Как научиться играть боем на гитаре? Гитарный бой и его разновидности V бой на гитаре.

  • 10.07.2023

После покупки акустики или классики, начинающий гитарист задумывается о новых видах игры.

Освоив свои первые аккордов и переборы, можно переходить к изучению техники игры боем. Разновидностей его много. Читайте, какие есть схемы боя и как его играть.

Представьте картину: молодой парень стоит у окна любимой девушки и не знает, что делать дальше. Чтобы инструмент зазвучал, надо освоить технику боя.

Такая игра простая, обучение не займет много времени. Ознакомьте с основными разновидностями.

Важно! Гитарный бой – это определенное чередование сильных и слабых долей. При помощи незамысловатого ритма создается музыкальное произведение.

Все, что нужно уметь начинающему музыканту – ударять по струнам. Перед изучением любого боя стоит наловчиться. Играть можно как всей рукой, так и одним пальцем.

Попробуйте для начала освоить несколько простых упражнений:

  • Соберите руку будто в кулак, но не замыкайте пальцы. Это правильное начальное положение руки.

    Движением от шестой струны к первой проведите рукой, выпрямляя пальцы. В левой руке можно прижать любой аккорд. Не бойтесь, от вашего удара струны останутся целы.

  • Левой руке зажмите любой из гитарных аккордов. Большим пальцем правой руки проведите по струнам от шестой к первой.

    Играть старайтесь боковой частью с ногтем, фаланга должна быть прямой.

  • Движением, будто подзываете к себе, играйте удар в обратном направлении: от первой струны к шестой. Старайтесь не цепляться ногтями.
  • Вместо всей руки задействуйте только указательный палец. Таким же подзывающим движением проведите по струнам от шестой к первой.

Важно! В некоторых аккордах лучше избегать боя по всем струнам. Например, играя ре минор, лучше не задевать пятую или шестую струну.

После тренировочных упражнений можно приступать к осваиванию новых ритмов. Самые простые виды боя описаны в таблице.

Начинающий музыкант в процессе музицирования может придумать и собственный интересный ритм:

Вид боя Описание
Шестерка (6) Два движения вниз, два вверх, вниз и вверх. Самый простой вид, который можно освоить уже после нескольких минут тренировок. Использовать его можно под размер три четверти
Восьмерка (8) Состоит из восьми ударов, о чем и говорит название техники. Такой бой подходит для произведений на четыре четверти.

Можно использовать для стиля босса нова, выделяя во время игры каждый третий удар

Четверка (4) Состоит из четырех ударов, при которых на третьем звуке стоит задержаться. Подходит для простых двух четвертных размеров
Бой Цоя Назван в честь знаменитого солиста группы «Кино». Играется он быстро, со специфическими акцентами, типичными для произведений Цоя
Блатной Танцевальный ритм, при котором удары чередуются с игрой басовой струны
Испанский При этом играть нужно не простыми ударами, а в технике расгеадо – расставив пальцы веером, поочередно в быстром темпе играя каждым
Регги Вариант с чередованием ударов по струне или деке. Иногда встречаются варианты, когда глушение делается левой рукой
Цыганский Схож по скорости и стилю с испанским. При этом в басу звучит своя мелодия
Бой Высоцкого Классика жанра, который схож с блатной разновидностью. Но вариант отличается усложненностью игры
Кантри Типичен для американской эстрадной музыки фолк. Это чередование игры баса большим пальцем и ударами по всем струнам
Чеченский Особенность боя – расставление акцентов на слабые доли

Освоить принцип игры можно за несколько минут, но достаточно тяжело расставлять правильные акценты.

Играть в несколько этапов: заучите ритмический рисунок, расставьте акценты и выделяйте указанный удар громче. После этого можно приступать к изучению глушения.

Как правильно играть бой с глушением

Глушение – это закрытие аккорда на гитаре. Таким образом, можно создать акцент на доле или придать произведению особенный характер.

Такой прием используется для блатного боя, испанского или американского.

Важно! Приступайте к игре с глушением, когда вид боя будет полностью заучен.

