История игральных карт, кто придумал. Кто изображен на игральных картах? История игральных

  • 09.07.2021

(Оцени первым)

Вконтакте

Одноклассники

Редкий современный человек не держал в руках игральных карт. Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.

У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Есть две главные версии . Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Китайцы усложнили игру в кости и получили домино. Затем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. Такие таблички использовались для напоминающей пасьянс игры "маджонг", распространённой в Китае и Японии. Суть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. Из Азии итальянские путешественники привезли в Европу идею использовать для игр карточки с изображениями. Удивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с появлением карт - прекрасный пример сосуществования разных ветвей эволюции.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья". Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

— легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. " " выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз — слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д"Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.

Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — . И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"…и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа. Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля. Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.


С конца XVIII века начался настоящий , охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, бридж, ) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.

На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

  • «Магия "Монополии"» заключается в возможности начисто разорить своего лучшего друга без причинения ему реального вреда». Эдвард П. Паркер (Edward P. Parker) […]
  • Белоруссия готова построить свой Монте-Карло. В пику Москве, решившей ограничить деятельность казино четырьмя зонами, Минск готовит правительственное постановление об открытии […]
  • Вконтакте

    Редкий современный человек не держал в руках игральных карт.

    Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.
    У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, но это всего лишь легенда. Ведь уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

    Есть несколько версий происхождения карт:

    Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить.
    Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино.
    Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов.
    Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет.
    А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл.
    Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.


    Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами.
    Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.
    Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро.
    Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.
    Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

    Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века.
    Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители.
    В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина.
    Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты.
    Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним.
    Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

    Существует предположение, что колода — не случайный набор карт.
    52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года.
    Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды.
    В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик.
    Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги.
    Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха.
    На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

    Не было единообразия в карточных мастях.
    В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов".
    Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть.
    Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы".
    На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".
    Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

    Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий.
    В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно.
    К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

    Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).
    В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной.
    Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк.
    В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца.
    Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину —аллегорию суеты и тщеславия.

    К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе.
    С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и азартные игры считались греховными.
    Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов.
    Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.
    Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города.
    Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка.
    После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие.
    Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику.
    Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты.
    Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

    В России карты появились в начале XVII столетия.
    К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.
    Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"...и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр.
    Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.
    Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих.
    Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию.
    Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.
    В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт.
    Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман.
    Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа.
    Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.
    А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля.
    Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.
    Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия.
    Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления.
    Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани.
    Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах.
    В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.

    С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую культуру.
    Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет".
    Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес".
    В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.
    Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай.
    Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.
    На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу.
    Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий.
    Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа.
    Но это совсем другая игра.
    Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода.
    В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм.
    А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти —"серпы", "молоты" и "звезды".
    Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

    Карты – прямоугольной формы куски материала из сверхпрочного пластика, специально подготовленного картона или тонкой бумаги, с изображением различных мотивов, собранные в набор для использования во множестве карточных игр, в гадании, в магических трюках или для карточных фокусов. Как правило, все карты размером с ладонь, чтобы их было удобно держать в руках.
    Полный набор карт называют карточной колодой, колода в которой 32-е карты называется малой колодой игральных карт, колода с 52-мя картами – большой или англо-американской, а карты, которые игрок держит во время игры - его (игрока) карточной рукой. Колода карт унифицирована, одна колода карт может использоваться во множестве разных игр, некоторые из которых включают азартную составную - игру на деньги.
    Лицевая сторона каждой карты, как ее еще называют картинка или лицо карты маркирована. Индекс игральных карт включает в себя обозначение силы карты – двойка (с англ. deuce)… пятерка (с англ. five)… десятка (с англ. ten), валет (с англ. jack), дама (с англ. queen), король (с англ. king), туз (с англ. ace) и карточную масть – черва (с англ. hearts - сердца), бубна (с англ. diamonds – бриллианты), пика (с англ. spades - лопаты), трефа (с англ. clubs - дубина). Стиль игральных карт, как правило, у каждой страны свой: есть русская серия игральных карт, французские игральные карты, богатые традиции в итальянских мастеров, у карт из Германии, Швеции, Австрии также есть своя отличительная черта, свой национальный колорит.
    Тыльная сторона карт у нас называется рубашкой, в большинстве случаев это простой и одновременно изысканный узор, каждый производитель карт использует свой уникальный рисунок, иногда на обороте карт брендовые изготовители размещают свой логотип. Цвет рубашки у колоды карт редко бывает не синим или красным, иногда зелеными и коричневыми, реже встречаются карты с белым и черным цветом рубашки. В исключительных случаях отличие кардинально, например карты для фокусов «Bicycle» c прозрачной рубашкой или игральные карты с разноцветной рубашкой «Rainbow cards» той же компании «Bicycle».

