Тактическая ролевая игра. Скачать тактические игры (tactical games), тактические пошаговые игры на ПК, тактические ролевые игры для PC Пошаговая тактическая ролевая компьютерная игра

  • 15.04.2024

В данном обзоре мы разберём ТОП 10 пошаговых стратегий с элементами тактики.

От прочих пошаговых стратегий данный тип игр отличает явный уклон в сторону тактических действий и практически отсутствие таких традиционных для обычных стратегий вещей, как строительство зданий и развитие экономики.

10. Laser Squad Nemesis

Nemesis - продолжение францшизы, вышедшее в 2002 году. Итак, перед нами классическая тактическая стратегия с пошаговой системой боя, в которой игроки отдают приказы своим отрядам. Каждый ход игрок отдаёт приказ своим войскам, при этом может просмотреть предположительный результат своих действий.

Приказы от обоих игроков отправляются на сервер и обрабатываются одновременно, а результаты боя отправляются назад к игрокам.

При этом в игре присутствует и одиночная компания, и другие режимы. Так же в игре четыре расы, в том числе раса чужих, которые полагаются на своё количество, раса инопланетян с дорогим оружием, энергетическим оружием и технологией владения разумом. В последней части графику, конечно, подтянули. Однако особых красот ждать не стоит. С сюжетом вообще особо не заморачивались.

9. Incubation: Time is Running Out

]Хит с большой буквы и одна из лучших пошаговых стратегий на ПК. Оригинальна игра вышла аж в 1997, а в России - только в 2005 с хорошим переводом и озвучкой.

По сюжету люди освоили межзвёздные перелёты и стали осваивать другие планеты Солнечной системы для постройки колоний. Основные события происходят в колонии Ностальгия. Воевать нам придётся не в-одиночку, а целым отрядом. Изначально доступно 3 бойца и 5 клеток. Бойцы так же могут взаимодействовать с объектами на карте.

У юнитов есть такие навыки, как физподготовка, навыки работы с лёгким и тяжёлым оружием, инженерные и медицинские навыки, а так же лидерские способности. Навыки бойцов автоматически развиваются при покупке оружия и снаряжения.

Кроме отличного сингла, Incubation способна увлечь и неплохой мультиплеерной игрой. Графика, звук, а так же ИИ - не подкачали. Игра является классикой и рекомендуется всем, кто хочет вспомнить былые времена.

8. Silent Storm

Игра была выпущена русской студией Nival в 2003 году. Сайлент Шторм - проект в редком сочетании тактики, стратегии и РПГ. Самое поразительное, что все элементы органично вплетены друг в друга и представляют органичную и нераздельную картину.

Во дворе 1943 год - самый разгар Второй Мировой войны. Союзники и страны России организовывают группы диверсантов для работы в тылу врага. Но в ходе их действий они выясняют, что в мире существует третья - гораздо более могущественная - сторона. Международная тайная террористическая организация Молот Тора . Под управлением игрока оказывается отряд специального назначения, включающий в себя шесть человек. Можно набрать себе команду по вкусу.

Каждой из сторон доступна обширная картотека с бойцами шести профессий - гренадер, солдат, снайпер, медик, инженер и разведчик.

Мир Silent Storm разделён на три части - глобальную карту, где нужно выбирать миссию, базу, где происходит возня с амуницией, и сами миссии, происходящие в пошаговом режиме. Более того - в игре есть элемент нелинейности. Периодически по сюжету возникают развилки, так что все миссии прощупать за одно прохождение не удастся.

Игра является горячим примером того, что наши разработчики могут, когда хотят. Несколько призов, включая лучшую стратегию 2002 года, высокие оценки прессы и немногочисленное, но очень преданное коммюнити - игра заслужила всё по праву. Любителям хороших стратегий-тактик с оригинальным сюжетом и огромным разнообразием способов прохождения - просьба не проходить мимо.

7. Panzer General

Ещё одна пошаговая стратегия, давшая старт целой серии пошаговых игр. Все действия игры происходят во времена Второй Мировой войны. Главной целью является - захватить все точки на карте, например - населённые пункты или аэродромы. Юниты в игре представлены разными классами, такими, как пехота, артиллерия, танки, САУ, ПВО, истребительная и бомбардировочная авиация и флот.

Все юниты обладают уникальными свойствами, так типы юнитов характеризуются силой удара, силой защиты, дальностью стрельбы, боезапасом, запасом топлива и так далее.

Всё это предоставляет широкий тактический простор для превращения схематичных картинок в настоящую феерию военных действий.

6. Front Mission

Эксклюзив для Play Station и действительно редкий гость для консолей. Тактическая стратегия о мире шагающих мехов - ванзоров. Им можно менять запчасти, давать разное оружие, заряжать и прочее.

Сражения ванзоров происходят на миниатюрной карте, которая условно разделена клетками. Игрок может выставить на поле четырёх персонажей своей команды, а так же им выдаётся право сделать первый ход.

В игре присутствуют две сценарные линии, которые достаточно ощутимо отличаются друг от друга, что позволяет взглянуть на одни и те же политические события с разных сторон, по-разному раскрывая личности героев. На некоторых картах нам даже предстоит выступить за разные стороны баррикад. Игра довольно старая, так что без эмулятора в неё не сыграешь.

5. Jagged Alliance

Серия тактических ролевых игр, первая часть которой вышла в далёком 1994 году. Весь сюжет крутился вокруг маленького острова Метавира, который вы по ходу игры должны были оккупировать силами наёмников. Деньги на наёмников нужно было добывать путём добычи и реализации целебных растений, произрастающих на острове.

Графика является видом сверху на графической карте. Игра захватывала множеством персонажей - каждый со своими характеристиками, которые можно развивать, широким выбором оружия и тактики при захвате секторов.

Вторая часть подняла планку ещё выше, став культовой в рядах поклонников пошаговых тактик. Она успела обрасти широким количеством модов и до сих пор играется на ура.

4. Демиурги

Единственная карточная игра, попавшая в наш ТОП пошаговых стратегий.

Весь мир Демиургов состоит из эфира. Всё окружающее нас - их эфира. Мы сами оттуда и уйдём туда. Карты Демиургов напоминают карты из «Героев» - башни, форты, шахты, лаборатории, пещеры монстров, замки противников, разбросанные ресурсы, артефакты, глобальные заклинания и так далее.

Противник так же, как и вы, может нанести удар по вашему замку, а замок - это ваш кормилец, поэтому не стоит пренебрегать его защитой. Это сердце игры. Что может быть увлекательнее противостояния двух лордов, взявших себе под командование одну из четырёх рас на одной из десятка арен.

Сражения в Демиургах имеют две фазы - атаки и защиты. При атаке игрок произносит заклинания, даёт команды вызванным созданиям и выбирает, кто именно пойдёт в атаку. Противник начинает обороняться, произнося свои заклинания и отправляя на перехват своих существ. Затем наступает его фаза атаки и защищаться должен уже игрок.

Победа может быть достигнуто огромным количеством различных способов. Что касается экономики - всего доступно 8 различных видов ресурсов - все они используются только для одной цели - дальнейшей покупки заклинаний, а так же рун, модифицирующих заклинания.

3. X-COM: UFO Defense

Серию знают, помнят и любят во всём мире. Перед нами классическая смесь пошаговой стратегии и тактической ролевой игры.

Сюжет таков - неизвестные атакуют Землю, они превосходят землян в технологиях и намного лучше организованы. Для противостояния угрозе создан проект X-COM , в котором вы призваны руководить.

Графика для своих древних времён - была просто замечательна. Яркий мир, множество подробностей, замечательные арты - всё сделано с любовью и радует глаз по сей день.

