Виды игр в логопедической работе. «методика организации логопедических занятий на школьном логопункте

  • 06.05.2020

В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективными из них выступают игровые технологии . Это уникальная форма обучения имеет очевидное обоснование своей эффективности, которое заключается в простой логике: ребенок приходит на занятия к логопеду обычно уже после своих школьных уроков, и насыщенный материалом детский мозг уже не в состоянии быстро и качественно воспринимать информацию. Необходима физическая и эмоциональная разрядка. Так для большинства логопедов встает закономерный вопрос: как повысить мотивацию уставшего школьника и создать позитивное настроение в процессе его обучения?

На помощь приходит игра. При правильной постановке она способна активно увлечь ребенка и помочь вникнуть в самые сложные задачи. Игровой процесс помогает не только усваивать информацию как можно лучше, он также является прекрасным методом снятия эмоционального напряжения, которое дети обычно испытывают на уроках школьной программы. Но, кроме того, подаваемый в форме игры теоретический материал проходит через своеобразную практику, что вносит элемент наглядности поставленной задачи , а также добавляет разнообразие и поддерживает интерес к процессу обучения.

Применение игровых технологий в логопедической практике

Опыт педагогической деятельности показывает, что для проведения коррекционно-развивающей работы наиболее эффективными являются методы с использованием правильно подобранных игровых предметов (игрушек), дидактических материалов и компьютерных приложений.

Развивающие игрушки

Игрушки можно использовать практически на каждом групповом занятии. Благодаря чему создается нестандартная «ситуация-сюрприз» с участием вымышленных персонажей (сказочных героев), которые помогают ребятам быстрее включиться в учебный процесс и полностью погрузиться в него. Этим «сказочным гостем» может быть кто угодно: Винни Пух, Чебурашка, Чиполино - не важно. Суть дела в том, что от лица персонажа идет изложение учебного материала, возможно в форме диалога или, так сказать, мини-конференции с детской аудиторией. Таким образом, ребенок легче усвоит информацию, чем в случае, если бы она преподносилась в стандартной лекционной форме. Еще лучше наличие обратной связи, когда ребята самостоятельно пытаются чему-нибудь научить своего героя или просто делятся впечатлениями об окружающем мире . В подобной ситуации дети гораздо быстрее справляются со сложностями, которые в реальной жизни могли бы испытывать ни один год. Так, например, в гости приходит ворона Каркуша и помогает научить ребенка правильно выговаривать букву «р».

Не стесняйтесь использовать игровые элементы в период активного роста и развития ваших детей. Многочисленными исследованиями в области логопедии доказано, что эффективность такого обучения значительно повышается.

Детей, которым не свойственно проявлять эмоции, называют аутистами. Они не осознают значение других людей, являясь асоциальными личностями. Но у детей...

Игровая форма занятия

Форма игры активно стимулирует детей к учебной деятельности. Ситуации и приемы реализуются с помощью трех главных направлений:

  • ставится дидактическая цель в форме игровой задачи;
  • правилам игры подчиняется вся учебная деятельность;
  • учебный материал используется в качестве средства для реализации игры.

Логопедические занятия в игровой форме проводятся следующим образом . В самом начале урока ставится образная задача, к примеру, появляется сказочный гость, моряк дальнего плавания, который приносит карту со спрятанными сокровищами, и, чтобы угадать где находится клад, необходимо ответить на ряд направляющих вопросов. Дети также могут играть роли (пиратов, рыцарей, известных мореплавателей и др.). За успешное выполнение заданий можно выдавать игровые карточки в форме черных меток, картонных ракушек или шоколадных монеток.

Дети, особенно старших групп, очень любят подобные викторины в форме соревнований. В этом случае перед логопедом стоит задача расположить ребенка в эмоциональном плане так, чтобы он не замыкался, не смущался и принимал активное участие в конкурсах. Для этого требуется создать доброжелательный настрой в коллективе, научить детей поддерживать и помогать друг другу.

Использование дидактических игр

Трудно недооценивать роль дидактической игры для развития у ребенка определенных навыков. Ведь непосредственная задача, которую преследует преподаватель-логопед не вызывает у ребенка особых эмоций. Для него важен сам процесс - интересно играть и выигрывать, хочется получить свой приз. Грамотный педагог сумеет совместить игровую ситуацию с заложенной в ней целевой информацией так, что дети не только будут рады интересным конкурсам, но и овладеют новыми полезными навыками и знаниями.