    Карты за предназначением делятся на:

    1. Игральные карты – самый распространенный вид карт на нашей планете, 92% населения хоть раз держали в руках одну из них. История игральных карт насчитывает более четырех тысяч лет, самые древние игральные (именно игральные, а не гадальные) карты дошли к нам из Китая и датируются 1400-ым годом до нашей эры. В наше время насчитывается более 10000 основных карточных игр, плюс к этому масса вариаций и разновидностей на основные карточные игры, например, игра Покер насчитывает больше 200-от подвидом, основным из которых является Техасский Холдэм (от англ. Texas Hold"em). Поскольку есть много видов игральных карт, мы их рассмотрим более подробно в следующей главе.

    2. Гадальные карты , или самые распространенные среди них есть карты Таро - в зависимости от использованной стилистики, различные знаменитые колоды получили имена:
    - египетское Таро - египетские мотивы на картинках карт
    - марсельские Таро – карты в французском стиле XVII века
    - карты Таро Висконти-Сфорца – карты выполнены в стиле итальянского Ренессанса
    - карты Таро Райдера-Уэйта – карты нарисованы в начале ХХ века, это самая популярная колода карт Таро, оставившая множество клонов и потомков за собой
    - карты Таро Тота - последний фундаментальный труд мастера Алистера Кроули в котором обобщаются все его познания и убеждения
    - карты Таро Ленорман - карты Ленормана также относятся к категории гадальных карт

    3. Карты для фокусов или карты для магических трюков (от англ. magic tricks cards) – манипуляции с картами и небольшие карточные магические шоу будут доступны Вам с этими картами. Лучшие карты для фокусов по своим характеристикам, а это - качество, высокое скольжение (что намного упрощает манипуляцию с ними) и долговечность, являются карты компании «Bicycle», этот бренд - безусловный лидер в этой сфере. У нас в магазине Вы можете приобрести магические карты этой фирмы в большом ассортименте. Видео с карточными трюками вы найдете на этих сайтах:
    - //www.howtodotricks.com/
    - //www.trickmagic.com/
    - //www.goodtricks.net/cardmagic.html

    4. Карты для пасьянса (от англ. Solitaire Cards Game) – для раскладывания Вашего любимого пасьянса в большинстве случаев подойдут стандартные игральные карты (будь то малая 32-х карточная колода или 52-х карточная большая колода игральных карт, все зависит от типа пасьянса). Для эксклюзивных пасьянсов продаются отдельные колоды с нужным количеством определенных карт по мастям в дополнение к набору идет буклет с правилами для этого пасьянса.

    5. Специфические карты – карты, которые могли войти в одну из категорий выше, но по какой-то причини не попали туда, так как акцент сделан не на игру или удобство обращения с ними в карточных фокусах, а именно на их спецификации, делятся на свои подкатегории
    - карты для детей – развивающие карты с очень яркими и запоминающимися картинками со сказочными персонажами
    - шуточные карты - карты с веселыми картинками, пародиями на известных людей, также сюда относятся политические шаржи и тому подобные
    - карты с эротическими фотографиями – эротические карты и карты с порно фото, я думаю, в комментариях не нуждаются

    Карты делятся за материалом изготовления:

