Подвижные игры нашего детства ссср. Дворовые игры для детей

  • 01.04.2024

Решила немного поностальгировать. Всем, рожденным в СССР, посвящается. Очень классная тема, приятных вам воспоминаний!

Рассказывает блогер Алексей Мараховец: Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих - секции, кружки, школы, репетиторы… Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас. Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова - ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было «Одноклассников», благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Дворовые игры - это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.

То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки - в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры - некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.

Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.

Войнушка
Помните, «тай-тай налетай, кто в войнушку играй!»? :) Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии «нашинских» и «ненашинских», вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков - автоматами. У кого был настоящий игрушечный пистолет, тот объявлял себя командиром и начиналось. Из-за каждого угла доносилось «та-та-та! Ты убит» - «Нет, ты меня только в руку ранил!!» - «А я как будто из последних сил...». - «Четыре-четыре, я на перерыве» - «Пять-пять - я в игре опять» и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой. А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё «оружие» за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие - в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов своими белыми платками.



Зарница
В пионерских лагерях «войнушка» приобретала масштаб мощной военно-патриотической игры, о которой даже снимали фильмы («До первой крови»). Вот это был настоящий драйв, ради которого стоило ездить в лагеря.

Вышибалы
В эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.



Лягушки
В «Лягушки» в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.

Горячая картошка
Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик). Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга - «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг, а игрок, кидавший мяч, садится в центр.


Пионербол
Упрощённая версия волейбола, где мяч игроки не отбивают, а ловят двумя руками и кидают его дальше тоже двумя руками. Популярная пляжная и лагерная игра.

Квадрат
Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.
1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч «до» и «после» (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два - игроки, находящиеся по диагонали друг к другу - считаются союзниками и имеют общий счет.




Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.

Козёл
Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова «КОЗЁЛ». Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся «козлом». Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось «подлянками»:)

Двадцать одно
Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше - всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.

Штандер-стоп
Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Червички-стоп (Хали-хало)
Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем «Хали-Хало».

Собачки
Игра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки «собачке» - человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч - меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность «Горячей картошки».

Сифа
Школьная игра, в которую играли исключительно мальчики. Всё дело в снаряде, которым играли - грязная, вонючая тряпка (либо половая, либо со школьной доски). Чем противнее «снаряд», тем активнее шла игра. Смысл игры в том, что начинающий берёт в руки мокрую тряпку и бросает её в стоящего рядом соседа с криком «Сифа!» (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегаются от новоиспечённого «сифы» врассыпную. Задача «сифы» - реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, даже если он не хочет принимать участие в игре. И так далее, пока кто-то не смирится с новым статусом сифы на весь оставшийся день. Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости, и зачастую большинство играли в неё не по своему желанию, а ради спасения от грязных пятен на одежде.




Какие только чудеса уворачиваемости не проявляли мы, чтобы не стать «сифаком»…

Городки, клёк.
Смысл игры заключается в сбивании битой (палкой) разных строений из дощечек и палочек.



Секретики
Девачковая игра, смысл которой заключался в закапывании в разных укромных уголках двора цветных бутылочных стёклышек, с конфетной фольгой в виде подложки. Смысл игры для мальчиков заключался в нахождении и уничтожении этих закладок.

Двенадцать палочек
Очень популярная на всём советском просторе игра. Основная ее суть в том, что все игроки должны успеть спрятаться в то время, пока ведущий собирает в одну кучу 12 палочек, разбросанных перед этим. Таким же способом - раскидывая палочки - можно и «выручать» не только себя, но и уже «застуканных» игроков.



Прятки
Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся. А потом начинается «Стук-стук, Дима. Стук-стук, Маша...».

Море волнуется раз...
Детсадовская игра, где после слов ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри!», участники замирают в позах, которые изображают различные слова. Ведущий должен угадать, что они изображают.

