Дидактическая игра веселый этикет своими руками. Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

  • 21.04.2024

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические

игры-тренинги

для

дошкольников

по

этике

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» - «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог - главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой - на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей - «луноходы», вторая половина - работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо поразному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание».

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений - можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игратренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем - девочки, во внешнем - мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.


Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило - делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

❖ вторая - к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

❖ третья - к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

❖ четвёртая - к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Темы:

❖ «Приветствие»,

❖ «Прощание»,

❖ «Поведение на улице»,

❖ «Правила поведения в транспорте»,

❖ «Говорим по телефону»,

❖ «Идём в театр»,

❖ «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки.

Тема: «Приветствие»

Называется имя

Улыбка согревает приветствие

Младший первый приветствует старшего

Руки в карманах не держим

Входящий первый приветствует присутствующих

Мужчина первый приветствует женщину

Первая подаёт руку для рукопожатия женщина

Не жуём, когда приветствуем

При разговоре смотрим на «третий» глаз

Для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Тема: «Прощание»

При прощании используем пожатие руки

Кивок головой

Взмахивание рукой

Дружеское прощание: пока, счастливо, чао

Если предполагается встреча говорим « до встречи»

Как вы прощаетесь с родителями перед сном?

Само слово «прощай» означает конец встречи

Тема: «Поведение на улице»

На улицу выходим опрятно одетыми

Двигаемся по правой стороне дороги

Шеренгой по улице не ходим

Девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

Дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

На улице не кричим

На улице не мусорим, для бумажек есть урна

На улице ничего не жуем

Можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

Если на улице несчастный случай, звоним по 03.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

При выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

Уступаем место инвалидам, маме

Не обсуждаем громко свои проблемы

Не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

В транспорте не причесываемся

Уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

Если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

Не толкаем всех локтями

Если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

Тема: «Говорим по телефону»

Не жуём, разговаривая по телефону

Не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

Если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

Если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним

И второе - представляемся, т. е. называем свое имя

Все телефоны записываем в записную книжку

Обязательно выучим свой номер телефона

Звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

Спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

Долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

Если мы попали не туда, извиняемся

Если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".

Тема: «Идём в театр»

В театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

Не забываем взять билет

Приобретаем в театре программу

После первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

После третьего звонка вход в зал запрещён

В буфете можно попить и поесть

В зале не едим, не кричим

Представление понравилось - хлопаем в ладошки (аплодисменты)

Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Тема: «Поведение в магазине»

Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

Не берём животных в магазин

В магазине встаем в очередь

Корзина для товара

Продукты берём руками только в упаковке

Этикетные нормы обращения к продавцу

Сначала заплати за товар (продукт) - потом его ешь

Не кричим в магазине

Не бегаем по магазину.

Тема: «Правила поведения в храме».

Одежда для посещения храма должно быть скромной

За руки не держимся

Не кричим

Не кушаем

Не пьем в храме

Сидят на скамейках только пожилые люди

Если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

Не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

Не бегаем в храме.

Тема: «Правила дружбы детей группы»

Не деремся

Не жадничаем

Не ссоримся

Не кричим друг на друга, говорим спокойно

Жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

Извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

Если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

Не обманываем

Приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 г. Сосногорска»

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ПРАВИЛАМ

СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА

Подготовил:

воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 14 г. Сосногорска»

Пашина А.Н.

г. Сосногорск

2014 г.

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Как дарить и принимать подарки.

Цель: помочь детям адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех правила поведения.

Ход: 1. хороший обычай, приходя в гости, приносить цветы или небольшой подарок. Помните, что хмурый гость – не подарок. Поэтому всё плохое настроение оставляйте дома.

Цветы всегда приятный подарок. Не стыдно прийти в гости с одним цветком.

принято подавать цветок на длинном стебле, или ветку цветущего растения;

в особо торжественных случаях дарят розы или гвоздики;

цветы дарятся без упаковки (если их сразу поставят в воду, в красивой упаковке преподносятся розы (чтобы не уколоться шипами, а также букеты – композиции, в которых упаковка является её частью;

принято подавать цветок в правой руке, или обеими, головками вверх.

