Игры на ловкость. Игры для детей: развиваем ловкость Игры на ловкость для детей

  • 15.04.2023

Актуальность.

Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как быстрота и точность движений, их своевременность и согласованность. Все названные категории в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость».

Анализируя наблюдения за самостоятельной двигательной активностью дошкольников и диагностические исследования уровня физической подготовленности воспитанников к обучению в школе, сделала вывод, что дети правильно усваивают на занятиях технику выполнения движений, но в свободной деятельности допускают ошибки, не совершенствуют освоенные движения и ловкость в подвижных играх, не умеют рационально использовать имеющийся двигательный опыт. Следовательно результаты двигательного опыта, накопленного в специально организованной обстановке не переносятся в свободную двигательную активность. Таким образом, выявлена проблема в необходимости воспитания ловкости у старших дошкольников.

Для этого разработала программу педагогического поиска «Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста», так как игра ведущий вид деятельности. Поэтому целесообразно развивать ловкость через подвижные игры, что является основным средством физического воспитания детей. Где играя, дети удовлетворяют свою потребность в движении. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развивается быстрота реакции, умение действовать по сигналу, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Именно в игре у дошкольников развивается ловкость, которая свидетельствует о завершении этапа овладения ребенком движениями и позволяет рационально использовать их в свободной деятельности.

Объектом исследования является процесс развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом стало влияние подвижных игр на развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из выше сказанного, можно выделить цель:

Разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс, показать его роль в развитии ловкости дошкольников.

Гипотеза: развитие ловкости будет эффективно, если разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс, который можно использовать как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. Предполагаю, что подвижная игра, где у ребенка есть возможность проявлять двигательный опыт, быстроту реакции на сигнал, демонстрировать сложнокоординированную деятельность, согласовывать свои движения с движениями сверстников позволит совершенствовать ловкость, сформировать физические способности, необходимые каждому воспитаннику при поступлении в школу.

Задачи:

    Разработать программу «Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

    Разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс.

    Определить критерии и инструментарий уровня сформированности ловкости воспитанников.

    Формировать у воспитанников способность целесообразно применять двигательный опыт в разнообразных ситуациях.

    Разработать план взаимодействия с воспитателями по использованию нетрадиционного спортивного оборудования в свободной и индивидуальной деятельности с детьми по развитию ловкости.

    Обеспечивать участие родителей в демонстрации опыта семейного физического воспитания.

Ожидаемый результат:

Ребенок, умеющий рационально использовать имеющийся двигательный опыт в жизнедеятельности.

Воспитатель, умеющий использовать нетрадиционное спортивное оборудование по развитию ловкости в свободной и индивидуальной деятельности, умеющий сотрудничать с инструктором по физической культуре.

30% родителей активно демонстрирующие опыт семейного воспитания по ЗОЖ.

Новизна программы:

    В программе представлен алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс.

    В программе представлена картотека подвижных игр на развитие ловкости.

    В программе представлен план взаимодействия с воспитателями по организации индивидуальной работы с воспитанниками по использованию нетрадиционного оборудования по развитию ловкости в свободной и индивидуальной деятельности.

Концепция программы

Концепция программы и её акцентуализация опирается на основную общеобразовательную программу «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и инновационные здоровьесберегающие технологии развивающего обучения, а именно Э. Степаненковой. Л.Д Глазыриной, Л.И. Пензулаевой, Маханевой М.Д., направленные на формирование физических качеств детей дошкольного возраста, развитие ловкости каждого воспитанника.

Деятельность в рамках данной программы рассматривается как физкультурно-оздоровительный процесс, где все его участники осознают цели, задачи, создают и используют специальное и нетрадиционное физкультурное оборудование и атрибуты. Успешность в реализации программы и формировании ловкости старших дошкольников посредствам подвижной игры зависит от соблюдения в практической деятельности следующих

принципов:

Принцип осознанности - направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм.

Принцип активности – предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип – система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения

Принцип наглядности – способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении.

Принцип доступности и индивидуализации - опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности систематичности и последовательности

Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий , который выражает поступательный характер системы физических упражнений, гарантирует их развивающий эффект и обуславливает усиление и обновление воздействий упражнений в процессе физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности – содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья

Методы и приемы:

По мнению многих исследователей (Л.П. Матвеев, Е.Н Вавилов), главным методом развития ловкости является метод вариативного (переменного) упражнения.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод , т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Информационно – рецептивный – позволяет воспитателю образно донести знания до ребенка, а ребенку – осознанно их запомнить и применить в своей деятельности.

Проблемного обучения - перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания; таким образом, знания сознательнее усваиваются и прочнее запечетлеваются в памяти.

Строго регламентированного упражнения – направлен на обеспечение оптимальных условий для усвоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.

Круговой тренировки - заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания позволяющие разносторонне воздействовать на различные группы мышц.

Наглядный – формирует представление о движении.

Словесный – активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных задач.

Практический – обеспечивает проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия моторных ощущений.

Игровой – дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества.