В качестве дидактического материала можно использовать:

  • реальные предметы (орудия труда, картины, посуду, предметы обихода и т.п.);
  • объекты природы (фрукты, цветы, грибы, овощи, листья и т.п.);
  • обычные детские игрушки.

Использование этих материалов решает важные задачи, среди которых можно выделить особенно ценные:

  • совершенствование речевых навыков;
  • корректное развитие психологических процессов;
  • дискретизация приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, категоризация и др.);
  • расширение детского кругозора и развитие частично сформированных понятий об окружающей действительности.

Среди множества обучающих игр предпочтительное место занимают следующие виды.

  1. Сюжетно-дидактические игры или инсценировки. В таких играх дети примеряют на себя новые роли, что тренирует концентрацию внимания, терпение и умение быстро реагировать в нестандартной ситуации.
  2. Настольные игры - их особое условие строго соблюдать правила от начала до конца развивает способность смотреть более чем на один шаг вперед - это основа стратегического мышления.

В коррекционно-развивающей работе с детьми логопед обязан уделять внимание звукопроизношению таким образом, чтобы процесс не наскучил ребенку уже на ранних этапах освоения материала. Игровая мотивация помогает закрепить полученные навыки и знания в непринужденной форме. Увлекшись игровым моментом, ребенок перестает стесняться и нарочно сдерживать себя, что позволяет ему корректировать свое произношение ненавязчиво, как часть игрового процесса.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

Неправильное использование игровых технологий в логопедической деятельности начинающих педагогов

Важно понимать, что некорректное построение игрового процесса может привести к обратному, отрицательному результату. Бывают случаи, когда молодые специалисты отдают большее предпочтение «увеселительной» части, но частично (или почти полностью) забывают о познавательно-развивающей составляющей урока. В скором времени такие ошибки формируют у детей неверное представление о предмете и абсолютно не развивают интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

Учитывайте и тот факт, что цель игровой терапии - не просто изучить предмет, но также дать ребенку замечательную возможность «пережить» в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании со стороны взрослых.

Не всегда игровой элемент столь необходим в обучении, но иногда он просто незаменим. К примеру, если при формировании произношения, ребенок по каким-либо причинам не способен осуществить механическую постановку звука (допустим, у него появляется рвотный рефлекс), тогда процесс игры позволяет легче настроить его в нужную сторону.

Пример: Мальчик Витя решил прогуляться со своим верным другом, котёнком по имени Тото, и, когда они проходили мимо дремучего леса, навстречу им выползла страшная змея и зашипела: «Ш-ш-ш-ш-ш», но пролетавшие мимо шмели решили её отвлечь и прожужжали сверху: «Ж-ж-ж-ж-ж».

Такие моменты на занятиях действительно очень важны. Для того чтобы коррекционный эффект обучения протекал в приятной обстановке с хорошим настроением участников, важно грамотно подбирать для каждого занятия методический материал. Желательно регулярно проводить консультации по воспитательной работе вместе с родителями и обсуждать использование коррекционных игр в логопедической работе.

3 0

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Тема: « Методика организации проведения логопедических занятий »

(консультация в школе молодого учителя-логопеда)

Учитель-логопед «Детского сада № 10

комбинированного вида»

Герасименко И.И.

Методика организации логопедических занятии.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми -логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно игровой метод организации фронтальных занятий, Сюжетно – тематическая организация заня i 1 более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциалы возможности детей.

Цель этого краткого методического изложения – показать многовариантность организационных форм обучения, его развивающей характер и разнообразие методических приёмов, используемых в каждой части занятия. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Всё э с благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того, как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Всё завистит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:

Сказочных сюжетов, элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

Литературных персонажей;

Известных и придуманных игр;

Элементов сюжетно – дидактической игры;

Сюжетных пейзажных картин;

Специально изготовленных пособий- рисунков, коллажей, мозаик.