Получив цветы, надо отметить красоту букета (цветка) и обязательно об этом сказать.

2. День рождения или семейное торжество – должны учитываться вкус и интерес получателя подарка гостями.

не следует дарить дорогие подарки, чтобы не поставить человека в неудобное и зависимое положение;

дорогие подарки дарят родственникам и в складчину к большому торжеству;

подарок подбирается к конкретному событию: ко дню рождения – предметы для личного использования, на свадьбу, семейное торжество, новоселье – хозяйственные предметы, электробытовые приборы;

денежный подарок – к свадьбе или новоселью;

детям – сладости, игрушки, книги;

девочки обязательно порадуются платью и туфелькам;

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Словесная игра

«Доскажи словечко»

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

    Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

    Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

    Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

    До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

    Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…(извините).

    Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

    Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

    Если друг попал в беду,…(помоги ему)

    Решай споры словами, …(а не кулаками)

Картотека

для формирования у детей этикета

1. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ТРАНСПОРТЕ

стихи Ирины Горюновой

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь -

Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,

Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он - поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

стихи Ирины Горюновой

Аккуратно кушай хлеб -

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

3. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ДЕТСКОМ САДУ

стихи Ирины Горюновой

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Не дерись и не ругайся,

Грубо ты не выражайся.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

На тарелку ты не плюй,

А как следует прожуй.

Не толкай свою подружку,

Если держит в ручке кружку.

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

Одевайся побыстрей,


Не задерживай детей.

Лезь туда, где это можно,

Только очень осторожно.

Игрушку ты не отнимай,

Возьми другую, поиграй

После сна ты потянись,

Умой лицо и расчешись.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

4. ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ

ЗАЙКА И БЕЛОЧКА

Зайка с белочкой играют

У высокой ели.

В небе звёзды исчезают,

Значит, быть метели.

Зайка варежки снимает,

Быстро белке надевает,

Вот какой мальчишка

Маленький зайчишка.

Не страшны теперь метели -

Белку варежки согрели...

Зайка с белочкой гуляли

Вместе до рассвета,

Их глаза в ночи сияли

Бусинками света.

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

По узенькой дорожке

Ползли сороконожки,

За ними шли утята,

Весёлые цыплята.

Встал ослик на пути.

Дай, ослик, нам пройти!

Не верю я ушам, -

Сказал он малышам.

Расставил ослик ножки

На ширину дорожки:

Я даже носорогу

Не уступлю дорогу.

Если ты мужчина-бобр,

Будь к бобрихе очень добр.

Если ты мужчина-тигр,

Предложи побольше игр.

Если ж ты мужчина-ёж,

Для подружки всё найдёшь.

И ещё совет я дам

Всем звериным господам:

Чаще с милой говорите,

И цветы, цветы дарите!

Учат люди, учат звери:

Маме с папой надо верить.

Каждый раз перед едой

Помните совет простой -

Мойте мордочки и лица,

Лапки, руки и копытца.

Это правило для всех -

Носишь ли, не носишь мех.

Среди ёлочек, сосёнок

Заплутал малыш лисёнок.

Тороплюсь ему помочь -

Лес накроет скоро ночь.

К маме с папой в дом родной

Мне известною тропой.

Ведь с лисёнком мы друзья,

А друзей бросать нельзя!

5. ЦВЕТЫ В ПОДАРОК.

Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то не раздумывай и дари именно их.

Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок, ромашек, мимоз...), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.

Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке - цветы нежных тонов: лилии, хризантемы... Папе и дедушке подари красные гвоздики.

Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.

По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5, 7... Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не хрупким и не мелким.

Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.

Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.

Хороший вариант - комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.

Подаренные цветы сразу ставять в воду в той комнате, где принимают гостей.

6. В КИНОТЕАТРЕ.

Конечно, кинотеатр - это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои правила.

Если кто-то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.

Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.


7. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.

Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.

Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.

В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.

В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...

Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.

Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.

Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.

Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.

Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.

Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.

Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.

Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.

Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.

В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

8. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ .

Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные правила общения.

