Интерактивная игра «Найди недостающий фрагмент.  игра это что такое игра: определение — педагогика.нэс

  • 05.06.2020

это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИГРА

игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения.

Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование; образуется избыток энергии, к-рый и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование. Спенсер дополнил эту теорию указаниями на подражание как источник И. и на упражнение как ее функцию. Предметом спец. исследования И. животных и человека стала впервые в работах К. Гроса (1899). И., по данным Гроса, возникает только у тех животных, врожденные инстинктивные формы поведения к-рых оказываются недостаточными для приспособления к изменчивым условиям существования; для них И. и есть такая форма жизнедеятельности, в к-рой происходит предварит. приспособление инстинктов к будущим условиям борьбы за существование. Грос. считал И. формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носит назв. «Теория предупреждения». Существенную поправку в теорию Гроса внес К. Бюлер, к-рый считал, что стремление к И., к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием от самой деятельности. Такое удовольствие он называл функциональным, а И. определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую. Др. аспекты И. выделил голл. зоопсихолог Ф. Бейтендейк (1933). Он выделил 4 осн. особенности И., связывая их с характерными чертами поведения, свойственными дет. организму: ненаправленность движений; импульсивность; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость, застенчивость. Анализируя возникновение И. в ходе эволюц. развития, он пришел к заключению, что И. распространена только у плотоядных животных, являющихся прирожденными охотниками, а из травоядных - только у обезьян, к-рых сближает с охотниками то, что формой добывания пищи у них служит схватывание предметов. Бейтендейк пришел к выводу, что И. всегда связана с к.-л. предметом, к-рый содержит много новизны и сам как бы играет с играющим. В противоположность Гро-су Бейтендейк считал, что в основе И. лежат не отд. инстинкты, а более общие влечения, находящиеся за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению. В признании первичности этих влечений Бейтендейк следует за 3. Фрейдом, считавшим всю жизнь и деятельность проявлением изначальных биол. влечений. Грос. и Бейтендейк, при определенном различии подходов, рассматривали И. животных как внеш. выражение глубинных инстинктов или влечений и отождествляли И. животных и человека. Они не видели качеств, отличия ребенка, развивающегося в обществе и усваивающего обществ. опыт, от детенышей животных, лишь приспосабливающихся к условиям существования благодаря наследственно-фиксир. видовому опыту. Особый интерес представляет иссл. Ж. Пиаже (теория преобладающего влияния И. на развитие дет. интеллекта, 1945), рассматривавшего И. (в связи с развитием символич. функции) как деятельность, в к-рой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрич. позицией.

В отеч. марксистской лит-ре вопрос. о происхождении и содержании И. был поставлен Г. В. Плехановым. Игра, указывал он, есть «дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени». Плеханов считал, что И. возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Необходимость ист. исследования для построения полноценной теории И. подчеркивал Е. А. Аркин. Разработкой теории И., выяснением ее социальной природы, внутр. структуры и значения для развития ребенка занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Иссл. путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне ист. развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии дет. И. На ранних ступенях развития общества, когда осн. способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий (палок) для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, И. не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в спец. подготовке будущего охотника, скотовода и т. п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия (ножи, луки и стрелы, пращи, арканы и т. п.), являющиеся точными копиями орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли И.- у п-ражнения. Дет. орудия увеличивались вместе с ростом детей, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответств. и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют И.-упражнениям детей, над к-рыми надстраиваются И.-с оревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и обществ. смотром достижений детей.

С усложнением орудий труда и дальнейшим разделением труда в обществе дети постепенно исключаются из недоступных для них сфер производств. деятельности. Сложные орудия труда при уменьшении их размера для детей теряли свои осн. функции, сохраняя лишь внеш. сходство. Это привело к появлению сначала изобразит, игрушек, а затем игрушек, лишь напоминающих предметы, с к-рыми действуют взрослые. Возникает сюжетно-ролевая (или сюжетная) И. (см. Детские игры), в к-рой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую к.-л. действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в осн. чертах обществ. отношения и трудовую деятельность взрослых. В ролевой И. воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение обществ. отношений и трудовых функций.