Соревновательный – позволяет совершенствовать движения.

Составной частью, детально дополняющей и конкретизирующей методы являются приёмы, которые необходимо использовать для развития ловкости.

Наиболее эффективными приёмами считаю:

    применение необычных исходных положений;

    изменение скорости или темпа движений;

    введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов;

    смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку;

    прыжки на одной, двух ногах, с поворотом, использование предметов различной формы и массы и т.д;

    выполнение согласованных действий, отработка упражнений в парах;

    выполнение привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

    «зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;

    усложнение привычного действия;

    комбинирование двигательных действий.

    введения внешних условий, строго регламентирующих направлений и пределы варьирования:

    использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;

    усложнение движений с помощью заданий;

    совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки;

    выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.;

    игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;

    варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.

Нормативно – правовое обеспечение

    Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г № 3266 – 1 (изменениями от 24.12.1993г., 13.01. 1996г., 16. 11.1997г., 20.07, 07.08., 27.12.2000г., 30.12.2001г., 13. 022002г.,18, 24.10. 1. 12. 2007г. 24.04., 23.07, 27.10, 25.12. 2008г).

    Устав МДОУ «Детский сад №2» №794 от 06.11.2006 года.

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09. 2008г. №666

    Федеральный закон « О физической культуре и спорте в РФ» от 13.01. 1999г.

    Инструктивно – методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23 – 16 от 14 марта 2000года.

    Государственный стандарт РФ «Услуги физкультурно - оздоровительные и спортивные требования безопасности потребителей»

    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ одобрен Советом Федерации 09.07.98г.

    Конвенция о правах ребенка принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 05.12.98г.

    Приказ Министерства образования России от 15.01.2004г. №111 «Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно – методических и методических изданий».

    Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН. 2.4.1.1249 – 03. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима деятельности, учебные планы реализующих программ. Требование к организации физического воспитания (Сан. ПиН 2.4.1.2.2660 – 10 от 01.10.2010г).

    Федеральный закон №52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03. 1999 (ст. 15,17,19,20,21,22,27)

    Методические указания «Учёт заболеваемости и анализ состояния здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях»№11-37/6-29 от 06.12.86.г.

    Комплексная общеобразовательная программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Методическое обеспечение программы

    Э. Степаненкова Методика физического воспитания - авторская программа воспитания и обучения в детском саду и методические рекомендации по физическому воспитанию и развитию в детском саду «Воспитание дошкольника 2005 г.» Представляют систему теоретических положений, практических методов и приемов.

    С.Б. Шарманов, А.И. Федоров, Е.А. Черепов Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего возраста – учебно-методическое пособие «Советский спорт – 2004г.»

    Рассматриваются особенности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания дошкольников. Представлены сюжетные комплексы круговой тренировки различной направленности.

    Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми – методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, методика обучения основным видам движений, конспекты занятий для всех возрастных групп.

    Л.В. Яковлева Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет – авторская программа и методические рекомендации. «Владос 2003г.» Серия книг содержат методику работы по физическому воспитанию детей и конспекты занятий для всех возрастных групп.

    Е.Н. Вавилова Учите бегать, прыгать, лазать метать – методическое пособие «Просвещение 1983г» большое внимание уделено методике обучения детей основным видам движений; также уделено внимание развлечениям соревновательного характера.

    Т.И. Осокина Игры и развлечения детей на воздухе - методические рекомендации по организации и проведению игр «Просвещение 1983Г».

    М.И. Рунова Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет - методическое пособие 2005г. - система занятий по физической культуре разного типа.

    Л.Д. Глазырина Физическая культура дошкольникам – система занятий ориентирована на потенциальную социально – психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка.

Пути реализации программы

Наименование

Содержание

Срок

Подготовительный

Анализ диагностических исследований, изучение здоровьесберегающих

технологий и методик.

апрель

Проектный

Постановка целей и задач, разработка инновационной программы, подбор критериев оценки и диагностического инструментария развития ловкости, защита программы на экспертном совете

май

Внедренческий

Включение в образовательный процесс инновационной программы, отслеживание результатов, взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

сентябрь- апрель

Заключительный, аналитический

Анализ реализуемой инновационной программы, выявление проблем и поиск путей их решения, мониторинг уровня сформированности развития ловкости, корректировка программы.

май

Алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс.

    Определение уровня сформированности ловкости через тестовую диагностику.

    Подбор и включение в тематическое планирование игр по развитию ловкости.

    Изготовление атрибутов и нетрадиционного оборудования для организации индивидуальной работы по развитию ловкости.

    Разработка и внедрение в образовательный процесс индивидуального плана взаимодействия с детьми и воспитателями подготовки детей к организации новой подвижной игры.

    Включение игры в организованную деятельность.

    Наблюдение за качеством выполнения движений в игре.

    Организация подвижных игр в свободной и совместной деятельности.

    Индивидуальная работа.

    Организация «Дня игры»

    Включение следующей игры.

