Словарь шахматных терминов. Почему шахматы уничтожают наш мозг Как называются игроки в шахматы

  • 22.10.2021
  • Адванс – игра, в которой разрешается использовать помощь компьютера.
  • Армагеддон - заключительная, решающая партия матча в случае ничейного исхода как основной части матча, так и тай-брейка.
  • Атака – наступление на позицию короля неприятельской стороны с целью мата. В более узком смысле – нападение на фигуру.
  • Атакёр -игрок, предпочитающий атакующий стиль игры.
  • Батарея -тандем двух фигур, каждая из которых усиливает потенциал другой фигуры или атаки. Например: сдвоенные ладьи.
  • Баранка (бублик) - нолик в турнирной таблице.
  • Безнадега – безнадежная позиция.
  • Белопольник -слон белопольный.
  • Белоцветчик -шахматист, который намного лучше играет белыми, нежели черными
  • Бешеная ладья - фигура (ладья), которую бесконечно жертвуют с целью получить позицию пата на доске.
  • Блиц - игра, при которой контроль времени, как правило, не превышает 5 минут на партию. С добавлением или без добавления нескольких секунд на ход по истечении времени.
  • Блицор - игрок, который умеет и любит играть блиц.
  • Блокада - один из приемов ограничения подвижности фигур соперника.
  • Блокер -любая фигура, препятствующая продвижению пешки противника.
  • Быстрые шахматы (другое название — рапид) — игра, при которой контроль времени, как правило, находится в диапазоне 15-30 минут на всю партию.
  • Вертикаль - все поля доски, идущие вверх от наименования. Например, вертикаль А: все поля от А1 до А8.
  • Вечный шах - положение, когда один из игроков дает повторяющиеся шахи, а второй не может от них уклониться.
  • Взятие на проходе - взятие пешкой пешки противника, которая пересекает своим первым ходом на два поля – поле, которое бьется пешкой противника.
  • Вилка - одновременное нападение на две фигуры соперника конем или пешкой
  • Висячие пешки - пара центральных пешек, которые невозможно защитить другими пешками. Например пешки С и D при отсутствии пешек В и Е.
  • Вскрытый шах - шах, возникающий при «отскоке» фигуры и открытии нападения на короля от другой фигуры.
  • Выжидательный ход - ход, цель которого не ухудшить позицию или выяснить намерения партнера.
  • «В одну калитку »- более, чем убедительная победа.
  • Гамбит - один из видов дебюта, в котором одна из сторон жертвует материал ради достижения свои целей. Например, перевес в развитии, инициатива.
  • Гарде (от французск. gardez — берегись) - жаргон начинающих, означающий нападение на ферзя.
  • Голый король - ситуация, когда король не защищен своими фигурами
  • Горизонталь - поля на доске и одинаковым цифровым индексом. Например: первая горизонталь.
  • Гроб - (безнадега, горшок, жбан, труба, ящик) — плохая или безнадежная позиция.
  • Дальнобойная фигура - дальнобойными считаются ферзь, ладья и слон.
  • Двух слонов преимущество - открытая позиция, когда у одной из сторон два слона против слона и коня или двух коней.
  • Движок - это уникальная программа, которая встраивается в шахматную оболочку (например «Фриц», «Арена», «Шредер»), тем самым сила игры оболочки увеличивается во много раз.
  • Дебют - начальная стадия партии.
  • Демаркационная линия - условное название линии разделяющей четвертую и пятую горизонталь.
  • Диагональ - группа полей на доске одного цвета. Например все поля от а1 до h8 по прямой линии.
  • Детский мат - быстрый мат ферзем и слоном в дебюте.
  • Доминация - подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Доплывать (доползать)- играть на ничью в заключительной части турнира.
  • Дракон - один из вариантов сицилианской защиты, при котором чернопольный слон черных фиакетируется на поле g7. Например 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6
  • Дыра - очень уязвимое поле.
  • Длинная рокировка - рокировка в длинную сторону. Кроме того, рокировкой в шутку называют три ноля подряд в турнирной таблице.
  • Ёж - расположение черных пешек на полях шестой горизонтали d6 и е6 в некоторых вариантах сицилианской защиты.
  • Жертва - отдача или невыгодный (неэквивалентный) размен материала ради достижения других целей. Например: атака на короля.
  • Жертва корректная - обоснованная жертва
  • Жертва некорректная (блеф) - необоснованная жертва в расчете на ошибку.
  • Жертва позиционная - жертва, которая не предполагает отыгрыш материала в ближайшей перспективе.
  • Задача шахматная - позиция, в которой дается задание найти единственный путь к мату в определенное количество ходов.
  • Забор - пешечная фаланга или ряд.
  • Закрытая игра - игра при закрытом пешечными цепями центре.
  • Засада - дальнобойная фигура находится в укрытии своих фигур до поры до времени.
  • Заснуть -задуматься на долгое время.
  • Звон - разговоры во время игры блиц.
  • Зевок - очевидная ошибка, просмотр фигуры или пешки.
  • Зрение комбинационное – способность видеть тактические возможности позиции.
  • Игра вслепую - игра без фигур. При этом разрешается пользоваться пустой доской. Ходы передаются словами шахматной нотации.
  • Игра на три результата - непредсказуемое положение на доске, когда возможен любой исход партии.
  • Играть руками - игра на автомате, без особых раздумий.
  • Изолятор - жаргонное название изолированной пешки.
  • Инициатива - возможность навязывать сопернику характер борьбы: темп, стиль, направление.
  • Испанка - упрощенное название испанской партии.
  • Испортить прическу - разрушить монолитность пешечного построения.
  • Итальянка - упрощенное название итальянская партия.
  • Капкан - невыгодная ситуация, в которую попадает игрок в результате расставленной соперником ловушки.
  • Катать - играть много и поверхностно.
  • Китайская ничья - смахнуть фигуры с доски и выйти изо стола.
  • Качество - наличие соотношения ладья против легкой фигуры. Виграть качество – выиграть ладью ценой легкой фигуры.
  • Квалификация шахматная - признанный уровень игры шахматиста. Документируется присвоением разрядов и званий в соответствии с шахматной иерархией.
  • Кингчесс - экзотический вид шахмат. В процессе игры соперники поэтапно выставляют свои фигуры на пустую в начале партии доску.
  • Классика - игра с традиционным, «классическим» контролем времени.
  • Клиент - легкий соперник, у которого уже выигрывал не раз.