В индивидуальном развитии совр. ребенка И. имеет огромное значение. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. И. есть практика развития ребенка, ведущая деятельность в дошк. детстве. Ист. развитие И. не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая И., служащая важнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошк. возрасте. В ролевой И. ребенок отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения между ними в специально создаваемых им самим условиях. Характерную особенность игровых условий составляет замещение реальных предметов, с к-рыми действуют взрослые, игрушками, что имеет существ, значение для выделения ребенком социальных отношений между людьми. Ролевая И.- форма моделирования ребенком социальных отношений в тех проявлениях, к-рые ему доступны, и тем самым - их выделения. В этом заключается ее осн. функция и значение для развития личности ребенка в детстве. Содержание ролевой И. имеет важнейшее воспитат. значение. На это указывал уже И. М. Сеченов. Свою особу он ассоциирует со всеми проходящими через его сознание героями и со всеми их свойствами, сначала, разумеется, чисто внешними Сливая себя с любым образом, ребенок начинает любить все его свойства; а потом путем анализа любить, как говорится, только последние. Здесь вся моральная сторона человека» (Избр. произв., 1953, с. 106). Значение содержания И. для воспитания неоднократно подчеркивал К. Д. Ушинский: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека» (Собр. соч., т. 8, 1950, с. 439-40). Значение И. как важного средства воспитания формирующейся личности всегда подчеркивалось в сов. иед. теории.

Содержание ролевой И. реализуется ребенком во взятой им на оебя роли. Всякая роль содержит определенные правила поведения. Подчинение им составляет важнейший момент всякой ролевой И. С подчинением правилам связано удовольствие, к-рое получает ребенок в И. Эту связь впервые подчеркнул Выготский в форме парадокса: «Ребенок в игре плачет как пациент и радуется как играющий». Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется не привлекательностью ситуации, а правилами роли. Тем самым во всякой ролевой И. обязательно присутствует борьба с непосредств. импульсами, необходимость подчиняться взятой на себя роли, формируются формы произвольного поведения.

Весьма важно, что часто И. носит коллективный характер. Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому отд. участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой на себя ребенком роли. В коллективной И. создается дет. сообщество, хотя и воспроизводящее жизнь взрослых, но живущее как самостоятельный, в известном смысле само деят. коллектив. Возникающие в ходе И. собственно игровые отношения и отношения по поводу И. оказывают своеобразное влияние на личность ребенка, в частности на развитие речи и навыков общения. Ролевая И., возникшая как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире, преобразует эту потребность в конкретную ее форму - осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую. Поэтому И. имеет важное значение для формирования социальных потребностей ребенка, в частности для формирования готовности к шк. обучению.

Действия ребенка с заместителями реальных предметов в ходе развития И. сокращаются и становятся все более обобщенными, превращаясь в действия со значениями предметов. Это является существ, предпосылкой к формированию собственно умственных действий с опорой не на предметы, а на слова, являющиеся носителями предметных значений и, следовательно, важной предпосылкой перехода к собственно речевому мышлению. Уже в дошк. возрасте появляются и др. формы И., в частности И. с правилами, специально создаваемые взрослыми или передающиеся из поколения в поколение. Разнообразные дидактич. и подвижные И. способствуют развитию восприятия отд. вещей, наблюдательности, формированию обобщений и др. сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости и т. д.

В младшем шк. возрасте И. и ее роль в развитии постепенно отодвигается на второй план. Ведущей деятельностью ребенка становится учение. Ролевые И. приобретают иное содержание.

Большое распространение изучение игр и игровой деятельности получило за рубежом. Внимание ученых привлекают фундаментальные иссл. И. Хейзинги, Р. Кайуа, Ж. Жироду и др. о месте игрового феномена в культуре, в развитии цивилизации.

Сложности игрового феномена, многообразию игровых элементов в жизни детей соответствует множественность теоретич. подходов и рекомендаций. Наряду с когнитивной теорией Пиаже большое распространение имеет подход, предложенный Ш. Бюлер, выдвигающей на первый план развитие в игровой деятельности сенсомоторных процессов, а также концепция аффективного (эмоционального) значения игры Дж. Леви. Ведется поиск общей теории, способной объединить оба подхода.

В иссл. Ж. Шото и Р. Коэй прослеживается возрастная динамика игрового поведения детей. Так, данные Коэй (1985) подтверждают, что в игровом поведении ребенка дошк. возраста по-прежнему преобладает имитационная (сюжетно-ролевая) И. Кульминац. фаза строит.-конструктивной И. приходится на детей пяти лет, а уд. вес предметно-манипулятивной имитац. игры остается одинаково высоким у детей от 3 до 9 лет. В то же время в сравнении с данными М. Вилика (1936) совр. ребенок значительно больше, чем его сверстник 50 лет назад, играет в И. с предметами, предпочитая те, к-рые стимулируют подвижную И.

Разрабатываемые за рубежом программы приобщения детей к И. касаются в основном решения 3 задач: поощрение спонтанной И., включение в И. символики, стимулирование умственного развития. Вопросы социальной детерминации игровой деятельности ставятся узко - как влияние микросреды. Характер обществ. ценностей и идеалов не учитывается.

