Грузовик из кубиков сложи узор. Обзор системы никитиных

  • 06.10.2020

В настоящее время существует огромное множество методик раннего развития, а также большое количество различных пособий, по которым авторы предлагают родителям заниматься с детьми с самого раннего возраста. Наиболее известными и популярными из них являются методики и , но не меньшего внимания заслуживает система раннего развития, созданная советскими педагогами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными.

Методика Никитиных, или система Бориса Никитина, представляет собой комплекс развивающих, творческих, интеллектуальных игр для детей разных возрастов. В данной статье мы остановимся на кубиках «Сложи узор».


Описание игры по методике Никитиных «Сложи узор»

Игровой набор состоит из 16 кубиков, одинаковых по размеру, длина одного ребра составляет 3 см. Все грани каждого кубика обязательно окрашены по-разному, в 4 цвета. По форме стороны также различны (треугольники и квадраты). Сами кубики можно не только приобрести в магазине, но и довольно легко изготовить самостоятельно, используя соответствующую литературу.

Из такого количества кубиков можно сложить просто невероятное количество самых разнообразных узоров. Сперва ребенку дается задание выложить определенный рисунок, затем обратная задача – нарисовать картинку, которую образуют кубики и, наконец, последнее – придумать и составить новое изображение самостоятельно, при этом объяснив, что на нем. Сначала дети начинают играть лишь с 2-4 кубиками одновременно, постепенно вовлекая в игру все новые картинки.

Игры Никитина «Сложи узор» не только безумно нравятся детям, но и невероятно полезны для раннего развития. В процессе занятий у детей развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры. Кроме того, малыш начинает различать понятия «маленький – большой», «низкий –высокий», запоминает основные цвета и многое другое.

Для игры по методике Никитиных «Сложи узор», также дополнительно приобретается альбом с заданиями. В нем предлагаются разнообразные рисунки, которые можно сложить из кубиков, причем задания располагаются по возрастанию уровня сложности.

С какого возраста можно начинать занятия?

Кубики Никитина «Сложи узор» предназначены для детей с двух лет, однако начинать показывать их ребенку можно значительно раньше. Игрушка имеет яркую окраску, поэтому обязательно понравится даже малышам до года. Конечно, совсем маленький ребенок поначалу будет использовать кубики не по назначению. Кроха будет стучать ими друг о друга, складывать в коробочку и, непременно, попробует на зубок. В этом нет ничего страшного, ведь кубики Никитина «Сложи узор» изготовлены из дерева, которое безопасно и не обладает вредными примесями.

Начиная с 14-16 месяцев, малыш уже сможет поставить один кубик на другой, расположить их рядом друг с другом и, безусловно, станет обращать внимание на разнообразные узоры. Родители должны показывать своему чаду, как нужно складывать кубики, строить из них башенки, замки и многое другое, при этом обязательно поясняя словами, что у них получилось. Не пугайтесь, если ребенок будет только ломать ваши постройки, со временем он обязательно научится всему и сам.

После двух лет крохе будет уже интересно повторять за вами, и он станет самостоятельно строить различные сооружения и составлять простые картинки из кубиков. А далее, в зависимости от возраста и развития ребенка, предлагайте ему все более сложные задания, и вскоре малыш сам захочет поиграть с вами, и будет изобретать новые оригинальные узоры.

Кубики?
- Да! Кубики! Только это не простые цветные кубики. Они задачки задают, и довольно трудные.
- Сделаем такие своими руками?

Об этой игре узнала уже давно, даже несколько лет назад сделала для сына первый пробный комплект оклеив в нужные цвета готовые деревянные кубики.
Вспомнила про них готовясь к очередному путешествию в «сказку» (об этом немного позже отдельным постиком). Хотелось разнообразить досуг детей в поезде и отвлечь их от игр на планшете и прочих современных гаджетов. Первоначальный вариант был слишком большим и тяжелым для поездок, решили усовершенствовать его.
За основу использовали заготовку для кубика из архивного картона толщиной 1,5 мм:

Всего в комплекте должно быть 16 кубиков:

Склеиваем все стороны (мы клеили на клей «момент КРИСТАЛЛ»). В итоге получился кубик со сторонами 2 см.:

Предварительно, перед разукрашивавшем, мы решили его покрасить в белый цвет:

Но потом отказались от этой затеи за ненадобностью и просто оклеили заготовку самоклеющейся плёнкой и цветной бумагой как показано на рисунке:

передняя грань - белая (на рисунке показана прозрачной),
задняя грань - желтая,
правая грань - синяя,
левая грань - красная,
верхняя грань – желто-синяя,
нижняя грань - красно-белая (линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Вот что у нас получилось:

Вес всех 16 кубиков составляет всего 25 гр.
Карточки-схемы (всего 98 заданий + карта с русским алфавитом) распечатали на простой бумаге.
Коробочку использовали уже готовую. В итоге у нас всё компактно разместилось. Игра занимает мало места и лёгкая, что нам и было нужно:

А вот так выглядел первоначальный вариант, сделанный несколько лет назад:

Кубиков мы сделали не 16, а немного больше, что бы задания выполнялись совместно.
Вот так это было в поезде:

Итак, “Сложи узор”.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

Игра Никитина «Сложи узор». Сказка про море

Помимо этой игры были сделаны и другие, о них тоже обязательно расскажу отдельным постиком в ближайшие дни.