Настольно – печатных игр;

Сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия. Большинство предлагаемых конспектов занятий построено на придуманных сюжетах. Например, в одних действуют персонажи знакомых сказок «Золушка» (звук л), «Наш гость Чииполино» (звук ч) в других герои мультфильмов «Клад кота Леопольда» (звуки л, л), в третьих вымышленные герои сюжетов «Полет на звездолёте» (звуки з, з), «Путешествие в голубую страну» (звук л) и т.д. в некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов: «Путешествие звуков с, ш», «как звук р к нам попал», «Похищение буквы в» и т.д. Дети сами выбирают транспорт, маршрут, фантазируют «на привалах» и т.д. Эти занятия расширяют кругозор детей.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют: -развитию всех компонентов речи;

Формированию навыка звуко – слогового анализа и синтеза;

Развитию познавательных процессов;

Развитию творческих способностей детей;

Воспитанию нравственно – эстетических чувств.

Сюжетно – тематические занятия обращены к душе ребёнка, его

чувствам. Они побуждают в детях доброту, учат понимать, что такое

хорошо и что такое плохо, вызывают желание совершать хорошие

поступки.

Структура фронтальных занятий но автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1) оргмомент;

сообщение темы занятия;

характеристика звука по артикуляционным и акустическим

признакам;

произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

произношение звуков в словах;

физминутка;

работа над предложением; 8)произношение звука в связанной речи;

9)обучение элементам грамоты;

10)итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; леке и ко — грамматические задания; голосовые, дыхательные, мимические упражнения: имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творчески задания; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно тематических фронтальных занятий.

1. первый этап - организационный.

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, интереса к познанию новых звуков. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы в» начинается с прочтения телеграммы; в другом варианте занятия на основе сюжета «Прогулка в лес» (звук л) начинается с загадки о лете, затем следует релаксационные упражнения «представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Дети изображают разных зверей (ворчливых, грустных, весёлых, добрых и злых). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата.

2.Сообщение темы занятия.

Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей. Например, в занятии на темуб «Три поросёнка» (Звуки н-н ) сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем’ сочинять сказку о Ниф -Няфе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н-н.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этана – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признаком.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

показывается «профиль» звука на рисунке;

уточняется акустические признаки звуков «спит» или «не спит» голосок (гласный или согласный);

находится образное сравнение звука (звук р – рычание тигра, звук ш

шелестящая листва);

звуки обозначаются цветовыми символами;

определяется их место в звуко – буквенном городе (в Синем, Красном или Зелёном замке они будут жить).

Так как характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам проходит по одному плану, то лишь в отдельных конспектах излагается часть этих заданий.

4 .Прои зношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Вини – Пухом дети повторяют «вопилки», «дразнилки» и т.д. Например: са – ша – са – ша (здороваются)

со – шо – со – шо (удивляются)

су – ту – су – шу (сердятся) и т.д.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

уточнение и расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой н сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессеразвития фонематического представления наглядный материал не демонстрируется, а если выставляется, то только после называния слов детьми.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу, восстановление перепутанных слогов.

На данном этапе ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся так, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или в прошедшем времени и с разными приставками. Речевые задания хорошо здесь сочетаются с развитием мелкой моторики. Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто улетел?» и т.д. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпные» звуки или, наоборот. Составление схем ело* из цветовых символов, чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах дети разгадывают кроссворды: и ребусы. При этом научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка .

Тесно связана с темой занятия и является переходом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики. Желательно проводить под музыку, связанную с темой занятия.

7. Работа над предложением.

На данном этане решаются следующие задачи:

установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;

актуализация накопленного словаря;

формирование связанности и чёткости высказываний;

работа над предложением как средство развития мыслительных процессов; анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения диет рафии.

Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки, затем предлагают детям составлять предложения по набору слов или по опорным словам. 11а более высоком уровне предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения.

Параллельно с усвоением лексико – синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом используют полоски для обозначения слов и т.д.

8.Произношение звука в связной речи.

Основная – часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связанных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Задачи этого этапа:

развитие воображения и творческой фантазии;

развитие словотворчества;

развитие мело дикоинтонационных, компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. Чтобы задания были насыщены изучаемыми звуками. Были занимательны и доступны.

