Рейтинг игр настольных для всей семьи. Лучшие настольные игры – топ от Игроведа Новые настольные игры

  • 30.08.2021

Просмотрено: 21451 раз(а)

Как выбрать настольную игру?

Если Вы точно знаете, что Вам нужно, то всё просто – нужно зайти на сайт и набрать название в строке поиска. Но если хочется чего-то нового? Как понять какая игра действительно хорошая, а какая – на один раз?

Вариант первый – прочитать (или посмотреть) обзор в блоге и положиться на мнение автора. Существенным недостатком этого метода является то, что ни один автор просто физически не сможет переиграть во все интересные игры. Большое количество потенциально интересных игр неизбежно останутся за кадром.

Второй вариант – посмотреть рейтинги на больших порталах, посвященных настольным играм. Метод весьма информативный, ведь если 10 000 человек считают ту или иную игру одной из лучших, то, вероятно, стоит дать ей шанс и поискать более подробные обзоры уже о конкретной игре.

Самый большой в мире портал по настольным играм – Board Game Geek . Портал на английском языке, но сам раздел рейтинга достаточно прост, и мы разберем ниже все необходимые значения. По каждому из них можно сортировать список, кликнув на него.

  • Your Rating – это Ваш личный рейтинг этой игры
  • Geek Rating – основной рейтинг портала по которому строятся "топы" игр. Именно на него стоит ориентироваться при выборе игры. Он берет среднее значение всех оценок пользователей и статистически их обрабатывает, основываясь на Теореме Байеса. В результате получается средний рейтинг, но исключается возможность, что новая игра с десятью оценками 10 опередит известную игру с несколькими тысячами оценок и средним результатом в 8,5
  • Avg Rating – это средний пользовательский рейтинг, усредненная оценка всех игроков
  • Num Voters – количество голосов. Тоже очень важный параметр, чем он выше – тем больше людей поделилось своим мнение об игре и тем достовернее рейтинг. Также этот параметр может отражать популярность игры

Цифры на практике

Итак, мы разобрались с тем, что именно означают цифры в графе "рейтинг". Осталось понять, на какие значения стоит ориентироваться. Казалось бы, все просто: чем выше цифра, тем лучше.

Однако, на практике все немного сложнее. Для разных категорий игр разные значения будут считаться "хорошими".

Как правило, стоит смотреть на оценку тех игр, у которых голосов несколько тысяч и больше. Очень известные и признанные игры могут иметь десятки тысяч голосов (например, у "Доминиона" их больше 50 000).

Что касается рейтинга – тут все зависит от типа игры (подробнее об этом можно узнать в статье "Словарь настольщика"). Если это большая и тяжелая настольная игра, то "отличным" рейтингом можно считать 8 и больше, "хорошим" – 7-8, 6-7 – "неплохо". Оценку 6 и ниже получают либо нишевые игры, либо продукты со значительными недостатками.

Для небольшой игры-филлера же градация будет несколько иная: больше 7 – это "отлично", 6-7 – "хорошо", 5-6 – "неплохо". Игры с рейтингом ниже 5 – это также либо игры "на любителя", либо игры с большим количеством недочетов.

Плохой рейтинг игры могут иметь по нескольким причинам. Это может быть неудачное (по мнению большинства) оформление, тематика или же баланс. Часто одна из составляющих игры с низкой оценкой может быть выполнена очень хорошо, а для кого-то даже и перевешивать имеющиеся недостатки. Тем не менее, такие игры перед покупкой лучше посмотреть и попробовать "вживую".

Русскоязычный портал "Тесера"

В русскоязычном интернете самой большой энциклопедией настольных игр является "Тесера ".
Рейтинг тут сделан несколько проще, т.к. он не использует сложные алгоритмы, как Geek Rating. Соответственно, оценка строится на основе средней оценки всех пользователей без учета количества проголосовавших.



Различные оценки

  • Оценка "Тесеры" – это среднее значение всех рейтингов. Geek Rating с BGG тут так же представлен, но сортируются игры именно по рейтингу "Тесеры". (на момент написания статьи по какой-то причине он не отображается, но учитывается в "оценке пользователей". Надеемся, что это скоро починят)
  • Оценка пользователей – это среднее между оценкой "Тесеры" и рейтингом BGG.
  • Количество голосов – поскольку российское сообщество закономерно меньше мирового, то и проголосовавших тут тоже меньше. Стоит ориентироваться на рейтинг игр с более чем сотней проголосовавших.

Другая полезная информация

  • Правила на различных языках; даже если сама игра на них не переводилась (на "Тесере", соответственно, Вы сможете найти правила на русском)
  • Советы пользователей
  • Подробная оценка различных аспектов игры (глубина, геймплей, оригинальность, сложность и т. п.)
  • Рекомендации по количеству игроков
  • Пользовательские миссии и полезные дополнения
  • Примеры игровых раскладов и другие картинки
  • Полезные советы
  • Мнения пользователей и комментарии
  • Фотографии и видео
  • Множество другой любопытной информации

Многие интересные информационные объекты – такие как дополнительные миссии, правила и видеообзоры – мы стараемся добавлять также и на наш сайт, чтобы Вам было удобнее определиться с выбором игры и играть именно в то, что нравится Вам!

