Физиологическое влияние подвижных игр на организм пожилых. Проектно- исследовательская работа "влияние подвижных игр на здоровье детей"

  • 28.06.2021

Зональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

младших школьников

«Первые шаги в науку»

Влияние подвижных игр на здоровье младших школьников.

Работу выполнила ученица 1 класса

МБОУ СОШ с.Рысаево

Масалимова Гульнур,

Руководитель проекта:

Сагитова Гульсира Хакимьяновна.

Рысай 2018

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Подвижные игры

    1. История происхождения подвижных игр

      Подвижные игры в современном мире

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния подвижных игр на здоровье младших школьников………………………………………………………

2.1. Организация и проведение подвижных игр………………………...

2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению влияния подвижных игр на здоровье младших школьников……………...

Вывод………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Введение

Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов, киберигрушек вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и образ жизни всё меньше времени оставляет школьнику для непосредственного общения с друзьями, для прогулок на свежем воздухе.

Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками школы – накладывает негативный отпечаток на здоровье школьника.

Поэтому актуальность проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой и необходимой.

Все сказанное нам помогло определить тему исследования:

«Подвижные игры в жизни моих сверстников»

Проблема исследования: выяснить влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Цель данного исследования: выявить и обосновать условия проведения

Объектом исследования данной работы является здоровье младших школьников.

Предмет исследования - подвижная игра, как средство сбережения здоровья школьников.

Учитывая актуальность данной проблемы, нами была выдвинута гипотеза: если младшие школьники будут играть в подвижные игры , то процесс укрепления здоровья будет протекать более эффективно.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о подвижных играх.

2. Рассмотреть особенности проведения подвижных игр.

3. Выявить опытно - экспериментальным путем эффективность влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Обоснование выбора литературных источников.

Для решения этой проблемы была изучена литература, в которой представлены материалы о подвижных играх.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что определено влияние подвижных игр на укрепление здоровье младших школьников.

База исследования: 1 класс, МБОУ СОШ с.Рысаево

Этапы:

Глава 1. Подвижные игры.

    1. История происхождения подвижных игр.

Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствуют внимание, память, приучают выполнять правила, укрепляют их организм.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен.

В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями, потехами. Башкирская народная культура издавна богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искрометность. Игра - неотъемлемая часть народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой (плелись венки и украшались березы, елки), с определенными этапами в жизни человека (день рождения, свадьба и др.)

Для обозначения большой группы игр, цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется термин «подвижные игры».

Подвижные игры требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому они наиболее отвечают идеалам оздоровления.

    1. Значение подвижных игр в жизни детей.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.

Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало возможностей.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют обмен веществ. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Все игры детей принято делить на две большие группы:

Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,
интеллектуальные);

Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий

К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

Принято делить игры на:

1. Элементарные игры с правилами:

а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).

2. Сложные игры с правилами:

а) спортивные (футбол, пионербол);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).

Вывод:

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях.

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния подвижных игр на здоровье младших школьников.

2.1. Организация и проведение игр.

При организации и выборе игр необходимо учитывать:
1. Возраст играющих. .

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе.

3. Количество участников игры. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4.
Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п.
Водящий объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его и он видел всех. Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа.
Водящий может быть определен с помощью считалок. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Вот некоторые из считалок (Приложение1)

Примеры подвижных народных игр даны в Приложении 2.

2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению влияния подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников

Целью экспериментального исследования состоит - экспериментально проверить влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Содержание эксперимента: эксперимент проводился в 1 классе, учитель Сагитова Г.Х.

Наблюдение.

Цель: выявить, в какие игры играют ребята в первом классе.

Проведя наблюдение, выяснили, в какие игры чаще играют ребята, живущие в разных частях деревни. Так, одноклассники, живущие на ул. Центральная, часто играют в «Догонялки», «Прятки», «Краски», «Города», «Чай-чай выручай». Ребята, живущие на ул. Акбулат, играют в «Салки», «Казаки – разбойники», «Прятки», «Выбивала», «Жмурки». Дети, живущие на ул. Шишма в «12 палочек», «Казаки –разбойники», «Колечко», «Догонялки», «Прятки».

Из наблюдений видно, что все ребята любят подвижные игры, где надо быстро бегать, быстро принимать решение. Это - «Догонялки», «Салки», «Прятки». Разное место проживания ребят накладывает отпечаток и на игры, в которые они чаще всего играют. В разных улицах нашей деревни дети любят играть в разные игры.

Опрос.

Цель: выяснить, в какие игры играют ребята в свободное время.

Из опроса одноклассников, выяснили, что чаще всего в свободное время ребята играют в подвижные игры (11 человек);играют в компьютерные игры(2 человека).

Диаграмма « В какие игры играют мои одноклассники»(Приложение 3)

Анкетирование.

В результате анкетирования выяснили значение подвижных игр и отношение ребят к ним.

Результаты анализа анкет представлены в следующей таблице: (Приложение 4)

Анализ анкет показал, что все мои одноклассники играют и любят играть в подвижные игры.7 ребят играют в них каждый день, 9 человек 2- 3 раза в неделю, только 2 человека редко играют в подвижные игры. 11 человек играют в них больше одного часа, 8 – меньше одного часа. С правилами игры знакомят ребят друзья(11 человек), учитель (7 человек) или правила игр ребята узнают на страницах книг или журналов(3человека).Все ребята стараются соблюдать правила во время игры. Подвижная игра учит ловкости, сноровке, силе -11 человек, смекалке – 9 человек, общению с друзьями – 11 человек.

Мои одноклассники играют в разные подвижные игры: «Пятнашки», «Прятки», «Салки», «Города», «Два Мороза», « Казаки-разбойники», «Выбивала», «12 палочек», «Краски», «Колечко», «Утки и охотники» ,и другие.

Самые любимые подвижные игры у ребят: «Прятки», «Пятнашки», «Колечко», «Сова», «Съедобное- несъедобное», «Собачки драчки».

Анализ документации (медицинских справок о болезни учащихся).

Цель: выяснить влияние подвижных игр на укрепление здоровья учащихся

Анализ медицинских справок, полученных у фельдшера, пропусков занятий по болезни учащимися выявил, что реже болеют ребята, которые предпочитают в свободное время играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Диаграмма «Влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников» (Приложение 4)

Вывод:

Основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по изучению влияния подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников можно утверждать, что использование их , не только обосновано, но и необходимо с целью укрепления здоровья младших школьников.

Заключение.

В ходе исследования мы выяснили влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Были реализованы следующие задачи:
1. Провели анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотрели историю возникновения игр подвижного характера.
3. Проанализировали значение игр подвижного характера в развитии детей.
4. Выяснили влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших

Анализ результатов исследовательской работы показал, что подвижные игры школьников. влияют на укрепление здоровья младших школьников.

Результаты указывают на то, что применение подвижных игр не только обосновано, но и необходимо с целью оздоровления младших школьников.

Сборник подвижных игр будет неплохим подспорьем для начинающих учителей и поможет им разнообразить свои уроки подвижных игр, а ребятам позволит узнать правила новых игр.ребятам нашей школы.

Приложение 2

Подвижные игры, в которые играют мои одноклассники.

Лапта.

Эта русская народная игра формирует жизненно важные двигательные навыки бега и метания, а также развитие скорости реакции, точности движений, быстроты и координации.

Понадобится небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м друг от друга. С одной стороны площадки находится «город», с другой – «кон».

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в «город», а другая команда водит. Команда «города» начинает игру. Метальщик лаптой бьет по мячу, бежит за линию «кона» и снова возвращается в «город». Водящие ловят мяч и стараются мячом осалить бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать ведущего, они переходят в «город». В ином случае игроки поля остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в «город». В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию «кона». Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок. Тогда за линию «кона» бегут двое игроков.

В игре может создаться ситуация, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией «кона», тогда игроку, который еще не бил, разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то игроки «города» уступают свое место водящей команде.

Подавальщики не должны переступать черту «города». Команда «города» переходит в поле и становится водящей, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию «кона».

«Филин и пташки»

Русская народная подвижная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развивает воображение, внимание, наблюдательность, произвольность движений.

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу и движениям которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются, приседают.

На сигнал руководителя «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только правильно названная птица становится филином.

Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении

Приложение 3.

« В какие игры играют мои одноклассники»

Рис.1.

Анкета «Подвижные игры в жизни моих одноклассников»

Редко

2 - 3 раза в неделю

Каждый день

Сколько по времени играете?

Меньше 1 часа

Больше 1 часа

Как много с тобой ребят играет?

Меньше 5 человек

Больше 5 человек

Кто (что) знакомит вас с правилами игры?

Учитель

Друзья

Книги, журналы,

Нравится ли вам играть в подвижные игры?

да

Стараетесь ли вы соблюдать правила игры?

да

Чему учит подвижная игра?

Общаться с друзьями

Смекалке

Ловкости, сноровке, силе

Приложение 4.

Подвижные

«Влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников»

Не все любят игровые, командные виды спорта. Но те, кто любит, преданы им всей душой. Даже сегодня можно встретить единомышленников, которые собираются вместе поиграть в футбол, волейбол или хоккей. Игровые виды спорта, помимо заряда положительных эмоций, несут большую пользу для организма. Давайте узнаем, какую.

Общая польза для тела

Если не рассматривать какой-то конкретный командный вид спорта, а смотреть в общем, то такая физическая нагрузка полезна тем, что включает разнообразную активность. Включаются практически все группы мышц. Игровые виды спорта обычно включают бег, прыжки, растяжку и другую нагрузку. Сжигаются лишние калории, увеличивается выносливость организма, улучшается состояние сердечно-сосудистой системы и связочного аппарата.

На мышцах и общем тонусе организма спортивные игры также сказываются самым положительным образом.
Игровые виды спорта, несмотря на высокий риск травм, комплексно воздействуют на весь организм. Если хотите хорошо выглядеть и хорошо себя чувствовать, выбирайте командный вид спорта.

Польза для характера


На наш дух такой спорт также влияет самым положительным образом. Формируется характер, воля к победе, способность взаимодействовать в команде, принимать неудачи правильно.
Также игровой вид спорта формирует аналитический склад ума, учит планировать свои действия и анализировать промахи.

Давайте посмотрим, как влияют на организм наиболее популярные игровые виды спорта.

Польза футбола


Эту игру с мячом особенно любят мужчины. Но есть и женщины, не прочь погонять мяч по полю. Я, например, очень любила такие занятия на физкультуре в школе. Чем футбол полезен для здоровья:

  • Положительно сказывается на сердечно-сосудистой системе.
  • Укрепляет иммунитет.
  • Ускоряет обмен веществ.
  • Обладает общеоздоравливающим действием на организм.
  • Благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат.
  • Улучшает выносливость и ловкость, координацию движений.
  • В тренировке участвуют все мышцы.
  • Отличная профилактика депрессий.
  • Подходит для борьбы с лишним весом.
Также футбол – командная игра, поэтому положительно сказывается на характере.

Польза баскетбола


Такие тренировки тоже не менее полезны для тела, чем футбол. Также задействуются почти все мышцы, улучшается координация и ловкость, выносливость.

Сердце, легкие и сосуды будут рады таким тренировкам. Периферическое зрение при игре в баскетбол улучшается, организм находится в тонусе, человек тренируется разумно использовать свои силы.

На опорно-двигательный аппарат игра в баскетбол влияет наилучшим образом. Если ваша задача сбросить лишний вес – присмотритесь к баскетболу. За одну игру человек пробегает в среднем 7 км, а засчет комбинированной нагрузки сжигание калорий идет весьма эффективно.

Перед тренировками не забывайте хорошо разминаться и разогревать мышцы и связки, чтобы избежать травм.

Польза волейбола


При игре в волейбол нужно быть особенно внимательными, чтобы не травмировать колени и пальцы рук. Поэтому, занимаясь серьезно, желательно побеспокоиться о специальной защите и изучить технику, которая поможет избежать ошибок и травм.
Волейбол – довольно динамичная игра и требует постоянной концентрации внимания. В чем польза таких тренировок для организма?

  • Улучшается координация и точность движений.
  • Повышается мышечная сила и выносливость.
  • Укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
  • Улучшается снабжение организма кислородом.
  • Происходит комплексное воздействие на мышцы и суставы.
  • Положительно сказывается на зрении, тренирует глазные мышцы.
  • Волейбол – отличная профилактика депрессий.
  • Улучшается ловкость, гибкость тела.
Волейбол, как и другая игра в команде, развивает личностные качества, учит работать в коллективе, формирует волю.

Это далеко не все игровые виды спорта. Среди всего многообразия можно выбрать тренировки по душе. Где взрослому человеку можно позаниматься? Попробуйте узнать у знакомых или в социальных сетях. Например, в нашем городе легко найти команды, где любители играют в футбол. В некоторых спортивных центрах есть секции для взрослых. А во дворах до сих пор в теплое время года иногда играют в волейбол или баскетбол. Главное, проявить инициативу.

Сетка для волейбола, например, стоит недорого. Но, собрав дворовую команду любителей спорта, вы легко решите проблему «где поиграть в волейбол». Не бойтесь воплощать свои мечты в жизнь!

А вы любите командные виды спорта?

Во время тренировок в секциях спортивных игр выполняются различные движения и действия. Получаемая физическая нагрузка способствует укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы, оказывает положительное влияние на органы дыхания и опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ в организме. Необходимость выполнения точных и ловких движений влияет на развитие глазомера, формирование точности и быстроты движений, мышечной силы. Благодаря всем этим положительным эффектам влияние спортивных игр на здоровье человека трудно переоценить.

Во время занятий спортивными играми у тренирующихся людей вырабатываются умения принимать быстрые самостоятельные решения, совершенствуется способность видоизменять свои движения по скорости, направлению и интенсивности. Влияние на здоровье человека выражается также в развитии выносливости, быстроты и ловкости, поддержания тонуса мышечной мускулатуры, формирования повышенной устойчивости к простудным заболеваниям вследствие укрепления иммунитета.

Для женщин, которые впервые решили посетить занятия в секциях спортивных игр, лучше всего подойдут такие виды спорта как бадминтон, волейбол, теннис. Физические нагрузки, получаемые во время тренировок в этих секциях, отличаются относительно небольшой интенсивностью и сложностью выполняемых движений. Поэтому данные спортивные игры по своей технической сложности вполне доступны для занятия людям, никогда ранее не занимавшимся спортом. Совершенствование технико-тактических действий во время тренировок будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и окажет огромное положительное влияние на здоровье человека. При достаточно высоком уровне физического развития для женщин вполне можно записаться в секции баскетбола, гандбола или водного пола. Однако для того, чтобы посещение тренировок по баскетболу или гандболу оказывало только положительное влияние на здоровье, следует помнить о том, что данные спортивные игры характеризуются довольно высоким темпом игры, необходимостью выполнения большого количества скоростно-силовых движений и значительной физической нагрузкой на все основные системы органов человеческого тела. Поэтому, во избежание обострения имеющихся заболеваний и ухудшения здоровья, перед посещением занятий в секциях спортивных игр желательно проконсультироваться с врачом.

В последние годы в средствах массовой информации всё чаще можно встретить репортажи о спортивных турнирах среди женских команд по футболу или даже хоккею, а некоторые спортивные клубы предлагают представительницам прекрасного пола записаться в подобные секции. Однако такие спортивные игры отличаются особенно резкими движениями, сильными и жёсткими столкновениями участников команд, требуют огромного напряжения организма и большой мышечной силы. Поэтому для женщин, чья профессиональная карьера не связана с высокими спортивными достижениями и для которых посещение секции спортивных игр представляет интерес в основном из-за положительного влияния на здоровье или из-за способности сформировать стройную фигуру, такие виды спорта как футбол или хоккей всё же являются не совсем подходящими.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Не менее важны игры с мелкими различными предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.

В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

Играясь дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: О.М. Горький, А.С. Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф. Лесгафт, считая, что она есть упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма, на проявление двигательных, волевых, интеллектуальных и моральных качеств. Подвижные игры вовлекают в активную работу почти все мышечные группы, положительно влияют на работу внутренних органов и систем. Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на развитие физических качеств, а так же влияние на формирование двигательных умений и навыков детей. Подвижные игры включают все основные виды движений/ ходьба, бег, прыжки, метание и др./развивают физические качества / ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость/и поэтому на протяжении многих лет подвижные игры служили главным средством физического воспитания детей. Великий французский педагог и мыслитель Жан Жак Руссо отводил важную роль играм как эффективнейшему средству педагогического воздействия.

Значение подвижных игр

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, сила, выносливость и др. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы. Игра создает благоприятные условия для развития навыков и физических качеств, способствуют произвольности двигательного поведения. Мотивом игры побуждают ребенка выполнять упражнения, предают смысл двигательной деятельности. Игровые мотивы и задачи близки и доступны ребенку, захватывают его. Они связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладения движения в игре, установлением прямой связи между мотивом и задачей. Каждый ребенок считает, что он выполняет какую либо роль. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: ребята непросто подымают руки, размахивают флажком, идут по прямой, а шагают по тропинке, прыгают как зайчики и т.д. Дети начинают действовать в роли, стремясь как можно более точно воплотить ее, обыгрывают воображение ситуацию.

Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Влияние подвижных игр

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка дошкольника, и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели. Каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Бессюжетные игры требуют от участников большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. В подвижных играх успешно усваиваются детьми движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе. Меняющие игровые ситуации и правила игр заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться, ловко преодолевать препятствия. Многократное повторение этих движений требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Очень важная роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Нагружая мышечную систему, ребенок воспитывается не только сильным и ловким, но и развивается его сердце, легкие, все внутренние органы. Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее ребенок в игре, тем больше он упражняется в тои или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умения подчиняться правилам игры.

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, добавляется закаливающее влияние естественных сил природы. А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю. По мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменение в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а так же к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма. В играх совершенствуется движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в сторону. Наклоны, накачивания и повороты туловища одновременно формулируют и навык владения своим телом. Ежедневные упражнения предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований, пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему миру.

Воспитатель: Герасимова С.В.

(Перефразированн ое изречение, высеченное на скале в древней Элладе 2,5 тыс.лет назад).

Паспорт проекта.

Пояснительная записка.

В настоящее время забота о здоровье детей здоровья детей здоровью здоровья дошкольников. здоровья

оздоровления.

здоровья, подвижные игры оздоровлению,

малоподвижный образ жизни .

подвижных игр

Задачи проекта:

Участники проекта:

    Дети средней группы

    Воспитатель

    Родители группы

Тип проекта : обучающий, игровой

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Физическое развитие

    Художественно-эс тетическое развитие

Этапы проекта:

    Подготовительный

    Подготовка инвентаря

    Практический

    Составление плана проекта

    Организация подвижных игр

    Консультирование родителей

    Заключительный

Презентация деятельности.

    Спортивный зал

Ожидаемый результат:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра-Путь к здоровью.»

(долгосрочный проект)

средняя группа № 1

Вос-ль: Герасимова С.В.

ГБОУ ШКОЛА 1375 зд. №3 г. МОСКВА

Проект: «Игра-путь к здоровью»

«Влияние подвижных игр на здоровье детей»

Воспитатель: Герасимова С.В.

«Хочешь быть сильным – играй,

Хочешь быть красивым – играй,

Хочешь быть здоровым – играй.»

(Перефразированное изречение, высеченное на скале в древней Элладе 2,5 тыс.лет назад).

Паспорт проекта.

Пояснительная записка.

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности, формирование потребности в здоровом образе жизни, выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников. Поиск эффективных путей укрепления здоровья детей – увеличения двигательной активности, активному образу жизни. Физиологическое определение здоровья ребенка, это воспитание интереса к двигательной активности, т.к. движение – основа жизни.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры , особенно игры на воздухе несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Бурное развитие технике в мире компьютеров, телевидения, киберигрушек вынуждает современного ребенка вести малоподвижный образ жизни .

Поэтому актуальности проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой необходимостью.

Все сказанное помогло определить тему проекта «Влияние подвижных игр на здоровье детей».

Цель проекта: использование подвижных игр в жизни современных детей и для их здоровья

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу о подвижных играх.
  2. Рассмотреть особенности проведения подвижных игр.
  3. Выявить эффективность влияния подвижных игр на укрепление здоровья дошкольников.

Участники проекта:

  1. Дети средней группы
  2. Воспитатель
  3. Родители группы

Тип проекта : обучающий, игровой

Интеграция образовательных областей:

  1. Речевое развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Физическое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  1. Изготовление картотеки подвижных игр средней группы
  2. Изучение необходимой литературы, беседы, занятия
  3. Подготовка инвентаря
  1. Практический
  1. Составление плана проекта
  2. Организация подвижных игр
  3. Консультирование родителей
  4. Реализация системы взаимодействия ДОУ с семьей по пропаганде здорового образа жизни
  1. Заключительный

Презентация деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Физкультурный уголок в группе
  2. Спортивный зал
  3. Спортивный участок на территории ДОУ
  4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь

Ожидаемый результат:

  1. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
  2. Получение детьми знаний о ЗОЖ.
  3. Улучшение соматических показателей здоровья.
  4. Удовлетворение потребности детей в двигательной активности, развитие быстроты бега, ловкости, внимательности в подвижных играх.
  5. Значение подвижных игр, и влияние их на здоровый образ жизни.