Бои в игре пошаговые, но напряжение в битве на отпускало до самого конца. На тактической карте почти всё окружение можно разрушить до основания при наличии достаточно мощного оружия - это и для современно игры очень круто, а для девяностых годов прошлого века - и вовсе нечто запредельное.

Кроме непосредственно солдатов вам предстояло управлять сетью баз команды, контролировать разработку технических новшеств на основе добытого у пришельцев добра, а так же налаживать отношения с правительствами и разбираться в статистических отчётах.

В итоге получилась отличная игра, место которой не только на музейной полке, но и в сердце геймера.

2. Worms

Те самые червяки, которых иногда относят к отдельному жанру артиллерийских тактических игр. Первая часть появилась в далёком 94-м году.

Несколько поколений серии Worms , предлагающих различные комбинации графического окружения и тактических возможностей, были портированы практически на все игровые устройства. Да и модов, расширяющих возможности игры, вышло немало.

В общем, червяки надолго стали неотъемлимой частью индустрии, что неудивительно - простой с виду геймплей превращался в форменное безумие, благодаря добротному юмору, качественной анимации персонажей и эффектной особой атмосфере. Всё это есть в Вормс .

Игра стоит того, чтобы запускать её снова и снова, получая море удовольствия от попадания или промаха.

1. XCOM: Enemy Unknown

В ремейке 2012 года навороченная система управления бойцов подверглась заметным упрощениям. Однако ни тактика, ни стратегия при этом никуда не делись, поэтому она увлекает ничуть не меньше, чем раньше. А то, что она стала более зрелищной, лояльной к игроку и интуитивно понятной - пошло всем на пользу.

В глобальной карте изменилось только одно - раньше мы могли построить несколько баз и закупить несколько десантных кораблей, а теперь и то, и другое у нас строго в единственном экземпляре. Вместо баз теперь орбитальные спутники, которые обнаруживают НЛО. Сосредоточив действие в пределах одной базы, разработчики смогли сделать её более живой, наполнили интересными персонажами, которые общаются и спорят друг с другом. Даже ввели сюжетную компанию, которая ставит перед игроком конкретные задачи и добавляет напряжение. В остальном, перед нами старая добротная тактика, заботливо перенесённая на Unreal Engine 3, чтобы новое поколение смогло прикоснуться к классике жанра.

Подробнее о последней части этой легендарной серии читайте в нашем обзоре XCOM 2

Жанр пошаговой тактики вновь становится актуальным.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Жанр пошаговой тактики вновь становится актуальным. Успех ремейков некогда популярных игр и удачные компании на Kickstarter это подтверждают. Новые проекты выходят регулярно, завоёвывая признание критиков и простых пользователей. В преддверии релиза необычной I’m not a Monster мы отобрали десятку знаковых и попросту замечательных представителей жанра. Сразу предупреждаем: в топе не будет «Цивилизации» и Master of Orion . Речь пойдет об играх, которые концентрируются на боевых столкновениях небольших отрядов, — играх, побеждать в которых приходится с помощью ума, смекалки и тактики. Заинтригованы? Тогда начнем!

Десятое место — «Операция Silent Storm»

Кто бы мог подумать, что игра от российского разработчика Nival окажется настоящим хитом и законодательницей жанра. Да наверное, многие, ведь на тот момент студия уже была довольно широко известна. «Операция Silent Storm» рассказывает о спецотряде времён Второй Мировой. Дух масштабного военного конфликта ощущается каждую секунду, а игрок, подобно настоящему командиру, планирует вылазку на вражескую территорию.

Технически и геймплейно игра в 2003 году могла удивить. Правда, временами впечатление портило появление уберсолдат в экзоскелетах. Элементы фантастики пришлись по вкусу далеко не всем. Некоторые противники обладали почти читерскими способностями, а само появление невообразимой техники из будущего сбивало сложившееся представление об игре, которая уж очень подробно обрисовывала главное противостояние XX века. В остальном же Silent Storm осталась в памяти многих как проект, внёсший изрядный вклад в индустрию.

Девятое место — Xenonauts

Xenonauts — превосходный клон X-COM: UFO Defense . Настолько превосходный, что мы решили поместить в топ именно его, а не оригинальную игру. Проект оказался не калькой, но скорее развитием идей UFO Defense. Правда, похожи они были, как однояйцевые близнецы. Опять спрайтовая графика, хоть и в высоком разрешении, почти тот же интерфейс. Система быстрого реагирования засекает НЛО, и понеслась... Первый контакт, и вы тут же погружаетесь в противостояние спецподразделений с инопланетянами. В первой же стычке с пришельцами, вероятнее всего, вы свой отряд потеряете.

Игра оказалась невероятно сложной. Хардкорная тактика придётся по вкусам фанатам того самого X-COM, но точно не массовому игроку. Здесь всё решают подготовка и проработка плана, которому вам придётся следовать шаг за шагом. И если что-то вдруг пойдет не так — пиши пропало. Внеземные существа с легкостью выносят застигнутых врасплох бойцов.

Восьмое место — Laser Squad Nemesis

Серия Laser Squad не так уж известна в СНГ, но от того не становится хуже. В топ можно было поместить и самую первую игру франшизы, но мы решили остановиться на Nemesis .
В целом, это стандартный тактический пошаговый экшен, но с одной поправкой… Laser Squad Nemesis — многопользовательская игра. Выдающийся геймдизайнер Джулиан Голлоп, к слову, создавший и серию X-COM, выстроил систему, которую эксплуатировали потом годами.

На этот раз игрок может взять на себя роль как защитника человечества, так и инопланетного захватчика. Тут вам на выбор и мощные мехи, и быстрая пехота, и рой пришельцев. Рой в прямом смысле. Тактика у всех разная, и от того, кто окажется в вашем отряде, зависит геймплей. Кому-то придется подбираться к врагу поближе и устраивать засады, а кто-то сможет окопаться на почтительном расстоянии и использовать мощные космические пушки вместе с телекинезом.

К сожалению, с 2006 года Nemesis обновлений не получала, но некоторые энтузиасты до сих пор в неё играют. Немудрено, ведь геймплей даже спустя годы остается таким же увлекательным… Опять же много ли вы знаете мультиплеерных пошаговых тактических игр?

Седьмое место — Into the Breach

От создателей Faster Than Light ожидали чего-то изумительного. И не зря. На первый взгляд, Into the Breach может показаться простой, чуть ли не примитивной, но пусть внешний вид вас не пугает. Это настоящая жемчужина жанра с продуманным до мелочей геймплеем.

Игра во многом напоминает шахматы, в том числе и визуально. Ваша техника располагается на отдельных клеточках, на других поджидают вездесущие жуки. Но у них есть целый ворох фишек, которыми они точно могут удивить. Например, вы совершаете ход, и тут оказывается, что из-под земли вылезает еще один противник. Прямо под вами. Тут нужно изучать тактику всех видов и продумывать каждый ход.

Игровой процесс кардинально меняется, стоит заменить комплект мехов в отряде. Жаль только, что в плане продолжительности проект почти так же скромен, как и в плане внешнего вида. Но тут на выручку приходит реиграбельность. В Into the Breach можно возвращаться снова и снова, пробуя разные, порой неочевидные тактики. Например, нигде не говорится, что крюком с тросом можно притягивать не только врагов, но и свою же технику. И это только одна скрытая фишка из множества!

Шестое место — Vandal Hearts

Через пошаговые схватки Vandal Hearts рассказывает историю, овеянную духом средневековых войн. Пока ваш отряд сражается на поле брани, на политической арене плетутся интриги и планируются заговоры.