Критерии и инструментарий уровня сформированности ловкости

Критерии

Тест

Осознанность выполнения движения

Беседа, контроль за правильностью и качеством выполнения движений

Координация

«Бег зигзагом», «Фламинго»

Быстрота реакции

«Челночный бег, «Отбивание мяча от пола»

Умение переносить двигательные умения в самостоятельную и игровую деятельность

Умение точно выполнять двигательные

действия в изменяющихся условиях

Наблюдение за детьми в организованной и свободной игровой деятельности

Ориентировочные показатели развития ловкости

Возрастно – половые показатели развития ловкости детей 5-7 лет

Виды движений (тесты)

девочки

мальчики

выс

сред

низ

выс

сред

низ

Бег 10 м между предметами (с)

6.0-5.0

6.1-6.8

7 и выше

5.0- 5.5

5.6-6.0

6.1и выше

Отбивание мяча от пола (к-во)

50-70

30-50

До 30

50-70

30-50

До 30

«Фламинго» упр на координацию(с)

33.2

и выше

26.7-33.2

26,8

и ниже

34.3

и выше

28.0-34.3

28.0

и ниже

Челночный бег (с)

10.2

10.3-11.6

11.7

и выше

10.0

10.1 – 11.4

11.5 и выше

Модель взаимодействия участников программы


Воспитанники


Педагоги

Родители




План взаимодействия с воспитателями организации индивидуальной работы с воспитанниками по использованию нетрадиционного оборудования по развитию ловкости в свободной и индивидуальной деятельности.

Период проведения

Педагоги

Воспитанники

Сентябрь

Первичная диагностика. Провести беседу «Почему мы двигаемся» - Направленную на выявление представлений о необходимости в движении и возможностях своего организма Организовать игры на развитие ловкости «Разойдись - разбегись- постройся»

«Змейка»

«Замри - отомри»

Октябрь

Консультация по теме:

« Организация подвижной игры по развитию ловкости. Методика обучения движениям»

Р екомендации по изготовлению атрибутов к подвижным играм. Собеседование по реализации индивидуальных планов взаимодействия, организации игр в свободной и совместной деятельности.

Проработать с детьми построение парами, тройками. Выполнить комплекс статистических

упражнений.

Организовать игры «Два и три»

«Сделай фигуру»

«Ловишка - перебежка»

С изменением скорости и темпа.

Ноябрь

Пополнение картотеки подвижных игр на развитие ловкости.

Консультация « Подвижные игры направленные на развитие ловкости на прогулке. Методические указания»

Анализ использования разученных игр на прогулке, качество выполнения движений

Организовать игры «Слушай сигнал»

«Чья команда быстрее соберется» «Филин и пташки» направленные на развитие ловкости, умения реагировать на сигнал, координации движений, быстроты реакции с изменением условий. Повторить ранее изученные игры. (в р аз ном т е мп е и ри т м е, и з ра з ­ ных ис х о д ных по л ожений ) используя ус л ожнения з накомых игр о вы х правил, придумывание новых правил.

Декабрь

Консультация «Методы и приемы развития ловкости» Обсуждение реализации индивидуальных заданий для детей, организованных под руководством воспитателя в группе или во время прогулки.

Промежуточная диагностика. Организовать игры: «Ловля обезьян», «Хитрая лиса» -побуждать детей имитировать движения животных. провести в а риан т ы з н а ко ­ мых игр: с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х, чис­л а в о д ящи х, увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки и д р

Январь

Привлечение родителей к изготовлению стенгазет «Мы любим играть» - об опыте семейного воспитания по использованию подвижных игр во время семейных досугов.

Отработать элементы самостраховки, научить правильным, элементам игры

Организовать игры:«Снежинки и ветер», «Два мороза», «Льдинки ветер и мороз», «С льдинки на льдинку», «Снежная королева»

Дать возможность самостоятельно провести любую из ранее изученных игр, с возможностью изменить правила.

февраль

Индивидуальная работа с педагогами по развитию у детей ловкости.

«Двигательное качество - ловкость»

Повторить игры: «Снежинки и ветер», «Сделай фигуру»

Организовать игры:

«Мы веселые ребята»
«Береги ленту»

со сменой способов выполнения упражнений.

Контрольно – учетное занятие

Март

Совместная подготовка и проведение дня игры.

Повторить: «Ловишки»

Проработать с детьми построение парами, тройками.

Организовать : «Два, три, четыре»

с обручами «Охотники и зайцы»

«Капкан». С изменением скорости и темпа.

Апрель

Консультация

«Физкультурное оборудование для уголков здоровья»

Обсуждение реализации индивидуальных заданий для детей, организованных под руководством воспитателя в группе или во время прогулки

Повторить игры: «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса»,«Медведи и пчелы»,«Бездомный заяц», «Два, три, четыре» с обручами пр ед л ожить и ллю ст р а ции д л я оц е н к и тех ники в ып о лн е ния дв и же ни й и к а рты-с хе мы дл я в ыпо л н е ни я общ е ра зв и в ающих у пра ж н е ний .