Нельзя, например, допускать возникновения следующих ситуаций:

Пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит уступить ему место;

Посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;

Находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;

Ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не заботясь о том, интересно ли им это;

Ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью сумок, возвращается домой.

Поступая, таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно рассчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.

9. ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ .

Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.

Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.

В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайся сразу прекратить разговор, но сделай это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.

Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что ты с ним говоришь.

10. ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК.

Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому помни, что такие выражения, как "с тобой бесполезно разговаривать", "ну как ты не поймешь?", "я еще таких бестолковых не встречал", " тебе этого не понять", "ты, конечно же, не знаешь" вежливый человек не употребляет.

Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.

Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не интересна или неприятна слушателю.

Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей - прослывешь "сплетником" ("сплетницей").

Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.

Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.

Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.

11. КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.

Прежде всего, ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.

Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.

Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство - "кто это?", "а зачем она вам нужна?" - будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.

Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь. Но только не забудь это сделать!

Ошиблись номером - ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.

Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав: "Простите, я ошибся", положи трубку.

Начиная разговор, поприветствуй и представься.

Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить.

Телефонный разговор - это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

12. ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ.

На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.

Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя - на другом конце зала, например, - не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно.

Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец-то", "где ты пропадал" приветствиями никак не назовешь.

Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме - кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).

13. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.

Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по-доброму? А между прочим, волшебники живут не только в сказках!

Каждый человек, который добрый, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуточку волшебник. Честное сказочное!

Разве не волшебство - на пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?

А вылечить больного человека? Или... Вырастить сад? А придумать и смастерить-собрать грузовик? А испечь сладкий-вкусный торт?

Да-а... На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников не так-то мало!

Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут, кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.

Упражнения для добрых волшебников.

Упражнение 1.

Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.

Упражнение 2.

Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника - теперь он будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравьиный терем.

Упражнение 3.

Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.

Упражнение 4.

Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.

14. ИДЕМ В ГОСТИ.

Если ты гость

Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.

Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует не "ломиться" в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические замечания.

Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.

15. Каким должен быть подарок?

Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики, малышу - калькулятор, папе - погремушку, маме - мужской галстук, а дедушке - куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.

Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не хвастаешься перед всеми своей щедростью.

Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что-нибудь оригинальное - что-нибудь смастери, нарисуй.

Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.

А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы не смотрят", то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по вкусу.

16. ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ.

Правила игры

1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.

2. Не радуйся, когда другие проигрывают.

3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Как и во что играть с друзьями.

1.Вежливые прятки.

Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:

Здравствуй!

Добрый вечер!

Всего хорошего!

2.Вежливые жмурки.

Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.

Тот, кого водящий поймает, становится его помощником. Ему тоже завязывают глаза. Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.

3.Игра-соревнование-1.

Расстелите на полу в прихожей или коридоре 2-3 газеты, поставьте 2-3 пары обуви (по числу участвующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку обувной крем нужного цвета. Победитель тот, кто почистит обувь быстрее и лучше других.

4.Игра-соревнование-2.

Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. Количество их должно соответствовать числу играющих, при этом можно составить "домашнюю команду" - папа, мама, бабушка, дети. Победитель тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет пуговицу.

5.Игра-соревнование-3

Каждый игрок получает нож и 3 картофелины. Кто же лучше и быстрее чистит картошку? Очищенную картошку не забудьте пожарить и угостить всех - победителей и побежденных.

17. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.

Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.

Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.

СОВЕТЫ ЕДОКАМ.

Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.

Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

18. ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.

Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Всегда выполняй эти правила, мой маленький дружок! И сообщи их своим друзьям.

19. ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.

Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота". Не правда ли, мой маленький дружок?

Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.

У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:

Этот человек сам умеет себя воспитывать.

Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:

Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.

По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана?)

Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожими!