9.0бучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий следующие задачи:

познакомить с буквой, который обозначается изучаемый звук;

научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова. При решении первых двух задач необходимо связать звуковой образ звука со зрительным образом. Дети должны знать: звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Знакомство с буквой начинается с того, что демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Буквы сравниваются, отмечаются их сходство и различия. Чтение слогов, слов с изучаемой буквой должны быть уже известны детям. Затем детям предлагают составлять слова из букв, слова с пропущенной буквой, слова из переставленных букв, а также слова, в которых однабуква заменяется на другую и т.д. естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия является игровая. 10. Итог занятия.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами!. Мне было приятно работать с вами И жаль, что занятие подошло к концу, приходиться расставаться»

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую.

В наименьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания вам показались интересными? Какое задание вам было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз 0 И Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа. Итог занятия может быть предложен в игровой форме – сюрпризным моментом

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Но главное – занятие от начало до конца должно быть добрым!

Игровые технологии в работе логопеда

Пояснительная записка

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Ожидаемые результаты :

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе - тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Дидактические игры

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей,

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

Совершенствовать речь,

Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Ирина Морозова

Актуальность

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей с нарушениями речи наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Цель - формирование положительной мотивации при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации звуков с помощью универсальных логопедических игр с картинками.

Задачи:

1. В условиях логопункта создать предметно-развивающую среду для проведения игровых занятий;

2. Организовать работу на занятиях с применением игровых приемов;

3. Изучить систему логопедических игр И. Л. Лебедевой, представленных в практическом пособии «Трудный звук, ты наш друг!» и на ее основе разработать авторские универсальные логопедические игры.

Гипотеза исследования

использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми, повысит мотивацию детей к обучению и тем самым обеспечит наибольшую эффективность коррекционной работы.

Объект проектной деятельности: формирование положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста в системе логопедической работы.

Предмет проектной деятельности: модификация и внедрение игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению в систему логопедической работы.

Этапы реализации проекта

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, выбор оборудования и материалов, создание предметно-развивающей среды для предстоящей работы;

2-й - опытно-экспериментальный: создание авторских универсальных логопедических игр;

3-й - заключительный: обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты.

Игровая технология «Универсальные логопедические игры с картинками»

Для внедрения в практику игровых технологий мы апробировали инновационную систему универсальных игр с логопедическими картинками И. Л. Лебедевой.

Игровая технология «Универсальные логопедические игры с картинками» была создана Ириной Леонидовной Лебедевой – учителем логопедом из Свердловской области, автором книг «Трудный звук, ты наш друг!», «Сказки дедушки логопеда» и т. д.

Данная коррекционная технология предоставляет логопеду возможность работать над исправлением дефектов произношения любых звуков.

В рамках любой из универсальных игр логопед получает возможность параллельно вести работу сразу с несколькими звуками, например Ш и Р, каждый из которых при этом находится в нужном фонетическом контексте.

Еще одной важной особенностью универсальных настольных логопедических игр с картинками является их полифункциональность.

Универсальные логопедические игры компактны и удобны в использовании. Для их проведения логопеду необходимо иметь лишь стандартный набор предметных картинок на все группы звуков и игральные кубики.

Правила проведения игр.

Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка.

Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем.

Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку.

В зависимости от игровых правил универсальные настольные логопедические игры с картинками можно классифицировать следующим образом.

ИГРЫ-ХОДИЛКИ:

Шагалки

Бежалки

Искалки

Загонялки

Ловишки

ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА:

Собиралки

Вычитайки

Угадайки

Богатейки

Смешилки

Менялки

ИГРЫ-ХОДИЛКИ

Рассмотрим более подробно правила для некоторых игр, предложенных Лебедевой И. В.

Главной особенностью игр-ходилок является наличие игрового поля, по которому с соблюдением определенных правил должны передвигаться фишки. В большинстве игр дети управляют своими фишками дистанционно, не прикасаясь к коррекционным картинкам. Соблюдение этого условия позволяет преобразовать игровую мотивацию детей в мотивацию коррекционную.

В соответствии с игровыми правилами только логопеду разрешено передвигать фишки по игровому полю. И до тех пор, пока игрок не произнесет четко название картинки, его фишка дальше двигаться не сможет. Таким образом, у детей появляется ярко выраженная потребность и личная заинтересованность в применении на практике формируемых логопедом навыков звукопроизношения.

Конфигурация игровой дорожки и содержание коррекционного материала определяется логопедом и может каждый раз меняться в зависимости от задач конкретных логопедических занятий.