Май

Подготовка и проведение

«Дня игры»

Июнь

Пополнить картотеку подвижных игр на развитие ловкости в летний период

Повторить игры «Медведи и пчелы» с усложнением движений с помощью заданий

«Ловишки» с использованием необычных условий выполнений движений

«Береги ленту»

Эстафеты «Кузнечики»

«Бег со скакалкой»

Июль

Организация на прогулке разученных игр, анализ качества выполнения движений.

Повторить игры (добавляя усложнения быстрая смена различных положений)«Медведи и пчелы»

«Ловишки»

«Береги ленту»

Август

Пополнение уголков здоровья атрибутами для подвижных игр

Повторение ранее изученных

Игр, отрабатывание четкости движений, качество выполнения движений, с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х, чис­л а в о д ящи х, увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки и д р

Тесты на определение ловкости

Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движе­ниями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраи­вать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меня­ющейся обстановки. Ловкость развивается при условии пластично­сти нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Тест 1

ЦЕЛЬ: Оценить ловкость в полосе препятствий.

В это задание входят:

    бег по гимнастической скамейке (длина 5 м);

    прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными
    на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и
    т.п.);

    подлезание под дугу (высота 40 см).

Каждому ребенку дается по три попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест2

ЦЕЛЬ: Определить способность быстро и точно перестраивать свои дей­ствия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обста­новки в челночном беге на 10 м.

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодо­левает 3х 10 метровую дистанцию. Фиксируется общее время бега.

Тест 3

ЦЕЛЬ : Оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.

Ребенок стоит в и.п. (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тест 4

ЦЕЛЬ: Координационные способности (ловкость). Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)

Пе рспективное планирование подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на развитие ловкости

месяц

игры

цель

сентябрь

«Разойдись - разбегись- постройся» ходьба и бег со сменой направляющего, построение в пары, мальчик девочка

«Змейка» изменяя ведущего, с изменением темпа.

«Замри - отомри» Стойка в полуприседе, на одной ноге, замри в парах и т.п

Развитие у воспитанников быстроту реакции, координацию движений, ловкости.

Развивать творчество, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия.

октябрь

«Разойдись - разбегись- постройся» выполняются усложнения по желанию детей

«Два и три» построение мальчик – девочка, по росту, сначала мальчики затем девочки. Движение на одной ноге, полным приседом, с высоким подниманием колена.

«Сделай фигуру» сделать фигуру в паре, тройками

«Ловишка - перебежка» смена ловишки в процессе игры, догонять прыгая на двух ногах

Упражнять воспитанников в проявлении ловкости, координации движений, быстроты реакции, умении ориентироваться в пространстве.

ноябрь

«Два – три»

«Слушай сигнал»

«Чья команда быстрее соберется» изменение места сбора «Филин

и пташки» с увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки

Контрольно – учетное занятие

Совершенствовать умения воспитанников реагировать на сигнал, координацию движений, быстроту реакции.

декабрь

«Разойдись - разбегись- постройся» «Сделай фигур» «Два и три»-выполняется усложнения по предложению детей

«Ловля обезьян» зеркальное выполнение придуманных имитационных движений

«Хитрая лиса» назначение нескольких водящих

Развивать находчивость, ловкость при выполнении подражательных движений

январь

«Снежинки и ветер» принимать разные исходные положения

«Два мороза» увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки

«Льдинки ветер и мороз»

«С льдинки на льдинку» изменение расстояния льдинок

«Снежная королева» с изменением темпа, бег заменить прыжками

Совершенствовать умение проявлять ловкость, координацию движений,

быстроту реакции. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве используя различные виды движений.

февраль

«Снежинки и ветер» усложнение по выбору детей

«Мы веселые ребята» изменение двигаться приставным шагом, ловишки на одной ноге
«Береги ленту»

«Сделай фигуру» с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х

Контрольно – учетное занятие

Закреплять умения воспитанников реагировать на сигнал, совершенствовать координацию движений.

март

«Ловишки» передвижение только подскоками

«Два, три, четыре» с обручами менять расположение обручей

«Капкан» с изменением сигнала

Закреплять умение действовать по сигналу, координировать движения, увертываясь от ловишки.

апрель

«Мы веселые ребята»

«Хитрая лиса» быстрая смена различных положений

«Бездомный заяц» меняя положение и количество домиков, бег с выполнением заданий

Развивать находчивость, ловкости, умение проявлять творчество в выполнении подражательных движений.

Май

Контрольно – учетное занятие

Выявить уровень сформированности ловкости, провести анализ используемых методов и приемов в организации оздоровительных мероприятий.

июнь

«Мы веселые ребята»

Эстафета «бег с барьером»,

Совершенствование ловкости, координации движений, быстроты реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Придумывание детьми вариантов игр.

с и з м ен ени ем сигн а л а, р а спол оже ни я и г р а ющи х, чис­л а в о д ящи х, увел ич е ни ем и л и ум е ньш е ни ем р аз м е ро в площ ад ­ки.