Дидактические игры по этикету и культуре поведения Младший дошкольный возраст "Расставь все по местам" Цель. Закрепить знания детей о чайной и столовой посуде, о столовых приборах. Активизировать употребление слов "чайный", "столовый". Материал. Карточки с изображением различных видов посуды и приборов. Ход игры Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: "Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы". За правильное выполнение задания дети получают фишку. Старший дошкольный возраст "Как вести себя за столом" Цель. Закрепить правила поведения за столом. Ход игры Воспитатель предлагает выполнить задание: при перечислении вариантов поведения за столом отметить хлопками в ладоши правильные. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Глотать большие куски. Не чавкать. Ковырять в зубах пальцами. Класть в рот небольшие куски. Чавкать. Вытирать рот рукавом. Спешить. Пить залпом. Выплевывать косточки на стол. Хорошо пережевывать пищу. Не говорить с полным ртом. Чистить зубы зубочисткой. Пользоваться салфеткой. Дуть на суп. Бросать салфетку на пол. Примерные конспекты занятий по этикету и культуре поведения Младшая группа "Знакомство с ножом" Цель. Познакомить детей с приемами использования столового ножа, научить делать бутерброд с маслом. Воспитывать самостоятельность. Материал. Вырезанный из картона нож - человечек (с руками, нарисованным лицом, галстуком); красиво оформленный бумажный пакет, ширма для настольного кукольного театра. Ложка, вилка, масленка с маслом, сладкий чай. На каждого ребенка - кусочек хлеба, пирожковая тарелка, чашка с блюдцем, два столовых ножа (один - для рассматривания, другой - для работы). Ход занятия Воспитатель предлагает найти в игровом уголке бумажный пакет (с картонным ножом внутри). Дети находят пакет и приносят его воспитателю. Воспитатель. Давайте посмотрим, что в этом пакете. (Открывает пакет вместе с детьми. Достает нож-человечка.) Как вы думаете, кто это? (Нож.) Правильно. Давайте присядем и послушаем этого господина. Узнаем, зачем он к нам пришел. Дети проходят к стульчикам и садятся. Используя ширму для настольного театра, воспитатель от имени ножа беседует с детьми. Нож. Здравствуйте, дети! Вы узнали меня: я - столовый нож. Вы знакомы с моими сестрами - вилкой и ложкой? (Да.) Для чего они нужны? (С ними удобно есть.) Правильно. Вилка и ложка помогают во время еды. Я тоже хочу вам помогать. Посмотрите (показывает ложку и вилку), мы с сестренками похожи? (Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на наличие ручек у ложки, вилки, ножа - они необходимы, чтобы было удобно держать приборы.) Но у меня еще есть лезвие. С одной стороны оно острое, чтобы можно было резать мясо, отрезать хлеб. Я помогаю людям с давних пор и надеюсь, что и с вами мы подружимся. Теперь мне пора идти к другим детям. Но я хочу оставить вам в подарок своих младших братьев. (Воспитатель показывает красивую коробку с набором ножей.) Постарайтесь подружиться с ними. До свидания! Воспитатель. Спасибо тебе, господин Нож! (Нож скрывается за ширмой. Воспитатель достает из коробки ножи и раздает по одному каждому ребенку.) Потрогайте нож. Какой он? Легкий или тяжелый? Теплый или холодный? Из чего он сделан? (Ответы детей.) Посмотрите, у ножа есть ручка и лезвие. Покажите ручку, потом лезвие. (Дети выполняют задание.) С одной стороны лезвие острое. С ножом надо обращаться очень осторожно. Положите ножи на мой стол. (Дети выполняют. Входит помощник воспитателя с нарезанным хлебом и маслом в масленке.) Хотите сделать бутерброд? (Да.) Садитесь на свои места. (Воспитатель раздает другие, чистые ножи. Показывает каждому ребенку правила приготовления бутерброда: кусочек хлеба кладут на тарелку, придерживают одной рукой, а ножом, держа его в другой руке, намазывают масло. Дети повторяют ее действия.) Какие молодцы! Вы научились намазывать масло на хлеб, как взрослые. Теперь вы всегда можете пользоваться ножом! Проводится чаепитие с бутербродами. Средняя группа "Накроем стол к чаю с конфетами" Цель. Учить детей разнообразным видам сервировки стола к чаю. Активизировать словарь: чайная пара, чайная ложка, заварочный чайник, конфетница. Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения. Материал. Скатерть, салфетница с салфетками, набор чайной посуды, сундучок. Ход занятия Появляется Карлсон (его роль исполняет взрослый). Карлсон. Здравствуйте! Воспитатель. Здравствуй, Карлсон! Ты как здесь оказался? Карлсон. Да я мимо пролетал, замерз. На улице холодно, решил к вам заглянуть, погреться. Можно? Воспитатель. Как мы можем побыстрее согреть Карлсона, чтобы он не заболел? (Ответы детей.) Карлсон. Давайте выпьем чаю. Я так его люблю, особенно со сладостями. Воспитатель. Дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая. Все вместе расстилают скатерть, расставляют чайную посуду, называют ее: чайная пара, чайная ложка. Карлсон иногда ошибается, переспрашивает. В процессе работы воспитатель напоминает, как правильно держать чашку (за ручку), где должна лежать ложка. Когда стол накрыт, воспитатель предлагает отойти от него и полюбоваться сервировкой. Спрашивает у детей, что им нравится. Обращает внимание на скатерть: она белоснежная, отглаженная. Карлсон. По-моему, здесь чего-то не хватает... Мне же бабушка дала сундучок с конфетами, а я совсем забыл. Сундучок любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать? Чтоб открылся сундучок, Расскажи-ка мне, дружок: Что ты скажешь, если вдруг Угостит тебя твой друг? Дети. Спасибо. Карлсон. Что ты скажешь, мой дружок, Если в гости вдруг придешь? Дети. Здравствуйте. Карлсон. Что ты скажешь, дорогой, Если ты пойдешь домой? Дети. До свидания. Карлсон. Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно. Воспитатель. Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Посмотрите на эту вазу. (Показывает конфетницу.) Можно туда положить конфеты? (Да.) Эта ваза называется конфетницей. Заполним ее конфетами. (Дети кладут в нее конфеты. Благодарят Карлсона.) Воспитатель. Знаешь, Карлсон, для чаепития с конфетами нам понадобятся еще и тарелочки, их всегда ставят с левой стороны от чашки (каждый ребенок пробует сам поставить тарелочку с левой стороны). Вот теперь можно садиться за стол. В это время Карлсон забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и кидает фантик на пол. Воспитатель. Дети, как вы думаете, Карлсон правильно поступил? Он забрал все конфеты да еще и фантик бросил на пол. (Ответы детей.) Карлсон. А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то? Воспитатель. Давай, Карлсон, мы тебя научим правилам этикета и расскажем, почему так не делают. Карлсон. Согласен. Воспитатель. Если ты возьмешь много конфет, то остальным может не хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если в конфетнице остались конфеты, можешь взять еще одну. Конфету надо класть в тарелку, которая стоит с левой от чашки стороны, туда же кладем и фантик от съеденной конфеты. Проводится чаепитие, во время которого воспитатель закрепляет знания детей о том, для чего нужна чайная ложка, как правильно держать чашку (за ручку; можно придерживать за донышко). Старшая группа "Украшение праздничного стола" Цель. Расширять представления о разнообразии скатертей и салфеток, их уместном использовании. Формировать практические умения в создании дизайна стола, складывании салфеток. Материал и оборудование. Скатерти разной расцветки, формы и размера. Тарелки и тканевые салфетки - на каждого ребенка. Композиция из еловых веток, шишек, новогодних шаров, которые были сделаны детьми на занятиях по ручному труду. Видеомагнитофон. Мультфильм "Винни-Пух идет в гости". Столы (круглый, прямоугольный). Схемы складывания салфеток (на листах бумаги A3). Ход занятия Воспитатель. Дети, какой зимний праздник ваш любимый? (Новый год.) Почему вы любите этот праздник? (Высказывания детей.) Хотелось бы вам научиться накрывать красивый праздничный стол? Чем отличается праздничный стол от обычного? (Ответы детей. Пояснения воспитателя по мере необходимости.) Посмотрите, какие разные бывают скатерти (демонстрирует ажурные, белые, цветные, набивные, расшитые, круглые, квадратные). Все они чистые, отглаженные. Для разных столов - разные скатерти. Какая скатерть подойдет для круглого стола? (Выбирают.) Вспомните, как надо стелить скатерть. (Аккуратно разворачивать на столе.) Постелите скатерть на круглый стол. (Дети выполняют задание.) А эта белоснежная скатерть (демонстрирует) на прямоугольный стол - для большого торжества. Можно постелить сразу две скатерти разного рисунка и цвета (одну на другую). (Дети предлагают варианты. Выбирают лучший. Стелят скатерти на стол.) Итак, стол застелен скатертями. В какой последовательности нужно накрывать на стол? (Сначала тарелки, столовые приборы, стеклянная посуда, затем салфетки, украшения.) Салфетки тканевые, бумажные - обязательный элемент сервировки. Можно сказать, что "родилась" салфетка в Древней Греции около 3500 лет назад: во время еды губы утирали листом фигового дерева. Тканевую салфетку стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет назад. В богатых домах на них вышивали инициалы хозяина дома. Гости даже уносили с собой эти изысканные салфетки на память о прекрасно проведенном времени. Какие салфетки необходимы для праздничного стола? (Тканевые.) Как вы думаете, что делают с этой салфеткой, когда садятся за стол? (Кладут на колени, чтобы не испачкать праздничной одежды.) Такой салфеткой можно лишь слегка промокнуть губы, например перед тем, как выпить напиток (чтобы не оставить жирных следов на стакане). Наши друзья Винни-Пух и Пятачок тоже пользовались салфетками в гостях. Вспомним, как они это делали. (Просмотр отрывка из мультфильма.) Правильно ли пользовались салфетками Винни-Пух и Пятачок? (Ответы детей.) Посмотрите, как можно сложить салфетку. (Демонстрирует образцы: "крендель", "пирамидку", "снопик", "карман", "веер".) Хотите научиться складывать салфетки? (Ответы детей.) В этом вам помогут схемы. (Вывешивает схемы. Дети упражняются в складывании салфеток.) Помните, что для праздничного стола все салфетки должны быть сложены одинаково. У каждого гостя на тарелке - сложенная салфетка. (Предлагает сложить салфетки каким-либо одним способом. Дети выполняют задание и ставят или кладут салфетки на тарелки.) Как красиво! Чем еще можно украсить наш стол? (Свечами, композициями из еловых веток, шишек, новогодних шаров.) Правильно, давайте сделаем новогодний стол еще красивее. (Все вместе украшают стол.) Подготовительная к школе группа "Давайте познакомимся!" Цель. Учить речевым формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность. Материал и оборудование. Игрушки для сценки Видеомагнитофон. Мультфильм "Крокодил Гена ищет друзей". "Знакомство". Ход занятия Воспитатель. Сегодня во дворе моего дома я встретила соседа - мальчика Сашу семи лет. Он был очень расстроен. Поговорив с ним, я узнала, что в наш дом переехала новенькая девочка. Саше она очень нравится, он хотел бы с ней подружиться, но не знает, как нужно познакомиться, чтобы ее не обидеть. Может быть, вы ему поможете? (Ответы детей.) Хорошо, давайте попробуем разыграть сценку. Оля будет как будто играть в песочнице, а Ваня подойдет к ней и попробует познакомиться. Вы понаблюдаете и скажете, все ли правильно сделал Ваня. (Дети разыгрывают сценку, затем обсуждают и предлагают свои варианты знакомства.) Можно ли знакомить так, как описывается в стихотворении: Познакомьтесь, это - Ленка, У нее на шее шрам. А вот этот карлик - Генка... Конечно, нет. "Так знакомить - стыд и срам". При знакомстве со своим сверстником вы должны первыми назвать свое имя, затем спросить имя того, с кем хотите познакомиться. После этого нужно сказать: "Очень приятно познакомиться!" Поупражняйтесь, пожалуйста! (Дети "знакомятся" друг с другом, используя нужные речевые формы.) Если с тем, с кем вы хотите познакомиться, знаком ваш друг, то он представляет вас так: "Андрей, хочу познакомить тебя с Сашей" или "Разреши тебе представить Сашу". (Дети разыгрывают эту ситуацию, проговаривая словесные формы.) Если при знакомстве присутствуют