Изменяя длину дорожки, логопед получает возможность дозировать коррекционную нагрузку для ребенка.

В процессе подготовки к игре логопед сможет проявить свое творчество в декорировании игр, используя атрибуты настольного театра (домики, деревья и т. д.).

Важным элементом игр является розыгрыш первого хода.

Для этого часто используются считалки, позволяющие детям почувствовать ритмичность речи. Нет необходимости разучивать считалки целиком. Детям достаточно проговаривать в них последний слог.

Считалка со звуком Ш

Здесь фишки - игрушки:

Зайчишки, лягушки, и мышки, и кошки,

Индюшки, кукушки, матрешки, Петрушки…

Хотите играть? Тебе начинать!

Игры-шагалки.

Участники игры поочередно бросают игральный кубик, четко называют соответствующее количество расположенных на дорожке коррекционных картинок. Кубик не трясется в руках, а растирается ладонями (массаж рук).

Игровая дорожка не должна уходить в никуда. Для создания эмоционально насыщенной игровой мотивации детям необходимо вести свои фишки к цели.

Игры-бежалки.

В отличие от игр-шагалок, игры-бежалки наполнены драматизмом. Игры этого вида можно разделить на 2 группы: в одних игроки стремятся догнать и перегнать лидера; в других ждут своего хода опасаясь, что не успеют вовремя убежать от преследователя.

Вместо коррекционных картинок можно использовать пиктограммы с образами гласных звуков или карточки с гласными буквами.

Игры-искалки.

В зависимости от сюжета коррекционного занятия логопед может выбрать игровое поле с изображением травы, леса и т. д.

Цель игры – найти спрятанную внутри игрового поля картинку с изображением нужного предмета или сказочного персонажа. Игральный кубик не нужен. Все участники игры поочередно самостоятельно передвигают свои фишки по полю на любые соседние карточки, сопровождая свои движения скороговоркой. Например, су-су-су я найду в лесу …


ИГРЫ КАРТОЧНОГО ТИПА

Для игр карточного типа ни фишки, ни игровые поля не нужны. В большинстве случаев для проведения игр достаточно коррекционных картинок, 1 или 3 игральных кубика.

Игры-менялки

На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Так, при автоматизации (Р) можно предложить красное и черное поля. Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: Были весы синие, стали красные…


Игры-собиралки.

В зависимости от сюжета занятия можно предложить детям сложить пирамиду, дом, рубашку и т. д.

На столе лежат коррекционные картинки. Игроки бросают кубик и называют определенное количество картинок, лежащих в куче. Из четко названных игроком картинок логопед строит постройку. Если у игрока на игральном кубике выпадает тройка, все картинки возвращаются в кучу. Игроки при этом четко скандируют: Выпадает тройка – рушится постройка! Или: Выпало три – рубашку порви! и т. д.


Игры-богатейки.

Логопед раскладывает на столе 2 ряда по 6 карточек: в верхнем ряду – карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем – коррекционные картинки. Каждый игрок поочередно трясет закрытую шкатулочку, перемешивая три игральных кубика, лежащие внутри. Можно воспроизводить с помощью шкатулки ритмический рисунок, заданный логопедом.

Затем игрок ставит шкатулку на стол, раскрывает ее и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками.

После того как участник игры четко назвал каждую картинку, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания игрок не получает ничего. Если совпадают 2 кубика – игрок получает 2 призовых жетона, если совпадают 3 кубика – 3 жетона.

На этапе автоматизации звука в словосочетаниях или предложениях можно дать детям образцы словосочетаний по предметным картинкам (большая машина, пушистая кошка и т. д.) или предложений (душ – Мою под душем шею и уши.)


Результаты проекта: создание картотеки универсальных логопедических игр разработанных на основе методики Лебедевой И. Л.

Приведем примеры некоторых разработанных игр: «Заяц огородник», «Пингвины на льдине», «Погремушки для малышей», «Гараж», «Угощение для белочек» (предлагается картинный материал на автоматизацию или на дифференциацию звуков согласно сюжетной теме, «Лягушонок рыболов» (игра на автоматизацию звуков, цель поймать как можно больше рыбок); «Ежик на прогулке», «Подарки для улитки» (предлагается картинный материал на автоматизацию или на дифференциацию звуков; цель: собрать картинки на заданный звук).