Во всех ва ри а нт ах игр д е ти с нач ала опр еде ляют сп о соб д ей ст вия в за ви с и ­ мо с ти о т пос та вленных т ребова ­ ний , зат ем проверяют пр а виль ­ ность с в оего выбор а н е поср ед­ с т в е н но в игре .

«Медведи и пчелы»

«Ловишки»

«Береги ленту» Дать возможность самостоятельно провести любую из ранее изученных игр, с возможностью изменить правила

Игры по желанию

детей

Мой сын Степка шустрый пацан, но вот с ловкостью у него не очень. Раз не очень, надо развивать. К тому же навыки ловкости и координации движений закладываются как раз в возрасте 7-12 лет. Так что моя очередная подборка игр для детей как раз о том, как развить у детей ловкость.


Охотники

Эта игра не только для детей, но и для всей семьи. Это одна из наших любимых общесемейных игр. Мы любим в нее играть, когда приходят наши друзья. С одинаковым удовольствием играю и взрослые, и дети.

Итак, до начала игры нужно заготовить карточки с именами участников. Карточки складывают в стопку, перетасовывают и раздают по одной каждому игроку. Причем карточки надо раздавать аккуратно, никто (кроме самого игрока) не должен видеть, что на карточке написано.

Затем включаем веселую музыку и танцуем-танцуем-танцуем… Игрок (охотник) следит за тем игроком (добычей), чье имя написано на карточке. То есть по сути все являются и охотниками и добычей.

Музыка заканчивается и в этот самый момент охотники должны быстро схватить свою добычу. Но каждый игрок-добыча в свою очередь, должен схватить другого игрока, для которого он является охотником.

После этого карточки можно снова собрать, перетасовать и игру начать заново.

Ловкая нога

Для этой игры понадобится кое-какой инвентарь, а именно - 2 стула, 4 блюдца и 10 грецких орехов.

Два участника игры разуваются и садятся на стулья. Ведущий перед каждым ставит по блюдцу, а рядом кладет по 5 грецких орехов. По его команде игроки должны пальцами правой ноги переложить все орехи с пола на блюдце. А потом пальцами левой ноги переложить орехи из блюдца на пол.

Кто сделает это первым – тот победил.

Полоса препятствий

Одним из главных признаков ловкости является возможность быстро и правильно запоминать и повторять новые комбинации движений.

Эту игру можно проводить как для команды, так и для двух игроков. Два участника встают у одной черты и по сигналу ведущего начинают выполнять упражнение. Упражнение ведущий рассказывает заранее и не подсказывает игрокам. Тот, кто собьется, выбывает.

Вы можете придумать свое упражнение «полоса препятствий». Для примера я приведу свое:

Пропрыгать на правой ноги до стула
Проползти под стулом
Повернуться вокруг своей оси
На левой ноге пропрыгать обратно до ограничительной черты

Если игра проводится в команде, каждому последующему участнику можно добавлять по еще одному заданию. Например, присесть перед тем, как пересечь ограничительную черту. Но тогда самому последнему игроку достается самое сложное задание.

Мячики

Эту игру удобнее проводить на улице. На асфальте нужно нарисовать круг (диаметром примерно 1 метр). В центр круга встает игрок с мячом в руках. Позади него кладут 8 теннисных мячиков. Игрок подбрасывает мяч, который находится у него в руках и, пока он летит, старается подобрать как можно больше мячиков, что лежали позади него. Главное не выходить за пределы круга.

Побеждает тот участник, которому удалось подобрать как можно больше мячей.

Третий лишний

Игра для детей "Третий лишний" - одна из моих самых любимых игр. Помню, что я сам в детстве очень любил эту игру. Она, кстати, отлично развивает реакцию и ловкость.

Все дети делятся на пары и прогуливаются по кругу. За пределами круга стоят два ведущих – один убегающий, другой догоняющий. Убегающий, спасаясь от преследования, берет за руку одного человека из любой пары. Тот, кто остался теперь без пары – лишний. Теперь он убегает от догоняющего.

Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

«Слепая» дорога

Оказывается, что у специалистов есть свой критерий, по которому они оценивают ловкость – это способность сохранять равновесие.

Так что развить ловкость может ходьба по гимнастическому бревну или простой скамейке. Но ходить туда-сюда скучно. Можно придумать эстафету.

У нас во дворе длинных скамеек нет, зато по периметру тянутся бордюры. Игроки по очереди должны как можно быстрее пройти по бордюру, при этом чеканить рукой мяч. Если мяч ускакал далеко и игроку приходиться сходить с бордюра, чтобы достать мяч, игрок выбывает из эстафеты.

Прыг-скок

Для игры понадобится ровная свободная площадка. С одной стороны встает ведущий и отталкивает мяч (он должен катиться по прямой). Задача игрока, пока мяч катится до другого конца площадки, перепрыгнуть мяч как можно больше раз. То есть получается, что игрок прыгает змейкой: справа-налево, слева-направо.

Если ребятам легко справиться с этой задачей, пусть они скачут на одной ноге.

Лесная поляна

Все играющие делятся на три команды (желательно, чтобы в каждой было хотя бы по 5 человек) и выстраиваются в три шеренги. Одна команда – тропинка, вторая – кочка, третья – гора.

