Настольная игра лиса и гуси. Из мудростей Старого лиса

  • 24.11.2023

Судя по всему, изобретенная в Италии в XVI веке «Гусиная прогулка» была излюбленной игрой европейцев до конца XIX столетия Она явилась предшественницей многих настольных игр-«бродилок», в которых продвижение участников вперед может быть или задержано, или ускорено при попадании на определенные специально выделенные квадраты.

Игровые доски.
Имели самые разные схемы, но все они имели один отличительный признак - спиральная дорожка, разделенная на 63 пронумерованных поля с началом на краю доски и концом в ее центре. Зачастую доски были покрыты рисунками, например, со сценами из истории или мифологии.

Вдобавок некоторые поля дорожки были выделены символами и текстовыми указаниями - иногда эти указания помещались в центре доски. Одним из таких символов, появлявшемся примерно ни каждом пятом поле, был гусь. Попав на выделенное поле, игрок должен был:
- еще раз бросить кости;
- пропустить ход;
- передвинуть фишку вперед на определенное количество полей;
- вернуться на определенное количество полей назад.
Иногда инструкции были тематически связаны с рисунками. На пример, на доске с военной тематикой могло быть сказано, что, получив ранение в сражении, игрок должен пропустить ход. Для современной игры спираль можно нарисовать на бумаге или другом подходящем материале. Гусей следует рисовать с интервалом примерно в пять полей, а другие символы или указания можно наугад разбросать по всей спирали (см. также раздел, посвященный игре).

Игровые принадлежности.
Чтобы отмечать свое месторасположение на дорожке, каждому игроку нужна цветная фишка или другой предмет, отличающийся от фишек соперников. Используется одна игральная кость.

Цель игры.
Состоит в том, чтобы как можно быстрее пройти всю дорожку; и игрок, точным броском кости попадающий прямо на финиш первым, становится победителем.

Правила игры.
По очереди бросая игральную кость, участники двигают свои фишки на выпавшее количество полей. Если фишка игрока попадает на поле с гусем, игрок может еще раз бросить кость. Попав на другое выделенное поле, игрок обязан:
- пропустить один или более ходов;
- прыгнуть вперед на указанное количество полей;
- вернуться назад на указанное количество полей.

Конец игры.
На финиш можно попасть лишь точным броском кости. Таким образом, игрок, выбросивший число, большее, нежели необходимо для достижения финиша, должен вернуться назад на количество полей, превышающее нужное. Например, если его фишка находится на поле 62 и он выбросил 3, то должен передвинуть свою фишку на одно поле на финиш, а затем на два поля назад на квадрат 61.

В предыдущей статье
В следующей статье

Лиса и гуси это одна из древнейших европейских игр. Фрагмент игрового поля находили в Дании датированный 400 лет до.н.э. и это являлось первым свидетельством находки игры Tafl или "Королевский стол", как она называлась.

Она часто упоминалась в исландских сагах начала 14 века. Викинги брали игру с собой в походы, благодаря чему она получила широкое распространение в Европе.

На снимке 19-го века исландские Гуси и лисы платы в Музее народной Skogar, Южной Исландии. Овец из овечьей кости.

Игра лиса и гуси является продолжением развития игры Tafl в современном её виде.

Правила игры

Начальная расстановка фишек на игровом поле выглядит как на картинке ниже. Для игры потребуется игровая доска или поле (можно нарисовать), 17 фишек одного цвета - это будут гуси (в ранних вариантах 13 фишек) и 1 фишку другого цвета - это буде лиса.

Ходы в игре делаются по тому же принципу, как и шашках. Фишки могут двигаться по вертикали, горизонтали или диагонали за один ход на одну свободую клетку. Первый ход принадлежит гусям. Фишка-лиса ходит аналогично. Ходы выполняются по очереди, по свободным клеткам.

Цель фишки-лисы съесть всех гусеи, порепрыгивая через них на свободную клетку. Убитые гуси снимаются с доски. За одн ход лиса может убить несколько гусей.

Цель гусей загнать лисицу в угол, откуда ей уже не выбраться. Перепрыгивать через лису нельзя. Если лиса не может сделать ход то, она игру проигрывает, но если она сократит число гусей в стаи до того количества, которое не в состоянии её поймать или просто съест всех гусей, то одерживает верх. При правильной игре гусей лиса проигрывает.

