояние обнаружения), kn – итоговый коэффициент маскировки, в котором учтены все факторы и бонусы (камуфляж, умение экипажа, дополнительное оборудование и т.д.).

С помощью этой формулы можно посчитать, что советский тяжелый танк ИС-3 с базовым обзором 330 метров сможет увидеть немецкую ПТ-САУ E 25 (коэффициент маскировки 25% без камуфляжа и иных бонусов) на расстоянии 260 метров, а Е 25 с базовым обзором 360 метров заметит ИС-3 (коэффициент маскировка чуть меньше 7%) на расстоянии 338 метров – это больше, чем базовый обзор тяжа! Теперь понятно, почему эти мелкие блохи так больно кусаются и не светятся.

Однако так дела обстоят в чистом поле, без кустов, камуфляжей и умений членов экипажа. В действительности все немного сложнее.

Постоянные и динамические изменения маскировки

К условно постоянным изменениям маскировки (бонусам) можно причислить те, которые никак не изменяются на протяжении одного боя. Среди них:

  • Наличие камуфляжа – прибавка к коэффициенту незаметности для ТТ и САУ – 2%, для ЛТ и СТ – 3%, для ПТ-САУ – 4%. Данный бонус работает и при движении танка;
  • Тип башни – у некоторых танков стоковые и топовые башни имеют неодинаковый коэффициент маскировки, однако таких машин не слишком много;
  • Наличие перка экипажа «Маскировка – в зависимости от количества членов экипажа, владеющих этим умением, и уровнем владения умения увеличивает общий коэффициент незаметности машины в 1,79 … 1,98 раз (то есть, действует, как множитель). Интересно, что данное умение остается даже при контузии владеющих им членов экипажа.

К динамическим изменениям можно отнести те, которые меняются в течение одного боя:

  • Движение – при движении коэффициент незаметности падает, причем у разных классов техники неодинаково: для ЛТ I и II уровней – до 75% от базового значения, для ЛТ III уровня и выше – не снижается. То есть, все легкие танки выше II уровня одинаково незаметны стоя и в движении. Для СТ – до 75% от базового значения, для ПТ-САУ – до 60%, для ТТ и САУ – до 50%. Кстати говоря, движением считаются не только изменение координат танка со временем, но и два особых случая – вращение гусениц, когда танк уперся в препятствие, и толчки неподвижного танка машинам союзников;
  • Момент выстрела – дает максимальное снижение коэффициента незаметности, падение незаметности индивидуально для каждого орудия и составляет в среднем 3 – 5 раз;
  • Растительность на луче зрения между танками – кусты и деревья дают прибавку к коэффициенту незаметности танка от 8% (некоторые деревья) до 50% (большие кусты). Причем поваленные и стоящие деревья дают одинаковый процент маскировки;
  • Наличие маскировочной сети – прибавка к коэффициенту для ТТ и САУ – 5%, для ЛТ и СТ – 10%, для ПТ-САУ – 15%. Данный бонус обнуляется при движении танка и начинает работать через 3 секунды после остановки.

О растительности нужно сказать подробнее, так как здесь есть несколько интересных моментов.

Во-первых, маскировку дают только те кусты и деревья, которые находятся на луче зрения между наблюдаемым танком и танком-наблюдателем (а точнее, здесь речь идет о луче зрения между обзорными и габаритными точками танка).

Во-вторых, при выстреле все кусты на расстоянии 15 метров, расположенные по лучу зрения к танку-наблюдателю, теряют маскировку в зависимости от коэффициента орудия. Причем демаскировка происходит только по отношению к выстрелившему танку, если рядом стоят другие машины и не стреляют, для них маскировка остается неизменной. Кусты, расположенные дальше 15 метров, сохраняют свои свойства – этим фактом пользуются опытные игроки.

Наконец, в-третьих, для успешной маскировки танка не нужно весь его прятать в кустах – достаточно сделать невидимыми габаритные точки. На маскировку нисколько не влияет торчащее орудие или каток одной гусеницы – здесь габаритных точек нет, и для наблюдателя этот танк остается невидимым.

Теперь мы можем более подробно разобрать пример со встречей ИС-3 и E 25. Пусть наша ПТшка имеет камуфляж и экипаж со 100%-ным перком «Маскировка», и стоит в большом кусте с маскировкой 50% - в этом случае противник на ИС-3 обнаружит ее с расстояния только 50 метров (фактически – тяж сможет только зарентгенить «блоху»!), при выстреле это расстояние увеличивается до 250 метров. А если E 25 встанет за 15 метров от куста, то она сможет безнаказанно стрелять с расстояния от 150 метров!

Так что все факторы, которым большинство игроков не уделяют должного внимания, играют очень большую роль в игре и могут повлиять на исход боя. Но о мерах по повышению маскировки мы поговорим в другой статье.

Мифы и известные баги о маскировке

В заключении вспомним о нескольких багах и распространенных мифах, связанных с маскировкой и обнаружением.

Баг (хотя разработчики смотрят на это, как на фичу) с запозданием отрисовки обнаруженного танка. Зачастую танк прорисовывается с опозданием в 1 – 2 секунды после обнаружения, что может иметь плачевные результаты для танка-наблюдателя. Запаздывание связано со временем проверки обнаружения танка, а также с какими-то неизвестными проблемами. Разработчики обещали пофиксить этот баг, но дело пока не движется.

Баг (хотя это точно фича) с исчезновением танков в чистом поле. Так уж устроена механика маскировки и засвета, что некоторые танки могут исчезнуть в чистом поле, для этого им достаточно остановиться и не стрелять. Об этой проблеме говорят давно, разработчики обещают всё исправить, но пока все остается так, как есть.

Миф о разном коэффициенте маскировки поваленных и стоящих деревьев. В действительности каждое дерево имеет свой определенный коэффициент маскировки, и он не зависит от положения дерева. Обгорелые и голые деревья имеют нулевой коэффициент (то есть, не оказывают влияния на маскировку).

Миф (а точнее – незнание игроков механики маскировки) о демаскирующем стволе и гусеницах – мы уже разобрали этот вопрос в разговоре о габаритных точках.

Сейчас ведется большая работа по доработке механик игры, поэтому в будущем и маскировка будет (по крайней мере, мы надеемся на это) работать без проблем. А мифы вряд ли исчезнут – они, как и любые поверья, живут долго и бороться с ними почти бесполезно.