Внимание заруб. исследователей привлекает само деят. характер дет. И. как явление, доступное пед. влиянию. Описываемая через понятие «внутренний контроль поведения» само деят. И. предполагает овладение игровой стратегией, игровыми навыками, умением вести И. интенсивно и планово, проявлять свободную фантазию и подчиняться правилам реальной жизни (действовать в двух планах - реальчом и воображаемом: К. Бюлер, 1930; Деси, 1975, и др.).

Важное место отводится влиянию игровых групп на стимуляцию развития детей. Опираясь на иссл. Пиаже, Выготского, Эльконина, Дж. Ныосона и Э. Ньюсона и др., Коэй делает вывод, что возможность игрового общения со сверстниками оказывает огромное влияние на усвоение навыков социального поведения и стимулирует умственное развитие детей. В этой связи вызывают тревогу данные об уменьшении частоты совм. И. детей в 80-х гг. по сравнению с 40-ми гг. (К. Варне, 1971).

В США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. выходят ежемесячные и ежеквартальные журналы, массовыми тиражами издаются пособия по И. Созданы Междунар. ассоциация в защиту дет. игры (Стокгольм), Междунар. совет по дет. И. и игрушкам.

Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, Соч., т. 14, М., 1925; Аркин Е. А., Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Леонтьев А. Н., Психол. основы дошк. игры, в его кн.: Избр. психол. произведения, т. 1, М., 1983; У ш и н с к и и К. Д., Человек как предмет воспитания, т. 1, Соч., т. 8, М., 1950; Эльконин Д. Б., Психология игры, М., 1978; Выготский Л. С., Игра и ее роль в психич. развитии ребенка, ВП, 1966, № 6; Вопросы зоопсихологии, этоло-гии и сравнит, психологии, под ред. К. Э. Фабри, М., 1975; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele der Menschen, Jena, 1899; его же, Das Seelenleben des Kinders, В., 19?3 (в рус. пер,- Душевная жизнь ребенка, К., 1916); В u-h l e r K., Die Krise der Psychologie, Jena; B u у t e n d i j k F. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., 1934; Piaget J., La forma-tion du Symbole chez lenfant, Nchat.- P., 1946; HuizingaJ., Homo ludens. A study of the playelement in culture, Boston, 1955; K o o i j R., G r o o t R., Thats all in the ca-me: theory and research, practice and future of childrens play, Rheinstetten, 1977; Hans J., The play of the world, Amherst, 1981; Kreuzer K. J. (Hrsg.), Handbuch der Spielpadagogik, Bd 1-2, Dusseldorf, 1983; С ha n an G., Francis H., Toys and games of children of the world, Barcelona - P., 1984.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аннотация к мультимедийному пособию «Найди недостающий фрагмент»

Одним из важных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям, контролировать свое поведение и получаемый результат. От внимания зависит то, насколько точным и детальным будет процесс восприятия, насколько будет прочна и избирательна память, насколько продуктивна мыслительная деятельность.Оптимальным возрастом для развития внимания является средний дошкольный возраст.

Мультимедийное пособие «Найди недостающий фрагмент» предназначено для детей 4-5 лет.

Цель пособия:

  • Развитие зрительного внимания, его произвольности и сосредоточенности;
  • Развитие логического мышления;
  • Развитие целостности восприятия;
  • Развитие памяти;
  • Развитие речи;
  • Развитие познавательной активности.

Необходимое оборудование: интерактивная доска, стилус, проектор, ноутбук.

Детям дается следующая инструкция: выберите, пожалуйста, их трех фрагментов тот, который вырезан из картинки.

Дети нажимают на выбранную картинку, с помощью стилуса,в случае правильного ответа на экране появится, прыгающий на хвосте, Тигра.Для того чтобы перейти к следующему заданию, необходимо нажать на кнопку «Далее». В случае ошибки, есть возможность убрать неправильный фрагмент на место, нажав на кнопку «Стереть», и попробовать выполнить задание еще раз.

В ходе выполнения задания дети вспоминают,из какой сказки взята картинка. После чего составляют, с опорой на картинку, предложения.

В целях профилактики снижения зрения, после каждых двух картинок, ребята выполняют зарядку для глаз. Зарядка состоит из двух частей: в первой нужно быстро поморгать обоими глазами, а во второй части подмигивать соседям то одним глазом, то другим.

Данное мультимедийное пособие включается в НОД кружка «Развивайка», направленного на развитие психических процессов и мелкой моторики, как одно из заданий. Продолжительность непрерывного использования игры 5-10 минут.