Дочки-матери
Игра-подготовка девочек к семейной жизни:) Кстати, мальчики тоже в неё охотно играли, изображая детей и пап.



Снежки
Перебрасывание снежными комьями зимой. Либо стенка на стенку, либо строили снежные крепости и оттуда кидались.



Брызгалки
Вариант «войнушки», только в качестве оружия использовались пластиковые бутылки из-под моющих средств (например, «Белизны»), наполненных водой и с дыркой в крышке.

Ножички
Очень популярная игра мальчишек, заключающаяся в метании ножа в землю. Разновидностей игры было много - «земельки», «танчики» и так далее. Цель игры «земельки» - «отвоевать» у противника как можно больше земли. Игроки по очереди кидали ножики в землю, стоя на своем участке, и «отрезали» земли у своих противников.

Самые распространённые советские складные ножи, которыми и играли:



Догонялки
Без комментариев:)

Царь горы
Смысл игры заключается в захвате и удержании какой-нибудь не очень высокой горки - либо песчаной на пляже, либо снежной во дворе. Претенденты на царя должны постараться скинуть засидевшегося правителя с горы всеми способами. Однажды мы играли в царя горы на высоких трубах, я упал на живот и чуть не задохнулся…


Классики
Очень популярная у девочек игра, где мелом на асфальте рисуют квадраты в определенной последовательности, Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Все наши дворы были изрисованы этими квадратами. Наверное, они главный претендент на символ советского детства. Мел и асфальт - всё, что нам было нужно для игр.



Казаки-разбойники
Очень популярная игра, аналог пряток, в которые играли всем двором. Одна команда («разбойники») пряталась, а другая («казаки») её искала, используя подсказки «разбойников» в виде стрелок на земле, деревьях, стенах домов. Игра продолжалась весьма долго.

Колечко-колечко, выйди на крылечко
Игра детских садиков. Участники садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Ведущий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные «лодочкой» руки со словами: «Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю» и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» - и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому «избранный» старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Съедобное-не съедобное
Ведущий бросает участникам игры мяч, одновременно называя различные предметы. Мяч нужно ловить в случае, если названный предмет съедобен и отбивать мяч в противном случае.

Камень-ножницы-бумага
Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один из трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке. Победитель определяется по следующим правилам:
- Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
- Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
- Бумага побеждает камень («бумага накрывает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. Обычно играли на щелбаны и после игры лоб участников был красным.

Рыбак и рыбка
Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников - перепрыгнуть скакалку.

Резиночки
Всем известная и любимейшая игра всех девчонок во дворах. Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись

Уровни игры в резиночку:
- первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер («под попой»)
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.
Я никогда не понимал, как девочкам удавалось так высоко прыгать и задирать ноги. Да, о самой резинке - зачастую это была резинка из трусов, связанная с несколькими такими же. Купить новую было очень сложно из-за дефицита.

Специально не упомянул тут еще несколько известных игр, надеюсь, вы их сами вспомните:)
А какие игры были самыми популярными в вашем дворе? Играют ли ваши дети в эти игры сейчас?

Дорогие мои воспитатели! Вот и наступает долгожданное лето! А это значит - площадка и подвижные игры! Я предлагаю Вам вспомнить наши старые любимые игры и научить им ребят. Уверена, будет здорово, весело! Оставим фей Винкс и всевозможных роботов, пусть поскучают... А мы скучать не будем!

Скачать:


Предварительный просмотр:


"Резиночки"
Цель: развивать вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учить тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Ход игры:
Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.


"Классики"

Цель: развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

"Бояре"

Цель: развивать умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

"Тише едешь, дальше будешь - стоп"

Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

"Колдунчики"

Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.


"Море волнуется раз"
Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

"Казаки-разбойники"
Цель: развивать базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и стойкость.
Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников».


"12 палочек"

Цель: развивать умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.


"Вышибалы"
Цель: развивать умение уворачиваться, ловкость, координацию движений
«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

"Я знаю 5 имен"
Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.