Играть глушение можно двумя основными способами: правой или левой рукой. В первом варианте после удара вверх или вниз поверните кисть, и ребром ладони остановите звучание струн.

Второй вариант – поставьте указательный палец на струны на том ладу, на котором играете аккорд.

Отличный способ глушения – при игре с барре. Просто отпустите аккорд, оставив пальцы на струнах, но не прижимая.

Если нужно заглушить только часть струн, то удобно на басах это делать большим пальцем правой руки, на верхах – указательным.

Простые песни боем по аккордам

Попробуйте применить свои знания на практике. Простые песни помогут освоить бой в совершенстве.

«Пачка сигарет» — выберите бой на две четверти, для песни Сплин – на четыре. Удачи в музыкальном обучении.

«Пачка сигарет»

Вступление: Am C D Em

E|——7-5——3———-5————7-5——-3———5——-
H|———-5——5———-6——-7——5——-5———6——
G|-4-5———5——5-7——-5-4————5——-5-7——5-4-
Em Am C D Em
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,
Обернулся — и не смог разглядеть следы.

Припев:

Em Am C D Em
Но если есть в кармане пачка сигарет,
Значит все не так уж плохо на сегодняшний день.
И билет на самолет с серебристым крылом,
Что, взлетая, оставляет земле лишь тень.

И никто не хотел быть виноватым без вина,
И никто не хотел руками жар загребать,
А без музыки на миру смерть не красна,
А без музыки не хочется пропадать.

Припев.

Сплин «Выхода нет»

Вступление:

Em C G D Em
Сколько лет прошло, все о том же гудят провода,
C G
Все того же ждут самолеты.
C G D

Em

C G
Тает под огнем пулемета.
C G D
Должен же растаять хоть кто-то…

Припев:

Em
Скоро рассвет,
C
Выхода нет,
G D
Ключ поверни и полетели
Em
Нужно вписать
C
В чью-то тетрадь
G D
Кровью, как в метрополитене:
C D
«Выхода нет».
Em
Выхода нет!

Где-то мы расстались, не помню, в каких городах,
Словно это было в похмелье.
Через мои песни идут, идут поезда,
Исчезая в темном тоннеле.
Лишь бы мы проснулись в одной постели…

Припев:

Сколько лет пройдет, все о том же гудеть проводам,
Все того же ждать самолетам.
Девочка с глазами из самого синего льда
Тает под огнем пулемета.
Лишь бы мы проснулись с тобой в одной постели…

Припев.

Полезное видео

Еще в средние века смелые, отчаянные и отмеченные Амуром молодые люди пели своим любимым под окнами серенады. Время шло, к композициям добавились музыкальные инструменты, лидирующую позицию среди которых занимает гитара. О, эта шестиструнная повелительница сердец миллионов! Ее звуки лечат душевные раны. Она объединяет людей всех возрастных групп, города, страны и даже континенты. Именно благодаря гитаре у нас есть потрясающие рок-коллективы (как-то тяжело представить себе музыканта, выдающего бешеные ритмы на... арфе).

Как изучать? С чего начать?

Первый "бой" - он легкий самый

Считается, что самый простой бой на гитаре - это тот, который ученику поддастся быстрее всего. Вообще, существует несколько довольно легких его вариантов. Одним из наиболее простых является следующий: пальцем руки ударяем вниз по струнам, небольшая пауза (как раз, чтобы отнять палец от струн), затем повторный вверх, но уже с заглушкой, и последним является элемент "удар сверху вниз". Схематично можно изобразить так:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх_ опять Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх и т. д.

Бой "восьмерка"

Второй по списку легкий бой на гитаре для начинающих исполняется следующим образом: указательным пальцем ведущей руки проводим вниз по струнам по порядку два раза, после идут два аналогичных движения снизу вверх без отрыва от струн и остановок. Затем следует комбинация вниз-вверх.

Данный для начинающих схематично выглядит так:

Вниз _ Вниз _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Вверх и снова сначала.

Иногда для ритма может добавляться седьмой ход - удар по струнам вниз. При этом изначально (в процессе изучения) тут может не быть абсолютно никаких глушений. Потом, постепенно, их можно добавить.