    - картонные карты (с англ. paper playing cards)– стандартные карты, как правило, самые дешевые из всех представленных на рынке. Но помните – хорошие (значит брендовые) бумажные / картонные карты будут служить Вам достаточно долго, так у фирмовых производителей используется тонкий гофрированный и прессованный картон высокого качества.
    - карты с пластиковым покрытием (с англ. plastic coated playing cards)– высокотехнологичные карты с нанесенным тонким слоем пластика поверх карты для придания прочности и отменных скользящих характеристик. Опять же, в нашем понятии, карты с пластиковым покрытием ассоциируются с дешевым китайским ширпотребом, что выбрать – 5 колод привезенных из Китая или 1-ну нормальную брендовую – решать Вам.
    - пластиковые карты (с англ. plastic playing cards)– самые прочные и долговечные карты среди всех остальных для производства одной колоды пластикових карт используют сверхтехнологичный ПВХ пластик. 100% пластиковые карты с правильным уходом и использованием прослужат Вам до 500 раз больше чем картонные,
    - эксклюзивные карты – золотая колода игральных карт, карты с добавками серебра или со вставками из других драгоценных металлов – самые элитные и дорогие карты, но согласитесь, они будут прекрасным подарком для любителя азартных игр.

    Игральные карты (на англ. Playing cards). Разноплановая характеристика игральных карт, деление игральных карт по группам, систематизация игральных карт за версией сайта N ashP oker.N et

    Игральные Карты по размеру:

    - игральные карты стандартного размера или бридж размера (от англ. bridge size) – игральные карты со следующими физическими параметрами: 2.25" x 3.50" – ширина 2.25 дюйма, длинна 3.50 дюйма, это приблизительно 5.72 сантиметра на 8.89 сантиметров.

    - покерные игральные карты или карты покерного размера (от англ. poker size) – игральные карты с более широкой основой, ширина карт для покера 2.50" дюйма, высота карт 3.50" дюйма или 6.35 см на 8.89 см.

    - карты необычных форм (треугольные, круглые или увеличенные в 5 раз)– эти карты скорее сделаны для веселья, чем для серьезной карточной игры и могут стать отличным и оригинальным подарком для картежника.


    Игральные карты делятся за количеством карт в колоде:

    - малая колода карт – в колоде 36 карт, правила таких игр как дурак, вист, преферанс, очко, кинг, тысяча допускают игру малой колодой…
    - большая колода карт – в колоде 52 карты плюс дополнительно 2 джокера, большая колода карт является необходимым условием для таких карточных игр: покер, бридж, блэкджек, баккара, сека…
    - карты под определенную игру – количество карт в таких колодах нестандартно, в такую колоду всегда входят правила данной игры. Например, колода карт для игры в пинокль (с англ. pinocle или pinochle) насчитывает 48 карт – 2 набора десяток, вальтов, дам, королей и тузов, для другой увлекательной игры канасты (от исп. canasta) предполагается двойная большая колода с дополнительными джокерами. Есть еще масса новых карточных игр, зачастую колоды к таким эксклюзивным играм выпускают брендовые производители игральных карт: Modiano, Copag, Bicycle, Piatnik, Bee, Dal Negro, Kem, Fournier.

    Игральные карты за размером индекса классифицируются:


    - карты со стандартным индексом (на англ. Regular Index или Standard Index) - карты с обычным индексом среднего размера

    - карты с большим индексом (на англ. Jumbo Index или Large Index) - игральные карты с оптимальным на наш взгляд размером индекса

    - карты с огромным индексом (на англ. Magnum Index или Super Index ) - эти карты сделаны специально для людей у кого плохо со зрением

    Игральные карты за количество индексов делятся на:

    - (сокращенное обозначение 2 Pips) – один индекс расположен в верхнем левом углу, второй в правом нижнем, такое расположение индексов более привычно для нас и всеобще принято в США, но не учитывает левшей-любителей карточных игр.

    - (сокращенное обозначение 4 Pips) – эти карты более распространены в Европе и есть в большом ассортименте у любого европейского производителя игральных карт, будь то Modiano, Piatnik, Dal Negro или Fournier.