Правила проведения акции
  1. Информация об Акции
    1. Настоящая акция под наименованием «Шутки в сторону!» (далее – «Акция») является стимулирующим мероприятием, направленным на стимулирование продаж товаров, реализуемых в интернет магазине Организатора акции (далее – «Товар»). Акция не является лотереей и проводится в соответствии с правилами проведения Акции (далее – «Правила»).
    2. Организатором Акции является ООО «Лавка Чудес». Информация об Организаторе:
      ООО «Лавка Чудес», ОГРН: 1117746617669, адрес: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 8, . Акция проводится на сайте (далее – «Сайт»).
    3. Акция проводится в сети Интернет, для проведения Акции задействуются площадки: социальная сеть ВКонтакте https://vk.com/hobby_games (далее - «ВКонтакте») и сайт .
    4. Срок проведения Акции: 29 марта - 2 апреля 2018 года.
  2. Условия участия

    Участие в Акции автоматически означает полное принятие и ознакомление участника с Правилами. Для того, чтобы принять участие в Акции, необходимо:

    1. На сайте найти шуточный, т.е. несуществующий в действительности товар, размещенный на Сайте в рамках проведения Акции.
    2. На странице этого товара нажать кнопку «Участвовать в акции» и во всплывающем окне нажать кнопку «Подпишись на нашу группу в ВК» и подписаться на группу

Настольные игры давно завоевали любовь во всем мире. Вряд ли удастся найти лучший способ скоротать вечер в большой компании и при этом с пользой провести время. Несмотря на широкое распространение компьютерных развлечений, рейтинг игр настольных включает десятки популярных позиций, среди которых каждый может подобрать для себя наиболее подходящую. Поэтому такое времяпрепровождение остается актуальным и на сегодняшний день.

Чем привлекательны настольные игры

Популярность настольных игр вполне обоснована, ведь для того чтобы поиграть в них, не требуется никаких дополнительных средств. Все что нужно - базовый комплект определенных предметов, и можно организовать увлекательный вечер для целой компании.

Кроме того, комплект настольной игры очень мобилен - его можно взять с собой в гости, в путешествие и даже в поход. Такая забава поможет разнообразить отдых и будет с восторгом принята любой компанией.

Также подобные развлечения хороши и тем, что идеально подходят всем. Они могут объединять участников как одного возраста, так и разных, а потому подходят и для времяпрепровождения большой компании, и для семейного досуга.

Для чего людям нужны такие развлечения?

Настольные игры - очень полезное занятие. Ведь они предназначены не только для того, чтобы скоротать досуг. Они стимулируют воображение и творческие способности у детей и взрослых, выполняют обучающую и образовательную функцию.

Большую роль играет и развитие коммуникабельности. Общение и умение выстраивать командные отношения - один из основных навыков, формируемых настольными играми.

Самые популярные игры мира

Если говорить про лучшие настольные игры мира, рейтинг их определяется, главным образом, доступностью для восприятия (они должны быть понятны разным возрастным категориям), а также актуальностью и универсальностью.

Среди развлечений, получивших мировую популярность, можно выделить:

  • «Монополию».
  • «Манчкин».
  • «Эрудит».
  • Alias;
  • «Имаджинариум».
  • Покер.

ТОП развлечений для семьи и компании

Рейтинг настольных игр для компании и семьи составили забавы, которые помогут не только сблизить участников друг с другом, но и дадут возможность посоревноваться в своей эрудиции, получить новые знания и просто увлекательно и с пользой провести время.

Классические настольные забавы

К таким развлечениям относятся традиционные шахматы, шашки, нарды, домино и карточные игры. Они известны не одну сотню лет и по праву занимают лидирующие позиции, определяя рейтинг игр настольных. Такие развлечения относятся к категории интеллектуальных, в то же время являясь увлекательными и развивающими. Единственный недостаток таких игр в том, что они не рассчитаны на большую компанию (за исключением карточных, в которых могут принимать участие более двух человек).

«Монополия»

«Монополия» - классика жанра, долгие годы возглавляющая рейтинг настольных игр для компании. Пожалуй, одна из самых известных экономических стратегий во всем мире. Суть ее в том, что каждый участник получает стартовый капитал, который ему необходимо приумножить, при этом обанкротив соперников. В России игра известна еще с советских времен и получила распространение как увлекательная развивающая интеллектуальная забава для большой компании.