Игра очень уж похожа на Final Fantasy Tactics, но нужно учесть, что во многом именно Vandal Hearts послужила источником вдохновения для спин-оффа знаменитой серии. Бойцы в команде уникальны, пусть и укладываются в рамки стандартных классов. Зато нет ни одного ненужного героя. Баланс рассчитан до мелочей. И почти для каждого нового боя вам придется придумывать новую тактику.

В свое время Vandal Hearts стала ступенью на пути развития жанра, толково реализовав и разложив по полочкам накопленные идеи. Если вы решите поиграть в неё сейчас, вряд ли она вас разочарует… При условии, что вы не придирчивы к графике. В остальном же это эталонная пошаговая тактическая ролевка из девяностых.

Пятое место — Jagged Alliance 2

В своё время вторая часть серии Jagged Alliance наделала немало шуму, особенно на постсоветском пространстве. Сиквел во многом повторял формулу оригинала, но делал её глубже в каждом отдельном аспекте. Наёмники стали колоритнее, интерфейс и управление — удобнее. К игре не нужно было привыкать, всё сделано на интуитивном уровне. Но вот учиться сражаться приходилось. Наём бойцов, выбор перков и оружия — всё это требовало от игрока внимания и расчёта. Но и увлекало не меньше, чем сражения с солдатами узурпаторши королевы Дейдраны.

Да и само банановое государство Арулько тогда, в 1999 году, многих поражало глубиной проработки. Приходилось общаться с местными, тренировать народное ополчение, да и действия игрока отражались на мире. Например, вернувшись на поле боя, вы могли застать там развалины, тела поверженных врагов и кружащих над ними ворон. Jagged Alliance 2 стала по-настоящему культовой. А доказательством народной любви служат десятки модов, которые бережно передавались на дисках из рук в руки.

Жаль, что с тех пор были лишь провальные попытки воскресить великую серию. Вся надежда на THQ Nordic . Хотя… надежды не очень много.

Четвёртое место — Shadowrun: Hong Kong

Shadowrun не похожа на большинство игр в топе. Это не только пошаговая тактика, но и продвинутая ролевая игра, к тому же в уникальном сеттинге, где киберпанк переплетается с фэнтези. Здесь эльфы ходят в строгих костюмах, гномы взламывают системы безопасности, а орки вооружены не секирами, а дробовиками. Главное отличие этой Shadowrun от предыдущих частей серии заключается в том, что Гонконг на порядок масштабнее. И речь идёт не о квадратных километрах, а о возможностях, которые предоставляет игра. Здесь вам и целое поле для тактических уловок, и масса разветвлённых диалогов. Да и написана игра отменно… Почти так же, как и скроена. Разве что сценарий местами провисает.

Геймплейно игра напоминает всё ту же Jagged Alliance: вы готовите отряд, выбираете бойцов и прочее. Вот только на поле боя действовать приходится иначе. У вас ведь не отряд наемников, а головорезы из Гонконга. Каждая вторая схватка начинается неспешно. Вы ищете пути решения головоломки, смотрите, как выбраться из очередной сложной ситуации… А потом внезапно всё будто ускоряется, и клубок мгновенно распутывается. У этой игры особая динамика.

Третье место — Invisible, Inc.

Игра, которую многие критики назвали дизайнерским чудом. Да, во многом это калька с других тактических игр. Вам придется прятаться, красться и обманывать врагов, используя стандартные для жанра приемы, но… То, как мастерски канадские разработчики из Klei Entertainment завязывают стелс на пошаговую механику, поражает.

Каждый уровень — задачка на внимательность и смекалку. Вас не ведут за ручку, а предоставляют целый ворох возможностей на выбор. Вся игра — подготовка к одной последней миссии. Это и обосновано сюжетно, и отлично реализовано. По сценарию на вашу разведывательную организацию совершили нападение, и часть агентов была схвачена. В вашем распоряжении всего два оперативника. Да, по ходу игры можно освободить ещё парочку, но если доступных бойцов убьют, то всё. Начинайте игру заново.

Геймплей в Invisible, Inc. вышел свежим и динамичным, но он не главное достоинство игры. Как мы уже сказали, тут во главе угла дизайн. Разработчики мастерски использовали цвета и формы, создав свой уникальный стиль. Именно он и заставит вас переигрывать Invisible, Inc. Раз за разом. Благо детали миссий и уровни процедурно генерируются для каждого прохождения.

Второе место — Divinity: Original Sin 2

Divinity: Original Sin стала приятным сюрпризом для всех поклонников ролевок старой школы. Но сиквел не только не уступил предшественнице, но и превзошёл её по всем параметрам. Детище Larian уже занимает почётные места в списках лучших проектов последнего десятилетия, а мы даже назвали его лучшей игрой прошлого года. Отличная механика, проработанная и глубокая мифология и великолепная графика. Всё это про Divinity: Original Sin 2 .

Да-да, именно X-COM оказывается на первом месте. Но удивляться этому не стоит. Именно эта серия игр в большей степени повлияла на жанр пошаговой тактики. И в топе вы уже не раз слышали её название.

На первом месте легко могла оказаться оригинальная игра из девяностых, но Enemy Unknown заслуживает высокого звания не меньше. В конце концов, именно эта часть франшизы ответственна за возвращение жанру былой славы.

Firaxis Games не просто возродили то, что было создано двадцать лет назад. Нет, они стали настоящим примером для всех создателей ремейков, дав новую жизнь именно изначальной идее. Игра сохранила атмосферу и дух той самой X-COM, но была модернизирована и адаптирована под современных игроков.

Геймплей преобразился и стал в большей степени интуитивным. Схватки с инопланетными захватчиками затягивают и не отпускают. К тому же искать выход из патовых ситуаций отныне гораздо увлекательнее. Хардкор точечно и аккуратно смешан с доступностью.

Разновидностей инопланетян очень много, и все они уникальны. Каждый бой с ними превращается в отдельную маленькую историю, которая сошла бы за эпизод научно-фантастического сериала. А если ещё и изучить досье своих бойцов, он может превратиться в настоящую драму. С первого контакта и до завершения кампании вы можете потерять немало оперативников. И каждая потеря воспринимается как личная. Чтобы в живых осталось как можно больше соратников, придётся выучить повадки противника и способности всех своих бойцов.

Глобальная часть не менее увлекательна. Менеджмент отнимет немало времени, но подарит массу эмоций. Стоит упомянуть и дизайн Enemy Unknown, который теперь копируют все кому не лень.

Всем привет! На просторах Сети много всяких хит-парадов, где рассматривают стратегии, в том числе и стратегии пошаговые. Мы же решили пойти дальше, предложив вашему вниманию сборную солянку лучших, на наш взгляд, видеоигр именно с пошаговыми боями. Представим мы её для нашего удобства и вашего интереса, в виде ТОП-20. Мы долго думали, сомневались, переставляли конкурсантов местами, удаляли и добавляли новые игры, но в итоге всё-таки привели ТОП к финальному виду. Если вам нравятся игры с пошаговыми боями, полагаем, вам будет небезынтересно ознакомиться с тем, что мы для вас подготовили. Если никто не против, мы начинаем.

20 место. Горький-17.

В эту играли только те, кому сейчас за 30. Перед вами, пусть и устаревшая визуально, но очень интересная ролевая стратегия с пошаговыми, тактическими боями, отличной озвучкой и неплохим сюжетом. Кто играл в неё в своей молодости много лет назад, сейчас запросто могут прослезиться от умиления. Ещё бы, ведь здесь были отличные монстры, отличная атмосфера, интересные герои, а самое главное – необходимость обдумывать каждый новый ход так, словно играешь в шахматы. В общем, по совокупности факторов – однозначное место в нашем хит-параде.