"Съедобное-несъедобное"
Цель: развивать чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Колечко-колечко
Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Вы поедете на бал?
Цель: развивать воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы, умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Водящий произносит считалку:

Вам барыня прислала кусочек одеяла

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черно с белым не носить.

Вы поедете на бал?
После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

"Я садовником родился"
Цель: развивать память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

"Горячая картошка"
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание.

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! - картошка же горячая, обожжемся!!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".

Участники – не менее 4 человек.

Считалкой выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; «Штандер-Вася», еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп! (Хали-Хало стоп!)
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Шаги:

Гигантские - шаг на весь размах ноги

Человеческие - обычные шаги

Лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

Муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

Зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге

Утиные - шаги вприсядку

Лягушка - прыжок

Верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул

Лучше назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.


В современных дворах школьников всё меньше. Дома - айпад, комп, телек. А на улице что? Маньяки и комендантские часы. В 80-е всё было по-другому. Дома - тоска смертная, и мы пропадали целыми днями на улице! И нам ! Вспомним?

Эти игры утеряны, пожалуй, навсегда. Сейчас в Туле проводят чемпионаты дворовых игр, но участвуют в них в основном ностальгирующие взрослые, те, кому сейчас 30-40, а тогда (в то замечательное «тогда»!) было 7-12 лет. Детям же любовь к «резиночкам», «казакам-разбойникам» и «биточкам-классикам», увы, уже не привить.

«Резиночки»

Пожалуй, главный дворовый хит нашего детства. Играли в него преимущественно девочки с первого по четвёртый класс, некоторые слегка задерживались, «разминаясь» с младшими сёстрами и соседками в перерывах между школой и уже настоящими свиданиями.

Резинка (обычная, бельевая, которая у нас попросту называлась «для трусов») была в арсенале каждой школьницы. Для игры нужно было около трёх метров, концы связывали, а ещё лучше - сшивали (сами или просили маму).

Мне повезло: бабушка работала кассиром в криволученской «Галантерее», поэтому помимо простых белых резинок у меня водились и чёрные, и цветные.

Смысл игры: двое становились на расстоянии, зацепив за ноги резинку, остальные через эту резинку прыгали. Уровней (по высоте и сложности) было много: от щиколоток («первые») до самой шеи («седьмые»).

Особо прыгучие удивляли сидящих на лавочках бабушек-болельщиц «восьмыми»: в этом случае резинку держали руками на высоте ушей.

Девочка, которая не смогла пропрыгать нужную комбинацию, считалась «заронившей» или «стратившей» и становилась «столбом» с резинкой на ногах. Прыгать выходила следующая. Играть в «резиночки» можно было минимум втроём. Хотя... Если уж народу во дворе не было, а сыграть в «резиночки» буквально приспичило, играли и вдвоём, прицепляя край резинки за деревце или качели.

«Классики» или «биточки»

Давным-давно, дорогие мои детишечки, когда в тульских дворах были тротуары... А если серьёзно, в нашем детстве в старых дворах нашего города действительно были широкие ровные пешеходные дорожки. И все они непременно были исписаны мелом. И у каждого подъезда были начерчены прямоугольники, разделённые на пронумерованные клеточки. Это и были «классики».

Смысл игры заключался в том, что нужно было пройти (а точнее, проскакать на одной или двух ногах) все клетки по порядку. И не просто проскакать, а одновременно пинать ногой шайбу, которая называлась «биточкой».

В игре могло участвовать сколько угодно игроков. Можно было попрыгать и одному.

Главным артефактом «классиков», конечно, была битка. К слову, её можно было купить и в магазине, правда, они редко попадались. Магазинные экземпляры изготавливались из лёгкого металла и украшены были «барельефом» героев мультика «Ну, погоди!».

