Драгон эйдж 2 где. Прохождение - Акт II: Второстепенные квесты

  • 30.03.2020

В жанре фэнтези , разработанное канадской студией BioWare . Оно поступило в продажу 16 марта 2010 года в Северной Америке и 19 марта 2010 года в Европе на PC, Xbox 360 и PlayStation 3. Сюжет дополнения продолжает историю оригинальной игры.

Сюжет

Новые персонажи

Мхаири - человек, женщина-рыцарь, сопровождающая главного героя во время его похода к Башне Бдения, рекрут Серых стражей, стать которым она мечтала всю жизнь. После того, как Башня Бдения была очищена от порождений тьмы, она погибла во время обряда посвящения. (озвучивает Нина Гогаева)

Андерс - человек, маг-отступник из Ферелденского Круга. Прирождённый нарушитель спокойствия, Андерс неоднократно сбегал из башни, показывая невероятную изобретательность. Но несмотря на всю его находчивость и талант, ему никогда не удавалось окончательно ускользнуть от храмовников. После очередного побега был пойман и вёлся храмовниками в Круг. В Башне Бдения оказывается прямо перед нападением порождений тьмы, которые, по его словам, при встрече с Командором Стражей и убили храмовников. Может быть принят в Серые Стражи по желанию игрока. Узнает Стража Командора, если Начало было пройдено за мага. Также является одним из спутников в Dragon Age II. (озвучивает Станислав Стрелков)

Натаниэль Хоу - человек, сын Рендона Хоу. Проникнув в Башню Бдения, принадлежавшую ранее его роду, Натаниэль хотел забрать фамильные ценности, однако его схватили и бросили в тюрьму. Винит игрока в убийстве отца, если Начало пройдено за человека знатного происхождения. У игрока есть возможность казнить Натаниэля, либо принять в Серые стражи. Натаниэль ничего не знал о зверствах своего отца. (озвучивает Илья Бледный)

Веланна - долийская эльф-маг. Была изгнана из своего клана. Отличается скверным характером, пренебрежительно относится к человеческой расе (она считает, что именно люди похитили её сестру и теперь хочет всем жестоко отомстить). У игрока есть возможность взять Веланну в орден Стражей. Узнает Стража Командора если Начало пройдено за долийского эльфа. (озвучивает Ольга Голованова)

Сигрун - женщина-гном из Легиона Мертвых. Была изгнана, дабы встретить смерть в бою с порождениями тьмы. Из всего Легиона она одна осталась жива. Она бы также погибла, если бы не встретилась с главным героем. Узнав, что её спаситель - Серый Страж, просит присоединиться к его отряду и просит сама стать Серым Стражем. Узнает Стража Командора если Начало было пройдено за гнома. (озвучивает Татьяна Шитова)

Справедливость - благожелательный к смертным дух из Тени. Сам того не желая, дух вселяется в тело мёртвого Серого стража Кристофа. Узнав, кем Кристоф был раньше, дух отправляется с главным героем, помогая ему в истреблении порождений тьмы. (озвучивает Андрей Симанов)

Новые специализации

В этом дополнении к каждому классу также прибавилось по две специализации.

  • Хранитель - владеют скрытой магией долийских эльфов, которая практикуется на управлении растениями и корнями деревьев.
  • Маг-воин - сочетая в себе способности мага и воина, такие волшебники опасны в бою.
  • Воин духа - владеют магией, но всё же не являются волшебниками. Заигрывают с обитателями Тени, которые взамен дают воинам духа силы «Теневой магии».
  • Стражник - они крепки телом, понимают, что союзники также важны в бою, поэтому способны к разным видам обороны и оборонительных способностей.

Разбойникам:

  • Легионер-разведчик - слухи о Легионе Мёртвых восхищают, а легионеры-разведчики их подтверждают. Они способны выстоять любую атаку, которую бы не пережил ни один разбойник.
  • Тень - мастера засады и скрытности, разбойники-самоучки, опасны в бою.
Этот квест даёт вам воин-кунари, стоящий у входа в порт. Он пытается выяснить, куда пропали патрульные, высланные на Рваный Берег. Вас, как фигуру выдающуюся, заподозрили в том, что вы их перебили. Отправляйтесь в указанное кунари место. Кунари вы найдёте мёртвыми, возле них будет одержимый в компании с призраками, которые нападут и на вас. Возвращайтесь в порт и сообщите об увиденном кунари. Взамен вы получите 1 золотой и двуручный меч «Утешение Бинки».

Чествуя Павших/Honoring the Fallen

Соберите все три амулета погибших охотников, когда вы будете обследовать пещеру с вартераллом по квесту Мерриль «Отражение в Зеркале», и верните их Хранительнице Маретари.

Полуночная Встреча/Midnight Meeting

Этот квест появится только, если вы убили храмовников в ходе сюжетного квеста первого акта «Милосердный Поступок». После получения письма встретьтесь с лейтенантом храмовников, который пытается выяснить, что случилось с его пропавшими собратьями. Любая опция диалога приведет к сражению, и это завершит данный квест.

Семья в Долгах/A Debt in the Family

(за добавление спасибо TiMac)
Данный квест выдает храмовница-послушница Маржит в Казематах. Она сетует на то, что семья Керана по уши в долгах у тевинтерской процентщицы Сенестры-Змеи и просит Вас убедить ее простить долги.
Саму Сенестру можно найти ночью в порту. При разговоре с ней она сразу кидает пару фраз о том, что было бы неплохо убить Хоука, т.к. многие хорошо заплатят за это. Бой не представляет никакой сложности и после победы квест автоматически завершиться. Награда - 750опыта.

Специалист по Проблемам/The Fixer

Данный квест вы можете получить только, если в ходе сюжетного квеста «Найти и Снова Потерять» вы решили сжечь тела кунари.
В этом случае по возвращению домой вас будет ждать письмо, где неизвестный аноним предлагает вам работу по уничтожению неких трупов. Они не помечены маркерами и вам предстоит разыскать их самостоятельно. Всего их четыре:
1. В Клоаке в южной части, недалеко от Черного Джека.
2. Низший Город, ночь, Жилой Квартал.
3. Порт – ночь, офис начальника порта.
4. Рваный Берег, западная часть, немного южнее западного выхода на карту мира.

Вы можете просто избавиться от тел, как вам и предлагают – в этом случае после того, как вы найдете каждый труп, на карте появится квестовый маркер – где именно от него избавиться. В этом случае вам придется сражаться с противоположной бандитской группировкой у тела на Рваном Берегу и позже вы получите награду из письма (у меня это был только опыт – 1500 очков).

Вы можете перебить бандитов, сторожащих трупы в Порте и Низшем Городе, и не избавляться от тел. В этом случае вы получите награду от группировки на Рваном Берегу.

Запретные Знания/Forbidden Knowledge

В Киркволле и его окрестностях спрятаны книги Тароне по чёрной магии. Об этом мы либо узнаем в письме от Идунн (если вы не убили ее в ходе квеста первого акта «Враги Среди Нас»), либо после того, как найдем любую из книг самостоятельно.
Нам нужно найти все книги и либо уничтожить их, либо прочесть и обрести запретные знания (+2 очка характеристик, но они даются всего раз, даже если вы прочитаете все книги). Если просто взять книги, не читая, то они превратятся в мусор и годны только на продажу. Правда, стоят они почти 90 серебряных монет.