19 место. Wasteland 2.

У этой игры был огромный потенциал. Её ждали многие, но в итоге чуда не случилось, и вместо шедевра, мы увидели просто крепкий середнячок со штампованными локациями, однообразными боями и массой условностей типа не настоящей открытости мира. Впрочем, это не отменяет того, что игра всё-таки получилась неплохая. И любителям коллективных, пошаговых боёв, где нужно управлять сразу целым боевым отрядом, такое запросто может понравиться.

В Hard West нам предложили гремучую смесь вестерна и дьявольской мистики.

18 место. Hard West.

От этой игры лично мы не ждали ничего, но получилась она на удивление качественной. Это одна из самых необычных игр, из присутствующих здесь. Согласитесь, Дикий Запад с его ковбоями, салунами и Золотой лихорадкой, куда нагрянул сам Дьявол, вербующий сектантов, превращающий людей в демонов и творящий различные сатанинские безобразия – выглядит весьма необычно. В итоге, и без того отличные ковбойские перестрелки, качественнее которых мы видели только в XCOM, сопровождаются демонстрацией умений, имеющих мало общего с обычным макаронным вестерном. Тут тебе и пожирание трупов, и стрельба серебряными пулями, превращение в демона и прочие мистические возможности. Нам очень понравилось.

17 место. Darkest Dungeon.

На момент создания этого материала, именно данное готическое, мрачное приключение является самой популярной игрой Steam с меткой «Пошаговая игра». Эта очень сложная игра, с примесью rogue-like в геймплее, отхватила немало призов по итогам 2015-го года, несмотря на статус ранней версии. Разработчики игры предлагают вам собрать команду бойцов и отправиться в опасное приключение по мрачным подземельям. Нюанс в том, что у каждого бойца есть не только сильные, но и слабые стороны, которые сказываются на исходе боя, так что геймеру в уме придётся держать много факторов, во главе которых стоит, так называемая, Система Психозов. В общем, очень необычно и довольно интересно.

16 место. Temple of Elemental Evil.

Эту игру помнят очень немногие, но она, по нашему мнению, является одним из лучших представителей приключений в мире Dungeons & Dragons. Игра запомнилась атмосферностью, безапелляционной пошаговостью и высокой сложностью. Собирай отряд из пяти героев, и в путь – навстречу приключениям. В те времена разработчики не водили геймеров за ручку, и не подсказывали куда бежать и что нажимать на каждом шагу, и это придавало игре дополнительный колорит. В общем, вполне заслуженный, пошаговый ветеран.

15 место. The Banner Saga.

Скоро уже подоспеет вторая часть этой игры, а восхищения вокруг первой части до сих пор не утихают. Разработчики Саги предложат вам окунуться в мир скандинавских мифов со всеми их Нагльфарами, Одинами и Рагнарёками. Лично нам, очень нравится то, что игра рисованная. Это придаёт её стилю уникальности. Ну, а то, что освоиться в ней – проще простого, не отменяет того, что сами по себе бои довольно сложные, и думать нужно перед каждым новым ходом. Короче говоря, хоть и не шедевр, но очень и очень качественный представитель пошагового жанра.

14 место. Revolution Under Siege.

После кучи ролевых игр, наконец-то дело дошло и до стратегий. Эта игра, по своему уникальна, поскольку её события происходят в период гражданской войны в Российской Империи. Среди наших геймеров проект известен как Герои Гражданской: Красные против Белых 1918-1923. Игра, что и говорить, совершенно неизвестна широкой публике, но тем, кто не против прикоснуться к той смутной эпохе, эта стратегия обязательно понравится. Главное, не бросить её сразу, поскольку правила для новичка могут показаться очень запутанными.

13 место. Europa Universalis IV и Crusader Kings 2.

Это первый и последний раз, когда мы приводим две игры сразу. Честно, у нас не получилось решить, какая же из них лучше. Тут, на наш взгляд, классический вариант со спором о вкусовых качествах сливы и абрикоса. Кому-то нравится раннее Средневековье, а кому-то подавай более позднюю эпоху. Европа 4 – сложнее. Короли 2 – легче, но на этом отличия не заканчиваются. Объединяет же эти пошаговые стратегии, пожалуй, то, что перед тем, как садиться играть в одну из них, нужно реально изучать обучающие материалы, ибо правила у игр очень запутанные, что, конечно, не отменяет того факта, что в своём жанре – это лучшие образцы.

12 место. Age of Wonders 3.

И снова стратегия. Мы решили взять самую свежую, третью часть, но это не значит, что предыдущие две были хуже. Совсем наоборот – многим больше нравятся именно они. Как бы там ни было, перед вами один из самых знаменитых игровых сериалов, который если и проигрывает лидерам жанра, о которых мы скажем чуть позже, то совсем немного. Здесь есть всё, что мы любим: чистое фэнтези, обилие навыков и умений, широкие тактические возможности в боях, а также несколько уникальных рас. В такое нужно играть неделями и месяцами, а если времени нет, то лучше совсем не садиться. Однозначное место в нашем ТОП-е.


Создатели Arcanum заставят игроков выбрать между магией и технологией.

11 место. Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura.

Знаем. Знаем, что это не чистая пошаговка, но, тем не менее, возможность вести бои в пошаговом режиме здесь также имеется. Мир этой игры – один из самых необычных, ярких и запоминающихся. Здесь мы имеем хитросплетение магии и технологии, чьи представители враждуют друг с другом, и мечтают сжить со свету своих идейных врагов. Вашему же герою предстоит определиться, чью сторону он выберет, ну и, естественно, решать свои важные вопросы. Сюжет полностью не линеен, снабжён открытым миром, настоящими, глубокими диалогами и прочим олдскулом. Словом, игра, близкая к гениальности.

10 место. Divinity: Original Sin.

Это – одна из лучших игр 2014-го года, и, наверное, лучшая игра в своём жанре в том же году. Всем поклонникам фэнтези с упором на коллективные бои, когда вам в распоряжение предоставляют боевой отряд из магов и воинов – данная игра однозначно рекомендуется. И если вы по какой-то причине, являясь поклонником жанра, ещё не играли в оную, то обязательно восполните этот пробел, пока игроделы не выпустили вторую часть.

9 место. Pillars of Eternity.

Здесь, а также на двух следующих позициях, мы приведём не совсем пошаговую игру. От стопроцентной пошаговости Столпы Вечности отличает то, что бои тут ведутся в режиме реального времени, но присутствует возможность активации тактической паузы, и по факту, особенности геймплея, волей-неволей заставляют геймера постоянно жать на пробел, активируя тактическую паузу, чтобы раздать новые команды своим героям. В остальном же, игра, хоть и не шедевр, но очень добротный закос под старую школу в стиле фэнтези, с глубоким сюжетом и отличной графикой.

8 место. Icewind Dale.

Игра, аналогичная предыдущей: также реальное время, но с наличием тактической паузы. Не берёмся утверждать, какая из частей Долины Ледяного Ветра круче, но однозначно, коль у нас уже были Divinity и Pillars of Eternity, данная игра не имеет права не быть упомянутой. Твёрдый шедевр на десятилетия. Штучный материал, сделанный с душой. Безусловный хит своего жанра.

7 место. Baldur"s Gate.

Этой игрой мы завершаем наш микро-ТОП, состоящий из трёх фэнтези-RPG, которые можно отнести к жанру пошаговых боёв чисто технически. Здесь есть всё то же самое, что в Долине Ледяного Ветра, только глобальней и продуманней. Врата Балдура – более глубокая, сделанная более богато, чем конкуренты тех лет, игра, которая не зря стала хитом всех времён и народов. Единственное, чем она может не понравиться – необходимостью много читать. Поэтому, данное RPG, прямо скажем, не для всех.