Дети растут быстро, успевайте проводить с ними как можно больше времени, развивайтесь вместе играючи!

Всего Вам наилучшего!

Описание игры

Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?

Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась.

Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины,фигурыживотныхилюдейилипростопредставлялисобою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.

Как изготовитьигру

Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45).

Рис. 45

При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый.

Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95x155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.

Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46).

Рис. 46

Рис. 47

Рис. 48

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.

Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.

Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.

Как играть

Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Нопостроениемоделейпорисункам-заданиямявляетсясравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигуркидляигрыобладаютпочтинеисчерпаемымивозможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани...” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.

Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым-самым если не во всех возможных сферах, то как минимум в одной. Для достижения этой цели существует множество методик, потому выбор в пользу какой-то конкретной окажется нелёгким. Супруги Борис и Елена Никитины разработали систему воспитания на опыте своих детей, развивать которых они пытались с помощью игр.

Немного о создании системы Борисом и Еленой Никитиными

Борис и Лена Никитины создали методику в процессе воспитания собственных детей, которых в семье родилось семеро. Поскольку система взяла своё начало ещё в 1957 году, трудно представить, с каким общественным порицанием пришлось столкнуться её авторам, которые, невзирая на советские устои, растили своих малышей по собственным правилам.

Многое из того, в чём Никитины были новаторами, сегодня никого не удивляет: естественные роды, немедленное прикладывание к груди, кормление по требованию. Вид ребятишек, в нижнем белье бегающих по снегу, вызывал море критики, даже невзирая на факты, говорившие в пользу такого воспитания: крепкое здоровье детей, высокий уровень интеллекта, опережение сверстников в развитии на несколько лет вперёд. Но Советский Союз был известен тем, что любое действие, которое выходило за нормы и рамки, было обречено на осуждение обществом, независимо от того, насколько весомые аргументы были у человека, его совершающего. Уже за такое новаторство авторы заслуживают огромного уважения.

Принцип, на котором построена вся методика: не мешать, а помогать ребёнку развиваться.

Борис Никитин выдвинул теорию о том, что любые способности в ребёнке можно подтолкнуть к развитию, если сделать это вовремя. А самым подходящим временем для начала занятий с малышом считал даже не младенческий период, а перинатальный. Согласно этой теории, способности человека, не получившие толчка к развитию в нужное время, неизбежно угасают и не подлежат развитию в дальнейшем.

А если эти способности (интеллектуальные и прочие) не запустить рано, то в дальнейшем они «отомрут» - за ненадобностью…

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/intellektualnoe_razvitie

В школе ни одному учителю не придёт в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как её решать. Значит, в школе ребёнок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится всё меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остаётся.(…)

Вполне объясним с позиций новой гипотезы и факт массового «изготовления» отстающих и второгодников в приютах, в домах ребёнка и в «недельных» детских садах. Здесь наибольшее значение имеет хороший присмотр за ребёнком и особенно твёрдый режим дня, при которых малышу нет необходимости решать новые задачи (…)

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/NUVERS

Да, это подтверждает то, что система образования, построенная таким образом, не приучает человека к главному - учиться и познавать, задавать вопросы и находить на них ответы, а губительно сказывается на способностях и элементарном развитии. В результате наблюдается деградация не только творческая, но и личностная.

Факторы, способствующие раннему развитию (согласно системе)

Никитины считали, что естественное (природное) развитие - наилучший вариант для ребёнка, но в большинстве современных семей оно искусственно тормозится. В таких случаях за основу приняты не потребности малыша, а стереотипное мышление взрослых. Родители считают, будто знают, когда крохе положено овладеть тем или иным навыком, и запрещают ему совершать одни действия под предлогом «ещё рано», а другие, напротив, навязывают, потому что уверены - «уже пора».

До сих пор часто встречаются родители, а чаще бабушки и дедушки, которые поднимают панику, если четырёхмесячный малыш пытается принять вертикальное положение. Согласно нормам, ребёнок должен самостоятельно сидеть в возрасте полугода. Никитины не следовали такому подходу, предоставляя детям возможность развиваться раньше установленных нормативов.

  1. Ребёнку предоставляется большая свобода действий. Принуждение к занятиям отсутствует как таковое. Дети учатся и занимаются ровно столько, сколько хотят.
  2. Физическое развитие ребёнка имеет не меньшее значение, чем его обучение. Важно наличие спортивного уголка, закаливание, отсутствие ограничений на занятия спортом.
  3. Непременное участие взрослых в деятельности детей: игры, соревнования, творческие процессы. Ребёнку нужно чувствовать неравнодушие родителей к его успехам, но при этом он не должен ощущать давления и конкретных требований к своим способностям.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе изучения системы Никитиных, практика показывает, что есть несомненные плюсы таковой. Даже такие методы, как закаливание, которое до сих пор кажется многим радикальным, дают неизменный результат.