Лиса и гуси - очень древняя игра, популярная в Европе ещё во времена святого Ренара. Играли в неё в основном во Франции и Германии. Сиживали за ней, меланхолично помахивая хвостом и сосредоточенно снимая когтями стружку с дубового стола, многие достойные лисы, а по слухам и предки уважаемого reineke_fox и оттачивали своё тактическое мастерство.

До сего дня правила игры с тех пор, как она дошла до людей, мало изменились.
поле представляет собой квадратный крест. В смысле крест, поделённый на квадраты. Четыре боковых и центральный. Каждый из квадратов поделён внутри горизонтальными вертикальными и диагональными линиями на части. Места пересечения линий это и есть поля для расстановки фишек. Деревянные доски для игры в Лису и гусей сейчас встречаются редко. Так что тем из вас, кто захочет сыграть в игру (а занятие это очень увлекательное), поле придётся рисовать на бумажке. Ровно. Лапой.

Нетрудно посчитать, что всего клеток для фишек внутри креста получится тридцать три (священное число для большинства хранителей наших традиций). Левый нижний угол поля-креста будет полем номер 1, а правый верхний - полем 33.
Для игры понадобится семнадцать фишек белого цвета. Это гуси. Они играют белыми и занимают все девять полей нижнего квадрата и обе нижние половинки каждого из боковых квадратов, кроме тех полей, которые одновременно примыкают к центральному квадрату. Всего, стало быть, семнадцать клеток.

Центральное место в игре занимает ЛИСА (лёгкий поклон, мимолётная плотоядная улыбка, глазки честнее, реверанс с отставленной правой передней лапой, зубками раньше времени не щёлкать - чему вас только в школе благородных лисиц учили! Ну вот, славно).
Лиса у нас в этой игре ОДНА. Она занимает центральное поле в середине креста. Традиционно это поле нумеруют как поле номер 17. Впрочем, по договорённости лиса может занимать любое поле, если гуси согласны.
Весь верхний крест, весь центральный квадрат и верхние половинки боковых остаются свободными. На всякий случай. Чтоб было куда бежать.
Готовы? Начали!

Гуси ходят на одну клеточку, только по горизонтали и по вертикали. Ходят по одному!
Гуси лису НЕ ЕДЯТ! (Ещё чего?!).

Фишка-лиса ходит тоже на одну клеточку, но не только по горизонтали или вертикали, а ещё и по диагонали. Такая фишка. А ещё она ЕСТ ГУСЕЙ. По одному или несколько сразу, как в шашках. Для этого нужно перескочить через гуся в любую сторону, если за ним есть свободное поле. Двигать лису два раза за ход не по правилам. Это нечестно!

Цель лисы - съесть как можно больше гусей. Цель гусей - продвигаясь сомкнутым строем, оттеснить лису в угол или к краю или же окружить так, чтобы она не могла сделать больше ни одного хода и не съела бы ни одного гуся.
Игра ведётся до семи оставшихся гусей. Считается, что меньше восьми гусей партию у лисы выграть не смогут. Но вы не верьте. Истинные мастера игры мужественно доедают всё до конца!

Кажется, что шансов у лисы довольно мало, и оттеснить её к краю поля - пара пустяков. Но не тут-то было. В игре куча уловок и хитросплетений, которые я вам сразу рассказывать не стану, чтобы интереснее было играть. Шансы равны! Играть действительно крайне увлекательно, но и заигрываться не стоит. Профессиональным игрокам, и особенно молодым амбициозным лисятам часто снятся игроцкие кошмары, в которых на них планомерно наступает сомкнутый строй откормленных белых гусей, мерзко вытягивая шеи, вульгарно гогоча и больно щипаясь. Вкусные такие, да больно их много. И всё ближе... М-мда.