6 место. Disciples 2.

Говоря об играх с пошаговыми боями, нельзя не упомянуть об этой. Последователи начиналась как бюджетная пародия одной, более широко известной всем нам игры, но в итоге её создатели смогли доказать собственную уникальность и личную, неповторимую атмосферу. На наш взгляд, третья часть не сильно задалась, первая имела слишком простой геймплей, а вот часть №2 получилась самой удачной. Отличное, атмосферное фэнтези, с неповторимой визуальной реализацией – справедливый участник нашего хит-парада.

5 место. Sid Meyers Civilization 3 и 5.

С этого места у нас уже пошли настоящие тяжеловесы. На наш взгляд, именно третья и пятые части данной пошаговой стратегии оказались самыми лучшими. Боёв как таковых здесь нет. Их результат высчитывается мгновенно, но это не отменяет того, что Цивилизация отнимала, отнимает, и будет отнимать у людей недели и месяцы жизни. Бессонные ночи и невыученные уроки – это как раз про неё. Ничего более качественного в этом жанре и стиле не создал ещё никто.


Worms Armageddon – образец неувядающей и вечно актуальной классики.

4 место. Worms Armageddon.

Да, да. А как вы думали? Конечно же, мы не простили бы себе, если б забыли о легендарных Червячках. Над этой игрой не властны годы. Просто ставим очередной HD-мод и можно опять отправляться бой. Игра простая в своей гениальности, и одновременно с этим предоставляет игрокам огромным простор действий. Изворотливость, глазомер, умение мыслить тактически и стратегически, а также производить определённые математические расчёты – вот на чём зиждется геймплей данного шедевра.

3 место. XCOM: Enemy Within.

Говоря о тактических, пошаговых стратегиях с ролевым уклоном, несправедливо было бы не вспомнить о данной игре. Мы ещё не знаем, оставит ли XCOM 2 своё место в истории, но предыдущая часть, вместе с Enemy Unknown – безоговорочный шедевр, каких мало. На его фоне, все конкуренты, в чей геймплей заложено управление боевым отрядом в режиме пошагового боя, имеют блеклый вид. Великолепно и феноменально!

2 место. Fallout 2.

Об этой игре говорено-переговорено. Равнодушных к ней нет совершенно. Её либо не понимают, либо считают одной из самых гениальных игр всех времён и народов. Сами пошаговые бои очень интересны и разнообразны, хотя и имеют ряд условностей, негативно влияющих на реализм. Но зато всё остальное во второй, да и в первой части Фоллаута, находится на недосягаемых для нынешней игровой индустрии высотах. Техногенный пост-апокалиписис, открытый мир, полная нелинейность и великолепный сюжет – факторы, совокупность которых должна была бы обеспечить игре первое место. Должна была, если бы не один, не менее гениальный конкурент. Встречаем!

1 место. Heroes of Might & Magic III.

Если бы лично мне нужно было бы взять с собой на необитаемый остров какую-то одну игру, я взял бы именно эту, предварительно накачав её несколькими сотнями фанатских карт. Многим нравится вторая часть, кому-то пятая. Некоторые даже находят интересной, на наш взгляд, провальную седьмую, но, классика остаётся классикой. В Третьих Героях прекрасно всё: звуки, музыка, карты, сюжет, геймплейная глубина, поразительная степень реиграбельности, умные соперники, наличие кооперативного режима, прекрасная, не устаревающая графика, и самое главное – великолепные пошаговые бои. В общем, однозначный победитель нашего хит-парада.

Такой вот материальчик получился у нас. Если есть, что сказать, если считаете, что мы кого-то забыли – отмечайтесь в комментариях. Это был ТОП-20 самых лучших представителей игровой индустрии с пошаговыми боями. Играйте только в хорошие игры. Всего хорошего, и до новых встреч.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ТОП-10 пошаговых тактических игр

    ✪ 🏆 Лучшие ТАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 2018 | Итоги года - игры 2018 | Игромания

    ✪ 7 самых ожидаемых тактических (пошаговых) стратегий 2018

    ✪ ФАНОВЫЙ СТРИМ)ИГРАЕМ В КОМНАТЫ С ПОДПИСОТОЙ В ФРИ ФАЕР/FREE FIRE ОНЛАЙН ТРАНСЛЯЦИЯ

    ✪ ПОШАГОВАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА С УПОРОМ НА ПОВЕСТВОВАНИЕ - FELL SEAL ПРОХОЖДЕНИЕ #1

    Субтитры

Общее описание

Подобно компьютерным ролевым играм, игрок управляет группой персонажей, обладающих набором повышаемых характеристик; он обследует игровой мир, выполняет задания-квесты и вступает в бои с разного рода противниками. Сами бои, однако, имеют большее сходство с варгеймами : управляемые игроком персонажи и их противники размещаются на некоей карте с прямоугольной, изометрической или гексагональной сеткой, по которой могут передвигаться в порядке ходов, предпринимая те или иные действия. Победа в бою определяется успешностью взаимодействия персонажей и верностью принятых игроком решений по планированию боя.

Важно, что тактические бои представляют собой основную, если не единственную часть игрового процесса, а прочие его составляющие (обследование мира, мирное взаимодействие с NPC , закупки в магазинах) сведены к минимуму и служат дополнениями к боям - проводимое в них время несопоставимо со временем, проводимым в собственно боях. Так, практически все квесты в тактических ролевых играх разрешаются прохождением цепочки боев и каких-то производимых в этих боях действий.

История

Tactics Ogre куда сильнее повлиял на тот вид тактических RPG , которые сегодня признаются геймерами, сюда попадают такие игры как Final Fantasy Tactics и Disgaea: Hour of Darkness . Не только персонажи двигались по сетке поля боя индивидуально, но также вид был изометрическим, и очередь хода высчитывалась для каждого персонажа в отдельности. Хотя эта игра и определила путь развития жанра, она не является широко признанной среди американских геймеров, так как она попала к американской публике несколькими годами спустя. Сиквел к оригинальному Tactics Ogre - Tactics Ogre: The Knight of Lodis - был позже выпущен для Game Boy Advance .

Поколение игр для 32-битных приставок

В тридцатидвухбитной эре было много знаковых RPG, таких как Vandal Hearts от Konami , Final Fantasy Tactics и Front Mission 3 от Square, и Shining Force 3 от Sega.

Final Fantasy Tactics , хотя это и может быть оспорено, сделал больше всего для того, чтобы тактические RPG попали в США. [ ] Будучи разработанным бывшими сотрудниками Quest , разработчика, ответствененого за серию Ogre Battle , эта игра соединяла многие элементы серии Final Fantasy со стилем геймплея Tactics Ogre .

Тактические RPG на

Хотя на жанр представлен значительно меньшим количеством игр, чем на игровых консолях, он не является для этой платформы столь уж экзотическим. Примерами TRPG для персонального компьютера могут быть названы серии игр X-COM , Jagged Alliance и Silent Storm . Для тактических ролевых игр на PC характерна намного меньшая ролевая составляющая и большая - тактическая.