  1. Дети, воспитанные по методике Никитиных, отличаются крепким здоровьем и выносливостью.
  2. Развитие происходит значительно раньше, а умственные способности малышей не ограничены заданной программой, как это можно наблюдать у детей, воспитанных по стандартным принципам. Формируется образ мышления, который решает задачи как математические, так и бытовые.
  3. Условия жизни, быт - всё обустраивается и распределяется таким образом, чтобы родителям и детям было легко выполнять свои обязанности и никто не чувствовал себя перегруженным.

У системы есть и ряд недостатков:

  • поскольку дети, опережающие своих сверстников в развитии, иначе мыслят, не ходят в детский сад, а школу посещают по нестандартному графику (обучение экстерном), им трудно находиться в социуме, заводить друзей;
  • методы закаливания детей большинству родителей кажутся варварскими и жестокими;
  • методика рассчитана на практически постоянное нахождение детей с родителями, у которых в итоге нет времени для себя;
  • система не учитывает закладывание в ребёнка духовных ценностей.

В попытках ответить на спорный вопрос о правильности системы воспитания был снят фильм «Правы ли мы».

Фильм «Правы ли мы» - видео

Принципы метода в воспитании детей до года

Цель методики, рассчитанной на детский возраст до года, состоит в том, чтобы создать максимально необходимые условия для ребёнка. Для этого возраста больше характерно физиологическое развитие, которое является основой для дальнейшего роста интеллекта. Начало внедрения методики Никитиных - это даже не младенчество, не роды, а всё время от момента зачатия.

Основополагающие нюансы развития до года

  1. Атмосфера в семье. Каждый ребёнок должен быть желанным и воспитываться в любви и согласии между родителями.
  2. Беременность. В этот период необходимо соблюдение определённых условий: отказ от никотина, алкоголя и лекарственных препаратов, активный образ жизни будущей мамы, обязательное общение с плодом.
  3. Роды. Они должны проходить без применения медикаментов, предпочтительно, в домашних условиях. Прикладывание к груди осуществляется сразу же после рождения (ещё до того, как выйдет послед).
  4. Кормление ребёнка. До момента прорезывания первого зуба малыш должен получать только материнское молоко и чистую воду. Кормление происходит по требованию. С самого начала введения прикорма нет необходимости разогревать еду до определённой температуры.
  5. Контакт с матерью. С рождения до полутора лет ребёнок должен контактировать с мамой максимально часто, включая ночной период (совместный сон).
  6. Врождённые рефлексы. Ни в коем случае нельзя препятствовать развитию двигательных рефлексов (ползание, хватание, плавание, попытки самостоятельно сидеть, ходить), независимо от того насколько рано они проявляются.
  7. Обстановка, способствующая развитию. Спортивные снаряды - естественный предмет обихода. Наличие в постоянном доступе конструкторов, манипулятивных игр, канцелярии (краски, карандаши, пластилин и т. д.).
  8. Свобода в познании. Не ограничивать ребёнка в передвижении, ползании. Манеж - максимум на час в день.
  9. Закаливания. С самого рождения после купания в тёплой воде необходимо обливание прохладной либо всего тельца, либо только ножек ребёнка.
  10. Сон на воздухе. В любую погоду, при любом морозе дневной сон должен проходить на свежем воздухе.
  11. Отсутствие стерильности. Уборка помещения самая обычная. Никакой специальной стерильности.
  12. Гигиена. Кроме стандартного ежедневного купания, Никитины приучали детей к туалету с рождения, высаживая их над тазиком даже в ночное время.
  13. Лёгкая одежда. Она не должна сковывать движений. Дома, где температура около +20 градусов, дети ходят босиком и в нижнем белье. Младенцы в помещении не носят шапочки, тельце по возможности максимально контактирует с воздухом. При этом открытые форточки - нормальное явление.
  14. Техника безопасности. Самый лучший способ дать ребёнку понять, что какой-то предмет опасен - позволить ему проконтактивать с ним. Вы не сможете контролировать малыша 24 часа в сутки и уберечь его от, например, проливания на себя кипятка из чайника. Но если кроха прикоснётся к горячему и получит небольшие болевые ощущения, он точно будет помнить об опасности.

Как видите, методы воспитания Никитиными своих детей до года кажутся жестокими и небезопасными. Многие из современных родителей представить не могут, что их ребёнок может находиться на улице при температуре +10 без тёплой шапки и полной зимней экипировки. Конечно, можно впадать в панику при виде малыша, облизывающего погремушку, которую вы мыли с мылом целый час назад, а можно взглянуть на факты. Факты таковы, что на практике дети Никитиных всегда обладали крепким здоровьем и опережали сверстников в развитии.