    Карты делятся по цвету индекса и картинки:

    - (от англ. standard color playing cards) – самые распространенные в наше время игральные карты со стандартным цветом индексов и мастей – для червей и бубны предусмотрен красный цвет, для пик и крестей – черный, рисунки старших карт раскрашиваются в вольных цветах.

    - четырехцветные игральные карты (от англ. 4 color playing cards) – эти игральные карты понемногу уходят в историю, они были популярны в Европе до середины прошлого столетия, их отличительной чертой являются четыре (вместо двух для обычных карт) зарезервированных цвета для мастей и индексов. Для масти червей предусмотрен красный цвет, за бубны отвечает синий, масти пики соответствует черный цвет, а за крестами зарезервирован зеленый цвет, вальты, дамы, короли и тузы разрисованы в умеренном стиле только в основных цветах.

    - двухцветные эксклюзивные игральные карты (от англ. 2 color exclusive playing cards) - особенные и редко встречающиеся игральные карты, могут быть выполнены в одном цвете или двух цветах с разными вариациями оттенков. К этим картам также относятся золотые и позолоченные игральные карты – смотрятся очень эффектно.

    Градация игральных карт за цветом рубашки:

    - игральные карты с одним основным цветом рубашки – узор рисунка и грани на рубашке карт выполнен в одном цвете, как правило, этим цветом является синий или красный, хотя другие не есть исключениями.
    - игральные карты с разноцветным фоном на рубашке – есть игральные карты, где рубашка карт раскрашена во все цвета радуги, возникает очень интересный эффект при тасовании такой колоды, также сюда относятся карты с разноцветным узором на рубашке.
    - игральные карты с рисунком на обороте – рисунки на рубашке бывают разными, возможно это что-то нейтральное – цветок, пейзаж, милое животное, картинка автомобиля, кадра с фильма или просто реклама…

    Карты за производителем:

    - брендовые игральные карты – самые качественные игральные карты Вы сможете найти в линейке у одного из мировых лидеров по производству карт, будь то картонные карты, игральные карты с пластиковым покрытием или 100% пластиковые карты – удовольствие от игры Вам гарантировано. Производители гиганты на рынке игральных карт:
    1. Американская компания United States Playing Card Company (сокращенно U. S. Playing Card Co. или USPC) ей принадлежат такие известные бренды игральных карт - Bicycle Bee KEM Hoyle Aviator Congress Maverick Streamline.
    2. Итальянская компания Modiano – лидер по производству карт в Европе.
    3. Бразильская компания производитель игральных карт Copag – крупный игрок на американском рынке игральных карт.
    4. Испанская компания Fournier – производит качественные и приемлимые за ценой игральные карты.
    5. Австрийская компания Piatnik - накопленный 150-ти летний опыт по производству игральных карт отразились на качестве продукции, компания Piatnik по праву гордится своими традициями.
    6. Еще один представитель итальянской школы изготовителей игральных карт компания Dal Negro – качество, качество и еще раз качество выпущенной продукции.
    7... На рынке игральных карт есть масса производителей, но доля этих компаний очень мала...

    - не брендовые игральные карты - как правило, игральные карты производства Китай (made in China), название, написанное на коробке, напоминает или созвучно с мировым брендом-производителем игральных карт, качество естественно в разы ниже, конечно это касается и цены.

    - игральные карты под заказ – вы можете заказать свою собственную колоду с изображением своих друзей, семьи или ваших коллег. Дизайн может быть как Ваш так и самого изготовителя. Стоимость колоды карт на заказ зависит от количества заказа, чем больше Вам нужно колод с картами – тем ниже цена одной колоды.

    Мы рассмотрели основные категории игральных карт и теперь с легкостью можем читать условные обозначения на любой колоде, например:
    Пример № 1: Modiano Cristallo red plastic playing cards poker size 4 pips jumbo index – пластиковые игральные карты с красной рубашкой итальянской компании Modiano модель Cristallo, карты покерного размера с четырьмя большими индексами.
    Пример № 2: Copag 139 blue plastic coated playing cards poker size 2 pips regular index, что означает – синие игральные карты с пластиковым покрытием бразильской компании Copag марка 139, карты для покера с двумя стандартними индексами.