«Скрэббл»

«Скрэббл» - одна из старейших и популярнейших настольных игр, и по сей день занимающая лидирующие позиции. Суть ее состоит в том, что всем участникам выдается по семь букв, которые выкладываются на поле, состоящем из 225 квадратов (15 х 15). Победителем является тот, кто составит наибольшее количество самых длинных слов.

«Скрэббл» - это игра на эрудицию. Здесь нельзя пользоваться словарем или иными вспомогательными средствами.

«Твистер»

«Твистер» вряд ли можно внести в рейтинг игр настольных, она, скорее, «напольная», однако получила огромную популярность. Это развлечение не требует особой умственной нагрузки - оно активное и рассчитано на гибкость и сноровку. Главная цель участников - сохранить позу, удержаться и не упасть с

«Колонизаторы»

Эта увлекательная игра относится к В чем суть развлечения? Участники-колонисты «высаживаются» на где должны построить поселение, развить его и набрать наибольшее количество очков. Выигрывает тот, кто первым наберет 10 баллов.

«Активити»

Один из вариантов времяпрепровождения для большой компании, благодаря которому можно разнообразить любую вечеринку. Эта забава также составит достойную конкуренцию остальным пунктам, составляющим рейтинг настольных игр для всей семьи.

В комплект входят игровое поле, фишки и карточки с понятиями или словосочетаниями, которые необходимо объяснить.

«Билет на поезд»

Эта забава придется по вкусу консервативным любителям старины и эпохи романтизма. Основная цель - выстраивать станции и на вагончике (для каждого игрока он свой) перемещаться из одного европейского города в другой. При этом необходимо помешать другим игрокам преодолеть маршрут и добраться до цели.

ТОП логических настольных игр

Игры на логику занимают особое место в ряду других настольных развлечений. Они заставляют поломать голову над решением сложных задач и развивают Одними из самых распространенных являются приведенные ниже развлечения.

«Сет»

Арсенал «Сета» - карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, которые следует объединить по сходным признакам. Знания математики очень пригодятся в процессе игры!

«Игнис»

Основная цель игры - путем логических перестановок вытолкнуть с игрового поля фишки соперника. Побеждает тот, кто первым вытолкнет наибольшее количество фишек.

Преимущества настольных игр для детей

Настольные игры для детей - очень полезный и функциональный инструмент развития мышления. Они стимулируют детское воображение, способствуют усидчивости, учат выполнять действия в соответствии с определенными правилами. Такие забавы активно используются не только в качестве развлечения, но и в образовательных учреждениях - как эффективное обучающее средство.

Кроме того, такие игры развивают в ребенке командные чувства, внимание и логическое мышление.

ТОП настольных игр для детей

Ribbit («Черепашьи бега»)

Простая и увлекательная игра, которая будет интересна как детям, так и взрослым. Суть состоит в том, что маленькие цветные фигурки черепашек должны по кирпичикам добраться от старта к финишу. При этом никто из игроков не знает, кому и какая черепашка принадлежит.

«Манчкин. Тащи сокровища»

Детская версия взрослой игры «Манчкин» с упрощенными правилами, адаптированная под младший возраст.

Здесь, как и во взрослой версии, можно управлять монстрами, есть кубики и другие атрибуты, так же как и в «старшем собрате». Основная цель детского «Манчкина» - разграбить как можно больше сокровищниц и стать самым богатым игроком.

«Счастливая ферма»

Эта забава могла бы по праву войти в ТОП «Лучшие настольные игры мира». Рейтинг ее среди детских развлечений такого рода достаточно высок. Увлекательное и интересное развлечение, которое можно отнести к разряду семейных. В процессе игры нужно вести «фермерское хозяйство» - сажать семена, выращивать растения, кормить животных и продавать полученные товары на рынке. Победу одерживает тот, кто сумеет вырастить самых довольных и сытых животных.

«Каркассон»

Еще одна детская версия взрослой забавы, входящей в мировой рейтинг игр настольных. Это отличное развивающее развлечение, которое подойдет не только юниорам, но и тем, кто просто хочет научиться играть во взрослый «Каркассон».

Тематика - эпоха средневековья. Здесь нужно строить замки, ходить на охоту, ловить рыбу и участвовать в рыцарских боях.

«Алиас»

Развивающая игра «Алиас», или «Скажи иначе», - увлекательная интеллектуальная забава, вполне подходящая для большой компании. Ее суть - придумывать ассоциации и угадывать понятия, которые пытаются обозначить игроки других команд.

Игра пополняет словарный запас родного языка, а также способствует изучению иностранного языка.

«Зоолоретто»

Цель этой интересной игры - построить зоопарк. Она подойдет для самых маленьких игроков возрастом от 6 лет и будет не просто интересна юным и взрослым участникам, но и выполнит общеобразовательную функцию - поможет выучить новые, неизвестные виды животных. Эта забава по праву могла бы войти не только в рейтинг детских настольных игр, но и занять лидирующие позиции в ТОПе настольных развлечений для взрослых.