Система Никитиных для дошкольников

Дошкольники, которых воспитывали авторы системы, находились на уровне развития не менее второго класса. В возрасте около пяти лет малыши решали математические уравнения и непременно читали, причём родители не учили их многому из того, что дети умели. Какие-то навыки младшие получали от старших, что-то постигали самостоятельно. Именно в этом заключается суть воспитания по Никитиным: ребёнку нужно не давать знания, а стимулировать его к тому, чтобы он добывал их сам .

С методикой Никитиных можно соглашаться или нет, но нельзя игнорировать факты: дети, которые воспитаны согласно этой методике, превосходят сверстников во всём.

Нюансы системы Никитиных для дошкольников

  1. Спорт. Обязательное наличие в доме спортивного комплекса с различными вариантами сложности прохождения. Непрепятствование занятиям, а помощь с них.
  2. Раннее обучение. Чтение и счёт доступны детям значительно раньше, чем принято предполагать. Обязательно наличие в доме необходимых материалов: азбука, счёты, географические карты. Всё это должно быть в распоряжении ребёнка в любой момент.
  3. Обучение детей детьми. Если в семье есть больше одного ребёнка (либо методика взята за основную в учебном учреждении дошкольного возраста), то старшие дети обучают младших тому, что уже умеют сами. Как показывает практика, они могут быть даже лучшими учителями, чем взрослые.
  4. Время, затрачиваемое на посещение общей школы, сводится к минимуму. Практикуется вариант обучения экстерном.
  5. Трудовое обучение. В доме оборудуется место, где дети могут мастерить и изобретать из подручных материалов. Инструменты должны быть настоящими. Техника безопасности наилучшим образом усваивается на практике. Эти условия соблюдаются с младенчества.
  6. Пример, подаваемый взрослыми. Задача родителя (воспитателя) в этом случае состоит в том, чтобы передать ребёнку увлечённость тем делом, которым он занимается. Взрослый выступает в качестве гуру и мастера в своём ремесле.
  7. Вовлечение ребёнка в творческий процесс. В качестве творческого занятия может выступать что угодно: любое рукоделие, рисование, моделирование.
  8. Привлечение к домашнему труду. У ребёнка, даже очень маленького, есть чёткие обязанности. Они должны соответствовать полу, возрасту, физическому развитию. Требования к качеству сделанной работы также высоки, как в случае выполнения её взрослыми. Труд вознаграждается.
  9. Уважение к ребёнку и его мнению. Оно проявляется не только на словах, но и на деле. Отношение к малышу должно быть не как к несмышлёнышу, а как к человеку, хотя и маленькому.
  10. Направленность на развитие мышления. Ребёнку даются задачи без объяснения их решения. Он учится не выполнять действия по заданному шаблону, а самостоятельно добывать знания. Выражаясь фигурально, не нужно заставлять малыша учить закон всемирного притяжения, а дать возможность самому выступить в роли Ньютона и открыть его.
  11. Планирование времени труда, отдыха и обучения. Процесс познания нового должен быть такой же нормой, как принятие пищи и отдых без перерыва на каникулы и выходные. Но время нужно распределять таким образом, чтобы ребёнок не уставал и не чувствовал перегруженности.
  12. Мозговой штурм. Коллективное решение задач без ограничений и критики.
  13. Закаливания. Как и для малышей, оно предполагает лёгкую одежду, игры на свежем воздухе.
  14. Интеллектуальные игры. Они разработаны Борисом Никитиным, имеют большое количество уровней сложности и способствуют интеллектуальному развитию детей, но также станут интересными для многих взрослых.

Если малыш не справится с игровой задачей, поставленной перед ним, сразу, то нужно попытаться позже, но не пытаться подсказывать и помогать. Это правило распространяется на все игры Никитиных.

Игры Никитиных и их описание - таблица

Название игры Описание
Суть этой игры заключается в составлении узоров из 16 одинаковых кубиков, каждая грань которых раскрашена в разные цвета. Некоторые из сторон двуцветные (по диагонали окрашиваются в два разных цвета). Есть несколько вариантов сложности:
  • по заданным схемам ребёнок должен воспроизвести рисунок;
  • по рисунку нарисовать схему;
  • придумать свои рисунки, которых нет среди схем.

Игра развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию. Её можно предлагать малышам начиная с года.