  • Комбинация - форсированная последовательность ходов.
  • Комбинатор, комбайнёр - шахматист, любящий и умеющий комбинировать.
  • Комодо (Komodo) - шахматная программа.
  • Коновал - шахматист, любящий играть конями.
  • Контргамбит - противовес гамбиту, — дебют, в котором на жертву следует ответная жертва.
  • Контригра - встречная игра против активности соперника.
  • Конь Каспарова - черный конь, которого водрузили на поле d3.
  • Конь Тарраша - фигура (конь), расположенный на краю доски.
  • Кооперативный мат - мат, который возник благодаря «усилиям» обеих сторон.
  • Короткая рокировка - рокировка в сторону королевского фланга.
  • Крепость - позиция, в которой при правильной игре обороняющейся стороны невозможно одержать победу.
  • Круговик - соревнование (шахматный турнир) по круговой системе. Все участники должны сыграть каждый с каждым.
  • Криттер (Critter) - шахматная программа.
  • Лавирование - позиционная игра без явных активных действий.
  • Ладейник - ладейный эндшпиль.
  • Ласкеровская компенсация - ситуация, в которой за ферзя есть компенсация в виде ладьи, слона и пешки.
  • Лёгкая партия - шахматная партия в неофициальном формате и без контроля времени.
  • Лёгкая фигура -конь и слон.
  • Ловушка - прием в расчете на опрометчивую или неумелую игру соперника.
  • Лошадь -жаргонное, шутливое название коня.
  • Мат - положение на доске, когда король нахдится под шахом и не имеет возможности уйти из-под шаха или защититься другим способом.
  • Мат Легаля - матовая комбинация с жертвой ферзя в дебюте.
  • Мат линейный - ситуация мата одной или двумя тяжелыми фигурами на крайней горизонтали.
  • Мат спёртый - ситуация мата конем, при которой король зажат собственными фигурами.
  • Матовая сеть - положение, когда через несколько ходов будет неизбежно поставлен мат.
  • Материал - пешки и фигуры.
  • Матч - соревнование, в котором два шахматиста играют между собой определенное количество партий.
  • Мельница - комбинация последовательных вскрытых шахов.
  • Миниатюра - 1) короткая по количеству ходов партия, завершившаяся победой одной из сторон 2) Этюд или задача с небольшим количеством фигур.
  • Миттельшпиль - срединная часть игры. Между дебютом и эндшпилем.
  • Мишень - объект атаки на шахматной доске.
  • Ничья - итог партии, в которой никто из игроков не победил. Каждый получает по пол-очка.
  • Насиловать позицию - игра без учета позиции, как правило, себе во вред.
  • Не выйти из дебюта - потерпеть поражение в дебюте.
  • Ничья в кармане - ситуация, при которой есть возможность играть без риска потерпеть поражение.
  • Новинка - новое продолжение в известном варианте.
  • Нокаут-система - формат турнира, схожий с олимпийской системой в других видах спорта. В следующий круг выходит только победитель. По сути – плэй-офф.
  • Нотация шахматная - система правил, согласно которым ведется запись партии.
  • Обезьянья игра - стремление одного из игроков к симметричному повторению ходов.
  • Обдернуться - сделать не тот ход, что задумал.
  • Обжорный ряд - горизонталь, на которой ворвавшиеся ладь или ферзь собирает «урожай» пешек.
  • Окучить - уверенное, методичное давление на позицию соперника с последующим выигрышем материала.
  • Отжарить - красивая, убедительная победа.
  • Откладывание партии - процесс, при котором партия прерывается и затем (через несколько часов или на следующий день) доигрывается. В современных шахматах практически не применяется.
  • Открытая игра - игра в открытых позициях.
  • Открытая линия - свободная от фигур вертикаль.
  • Открытые дебюты - дебюты, возникающие после первого хода e4 e5.
  • Отравленная пешка - пешка, взятие которой влечет за собой неприятные сюрпризы и последствия.
  • Отсталая пешка - пешка, отставшая от своих собратьев, ставшая объектом атаки.
  • Пат - положение на доске, при котором игрок, за которым право хода, - не может сделать ход, не нарушая шахматных правил и его король не находится под шахом.
  • Первая линия - лучшее продолжение, предлагаемое шахматной программой.
  • Пешка - шахматная единица, имеющая минимальную ценность.
  • Пешечник - пешечный эндшпиль.
  • План игры - идея, воплощенная в конкретные последовательные действия в шахматной партии.
  • Пластуны - пешки, которые двигаются к полю превращения на разных флангах.
  • Плотный ход - синоним понятия сильный ход.
  • Поддавки - формат игры, в котором побеждает игрок, отдавший все свои фигуры, в том числе короля.
  • Подкрутить позицию - создать дополнительное напряжение на доске игровыми способами.
  • Позиция - положение на доске.
  • Поле - единица пространства в шахматах, другие названия — клетка или пункт.
  • Полтинник - половина набранных очков от количества возможных.
  • Поле «слабое» - поле, которое может быть использовано для вторжения соперником.
  • Поплыть - растеряться, перейти на игру «на автомате».
  • Похоронить вариант - однозначно оценить вариант, как невыгодный и непригодный для применения.
  • Превращение - изменение статуса пешки другой фигурой аналогичного цвета, кроме короля при достижении 8 или 1 горизонтали
  • Прихватить соперника в дебюте - поставить перед соперником трудноразрешимые проблемы в дебюте.
  • Провисать - нахождение фигуры «под боем» без защиты.
  • Промежуток - то же, что промежуточный ход.
  • Программа шахматная - разновидность компьютерных программ, способных делать ходы, анализировать и оценивать позицию.
  • Промежуточный ход - неожиданный, не очевидный ход в форсированном варианте.
  • Пространство - объем игрового поля шахматной доски. Является фундаментальным ресурсом шахматной игры.
  • Профилактика - управление рисками, предупреждение угроз.
  • Проходная пешка - пешка, которая может двигаться к полю превращения перед которой отсутствуют пешки соперника.
  • Преимущество - превосходство над соперником в каком либо аспекте.
  • Размен - ход или несколько ходов, при которых происходит взаимный обмен фигурами.
  • Раздача люлей - победы с подавляющим преимуществом.
  • Разноцвет - положение в эндшпиле, когда у сторон по одному слону разного цвета полей. Не считая других фигур.
  • Расписать - сыграть быструю ничью без борьбы.
  • Рассыпаться - получить в несколько ходов проигранную позицию из приемлемой или хорошей.
  • Рейтинг -уровень относительной силы игрока, измеряемый числовым коэффициентом.