взрослые, как поступить в этой ситуации? Надо представить младшего старшему, близкого знакомого - малознакомому. Я знаю одного крокодила, который нашел интересный способ знакомства. Давайте посмотрим. (Показ отрывка из мультфильма "Крокодил Гена ищет друзей" и его обсуждение.) Теперь вы знаете, как правильно знакомиться, и уверена, успешно справитесь с этой ситуацией. "Книга в подарок" Цель. Учить делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к другому человеку. Материал. Азбука, старые потрепанные книги, книги-"раскладушки" для малышей, толстые энциклопедические словари. Парик с бантами. Набор фломастеров, настольная игра в коробке, конфета. Открытка "С днём рождения!", красивая оберточная бумага. Ход занятия Воспитатель. Сегодня я вспомнила, что у мальчика из Простоквашино, известного как Дядя Федор, через неделю день рождения. Давайте поздравим его с праздником. Как можно это сделать? (Ответы детей.) Хорошо, чуть позднее мы решим, как его поздравить. А сейчас вслушайтесь в пары слов: строить - строитель; учить учитель. Дарить... доскажите! (Даритель.) Правильно, только слово это немного непривычно. Когда-то в русском языке это слово употреблялось часто. Оно обозначало человека, который даром, обратите внимание, даром делает другому что-нибудь хорошее. Помните, у Сергея Михалкова: дядя Степа спас тонущего ребенка, или, говоря по-другому, подарил ему жизнь, и в ответ на предложение попросить за это что угодно сказал: Мне не надо ничего, Я задаром спас его. Видите, задаром! Но бывает ведь и так (произносит диалог): - Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарю, а ты мне - удочку! - Сказал тоже - свисток! Свисток три рубля стоит, а удочка - двадцать! - Ну ладно. Я еще две марки добавлю. - Да на что мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя - города. Разве здесь о подарках разговор? (Ответы детей.) Конечно, нет. Такой способ "дарить" и таких "дарителей" народ давным-давно осудил в поговорке: "Подарки дарят - отдарки глядят". Думаю, что смысл ее понятен. Кто и когда сделал первый подарок, мы не знаем. Но когда это произошло и даритель увидел на лице другого человека радость, то сделал величайшее открытие: давать и дарить, может быть, даже приятнее, чем получать. Вы любите больше дарить или принимать подарки? (Ответы детей.) Я больше люблю дарить. Так приятно делать людям добро, видеть, как человек радуется. Познакомьтесь с девочкой Леночкой. (Воспитатель отворачивается, надевает парик, показывает сценку "На день рождения".) - Здравствуйте! Меня зовут Леночка. Меня пригласила к себе на день рождения моя лучшая подруга Оля. Мы с мамой купили ей в подарок фломастеры. (Показывает.) Сколько цветов! И что я этой Ольге буду их дарить? Она и рисовать-то не умеет. Я другое дело. Я очень хорошо рисую. Оставлю их лучше себе, а Оле подарю эту игру. (Рассматривает ее.) Какая интересная! Вот кубик... и фишки... и даже картинки. Вот здорово! Ну уж нет! Игру я себе оставлю, а Оле отнесу конфету "Мишка на севере". (Достает из кармана.) Моя самая-самая любимая конфета! И нужно ее Оле отдать? А я? Я без конфеты останусь? Ну уж нет! Лучше я ее (запихивает в рот) сама съем, а к Оле просто так пойду с тортом чай пить! (Снимает парик.) Ну что, понравилась вам эта девочка? (Ответы детей.) Почему? Какая она? (Жадная, злая, вредная, недобрая.) Вы хотели бы с ней дружить? (Нет.) Мне тоже не хотелось бы дружить с этой Леночкой. Помните, когда идешь на день рождения, нужно дарить подарок, который доставит радость имениннику, будет ему интересен. Если вы пойдете на день рождения к Вике, что вы ей подарите? (Ответы детей.) А если вас Илюша пригласит? (Ответы детей.) Молодцы, эти подарки им понравятся. Скоро у нашей Галины Алексеевны (помощник воспитателя) день рождения. Давайте подарим ей мяч, новый футбольный мяч. (Нет, нельзя.) Почему нельзя? Он же новый, красивый! (Взрослой женщине мяч не нужен. Нужно подарить что-то, что понравилось бы Галине Алексеевне, - рисунок, поделку, аппликацию.) Правильно, самое главное при выборе подарка он должен быть интересен, должен приносить радость. Давайте обсудим, что мы подарим Дяде Федору. Имейте в виду, ему исполняется семь лет, он скоро пойдет в школу. (Из предложенных вариантов выбирается книга.) Я приготовила несколько книг. (Дети подходят к стенду.) Внимательно рассмотрите их и выберите ту, которую хотите подарить. Взяв книги, дети рассаживаются за столом. Воспитатель берет книгу у каждого, рассматривает ее, обсуждает с детьми, можно ли ее дарить. Провоцирует детей: "Ну и что, что немного рваная, мы подклеим" и т.