  • Серия Rebelstar (1984-1988) и Laser Squad (1988), разработанные геймдизайнерами братьями Голлопами, являлись предшественниками более популярной серии X-COM . Они были лишены характерных для X-COM экономических элементов и составляющих глобальной стратегии.
  • X-COM: UFO Defense (1992), породившая одноимённую серию , совмещает элементы глобальной стратегии и тактической ролевой игры.
  • Jagged Alliance (1994) получила огромную популярность и породила одноимённую серию , одним из самых значимых событий которой стала Jagged Alliance 2 (1999).
  • Incubation: Time Is Running Out (1997) была одной из первых тактических игр в трёхмерной графике.
  • Vantage Master (1997), разработанная японской компанией Nihon Falcom, не выпускалась за пределами Восточной Азии.
  • Gorky 17 (1999, в США издавалась под названием Odium ) была разработана польской компанией Metropolis Software и в дальнейшем продолжена двумя играми в жанре шутеров от третьего лица .
  • Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (2001) была необычным по жанру спин-оффом в серии Fallout . Её действие происходило в центральных штатах разрушенных ядерной войной США.
  • Shadow Watch (2000), несмотря на необычную тактическую систему (очки действий получались совершением самих различных действий), стала коммерческим провалом.
  • Freedom Force (2002) и её сиквел Freedom Force vs. the Third Reich (2005) посвящены приключениям команды супергероев в мире, напоминающем вселенную Marvel .
  • Soldiers of Anarchy (2002) представляет собой тактическую ролевую игру в реальном времени, где игрок управляет отрядом наёмников.
  • Игры из серии UFO - UFO: Aftermath (2003), UFO: Aftershock (2005) и UFO: Afterlight (2007), хотя и являются идейными наследниками серии X-COM, практически лишены стратегической и экономической составляющих и вполне могут называться тактическими ролевыми играми.
  • Код доступа: Рай (2003) и её продолжение Власть закона (2005) были разработаны в России. Действие в них происходит в киберпанковском мире будущего.
  • Операция Silent Storm (2003), также разработанная в России, и её продолжения - Операция Silent Storm: Часовые (2004) и Серп и молот (2005) - стали яркими представителями тактических ролевых игр, посвященных Второй мировой войне (с некоторыми фантастическими допущениями).
  • The Battle for Wesnoth (2003) является пошаговой стратегией с открытым кодом. Она содержит весьма значительные ролевые элементы и с некоторыми оговорками может быть названа тактической ролевой игрой.
  • Metalheart: Восстание репликантов (2004) представляет собой тактическую ролевую игру в постапокалиптическом мире; она получила очень низкие оценки критики.
  • Shadow Vault (2004), разработанная в Словакии, также была подвергнута в европейской и американской прессе критическому разгрому.
  • Ночной дозор (2005) и её сиквел Дневной дозор (2006) являются тактическими ролевыми играми, действие которых происходит в фантастической вселенной «Дозоров» .
  • Разработанные российской компанией Apeiron тактические ролевые игры «Бригада Е5: Новый альянс » (2005) и «7,62 » в известной степени копируют механику серии Jagged Alliance .
  • ДЖАЗ: Работа по найму (2007) разрабатывалась как очередная игра в серии Jagged Alliance , но из-за разрыва разработчиков с правообладателем вышла как отдельная, не относящаяся к этой серии игра.

Сравнение с традиционными RPG

Тактические RPG имеют несколько отличий от традиционных.

  • Тактические RPG склонны представлять более массовые битвы, нежели обычные RPG. В типичной компьютерной RPG игрок контролирует либо одного персонажа, либо партию из шести и менее, сражаясь против группы монстров или вражеских персонажей аналогичной численности. Тактические RPG более открыты, и в них часто случаются битвы между шестью героями и восемью или более управляемыми компьютером противниками. В Ogre Battle: March of the Black Queen игрок мог управлять несколькими партиями, в каждой из которых могло быть до пяти персонажей, таким образом позволяя случаться битвам между двумя армиями, в каждой из которых по 25 персонажей или больше. В недавних играх серии Super Robot Wars представлена система взводов, которая позволяет игроку группировать юниты в полки; в последней миссии Alpha 2 теоретически возможны 76 юнитов игрока на карте. RPG на PC в этом плане тоже разнообразны. X-COM 3 позволяет разделять агентов на группы.
  • В типичной консольной RPG, бой происходит на статичном экране и не даёт простора для манёвра, изменения позиций, захода с фланга и т. д. В тактических RPG бой происходит на карте, обычно изометрической и поделенной на клетки (и она напоминает шахматную доску), по которой персонажи могут двигаться. Каждая клетка обычно представляет какой-то тип местности и имеет атрибуты вроде относительной высоты, типа магической энергии, сложности переждвижения через неё, и т. д. Так, через отвесную стену может быть трудно пробраться, в то время как в замке могут быть ступеньки. Направление атаки часто влияет на повреждение и точность (так, в , атака с тыла буквально в сто раз сильнее). Иначе говоря, правильное маневрирование крайне важно в тактических RPG, в то время как значение манёвров в стандартной консольной RPG часто полностью отсутствует.
  • Обычно, битвы в консольных RPG, в зависимости от игры, либо пошаговые (большинство Dragon Quests , Final Fantasy X ), либо в реальном времени (серия Tales of … , Star Ocean ). Тактические RPG же, в основном, пошаговые , чтобы позволить игроку оценить сложность и планировать свои стратегии. В некоторых тактических RPG есть элемент реального времени, как в Ogre Battle: March of the Black Queen.
  • Некоторые обычные RPG сняли акцент на класс персонажа (Final Fantasy IX ), и не дают большой гибкости относительно боевой роли каждого персонажа. Целители всегда будут целителями, бойцы - бойцами, например. Тактические RPG напротив склонны предоставлять намного больше свободы, позволяя игроку выбирать класс каждого персонажа и даже предоставляют систему, согласно которой классы изменяются в ходе игры. Несколько веховых тактических RPG , включая Dofus , Hoshigami: Ruining Blue Earth .
  • В обоих жанрах, как правило, есть две фазы (или хода) за раунд: фаза (ход) игрока и фаза (ход) врага. Во время каждой из них, юниты одной команды способны двигаться и атаковать юнитов враждебной команды. Фаза заканчивается, когда все юниты исполнят по действию. Final Fantasy Tactics и Shining Force позволяют передвигать только одного персонажа за раз, а в Vandal Hearts 2 обе фазы выполняются единовременно.
  • В обоих жанрах юниты могут передвинуться только на ограниченное расстояние и атаковать врагов в пределах определённого радиуса.
  • В обоих жанрах юниты, как правило, разделены на классы с особыми сильными и слабыми сторонами. Исключение: серия Front Mission .
  • В тактических RPG первые три понятия из 4X / (Expand, Explore, Exploit - Расширяй, Разведывай, Развивай) избегаются ради большего акцента на битвах (то есть Разрушай). Во многих стратегических играх есть отдельный тактический элемент для определения исхода боев, хотя они обычно бывают в намного большем масштабе, нежели в исключительно тактических играх.
  • Система тактических RPG осуществляет статистику персонажа с такими параметрами как: очки жизни (хит-пойнты, HP), очки магии (мана, MP или, в некоторых случаях, SP), атака, защита, скорость и точность, которые могут варьироваться от персонажа к персонажу. Атаки могут также иметь свойства стихий, которые наделяют сильными и/или слабыми сторонами в таких областях как дробящие, колющие или тепловые повреждения.
  • Восточные тактические ролевые игры обычно используют фэнтезийную тематику «мечей и магии» или гибридный, сочетающий фэнтезийные и научно-фантастические элементы мир, в то время как в западных TRPG чаще «реалистическая», приближенная к современности военная тематика.
  • Большинство восточных TRPG было разработано для игровых консолей , в то время как практически все существующие западные TRPG были разработаны для .
  • Восточные TRPG чаще относительно линейны и привержены определенному сюжету, в то время как западные более открыты и редко содержат жесткие сюжетные рамки.
  • Для восточных TRPG характерна подача связывающего бои сюжета через сюжетные сцены и диалоги персонажей, иногда довольно объемные и продолжительные. Западные тактические RPG чаще ограничиваются краткими брифингами между боями.
  • В западных TRPG часто есть карта мира с секторами, через которые можно путешествовать в достаточно произвольной последовательности.
  • В западных TRPG на поле боя обычно существенно больше нейтральных объектов (не принадлежащих ни игроку, ни противнику), с которыми можно взаимодействовать - например, уничтожать.