Книги находятся:
1. В Церкви, на балконе справа от входа. При уничтожении появляются демоны, призраки, колдовские ужасы, одержимые.
2. В Крепости Наместника в зале с троном. При уничтожении так же появляются демоны, призраки, одержимые и колдовской ужас.
3. На Рваном Берегу. От входа на берег бежим по верхней тропе, на месте пересечения троп видим открывшийся проход в Сырую Пещеру. Идём туда. Пещера маленькая, красивая и зловещая, перед фолиантом обитает небольшой дракон, после прочтения или уничтожения появится ревенант и прочая нежить.
4. В Костяной Яме после выполнения там квеста "Пещера Мёртвых". Соседняя с данной пещерой окажется вновь открывшейся и приведёт нас в маленькое подземелье с книгой. После прочтения появляется Демон Желания и прочие духи.
5. В Забытом Тэйге (новая пещера на Расколотой Горе). Это самое трудное место из пяти, бой до уничтожения фолианта будет куда труднее, чем после. Охраняют книгу разные виды нежити, одержимые, демоны ярости, големы, Демон Желания, ревенант и Тайный Ужас впридачу. После всего этого один-единственный ревенант с небольшим отрядом нежити, вылезающий на белый свет после прочтения книги, кажется мелочью, едва заслуживающей внимания.
Примечание – в комнате с книгой находится мирный голем-продавец с неплохим ассортиментом товаров.

После того, как вы уничтожите все пять фолиантов, идите в Клоаку. Там открылся проход в новое подземелье, он отмечен квестовой стрелкой.
Закупитесь бутылками с зельями, возьмите с собой самых сильных и хорошо экипированных членов отряда и только после этого отправляйтесь завершать данный квест. В «Забытом Логове» находятся ловушки мастер-класса, так что будьте осторожны. Лучше взять с собой разбойника – некоторые ловушки не обойти.
В подземелье будет находиться Чёрный Гримуар - после того, как мы его уничтожим, появятся достаточно сильные противники - это демоны гнева, одержимые, нежить и прочие столь же милые товарищи, включая Бессмертный Ужас Зебенкек, за убиение которого вы получите особое достижение. Все противники сильные - здесь не будет "рядовых" врагов, гибнущих с одного-трёх ударов. Можете пробежать назад до начала подземелья, как только начнется бой – тогда за вами последует только некоторые противники и с ними будет легче расправиться по частям. Одна Зебенкек не так уж опасна.
Примечание: Черный Гримуар можно прочитать и получить очки характеристик - при этом демоны появятся как и положено, и квест будет завершен, причем в журнале все книги будут значиться уничтоженными (возможно, баг).

Квесты Госпожи Селби:

(Данные квесты появляются только, если в ходе квеста Акт Милосердия в первом акте вы отпустили магов на свободу.)
Некая госпожа Селби, чью сестру усмирили храмовники, будет ждать вас в одном из закоулков Порта днём. Не её доске можно взять несколько квестов:

Найти и Спасти/Search and Rescue

Терри, одна из магов Старкхевена, которых вы спасли в прошлой части, просит разыскать её подругу-отступницу, удерживаемую охотниками за головами где-то на Рваном Берегу. Отправляйтесь в указанную пещеру, перебейте охотников за головами и освободите девушку-мага. Награду вы получите у госпожи Селби – 1 золотой.

Как Подставить Храмовника/How to Frame a Templar

Группа магов просит вас избавить их от давления храмовника Конрада Вернхарта, оклеветав его и выставив неблагонадёжным перед руководством ордена. Для этого идите в «Висельник» и поговорите с подвыпившим храмовником Родериком. Какой бы вариант обвинения вы не выбрали, на него это произведёт нужное впечатление.
Затем идите в Казематы и пронаблюдайте за перебранкой помощника начальника порта с чиновницей. Правее от них, за стойкой с продаваемым оружием, вы увидите свиток с заказом на поставку конфискованного лириума. Впишите в документ имя Конрада и отдайте его портовому рабочему, находящемуся тут же, в противоположном от входа углу двора. Затем возвращайтесь к госпоже Селби, получите 1 золотой в награду и прочтите на доске благодарственное письмо от магов, описывающее постигшее Конрада Вернхарта наказание.

Квесты Церкви:

Эльфы на Свободе/Elves at Large

(это объявление появляется только, если в первом акте вы уговорили Фэйнриэля отправиться в Круг в ходе квеста «Блудный Сын»)
Разберитесь с группой долийских эльфов, которые недавно безуспешно попытались освободить Фэйнриэля из Круга. Для этого отправляйтесь на Рваный Берег. Там вы найдете эльфов и группу наемников, которая уже успела их выследить. В ходе последующего разговора вы можете встать на сторону либо эльфов, либо наемников и перебить противоположную группировку.

Охотник за Головами/Bounty Hunter

(Данные квесты появляются только, если в ходе квеста Акт Милосердия в первом акте вы уговорили магов вернуться в Круг. Этот квест и квесты госпожи Селби взаимоисключают друг друга.)
Разыщите и расправьтесь с тремя беглыми магами. В отличие от предыдущего квеста, договориться с ними нельзя – они атакуют, как только вы попытаетесь начать разговор. Каждый маг будет призывать себе в подкрепление демонов, нежить и одержимых.

Черный Джек находится в южной части Клоаки (там, где раньше был Данциг).
Хебора де Сольер прячется в западной части Рваного Берега.
Иннли из Старкхевена находится на Расколотой Горе, в той ее части, где расположено эльфийское кладбище, в самом конце тропинки.

Скачки за Скетчем/Sketchy on the Details

(Данный квест не зависит от того, принимали ли вы сторону храмовников или магов в первом акте)
Разделайтесь с несколькими бандами, зачем-то преследующими Скетча (вашего старого знакомого, если вы играли в ДЛС «Песнь Лелианы» в Начале).

Банды, которые вам предстоит ликвидировать:
Ночной Киркволл, Высший Город, по дороге к дворцу наместника – «Мстители Денерима»
Ночной «Висельник», у задних комнат на втором этаже - «Бороды Ривайни»
Нижний Город, День, северная часть, недалеко от Эльфинажа – Антивские Убийцы
Казематы, День, тупичок недалеко от травника Соливитуса – группа Тал-Вашот.
Клоака, ночь, приблизительно в центре карты, члены гномской Хартии.

После этого отправляйтесь в Порт ночью и рапортуйте Скетчу, что вы избавили его от преследователей. В версии 1.01 квест глючен и после этого остается в журнале незаконченным.

Зачистка Улиц


Квесты, аналогичные первой части – избавьте Ночной Киркволл от бандитских шаек и получите награду у Друга в ночном «Висельнике»

Спокойной Ночи, Девочки/Ladies Lights Out

После того, как вы победите несколько групп «Ночных Сестёр», орудующих ночью в Высшем Городе, в ваши руки попадёт записка с указанием места, где прячется глава этой группы, «Блаженная» Гиллиан и её ближайшие помощницы. Зайдите в здание и уничтожьте всех, кто на вас нападёт (их много и они сильны, нападают в довольно тесном помещении, так что лучше брать в партию воинов-контактников и одного мага-целителя).