Логические игры для детей

Логические забавы в развлекательной форме учат малышей рассуждать уже с самых ранних лет.

«Фауна»

Это увлекательное настольное развлечение способствует ребенка и позволяет узнать много нового о жизни диких животных. Игра будет интересна детям с 6 лет.

«Ётта»

Довольно простая и в то же время увлекательная игра на предназначенная для детей от 8 лет. Основная цель участников - собрать предметы, изображенные на карточках, по нескольким признакам. Тренирует память и способность запоминать большое количество информации одновременно.

«Катамино»

А эта логическая игра придумана для совсем маленьких участников в возрасте от 3 лет. Являясь аналогом всем известного «Тетриса», она помогает развивать память, смекалку и моторику рук.

«Вирус»

Познавательная игра с цветными фишками для самых маленьких участников. Яркое оформление наверняка придется по вкусу малышам, а простые и одновременно захватывающие правила, способствующие развитию логического мышления и также визуального восприятия, понравятся не только малышам, но и их родителям.

До окончания декабря осталось совсем немного, а, значит, пришло время оглянуться назад и отметить самые лучшие настольные игры уходящего 2016 года. А посему - представляю победителей премии «Игра года» по версии сайта сайт в 2016 году.

Первая номинация - это «лучшая семейная игра». В этом году мы пробовали немало хороших настолок семейного уровня. Это и Chicago Express , и Сабурбия , и Among the Stars . Но безоговорочный лидер в этой категории - старая добрая «Агрикола» , которую в этом году в обновлённом виде на русском языке выпустило издательство Hobby World .

«Агрикола» - отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года» , семь лет прошло, а она всё так же хороша.

Следующая номинация - «лучшая игра для двоих игроков». Здесь не наблюдается даже подобия конкуренции. Год назад эта премия досталась 7 Wonders: Duel , которая в 2016-м вышла на русском языке благодаря издательству «Стиль Жизни» , плюс по этой игре стараниями простых настольщиков под предводительством Михаила Лойко организовали всероссийский турнир. В этом же году хороших игр для двоих, пожалуй, была всего одна - «Пэчворк» . Красивая, умная, быстрая и хорошая, да ещё и издана на русском языке. Простая и приятная. Достойная награды. И пусть мы раскладывали «Пэчворк» не так уж часто, зато каждая партия - это полное погружение в игру и очень хорошие ощущения.

Лучшей игрой для компании в этом году можно было бы признать «Кодовые имена» , только награда уже досталась этой игре год назад. Но и без «Кодовых имён» достойных претендентов достаточно. В первую очередь это «Визуал» , игра на объяснение слов с уникальными прозрачными карточками, позволяющая создавать анимированные изображения. Ещё это Time’s Up! , ещё одна классная объяснялка для компании, где одни и те же слова нужно раз за разом объяснять по-разному. Time’s Up! мы пробовали неоднократно в самых разных компаниях и везде результат был просто отличным. Благодаря ей у нас в компании даже появилось несколько локальных мемов («путешественник Владимир Позднер» и «сын-чай»).

С оценкой детских настольных игр я испытываю определённые сложности, но из того, что было в уходящем году однозначно лучшая игра - «Айс-класс» , представленная на российском рынке компанией «Стиль Жизни» . «Айс-класс» - игра про пингвинов, в которой нужно щелчками отправлять их в путешествие по оригинальному игровому полю, складывающемуся из нескольких коробок-в-коробке(!). А ещё конструкция пингвинов позволяет проделывать с ними различные трюки: щёлкать так, чтобы они прыгали через стены или летали не по прямой линии, а по хитрой траектории.

На звание лучшей карточной игры в этом году есть несколько претендентов. Это и Hero Realms , вариация «Звёздных империй» (прошлогодней «Игры года»), только в стилистике фентези вместо космоса. Это и «Порт-Ройал» - крайне приятная пиратская игра с механикой «испытай удачу». Это и «Ханаби» - простенькая, но уникальная крайне интересная игрушка, которая заставляет напряжённо размышлять целую компанию. А поэтому именно она - лучшая!

В уходящем году также было несколько неплохих филлеров. В первую очередь это Between Two Cities , которая вроде и быстрая, и приятная, но у нас в компании как-то не пошла. Ещё мы играли в Tides of Time и Deep Sea Adventure , обе они - хорошие и довольно оригинальные микро-игры, но надолго у нас не задержались. Ещё были «Прогулки в подземелье» , приятная игрушка про героев в подземельях. Но больше всего из быстрых игр нам понравилась Grizzled , простенький карточный пасьянс про Первую мировую войну. Мы пробовали его в разных условиях, в разных компаниях и всегда в ответ от новых игроков слышалось одно и то же - «А давайте сыграем ещё».