В этой игре 7 фигурок, каждая из которых состоит из нескольких кубиков. Они похожи на всем известный Тетрис, но не на плоскости, а в пространстве.
«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов. Они подойдут детям в возрасте с двух лет.
Игра состоит из 12 кругов, каждый из которых делится на разное количество равных частей и окрашен в свой цвет. Они находятся в специальной коробке. Задача ребёнка состоит в том, чтобы открыть её, высыпать содержимое, а затем сложить все круги сначала на поверхности, а затем в коробку.
Такая игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей. Практика показывает, что такую информацию дети способны усваивать в возрасте 3-4 лет, следовательно, тянуть с её освоением до третьего класса не имеет смысла.
Таблица Сотни Это довольно простая на вид, но при этом нелёгкая игра. Она выглядит как таблица, где цифры от 1 до 100 расположились колонками и рядами по 10 штук. Каждый из рядов помечен определённым количеством чёрных точек.
Игра учит детей быстро запоминать цифры, а в дальнейшем быстро складывать числа в разных рядах, решать задачи различной сложности, а впоследствии придумывать новые.
Игра выглядит, как часы, изготовленные из подручных материалов. Она учит малышей определять правильное время, высчитывать количество минут и секунд в разные временные промежутки.
Эта игра задумывалась как математический тест. Она состоит из 44 квадратов четырёх цветов:
  • на зелёном точки расположены линейно;
  • на синем - по треугольнику;
  • на красном - по окружности с точкой в центре;
  • на белом нарисованы цифры.

К игре прилагаются задания различной сложности, которые развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту.

Эта игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены определённым образом в разные цвета. Она очень функциональна, а предлагающиеся задания делятся на много уровней сложности.
Для ребёнка игра будет полезна тем, что научит его мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами. Уникуб рекомендуется детям в возрасте от двух лет.
Эта игра по своей сути напоминает пазлы. Но складывать нужно не картинку, а квадраты, которые разрезаны на неравные части различной формы и окрашены в разные цвета. Всего их 24 штуки.
Такую игру можно предлагать детям начиная с года. Игра даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое. Учит классифицировать предметы по цветам.

Развивающие игры, разработанные Никитиными - фотогалерея

Игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей
«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов Складывание узоров развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию Точечки развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту
Часы Никитиных учат малышей ориентироваться во времени
Уникубнаучит ребёнка мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами «Сложи квадрат» даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое, учит классифицировать предметы по цветам

Кубики Никитиных своими руками

Кубики Никитиных получили наибольшее распространение. Такие, казалось бы, простые, но на практике очень интересные игры рассчитаны на детей разных возрастов и могут быть увлекательными и для взрослых. В магазинах они стоят достаточно дорого, но их легко изготовить своими руками.

Такую игру можно изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобится 16 деревянных кубиков одинакового размера. Они должны быть чистыми, сухими и без шероховатостей. Их необходимо раскрасить либо обклеить цветной бумагой. При этом стороны должны выглядеть так:

  • белая грань (передняя);
  • жёлтая (задняя);
  • синяя (правая);
  • красная (левая);
  • по диагонали жёлто-синяя (верхняя);
  • по диагонали красно-белая (нижняя).

Из кубиков нужно складывать картинки по заданным схемам, которых насчитывается очень большое количество. Такие узоры могут напоминать геометрические фигуры, людей, животных.

Образцы картинок к игре «Сложи узор» - фотогалерея

Узор «Снежинка»
Узор «Дедушка»
Жёлто-синие ёлочки
Узор «Ромбы»
Трёхцветный узор
Узор «Песочные часы»

Обзор кубиков «Сложи узор» - видео

Эта игра также проста в изготовлении. Всё, что вам понадобится - 27 кубиков, которые будут впоследствии склеены в различные фигуры, изображённые на фото. Для того чтобы игрушка получилась правильно, они должны быть одинаковыми.

Купить игру Никитиных СЛОЖИ УЗОР

По оптовым поставкам развивающих игр Никитиных связывайтесь по электронному адресу [email protected]

Описание игры

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Какизготовитьигру

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой и поставьте в шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно старательно шероховатые торцовые грани. В наборах “Кубики-самоделки” они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо, двигая кубик по листу бумаги на столе.

Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.

Порядок окраски показан на рисунке 1:

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

Рис. 1

Кубики лучше всего окрашивать нитрокрасками, они быстро сохнут (1–2 часа) и очень прочны. Только тона красок нужно выбирать чистые и такие, чтобы совпадали по оттенку с цветом узоров-заданий.

Технические масляные краски сохнут дольше (до 1–2 суток), а масляные художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами.

Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бумагой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для кубиков нужна картонная коробка размером 125x125x30 мм с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16 кубиков).

Узоры-задания в книге сделаны в 1: 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1: 2 или как посчитают необходимым родители.

Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах 100 х 100 мм или 100 х 150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плот- ной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.

Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1–2 лет. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) – резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рис. 2–8 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще “не покорились” ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лодка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Малыши предпочитают свои “имена” и, чтобы не забывать, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей 1,5–2 лет развита способность копировать, “обезьянничать”, они любят делать так, как старшие. Если я забиваю молотком гвозди, то и Люба, которой 1 год 3 месяца, тянет ручонку к молотку и говорит “Дям...дям” (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молоточком точь-в-точь как я, и даже порой по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша – схватывать большое, главное, самое заметное и надо использовать.

Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол.

Если вы на глазах малыша открыли крышку и – бух! – с грохотом высыпали на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же “бух!” кубиков из коробки, а не складывание “поездов” или “башен” из них.