От администрации портала: представлена демо-версия для ознакомления. Полная версия будет в мультимедийном альбоме виртуальной выставки, который получит каждый участник.

Конспект непосредственной образовательной деятельности«Волшебство на зимней полянке»

Образовательные задачи:

Повышать уровень интеллектуального развития

Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания

Развивающие задачи:

Развивать внимание и быстроту реакции

Развивать зрительное и слуховое восприятие

Развивать зрительную память

Развивать двигательное воображение и координацию движений

Развивать логическое мышление

Развивать целостность восприятия

Развивать речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

Оборудование:

Колокольчик, мягкие игрушки (6 штук), презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, магниты, геометрические фигуры разных цветов, разрезные картинки, снежинки, «волшебная палочка», музыка для релаксации, подвижная музыка.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на нашей встрече!Кто мне скажет, какое сейчас время года? Как вы догадались? Я знаю одну очень интересную игру. Хотите в нее сыграть?

Игра «Метель»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания, поднятие эмоционального фона.

Психолог: Поиграть в эту игру нам помогут бубенчики и маракасы. Сейчас мы с вами превратимся в снежинки. Звук маракасов, говорит нам о том, что ветра нет, и мы с вами тихонько опускаемся на землю (приседаем). Звук бубенчиков говорит нам о том, что начинается метель и нам нужно очень быстро «летать» по залу.

Психолог: Какие же вы молодцы. Все выполнили правильно. Ребята, была такая сильная метель, что мы не заметили, как оказались на волшебной зимней полянке. Посмотрите, нас уже встречает снеговичок.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Психолог: Посмотрите, какой сугроб. Давайте посмотрим, кто же в нем спрятался. Давайте назовем этих животных. Хорошенько запоминайте, кто прячется за сугробом. Теперь закрывайте глазки и не подсматривайте. (Психолог меняет местами игрушки)

Открывайте глазки. Кто скажет что изменилось? (Дети отвечают) Снова закрывайте глазки и не подсматривайте. (Психолог убирает одну из игрушек). Что теперь изменилось? (дети отвечают) Закрывайте глазки еще раз. (Психолог добавляет 2 игрушки). Ребята, что же теперь изменилось? (Дети отвечают)

Какие же вы молодцы! Запомнили всех друзей снеговика.

Дыхательное упражнение «Вьюга и сугроб»

Цель: обучение детей приему расслабления и снятие эмоционального возбуждения.

Психолог: Ребята, мы с вами снова превращаемся в красивые снежинки. Начинается вьюга, мы с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми вверх руками- все наши мышцы напряжены. Вот ветер стих, из снежинок получился большой сугроб. Снежинки замерли и расслабились. Мы садимся на пол, как удобно, наши мышцы расслаблены.

Игра «Найди недостающий фрагмент»

Психолог: ребятки, а сейчас я вам предлагаю посмотреть на доску. Кого вы на ней видите? (дети отвечают) Правильно, Емелю. Кто мне скажет, из какой он сказки? (дети отвечают) Верно, «По щучьему велению». Кто-то вырезал из нашей картинки фрагмент и перепутал его с другими. Посмотрите внимательно на доску и выберите, пожалуйста, из трех фрагментов тот, который вырезан из картинки. (Дети выбирают фрагмент и с помощью стилуса восстанавливают картинку) Правильно ли мы подобрали картинку? Тигра очень рад, значит, мы выполнили задание верно. Чем же занят Емеля на картинке? (Дети отвечают) Да, действительно, он поймал щуку. А что же было дальше? (Дети отвечают)

(Следующий слайд по аналогии с предыдущим.)

Ребята, давайте поморгаем глазками как собачка на доске. Хорошо, а теперь подмигните по очереди соседу справа, затем соседу слева. Замечательно, молодцы!

Игра «Кто лишний»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики рук.

Психолог: Выберите из шкатулочки любую геометрическую фигуру, которая больше нравится. А теперь разбейтесь на пары, по цвету фигур. Каждой нужно будет собрать свою картинку и назвать, кто на ней изображен. (Дети собирают картинки и говорят, что на них изображены: заяц, медведь, лось и белка.Самостоятельно вывешивают изображения на магнитную доску.) Ребята, скажите, пожалуйста, какая картинка лишняя? Объясните свой выбор. (Беседа с детьми о каждом изображении, наводящие вопросы в случае неправильного ответа)

Игра «Снежинки»

Цель: формирование ориентировки в пространстве, развитие ловкости и внимания.

Психолог: Посмотрите, на нашей волшебной поляне появились снежинки. Пока звучит веселая музыка, мы двигаемся между снежинок. Как только музыка прекращается, каждый должен взять в руки по снежинке. Тот, у кого нет снежинки, выбывает из игры и вместе со мной поддерживает оставшихся ребят. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.