В прошлом году номинация «лучшая отечественная игра» не досталась никому. А вот в этом претендентов хватает. У нас есть Master of Orion , громкий релиз мирового уровня от Hobby World , представляющий собой карточную игру уровня «Поселенцев» . Присутствует «Стальная арена» - не столь громкая, как Master of Orion , но также замеченная на мировой арене игра от GaGa Games про сражения огромных роботов. Но лучшей отечественной игрушкой я, всё-таки, назову «Взлёт разрешён!» , игру про вывод самолётов из аэропорта в небо. Как написано на коробке - это достойная игра мирового уровня 🙂 Да ещё и выпущена она не крупным издательством, а разработчиком самостоятельно.

Насчёт лучшей локализации никаких сомнений даже и не было. «Эволюция. Естественный отбор », игра про развитие животных и их приспособление к меняющейся игровой ситуации. Игрушка с непростой судьбой. Впервые изданная в России, она была серьёзно переработана в США и выпущена там, а затем вновь попала на родину уже в изменённом виде. В новом варианте игра обзавелась очень хорошим оформлением, доработанными правилами и стала ещё лучше, чем была.

Хороших дополнений в этом году было немало. Мы освоили Shadow of the Rift для Eclipse с новыми видами инопланетных угроз и невиданными доселе космическими расами. Мы попробовали двухцветные карты для Star Realms в наборе United . Мы познакомились с новыми механиками для Race for the Galaxy в дополнении Xeno Invasion . Но самым лучшим дополнением стал, конечно же, набор Alternate Histories для Quartermaster General . Это дополнение подняло интерес к игре на новый уровень, а партии в «Генерала» стали с ним ещё более разнообразными.

Как только это дополнение появилось в цифре, я тут же сделал перевод карт и напечатал их, а также вылепил из полимерной глины фишки, и какое-то время мы играли в «Генерала» именно в таком виде. И когда чуть позже приехал официально изданный комплект, мы даже оставили некоторые самодельные фишки в игре, настолько они оказались удобными. Очень хорошее дополнение для очень хорошей игры.

В номинации «самая инновационная игра» в этом году, увы, пусто. Ничего особо инновационного за 2016 год в плане настольных игр опробовать не удалось. Хороших игр было достаточно, но ни одна из них не отличалась чем-то принципиально новым от того, во что мы уже играли. Поэтому звание «самой инновационной игры» в 2016 году не достаётся никому.

В уходящем году я познакомился с тремя играми, от которых ждал какого-то «вау-эффекта», но по факту его не получил. Первая игра - Impulse от Карла Чудыка . Это космическая 4Х-стратегия, полностью построенная на картах с разнообразными эффектами. В игру заложены интересные идеи, вот только чтобы оценить их, нужно потратить очень много времени и сил, чтобы полностью разобраться в правилах и осознать, как и что в игре работает. Не уверен, что оно того стоит.

Вторая - Baseball Highlights: 2045 , оригинальная колодостроительная игра про бейсбол, в которой на самом деле никакого колодостроения не ощущается и комбинаций карт обнаружить не удалось. По факту игрушка получилась занимательная, она довольно проста, даже несмотря на то, что от бейсбола мы очень далеки, но играть в неё как-то совсем не тянет.

И, наконец, Scythe . Выглядящая 4Х-стратегией, она оказалась банальной евроигрой с низким уровнем взаимодействия между соперниками. Да, компоненты в ней шикарные, да, внешне всё замечательно, но если копнуть глубже - ничего особенного нет. И, несмотря на большое количество поклонников, меня она разочаровала.

Будучи весной в Казани, я зашёл в магазин настольных игр и в качестве сувенира приобрёл «Порт-Ройал» . И не прогадал! Игрушка оказалась увлекательной и интересной. Вскрываем карты, нападаем на корабли и набираем себе команду. Партий в неё за год наиграно не очень много, но каждый раз когда она появляется на столе, все остаются довольны.

Насчёт лучшей игры для опытных игроков у меня было несколько претендентов. Это Mare Nostrum 2016 года издания, вызывающая ностальгические чувства, но не более (играть в неё не тянет). Это Cry Havoc , расхваленная новинка от поляков, которая хотя и предлагает ряд интересных механик, уступает Nexus Ops в динамике и сбалансированности. Это и Star Wars: Rebellion , масштабная стратегия, сделавшая со «Звёздными войнами» то же самое, что и War of the Ring с «Властелином колец», - сагу очень классно полностью перенесли в настольный формат. Но лучшей игрой для опытных игроков я авансом называю Pax Pamir . Маленькую коробочку, в которой скрывается огромная игра. Я ещё не уверен, что она мне понравится, потому что недостаточно близко с нею знаком, но то что я уже увидел вызывает большое уважение. Разработчики Pax Pamir - молодцы, у них получилось уместить большую стратегию в крайне небольшой набор компонентов.