И напоследок немного об этике. Европейские лисы обожают играть в эту игру в гостях и дома. Причём кто кем играет, часто зависит от возраста и опыта соперников, а также их поведения. Начинающим игрокам и молодым лисятам сперва лучше играть гусями. Мастера же на предложение сыграть гусями загадочно облизываются и качают головой. Хозяин дома чаще играет лисой, а гость - гусями. В то же время, если гость ведёт себя неподобающе, истинное удовольствие для опытного игрока предложить
такому субчику сыграть лисой, а потом начать его планомерно ГОНЯТЬ И ЛОВИТЬ, чтоб неповадно было. И наоборот, если вас плохо принимали в гостях и не оказали должного уважения, то вместо того, чтобы писать гневные письма в стиле: "Ваше хамское поведение и скудное угощение вызывают удивление и отвращение, из под какой только ёлки Вы вылезли", если вы уверенно чувствуете себя в игре, принесите задаваке доску и фишки и предложите почётно сыграть за лису. С тем же результатом.
И наконец эта древняя игра служит прекрасным символом дружбы между разными зверями и людьми. Ведь играть в интересные игры любят все, правда? А ещё она притупляет лишнюю кровожадность, развивает ум и тактическое чутьё и конечно помогает соблюдать законы гостеприимства.

Так что если к вам в гости случайно забрели гуси, не предлагайте им сыграть на лужайке партию в бадминтон. На это они могут смертельно обидеться!
Лучше предложите им сыграть в древнюю настольную игру. И пусть победит сильнейший!

Попробуйте поиграть, а если понравится, то через годик можно будет устроить чемпионат на призы

Игра предназначена только для домашнего использования. Копирование и дублирование в интернете игрового поля - запрещено!

Правила. Лиса и гуси (Лисица и куры)

Эта игра была очень популярна в Средние века в Европе. Хотя похожие игры встречались в Азии, они все же немного отличались от Европейской.

Для игры нужно 13 (17) шашек светлого цвета (гуси) и одна темная (лиса). Один игрок играет за гусей, второй за лисицу.

  • Шашки на игровой доске ставятся определенным образом. Гуси занимают нижнюю позицию, поля на доске отмечены зеленым цветом. Шашка лисы занимает любое свободное поле.
  • Гуси начинают ходить первыми. Лиса и гуси ходят по очереди передвигая свои шашки на свободные поля.
  • Во время игры игроки преследуют разные цели. Игрок играющий за лису стремится «съесть» как можно больше гусей, а игрок, играющий за гусей старается устроить лисе ловушку так, чтобы ей не куда было ходить. Причем гуси имеют право ходить только по горизонтали и вертикали, а лисица может передвигаться еще и по диагонали. Лиса поедает гусей перескакивая через них на свободное поле, причем за один ход она может съесть нескольких гусей, как в шашках, сняв их с доски.
  • Выигрывают гуси, когда лисице некуда ходить, или лисица, когда на игровой доске остается шесть и меньше гусей, так как таким количеством запереть лисицу проблематично.

В эту игру можно играть с количеством гусей 13, 15 и 17 шашек. В этом случае гусиные шашки располагаются внизу и по бокам. Есть вариант игры с двумя лисицами.

Елена Михайлова
Конспект подвижной игры «Лиса и Гуси» открытое занятие

МБДОУ «Детский сад №16» г. Канаш

Конспект подвижной игры «Лиса и гуси » («Тилепе хурсем» ).

Выполнила воспитатель

Михайлова Е. Г

Задачи :

Образовательная : Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Совершенствовать двигательные навыки. Учить выполнять игровые действия. Воспитательная : Воспитывать чувство товарищества. Воспитывать бережное отношение к традициям чувашского народа, желание играть в народные игры .

Развивающая : Развивать социальные навыки; умение работать в группе, у

читывать мнения партнёра. Развивать силу, ловкость, быстроту реакций.

Оборудование : коробочка с палочками по количеству детей (одна отличается по цвету,шапочка лисы.

Восп : Дети, посмотрите сколько гостей пришли к нам. Давайте их поприветствуем.

Дети : Здраствуйте

Восп.: (Воспитатель подходит к детям) Дети, какие загадки о животных вы знаете? (дети загадывают по очереди загадки и отгадывают их – 4- 5 загадки) .

Восп : Я тоже хочу загадать вам загадку. Послушайте. (загадываю загадку о лисе, гусях) .

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной.

След хвосточком заметает.

А как её зовут, кто знает (лиса )

Правильно, какие вы внимательные, еще послушайте загадку.

Травку щиплет - не корова,

И шипит, но не змия.