По команде ведущего «тропинки» присаживаются на корточки, «кочки» садятся в круг и поднимают руки вверх, а «горы» стоят на правой ноге и ставят руки на пояс. В этой игре для детей выигрывает та команда, которая быстрее других встанет в нужную позу.

Салка, дай руку!

Как это ни странно, но обычные салки – это еще один из способов развить у ребенка ловкость. Но для лучшего эффекта можно игру чуть-чуть усложнить.

Итак, убегающий, спасаясь от салки, зовет на помощь других игроков и кричит: «Дай руку!». Если кто-то возьмется с ним за руку, то водящий уже не может их осалить и ему приходиться искать другую «жертву». Как только догоняющий осалит убегающего, они меняются местами и игра продолжается.

Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движения. Под этим понимают высокую их координацию, быстроту, ритм и темп, умение своевременно (и в нужной мере) напрягать и расслаблять мышцы, выполнять действия в зависимости от конкретной (изменяющейся) обстановки.


Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в тех видах спорта, где движения носят ациклический характер, а условия их выполнения не являются стандартными и все время изменяются. Сущность самой игры как вида деятельности во многом основывается на этих признаках. Поэтому большинство подвижных игр так или иначе связано с проявлением ловкости. Однако имеются игры, где приведенные выше компоненты либо" находятся в органическом единстве, либо совершенствуются в отдельных сочетаниях. Это относится к играм, направленным на совершенствование «чувства мышечных усилий», «чувства пространства», «чувства расчета времени» и пр. В процессе таких игр совершенствуются функции и различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное (а следовательно, и ловкое) выполнение движений.


В детском и юношеском возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития ловкости, к тому же игровой материал воспринимается с особым желанием и интересом.


Помимо игр, приведенных ниже, к играм, развивающим ловкость, можно отнести и многие из тех, что рекомендованы для занятий с гимнастами.


1. «Ловля парами». Выбирается пара «ловцов», которые, взявшись за руки, начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен берутся два игрока, они составляют новую пару. Затем две действующие пары ловят еще по одному игроку, которые составляют третью пару и т. д. Заканчивается игра, когда на площадке остаются 1-2 участника, которые становятся новыми ловцами.


Правилами разрешается «выскальзывать» из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам запрещается хватать играющих руками и силой втягивать в образуемый ими кружок. Успех ловли обеспечивается согласованностью, ловкостью действий и ориентировкой игроков на площадке.


2. «Вертуны». В игре участвуют две-три группы игроков с одинаковым числом участников (4-6). Они стоят в колоннах, причем головные игроки располагаются ближе к центру площадки. По сигналу преподавателя головные игроки любым способом поворачиваются на 360 градусов. Затем поворачиваются вокруг своей оси вместе первый и второй номера. Во время поворота второй номер держит руками за пояс партнера. Далее поворот выполняют одновременно три игрока и т. д.


Выигрывает команда, которая первой закончит повороты в четверках, пятерках или шестерках. При повторении игры повороты выполняют в другую сторону.


3. Ловкие руки. Игроки должны во время личного или командного соревнования:


а) не слезая со стула собрать 10 различных предметов, положенных в радиусе 1 м от стула;
б) пронести, держа в руке, 3 спичечные коробки, поставленные ребром одна на другую;
в) пролезть с ракеткой в руках, на которой лежит теннисный мяч, в обруч;
г) действуя гимнастической палкой, словно клюшкой (но не ударяя), провести деревянную булаву или городок в «ворота» (между ножек стульев) и вернуться обратно;
д) поднять с пола и пронести от одной линии до другой, не уронив, 6-8 набивных (волейбольных, гандбольных) мячей.


4. Передача мяча на ходу. Игроки двух команд распределяются по парам и встают в 3-4 шагах друг от друга. У каждой впереди стоящей пары по баскетбольному или волейбольному мячу (всего в игре 4 мяча). По сигналу игроки с мячами начинают бег При этом один игрок перебрасывает мяч другому и затем ловит мяч от него. Мячи все время находятся в воздухе, а игроки продвигаются до определенной линии (в 10- 15 м) и возвращаются обратно. Каждый участник передает мяч одному из игроков следующей пары и встает в конец команды. Игра заканчивается, когда все игроки выполнят задание.


Запрещается бегать с мячом в руках. Бросив мяч партнеру, надо тут же на ходу поймать мяч от него. Если мяч упал на землю, оба партнера останавливаются и возобновляют продвижение лишь после того, как мяч будет поднят и введен в игру.


5. «Двумя руками». Соревнуются две-три команды, которые выстраиваются в колонны перед стартовой линией. В руках у каждого впереди стоящего игрока волейбольный или баскетбольный мяч. По сигналу он ведет его ударами о землю поочередно правой и левой рукой Обведя стойку, игрок возвращается обратно и передает мяч следующему игроку.