Низкий Город/The Lowdowns

Зачистите от банд «Подрезков» ночной Порт, после чего вам дадут указание на местонахождение их главаря. Отправляйтесь в указанное место и перебейте всех. Хорошенько обследуйте аллею – не все противники появляются сразу, иногда для их появляния нужно зайти в какой-нибудь боковой тупичок.

Городское Поколение/Hometown Breed

Аналогично двум предыдущим квестам, но расправиться нужно с «Собачниками», которые пытаются взять под контроль ночной Нижний Город. Среди членов этой шайки довольно много лучников, включая и самого лидера. Как и в предыдущем квесте, вам может понадобиться внимательно обследовать аллею с предводителем, чтобы заставить появиться всех членов банды.

Бюро Находок:

- Глаза Азура Джеймоса/The Eyes of Azure Jamos
Если вы решите посетить эльфийское кладбище, то у алтаря, где в первой части вы совершали ритуал с амулетом, на вас набросится сумасшедший маг. С его трупа можно снять два драгоценных камня. Отдайте их Азуру Джеймосу в Казематах.
Будьте осторожны – помимо сумасшедшего мага на кладбище на вас нападет группа нежити во главе с Теневым Убийцей. Схватки с ней можно избежать совсем, если выманить мага немного подальше от его стартовой точки.
- Безупречные Штаны/The One True Pantaloons
Эту вещь вы подберете с трупа одного из убитых вами противников в ходе квеста Андерса «Несогласие». Отдайте ее владельцу в Высшем Городе.
- Печать Древнего Бога Дюмата/Seal of Old God Dumat
Подбирается из ящика в Подземном Переходе, куда можно попасть из Порта в ночное время. Отдайте ее Болунду в Высшем Городе.
- Шестой Палец Вентворта/Wentworth’s Sixth Finger
Сие вы обнаружите в одном из мешков на поверхности шахты «Костяная Яма». Отдайте его сестре Филиас в Верхнем Городе.
- Шляпа Вакслера/Waxler’s Hat
Подбирается из мешка в Подземном Переходе, куда можно попасть из Порта в ночное время. Отдайте ее хозяину, который обретается ночью в «Висельнике».
- Кусок Парусины/Swath of the Jackyard
Эту вещь вы можете подобрать с трупа Фелла Ордена, предводителя бандитов, которых вы перебили, следуя квесту «Пираты на Утесах». Отдайте ее Дозорному в Порту.
- Тело Герральта «Южная Песнь»/«South-Song» Gerralt’s Corpse
Обнаруживается в Забытом Тэйге (пещера на Расколотой Горе, где также находится один из томов Запретного Знания). Предъявите его Герральту «Мудрость Востока» в Нижнем Городе.
- Ржавый Нож/Ream-Rot Knife
Подбирается на Расколотой Горе, недалеко от выхода пещеры на эльфийское кладбище. Отдайте его Фаджу в Эльфинаже Нижнего Города.
- Лириумное Вино/Lyrium-Laced Bilge Hoop
Подбирается на Глубинных Тропах, если вы отправились туда по квесту «Золото Глупца». Отдайте ее Мастеру Виски в Клоаке.
- Камея Гусятницы/Goosegirl Cameo
На трупе Хебора де Сольера (квест «Охотник за Головами») подберите камею и отдайте ее Ворсу де Сольеру в Нижнем Городе.
В версии 1.01 это квест глючен и камея почти никогда не оказывается на теле.

«Догоню — убью!»

В светлом зале ратуши, пыхтя и проскальзывая на поворотах, бегает меж колонн грозный рогатый гуманоид. Он размахивает огромным мечом, догоняя щуплого лучника, который петляет, пытаясь оказаться как можно дальше от острия.

«Ну и куда это годится? — мрачно думает улепетывающий лучник. — Я, знаменитый Гаррет Хоук, без пяти минут герой всего города, — и бегаю от какого-то тупого кунари. И почему я в воины не пошел?»

«Не надо было Гаррету соглашаться на дуэль, — сокрушается про себя стоящая поодаль команда. — Сейчас спокойно стоял бы под нашим прикрытием и лупил рогатую тварь из лука».

«Догоню — убью, — думает кунари, делает рывок и снова получает по физиономии огненной стрелой. — Не догоню — хоть согреюсь».


В начале прошлого года произошло удивительное событие: впервые за семь лет существования журнала ЛКИ игра получила максимально возможную оценку. Этой игрой была . Рейтинг журнала в 100% она заработала вполне заслуженно, оказавшись почти безупречной ролевой игрой и настоящим прорывом в жанре. Делая вторую часть ролевой серии, BioWare решила пойти на риск. Разработчики сильно изменили ролевую и боевую системы, интерфейс, диалоги и сюжетные каноны.

Странный юный гном все так же наводит жуть. Хороший парень, да больно неземной.

А вот и камео — знакомый нам эльф. За годы его повадки совсем не изменились.

Основа игрового процесса осталась прежней: герой посещает разные локации, набирает команду, беседует с народом и сражается с... плохим народом. Но в мелочах поменялось многое. Знакомые нам имена слышны лишь временами, в досужих разговорах (лишь пару раз персонажи, которых мы знаем, мелькнут в редких камео). Действие происходит не в Ферелдене, а в совсем другой стране. Сюжет раскручивается уже без всякого участия злобных архидемонов. И самое дикое, что на этот раз никто не спасает мир и место действия — один отдельно взятый город.

Странно? Странно. Давайте посмотрим, что у BioWare получилось в результате смелых экспериментов с Dragon Age 2 .

За что сидит премудрый гном?

Все начинается с тюрьмы храмовников, куда доставляют нового заключенного. Однако вопреки канонам жанра в ней оказывается не главный герой, а сомнительной внешности гном с наглой физиономией. На допросе гном, для вида поломавшись, начинает рассказывать историю. Вот она как раз о герое, который действительно может быть лишь одной расы — человеческой (увы, выбрать происхождение героя и его расу мы теперь не в силах).

Сомнительная внешность — еще мягкий эпитет по отношению к этой гномьей физиономии.

«Ты — Избранный. А я тут просто погулять вышла».

Завязка сюжета странно скомкана. По канонам, полагается показать жизнь персонажа до того, как приходят силы зла. Но здесь подход другой: стоит нам выбрать имя, пол, класс и внешность персонажа, как мы видим героя, удирающего вместе со своим семейством по горам и долам от порождений Тьмы. Можно лишь догадываться, как он дошел до жизни такой, но времени нет, и лишь из диалогов мы узнаем, что женщина рядом — его мать, а другая женщина (или мужчина) — сестра (или брат).

Бег вприпрыжку по пост-остагарскому Ферелдену заканчивается встречей с колоритной колдуньей, которая без обиняков называет нашего героя Избранным. По логике вещей колдунья, да еще с такими смелыми заявлениями, должна быть важным действующим лицом, а вовсе не банальным эпизодическим «роялем». А мрачный городок Киркуолл, куда сбежавших из Ферелдена Хоуков прибивает волнами, должен оказаться небольшим перевалочным пунктом в путешествии ради спасения мира.