Тактические RPG – удивительно многообразный жанр, вобравший в себя столько всего, что по нему впору писать докторские диссертации и устраивать научные диспуты. Пожалуй, ни одно другое направление в играх сегодня не предоставляет разработчикам столько простора для творчества, а игрокам – свободы в принятии решений и составлении собственных многоходовочек, как эти интерактивные приключения. А ведь при этом они являются еще и необычным, увлекательным испытанием на сообразительность и выдержку.

И пускай все это происходит лишь на экранах , по-настоящему хорошая тактическая РПГ на ПК запросто переносит сознание игрока в иные миры и эпохи, заставляя поверить в предложенные игровые механики и законы (неважно, предельно простые они, или же наоборот, хитроумные и запутанные), как в высшую истину здешнего, виртуального мироздания. Заставляя переживать, бояться, злиться, восторгаться, умиляться и испытывать еще целую палитру других чувств и эмоций, зачастую подавляемых по тем или иным причинам в реальной жизни перед живыми людьми. Да, да, на все это действительно способны хорошие ролевые игры с удачно вписанным в них тактическим элементом, и подобное громкое заявление не пустая болтовня – сей факт подтверждается научными исследованиями социологов и психологов.

Ну да хватит панегириков, перейдем непосредственно к нашему топу тактических РПГ. Единственное, что хочется отметить напоследок, так это внушительное количество действительно классных проектов в данном жанре и их парадоксальную непохожесть друг на друга, отчего трудно однозначно выявить превосходство одного над другим. Так что воспринимайте предложенные в топе позиции как условность – все представленные здесь игры хороши по-своему.

21. Silent Storm

Выход в 2004 году пошаговой тактической РПГ Silent Storm стал настоящим прорывом в жанре, настолько насыщенной самыми разными идеями оказалась эта игра. Причем практически все они работают здесь так, как это было задумано разработчиками изначально, проще говоря, оказывают на игровой процесс исключительно положительное влияние.

Здесь присутствует и увлекательная система боя, основанная на реалистичной , достоверно переданных особенностях повреждения той или иной части тела и солидном наборе оружия (около 70 единиц), и широкий выбор тактических решений для каждой отдельной миссии, и две фракции на выбор, и необычный сеттинг (смешание реальной исторической эпохи, конкретно , с научной фантастикой). Даже сюжет имеет различные варианты развития и многочисленные ответвления, что и в наше время встречается в чисто тактических играх не так часто, как хотелось бы.

Все это лишь малая толика достоинств Silent Storm, которая определенно будет интересна геймерам, не ставящим во главу всего графику, а отдающим предпочтение именно тактическому элементу.

20. Fallout Tactics

Не менее легендарная игра, выпущенная в 2001 году Softworks (разработчик 14° East), события которой разворачиваются в хорошо знакомой миллионам игроков вселенной Fallout.

Игра, по сути, очень близка к первым двум частям серии, однако имеет все же ощутимый уклон в сторону тактических боев (хотя, при желании, их можно перевести в режим реального времени).

19. Commandos 3: Destination Berlin

Очень необычный проект от Pyro Studios, находящийся на стыке сразу нескольких жанров: , РПГ, экшен, стелс, и даже есть немножечко от .

В игре присутствует превосходный сценарий, несколько уникальных типов бойцов, возможность пользоваться различной техникой и даже мультиплеер. Однако главные особенности, характерные для в целом, это шикарнейшие по своей прорисовке и дизайну локации, создающие у игроков какое-то феерическое настроение. И это при том, что Commandos 3 вышла в 2003 году, так что общий уровень графики и эффектов здесь относительно невысокий.

18. Jagged Alliance 2

Некоторые читатели могли заметить, что ранее на этом месте находилась другая игра из серии Jagged Alliance, попавшая сюда скорее из принципа «дорогу молодым», чем за счет собственных заслуг.

Мы посовещались и решили заменить ее «старичком» Jagged Alliance 2, более достойным упоминания в нашем топе. И вот почему.

Jagged Alliance 2 – золотая классика тактических стратегий, чей геймплей характеризуется небывалой тактической глубиной за счет множества подконтрольных игроку деталей. Здесь присутствует возможность собрать отряд, выбрав подходящих бойцов из более чем ста уникальных наемников, каждый из которых обладает не только определенным набором навыков, но и собственным характером, определяющим реакцию на все игровые события и взаимоотношения с другими членами отряда. Есть и редактор для создания своего персонажа.

Все события в Jagged Alliance 2 развиваются случайным образом, благодаря чему каждое прохождение будет уникальным и неповторимым, а доступные миссии могут быть выполнены самыми разными способами.

Единственное, о чем мы должны вас с грустью предупредить, – вышло это замечательное творение очень давно – в 1999 году. О его визуальных качествах можете сделать соответствующие выводы сами.

Но если же вам удастся смириться с его более чем простенькой по современным меркам графикой, вас ждут поистине невероятные приключения и захватывающие тактические сражения.

17. Hard West

Тактическая игра с элементами РПГ про , в которую разработчикам (CreativeForge Games) удалось удачно вписать элементы и чуток .

Красивая картинка, интересный сюжет, интерактивное окружение (занимает весьма важное место в ), масса побочек, персонажей, оружия и уникальных умений – что еще нужно игре, чтобы привлечь к себе внимание. Особенно тех, кто интересуется темой Дикого Запада и тактическими ролевыми играми.

16. We Are The Dwarves

Весьма необычная игра, выделяющаяся среди всех прочих тактических РПГ сразу по нескольким пунктам.

Во-первых, внимания заслуживает сеттинг We Are The Dwarves, в центре которого оказались три отважных дворфа, отправившиеся на за магическими камнями. Казалось бы, этим парням самое место между феями и , а также прочими обитателями фэнтезийных миров. Но нет, наши дворфы – «астронавты», и исследовать они будут «планеты», затерянные в «бескрайних глубинах космоса».

Во-вторых, игра предлагает интереснейший геймплей, построенный на нескольких инновационных принципах, описать которые трудновато, лучше увидеть и опробовать все это самому.

Ну и, наконец, в –третьих, игра хардкорна. Даже слишком. Пожалуй, лишь самые терпеливые смогут осилить хотя бы ее первую четверть. Причем трудности на каждом этапе игры будут появляется все новые и совершенно непредсказуемые.

15. Серия The Banner Saga

Серия тактических RPG от студии Stoic, на данный момент насчитывающая две игры. Основана на древнескандинавском сеттинге, который разработчики дополнили своими творческими идеями.

Помимо этого, The Banner Saga характеризуется приятным, рисованным визуальным стилем, достаточно простой и быстро усваиваемой механикой боя, которая, однако, дает невообразимый простор для тактических комбинаций, и увлекательной концепцией путешествия по здешнему миру, во время которого с игроком то и дело происходят случайные события, заставляющие принимать морально непростые и имеющие важное значения для будущего решения.

14. The Dwarves

Еще одна тактическая ролевая игра, главными героями которой являются дворфы. Правда в этот раз все происходит в классическом фэнтезийном сеттинге.

Игра предлогает более десятка персонажей, готовых примкнуть к отряду Тунгдила (протагонист The Dwarves), интересные основные и дополнительные квесты, неплохой сюжет по мотивам романов Маркуса Хайца, и конечно же, напряженные тактические битвы с десятками самых разных противников.