Вести можно одновременно и два мяча (правой и левой рукой). В этих игровых эстафетах ошибкой считается потеря мяча. При потере игрок поднимает мяч, возвращается с ним в ту точку, где мяч был потерян, и продолжает ведение. Можно включить в игру также обводку по пути стоек или булав.


6. «Защита укрепления». Игроки, стоящие по кругу, быстро перебрасывают друг другу волейбольный мяч и, улучив момент, метают его в треногу из палок, размещенную в центре круга. Защитник этого «укрепления», стараясь уберечь его от прицельного «выстрела», отбивает мяч руками, ногами, головой. Если тренога свалена (но не сдвинута), защитник уступает место меткому стрелку. В конце игры отмечается самый ловкий защитник. Если защитник сам случайно задел и свалил треногу, его сменяет игрок, у которого в это время в руках находится мяч.


Вместо треноги можно поставить несколько булав, кеглей или городков. Защитник сменяется, когда все они повалены на землю. Защитнику предоставляется право в ходе игры снова ставить булавы на место, однако, пока он это делает, могут быть сбиты ударом мяча остальные булавы.


7. «Бег пингвинов». Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10-12 шагах флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды.


Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру. Участники, закончившие пробежку, встают в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.


Не меньшей ловкости требует эстафета с продвижением игроков прыжками в упоре присев, обхватив голеностопы руками с внутренней стороны.


8. «По одному и вместе». Построение играющих такое же, как и в предшествующей игре. Расстояние между игроками - 1 шаг. По сигналу последние игроки в колоннах начинают движение вперед, огибая «змейкой» поочередно всех впереди стоящих. Затем они продолжают бег до прочерченного на полу круга (в 10-12 м), где лежит волейбольный мяч и связанная концами скакалка. Игрок берет мяч, бросает его о стену, поворачивается кругом и ловит его после отскока от стены и пола. Мяч кладется на прежнее место, а играющий пролезает сквозь скакалку, продевая ее через туловище сверху вниз. После этого он бежит к своей команде, касается рукой плеча игрока, стоящего сзади, а сам встает впереди колонны (на расстоянии 1 шага). Последний игрок колонны снова бежит по змейке вперед и повторяет то же задание. В ходе игры (когда упражняющийся игрок находится возле скакалки с мячом) все участники делают шаг назад.


В заключение эстафеты все игроки берут друг друга за левую ногу (голеностопный сустав) двумя руками В таком положении колонна прыжками продвигается вперед, огибает лежащие предметы и возвращается на исходное положение (за стартовую линию) Победа присуждается команде, которая быстрее и с наименьшими ошибками выполнит условия игры.

Вы думаете тренировать ловкость можно только на улице в спортивных играх? Ошибаетесь! Новая категория флешек «игры на ловкость» позволит проверить сноровку и удачливость не выходя из-за компьютера! Внимание и скорость – вот важные составляющие успеха. Чуть-чуть игрок зазевается, и вот уже его палец откушен чудовищем, хитрый мяч застрял на линии, а флаппи-шарик разрушился из-за неверного хода. Лабиринты и переключатели, забавные персонажи и привычный спортивный инвентарь, хитрые задания и простейшие действия – особенности игр на ловкость можно перечислять очень долго.

Кто-то наверняка думает, что пройти уровни в таких flash-играх очень легко. Столь опрометчивое мнение становится настоящим вызовом для создателей проектов, и они еще больше усложняют свои идеи, делая участие в играх по-настоящему увлекательным делом. Ловкость пальцев, виртуозное владение мышью, сосредоточенность и упорство – вот качества и умения, без которых игры на ловкость просто не пройти. Зато сразу вырисовывается польза «ловких» игр: скорость работы, умение нетривиально решать поставленные задачи, быстрая реакция в непредвиденных ситуациях. Такие навыки можно приобрести только долго и упорно занимаясь спортом. Или же тренируя ловкость между уроками, программированием и работой!

МКОУ СОШ № 6 с. АРЫЛАХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Подвижные игры на развитие ловкости»

УРОК ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Яшпаева Карагыс Петековна

2016г

Технологическая карта урока по физической культуре в 5 классе (ФГОС)

МКОУ СОШ № 6 с. Арылах

Раздел программы : Подвижные игры.

Тема урока : Подвижные игры на развитие ловкости

Цель урока: Развитие интереса к подвижным играм и универсальных способностей посредством двигательного и коммуникативного опыта обучающихся спортивно-игровой деятельности.

Задачи урока:

1) Образовательные (предметные результаты) - обучение и закрепление раннее изученных подвижных игр «Найди свою пару» «Обезьянки», эстафета Быстроногих», закрепить знания о физических и интеллектуальных качествах человека.

2) Развивающи е (метапредметные результаты) - Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативные УУД). Формировать умение контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД)

3 ) Воспитательные ( личностные результаты)- Воспитание ценностного отношения к ЗОЖ, трудолюбия, волевых качеств. Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, (нравственно-этическая ориентация, личностные УУД).

Инвентарь : свисток, гимнастические маты.

Оборудование: разноцветные ленты, мяч резиновый, клюшки хоккейные 3 шт, смайлики

Место проведения : спортивный зал школы

Время проведения : 40 мин.