Но именно в этом городе и его окрестностях герой Гаррет Хоук проведет ближайшие десять лет. Больше он не встретится с инфернальным злом. Мир спасать на этот раз не надо. Все, что от Хоука теперь требуется, — это разобраться в сложных взаимоотношениях магов, храмовников, властей, беженцев, эльфов, гномов, работорговцев, бандитов, контрабандистов, демонов, воинственных рогатых гуманоидов... и, конечно, неплохо бы вникнуть и в проблемы соратников тоже.

Здрасьте-Андрасьте

Главное в таких случаях — дать защитнику прочно вцепиться в монстра и не пустить его к магам.

Разумеется, чтобы разрешать политические кризисы, надо много общаться. И тут желающих поболтать ждет еще один неприятный сюрприз: блистательной системы диалогов, которая так приглянулась всем в Dragon Age: Origins, больше нет. Вместо списка развернутых ответов — выбор в стиле Mass Effect : краткое содержание и символ, обозначающий общий настрой. Не нужно выбирать слова — все равно не угадаешь, как именно сформулирует герой «юморной», «стойкий», «решительный», «агрессивный» или «миролюбивый» ответы. Неловкая ситуация с квестом на истребление крыс и объяснением перед гостями, описанная в рецензии на Origins, теперь невозможна в принципе. Все сюжетно-диалоговые развилки легко предугадываются, так что единственная неприятность, которая грозит за неправильный ответ, — неодобрение нашего спутника.

Диалоговая система из Mass Effect — выбор для Dragon Age 2 сомнительный. К счастью, это последний из заметных недостатков игры. Да и недостатком он считается лишь на фоне оригинала, и в разговорах с напарниками о нем быстро забываешь. Те же спутники героя сработаны мастерски, в лучших традициях BioWare. Дружелюбный гном с арбалетом (тот самый, из вступления), одержимый маг, которого лучше не злить, циничная покорительница морей, совестливая воительница, вечно смущающаяся эльфийка-маг...

Раньше пауки порой превра-
щались в красивых женщин. Теперь это просто пауки.

Поначалу кажется, правда, что эльфийка как-то чересчур напоминает Тали, а в «морской волчице» просматривается Джек. Но ощущение дежавю развеивается, стоит лишь узнать команду лучше. Соратники преподносят немало сюрпризов. В ключевые моменты сюжета они принимают решения, исходя из отношения к главному герою. Бывает и так, что персонаж, с которым сто раз ходил в пещеры на пауков и которого знаешь как облупленного, вдруг вмешивается в события, к добру или к худу. Если загнать индикатор «дружбы» в негатив, не стоит ожидать, что в финальных сражениях персонаж будет помогать Хоуку. У соратников Гаррета тоже есть свои желания, интересы и тщательно оберегаемые тайны.

Отношение спутников друг к другу, по традиции, раскрывается в разговорах, которые они затевают на природе, за спиной у нашего героя. Эти «разговорчики в строю» никогда не повторяются. Порой они смешны, порой познавательны — в любом случае, погреть уши рядом с соратниками бывает очень интересно, особенно если взять с собой пиратку: нескромными вопросами она способна вогнать в краску всех остальных боевых подруг и самого Гаррета.

Самая неприличная сцена в игре — разговор с эльфийкой в закрытом купальнике.

С личными отношениями дела в Dragon Age 2 обстоят одновременно и хорошо, и не очень. С одной стороны, ухаживать за спутниками тут легко. Ключевые фразы в диалогах помечены значком «сердечко», а редкие подарки, по большей части, не покупаются, а попадаются в добыче — при этом игра сама делает намек, дескать, показал бы ты колечко тому-то, а щит — тому-то. Да и выбор богатый — как для сторонников серьезных отношений, так и для любителей ни к чему не обязывающих связей в стиле «Шепард vs. Джек». Политкорректность вышла на новые высоты: в команде, к примеру, найдутся как минимум две особи мужского пола, с радостью готовые принять ухаживания Хоука-мужчины (и не спрашивайте, как я это узнал).

С другой стороны, Dragon Age 2 просто до неприличия прилична, когда дело доходит до дела . Не ждите откровенных сцен. На фоне любовных утех Dragon Age: Origins и уж тем более Mass Effect здешние романы, мягко говоря, целомудренны. Это странно, если учесть, что возрастные рейтинги у игр одни и те же.

Мы, роботы

А когда у мага кончается мана, он перехватывает поудобнее
посох и...

Но любовь приходит и уходит, а бандиты и всяческая нечисть подстерегают за каждым углом, так что выбор трех спутников на дальние походы (то есть до ближайшей горы) в первую очередь определяется нужными способностями.

Боевая система Dragon Age 2 была переделана почти до основания и стала еще больше походить на те, что используются в типичных онлайновых играх. Опыт, уровни, по три очка характеристик — все это нам знакомо. А вот специализацию в пределах каждого из трех классов (воин, маг, разбойник) определяют очки умений, которых персонажам выдают по штуке на каждом уровне. Это практически те же таланты — они тратятся на умения трех видов — активные, пассивные и включаемые.

Активные — это заклинания и действия, будь то огненные шары, лечение, оглушение, уход в невидимость и все остальное. Пассивные умения — «особенности», усиливающие персонажа в какой-то области раз и навсегда. С включаемыми умениями интереснее — это своеобразные «ауры», которые дают усиление герою или всему отряду (например, сопротивляемость магии или увеличенный урон), но при этом отбирают у героя часть полоски маны/энергии. Иногда герой может включить сразу две или три разные ауры, но при этом у него останется куцый огрызок маны, так что волей-неволей приходится выбирать приоритеты.

Защита всего отряда — одна из поддерживающих «аур» мага.

Специализировать героя лучше с самого начала. «Танк» в команде нужен обязательно, и с его развитием вопросов не будет: умений, усиливающих защиту и привлекающих монстров, в игре так много, что талантов на все может даже не хватить. С магами вариантов больше — школ магии много, выбирать можно любой на вкус. К тому же из магов сравнительно легко сотворить гибрида «заклинатель-лекарь». Из плута можно сделать стрелка с уклоном в контроль либо типичного азеротского разбойника с невидимостью, мгновенными прыжками за спину монстра и накоплением/разрядкой энергии кинжальных ударов.

Сражения в Dragon Age 2 стали более быстрыми и энергичными, так что неспешная раздача приказов в режиме паузы теперь немного не к месту. Конечно же, заниматься этим можно, но теряется динамика сражения. И тут в дело сгодится улучшенная система «программирования» поведения персонажей.

Надежнее всего, когда команда держится вместе. Воин убежал вперед, но оставшиеся позади дальнобойные классы друг
друга подстрахуют.