  • Рентген - эффект от действия дальнобойной фигуры (например фианкетированного слона), при котором фигуры соперника потенциально под угрозой взятия.
  • Ретроградный анализ - задание в шахматной композиции на выяснение последнего хода в партии.
  • Рокировка - ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево). а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.
  • Ряд «обжорный» - вторая или седьмая горизонталь, на которой «свирепствует» ладья и поедает пешки.
  • Рубить флаг - умышленная игра на время.
  • Рыба (жаргон)- ничья.
  • Рыбка (Rybka) - один из продвинутых шахматных программ.
  • Связка - нападение на фигуру противника, которая прикрывает собой более важную фигуру. Или же ключевое поле.
  • Связанные пешки - пешки, находящиеся на соседних вертикалях рядом друг с другом.
  • Сдвоенные пешки - две пешки одного цвета на одной вертикали.
  • Сеанс одновременной игры - формат игры, когда шахматист играет с несколькими соперниками одновременно на разных досках. Ходы делаются поочередно.
  • Скахография - жанр шахматной композиции, когда расположение фигур образует очертания букв, цифр или рисунки.
  • «Слабое» превращение - превращение пешки в фигуру, отличную от ферзя.
  • «Слепота» шахматная - что-то вроде затмения, когда игрок не видит очевидный ход.
  • Стратегия шахматная - набор принципов, методов и план игры против определенного соперника.
  • Самоходки - связанные пешки, близкие к полю превращения.
  • Сбор урожая (шут.) - перевод позиционного или другого преимущества в материальное.
  • Сицилианка - сицилианская защита.
  • Скинуть - принести в жертву материал или вернуть жертву сопернику.
  • Славянка - славянская защита.
  • Слоны Горвица - два слона рядом одного цвета, простреливающие диагонали.
  • Слон Гуфельда - фианкетированный слон g7 в староиндийской защите.
  • Слон Фишера -белопольный слон белых в испанской партии и сицилианской защите.
  • Соскок - неожиданное спасение в тяжелой позиции.
  • Сплав - умышленный проигрыш.
  • Старушка (шут.)- староиндийская защита.
  • Стокфиш (Stockfish) - одна из лучших шахматных программ.
  • Стоять - придерживаться выжидательной тактики.
  • Строчка - решающий перевес. Произносятся как «плюс-минус в строчку» (когда перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (когда у чёрных).
  • Стучать - играть блиц или во взаимном цейтноте.
  • Табия - хорошо изученная позиция.
  • Тактика шахматная - набор комбинационных приёмов. Вилка, двойной удар, отвлечение, завлечение и т.д.
  • Темп - динамика ходов. Потеря темпа - лишний ход, потеря времени.
  • Теория шахматная - область анализа и обобщения знаний в шахматах, выявление закономерностей. Обычно имеют ввиду дебютную теорию.
  • Топталка - неоднократное повторение позиции.
  • Треугольник - способ передачи очереди хода сопернику для достижение цели поставить его в положение цугцванга.
  • Тура - жаргонное название ладьи.
  • Туристы - (юмор) слабые шахматисты, не претендующие на победу в турнире.
  • Турнир - разновидность шахматного соревнования, в котором участвуют более двух игроков.
  • Турнирная таблица - документ, в котором фиксируются результаты партий участников турнира.
  • Тычок - движение пешки навстречу неприятельским силам.
  • Тяжёлая фигура -ферзь и ладья.
  • Угроза - потенциальная или реальная опасность.
  • Уконтрапупить - уверенно обыграть.
  • Фаланга - пешечная цепь.
  • Фейерверк -комбинация с каскадом жертв.
  • Фианкетто -фианкетирование, развитие слона в «домик» из пешек (к примеру слон на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фишка (жаргон) — шахматная фигура.
  • Фланг -вертикали a, b, c, f, g, h.
  • Фланг королевский - фланг на вертикалях f, g, h.
  • Ферзевый фланг - фланг на вертикалях a, b, c.
  • Фишеровские шахматы - в начальной позиции фигуры расположены произвольно, за исключением: пешки занимают второй ряд, -слоны стоят на полях разного цвета, ладьи с разных сторон от короля.
  • Форпост - внедренная во вражеский лагерь фигура под защитой пешки. Например, конь на d6 под защитой пешки е5.
  • Форсаж - форсированный вариант.
  • Форсирование - серия ходов, в которой соперник отвечает только вынужденным образом.
  • Форточк а - поле, для ухода короля от шаха по первой (восьмой) горизонтали. Как правило h2 или g2.
  • Ход - передвижение фигуры с одного поля на другое.
  • Хвост - группа участников-аутсайдеров в турнире. Иногда так называют последние доски в командных соревнованиях.
  • Цейтнот - нехватка времени для обдумывания.
  • Цементировать - сверхнадежная защита.
  • Ценность фигур - номинальная значимость фигуры в игре по отношению к другим фигурам. Например, конь равен трем пешкам.
  • Центр - поля e4,e5,d4 и d5.
  • Цугцванг (цуг)- ситуация, при которой любой ход ведет к ухудшению позиции.
  • Часы шахматные - специальная разновидность часов, в которых имеются два циферблата и механизм переключения часов таким образом, что ходят часы игрока, обдумывающего ход.
  • Часы Фишера - шахматные часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд к каждому ходу.
  • Чернопольник - чернопольный слон.
  • Шах - ситуация нападения на короля. Король находится под шахом означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.
  • Шах д войной - ситуация, в которой шах объявлен сразу двумя фигурами.
  • Шахматная композиция - разновидность шахмат, в которой составляют позиции для решения задач и этюдов.
  • Шахматная фигура - король, ферзь, ладья, конь, слон.
  • Швейцарка - турнир с большим количеством участников. Основное правило — между собой должны встречаться игроки, имеющие одинаковое или максимально близкое количество очков на данный момент.
  • Швиндель - неожиданный комбинационный удар.
  • Шлёпать - играть быстро и плохо.
  • Шпилер -игрок, делающий ставки на ловушки и использование ошибок партнера.
  • Штаны - ситуация, когда слон не может удержать две проходные пешки на разных флангах.
  • Шреддер (Shredder) - одна из продвинутых шахматных программ.
  • Эстетика шахмат - способность игры вызывать эстетическое удовольствие.
  • Эндшпиль - завершающая часть партии.
  • Этюд шахматный - элемент шахматной композиции. Созданная позиция, в которой требуется найти единственный путь к решению поставленной задачи – достижения выигрыша или ничьей.