    Надеемся эта статья станет справочником по игральным картам и поможет сделать правильный выбор при покупке игральных карт. Статья - живая, свои пожелания и уточнения присылайте нам на почту...

    Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. И сделал он это с целью позабавить ими Карла VI в минуты просветления помраченного ума его величества.

    Версию эту первыми опровергли в XVIII столетии два ученых литератора, аббаты де Лонгрю и Рив, которые в своих диссертациях убедительно доказали, что карты и карточные игры появились задолго до царствования этого бедного государя.

    Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.

    Этот акт появился гораздо раньше того времени, когда Грэнгоннер вручил нарисованные им карты страдавшему умопомешательством монарху. Полученный им за эти карты приличный гонорар побудил художника к творчеству, и он стал активно работать над усовершенствованием оформления карт. Он заменил некоторые фигуры на картах, а в царствование Карла VII внес дальнейшие изменения в изображения на картах и придумал фигурам те названия, которые они носят и теперь.

    Так, по прихоти художника Давид, пиковый король , был эмблемой Карла VII, а король червовый был наименован Карлом Великим. Королева Регина в трефовой даме изображала Марию, супругу Карла VII.

    Паллада, пиковая дама, олицетворяла Деву Орлеанскую, Жанну д`Арк. Рахиль, бубновая дама - нежную Агнесу Сорель, а червовая дама Юдифь - легкую "по нравственности" Изабеллу Баварскую. Четыре валета (оруженосцы) обозначали собою четырех храбрых рыцарей: Ожье и Лансело при Карле Великом, Гектора де Галлара и Ла-Гира при Карле VII. И другие названия карт были выдержаны художником во вкусе того времени - воинственной аллегории. Черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы - съестные припасы, фураж и амуницию. И наконец, туз (ас) в латинском своем значении представлял собой то, что всегда признавалось главным богатством войны - деньги.

    Живописец Грэнгоннер, таким образом, хоть и не является изобретателем карт , но оставил своим соотечественникам и всем на наследство, которое во многом способствовало и способствует сейчас развлечению людей, и не только праздных, но и деловых, и привело к разнообразию занятий во всех слоях общества.

    Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа...

    Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

    Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.

    Из чего делали игральные карты

    Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста . Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

    Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

    В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.

    Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

    Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

    Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.

    Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр

    Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

    Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000... Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.

    Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

    Когда игральные карты появились в России

    Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.

    О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

    О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.

    Видео: История игральных карт

    Хоть раз в жизни в карты играл каждый житель нашей страны. Будь-то простой подкидной дурак или аристократический преферанс. При этом большинство любителей карточных игр уверено, что в качестве валетов, дам и королей изображены некие абстрактные персонажи. Это не так…

    Джокер: веселый колдун

    Самое удивительное, что единственная карта в колоде не имеющая реального прототипа, это Джокер. Во многих карточных играх он не используется вовсе, а в других выступает в роли высшего козыря. При этом само слово Джокер в переводе на русский язык обозначает весельчака, шута и озорника. Правда, иногда Джокера рисуют в виде маленького чертенка, подчеркивая тем самым, историю его появления из гадальных карт Таро. В колоде магических карт Джокер является злым волшебником. В то же время самой популярной версией происхождения слова «Джокер» является название игры Джукер, в которой впервые и появился этот карточный персонаж.