Мамы иногда даже жалуются: “Не знаю, что с Владиком делать. Любит только разбрасывать. Вот кубики разбросал и ушел, игрушки из ящика достает и разбрасывает по комнате. Не успеваю за ним убирать”. А все дело в том, что ни папа, ни мама, ни воспитательница в детских яслях, куда ходит Владик, не задумывались над тем, ЧТО откладывается в памяти Владика, когда он впервые сталкивается со “способом обращения с кубиками” или с игрушками. А этот “способ разбрасывания” еще и закрепляется каждый раз, когда Владик сам разбрасывает что-нибудь, а мама ходит за ним и собирает. Поэтому мыстараемсянедемонстрироватьтакиенежелательныеспособы обращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них “дорожку”, или квадрат, или “поезд”. Люба удивлена: хороший у папы складывается “синий поезд”, а я, делая “Ту-ту...у!”, двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получается “поезд” (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научилась находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную и никакую другую) и укладывает в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: “Кась-кась” (т. е. красная). А если Любе удалось самой уложить даже последний кубик в коробку (полутора-двухгодовалому малышу это бывает еще очень трудно сделать), покачивая кубик из стороны в сторону и расталкивая для него место среди остальных, то... схватив дочурку подмышки, я подбрасываю ее к самому потолку и ловлю на лету. Эти полеты вверх Любочка обожает и поэтому тоже смеется, тоже довольна, и на следующий день, справившись снова с задачкой укладки всех кубиков красной гранью вверх, Люба уже сама, радостно сияя, идет ко мне, подняв ручонки и как бы говоря: “Папа, под- брось меня вверх, как вчера. Я ведь сложила все кубики в коробку и все кась-кась”.

Но если малышу уже 3–4 года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то, прежде чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

– Как ты думаешь, мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

– Конечно, научимся, – не сомневается он.

Положите тогда узор “дорожка” СУ-А1 перед малышом и подумайте вслух:

– Интересно, быстро ты с такой задачкой справишься или долго придется повозиться? Сложи из кубиков точно такого же цвета картинку!

– Фу... чепуха! Вот и готово! – так храбро обычно отвечают большинство малышей, предполагая, что раз первая задача удалась легко, то и с другой будет так же.

Действительно, вторая и третья дорожки получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно измерена длина. Правда, проверить точность длины легко, но подходите к этому деликатно. Допустим, что он вместо 4 кубиков взял 3.

– Не кажется ли тебе, что дорожка получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!

И лучше, если в этом случае малыш возьмет сразу всю “дорожку” из кубиков и накроет ею узор. Недостача одного кубика будет сразу видна, и он ее исправит.

– Вот теперь получилось точно, без ошибки, – похвалите вы его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть 5, а может быть и 10 – все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы; значит, все в порядке.

– Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, – мягко предложите вы закончить, но... это пробный камень. Главное – как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому что ему “хочется еще поиграть”, уступите, покажите ребенку еще 1–2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что “завтра еще поиграем”. Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом интересуется:

– А завтра мы еще поиграем?

Обязательно найдите возможность поиграть и “завтра вечером”, и послезавтра, и через 2–3 дня... Такая “волна” интереса к игре, когда малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5-7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес к ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его “потолок” возможностей в данное время. В-третьих, вы за неделю можете научиться “чувствовать малыша” (если раньше вам не приходилось этого делать) в такой игре, где вы не можете ни объяснять, ни подсказывать, ни помогать, а только наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением и создавать условия для него. А это умение – чувствовать малыша – очень важное умение для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам “не пересаливать” с дозой игры, т. е. не доводить до пресыщения ею, а держать малыша чуть-чуть “впроголодь”, и, значит, вовремя начинать и кончать ее. Кроме того, оно позволит узнать, когда “волна” интереса начинает спадать и, значит, наступила пора на некоторое время отложить – “забыть” игру.

Играем вчера, сегодня, завтра

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесенке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата” (СУ-А1 – СУ-АЗ). Давать ли следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второйдень можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорожки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры-задания серии А – сколько малышу захочется.

Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые. Величину “разгона” тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например, при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот период ощутим во всех 3 сериях А, Б, В), то “разбег” следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до 1–2.

Вообще переход к составлению трудных узоров – пробный камень и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Легче всего преодолеть его – “забыть” о нем на месяц – два. После перерыва, с новыми силами и взяв “больший разгон”, т. е. вернувшись к сравнительно легким узорам, малыш может почти сразу взять неприступный прежде узор.

Но возможен и другой вариант. Ване почти 3 года. У него никак не получаются “фонарики” (СУ-А9). Он пробует каждый раз их складывать, берет “разгон” и, ничего не добившись, говорит с огорчением: “Никак!” Иногда он просит: “Дай другой!” И я достаю ему по 1–2 узора из серии Б, которые Ване удаются (они из одноцветных граней). О Ваниной неудаче с “фонариками” уже знают не только папа с мамой, но и старшие братья и сестры. Они тоже иногда играют с Ваней, и с ними он одолел “пилу”, которая “ела, ела дуб-дуб – поломала зуб-зуб” (так говорит Ваня, двигая “пилу” взад-вперед по столу), а “фонарики” никак не сдаются.