п

Построение, приветствие, сообщение задач урока. Приветствие каждого ребенка хлопаньем по ладошке

Сообщение теоретических сведений «Познавательная страничка по ТБО» (просмотр слайда)

2мин

2мин

Четкость выполнения строевых приемов, спортивная форма.

См. Приложение

Планируемые личностные результаты:

1.Самоопределение, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на ЗОЖ.

2.Смыслообразование. Мотивация к учебной деятельности учебно-познавательная)

3.Нравственно-этическая ориентация. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Планируемые метапредметные результаты

1.Умение технически правильно выполнять двигательные действия

2.Осмысление самостоятельного выполнения упражнений в оздоровительных формах занятий (упражнения для правильной осанки)

часть

12-15

Ходьба

Обычная

На носках, руки вверх

на пятках, руки за спину

не внешней, внутренней стороне стопы

задания на внимание по свистку учителя

Бег:

Медленный

Змейкой

С захлестом голени

С изменением направления по свистку

Ходьба (восстановление дыхания с помощью физического упражнения: руки вверх в стороны - вдох, руки вниз – выдох)

ОРУ

1. И.п. - руки перед грудью

1-2 рывки согнутыми руками

3- рывок прямыми руками в стороны

2. И.п.- руки к плечам

1- 4 вращение рук вперед

5-8 вращение рук назад

3. И.п-руки перед грудью пальцы в замок

1-шаг правой, поворот туловища вправо

2- шаг левой, поворот туловища влево

3- 4 тоже.

4.И.п руки к плечам

1-4 ходьба, высока поднимая бедра с разноименным касанием локтем колена

5.И.п. руки вниз

1-высоко поднять бедро правой ноги, захват голени руками, поднять к груди

2- опустить ногу

3- высоко поднять бедро левой ноги, захват голени руками, поднять к груди

4. опустить ногу

6. И.п. руки в сторону, ноги на ширине плеч.

1-3 наклоны вперед упражнение «мельница».

7.И.п. ноги на ширине плеч, руки за головой.

Приседания 15 раз.

2мин

2мин

1мин

5 мин

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

Обратить внимание на осанку, точное положение рук.

Следить за правильностью выполнения физических упражнений, соблюдением дистанции. Обратить внимание на самочувствие обучающихся по внешним признакам.

при выполнении упражнений идти в колонне, соблюдая дистанцию

следить за положением спины, положением рук и ног

Резких движений не выполнять

Подскоки выполнять не высоко в среднем темпе.

Колени не сгибать, руки прямые

Плечи развернуть

Повторение и закрепление изученного материала 20мин

(основная часть)

Эстафета «Ловкие хоккеисты»

Все игроки делятся на три команды.

Обозначается стартовая линия. У капитанов команд в руках хоккейная клюшка. По команде учителя, первые номера ведут волейбольный мяч до булавы, обегают фишки возвращаются. Передают эстафету следующему участнику и становятся в конец колонны, затем по сигналу учителя стартуют следующие обучающиеся. Выигрывает команда, которая больше наберет очков.

Как вы думаете какие качества развиваются в этой игре?

(просмотр слайда)

Рефлексия: что мне понравилось в этой игре?

Игра «Обезьянки»

Все играющие кроме водящего свободно расположены на площадке. У каждого из них сзади за поясом

цветная лента, один конец которой (длиной 20-30см) свободно свисает. По сигналу учителя водящий догоняет убегающих, стараясь схватить ленту. Игрок, оказавшийся без ленты, выбывает из игры.

Рефлексия: что полезного я взял от игры?

Игра «Охотники и утки».

Учителем выбираются два водящих - они охотники. Остальные дети «утки», располагаются по залу между двумя линиями. По сигналу учителя охотники начинают «охоту»- стреляют по детям. Запрещается кидать мяч в голову. Играющие должны убегать от мяча, но не переступать за черту. В кого попали мячом, тот выходит из игры.

4мин

1 мин

5мин

1 мин

12 мин

Следить за правилами игры.

В игре принимает участие весь класс.

Следить за правилами игры. Обратить внимание на самочувствие обучающихся.

Задание выполняют все, обучающиеся по спортзалу располагаются произвольно.

Развитие УУД:

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

познавательные:

дети научат-ся:

структурировать знания;

выражать свои мысли устно;

регулятивные:

ребята будут

уметь:

принимать и сохранять учебную задачу, ставить цель работы;

самостоятельно работать с

материалом, планировать свою

работу, корректировать и оценивать результат;

осуществлять контроль в

форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;

коммуникативные:

школьники

смогут:

выражать, и аргументировано высказывать свое мнение;

применять навыки работы в

группе.

Заключительная часть 3

1. Построение в круг, взявшись за руки

Подведение итогов урока

Домашнее задание

2.Рефлексия

3.Организованный уход.

2мин

30 сек

30сек

30сек

Дети выбирают смайлики, если урок понравился то смайлик с улыбкой, если нет, то равнодушный

Отметить всех обучающихся.