    Карточные короли: лучшие среди равных

    Как утверждают исторические хроники, в Европе играть в карты начали в 14 веке. Не брезговали перекинуться в карты и особы королевских кровей. В это время к середине XVвека в Европе появились основные изображения дам, валетов и королей. В то далекое время, как и сегодня, колода карт насчитывала 52 листа, поделенных на четыре масти. Подобная цифра не случайна, ведь 52 это число недель в году, а масти – четыре времени года. Самое удивительное, что сегодня точно известно, кто являлся прототипом изображений королей в карточной колоде. Королем пик стал царь Давид, известный читателям из Ветхого завета. В роли короля треф выступил великий завоеватель Александр Македонский. Король бубен, не менее знаменитый правитель – Юлий Цезарь. Самым молодым с исторической точки зрения оказался король червей – Карл Великий. Символично, что каждый из прототипов карточных королей оставил свой неизгладимый след в истории человечества. Александр Македонский завоевал половину мира. Царь Давид оказался самым известным коронованным персонажем Ветхого Завета. Ну, а Карл Великий создал Священную Римскую империю. Гай Юлий Цезарь – прославился, как наиболее популярный диктатор древнего Рима.

    Карточные дамы: само совершенство

    Карточные дамы, также имели своих реальных прототипов. Однако это были вовсе не жены, людей давших прообраз карточным королям, а совершенно посторонние им особы. Дама червей – это воинственная Юдифь, совершившая немало подвигов на страницах Ветхого завета. Это именно она хладнокровно отсекла голову предводителю ассирийцев, спасая город детства от вторжения завоевателей. По другим источникам, считающихся более достоверными, червонной дамой стала великолепная Елена Троянская. По легенде, ее матерью являлась царица Спарты Леда, а отцом сам Зевс. Дама бубей – это супруга одного из рыцарей Круглого стола – Рагнель. В качестве трефовой дамы художники изображали либо греческую богиню Аргину, отвечавшую за тщеславие и пустую суету, либо Лукрецию, представляющую добродетель. Сложнее оказалось с дамой пик. На ее роль ее претендуют сразу три реальных женщины, образ каждой из которых в разное время появлялся на карточных листах. Чаще всего это Миневра – богиня мудрости, войны и победы. Реже дамой пик становилась Афина, также отвечавшая за успешные боевые действия или легендарная героиня средневековья Жанна д Арк.

    Валет: прислуга королей

    В качестве валетов в колоде игральных карт, как в случае с дамами и королями выступили реальные исторические личности. Правда, если бы эти люди узнали, как обошлись с ними вероломные художники, создававшие колоды карт, то сильно обиделись. Валет в переводе с французского означает – слугу или лакея. Однако прототипы валетов ими никогда не являлись. Валет червей – это рыцарь Этьене де Виньеле – ближайший соратник Жанны д Арк. Валет пик – благородный рыцарь Огиер Датский. По преданиям он неоднократно убивал драконов, истребил немало великанов и вообще был закадычным приятелем феи Морганы. Впоследствии волшебница за ночи страстной любви наградила Огиера даром вечной молодости. Валет треф – знаменитый рыцарь Ланселот. В роли бубнового валета выступает неистовый Роланд.

    Китайцы и домино

    Кто же изобрел игральные карты: итальянцы, испанцы, французы или они подарок человечеству от нечистой силы? Увы! Автор игральных карт известен – это китайцы. Самое удивительное, что карты в Китае это не самостоятельная игра, а более простая и дешевая в производстве разновидность домино. Когда-то давно китайцы азартно играли в кости, затем они трансформировались в домино, которые в свою очередь переродились в карты. Произошло это в тот момент, когда домино перенесли на картон. Получились карты со шкалой очков, к которым со временем добавились фигуры. В словаре Чинг-цзе-Тунга упоминается, что карты изобретены в 1120 г. н.э., а спустя 12 лет получили распространение по всему Китаю. Существует правда, альтернативная, версия происхождения игральных карт из древнего Египта. Будто бы тысячелетия назад египетские жрецы зашифровали всю мудрость мира на в 78 золотых табличках. Часть из них символически изображалась в форме карт, причем 56 из них (Младшие Арканы) были игральными, а 22 (Старшие Арканы) использовались исключительно для гадания. Впрочем, как китайская, так и египетская версия происхождения игральных карт не более чем легенда, тогда как в Европе карты были известны с XIV века. Например, в 1367 году в Берне карточные игры были запрещены официальным указом, а в 1377 году посланник Папы Римского сетовал, что монахи режутся в карты прямо у стен своей обители.