Ну а с лучшей игрой года всё просто. В 2016-м случилось невиданное. В настолку с партиями на час-полтора-два мы сыграли 68 раз. Это игра про Вторую мировую войну, которая называется Quartermaster General . Мы с ней познакомились на «Игроконе» осенью 2015 года, и с тех пор играем регулярно, буквально каждую неделю. В нашей компании есть люди, которым «Генерал» уже надоел, но вот что удивительно - каждый раз получается собрать за столом 6 человек.

Tom Vasel, Zee Garcia и Sam Healey подготовили свои списки из десяти лучших, по их мнению, игр 2016 года. Видео прикреплено к этой заметке, но так как не всем удобно смотреть такое длинное видео на английском, то ниже списки и краткие тезисы, что говорилось (это не перевод, а некий вольный пересказ в рамках моего понимания и косноязычия:)).

Sam Healey:

"Очень понравилась, несмотря на внезапную и странную концовку. Отличный гибрид."

"Был очень впечатлен, так как обычно я не люблю игры на программирование действий. Это кооперативная игра, возможно, поэтому она мне и понравилась. Здесь нет конфликтов между запрограммированными действиями разных игроков (то, что обычно мне не нравится в играх такого жанра). Много няшных минек, игра очень круто выглядит на столе. "

"Игра по системе D&D. Взяли декбилдинг, который я не очень люблю, и ареа контрол, который я очень люблю, и смешали их вместе. Мне очень понравился результат. Не ожидал, что игра настолько мне понравится, так как компоненты совсем не впечатлили."

"Довольно несложная игра о развитии своего племени. Вы отстраиваете вашу деревню, каждое построенное в деревне здание дает вам дополнительные возможности, которыми вы можете воспользоваться в свой ход. Одинаковые здания могут давать разные свойства, поэтому в конце игры деревни разных игроков будут отличаться. Мне нравится простой механизм экспедиций в этой игре. Нет сложных вычислений, умножений, сравнений. Все просто - у кого правильное число, тот и победил. Очень фановая игра."

"Comissioned - на данный момент моя самая любимая игра на религиозную тему, потому что в ней библейская тема наложена на современный игровой механизм. Плюс свежий новый современный дизайн, исторические параллели. Я бы назвал Comissioned Пандемией наоборот. В Пандемии игроки должны сдерживать распространение болезней, а в Comissined, наоборот, распространить христианство как можно шире."

"Мне действительно очень понравился этот вариант Каркассона (и моей семье тоже). Механизм гонки отлично вписался в игру. Тайлы оформлены просто потрясающе. Это хорошая игра, и она отлично выглядит."

"Не ожидал многого от игры, так как до этого момента Портал не славился играми с миниатюрами или играми на ареа-контрол. Одна из тех игр, которая поднимается в моем личном рейтинге все выше и выше с каждой партией."

"Впервые сыграв в эту игру, я не смог понять, нравится она мне или нет. С первого раза сложно разобраться, как это все работает, к тому же в игре есть аж 3 условия победы. Выполнив любое из них, вы победите. Надо сыграть хотя бы 2-3 партии, что понять что к чему в этой игре, и как надо играть, чтобы победить. Это не очень хорошо, но игра действительно замечательная."

"Согласен с Томом, это действительно Звездные войны в коробке. Именно такое ощущение возникает, когда играешь в эту игру. На мой взгляд, это самая лучшая игра по Звездным войнам из имеющихся в данный момент на рынке. Star Wars: Rebellion - мой номер один в этом году."

Zee Garcia:

"Меня сложно удивить тайлоукладывательной игрой, но эта игра меня действительно очаровала. Играл в нее с многими совершенно разными людьми. Очень неожиданно Kingdomino оказалась настоящим хитом. "

"Я не являюсь большим фанатом градостроительных игр, но эта игра действительно меня увлекла: яркая, красивая, довольно несложная. Игра очень механистичная (абстрактная), но при этом интересная. Days of Wonder продолжает выпускать хиты, и Quadropolis - определенно хит для меня."

"Не являюсь фанатом игр Мартина Уоллеса. Обычно они невзрачно выглядят, слишком сухие и математичные. Via Nebula выглядит фантастически. Это евро с основной механикой pick-up-delivery, завернутое в привлекательную тему, с восхитительным оформлением и простыми правилами. Игра по сложности где-то семейка плюс, и она действительно должна понравиться многим людям."

"Спин офф обычной Пандемии в сеттинге Ктулху. Мне нравятся новые элементы, которые авторы добавили в игру: Шоготы перемещаются по полю, и игрокам надо не позволить им добраться до ворот, иначе новый Древний входит в игру, неся с собой ужас. Партии стали короче, но и рандома стало больше, поэтому эта версия игры мне все же нравится чуть меньше, чем оригинальная."