В Origins возможность заложить в героя алгоритмы типа «сильный враг — применяем сильное умение, здоровье упало — лечимся» оказалась отличным нововведением. Боты — бич онлайновых миров, но в Ферелдене алгоритмизация поведения напарников оказалась очень кстати. Единственное, что всерьез раздражало, — первоначальные ограничения по количеству команд. К счастью, в BioWare сообразили, что привязка максимально возможного количества команд к умениям персонажа выглядит дико. В Dragon Age 2 эти ограничения были сняты, а спутники персонажа (пусть не все и не всегда) к тому же программируются автоматически, с каждым новообретенным умением, что избавляет от возни.

Вариантов условий и действий при их наступлении стало намного больше. Вдобавок появились «поведенческие шаблоны» — то есть герою можно сделать несколько «программ» на все случаи жизни. Выбор программы тоже можно доверить герою — переход из шаблона в шаблон легко сделать условным, чтобы герой самостоятельно мог решить, какой алгоритм и когда применять! За усиленный автономный интеллект напарников, снимающий с игрока кучу хлопот с микроуправлением, можно простить многое.

«Сводим и AOE»

Даже хрупкая волшебница может отправить нехорошего рыцаря в долгий полет магическим пинком.

Единственная проблема с оставленными на свое усмотрение героями состоит в том, что маги все-таки иногда норовят убежать от воина подальше и там славно сдохнуть. Кнопка «всем стоять» в игре, конечно, есть, но очень не хватает кнопки «держись позади «танка», чудо в тряпочках!». Впрочем, если не брать в команду разбойников «кинжального» толка, можно без всякой лишней рефлексии пришпиливать героев к одному месту и подводить к ним врагов пачками. Заодно так решается проблема со смертельными ловушками, в которые даже разбойники попадаются с завидным постоянством.

Заранее расставлять героев в нужных местах полезно, но помогает это не всегда, особенно в тесных местах (а игровые локации у BioWare всегда походили на узкие кишки). Ставить мага лучше не позади воина, а рядом с ним, чтобы тот успел вовремя снять «агрессию», если чудище появится прямо перед магом.

Первая фаза боя. Воительница запрограммирована не ругаться, если маги ненароком сорвут агрессию.

Да, случается и такое. Это раньше монстры и бандиты были хоть чуточку стыдливы и возрождались в стиле «мы подошли из-за угла». Теперь они могут внезапно вылупиться из пустоты прямо на наших глазах. Нежить и демоны еще как-то делают вид, что выкапываются из-под земли, а пауки — что спускаются откуда-то сверху, но бандитам иногда даже лень сделать движение «типа, я спрыгнул с крыши». Время от времени обнаруживаешь, что очередная волна врагов вдруг выскочила прямо из-под ног у магов. Так что врагов надо держать близко, а магов — еще ближе.

Разделение на рядовых врагов, боссов и супербоссов в игре осталось и даже усугубилось. В сражениях с особо вредными драконами или элементалями отчетливо заметны «фазы боя». Тот, кто знаком с World of Warcraft хотя бы шапочно, сразу сообразит, что, если дракон без предупреждения взлетел и уселся на утес, надо ждать огненных плевков и толпы маленьких дракончиков. Если же в пещере злой элементаль вдруг остановился и начал колдовать, лучше не гадать, для чего в интерьер пещеры входят сталактитовые колонны.

Предчувствие насчет «а не заскочить ли нам за колонну»
нас не обмануло.

Кто-то скажет, что заимствовать из онлайна плохо. Ничуть нет, если это означает удобство для игрока! А играть в Dragon Age 2 действительно удобно, и как раз благодаря тому, что множество хороших идей в серии взяты из популярных виртуальных миров. Например, концепция «вне боя», убирающая необходимость лечиться между сражениями. Или отсутствие «дружественного огня», без которого теперь можно легко заливать врагов напалмом. Стрелкам помогает охотничья тактика «отбежал — выстрелил», с помощью которой Гаррету все-таки удалось одолеть вредного кунари из вступления к статье. А система рун, которые вкладываются в «разъемы» на одежде, очень сильно напоминает ювелирное дело из World of Warcraft.

И таких примеров много. «Мусорная» добыча (в основном, побитые молью шарфы) продается торговцам одной кнопкой. Напарники всю игру не меняют одежду — ее параметры увеличиваются с их ростом в уровне (меньше хлопот с гардеробом, хотя в каком-то смысле это минус). При выборе оружия или элемента костюма в вещмешке (конечно же, общем) предмет сразу наглядно сравнивается с тем, что надет на героя. И всюду — подсказки, отслеживание квестов, напоминания о том, чем герой занят, и подробный расклад по боевой статистике персонажа. Это плохо? Это удобно!

Как там они уживаются рядом

Эльфы тут симпатичны, но слегка упадочны. На лицах уже заметна печать инбридинга.

Мир в Dragon Age 2 все-таки свой — мрачноватый, далекий от типичного «высокого фэнтези» и отчасти схожий с вселенной «Ведьмака» Сапковского. Что Ферелден, что Вольная Марка — везде те же войны, бандитизм, нищета, беженцы, притесняемые эльфы и сложные взаимоотношения магов с властями.

Город Киркуолл, куда занесло семейство Хоуков, — тоже не слишком приятное место. С грозными башнями над узкими улочками он недаром напоминает одну огромную тюрьму. В древности Киркуолл был столицей рабовладельцев — о тех временах напоминает не только его архитектура, но и жутковатые «рыдающие» монументы и барельефы. Над всем Киркуоллом возвышается громада Казематов, обширной тюрьмы, которой нашлось полезное применение — там храмовники держат взаперти местный Круг магов. Рыцари бдительно следят за каждым обладателем магического дара. Основания у них для этого есть: по законам этого мира, магия привлекает потусторонний мир, и поговорка «в каждом сидит внутренний демон» очень часто оправдывается, когда речь заходит о чародействе. Так что во избежание беды храмовники ни одного мага не выпускают из Круга. Самым неблагонадежным стирают личность варварской процедурой «усмирения».

Понятно, что городские чародеи, видя такой расклад, стараются не попадаться храмовникам на глаза. Никому не хочется сидеть взаперти. Кое-кто и вовсе уходит в подполье, где смотрят сквозь пальцы на занятие опаснейшей магией крови. Тем больше забот у рыцарей.

Бойцов кунари легче всего узнать даже не по рогам, а по вечно кислым выражениям лиц.

Весь Киркуолл — сложный клубок интересов и интриг. Храмовники защищают простой люд от демонов. Маги противятся гонениям. Церковь Андрасте пытается помирить одних с другими. Наместник мучается с непутевым сыном. Городская стража с ног сбивается, отлавливая контрабандистов и работорговцев. Гномы собирают экспедицию в подозрительные подземелья. В горах рядом с городом стоит эльфийский табор, а в порту непонятно зачем решили зазимовать воинственные рогатые гуманоиды кунари — все с лицом Брюса Уиллиса и со специфическими представлениями о чести.

Разрешать конфликты, распутывать заговоры, увещевать непонятливых и выводить на чистую воду негодяев будет Гаррет Хоук. Для местечкового приключения в Dragon Age 2 хватает дилемм и непростых вопросов. Одно дело, когда на мир надвигается армия тьмы. Другое — когда зло сокрыто в самих людях. И часто Хоуку придется делать выбор, когда обе стороны в чем-то правы и обе в чем-то сильно заблуждаются, когда закон противоречит морали, когда размеры двух зол очень трудно сравнить... а тут еще спутники включаются в беседу и тоже чего-то хотят. Легких путей тут нет. А это значит, что все так, как и должно быть в хорошей ролевой игре.