Подскажите право-слово,

Как зовут его друзья (гусь)

Восп : И эту загадку отгадали без труда. А вы знаете подвижную игру «Лиса и гуси » ? Хотите в нее поиграть? Кого нам нужно выбрать? Сначала нам нужно выбрать «лису» . А как мы можем выбрать лису? Правильно с помощью жеребьевки и с помощью считалки. Давайте выберем ее с помощью жеребьевки. Паша, какую жеребьевку можешь предложить ты?

Реб : Взять столько одинаковых палочек по цвет, сколько участников игры . На одной поставить метку. Все палочки положим в коробку, перемешаем. Затем игроки по очереди возьмут по одной палочке. Кто вытянет жребий с условной меткой, тому и быть «лисой» .

Восп : Хорошо так и поступим. А кто может напомнить правила игры ?

1 реб : Гуси должны «ходить» гусиным шагом

2 реб :Когда появляется лиса , гуси должны собраться вкружок.

3 реб : Лиса ловит гусей дотрагиваясь до него рукой.

4 реб : Кого поймали, становится Лисой.

Восп : Молодцы, все правила вспомнили. Начнем играть. (выбирается Лиса с помощью жеребьевки – в коробочку кладем палочки по количеству детей, одну палочку помечаем).

«Лиса и гуси »

Среди игроков выбирают лису, остальные – гуси . Гуси выходят на лужайку пощипать травку, ходят гусиным шагом . Неожиданно появляется лиса со словами :Как выскочу, как выпрыгну,пойдут клочки по закоулочкам. И гуси с криком «га-га-га» собираются в кружок.

Лиса : «Сейчас я вас съем!»

Гуси : «Не ешь нас!»

Лиса : «Съем!»

Гуси : «Послушай, какую песню мы поём : «Га-га-га!»

Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит . Пойманный игрок становится лисой. (игру проводим 2 раза)

Восп : Какая веселая игра. И лиса у нас была ловкая , хитрая,хорошо двигалась, ловила гусей дотрагиваясь рукой. Гуси были внимательные , быстрые, бегали по всему залу. Дети, а эту игру можно еще поиграть на чувашском языке. По чувашский она будет называться «Тилепе хурсем» ,что означает : Тиле-Лиса ,а Хурсем-Гуси .

Восп : А давайте все вместе произнесем название игры на чувашском языке «Тилепе хурсем» . Правильно «Тилепе хурсем» называется игра. Правила игры мы с вами помним . А лису мы будем выбирать с помощью чувашской считалки.

Восп : (читает считалку на чувашском языке. Выбираем лису.)

Вт влтрен хушшинче

Сар кайк чппи пур,

Эс те чипер, вл та чипер,

Чн чиперри, сик те тух!

Проводим игру. «Тилепе хурсем»

Лиса : «Эп сире сисе яратап!» «Сейчас я вас съем!»

Гуси : «Ан тив пире!» «Не ешь нас!»

Лиса : «Сиетеп!» «Съем!»

Гуси : «Пирен юрра итлесе пах : «ки-как!» «Послушай, какую песню мы поем : «Га-га-га!»

Гуси поют песню и улетают. Лиса говорит слова «Менле сиксе тухатап, тытса сисе яратап» .- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам и их ловит. Пойманный игрок становится лисой. (игру проводим 2 раза)

Восп : (воспитатель дает оценку проведенной игры ) .Понравилась вам игра? Мы играли дружно давйте споеи песню про дружбу.

Песня : Крепко, крепко за руки возьмемся.

Вместе, вместе другу улыбнемся.

Пойте с нами весело друзья.

О том, что жить на свете

Без дружбы нам, нельзя

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Вместе, с нами хлопайте в ладоши

Праздник – удивительно хороший

Рады будем встречи мы опять.

И песенку о дружбе с вами напевать.

Публикации по теме:

Консультация «Руководство по проведению подвижной игры» Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность.

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять.

Конспект подвижной игры «Пузырь» с детьми средней группы Цель: Задачи: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Конспект проведения подвижной игры в подготовительной группе «Мороз - красный нос» Задачи: 1. Совершенствовать умения детей в быстром беге по прямой, перебегая с одной стороны площадки на другую, 2. Развивать умение увертываться.

Организация подвижной игры на прогулке в разновозрастной группе детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Михайловка Саратовского района Саратовской области» ОРГАНИЗАЦИЯ.