– Скоро и “фонарики” у тебя получатся, – утешаем мы Ваню.

– Ведь и “пила”, и “елочка” тоже трудные, а ты их уже делаешь. Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли забыть на время и “фонарики”, и игру, как вдруг однажды вечером:

– Папа! Папа! Иди скорее к нам! – влетела ко мне возбужденная 7-летняя Анюта. Схватила меня за руку и потащила за собой. А там, около сложенного на полу желтого “фонарика” прыгают от радости Ваня и 5-летняя Юля.

– Уля, уля! (Ура!), – кричит Ваня.

– Папа, ты запиши, что Ваня сам сложил “фонарик”. – Сам, сам!

– стараясь перекричать Ваню, подскочила Юля.

Конечно, пришли посмотреть на Ванин “фонарик” и порадоваться и мама, и старшие братья-восьмиклассники. Анюта принесла тетрадку, где на светлой клеенчатой обложке написано печатными буквами: ИВАН-ВАНЯ (такие тетрадки-дневники мы заводим каждому малышу), усадили папу на стул и успокоились только тогда, когда в Ванином дневнике папа сделал запись о “крупном успехе” Вани, а Анюта нарисовала там цветными карандашами желтый “фонарик”.

Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую “волну” увлечения игрой, а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занялись старшие его братья и сестренки и придумали для нашей игры более десяти новых интересных узоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить: уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

Можно играть и самому

Когда игра для ребенка становится интересной, он сам просит: “Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!”, тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что освободится время у взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности – в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка.

В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее папе или маме.

Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, но интересуемся:

– А какую серию узоров ты будешь складывать?

– Серию Д, – отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться, если это самая трудная и сложная серия.

За успехами в продвижении малыша мы следим и, конечно, записываем все крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде “фонариков”, “горки”, “лодки”, окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся делать побольше узоров.

В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети, между прочим, могут рано их освоить и к 4–5 годам вполне осмысленно пользуются счетом до 50, 100 и даже дальше.

Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2–3 лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать буквы О или А столь же обычными вещами, как мяч или стол, то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас в семье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3–4 лет начинали читать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась на усвоение школьной программы.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям – самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Можно соревноваться с другими

Когда есть несколько комплектов игры “Сложи узор”, можно организовать соревнования. Их хорошо устраивать, если силы участников примерно равны, все знакомы с игрой, или те, кто мало знаком с нею, старше остальных по возрасту и если самих участников не меньше 3–4 человек. Каждому надо выбрать место за маленьким столиком, на стуле или на коврике так, чтобы оттуда всем был хорошо виден узор-задание, но чтобы играющие не могли друг к другу заглядывать. Кто-то из старших берет на себя роль судьи-ведущего, а второй– секретаря. Подбирают из имеющихся или готовят специально для соревнований 5–10 новых узоров возрастающей сложности (рисуют или наклеивают на белый фон вырезанные из цветной бумаги узоры- задания в крупном масштабе – 1:1 или 2:1). Секретарь готовит таблицу с именами участников и номерами заданий.

Когда все рассядутся и достанут кубики, ведущий говорит: “Внимание! Начали!” – и ставит или лучше подвешивает на удобной высоте узор-задание № 5, а сам следит, кто первый сложит узор полностью и без ошибок.

– Юля! – говорит он секретарю, когда видит, что Юля первая сложила узор. Секретарь в колонке 5 против имени Юли ставит “1”, т. е. отмечает, что она сложила узор быстрее всех.

– Дима! – и секретарь против имени Димы пишет цифру 2.

– Ваня! – и секретарь пишет 3 в строке “Ваня”.

– Маша!

– Аня!

Таблица соревнований на быстроту

Имя

Возраст

Но мера задания

С у мм а

М е ст о

Ваня

4 г о да 6 ме сяцев

Ю ля

5 лет 2 ме сяца

Аня

7 лет 1 ме сяц

Маша

8 лет 3 ме сяца

Дим а

6 лет 9 ме сяцев

Дальнейшее понятно из таблички. Кто быстрее других складывал узоры, у того наименьшая сумма и лучшее место в соревнованиях. Если малыши не могут справиться со всеми узорами, тогда быстроту выкладывания не обязательно считать решающим фактором. В этом случае лучше учитывать число узоров, с которыми малыш справился, и их трудность. Для этого берут узоры из всех 3 серий, и трудность каждого узора оценивается каким-то числом баллов, как, например, в следующей таблице: узор А5 – 2 балла, А10 – 3 балла и т.д.