Да, Dragon Age 2 чуть-чуть не дотянула до планки, поставленной первой частью. Начало игры бестолково, диалоги урезаны, и вместо спасения мира герой почти безвылазно занимается городскими проблемами. Но кто-то ведь должен это делать. Архидемон один, а желающих заняться политикой много — и они способны натворить не меньших бед. Свары в одном отдельно взятом Киркуолле могут эхом отозваться по всему континенту. И они отзовутся, положив начало новым временам и новым историям, а храмовники в поисках такого нужного всем героя будут долго и безрезультатно допрашивать его бывшего спутника, гнома с сомнительной внешностью.

А найдут они Хоука или нет — это мы узнаем уже в следующем Dragon Age.

Увлекательность
Графика
Удобство
Баланс
Разнообразие тактики

Руководство

Лучший вид на этот бой — со стрелой на тетиве верного лука.

Для первого прохождения игры я по традиции выбрал класс разбойника и сделал из него стрелка. Причин тому несколько. Во-первых, стрелок среди спутников всего один. Во-вторых, у охотников всегда лучший вид на поле сражения. В-третьих, работа эта — не бей лежачего: знай себе пали по ближайшим врагам, прикрывай своих и время от времени накрывай область дождем стрел.

Стрелок может худо-бедно отбиться от монстра, а в особо запущенных случаях — уйти в невидимость, если, конечно, возьмет эту способность. Находясь рядом с магами, он сможет их легко защитить. Продвигаясь впереди всей команды, стрелок, будучи разбойником, может первым обнаруживать и обезвреживать ловушки. Недооценивать их нельзя — ближе к концу игры попадание в ловушку может стать фатальным.

Наконец, играя за разбойника, можно не задумываясь отпирать все встреченные сундуки подряд.

Комплектование отряда

Защитник у нас в команде есть — всего один, но отличный! Без него отправляться в бой — смерти подобно! Точнее, без нее, потому что в роли «танка» — женщина- воительница Авелин.

С лечением команды сложностей тоже не будет. Один-два перспективных мага-целителя среди соратников тоже найдутся. Нельзя сделать врача только из эльфийки Мерриль. Лучше всех справится с ролью целителя и боевого воскрешателя маг Андерс, хотя кое-кому, возможно, будет некомфортно постоянно держать его позади (в Андерсе нашел убежище демон).

Какие «убойные» персонажи предпочтительнее? Я склоняюсь в пользу специализаций дистанционного боя — а именно стрелка Варрика или чародейки Мерриль. Не то чтобы разбойница Изабелла и воины Карвер и Фенрис были чем-то плохи... Просто, когда основная группа стоит на одном месте и никуда не убегает, в сражении больше порядка. Держась вместе, дальнобойные персонажи поддерживают друг друга. Если враг ненароком пройдет мимо «танка» и попробует погрызть трех плотно стоящих героев, ему достанется втрое больше плюх. К тому же держать всю команду в одном месте полезно для осуществления тактики «сводим в кучку и бьем по площади». Теперь, когда в игре нет «дружественного огня», из магов и стрелков без всяких проблем можно делать огнеметы и напалмовые бомбы.

К сведению: «дружественный огонь» при желании включить можно — для этого надо выставить максимальный уровень сложности.

Характеристики и параметры

Архитектура Киркуолла однознач-
но не добавляет пейзажу опти-
мизма. Может, поэтому местные жители и кидаются на людей?

Характеристик у персонажа в игре шесть.

    Сила. Необходима воинам, и только им. Повышает урон от оружия и вероятность попасть по врагу — то есть меткость, которая тут называется странным термином «Атака».

    Ловкость. Необходима разбойникам, и только им. Повышает у разбойников силу ударов, меткость («Атаку») и вероятность критического удара.

    Магия. Необходима магам, и только им. Увеличивает урон и меткость от заклинаний и от обычной «стрельбы» посохом. Высокие параметры магии к тому же защищают от враждебной магии, уменьшая время действия и урон.

    Хитрость. Необходима разбойникам, хотя теоретически повышает защиту (способность уклоняться от ударов) и урон от критического удара для всех классов. Кроме того, хитрость определяет возможности разбойников по обезвреживанию ловушек и открытию замков. В начале игры можно обойтись 20 очками, к середине потребуется не меньше 30. Самые сложные замки и ловушки потребуют 40 единиц хитрости.

    Сила воли. Необходима всем классам, так как повышает запас маны или энергии (та же мана, но для разбойников и воинов). Чем больше у персонажа маны, тем дольше он сможет выдавать урон, лечить напарников, останавливать монстров. Если маны нет, придется либо пить дорогое зелье (повторно его можно выпить лишь через некоторое время «перезарядки»), либо бить врагов атакой по умолчанию.

    Выносливость. Нужна в первую очередь танку. Во вторую очередь — классам, которые близко соприкасаются с врагом (воинам с двуручниками и разбойникам с кинжалами). Магам и стрелкам про выносливость тоже забывать не стоит, потому что даже самый лучший защитник не спасет от прилетевшего плевка дракона или от монстра, появившегося прямо перед щуплым магом.

Другие параметры персонажа частью определяются характеристиками (например, защита), частью — снаряжением (броня), усилениями или изученными пассивными умениями.

    Урон. Количество здоровья, снимаемого с «условного врага в вакууме» при обычной атаке холодным оружием, выстрелом из лука, арбалета или из посоха. На него влияет уровень оружия и характеристика — сила или ловкость, в зависимости от класса. Реальный урон рассчитывается с поправкой на броню и сопротивляемость магии противника.

    Атака. Вероятность того, что удар или выстрел достигнет цели. В зависимости от класса на «атаку» влияют значения силы, ловкости или магии. Кроме того, вероятность попадания по сильному врагу или «боссу» намного ниже, чем по рядовому врагу.

    Защита. Вероятность увернуться от вражеской атаки. Защита — параметр не воинский, а разбойничий, так как зависит от хитрости. Воины в защите нуждаются мало, у них есть свои способы оставаться в живых, принимая на себя мощные удары.

    Броня. Снижает входящий физический урон (и только физический!). Чем выше класс монстра, тем меньше эффект поглощения ударов. Броня — типичный воинский параметр. И не только потому, что брони много на тяжелых доспехах и щитах, но и потому, что высокий уровень брони, как и в первой части Dragon Age, определяет высокий уровень угрозы. То есть монстры и тут не оставили мазохистских повадок — видя перед собой тряпочного мага и закованного в броню воина, они набросятся на воина.

    Устойчивость к урону. Вычитается из любой входящей атаки — как физической, так магической. Обычно обнаруживается на вещах или в специфических «танковых» ветках умений. До высокого уровня его не развить, но это и не нужно, потому что кроме него из урона вычитается еще много всего.

    Устойчивость к магии. Она вычитается из магических атак. Получается та же броня, но уже действующая против магического входящего урона. Устойчивость к магии вдобавок уменьшает время действия вражеских заклинаний на героя.