"В некотором смысле, это тайлоукладывательная игра с драфтом от Антуана Бозы. Она очень (даже слишком) простая и незамысловатая, но шикарно оформлена, и драфт - это всегда весело и увлекательно. Если вы ищете простую красивую семейную игру для игр взрослых с детьми примерно на полчаса - это отличный вариант. "

"Обычно я не очень люблю игры такого типа. Большая коробка, множество миниатюр, правила объемом как в Descent. Но в The Others в основном смогли избежать тех нюансов, которые мне обычно не нравятся. Игра отлично сбалансирована. Даже база содержит множество вариантов игры, и уже выходят дополнения. Информация на поле организована очень понятным образом. Действия, которые может совершить игрок, очень логичны и понятны. К тому же игра еще и довольно быстрая для такой громоздкой игры с миниатюрами."

"Очень неожиданный хит для меня. С игрой Manhattan Project эту версию связывает только тема. Евро-игра с фантастическим геймплеем. В ней нет безумного количества вариантов действий, как в Feast of Odin, но в то же время довольно много путей развития. Мне нравятся игры, в которых все игроки начинают с равными возможностями, но уже спустя несколько ходов становится видно, что каждый пошел по своему пути, и в конце игры у каждого свой отличающийся результат. Обожаю этот момент в настольных играх."

"Единственная игра, которая мне кажется похожей на и 51 Штат - это Race for the Galaxy. 51st State - это карточная игра, но с очень разнообразным и глубоким геймплеем и отличной темой. Эта игра - эволюционировавшая версия оригинальной игры 51st State, прошедшая через несколько промежуточных этапов, включая Поселенцев. Отличный компоненты, постапокалиптическая тема, замечательное оформление, потрясающий геймплей. Игра стала гораздо проще в освоении по сравнению с оригиналом. "

"Есть несколько причин, почему мне нравится Pandemic: Iberia. Во-первых, это Пандемия, во-вторых, это Иберия, в-третьих, оригинальные игры такие отстойные в этом году, что я ставлю Pandemic: Iberia на первое место. К тому же оригинальную Пандемию очень хорошо переработали в Иберии. Иберия стала намного более тематичной, чем оригинальная версия. Иберия хорошо оформлена. Те вещи, которые убрали из Иберии, или наоборот, добавили, пошли игре на пользу."

Tom Vassel:

"Звездные войны в коробке. Ощущение - будто играешь в "Новую Надежду", замешанную с "Возвращением джедая". Классные компоненты и просто фантастическая игра."

"Патигейм для 8 человек, морской бой в реальном времени. Очень нравится сама концепция игры, нравится идея с ширмой между командами. Очень необычный и увлекательный опыт."

"Эта игра могла бы даже оказаться выше в списке, но некоторые моменты все-таки не позволили ей подняться на более высокое место. Игра основана на сценариях, и по увлекательности рассказываемой истории опережает многие другие игры этого жанра (Descent 2, Imperial Assault)."

"Чистое евро от Уве Розенберга. Очень нравится пространственный аспект в этой игре. Больше, чем в Cottage Garden, т.к. Feast for Odin более глубокая и комплексная. Вокерплейсмент: в игре 60 (?) локаций, куда можно отправить своих рабочих. Feast of Odin заставляет игрока постоянно совершать выбор и принимать колоссальное количество решений."

"Получил массу удовольствия, играя в эту игру. Я люблю кооперативные игры... очень. Я люблю красивые миниатюры... очень. Мне нравится кампания в этой игре: очень разные сценарии. Нравится, что игра нивелирует эффект альфа-игрока."

"На мой взгляд, второе издание подняло игру на такой принципиально новый уровень, что она достойна появится в топе за 2016 год. Мне нравится тема игры, но теперь тема ощущается невероятно сильно. Это самая атмосферная игра, в которую мне довелось сыграть. Обязательно попробуйте. "

"Когда я впервые сыграл в эту игру, я сказал: это лучшая игра этого года. Я был уверен, что она займет первое место в моем списке, но позже ее вытеснили три игры, описанные ниже. Мне невероятно понравилась эта игра. Реально это смесь всего того, что я обожаю в играх: красивые миниатюры, различные фракции в игре, декбилдинг, бои. Бой в Cry Havoc - это вообще наилучший бой в играх, по моему мнению."

"Открываю список игр, которые оказались для меня лучше, чем Cry Havoc. Когда я впервые узнал о Codex, то был уверен, что она мне не понравится, но вышло все совсем наоборот. Это смесь декбилдинга, некоторые элементы напоминают Magic the Gathering. Очень гладко играется, игра кажется хорошо сбалансированной. Очень нравится идея с цветами карт: есть 6 цветов, и каждый цвет имеет 3 возможных способа применения, что дает нам 18 вариантов. С одной стороны, простая идея, с другой - она дает много путей развития своей стратегии. "

"Уверен, многие в своем личном рейтинге поставили бы эту игру на первое место. Люблю построение движка в евро-играх. Т.к. в Марсе колода большая и в ней много уникальных карт, каждая партия ощущается по-разному. Здорово, что есть взаимодействие между игроками, но оно не настолько сильное, чтобы испортить кому-то удовольствие от игры. Прикольная тема - игра действительно о терраформировании Марса! "

"Кооперативная игра в реальном времени. Мне действительно НАСТОЛЬКО понравилась эта игра. Нравится то, что игра происходит в реальном времени, приходится сосредоточиться на своем герое и не всегда успеваешь следить за тем, что делают другие. "

________________________________________________________________________________________

В любом случае личные предпочтения в играх - это дело весьма индивидуальное. Мнение вышеозначенных экспертов все равно можно считать весьма субъективным (оно такое и есть). Я же предлагаю обсудить и игры из списков, и то, какие игры в этом году лично для вас стали открытием или, наоборот, разочарованием. Думаю, не стоит ограничиваться только играми, вышедшими в этом году. В конце концов, если игра, выпущенная в 2000 году, сумела вас поразить в 2016, это тоже многое о ней говорит.

Настольный 2016 год приятно удивил - вышло много отличных хитов, включая долгожданную настольную ролевую игру Pathfinder. За это и многое другое нужно благодарить системы краудфандинга. Но ещё больше нас порадовали отечественные разработчики…

Самая стильная игра

Эпичные схватки боевых магов: Битва на горе Черепламени

Дуэли волшебников часто становятся темой для настольных игр, но никогда раньше они не были настолько… липкими. Кровь, кишки и приёмы живительной алкомагии на каждой иллюстрации - всё это невероятно стильно, хотя особо ранимым игру лучше не показывать. «Эпичные схватки» не отличаются продуманной механикой, но и тут есть своя изюминка - конструктор заклинаний, который позволяет придумывать интересные комбинации. Не каждый год появляется действительно массовый патигейм, не похожий на алкошашки, поэтому «Битва на горе Черепламени» заслуженно получает звание самой стильной и безумной игры.

Событие года

Выход Pathfinder RPG на русском


В 2016 году на русском языке вышел стартовый набор Pathfinder RPG. Маленький шаг для линейки, но огромный шаг для всей индустрии настольных ролёвок на русском. А всё потому, что в остальном мире Pathfinder известен не меньше своего извечного конкурента Dungeons & Dragons, а кое-где даже обошёл его по продажам!

В 2015 году отечественные ролевики пожертвовали на издание игры более 1,2 миллиона рублей - настоящий рекорд. Но в конце 2016-го история повторилась - Hobby World и Studio 101 собрали деньги на издание основной книги правил. Увесистый том на 600 страниц порадует любителей сложных систем и игр в жанре фэнтези.

Зарубежная настолка года

Претенденты : Mansions of Madness: Second Edition, Terraforming Mars, Scythe


Издательство Fantasy Flight Games много лет вспахивает франшизу «Звёздных войн», но вместо того, чтобы расслабиться и схалтурить, порой выдаёт шедевры. Star Wars Rebellion - асимметричная стратегия на двоих: грозная военная машина Империи против неуловимых повстанцев с их тайной базой. Тут есть и качественные миниатюры, и масштабные события, и выверенный баланс, и увлекательные бои в космосе и на планетах, но главное - та самая атмосфера далёкой галактики. Хочешь, чтобы всё было по канону? Спаси принцессу из плена и сбрось торпеду с шансами один на миллион. А хочешь - перепиши историю: пальни из Звезды смерти по Татуину и уведи на Тёмную сторону… например, Чубакку. Отдельный плюс: никаких дополнительных «паков приключений». Rebellion бесконечно реиграбельна в своей базовой комплектации.

Отечественная настолка года

Претенденты : Master of Orion, «Гильдии Лаара»


«Стальная арена» - это отличный настольный шутер, представитель редкого жанра, да к тому же прекрасно реализованный. Механика отполирована до блеска и идеально подходит игре: роботы подбирают новые детали прямо во время схватки, перегреваются, могут прятаться за укрытиями и включать усиленный режим при угрозе поломки. Гибкие правила позволяют менять уровень сложности и роль случая. Можно устроить битву «все против всех» или командный бой два на два, в котором по-настоящему раскрываются тактические возможности роботов. «Стальная арена» стала бы игрой года, если бы не другой конкурент из России.

Игра года

Master of Orion

Претенденты : «О мышах и тайнах», Space Alert, «Стальная арена»


Игра отечественных авторов оказалась достойным последователем прославленной серии космических стратегий. От появления прототипа до выхода зарубежных изданий мы следили за ней и верили в её успех. Master of Orion - это младший брат «Поселенцев» и Race for the Galaxy. Не тот сорванец, что приходит из школы с двойками, а причёсанный и аккуратно одетый, гордость родителей. В отличие от «родственников», Master of Orion требует внимания ко всем аспектам игры сразу: экономика, война, добыча очков - ничем нельзя пренебречь. Это первая серьёзная (не семейная) игра европейской школы, выпущенная в России и получившая признание. В том числе у «Мира фантастики».