Таблица соревнований на сложность

Имя

Возраст

Но мера задания

С у мм а

М е ст о

А10

А18

Б20

В23

Ваня

4 г о да 6 ме сяцев

Ю ля

5 лет 2 ме сяца

Аня

7 лет 1 ме сяц

Маша

8 лет 3 ме сяца

Дим а

6 лет 9 ме сяцев

Тогда всем участникам ведущий дает одинаковое время на складывание, например, 1 или 2 минуты, и ровно через 2 минуты сыает узор. А секретарь в табличке всем сложившим узор ставит его “цену”, т. е, например, за узор СУ-А5 – 2 балла, за СУ-А10 – 3 балла, а тем, кто его не сложил, ничего не ставит. В этом случае тот, кто сложит большее число узоров, наберет и большее число очков и, значит, опередит других.

Если малыши умеют уже считать, то подсчет баллов в соревновании можно поручить им самим. Но тогда ведущий должен запастись бумажными или картонными кружками с напечатанными или нарисованными на них цифрами, указывающими количество набранных очков или “цену” узоров. И тем, кто сложил узор А5, выдавать по кружку с цифрой 2, кто справился с узором А10, дать по кружку с цифрой 3 и т. д.

У кого сумма цифр на кружках будет большей – тот победил. Победителей можно и наградить, но так, чтобы побежденным было не обидно, а весело, и чтобы в таких соревнованиях хотелось бы снова всем участвовать. Тут фантазии и творчеству папы с мамой большой простор.

Мы, например, покупали призы по числу участников и раскладывали их на столе. Тот, кто занял первое место, первым подходил к столу и выбирал себе приз. Кто занял второе – подходил вторым и т. д.

А теперь узоры нарисуем

Еще до того, как малыш переключился на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои “первые открытия”: увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши сначала просто не обращают внимания: линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: отпосильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У малышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, а и фантазировать при этом. Надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради; предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, “не падает в реку” и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в 2–3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру. Узоры можно рисовать в разном масштабе – 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6 (одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышу по силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложке которой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите ему образец.

Очень помогает процессу совершенствования в рисовании узоров игра “Внимание”. Там надо сделать точную копию увиденной фигуры, буквы или цифры, а также узнать названия таких фигур, как “квадрат”, “треугольник”, “прямоугольник” и др.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения (рис. 9).

Рис. 9

1 .Кт осу ме е тс т авит ьт о чк ивк л е т к а х (вцен т р екле т ок) ? Поставьтеп о2т о чки ,п о3т о чки ,п о4ит .д .М а лы шпр иэ т о мн ето ль к о учи т с ярисо в а т ьт о чки ,н оиучи т с яс чи т а ть .

2 .Кт осу ме е тс т авит ьт о чк и“н аперекр е ст к е” ,т .е .н апер е с ечени илинеек ?Зада в а т ьм о жн оразн о ечисл от о че к–о т2д о10 ,ав к а ч е ст век он т р о льно г оупражнени я–ве с ьт р е у г о льни ки зт о чек ,к а к н ари с ун к е .

3 .Кт осу ме е тпровестип р яму югори з он т альну юлини ю заданно й длин ыт о чн о п о линей к е : длино юв1 клет к у ,в2 клетки ,в3 клетки ,в 4клетк иит .д. ?

4 .Ктосу ме е тпров е ст ип р яму юве р ти к альну юлини ю заданно й длин ыт о чн оп олиней к е ;лини юдлино йв1клет к у ,в2клетки ,в3 клетки ,в4клетк иит .д. ?

5 .Кт осу ме е тнари с о ват ьма л еньки ек р ужо чк идиам е тр о мв 1к л е тку ? К т онари су е т1к ру ж ок ,2к ру ж к а ,3к ру ж к аит .д. ?

6 .Т ож е ,н ок ру жк ирасп о л о жит ьин а ч е(в“ к о лон к у”) .

7 .Кт онари су е тма л еньки йк вадрати кв е личино йв1к л е тку ? К т онари су е тк в адр а тс ос т ороно йв2клетки ,в3клетки ,в4клетк и ит .д. ?

8 .Кт онари су е тк вадра тс остороно йв4к л е тк и изакраси те г о ц ветны мк арандаш о мт ак ,ч т об ын евы х о дит ьз ак он т ур ?

9 .с ос т ороно йв4клетк ип одиагонал и изакрасит ьразным иц ветным икарандашами ?

10 .Кт осу ме е тра з д е лит ьк вадра т с ос т ороно йв4клетк и н а4 равны хк вадра т а изакрасит ьразным иц ветным ик арандашами ?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, – составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры можно считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики – и узора больше нет. Так появился у нас “Зоопарк” – серия СУ-Д, где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ее именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги.

Такую серию узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.

Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит маме что-нибудь сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот день все вспоминают только о новорожденном: поздравляют – его, подарки – ему, праздник – ради него, а о маме, которая в этот день подарила ему жизнь, как-то забывают. В такой день для мамы самым дорогим подарком будет то, где все свое – и идея узора, и исполнение его: “Смотри, мама, я расту, я уже многое умею!”