13. Legends of Eisenwald

Ролевая игра с тактическими боями, выполненная в . Потрясающе проработанный внутриигровой мир, стремительно и непредсказуемо развивающийся сюжет сближают «Легенды Эйзенвальда» с такими знаменитыми проектами, как Mount & Blade и King’s Bounty. Сами разработчики называют свое творение симулятором странствующего рыцаря.

Игра отличается большим количеством исторически достоверных юнитов, видов экипировки и оружия. Причем вооружение можно подбирать индивидуально для каждого бойца. Также у каждого члена отряда есть древо навыков, позволяющее со временем сделать из него узкопрофильную боевую единицу.

12. Valkyria Chronicles

Трехмерная тактическая игра с необычным визуальным оформлением, большим количеством персонажей и сложной сюжетной линией. Однозначно придется по вкусу всем любителем .

Изначально игра появилась в качестве эксклюзива для PlayStation 3, но в 2014 году вышла специальная версия для ОС Windows. Версия для ПК к тому же получила массу дополнительного внутриигрового контента.

Помимо своеобразно выполненного элемента тактической стратегии, Valkyria Chronicles имеет глубокую систему RPG: все бойцы, а их здесь более сотни, уникальны, для каждого необходимо подбирать подходящую экипировку и с умом прокачивать способности.

11. The Age of Decadence

Изометрическая тактическая РПГ от Iron Tower Studio, в сеттинге которой причудливо перемешалось и представления о Древнеримской империи, также присутствуют некоторые элементы постапокалипсиса.

Главная особенность, выделяющая The Age of Decadence среди всех изометрических RPG за последние несколько лет, – невероятная хардкорность. Здесь возведен в абсолют принцип «одна ошибка – и начинай все с последней точки сохранения».

Графика в игре, несмотря на релиз 2015 года, выглядит куда как старше. Тем не менее, локации и игровые объекты у Iron Tower Studio получились весьма убедительные и .

Отдельной похвалы заслуживает сюжет и история здешнего мира, насыщенные множеством деталей и подробностей, и способствующие невероятно глубокому погружению в игру.

10. Серия King’s Bounty

Замечательная серия компьютерных игр, представляющая собой смесь и RPG. Главные особенности:

  1. Яркий, завораживающий своей красотой сказочный мир
  2. Забавный сюжет, высмеивающий шаблоны жанра фэнтэзи
  3. Необычные квесты
  4. Интересная, хотя и не новая, механика сражений и сбалансированная ролевая система, присутствие нескольких игровых классов

9. Серия Shadowrun

Серия изометрических тактических РПГ с необычным сеттингом, сочетающим в себе элементы фэнтези и . Кстати, изначально вселенная Shadowrun была создана для одноименной настольной ролевой игры, поэтому механика здесь проработано весьма скрупулезно.

Все три игры из линейки Shadowrun отличаются интересным, большим набором рас и классов, классической ролевой и боевой системой, перекочевавшей сюда из 80-х, а также потрясающим .

8. Darkest Dungeon

Darkest Dungeon – 2D RPG от Red Hook Studios, сочетающая в себе также элементы тактической стратегии и . Игра цепляет своей пошаговой боевой системой и хорошо переданной атмосферой темного фэнтэзи. Последнее – заслуга художников-дизайнеров, и звукорежиссера, подаривших Darkest Dungeon оригинальную визуальную концепцию и мощное, холодящее душу звучание.

Помимо этого, игра может похвастаться уникальной системой душевного состояния героев: во время исследования мрачных глубин члены отряда постоянно испытывают стресс, страдают от различных фобий и даже могут заработать себе психическое расстройство. Все это, разумеется, напрямую влияет на их боеспособность и поведение. Кстати, смерть персонажей здесь перманентна.

Большое значение в Darkest Dungeon имеет случайная генерация: она создает структуру подземелий, предлогает список доступных для найма персонажей, определяет награду за успех, и так далее. В общем, roguelike во всей красе.

7. Mordheim: City of the Damned

Еще одна потрясающе красивая и увлекательная ролевая игра в сеттинге темного фэнтези (за основу взята адаптированная под популярная вселенная Warhammer), но в отличие от Darkest Dungeon предлагающая более традиционные принципы игрового процесса. Причем здесь они доведены чуть ли не до совершенства.

Четыре доступные фракции, каждая со своими уникальными классами бойцов, разнообразие оружия и способностей, сложная боевая система, учитывающая десятки различных нюансов (дистанция, рельеф, экипировка, построение, удача и многое другое – все это так или иначе влияет на ход битвы), мрачная атмосфера и впечатляющие декорации погрязшего в кровопролитных сражениях города, многопользовательский и однопользовательский режимы – самые очевидные достоинства, которыми может похвастаться City of the Damned.

6. Tyranny

Увлекательная сюжетно-ориентированная RPG с изометрическим видом от . В основе ее лежит огромный, хорошо проработанный мир с множеством возможностей для игрока, нелинейный сюжет, глобальная ролевая система, возможность брать спутников и многое другое. В том числе и отличная боевая система с присутствующей тактической паузой.

В общем, Tyranny полностью соответствует высоким игровым стандартам, установленным Obsidian Entertainment, и будет интересна в первую очередь любителям масштабных, широко открытых для взаимодействия с игроком RPG. Но и любители тактик найдут тут много чего интересного.

5. Xenonauts

Шедевр от независимых разработчиков Goldhawk Interactive, представляющий собой тактическую ролевую игру по мотивам серии X-COM. Игра переняла многие механики из названной серии, модернизировала и удачно дополнила их, принеся в игровой процесс еще больше глубины и тактической свободы.

Игроку доведется взять под свой контроль военизированную межправительственную организацию, защищающую планету от захватнических посягательств инопланетных агрессоров.

Весь геймплей Xenonauts разделен на две части:

  1. Тактические сражения, проходящие в пошаговом режиме. При этом окружение постоянно меняется, в зависимости от выполняемой миссии, а игровые события никогда не бывают одинаковыми и последовательными. Также хочется отметить большое разнообразие врагов (примерно пятьдесят видов инопланетных противников) и высокую локаций, оказывающую ощутимое влияние на ход боя.
  2. Широкофункциональный менеджмент базы, позволяющий набирать персонал, поводить различные исследования, расширять сеть перехватчиков для борьбы с вражескими и экипировать своих бойцов лучшим оружием. Однако быстро и всесторонне прокачаться не выйдет: игрокам придется постоянно вести строгий учет ресурсов и соблюдать баланс между всеми представленными для развития базы направлениями.

4. Wasteland 2

Продолжение знаменитой серии постапокалиптических РПГ от Брайана Фарго. Пожалуй, можно даже сказать, что это лучший проект в рамках постапокалиптической тактической стратегии/РПГ, где игроку доведется взять на себя управление отрядом разномастных бойцов. Все остальные проекты либо вышли слишком давно, либо не дотягивают до уровня Wasteland 2 по качеству исполнения.

культовой , получившее заслуженно высокие рейтинги в и Metacritic, и, похоже, один из главных претендентов на звание «Игра года».

Original Sin 2 предлогает традиционно разнообразный набор из рас и классов, большое количество квестов, диалогов, возможность делать выбор из нескольких вариантов практически в каждой игровой ситуации и многое другое.

Нас же в первую очередь интересуют здешние тактические бои, проходящие в пошаговом режиме и с активным участием сопартийцев. Как и в предыдущей части для успешного завершения боя игрокам придется грамотно пользоваться особенностями окружения, которое здесь стало еще интерактивнее. Плюс не последнюю роль будет играть элемент везения.

Приятно также, что в Original Sin 2 присутствует на 4-х человек, позволяющий играть как