Кошка Asmara пишет:

Я столкнулась с проблемой и рассчитываю на вашу помощь. Моя проблема заключается в том, что я не знаю как обыгрывать слабых игроков (ну, я тоже играю не на очень высоком уровне, но, я имею ввиду соперников, которые играют хуже меня). По факту последние несколько лет мой рейтинг ФИДЕ колебался в диапазоне 1500-1580. На шахматных турнирах я часто обыгрываю соперников с рейтингом в диапазоне 1700-1800 (вчера я победила оппонента с рейтингов ФИДЕ 1822), а самый сильный из соперников, с которым мне удалось сыграть в ничью, имел рейтинг 2001. Тем не менее, на сайте сайт мой рейтинг в 10-минутном блице никогда не превышал отметку в 1400. Нужно признать, что я проигрываю шахматистам, проповедующим агрессивный стиль игры, и тех, кому не знакомы "принципы игрового стиля Капабланки". Игрокам, которые атакуют, не рокируясь, и разыгрывают очень необычные дебюты, которые не встречаются в литературе.

Конечно, иногда я увлекаюсь игрой на сайт в позднее время суток, когда мне следовало бы уже давно быть в постели, к тому же я легкомысленно отношусь к игре в интернете, однако в реальных турнирах меня легко обыгрывают новички, играющие в "интернетовском стиле" (один такой нанес мне поражение на том же турнире, на котором я победила участника с рейтингом 1822). Мне кажется, что я должна обыгрывать таких соперников, поскольку я работаю над совершенствованием своей игры и читаю книги о шахматах (например, книга Майкла Стина "Простые шахматы " - одна из моих любимых. Она помогла мне одержать победу над шахматистами с высоким рейтингом), однако книги учат как противостоять сильным игрокам, а не соперникам, делающим нерациональные ходы.

Однажды пожилой игрок (93 года) сказал мне, что "плохой ход становится хорошим в случае, когда вы не можете найти опровержение". Неужели не существует других способов решения этой проблемы, кроме как уделять больше времени обдумыванию позиции? Простого осознания того, что "Ой! Мой соперник сделал плохой ход, и я его легко обыграю!" явно не достаточно.

Поскольку эти соперники с низким рейтингом обыгрывают меня, они, наверняка, знают что-то, что мне неведомо. Ведь, если я пытаюсь играть, следуя книжным рекомендациям, то я в праве рассчитывать на более высокие результаты в партиях с такими соперниками и не могу понять, почему мне это не удается.

Прилагаю свою фотографию в образе кошке Асмары.

Дж. Силман : Кошка Асмара - это французская девушка из Парижа. Ее настоящее имя - Соня. Поскольку я большой поклонник кошек (лучших земных созданий...намного превосходящих людей), то в большинстве случаев я буду называть ее по нику на .

Давайте заглянем в ее партии и разберемся, что же там происходит!

Вот, что она пишет о своей первой партии:

Эту партию я сыграла против Шакира Амина, и именно она заставила меня обратиться к вам. Я чувствовала себя относительно уверенно, поскольку король белых застрял в центре.

Даже когда я увидела, что теряю коня, мне казалось, что это оправданная жертва. Но затем я допустила грубую ошибку, и позволила его коню принести ему победу в партии.

В той партий Соня сыграла конем 7...Nh5, но зачем она сделала этот ход? Если ее замысел заключался в том, чтобы продолжить...e7-e5 (когда конь держит под прицелом f4), то такой план разумен. Но после 7...Nh5 8.Bh2 она переключилась на поле 8...c5, никак не связанное с 7...Nh5.

Такие действия наводят меня на мысль, что ее ход конем на 7...Nh5, главным образом, был сделан для того, чтобы атаковать слона на f4, но ведь случайные нападения редко приносят успех, если у них нет иных целей, которые скрываются за (явным) ударом.

Анализируя другие ее партии, я заметил аналогичные нападения. Они не улучшали ее позицию, ведь она просто гоняла неприятельскую фигуру без особых на то причин. Радость от нападения на фигуры противника повсеместно встречается на любительском уровне, но хочу снова заметить, что если такие ходы не имеют иного обоснования, кроме как "я заберу твою фигуру, если ты мне это позволишь", то ваши действия, наверняка, ошибочны..

Как оказалось, необходимости в ходе конем на...Nh5 не было, если было намерение сыграть...e7-e5 (но по-видимому такого намерения не было):

УРОКИ

  • Следует напрячь внимание в ситуациях, когда ваш король уже сделал рокировку, а соперник еще нет. Часто в таких ситуациях есть возможность для быстрого возмездия.
  • Нападения-одноходовки довольно распространены, однако зачастую бесполезны (и даже вредны).

Позднее на доске возникла такая позиция:

УРОКИ

  • Держите своего короля в безопасности!
  • Всегда следует знать, какой ход вашего оппонента будет для него лучшим. Это не означает, что вам надо ждать от него какого-то ляпа, который принесет вам победу; это подразумевает, что вы будете знать, в меру своих способностей, что вашему сопернику следует сделать (хотя необязательно, что он поступит именно так). Если бы она последовала этому совету на 19-м ходе, то она бы увидела ход коня на c4 и, вполне вероятно, выиграла бы ту партию.

Давайте немного отвлечемся и посмотрим на эмоции, которые пережила Кошка Амара в 3-х проигранных партиях (одной из которых была партия против Шакира Амина) , дав им такое описание:

"В 3-х партиях, которые я проиграла, меня посещали следующие мысли:

1) Это должно быть проще пареной репы; позиция соперника алогична.

2) Ой, а этот ход я-то и не заметила! Но не все еще потеряно, и я выкручусь.

3) О, Боже, что творится, все валится, я проиграла!

УРОКИ

  • Когда вы делаете ход конем наподобие...Bg4, очевидно, что за ним может последовать h2-h3. Поэтому, если вам придется отступать назад в ответ на ход пешкой на h3, первое, что вы должны сделать, это не делать ход на...Bg4 (конечно, всегда могут быть исключения)!
  • Если вы провели рокировку, а ваш соперник еще не успел этого сделать, то часто в такой ситуации можно захватить инициативу. Однако, для этого потребуется играть в очень высоком темпе.
  • Если вы провели рокировку, а ваш соперник нет, то следует приучить себя искать динамические и тактические возможности. Соперник может провести рокировку в любой момент, поэтому часто этот вопрос звучит как "сейчас или никогда", если вы хотите воспользоваться парадигмой "я-рокировался-а-он-нет".
  • Любой может обыграть вас, когда вы играете пассивно. Однако, многие ваши соперники цепенеют от ужаса, когда сталкиваются с динамической игрой.

Кошка Амара, хочу поблагодарить вас за партии и интересное изложение. Мне кажется, что ваши самые слабые места это:

  • ТАКТИКА : Вам следует разобрать максимально возможное количество тактических задач. На сайте , а также существует огромное количество книг по этой тематике.
  • ДИНАМИКА : Ваш стиль игры отличает пассивность. Надо исправлять этот недостаток. Постарайтесь разобрать партии титанов динамики, в частности, Алехина, Таля и других мастеров динамики.

Если вы значительно преуспеете в этих двух областях, то увидите, как люди, обыгравшие вас, сломают зубы о ваши новообретенные тактические и динамические навыки.

Безусловно, все шахматисты должны работать над каждым аспектом своей игры, но если один из аспектов шахмат у вас "хромает" больше других, то вам следует уделить максимальное внимание излечению от этого "недуга".

Чудесную колонку, в которой провел параллели между шахматами и современными развлечениями. Читайте далее перевод оригинального текста

Если верить Scientific American, вот как все было в далеком 1859.

Давайте совершим путешествие в 1859 год, в котором наша умственная окружающая среда встретилась с новой ужасной угрозой. На тот момент модным был способ развлечения, который захватывал и гипнотизировал хрупкие умы людей, заставляя их принимать участие в бесполезной и бессмысленной деятельности, которая представляла угрозу повседневной реальности. Здравомыслящие культурные критики терпеливо критиковали и разоблачали новый вид времяпровождения, но тщетно. Население было привязано. Человечество было обречено.

Конечно же, я говорю о шахматах.

Сегодня мой друг Билл Брейн показал мне Q&A с авторами новой книги «Плохо для тебя: разоблачение войны с развлечениями». Эта книга является историей моральных паник из-за вещей, которые на протяжении истории увлекали детей и раздражали взрослых. То есть, вы наверняка уже догадались, что сюда входят и такие вещи, как комиксы, Dungeons & Dragons и видеоигры. Однако, в этом Q&A, мое внимание привлекла отсылка к моральной панике из-за…шахмат.

Каннингем: Просто подождите. Каждая волна страха из-за современных технологий, которые нравятся детям, это именно волна и ничто другое. Волна приходит, приподнимается и разбивается о берег, а затем отходит. Отчасти поэтому мы решили создать в нашей книги временные периоды, наподобие Молодежефобии или Страха перед Новым, ради того чтобы с исторической точки зрения разобрать эти истерические реакции. Но чем больше проходит времени, тем более идиотскими и нелепыми кажутся эти паники.

Пайл: Особенно это «пагубное возбуждение» от шахмат, которое испытывают дети «очень ограниченного склада ума».

Шахматы - это «ограниченная» активность? Я должен был это прочитать! И я должен был прочитать оригинальный текст. К счастью, быстрая подсказка на Google Books позволила мне найти статью, о которой они говорили: «Увлечение игрой в шахматы», напечатанную в выпуске Scientific American 2 июля 1859 года.

Она начинается со слов о том, как чемпион США Пол Морфи разгромил своих европейских соперников. Но затем автор начинает оплакивать обычных американцев, увлекающихся шахматами. Все это превращаются в настолько офигенные сетования, что я практически полностью их процитирую и начну с жалобы на то, что …

…пагубное возбуждение от игры в шахматы распространилось по всей стране и в городах и деревнях появились многочисленные клубы, в которых практикуется данная игра. Почему нам стоит об этом сожалеть? вы можете спросить. Отвечаем: шахматы-это просто развлечение для очень ограниченного ума, отнимающее у него ценное время, которое могло бы быть потрачено на более благородные занятия, и при этом оно не приносит никакой пользы для тела.

У шахмат сформировалась репутация развлечения, способного дисциплинировать ум, потому что для них необходима отличная память и определенные навыки комбинаций. Также существует мнение о том, что присутствие навыка игры в шахматы указывает на высший уровень интеллекта. М считаем такое мнение очень ошибочным. Наполеон Великий, у которого была неудержимая страсть к шахматам, часто проигрывал обычному продавцу на острове Святой Елены. Ни Шекспир, ни Милтон, ни Ньютон, ни кто-либо еще из великих людей Земли не освоили мастерство игры в шахматы. Люди, ставшие наиболее успешными игроками, видимо были одарены любопытной интуитивной особенностью делать правильные ходы, и в то же время они обладают довольно посредственными умениями в других областях. Игра в шахматы не добавляет мозгу новой изюминки, она не пробуждает ни одной красивой мысли и она не служит цели оттачивания и улучшения более благородных занятий.


Люди, работающие на сидячих местах никогда не должны практиковать эту унылую игру; для отдыха им необходимы занятия на свежем воздухе, а не вид умственного гладиаторства. Те, кто занимается умственным развитием, должны избегать шахматной доски как гнездо гадюки, поскольку шахматы направляют их умственную энергию в неверном направлении и истощают ее. Им лучше танцевать, петь, играть в мяч, заниматься гимнастикой, бродить по лесам у побережья, нежели играть в шахматы. Это игра, в которую не может себе позволить играть ни один человек, опирающийся на свою деятельность, бизнес или профессию: за этим развлечением – кстати, очень неприбыльным –, могут позволить себе терять время лишь люди, богатые настолько, что они не зависят от денег. Так как в этой запутанной игре невозможно добиться превосходства без усердных тренировок, которые требуют большое количество времени, ни один молодой человек, рассчитывающий быть полезным этому миру, не может ей увлекаться без опасности своим интересам. Один наш знакомый молодой джентльмен, ставший достаточно опытным игроком в шахматы, недавно отодвинул от себя доску, когда закончилась игра и сказал: «Я уже потерял достаточно времени на это. Я не могу позволить себе потерять больше. Это была моя последняя играДанное решение мы советуем всем тем, кто по глупости был сбит с пути этим модным увлечением, так как навык игры в них-это бессмысленное и бесполезное достижение.

Конечно, мы все можем хихикать над тем, что кажется нам сумасшедшими, необоснованными доводами, вот только автор приводит несколько хороших аргументов. Возьмите, например то, что шахматы - это слишком неподвижное развлечение для людей, которые и без того работают на сидячих местах. Это было правдой и это верно до сих пор. Сейчас мы обнаруживаем, что физическая активность помогает активности умственной, и что прогулки на природе развивают креативность. Если в 1859 вы были офисным работником, который в конце рабочей недели усаживался за шахматную доску – видеоигру того времени – ради того чтобы провести еще несколько часов за мозговой, неподвижной, сидячей деятельностью, вы вполне рисковали загнать свой разум в глубокие ментальные овраги. (Так же как и завершение 40-часовой рабочей недели смотрения в сияющий экран смотрением в другой сияющий экран ради развлечения, не является самым разнообразным и познавательным способом провести время) Более того, автор статьи из Scientific American прав в том, что умение игры в шахматы не всегда помогает другим навыкам. Играйте настолько много и хорошо, насколько хотите, но это может не помочь вам стать умнее в других областях.


Даже мысль о том, что шахматы заключают своих последователей в пристрастную петлю, не настолько сумасшедшая, как кажется сперва. С десяток лет назад я брал интервью у некоторых высококлассных игроков в шахматы, и они все описывали то, насколько сложно выкинуть игру из головы. После турниров некоторые лежат в постели и не могут уснуть, потому что не в состоянии выбросить образы фигур из головы. (Звучало в точности как «Тетрисоголовый»: если будете беспрерывно играть в эту игру, вы начнете видеть фигурки в голове, когда будете засыпать.) Для действительно хорошего взгляда на притягивающие силы шахмат прочтите несколько начальных глав замечательной книги Девида Шенка «Бессмертная игра».(«Представьте вирус настолько развитый, что он влияет не на кровь зараженного, а на его мозг,» пишет Шенк, продолжая цитатой Эйнштейна «Шахматы держат игроков в узах, сковывая разум и мозг настолько крепко, что страдает внутренняя свобода сильнейших из них»)

Так что здесь самым интересным является не критика шахмат, а широкая пропасть между временем автора и нашими временами, проявляющаяся в поведении, которое мы одобряем и почитаем. Сегодня, шахматы считаются очень виртуозным занятием, которое предположительно помогает сформировать джедайский контроль над своим вниманием. Но подобная сосредоточенность не всегда считалась такой потрясающей вещью. Моя знакомая из Message Вирджиния Хеффернан некоторое время назад написала, что в 19м веке многие люди считали настолько глубокие силы внимания и концентрации жутковатыми и нездоровыми. Зайдите в этом направлении слишком далеко и вы закончите как Ахаб из Моби Дик: несомненно сфокусированный на своей цели, но до степени одержимости. Именно с этой точки зрения автор из Scientific American осуждает шахматы. Слишком много концентрации, слишком много преданности и сидение может обернуться для вас в плохую сторону. И кто скажет, что это не более здоровый баланс?

На протяжении лет шахмат ни капли не изменились, чего нельзя сказать о нас.

Словарь шахматного жаргона.

Язык шахматистов велик, могуч и чуден! Данный толковый словарь Ожегова поможет бестолковым понять смысл специфических шахматных выражений.

«Сепулька - см. Сепулькарий...»
-- Станислав Лем


А

Адванс (продвинутые шахматы) - шахматы, в которых людям позволяется пользоваться помощью компьютеров. От английского Advanced chess.

Армагеддон - решающая блиц-партия, в которой чёрным даётся на минуту меньше и ничья в их пользу.

Атакёр - шахматист, играющий в остро-атакующем стиле.


Б

Баранка (бублик) - поражение, ноль в таблице турнира.

Белопольник - белопольный слон.

Белоцветчик - игрок, который сильно играет белыми фигурами и заметно слабее - чёрными.

Бешеная фигура - фигура, которую многократно приносят в жертву, чтобы создать на доске пат. Пример бешенства ладьи в этюде.

Ничья

Первый ход очевиден. 1.Rxc2 f2! После 1...Re1+ 2.Kh2 R1e2 3.Kg3 fxg2 4.R2c6+ Ka5 5.Rc1= задание выполнено. 2.Rxf2 g3 3.Rf1 Rh5+ 4.Kg1 Reh6 5.Rf6+! Жертва ладьи не просто откладывает мат, но и подготавливает патовый «домик» для короля! 5...Rxf6. 6.Ra8+ Kb7. Понятно, что нельзя ни 6...Kb5 7.Ra5+; ни 6...Kb6 7.Ra6+. 7.Ra7+ Kb8 8.Rb7+ Kc8 9.Rc7+ Kd8 10.Rd7+ Ke8 11.Re7+. «Бешеная» ладья - вечный шах, ничья!

Бомба - дебютная новинка (разработка) огромной силы, меняющая оценку известного варианта. Одна из ярчайших старых, добрых, докомпьютерных бомб.

Полугаевский - Торре Москва 1981 (Л. Полугаевский)

Возникла исходная, если можно так сказать, позиция «варианта Ботвинника». Именно её я примерно полмесяца, рискуя потерять драгоценное время, анализировал при подготовке к матчу с Э.Мекингом. Риск оправдал себя. Бессонной ночью, весь захваченный работой, я однажды буквально вздрогнул: словно жар-птица за хвост была поймана абсолютно новая идея... 11.exf6 Bb7 12.g3 c5 13.d5 Nb6?! 14.dxe6! Qxd1+ 15.Rxd1 Bxh1 16.e7 a6. Небольшой чудо-вариантик: 16...Bh6 17.Nxb5 Nd5 (или 17...Rc8 18.Nc7+ Полугаевский) 18.Bh3!! Nxe7 19.Rd8+!! (Rybka). Что теперь делать? После 17.exf8Q+ у белых есть хорошая компенсация за качество, но, пожалуй, не более того, так как им постоянно приходится считаться с возможным движением чёрных пешек ферзевого фланга. И вот… 17.h4!! Bh6 18.f4!! Отдав ладью, белые вовсе не собираются восстанавливать материальное равновесие и довольствуются тем, что ладье h8 не скоро суждено войти в игру. 18...b4 19.Rd6! (19.Nb1=) 19...Rb8 20.Nd1 Bxg5 21.fxg5 Nd5! 22.Bxc4 Nxe7 23.fxe7 Kxe7 24.Rf6! , и белые победили. Эта новинка - лучшее из того, что мне удалось сделать в шахматах за всю жизнь!

Буллит (или пуля ) - игра с ультра-коротким контролем времени, от одной минуты на партию и меньше. Практикуется в основном на интернет-серверах. От английского bullet - «пуля».

Быстрые шахматы (быструшки) - игра с контролем времени от 15 до 30 минут на партию.


В

Вилка - нападение одним ходом на две (или три) фигуры. Редчайшая разновидность вилки встретилась в следующей партии.

Ботвинник - Смыслов Матч на первенство мира (м/12), Москва 1954 (М. Ботвинник)

29.Rg1 f6 30.exf6 Ne4. На этот промежуточный ход чёрные и возлагали надежды. 31.f7+!! Большая неожиданность! Пешку можно взять только ладьёй, но тогда центральная пешка остаётся без защиты и дебютная идея белых получает своё завершение - белопольный слон белых с решающим эффектом вступает в борьбу. В случае 31.Qg2 Nxf6 они имели бы выигранную позицию, ибо все пешки белых были слабы, а чёрная пешка d5 была надёжно защищена конём. 31...Rxf7 32.Qd8+ Kh7 33.Bxd5. Все три фигуры чёрных под боем - материальные потери для них неизбежны. (Кажется, единственный случай тройной вилки слоном в шахматной истории! - vasa) 33...Nf2+ 34.Kg2 Qf6 35.Qxf6 Rxf6 36.Kxf2 Rxf5+ 37.Bf3 Rf4 38.Rg4. Чёрные сдались. 1-0

Висячие пешки - Белые пешки на с4 и d4 (или чёрные на с5 и d5) в отсутствие поддерживающих их пешек на вертикалях «b» и «е». Сила висячих пешек наглядно была продемонстрирована в следующей классической партии.

Корчной - Карпов Матч на первенство мира(м/1), Мерано 1981 (А. Карпов)

9...Nbd7. Минут 30 я обдумывал не столько сделанный ход, сколько оценивая перспективы образования «висячих» пешек «с» и «d». Я знал, что соперник любит играть против этих пешек, но возникающая динамичная позиция была и мне по вкусу. 10.cxd5 exd5 Ход 10...Nxd5? здесь невозможен, ибо после 11.Nxd5 exd5 12.Bxe7 Qxe7 пешка с7 не защищена. 13.Rxc7 11.0-0 c5 12.dxc5 bxc5 13.Qc2. Белые начинают перестройку с целью развить максимальное давление на пешку d5, но, как показывает дальнейшее течение борьбы, у чёрных находится достаточная контригра. 13...Rc8 14.Rfd1 Qb6. Обязательный ход. На поле b6 ферзь расположен наиболее удачно. Он имеет возможности для манёвра, в частности выпад Qf5 будет парирован ходом Qe6. Можно считать, что чёрные подготовились к операциям в центре. 15.Qb1 Rfd8 16.Rc2 Qe6 17.Bg3 Nh5 18.Rcd2 Nxg3 19.hxg3 Nf6. 20.Qc2. Перестройка тяжёлых фигур не производит убедительного впечатления. 20...g6. Прикрывая поле f5, чтобы освободить от этой функции ферзя. 21.Qa4 a6 22.Bd3 Kg7. Необходимая профилактика. В случае пешечных прорывов в центре, в некоторых вариантах может быть важным, чтобы размен ладей происходил без шаха. 23.Bb1 Qb6. Критическая позиция. 24.a3? 24...d4! Тематический прорыв... И чёрные победили

Вскрышка - вскрытый шах. Простейший пример вскрышки : 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 Nxe4? 4.Qe2 Nf6?? 5.Nc6+ и т.д.

Вынести в одну калитку - уверенно обыграть.


Г

Голый король - незащищённый король.

Гроб (тж. безнадёга, горшок, жбан, труба, ящик ) - плохая, безнадёжная позиция.


Д

Дармовой заезд - атака без жертв или удобная позиция без риска.

Детский мат - 1.e4 e5 2.Bc4 Nc6 3. Qh5 (или 3.Qf3 и 4.Qxf7#) Nf6 4.Qxf7# - мат. Возможны вариации.

Доплывать - cознательно играть на ничью во всех оставшихся партиях турнира, имея хороший запас очков - чтобы не упустить синицу из рук.

Дракон - вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6! И затем 6...Bg7. Изобретатель названия Ф.И. Дуз-Хотимирский счёл положение чёрных пешек от d6 до h7 напоминающим расположение звёзд в созвездии Дракона.

Дыра - слабое поле.

Длинная рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: три поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0-0.

Дрова (дровишки) - слабые пешки.

Дурацкий мат - 1.g4 e5 2.f3 Qh4# - мат. Это наикратчайший возможный мат в шахматной партии.


Ё

Ёж - возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали.


З

Забор - пешечная цепь. После 38.h5 в партии Belov,V - Nguyen,N (Aeroflot Open 2007 Moscow) была зафиксирована ничья. Чёрные фигуры никоим образом не могут перелезть через забор .

Задвижка - тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата.

Закрыть (похоронить) вариант - опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным.

Заснуть - надолго задуматься.

Звон - болтовня во время блица.

Зевок - грубая ошибка, результатом которой становится потеря той или иной фигуры или пешки.

Петросян - Бронштейн Турнир претендентов, 1956

36. Ng5?? «Этот ход не нуждается в комментариях. Комичность зевка в том, что белые оставили ферзя под ударом единственной боеспособной фигуры противника» (Петросян). 36…Nxd6 , и белые, разумеется, сдались.


И

Игра на 2 результата - ситуация, когда стабильный перевес одной из сторон фактически исключает вероятность проигрыша.

Игра на 3 результата - острая ситуация, в которой крайне трудно предсказать итог партии и всё возможно...

Играть руками - играть автоматически, без раздумий, делая напрашивающиеся ходы.

Играть с листа - играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки.

Изолятор - изолированная пешка.

Испанка - испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5…

Испортить прическу - разрушить монолитность пешечного построения.

Итальянка - итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5.


К

Катать - играть на победу абсолютно любую позицию.

Качка - качество, разница между ладьей и лёгкой фигурой.

Китайская ничья - прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски.

Клиент - удобный партнёр, у которого удаётся выигрывать всегда и всюду.

Комбинат - эффектная комбинация.

Комбинатор (великий к.), комбайнёр - игрок, умеющий красиво комбинировать за доской.

Коновал, Коноваленко(будённовец) - игрок, умело оперирующий конями. Превосходным коновалом показал себя Топалов в следующей партии.

Крамник - Топалов Матч на первенство мира (м/8), Элиста 2006

44… Ne4 45.Ra6+ Ke7 46.Rxa5 Rg3+ 47.Ke2 Rxe3+ 48.Kf1 Rxb3 49.Ra7+ Kf6 50.Ra8 Nxf4 51.Ra1 Rb2 52.a5 (52.Rg8 Kf7-+) 52...Rf2+ и мат конями неизбежен.

Кооператив - 1. Жанр шахматной композиции, в котором обе стороны, белые и чёрные, сотрудничают в деле постановке скорейшего мата одной из них. 2. Шутливое обозначение для слабой игры, помогающей противнику выиграть "на ровном месте".

Короткая рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0.

Контра - контригра, встречная инициатива.

Конь Каспарова - чёрный конь на d3. (См. 16-ю партию матча Карпов - Каспаров, Москва, 1985)

Конь Тарраша - конь на краю доски.

Король Стейница - активный король в миттельшпиле.

Круговик - турнир по круговой системе, которая предусматривает небольшое и обычно чётное количество участников. Все они должны сыграть друг с другом - в один или в два круга. Крайне редко - в четыре.


Л

Ладейник - ладейное окончание.

Лошадь (или скакун, кобыла ) - конь. То есть шахматная фигура!


М

Маленькое качество - преимущество слона над конём

Материал - фигуры и пешки. А также их сумма, иногда выражаемая в пешечном эквиваленте.

Матешник (матец, композитор Матецкий) - мат! Матильда, Матильда Петровна - красивый неожиданный мат.

Матовала - шахматист, любящий или умеющий играть на мат.

Мельница - комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, когда соперник вынужден лишь переставлять короля с одной клетки на вторую и обратно.


Н

Навес - удар.

Насиловать позицию - играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью.

Не выйти из дебюта - получить прямо в дебюте плохую позицию.

Ничья в кармане - возможность играть (в том числе на выигрыш) без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости.


О

Обдёрнуться - сделать не тот ход, что задумал.

Обжорный ряд - седьмая (вторая) горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки.

Огребание люлей - действие, во всех смыслах противоположное их раздаче .

Окучить (пешку или слабость ) - методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить.

Отжарить или отпарить - обыграть. Убедительно обыграть!

Отравленная пешка (или фигура ) - незащищённая явным образом боевая единица, взятие которой ведёт к печальным последствиям.


П

Первая линия - наилучший вариант игры за обе стороны, предлагаемый той или иной шахматной программой.

Пешечник - пешечное окончание.

Пластуны - пешки, «ползущие» в ферзи на разных флангах одновременно

Плюс раз (два и т.д.) или "+1" ("+2" и т.д.) - текущий результат игрока в турнире, означающий разницу между количеством побед и поражений. Например, 6 из 10-ти - это плюс два ("+2"). А 3,5 из 10-ти - это минус три ("-3"). Соответственно, быть в плюсе (или идти в плюсе) - иметь положительный баланс побед и поражений. Быть в минусе (или идти в минусе) - отрицательный. Минус бывает глубоким . А плюс - большим .

Плотный ход - ход с повышенным запасом прочности, улучшающий взаимную защиту фигур.

Подкрутить (или замутить ) позицию - осложнить игру неочевидным и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или в серьёзной партии в цейтноте соперника.

Полтинник - 50% набранных очков из возможных. Например, 3,5 очка в 7-ми турах.

Поднять ход (идею) - найти в позиции неочевидное, нетривиальное решение.

Поза - позиция.

Поплыть - растеряться, потерять нить игры.

Похоронить вариант - опровергнуть применяемый на практике и считающийся корректным дебютный вариант. Довести анализ до категоричной оценки в пользу одной из сторон. Бывает так, что потом вариант удаётся реанимировать .

Прихватить соперника в дебюте - добиться значительного преимущества в начальной стадии партии.

Провисать (фигура, пешка ) - оказываться без защиты.

Промежуток - промежуточный ход - неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным.

Проходимец - проходная пешка.


Р

Работа по дереву - анализ на доске с фигурами, без использования компьютера.

Раздача люлей - выигрыш с особым цинизмом.

Разноцвет - позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у чёрных. Других слонов в позиции нет.

Расписать (ничью) - Исполнить короткую, быструю ничью. Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью происходит еще до партии.

Рассыпаться - проиграть неплохую позицию в несколько ходов.

Рентген - эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надёжно укрыться. Например в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона.

Рубить флаг - играть исключительно с целью заставить соперника просрочить время.

Рыба - ничья.

Рыбка - один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).


С

Самоходки - связанные и далеко продвинутые пешки, остановить которые соперник не в состоянии.

Сбор урожая - реализация позиционного перевеса: серия ходов, в результате которой атакующая сторона добивается значительного материального преимущества.

Сицилианка - сицилианская защита.

Скинуть (пешку и т.д.) - пожертвовать или вернуть материал.

Славянка - славянская защита.

Слоны Горвица (Horwitz Bishops ) - два слона, стоящие рядом и простреливающие открытие диагонали. Употребляется на Западе. «Мне рассказывал один туркменский тренер, что у них старики называют двух рядом стоящих слонов вторым ферзём » (Ivanych).

Слон Гуфельда - чёрный слон g7 в старушке .

Слон Фишера - активный белопольный слон в испанке или сицилианке .

Соскок - спасение в трудной позиции.

Сплав - умышленный проигрыш партии.

Старушка - староиндийская защита.

Столбик - серьёзный перевес. От +/- или -/+. Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в столбик» (если перевес у белых) и «минус-плюс в столбик» (у чёрных).

Стоять (или стоять на месте ) - не предпринимать активных действий, делать выжидательные ходы.

Строчка - решающий перевес. От +- или -+ . Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в строчку» (если перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (у чёрных).

Стучать - играть в блиц. Также играть в серьёзной партии на цейтнот соперника, быстро ходить и резко переключать часы.


Т

Треугольник - круговой манёвр по трём клеткам, с помощью которого можно передать очередь хода сопернику.

Топталка, топталово (тоже что и сюрпляс) - повторение позиции вновь и вновь.

Тура (бадья, башенка) - ладья.

Туристы - 1. Любители, получавшие в XIX - нач. XX вв. фору, равную ладье (туре); 2. Участники чемпионата мира, не претендующие на титул или высокий результат. Термин ввёл в обиход Гарри Каспаров в 1999-м году - во время нокаут-чемпионата мира ФИДЕ в Лас Вегасе.

Тычок - пешечный удар.


У

Уконтрапупить - обыграть, разгромить.


Ф

Фианкетировать слона - развить белого слона на b2 или g2. Или чёрного, соответственно, на b7 или g7. Фишка , фига - шахматная фигура.

Форсаж - форсированный, то есть вынужденный вариант.

Форточка - ход пешкой, имеющий целью защитить короля от потенциальных матовых угроз по последней горизонтали.


Х

Хвост - аутсайдеры в турнире. Последние доски в командных соревнованиях.


Ц

Цементировать - надёжно защитить.

Цуг, цуцик - цугцванг: ситуация, в которой любой ход ведёт к ухудшению позиции. Может быть взаимным . Пример цугцванга:

Новиков - Яковенко Aeroflot Open 2007 Moscow, 2007

Ход чёрных: «=» . Например, 80…Rf8 81.Rf4+! Rxf4 - пат. Ход белых: «-+» . То есть 1.Rg7 (1.Rc4 g2+) 80...Rf8 и т.д.


Ч

Чернопольник - чернопольный слон.

Четырёхлошадник, квадрига, куадрилья - дебют четырёх коней. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.


Ш

Шайба - пешка или лишняя пешка.

Шведки или шведские шахматы - игра пара на пару, когда съеденные у противника фигуры передаются партнёру, который имеет право вместо хода выставить фигуру на произвольное поле.

Швейцарка - турнир по швейцарской системе, которая предусматривает произвольное большое число участников и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип - между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков.

Швиндель - короткий комбинационный удар. От немецкого Schwindel (головокружение).

Шлёпать - играть бездумно и быстро. И как правило - слабо.

Шпилер - от немецкого Spieler, азартный игрок, цепкий практик, который делает ставку на мелкие ловушки и использование грубых ошибок соперника.

Штаны - ситуация, в которой две проходные пешки рвутся в ферзи, и вражеский слон не в состоянии их задержать, действуя по одной диагонали. Вспомним классику.

Котов - Ботвинник 22-й чемпионат СССР, Москва 1955 (М. Ботвинник)

59…g5!! 60.fxg5. Взятие пешкой «h» проигрывает прозаически: 60.hxg5 h4 61.f5 (61.Bd6 Bf5 62.g6 Bxg6 63.f5 Bxf5 64.Kxb3 Kg2) 61...Bxf5 62.Kxb3 h3 63.Bd6 Kxe3. После решения принятого Которым, окончание становится «поэтическим»! 60...d4+! Центральная пешка, смело шагнув под три удара, приносит себя в жертву, чтобы спасти отдалённую проходную. 61.exd4. Взятие королём (61.Kxd4) лишено смысла, так как пешка «b» становится ферзём - 61...b2. После 61.Bxd4 Kg3 62.g6 Kxh4 63.Kd2 победа достигается путём 63...Kh3!! 64.Ke2 Kg2 65.Bf6 h4 и т.д. 61...Kg3. Ещё можно было нарваться на такой ничейный вариант 61...Kg4 62.d5 Bxd5 63.Bf2. 62.Ba3 Kxh4 63.Kd3 Kxg5 64.Ke4 h4. 65.Kf3. Чёрные не виноваты, что противник избежал более эффектного заключительного хода: 65.d5 Bxd5+! 65...Bd5+. Белые сдались. На доске типичная позиция из эндшпилей с разноветными слонами при отдалённых друг от друга проходных пешках, которая носит название «штаны».