Универсальность разработанных нами игр заключается в том, что одна игра может быть использована для автоматизации или дифференциации всех групп звуков. Для каждой игры подобран картинный материал на отработку всех труднопроизносимых звуков (свистящие, шипящие, сонорные).

Перспективы дальнейшего развития:

В дальнейшем планируется дополнение и разработка новых логопедических игр.

Таким образом, результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

Предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.

Шелест Елена Геннадьевна
учитель-логопед
Центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый Мир»
Оригинал статьи в формате MS Word (64,5 КБ) скачать

Работая с детьми не первый год, я все чаще отмечаю, что «все новое – это хорошо забытое старое». Когда я работала в дошкольных учреждениях «советского» периода, меня всегда не нравилось, что занятия в детском саду проводятся за партами или столами в статичной позе с поднимание руки, чтобы ответить, как в школе. А ведь все мы хорошо знаем, что основным видом деятельности ребенка является игровая. Почему же мы забываем об этом, когда начинаем работать с детьми? Да потому, что так проще. Чтобы организовать игру и увлечь ею детей надо самому стать ребенком, но ведь мы уже «взрослые и умные», и пусть они тянутся до нашего уровня, а не мы опускаемся до них. Вот тут и начинается непонимание.

Уже несколько десятилетий существует «Программа воспитания в детском саду». При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру драматизацию.

И не надо «изобретать велосипед» надо только стать самому ребенком и заразить игрой своих воспитанников. А если вы логопед, игры ваши должны быть особенно продуманы. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. С другой стороны,они отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, нарушение координации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости пр.

В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что степень болезненной фиксации насвоем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива. В конечном итоге вся эта совокупность отношений и обуславливает его поступки и поведение. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх.

По наблюдениям логопедов, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняютвключениев коллективную игру. Например, у заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией некритичностью к своему поведению.

Все игры, используемые логопедом в работе, можно условно разделить на 4 группы.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

I . Подготовительные игры, предназначенные для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, т.е. игры на развитие дыхания и голоса.

На первом месте стоят игры по развитию слуха. Слух бывает биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.

Очень полезны на данном этапе игры «драматизация». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки («Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок»). Ребенок должен изобразить героя, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры. Хороший результат дают игры «Угадай голос…..». быть голоса животных, а так же голоса детей, принимающих участие в игре. Можно угадывать, какой из предметов издает данный звук (стеклянный, железный, деревянный и т.д.). Используя различные музыкальные инструменты, можно организовать подвижные игры, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения.

II. Игры для формирования правильного звукопроизношения проводятся зачастую с детьми, когда механическая постановка звука по каким - то причинам затруднена (у ребенка возникает рвотный рефлекс при проникновении в ротовую полость, или просто неприятие проникновения). Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это путешествие только тогда, когда ребенок повторит все эти звуки. Пример такой игры приводится ниже.

«В небе летают комары, они пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели: «С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть насосом, который тоже издает данный звук».

Такие «путешествия» дают огромный простор для фантазии логопеда. Да, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, нежели при механической постановке, но ведь нам важнее результат. Некоторые дети настолько не приемлют механическую постановку, что у них надолго закрепляется страх перед логопедом и затруднения при работе над развитием речи.

III . Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков. В настоящее время многие специалисты, работающие в специальных детских садах, школах и стационарах, сочетают общеобразовательные занятия с коррекционными. Изучая какую-либо тему, они подбирают текст с учетом одновременного закрепления правильного звука в речи ребенка, а на прогулках включают игры-хороводы. В хороводах дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.Примерами таких игр является сюжетно-ролевая игра «Автобус», которая моделирует езду в автобусе.

Посредине комнаты в длину выстраивают несколько стульчиков. Между ними проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперед по ходу автобуса. Впереди водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет. Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается. В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т. д.

Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора - ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями. Помимо логопедических задач решаются попутно задачи интеллектуального и нравственного воспитания, а также развитие представлений о простейших явлениях природы и о нормах и правилах поведения в общественных местах.

В заключение отметим, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Огромных положительных результатов можно добиться при тесной связи логопеда и музыкального руководителя. При правильной подборке речевого материала, наложенного на музыку с добавлением движения у ребенка, на фоне эмоционального подъема, включаются все механизмы, развивающие у него высшие психические функции.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.