Тогда схема слегка поменяется:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Заглушка _ Вверх.

Данный бой на гитаре для начинающих еще называют "универсальным", или "восьмеркой". Последнее название появилось в результате подсчета количества движений, которые необходимо выполнить для одного цикла боя.

Для того чтобы "отточить" технику, необходимо следовать правилам:

  • не торопиться;
  • считать;
  • тренироваться.

С практикой придет и умение. Комбинировать с техниками получается довольно хорошо у тех, кто достаточно долго тренировался и поднаторел в искусстве игры на этом волшебном шестиструнном инструменте. Заглушка при игре боем может выполняться либо большим пальцем, либо ребром руки - все зависит от метода исполнения той или иной композиции.

Для того чтобы узнать, как играть на гитаре: боем, перебором или комбинированным вариантом, можно обратиться к помощи все тех же ресурсов: самоучителю или друзьям, прекрасно освоившим данное искусство.

Аннотация: Если вы еще не научились играть боем, данная статья поможет Вам! Прочитав эту статью, Вы научитесь читать и играть гитарным боем. Рекомендуется для начинающих гитаристов, и для тех, кто не знает, как читать бой.

Гитарный бой – это самый простой и распространенный способ игры на гитаре. Бой используется в огромном количестве , при этом, существует великое множество .

Гитарный бой - условные обозначения

Бой принято обозначать трема рядами символов:

  • Первый ряд и символ: I – является обозначением для действий указательного пальца правой руки. Знак ^ обозначает удар вверх, v – естественно вниз, а знак Х означает, что мы должны ударить по струнам вниз и сделать заглушку звука струн ребром ладони.
  • Второй ряд и символ: Р – обозначение действий для большого пальца правой руки. Если Вы увидите, рядом с буквой Р знак ^, то Вам необходимо сделать защип одной басовой струны (струны басс – 6,5 и иногда 4). Т.е, Вы задеваете струну, и останавливаетесь на следующей струне (более тонкой). Символ | обозначает, что Вам необходимо сделать такое действие, как скольжение большого пальца вниз по струнам, задевая несколько басовых струн.
  • Третий ряд и символ: L – Производит описание игры левой рукой. Обозначения символов: v – в момент удара правой рукой, струны должны быть сильно зажаты. x– струны отпущены (т.е пальцы просто лежат на струнах), при ударе по струнам, получается заглушенный звук. ^ - хорошенько прижимаем струны, делаем удар и после медленно отпускаем (примечание : данный знак, относится только к струнам, по которым Вы бьете (играете) указательным пальцем правой руки).

В каждом ряду, присутствует символ -, который отвечает за длительность удара.

Примеры обозначения боя:
I-^--v---v-x-v-^-v---
P-^------------^-----
L-v--v---v-x-^-v-^---

Усвоили? Если да – отлично! Если нет, то прочитайте еще раз, далее мы будем пробовать играть боем!

Обучение игре боем на гитаре

И так, берем гитару (В прошлом уроке, мы поговорили о том ). Зажимаем любой , и пробуем бой, который мы описали выше.

Первое значение букв I - ^, P - ^, L – v. Следовательно, нам необходимо хорошенько прижать струны, дернуть бас и ударить вверх. Дальше, значение I становится v, P – пустое, L – v. Т.е Мы хорошенько зажимаем струны и бьем указательным пальцем вниз. Далее I – x, P – пусто, L – x. Следовательно, нам необходимо ударить по струнам (на которых просто лежат пальцы) и заглушку ладонью руки.

Вот так, читается и играется бой. Ничего сложного в этом нет, главное натренировать пальцы рук!

Ритм-гитара для начинающих: галоп, шаффл, ска, регги и современный рок.

Когда речь заходит о ритм-гитаре, то одним из главнейших моментов становится четкое попадание в ритм композиции. Необходимо быть на 100% уверенным в том, что исполняемая партия ритма не будет выбиваться из общей картины звучания.