    Стойкость. Помогает персонажу сопротивляться физическим и магическим эффектам, которые могут вывести его из строя (оглушить или сбить с ног) или наложить негативный эффект (например, поджигание).

    Устойчивость к стихиям бывает пяти видов: устойчивость к огню, холоду, электричеству, силам природы и магии духа. Обычно обнаруживается она на вещах. Польза от нее есть, потому что развить сопротивляемость магии вообще довольно сложно, а вещи с защитой от определенных типов магии попадаются часто. Например, если в перспективе — бой с драконами, лучше снабдить команду (или, как минимум, защитника) хотя бы парой вещей с устойчивостью к огню.

О тонкостях применения магии стоит поговорить отдельно.

Использование магии

Замерз, бедняжка.

Как не попозировать на фоне такого трофея?

Магия в игре бывает пяти типов: огненная , ледяная , электрическая , природная и магия духа . Все это — типы урона. Эффекты проклятия, замедления или оглушения урона не дают, так что технически типа у них нет. Свой тип урона есть у каждого магического посоха (из посохов, напомню, маг может палить как из волшебных палочек в World of Warcraft — мана при этом не тратится).

У врагов в игре часто встречается как уязвимость к каким-то типам магии, так и сопротивляемость и даже иммунитет. Поэтому стоит помнить, что:

    Драконы уязвимы к холоду (на магию огня они плевать хотели с высокого уступа — и плюют, тем же огнем).

    Пауки уязвимы к электричеству.

    Порождения тьмы (они тут встречаются редко, но тем не менее) уязвимы к магии духа и природы.

    Демонические тени (напротив, встречаются за каждым поворотом) не любят электричество и магию природы.

    Демоны желания (попадаются реже, чем хотелось бы) тоже боятся электричества и магии природы.

    Демонов гнева , раскаленных и опасных, стоит по возможности охлаждать.

    Маги крови , как правило, ненавидят магию духа.

    Каменные големы уязвимы к холоду и электричеству.

    Бойцов кунари сильно впечатляют магия холода и магия природы.

Кроме того, маги могут бросать заклинания, которые наносят физический урон . От заклинаний этого типа врагов спасает уже броня, так что против храмовников она чуть менее эффективна, чем против магов.

Какие именно заклинания осмысленно раздавать каждому магу в команде, мы расскажем чуть дальше, в разделе о спутниках.

Межклассовое взаимодействие

Межклассовое взаимодействие — новая концепция в серии, которая многократно облегчает сражения, если правильно ее применить. Смысл ее в том, что одни персонажи с помощью специфических умений накладывают на врагов негативные эффекты, которые усиливают эффективность специфических умений других персонажей.

«Очередной безумный маг, третий за неделю. Наверное, их тут где-то специально выращивают»

Синергия классов: маг замораживает, стрелок разбивает.

Проще говоря, маг бросает на врагов улучшенное морозное заклинание, и они на время делаются хрупкими, а воин использует умение, которое действует с удвоенной силой как раз на хрупких врагов. Или, наоборот, воин ушибает врага щитом и приводит в состояние ошеломления, а маг бросает заклинание, которое бьет с удвоенной силой или оглушает именно ошеломленных врагов. Разбойничьи умения накладывают эффект дезориентации, под которые тоже найдутся и заклинания, и умения воина.

Так что бой можно сильно облегчить, если развивать персонажей с учетом их взаимодействия. Это особенно пригождается в конце игры, когда начинают попадаться неприлично толстокожие враги.

Хорошая же новость состоит в том, что межклассовое взаимодействие очень легко забивается в алгоритмы поведения персонажа. Чтобы заставить, например, стрелка на условие «Враг хрупкий» применять действие «Использовать разрывную стрелу», не нужно долго разбираться в командах.

Соратники

В этом разделе мы расскажем о спутниках, об их роли в команде, о том, как найти к ним подход.

Карвер

Класс: воин

Идеи храмовников не всегда бывают удачными. Порой даже статуи возражают.

Досье: Младший брат Гаррета (или Мариан) Хоук. Изначально настроен на соперничество с братом или сестрой. Очень любит, когда Хоук в диалоге спрашивает его совета. Будучи воином, решительно выступает против магов и поддерживает начинания храмовников. Соответственно, проще всего с ним подружиться, если при нем демонстративно становиться на сторону храмовников.

Роль: воин обычный, одна штука. У Карвера, в отличие от большинства спутников, нет уникального древа умений — только пять стандартных. Сделать из брата можно как бойца с двуручным оружием, так и защитника, но найти ему подходящую роль сложновато. В роли «танка» он сыграет хуже, чем Авелин. В роли Наносящего Урон Бойца его обскачет Фенрис. Получается, что Карвер — это своеобразная «компенсация» за хлипкость главного героя-мага.

Это интересно: внешность Карвера и Бетани меняется в зависимости от выбранной внешности и цвета кожи главного героя или героини. Братья и сестры должны быть похожи друг на друга!

Бетани

Класс: маг

Досье: младшая сестра Гаррета или Мариан Хоук, маг-отступник. Опасается угодить в Круг магов, старательно скрывает свой дар и избегает общения с храмовниками. Добра и простодушна. По-детски радуется, когда Гаррет спрашивает в разговоре ее совета. Очень не любит проявления жестокости. Легче всего подружиться с ней, демонстрируя хорошее отношение к магам и предубеждение — к храмовникам.

Роль: Бетани стоит своего братца — она стандартный маг с пятью обычными классовыми древами умений, а собственного у нее нет. Из нее можно вылепить что-нибудь по вкусу — например, гибрида маг-лекарь. Но колдует она хуже, чем Мерриль, а лечит хуже, чем Андерс.

К сведению: Карвер и Бетани будут спутниками героя во вступительной части игры (побег из Ферелдена), но дальше отправится с героем только один из них. Кто именно — это зависит от класса главного героя. Если Гаррет маг — с ним останется Карвер. Если Гаррет воин или разбойник — останется Бетани.

Авелин

Класс: воин

Досье: суровая воительница, жительница Лотеринга. Прибилась к семейству Хоук при побеге из Ферелдена. Оказавшись в Киркуолле, решила применить свои способности в городской страже. Прямая и честная. Не умеет хитрить и юлить, отчего часто страдает.

Как стражник Авелин старается придерживаться законов, но не станет сильно возражать, если Хоук слегка нарушит букву закона ради торжества справедливости (например, чтобы избавить правосудие от хлопот с особо неисправимым злодеем). Но нарушать в ее присутствии закон налево и направо не рекомендуется. Особенно Авелин не любит вымогательство. Ей по душе демонстративная скромность в стиле «да что вы, не стоит благодарности — этот дракон все равно когда-нибудь сам бы сдох».

Роль: разумеется, «танк»! И еще какой! Если вы берете ее с собой в этой роли, то с первых же уровней начинайте вкладывать очки в укрепляющие умения веток «Заступник», «Оружие и щит». Из ветки «Разжигатель войны» пригодятся улучшенная насмешка и храбрость. Собственная уникальная ветка Авелин называется «Защитник», и в ней найдется немало вкусного. Собственно, на то, чтобы взять все доступные «танковые» умения, у Авелин попросту не хватит очков умений. Чем-то придется жертвовать — не исключено, что именно веткой «Защитник».

Взять устойчивость к магии и к оглушению или сбиванию с ног очень желательно. Это отличные пассивные умения. Вообще, если сомневаетесь, отдавайте предпочтение пассивным умениям.

Варрик

Еще один подземный бармаглот приветствует гостей в своей уютной пещере.

Класс: разбойник

Досье: рыжий гном с сомнительной внешностью и здоровенной цепью на шее. Вопреки первому впечатлению миролюбив, отходчив и простодушен. Любит пошутить и посмеяться над хорошей шуткой. Спокойно относится как к магам, так и к храмовникам. Не станет возражать, если главный герой захочет обогатиться за счет ближнего. Вообще, с Варриком очень сложно поссориться, так что к концу игры у героя наверняка будут с ним хорошие отношения.

Роль: по профессии Варрик — стрелок с хорошими способностями к контролю. Он всегда поддержит в бою своим личным оружием — здоровенным арбалетом по прозвищу Бьянка. И он — единственный спутник, который не нуждается в подборе оружия. Кроме того, выбирать гному умения очень легко — развивайте стрелковую ветку «Бьянка» и персональную варриковскую ветвь «Меткий стрелок». Все остальное — исключительно по вкусу.

Андерс

Класс: маг

Андерс — персонаж сложный: одержим демоном, слегка буен и к тому же засматривается на Хоука.

Досье: маг-отступник. Явный клиент храмовников, поскольку одержим демоном и время от времени теряет над собой контроль. Ненавидит храмовников по личным причинам. Скрывается от них, но делает это плохо, потому что по доброте душевной решил стать подпольным лекарем на добровольных началах для самых бедных жителей Киркуолла.

Относясь хорошо к магам вообще, Андерс очень не любит магов крови и демонов. Не стоит при нем пытаться договариваться с теми и с другими. Но стоит посочувствовать магам, как Андерс тает.

Некоторые персональные пристрастия Андерса весьма специфичны.

Роль: идеальный лекарь. Его личная ветка «Месть» прекрасна, ее надо взять практически целиком. А вот углубляться в общую целительную ветвь «Созидание» вряд ли имеет смысл. Возьмите лечение, ауру, улучшенное лечение — и закруглитесь с ней. Потратить оставшиеся очки можно на «гибридизацию» Андерса, сделав из него еще и убойного мага по собственному вкусу. Лично мне по нраву ветка «Стихии» — там везде осмысленный урон и морозная хрупкость в помощь напарникам. Но в «Чародействе» тоже есть интересные штуки: улучшенный «Взрыв разума» и всегда модная «Дробящая темница».

Мерриль

Впервые посетив эльфийское гетто, Мерриль будет шокирована образом жизни соплеменников.

Класс: маг

Досье: долийская эльфийка. Покинула соплеменников, чтобы присоединиться к команде Хоука. Хобби — исследование опасных областей магии. Очень любознательна, теряет волю при виде древних артефактов. Не брезгует магией крови и общением с демонами, чем порой шокирует Хоука и спутников. Застенчива, легко смущается. Пытается скрывать чувства по отношению к Хоуку, что, впрочем, ей плохо удается.

Мерриль — маг, и ей не понравится плохое отношение к другим магам. Подружиться с ней сложнее, чем с другими членами отряда. Относитесь к ней мягко, ни в коем случае не критикуйте ее поступки и не осуждайте ее необычные и рискованные эксперименты.

Роль: убойный маг высочайшего класса. Ее ветка «Долийский изгой» местами сомнительна, но достоинства ауры «Гнев Элвен» неоспоримы. Если не ходить по ветке дальше, можно сделать из Мерриль мага по собственному вкусу — хоть огненно-ледяного, хоть дробяще-каменного, хоть энтропийного.

Изабелла

Класс: разбойник

Досье: пиратский капитан без корабля, своего рода Джек Воробей женского пола. Один из самых выпуклых (во всех смыслах) персонажей в игре. Охотится за деньгами и не скрывает этого. По неизвестной причине избегает посещать некоторые локации в порту. Сексуально раскрепощена. Склонна к обсуждению тем, от которых покраснели бы даже опытные сотрудницы Киркуоллского борделя. Однозначно имеет смысл выводить ее на прогулку с другими девушками команды только для того, чтобы послушать их разговоры.

Изабелла умеет сказать «нет» любому назойливому поклоннику.

Изабелла не понаслышке знакома с Зевраном, эльфом-затейником из первой части игры. Подобрав рядом с борделем квест на поиск опасного наемного убийцы, обязательно берите Изабеллу с собой.

Честь, доблесть, рыцарство — эти концепции Изабелле мало знакомы. Больше всего она любит деньги. Наглое вымогательство по любому поводу — хороший способ заслужить уважение пиратского капитана. Заветная мечта Изабеллы — обзавестись новым кораблем и отправиться в плавание с толпой мускулистых моряков.

Роль: разбойница с парой кинжалов и с превосходной веткой «Буян», в которой просто нет слабых умений. Но проблема применения навыков Изабеллы тем не менее остается. Разбойники в ближнем бою дают хороший урон по одной цели, но боссы в игре встречаются намного реже, чем толпы бандитов или демонов. В обычных сражениях Изабелла уже не так полезна. К тому же ветки ближнего боя разбойников не очень хорошо алгоритмизируется, так как там используются комбинации, разрядки комбинаций и быстрые перемещения. На алгоритм хорошо ложится разве что вспомогательная ветка контроля и ослабления «Вредительство», но... стоит ли оно того?

Фенрис

Класс: воин

Досье: бывший раб жестокого мага. Подвергся бесчеловечной процедуре обработки кожи лириумом. Не выдержав жестокости и унижений, сбежал от хозяина и, преследуемый его подручными, пытается скрыться в Киркуолле.

Фенрис страдает амнезией и не помнит ничего из своей прежней жизни. Магическая обработка помогла ему стать выдающимся воином, но опыт рабства сделал его ненавистником магов. В конфликте чародеев и храмовников Фенрис встанет на сторону последних.

Как эльф Фенрис обладает довольно широкими взглядами на некоторые аспекты личных взаимоотношений.

Роль: боец с двуручем: ветка «Двуручное оружие» обязательна, «Авангард» и «Разжигатель войны» — по вкусу. В собственной ветке Фенриса «Тевинтерский беглец» найдется несколько интересных пассивных умений, но она немного несуразна — улучшенная защита и повышенный урон при надкусанном здоровье сочетаются неважно.

В общем, лучший воин — это маг.



«Кто-то звал на помощь? Значит, снова есть работа для команды Хоука!»

Теперь вы знаете, что к чему в Dragon Age 2. Но только вам выбирать, с кем дружить, а кого оставить в соперниках, на чью сторону встать в игре, а с кем непримиримо бороться. И помните, что в этой игре нет Темного Властелина, а значит, нет и однозначных ответов. У каждого мага и храмовника, эльфа и спутника — своя правда. Так что поступайте, как велит вам сердце.