IV . Игры как помощник социализации ребенка в обществе.

Зачастую успешность ребенка зависит от того, насколько грамотно педагог построит общение логопата со сверстниками. Диме Д. 4,5 года. Он недавно был прооперирован (расщелина губы и неба «волчья пасть»). Работа логопеда только началась (стали появляться первые слоги), а он ходит в обычный детский садик. Но группа, которую он посещает – один большой «монолит», где все за одного и один за всех. Воспитатель смогла организовать «своеобразную» игру. Поначалу дети шли к ней за объяснением, чего хочет Дима, а затем им самим стало интересно угадывать, что он говорит. Педагог всячески поощряла положительный результат, так что к концу года ребенок приобрел авторитет среди детей, а в речь его стала фразовой. И как плачевно могли бы развиться события, если бы педагог упустила момент «принятия ребенка в коллектив». Ведь дети могли организовать совсем другую игру, где Дима стал бы посмешищем. Именно такие случаи помогают понять важность нашей профессии, и огромную ответственность, которую на нас возлагают родители, доверяя нам детей.

Гера С. (тяжелая форма дизартрии). После каждого удачного занятия логопед дарит мальчику наклейку, как приз за хорошую работу. Ребенку тяжело даются занятия, он устает. В один из дней в кабинет педагога заглядывает папа мальчика и смущенно просит рассказать, в каком магазине та покупает наклейки. Логопед видит за спиной родителя Геру и «включается в игру». «А вы знаете?, - говорит она – что это не простые наклейки? Их выдают только логопедам для поощрения детей? И у меня уже спрашивали, как Гера занимается и нужны ли еще наклейки». Папа делает «широкие глаза» и не понимает что происходит. Подмигивания педагога не производят на него никакого впечатления, он озадачен. Дома «игру» не поддерживают, и у ребенка скоро пропадает интерес к занятиям. А чего бы стоило родителям поддержать педагога? Ведь какими хорошими бы мы не были, для ребенка самым главным авторитетом остается родитель. И вот тут очень важно организовать тесную связь «педагог-ребенок-родитель», если выпадает одно из звеньев цепи, работа не даст желаемого результата.

И приведу другой пример. У Маши К. (5лет) к началу занятий отсутствует тринадцать звуков. Мама конспектирует каждое занятие. С интересом включается в действие игры. Рассказывает, какие игры они придумывают дома вместе с папой. К концу учебного года у ребенка встали и автоматизировались десять звуков и три остались на стадии автоматизации в речи. Но в данном случае работа будет завершена успешно, поскольку родитель и ребенок заинтересованы в положительном результате, а от логопеда требуется лишь показать им, «какой дорогой идти».

Обучение для ее ребенка - лишь игра, правила которой соблюдаются лишь на занятиях. И если правила ее не перенести в каждодневную жизнь, результата не будет. Вот и получается, что, не научившись играть, нельзя научить «маленького человека» тому, что умеешь сам. Наверное, можно бросить все на «самотек». «С нами то никто не играл, и ничего, выросли!» Но мы забываем, что нам было позволено «пропадать» на улице в компании соседских детей по несколько часов, где первоклассница Света играла с нами в школу и учила нас «читать». Где взрослые ребята смеялись, если мы говорили что – то неправильно, по-детски. А дома, почти у всех были бабушки и дедушки, которые в силу возраста говорили сами с собой, давая нам пример правильного произношения. Современные дети обделены этим. Бабушки и дедушки вынуждены работать, чтобы помочь детям, да и живут отдельно. Родители постоянно на работе, а вечерами, забирая ребенка из детского сада, развлекают его просмотром мультфильмов по телевизору, и «в лучшем случае» прочтением сказки перед сном. Во дворе одного оставить опасно, а дома скопилось столько дел. Вот и общаются наши дети с «телевизором». А если вспомнить, какой процент детей сейчас рождается с патологией в развитии, то совсем грустно становится.

Я не призываю всех бросить работу, съехаться с родителями и оставлять детей одних во дворе – время не то. Но давайте любить и уважать «маленьких людей» общаясь с ними на их языке по средствам игры, постепенно вводя их во взрослую жизнь!

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.:Лабиринт, 1996

2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - , 1983