Сегодня мы посмотрим на 5 самых распространенных вариантов игры партий ритм-гитары, которые впишутся в большинство песен в размере 4/4. Не стоит переживать по поводу собственных знаний музыкальной теории. В нашем случае 4/4 означает лишь то, что необходимо вести счет от 1 до 4 для того, чтобы не «пролетать» мимо ритма.

Блюзовый шаффл

Начнем урок о ритм-гитаре для начинающих с, пожалуй, самого распространенного рисунка, который многие посчитают слишком клишированным. Несмотря на это, факт остается фактом — подобный блюзовый шаффл является самым распространенным гитарным ритмом всех времен и народов.

Помимо своей невероятной распространенности, ритм очень прост в освоении: достаточно использовать указательный палец для взятия нот на втором ладу, а безымянным пальцем брать звуки на четвертом ладу. Добравшись до 5 лада, можно либо использовать мизинец, либо съехать на один лад далее безымянным пальцем.

Обычно блюзовый шаффл играется переменными ударами медиатором вверх-вниз, но для начала можете попробовать использовать только даунстрок.

Галоп

Галоп известен за счет своего применения в тяжелой музыке: каждый уважающий себя металлист и метал-коллектив хотя бы раз использовал этот ритмический рисунок. Просто послушайте творчество Iron Maiden или той же Metallica, чтобы понять, что и мэтры не гнушаются такого варианта игры ритм-партий.

На первый взгляд может показаться, что галоп — это несколько модифицированный блюзовый шаффл, чья скорость и прямолинейность в исполнении создает более агрессивное звучание. Тем не менее, вся суть галопа строится на следующих движениях медиатором: вниз, вниз-вверх.

Пример представляет собой методичную игру ритмического рисунка описанного выше и аккорд на конце.

Ска-панковый чёс

Ска-панковый чёс характеризуется игрой высоких нот аккорда на слабую долю, обычно дополняемый «шагающей» басовой линией. Ска появился на Ямайке, а коммерческий успех к стилю пришел в 1980-1990 гг. вместе с такими коллективами как The Specials, Madness, Rancid и Sublime.

Вышеприведенный пример хорошо отражает особенности ска-панкового чеса. Используйте аккорды без открытых басовых нот (или глушите 5-6 струны), а также обязательно добавляйте паузы между каждым извлечением аккорда при помощи простого отпуска зажатых струн. Каждый аккорд извлекается при помощи удара медиатором вверх (к себе).

Реггей

Стилистика ритмических рисунков в реггей и рокстеди фактически строится на замедленном исполнении ска-панкового чеса для создания дополнительного пространства в музыке.

В нашем примере мы используем чес двойными ударами (два последовательных удара на каждый аккорд). Что-то подобное можно услышать у Боба Марли в ‘Trenchtown Rock’. Более привычный одиночный удар на каждый аккорд можно встретиться в таких композициях как ‘Buffalo Soldier’ и ‘Could You Be Loved’.

Паузы между аккордами в табулатуре должны помочь уловить ритмику партии. Все, что сейчас требуется — это комбинировать двойные и одиночные удары через паузы.

Три-три-два

Данный ритмический рисунок прочно ассоциируется с современным роком и поп-роком. К примеру, Muse использовали этот рисунок в 1999 году в композиции ‘Uno’, Foo Fighters играли такой ритм в ‘Best of You’, но самым ярким примером можно назвать широко известную композицию ‘Clocks’ от Coldplay.

Простейший вариант исполнения подразумевает восемь ударов медиатором от себя. Единственное, что требуется от гитариста — это подчеркивать первую, четвертую и седьмую ноты в такте за счет использования целого аккорда.

С другой стороны, часто встречается такое применение этого ритмического рисунка: первая, четвертая и седьмая ноты играются в полную силу, а все промежуточные звуки извлекаются с приглушением (пиццикато или palm-muting).

Ведите счет следующим образом: «Раз-и-два-Раз-и-два-Раз-и», чтобы уловить ритм. Если использование баррэ покажется достаточно сложным, просто используйте пауэр-аккорды без звуков наверху.

Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
На примере песни:

Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

Практика:

Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .