Пальчиковые игры с предметами. Пальчиковые игры с использованием нестандартных предметов

  • 06.05.2020

В раннем детском возрасте, когда только формируется способность говорить, существует некоторая взаимозависимость развития речи и моторики рук. Есть специальный комплекс упражнений для тренировки моторики. Называется он – пальчиковая гимнастика с карандашом. Каждое упражнение сопровождается своим стихотворением. Малыши, с которыми проводят подобные занятия, как правило, начинают раньше говорить. Доказано, что все полезные привычки проще формировать в самом раннем возрасте. Это так же касается и различных видов гимнастики.

Простые упражнения

Развивать моторику пальцев лучше, делая упражнения от самых простых до более сложных. Вместо карандаша можно использовать ручку. Желательно, чтобы предмет не был гладкий, а имел грани и выпуклости. Нужно быть осторожным, ведь острым карандашом или ручкой можно пораниться.

«Утюжок»

Ручку кладут на стол. Ее нужно «погладить» по очереди обеими руками. После – покатать по поверхности стола. В процессе проговаривают стихотворение, например:

Карандаш я покачу

Вправо-влево, как хочу.

«Мотор»

Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом говорят:

Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.

«Скалка»

Ладошки соединяют как в предыдущем примере, но так, что бы правая рука (или левая, если ребенок левша) была сверху. Карандаш нужно разместить горизонтально и перемещать взад-вперед с помощью только верхней ладошки.

Пироги печем исправно.

Кто на кухне самый главный?

Дочка тесто раскатает,

Мама в печь его поставит.

Более сложные упражнения

«Дудочка»

Суть в том, что нужно поиграть на карандаше как на дудке. Упражнение усложняют разными комбинациями нажатий и вариациями темпа. При этом проговаривают стихотворение, либо поют. Вот пример стихов:

Запоем мы песню звонко

Дудочка играет громко,

Пальчики у нас быстры!

А ребята все бодры.

«Подъемный кран»

Ручку, которая лежит на столе, нужно по очереди поднимать с помощью разных комбинаций пальцев. Вначале большим и указательным, затем большим и средним, а после – большим и безымянным. Важно проработать обе руки.

Вот какой у Оли кран!

Настоящий великан!

Кран подъемный царь на стройке!

Самый сильный и самый стойкий!

«Качалочка»

Карандаш прокатывают между пальцев. Нужно стараться его не уронить.

Качалочка качает

А пальчики гуляют

«Ладошка»

Нужно обрисовать контуры ладошки, которую предварительно кладут на стол. Особое внимание стоит уделить межпальцевой зоне, слегка ее промассировав.

Вот устали все ладошки

Ну а я их нарисую

И рисунком полюбуюсь

А руки отдохнут немножко

«Догонялочки»

Ручку вращают вокруг своей оси с помощью пальцев обеих рук. Пальчики должны «догонять» друг друга.

Карандаш я догоню,

И мизинчик подгоню,

Все пальчики бегут вперед,

Ни один не отстает!

Польза

Традиционные занятия с карандашом – не только развивают способность двигаться. Проговаривание стихов, постановка разных рифмованных историй прекрасно развивают логику, внимание, воображение. Так же, подобные игры сызмалу прививают правильную культуру речи. Ребенку проще понять и запомнить, что такое «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Такие игры — прекрасный досуг. Они развивают способности к творчеству, тренируют память, готовят руку к письму. Немаловажно, что занятия поднимают настроение, стабилизируют психологический фон и закрепляют положительный настрой на последующие школьные занятия.

Стоит заметить, что подобные тренировки полезны не только для детей. Взрослым полезно делать гимнастику рук. Особенно тем, кто с 9-ти до 6-ти закрыт в офисе. Ведь упражнения стимулируют нервные окончания, дарят бодрость, помогают отвлечься от рутины.

Естественно, их специфика для взрослых отличается. Вот некоторые примеры:

  1. Самомассаж ладоней. Раскатываем ребристый карандаш между ладоням.
  2. Самомассаж подушечек пальцев. На подушечки пальцев нужно положить ручку так, что бы большой палец придерживал ее и был противопоставлен остальным четырем. С помощью большого пальца нужно перемещать ручку, слегка нажимая.

Тело человека – это хрупкий и одновременно сложный механизм, который потрясает способность обучаться и делать сложную работу. Пальчиковая гимнастика может дать навыки, которые пригодятся в учебе и будущей работе. Кроме занятий со стишками можно обучать ребенка рукоделию, компьютерному набору, занимать его играми и работой, которая требует точных движений руками и пальцами в частности.

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Камышлов, 2017

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста/ сост. О.В.Иванова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук составлен с учетом ФГОС ДО, ориентирующих на то, что ведущая деятельность ребенка это игра, Разработка может быть использована воспитаелями ДОУ, родителями и студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Оглавление

Пояснительная записка

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:

Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять );

Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);

Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);

Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)

Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.

Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов

«Мальчик-осьминожег»

Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям

взрослого.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой

поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на

себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное

прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-

назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде,

И в учебе, и в труде.

Потому что осьминожка -

Это просто многоножка.

«Человечек»

Предложите малышам поиграть.

Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол

Человечек пошел погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Предложите детям повторить движения.

«Птички»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Предложите малышам повторить ваши движения.

Вот птички летают, машут крылышками.

опустите кисти (помашите крыльями).)

Приземлились птички, крылышки сложили.

(Соедините ладони вместе.)

Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

Вот как птички зернышки клюют!

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или

несколькими пальцами, сложенными щепотью.)

Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и

опустите кисти.)

«Моторчик»

Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить

подражать движениям взрослого.

Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.

Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести

моторчики».

Покажите малышам, как завести моторы. Для этого

пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести

вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг

друга. «Моторчики» могут работать быстро и

медленно.

«Мы топали»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте

стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают

правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться

быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать

быстрее).

«Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям

взрослого.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с

большого.)

Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак,

начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Повторите игру с пальцами другой руки.

Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами

«Прячем ручки»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы: платки или коробки.

Предложите детям повторить следующие движения:

Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут

руки за спину.)

Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети

показывают руки.)

Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол

(если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки

под платок, в коробку.

Ира «Ветерок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в

ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует

ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха,

поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем

раздайте им резиновые груши и предложите «сделать

ветерок».

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой

бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха

Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры

«Платочки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:

Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?

«Прятки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить

определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.

Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:

Кто там прячется от нас?

Кто залез в глубокий таз?

Разгребем, разроем ямку,

А потом еще одну.

Никому мы не позволим

Просто так пойти ко дну!

Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры

«Человечки»

определенных движений.

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые

одеты куколки из шариков для пинг-понга.

Здравствуй, здравствуй, бабушка!

Здравствуй, здравствуй, дедушка!

Приходи, чаек попьем!

Чай попьем, потом споем!

«Клювики»

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно

определенных движений.

Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»

«клюет» бумажные шарики.

Мы на ярмарке бывали

И колечки увидали:

Это - Гале, это - Нине,

Это – Тане, это – Лине,

Ну а это – для Настюши.

Все подарки вез Петруша! свободный (дата обращения 19.10.2016)

Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс].- Режим доступа: свободный (10.10.2016)

Анастасия Вербицкая
Пальчиковая гимнастика

Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на тему : Пальчиковая гимнастика как основополагающий фактор развития дошкольников (слайд 1) .

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Итак, очевидны Преимущества использования пальчиковой гимнастики (слайд 2) :

Помогает развивать речь.

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Использование пальчиковой методики в работе воспитателя (слайд 3) предполагает реализацию следующей цели работы : Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи : Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры ; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр , упражнений для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат : Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; Формирование речевых навыков у детей младшего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

"Пальчиковые игры " - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев . Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Пальчиковые игры – это основа развития мелкой моторики и речи. Использование мелкой моторики в различных видах деятельности (слайд 4)

Итак, Наши дети (слайд 5)

Используемые в работе пальчиковые игры и методики (слайд 6)

Пальчиковые игры на основе сказок;

Пальчиковые игры с предметами ;

Активные игры со стихотворным сопровождением;

Игры манипуляции;

Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

Развитие графической моторики

Пальчиковый кукольный театр (слайд 7) - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики .

Цель игры :

1. Знакомство с русским народным творчеством;

2. Развитие эмоционального мира ребенка;

3. Формирование коммуникативных навыков;

4. Знакомство с элементарными математическими понятиями;

5. Создавая положительный эмоциональный фон игры с фигурками-героями сказки, способствовать развитию у ребенка чувства эмпатии (сопереживания) .

С детьми были проведены развивающие дидактические игры со сказочными героями (слайд 8,9) Развивающие игры с пальчиковым театром «Репка» Изготовлены фигурки кукольного театра самостоятельно, вырезаны из бумаги.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции : органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов) . Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы? Пальчиковые игры с использованием предметов позволяют (слайд 10) :

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов : вес, особенности поверхности, формы и т. д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев .

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами . Пальчиковые игры с использованием предметов (слайд 11) .

Вид пальчиковых игр – игры- манипуляции (слайд 12) . Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки» , «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик , где ты был?» , «Мы делили апельсин» , «Этот пальчик хочет спать » , «Этот пальчик – дедушка » «Этот пальчик хочет спать… » , «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.» , «Пальчики пошли гулять… » - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик . и т. п.) Пальчиковые игры –манипуляции , проведенные с детьми (слайд 13)

Система дидактических игр «Веселые шнурочки» направлена на работу с детьми по трем направлениям : ребенок и окружающий мир, формирование элементарных математических представлений, развитие речи и фонематического слуха.

Так, система дидактических игр «Веселые шнурочки» способствует (слайд 14) :

Развитию познавательных способностей – в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. На это направлены следующие игры «Посчитай – ка!» , «Кому, что нужно для работы?» , «С какого дерева лист?» , «Уточним цвет предмета»

Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности. Это происходит в играх «Неразлучные друзья» , «Чей малыш?» , «Кто, где живет?» и другие.

- развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь («Наоборот» , «Угости зверюшек» и др.) ; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка («Соедини два предмета, которые начинаются с одного звука» , «Подбери картинку к схеме» ) (слайд 15)

Очень важно сочетать пальчиковую гимнастику и физкультминутку (слайд 16)

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым) . Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа : с использованием массажного мяча и других атрибутов (слайд 17) .

С детьми очень часто проводится методика Открытая деятельность «Мы строим новый дом» (слайд 18)

Методика СУХОЙ БАССЕЙН (слайд 19) Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными.

Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук , формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождается стихотворным текстом.

Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна» .

В миску насыпали горох и пальцы запустили ,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили .

«Месим тесто» . Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек.

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут, будут из печи булочки и калачи.

«Зарядка» . Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна» : сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны .

Пальцы делают зарядку , чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

«Найди игрушку» . Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне» , предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки.

В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Проведение пальчиковой методики «Сухой бассейн» с использованием гороха (слайд 20)

Пальчиковая игра Рыбалка (слайд 21)

Цель : развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.

«Мы с тобой рыбаки. Наши руки помогут нам выловить.

Какую "рыбку" ты выловил : большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?

Какого цвета твоя "рыбка"?

Она легкая или тяжелая?

Теплая или холодная?

Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

Использование предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики (слайд 22)

Одним из видов пальчиковых игр с предметами являются игры с прищепками. Они очень нравятся детям. Примеров как играть с прищепками большое количество от простого составления забора и собирания из них фигурок животных до разыгрывания сценок (слайд 23) .

Регулярно с детьми проводятся различные пальчиковые игры (слайд 24) и упражнения (изобразить домик, котика, лошадку и т. д.)

Развитие графической моторики, работа пальцев с карандашом (слайд 25)

Графические упражнения, цветовая ассоциация (слайд 26)

Освоение предметного материала (на примере сказки «Кошкин дом» ) (слайд 27)

Шнуровки как способ улучшения мелкой моторики (слайд 28)

Вывод : (слайд 29) Реализация пальчиковой игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии :

включение игр в разные режимные моменты;

учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей;

методически грамотного руководства игровой деятельностью детей;

закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.

Результатом реализации проекта стало (слайд 30) :

Освоение детьми комплекса пальчиковой гимнастики и упражнений для обыгрывания сказок и потешек;

Повышение уровня сформированности мелкой моторики рук;

Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей дошкольного возраста

Спасибо за внимание! (слайд 31)

В определенном смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что кроха научится связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников.

Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трехмесячного возраста. Пока ребенок сосет грудь, возьмите его ручку и помассируйте каждый пальчик, погладьте ладошку. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибать и разгибать по очереди. Эти занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут. Такие простые упражнения благотворно скажутся на здоровье малыша, будут способствовать раннему развитию речи. Используйте все известные стихотворения: «Сорока-белобока» и «Ладушки». Они и станут первыми пальчиковыми играми вашего крохи.

Пальчиковые игры - это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.

Однако пальчиковые игры - это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно - это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

«Волна». Расположить руки перед собой ладонями вниз. Развести пальцы и рисовать по очереди каждым пальцем отдельно волну сверху вниз. Можно сочетать чтение стихотворения с движениями как одной, так и двумя руками.

По земле ползет червяк,

(Большим пальцем.)

По реке плывет моряк,

(Указательным.)

Дым клубится из трубы,

(Средним.)

Лыжник катится с горы,

(Безымянным.)

В лес ведет тропинка -

(Мизинцем.)

Все одна картинка!

(Всеми пальчиками собранными вместе.)

Для разнообразия занятий следует использовать различные предметы. Существует много игр, где используются карандаши, шнурки, платок.

«Медведь». Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Малыши от года до двух хорошо могут выполнять движения одной рукой, а трехлетние дети уже легко справляются с более сложными вариантами, такими, как в игре «Осьминог».

«Осьминог». Положите обе кисти на стол, касаясь его подушечками восьми пальцев (кроме больших). Пальцы врозь. Нужно выполнять движения двумя руками одновременно.

Как трудно осьминогу

Обувать сапожки,

(«Шагаем» пальцами по столу в ритме стиха, начиная с мизинцев.)

Если даже не могу

(Постукивание большими пальцами по столу вместе.)

Я обуть две ножки!

(Постукивание большими пальцами по столу поочередно.)

Детям 4 лет становятся доступны игры с использованием различных мелких предметов.

Маленькие пальчики могут показать жест «отлично», попрощаться или позвать к себе, одобрить аплодисментами, пригрозить и многое другое.

«Утки».

Только поднялась заря,

(Поднимаем руки ладошками вверх.)

Во дворе: кря-кря, кря-кря!

(Разворачиваем ладони и соединяем ритмично большой палец с остальными.)

Кря-«пока» и кря-«привет»,

(Еще два движения.)

Кря-вопрос и кря-ответ,

(Еще два движения.)

Кря да кря-язык такой,

(Еще два движения.)

Уткам, селезням родной.

(Пожимаем руки, как бы здороваясь.)

«Если ребенок, поступающий в первый класс, не различает пальцы рук, - это верный признак ожидающих его трудностей в обучении и математике, и чтению», - утверждают психологи. Игры, направленные на различение пальцев рук, выполняются каждым пальчиком отдельно, по очереди, как в игре «Соки».

«Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой руке, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишневый,

Виноградный, и грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен вам, ребята!

(Показываем большой палец.)

Обязательно используйте игры на симметричное изображение одновременно двумя руками. Такие занятия направлены на координацию действий обоих полушарий мозга. По возможности старайтесь предлагать ребенку работать двумя руками. Достаточно часто неуспеваемость детей и нарушение функций обучения связаны с неспособностью к взаимодействию левого и правого полушарий, которая может быть устранена путем овладения специальными двигательными упражнениями.

При таких играх расслабляются глаза и руки, деятельность обоих полушарий синхронизируется. Кроме инсценировки стихов, вы можете попросить ребенка нарисовать на листе бумаги простые симметричные изображения, буквы или восьмерки одновременно двумя руками или попробовать вместе с малышом выполнить упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой - за ухо. Одновременно отпустите ухо и нос. Одновременно отпустите ухо и нос. Хлопните в ладоши и поменяйте положение с точностью до наоборот - это вовсе не просто.

Как проводить занятия?

Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.

Для разминки и подготовки к проведению игр предложите крохе пальчиком правой, а затем и левой руки нарисовать круг, линию - вертикальную и горизонтальную. Если игра предполагает движения одной рукой, то постепенно малыш должен научиться выполнять движения пальцев и правой, и левой рукой. Пусть малыш сжимает и разжимает кулачок.

После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Покажите малышу, как «рассказывать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. Хорошо, если ребенок сможет придумывать новые игры, слова, образы и движения. Выучив одну игру, кроха обязательно постарается инсценировать другие стишки и песенки. Если малыш не выполняет упражнение в точности, а фантазирует, не сердитесь, отнеситесь к этому как к творческому подходу. Если у него плохо получается повторять за вами, помогите ему. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. После заучивания движений можно обходиться только словесным описанием.

Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Лучше повторите каждую игру два-три раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным и полезным занятием.

Памятка «Наши руки не знают скуки»

Массаж ладоней и пальцев рук


- Массаж пальцев (с большого и до мизинца).

Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).

-Массаж ладоней шестигранным карандашом.

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пусть ребенок поместит карандаш между ладонями и вращает, перемещая от основания ладоней к кончикам пальцев. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

-Массаж пальцев рук колечками .

Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем - на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т. д.

-Массаж грецкими орехами:

а) катать два ореха между ладонями;

б) прокатывать один орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

- Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками.

Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. Закрепите маленький шарик на ниточке. Пусть ребенок щелчками (каждым пальцем по очереди) «отстреливает» этот шарик.

-Массаж ладоней щеткой или массажным мячиком.

-Массаж бусами.

Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок (в прямом и обратном порядке).

Пальчиковые игры

С помощью пальчиков передают события сказок и стихов - получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.

Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:

а) игры без предметов;

б) игры с предметами;

в) игры с использованием атрибутики.

Пальчиковые игры без предметов

Обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик, пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать» и игровые упражнения), например:

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаются пальцы, начиная с большого.)

Буде листья собирать,

(Сжимаются и разжимаются кулаки.)

Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем,

(Загибают пальцы, начиная с большого.)

Маме осенний букет отнесем.

(шагают по столу средним и указательным пальцами.)

Н. Нищеева «Осенние листья»

Игры с использованием атрибутики

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать изображения небольших фигурок (7-8 см), вырезанных из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким. Чтобы оно плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).

Игра «Зарядка». Дети выбирают понравившиеся им фигурки и закрепляют их на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы - ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Взрослый предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба - шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся - раз, два.

Пальчиковые игры с предметами

Любимые колпачки для пальчиков. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать кончики со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа: «Жили-были пальчики. Они многе умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки. Утром вставали и сразу колпачки надевали. Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки».

(Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)

Варианты упражнений:

Разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации.

Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Когда он развернет салфетку, то увидит кружевной узор.

Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он их опускает в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может нанизать их на нитку в определенном порядке, чередуя по форме, цвету или величине.

Предложите ребенку скатать шарики из пластилина. Затем - расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Можно скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Можно вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок, змею с пятнышками из пластилина другого цвета.

С вашей помощью ребенок может «соткать» маленький коврик из материи или цветной бумаги: сделать внутри прямоугольника параллельные надрезы на расстоянии 1,5 см, затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки или полоски бумаги, переплетая ими полоски прямоугольника поочередно сверху или снизу.

-«Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно). Ребенок способен выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для него. Из спичек можно строить башни, домики, колодцы.

Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец).

Игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами (бобы, фасоль, горох)).

Рисование по шаблону.

Штриховка.

Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы. Тем совершеннее смена тонуса руки.

Раскрашивание.

Мозаика.

Складывание разрезных картинок.

-«Сложи картинки из геометрических фигурок».

Пальчиковый театр, теневой театр.

Оригами (складывание листа бумаги в разных направлениях, изготовление поделок из бумаги).

Ниткопись (выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения) и др.

Подвижные игры

- «Шоферы» (дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к концу которой привязана машина).

- С тряпичными мячами (дети подбрасывают и ловят их).

- «Бильбоке» (деревянная чашечка на палочке и шарик, укрепленный на шнуре и привязанный к концу палочки). Играющие подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

- «Собери мелкие предметы» (дети собирают мелкие предметы, разбросанные по полу).

Дидактические игры

- «Помоги Золушке разложить семена» (сортировка макарон, круп, крупных семян). Для этого родители сначала смешивают все семена. А ребенок раскладывает их по отдельным ячейкам.

. - «Завяжи узелок» Для этого понадобятся деревянная рака. Шнуры разной толщины, длины. Ребенку предлагают завязывать разные узлы по примеру и по желанию. Цель: развивать умение вязать различные узлы.

- «Поймай колобок из воды». Для этого понадобятся сосуд с водой, разливная ложка, игрушечные колобки. Нужно выловить колобок разливной ложкой, слить с нее воду и положить колобок на поднос без воды.

- Игры с прищепками . Для этого понадобятся прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучи, звезды, ежика, круги разных цветов. Детям надо сделать лучик солнышку, дождик из тучки, украсить звезду, составить цветок, сделать ежику иголки. Цель: развивать умение работать с прищепками и создавать образ.

Тест (диагностика по руке)

Цель: выявление сформированности пальцевой координации.

Методика. Усадите ребенка за стол напротив себя и попросите его протянуть руку вперед. Возьмите детскую руку в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти. Другой рукой дотроньтесь до пальца малыша. Попросите ребенка на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете.

Оценка. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец. В 5 лет ему не составит труда вытянуть мизинец и большой. Шестилетний ребенок должен свободно различать большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определяют только дети с хорошей координацией.