Если же покупной битки не было, её делали сами. В первую очередь, тырили у родителей обувной крем в плоских банках, безжалостно выбрасывая остатки и заполняя содержимое жестяной коробочки песком. Чтобы битка не открылась ненароком, её край стесывали об асфальт. Такие же прекрасные биточки получались из коробочек из-под монпансье.

Не знаю, как в других районах Тулы, а в Криволучье было ещё одно месторождение роскошнейших биток - предприятие по сбору металлолома «Втормет» (мы называли его «чермет»). Находился «чермет» через ж/д пути от улицы Приупской. Так что нам, 7-8-летним, ходить туда было ещё интереснее: так далеко от дома, без спросу, да ещё пролезть под стоящим составом... Настоящий квест! А на самом «чермете» мы искали (и находили!) шикарные шайбочки, предположительно свинцовые. Ровные, гладкие, тяжёленькие (не промажешь!) - такие были только у нас!

«12 палочек»

Эта игра немногим отличалась от простых «пряток». Тот же «вОда», игроки прячутся. В начале кона собирали 12 палочек, клали их на край досочки, а под неё - камешек так, чтобы можно было наступить на другой край щепки и конструкцию развалить. Палочки устанавливали возле стенки-«чуры», лицом к которой и становился водящий («Кто не спрятался, я не виноват!»). И когда в ходе игры вОда «застукивал» спрятавшегося игрока, его задачей было как можно быстрее добежать до чуры и с криком «чур-палочки» (или «чур-палочки-застукалочки!») конструкцию развалить.

В «12 палочек» мы играли всем двором, подбадривая водящего криками-мантрами: «Кто по городу не ходит, тот четыре кона водит!», «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор!» (это означало, что водящий близко к «чуре» и бежать из укрытия рановато), «Пила-пила, лети как стрела!» (пора мчать к палочкам!).

«Краски»

Это была игра на скорость и ловкость. Играть в «Краски» собирались человек по десять. Все, кроме двоих, были «красками». Каждый выбирал себе цвет.

Оставшиеся двое становились по договорённости продавцом красок и покупателем, который почему-то был монахом. Наверное, в этом был свой какой-то сакральный смысл, но представлен монах был не в самом выгодном свете. Он подходил к продавцу и как бы стучал в дверь, затем - диалог:

Тук-тук!

Кто там?

Я монах в синих штанах. На голове дырка, в ж** бутылка. Я пришел ЗА КРАСКОЙ.

Почему монах так ужасно выглядел, почему в таком непотребном виде явился в магазин, мне никогда понятно не было.

Но в детстве мы совершенно этим вопросом не заморачивались. Просто играли, и всё.

Затем беспардонный монах выбирал цвет краски, и, пока продавец называл цену и производил с монахом расчёт, краска выходила на старт. С последним уплаченным рублём (удар ладошкой монаха по ладошке продавца) «краска» срывалась с места! Если монаху, несмотря на наличие сами знаете где бутылки, удавалось догнать «краску», он забирал её себе и возвращал деньги. Чаще всего краски были быстрее. Оно и понятно!

артефакты детства

После нас ни одному археологу эти вещи ничего не скажут. Но мы бы за них душу продали!

Вкладыши от жвачки «Love is...» (Любовь - это...). На каждом вкладыше - разные сюжеты и объяснения, что же такое ЛЮБОВЬ.

Поразительно красивая битка с рисунком под слоем оргстекла. Сейчас продаётся для коллекций.

Плитки. Раньше ими облицовывали фасады домов. Дети же использовали разномастные плиточки для игр и коллекций как некий эквивалент для расчётов при спорах и менах.

Вспомним считалочки

Шел крокодил, трубку курил, трубка упала и написала:
«Шишел-мышел, п*рнул, вышел».
(Пардон, но из песни слов не выкинешь).
Иногда трубка, падая из неловких лап крокодила, писала:
«Шишли-мышли, сопли вышли».

Ехала машина грузовая, задавила Николая. Николай кричит: «Ура!»
Позовите докторА.
Доктор едет на бутылке,
Прямо немцу по затылке.
Немец думал, что война, сделал пушку из г**. Зарядил туда котлету, раз-два-три, и пушки нету!

January 23rd, 2014

Иногда так хочется повспоминать то, как мы росли, во что играли, какие у нас были игрушки. Особенно сейчас, когда у нас есть свои дети.
К сожалению, у меня самой практически ничего не сохранилось из игр моего детства, но сохранились воспоминания. И, немного погуляв по просторам Интернет, они материализовались в картинки.))

В моей личной игротеке больше всего было мозаик, наверно. Целых 3 штуки!
Пару из них я нашла на просторах интернета.

Мозаики

Вот точно такая же, в желтой коробочке, с элементами-гвоздиками.

Коробка закрывалась очень плотно и при открывании часть фишек непременно рассыпалась. А они, кстати, противно кололись, если их рассыпать на полу… А собрав узор на поле, нельзя было оставить его в коробке и убрать. Приходилось разбирать, потому что коробка не закрывалась ((И помню, меня терзала мысль: почему отсеков для элементов восемь, а цветов всего шесть? Иногда я думала, что это брак в моей коробке))

Еще была вот такая геометрическая мозаика, с различными по форме элементами.

Самой любимой была коробка с пазлами из ГДР. К сожалению, я не нашла изображения точно такой же коробки, но нашла подобную.

В коробке было 4 картинки из разных сказок. В моей были: Бременские музыканты, Розочка и Беляночка, Ганц и гусь и еще какая... не помню.

Головоломки

Я очень любила головоломки. Может потому что в них можно было играть одному?
Самые известные и любимые многими головоломки.

Помню, что сама накопила денег и купила себе эту игру.
В небольшой коробочке, которая легко помещается в кармане, лежит 15 квадратных фишек с порядковыми номерами от 1 до 15. Фишки кладутся в коробку в произвольном порядке. Остается одно свободное поле, используя которое нужно выстроить все фишки в порядке возрастания.

Пифагор

Это абсолютный аналог всем известного сейчас танграма. Но в СССР, в целях конспирации, видимо, многим играм присваивались другие названия)) У меня не было инструкции к игре, я не знала, что из элементов надо складывать различные фигурки, потому я просто укладывала все элементы в коробочку на скорость.

4Х4

Еще одна любимая головоломка, тоже купленная самостоятельно.
В коробке 16 фишек по 4 каждого цвета. Фишки укладываются в коробку произвольным образом. После чего нужно собрать в каждом углу фишки одного цвета, перемещая фишки во временные места между уголками. Для усложнения процесса была специальная палочка-перегородка, которая перекрывала один из 4-х проходов между квадратами. Собрать фишки с перегородкой было почти невозможно.))

Кубик Рубика

Пожалуй, самая популярная головоломка того времени. Сразу признаюсь, я не умела его собирать. Все собирание закончилось переклееванием наклеек, для получения одноцветных граней)) Зато многие знакомые обзаводились пухлыми тетрадками, в которых были расписаны схемы и формулы для собирания кубика. И кубик собирался за несколько минут!

Змейка Рубика

Это моя любимая.)) Даже своей дочке я купила такую сейчас и сама с удовольствием сидела и собирала фигурки, вспоминая детство.

Башня

Это цилиндрическая башня с вращающимися уровнями, заполненная разноцветными шариками с одной пустой ячейкой. Смысл в том, чтобы используя пустую ячейку, собрать по вертикали шарики одного цвета.
Мы играли по очереди во дворе, сидя на скамеечке. А мне потом досталась такая башня в виде брелка для ключей.

Лабиринты

Их было много разных. Суть в том, чтобы загнать шарик в центр лабиринта. В некоторых лабиринтах было несколько шариков. Верхом мастерства было загнать все шарики в центр.

Классические игры

Это, конечно, лото, домино, шашки и шахматы.
Почему то сейчас лото-домино-шашки звучит скучно… А раньше это были самые любимые семейные игры. Именно семейные.

В лото мы играли, когда собирались у бабушки большой компанией или на даче, под свет керосинки или свечей. И играли все вместе: и мы, и родители, и бабушки-дедушки.

В шашки мы играли вечерами с папой.
В уголки - с дедушкой.
А с братом играли в Чапаева.

Ах, да! Еще карты! Но карты - это отдельная история, с ними очень много игр, и детских в том числе.

Конструкторы

Архитектор

Были пластмассовые конструкторы, из которых можно было строить «типовые дома». В наборе были перекрытия, панели с оконными блоками и дверными проемами. В общем, какие в СССР были дома, такие и с помощью конструктора можно было построить.))

Машинки

У нас с братом был конструктор, в котором можно было собирать различные машинки. Там было несколько колесных баз, блоки различной длины и ширины, прозрачные блоки - окна, дверки для машинок. Это был хит.))



Металлический конструктор

Такой, наверно, был у каждого! То, что можно было собрать из него, казалось нереальным просто… Говорят, что были подобные наборы и с различными шестеренками и моторчиками, и из них можно было собрать полноценные механизмы. Вот, где раздолье для мальчишек!

Игра «За рулем»

Одна из самых популярных игр. Ее выпускают и сейчас. И многие, я знаю, мечтают получить ее для своих детей))
Игра представляет собой вращающийся диск, изображающий закольцованную дорогу, по которой движется автомобильчик с магнитиком на пузе.
Цель игры - держать автомобильчик строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги более простое в освоении, внутреннее - намного сложнее.
Верхом мастерства считалось на полной скорости проехать огороженный участок в углу дороги, не задев заграждение.
Но у игры легко терялись ключи зажигания (тогда приходилось соединять провода напрямую), или сама машинка (тогда использовали разные другие металлические предметы типа скрепки или монетки), или ломался мотор (тогда приходилось кому-то одному крутить дорогу)… Но, тем не менее, многие дети о ней мечтали.

Спортивные настольные игры

Хоккей

Настольный хоккей был весьма популярен среди мальчишек, скорее всего, потому, что в СССР хоккей вообще был очень популярен.))
На игровом поле установлены фигурки хоккеистов, которые управляются игроками. Два игрока, две хоккейные команды. Одна маленькая резиновая шайба.
Матчи устраивались почти как настоящие. Многие умельцы знали некоторые хитрости игры: меняли игроков местами, загибали клюшки для лучшей управляемости шайбой, а особо хитрые меняли пружины у хоккеистов на более тугие, чтобы удар был сильнее.
Был такой и настольный футбол.

Баскетбол

В баскетболе не было игроков на поле. А само поле накрыто было пластиковым куполом, чтобы мяч не улетал с поля. В процессе игры часто дети так увлекались, что били по всем кнопкам подряд, не обращая внимания, куда именно упал мяч.

Веселая карусель

Это не что иное, как настоящая рулетка. В наборе было игровое поле, фишки, шарик для рулетки. Все по-настоящему. Именно из этой игры я узнала основные правила того, как делаются ставки в казино.))
В настоящее время с азартными играми ведется активная борьба, а в нашем детстве мы играли в эту игру с друзьями.

Микропроцессорные игры

Без них - никуда! Мне кажется, что не найдется ни одного ребенка, чье детство пришлось на 80-90е годы, который не пропадал бы часами за одной из таких игрушек.

Всем известная «Ну, погоди!»: черно-белый жидкокристаллический экран, на котором волк ловит яйца. Первая игра была выпущена примерно в конце 1984 года. Электронные игрушки советских времен были удовольствием не из дешевых, стоила такая игра 25 рублей. Для сравнения, булка хлеба стоила 20 копеек, а 1 кг мяса 2-4 рубля.
Игра была скопирована с зарубежных аналогов, только героев заменили на более знакомых. На самом деле, разновидностей таких игр было больше десятка, точно: «Веселый повар», «Автослалом», «Тайны океана». У меня была «Космический мост», вот такая.

Мы часто менялись ими с друзьями.
Вот можно подробно почитать и посмотреть разные варианты «Электроники». И найти ту, которая была у вас.

Ходилки

Конечно, было много игр бродилок, с фишками и игральным кубиком. Такие игры часто печатали на разворотах в детских журналах типа "Веселые картинки". И сейчас многие детские журналы возобновили эту традицию.

Вот можно скачать и распечатать некоторые ходилки того времени.
У нас с братом хитом была игра-ходилка "Кондейка". Папа принес нам ее с работы. Точнее, принес правила. Поле мы нарисовали на альбомном листе и для надежности приклеили в коробку от "Веселой карусели". И играли, много и долго.)))

И в завершение нашего экскурса в детство хочется показать еще несколько игрушек, которые были найдены в Интернете и в моей памяти:

Детская кинокамера

В комплекте было несколько микрофильмов. Заряжаешь пленку, крутишь ручку и смотришь мультик.

Набор для вышивания

В комплекте шла картонная книжка с узорами для вышивания и прилагались цветные нитки.
У меня был такой. Я вышила почти все картинки.

Ткацкий станок

В моем детстве он был побольше размером. Вот, где наглядно можно было понять, как ткать материю, и каких трудов это стоит. В результате мне удалось сделать лишь один маленький коврик в кукольный домик. Натянуть основные нити было крайне непростым занятием…

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. "Газета.Ru" оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают "первые") до уровня шеи (прыгают "шестые"). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название "пожэпэ". Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в "классики" может быть любое.


Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русской народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речевку: "Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли..." Диалог заканчивается словами: "Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда" . Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.


Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации "один против всех".

Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: "Тише едешь, дальше будешь — стоп" . Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и "выручить". Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с "брызгалками" и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.


Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды — "казаков" и "разбойников". Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. "Разбойники" загадывают секретное слово. "Казаки" отходят в сторону так, чтобы не видеть "разбойников". "Разбойники" убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками "казаков". Задача "казаков" — найти по стрелкам "разбойников". Каждого "разбойника" "казак" приводит в "тюрьму" и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. "Казаки" побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех "разбойников".


Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать "своих".

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на "рычаг" (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к "рычагу" и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.


Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Вышибалы

Как играть. "Вышибалы" — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача "вышибал" — бросая мяч друг другу, попасть в любого из "центральных" игроков. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут "спасти" выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде "центральных" игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.


Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: "Я знаю одно имя девочки" , ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: "Я знаю одно имя мальчика", "Я знаю один цвет", "Я знаю одно животное", "Я знаю один город" . Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: "Я знаю два имени девочки" — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет "съедобный", игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке "яблоко-дыня-морковь-картошка" неожиданно произнести: "утюг". Если игрок ошибается и "съедает" "несъедобное", то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в "ножички" под разными названиями: "земля", "города", "скамейки", "бабки-дедки", "танчики", "кораблики", "футбол", "морской бой". Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.


Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его "лодочку" свою и произнося считалку: "Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю". Задача водящего — незаметно вложить "колечко" одному из игроков и произнести "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:

"Да" и "нет" не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова "да", "нет", "черный", "белый". Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его "садовнику"-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме..." И называет "имя" (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. "Садовник" отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: "Что делать этому игроку?" "Садовник" назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок "отрабатывает" фант и забирает свою вещь.


Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: "Кис?" Если игрок, стоящий спиной, отвечает "брысь" , водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит "мяу" , водящий спрашивает его: "Какой цвет?" Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только "да". Обычно вопросы каверзные вроде: "Ты его любишь?" Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый — совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.


Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.