д. Дети протестуют: ведь старую книгу дарить нельзя. Отвергаются также книги слишком "детские" и "взрослые" без картинок. Выбирают Азбуку. Воспитатель. Все правильно. Подарим Дяде Федору "Азбуку" - ведь ему скоро в школу, и эта интересная книга ему нужна. Я расскажу, как правильно дарить книги. . Книга должна соответствовать возрасту человека и его интересам. . Книгу нельзя подписывать. . Чтобы узнать, от кого книга, в нее можно вложить подписанную поздравительную открытку. . Книгу можно упаковать в подарочную бумагу. . Когда даришь книгу, да и любой подарок, нужно говорить слова поздравления и пожелания. Не забудьте, получив подарок, поблагодарить, развернуть подарок, если это книга, перелистать, еще раз поблагодарить. И даже если у вас есть такая же книга, сказать: "Спасибо. Мне очень нравится твой подарок!"(Передает одну из книг ребенку и произносит: "Поздравляю тебя, Настя! Будь счастлива!" Ребенок отвечает: "Большое спасибо. Я очень рада, мне очень приятно..." Эти речевые формулы закрепляются с каждым ребенком.) Теперь подпишем открытку, вложим ее в книгу, запакуем красиво наш подарок и отправим в Простоквашино. Дети пишут на открытке свое имя или что-нибудь рисуют: цветок, солнышко, звезду и т.п., вкладывают ее в книгу и с помощью воспитателя заворачивают подарок в красивую бумагу. Художественные произведения, рекомендуемые для использования на занятиях по этикету А. Степанов А. Кондратьев Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, -у людей на языке... Очень просто Жить культурно: Всё прекрасно, Что не дурно. Приветствие - Доброе утро! - птицы запели. - Добрые люди, вставайте с постели, Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идёт по домам. Прощание Нам желают: - Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. С. Маршак В гостях Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу. И старых уважать. И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и жевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Н. Красильников Доброе утро Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! Солнцу и птицам. -Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. 0. Дриз Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу Кузнецу, врачу, ткачу -"С добрым утром!" - я кричу. "Добрый день!" - кричу я вслед Всем идущим на обед. "Добрый вечер!" - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. В. Юсупов Простите Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза, И робко и тихо "Простите", - сказал. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже... "Простите!" Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! М. Белокурова "Как подружились вилка и нож" Жила-была вилка. Она еще мало прожила на свете, но уже очень гордилась своей красотой и острыми зубками. А жила она в доме у девочки Наташи, которая умела пользоваться столовыми приборами. Вилка с радостью помогала девочке справляться с макаронами, вермишелью, салатом и была очень счастлива тем, что у нее так ловко все получается. Но вот однажды во время обеда Наташе подали на второе салат и жареное мясо. Вилочка растерялась. Она не могла даже своими острыми зубками откусить кусочек мяса. Грустным тонким голоском она сказала: "У меня не получается, я не могу тебе помочь". Но Наташа успокоила вилочку и позвала на помощь нож. Нож явился во всей своей красоте: стройный, блестящий, гордый. Решительно и красиво он помог справиться с куском мяса. С тех пор вилка и нож стали большими друзьями.