Релаксация «Ледяные фигуры»

Цель: снятие напряжения, расслабление.

Звучит спокойная музыка.

Психолог: Мышечное напряжение - фигуры, расслабление – лужицы). Зима, ночь, во дворе ледяные фигуры. Какие красивые, будто хрустальные! Динь - дон! (дотрагиваемся до детей). Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают, растекаются лужицы… Снова вечер, снова ночь, снова встали сказочные ледяные фигуры. Динь - дон! Но настало утро, медленно тают фигуры. Снова лужицы во дворе. Хлоп! Все исчезло! Мы снова дети в группе.

Рефлексия

Психолог: Ребята, вот и подошла к концу наша встреча. Сейчас мы по кругу будем передавать волшебную палочку. Тот, у кого она в руках, расскажет нам, что же ему больше всего понравилось, что у него сегодня получилось особенно хорошо. (Обязательно выполнение правила: когда говорит один – остальные слушают, не прерывая говорящего.)

Психолог: (После того, как все высказались.) Давайте поаплодируем друг другу. До новых встреч!

Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра имеет грандиозное значение в развитии цивилизации. Можно сказать, что цивилизация «выросли» из игры.

Игра является мощным средством в:

1. Социализации личности (социализация-процесс освоения и вхождения человека в социум, изучения ценностей этого социума).

2. Восстановлении жизненных сил (рекреации).

3. Обучении и повышении квалификации (деловые игры) Также игра является средством коррекции физического и психического развития и средством корректировки межличностных отношений. Итак, определение понятия «игра» звучит следующим образом.

Игра - это:

1. Выполнение каких-то условных заданий в условном времени и пространстве.

2. Лицедейство, представление.

В обычном понимании игра - это обозначение правил, атрибутов и т. д., необходимых для выполнения каких-то действий (это определение носит пассивный характер). Игра требует интеллектуальных и физических усилий для своей реализации. Эти усилия по реализации игры называются игровой деятельностью.

Итак:

Игровая деятельность - это усилия, направленные на реализацию правил и условий игры и игровых заданий.

Существует несколько основных признаков игровой деятельности:

1. Имеет добровольный характер;

2. Непродуктивна

3. Проходит по правилам, которые регламентируют ее;

4. Всегда сопряжена с напряжением (интеллектуальным, физическим).

Чем больше напряжение, тем больше значимость победы и участия (призов), тем больше кайфа от игры, тем сильнее эффект самоутверждения человека в игре. Последняя позиция особенно актуальна. Именно самоутверждение является главным ведущим стимулом в игре (особенно в играх на телевидении) Говоря о напряжении, важно отметить, что оно должно быть обязательно адекватно аудитории.

Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра - сбор понятий, правил и положений, определяющих поведение игрока.

Игровая деятельность - это физические, интеллектуальные и эмоциональные усилия, направленные на выполнение игровых заданий.

Эта деятельность обладает своими особенностями, формальными признаками.

Ведущие признаки игровой деятельности

Проходит по правилам, в ряде случаев существует диктатура правил.

Добровольна и свободна, т.е. человек участвует в игровой деятельности по собственному желанию. Стимулы: стремление к самоутверждению стремление к подражанию стремление получить приз. Игра не продуктивна, она ничего не производит. (Вернее, можно сказать, что продукт игры - наслаждение ее процессом. Конечный результат - развитие реализуемой в ней способности) Игровая деятельность проходит с определенным напряжением, в нем - основа удовольствия. Чем выше напряжение, тем больше удовольствие. Напряжение говорит нам о статусе участника (н.р. олимпийские игры). Статус победителя. Эмоциональная приподнятость в период игровой деятельности, состязательность, соперничество, конкуренция.


Игровая деятельность проходит в условиях воображаемой ситуации и не связана с реальными поступками, но чувства игроков, участников настоящие!!! При методически грамотном подходе к организации игры игровая деятельность может оказывать следующее воздействие на личность: Рекреационная (снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему активным умственным трудом, физическим трудом, сильными переживаниями и т.п. Игра стимулирует органы ранее бездействующие и тем самым восстанавливает равновесие его сил.) Физическое развитие личности

Психическое развитие (коллективная эмоция, навыки работы в команде, психологическая совместимость, навыки самоконтроля и самооценки, формирование воли, целеустремленности, способности человека держать удар). Профориентационная работа. Корректирующее воздействие как средство коррекции личности и межличностных отношений. (Игра вводит в реальный контекст сложных человеческих отношений. В игровой деятельности существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Игра способствует развитию коллектива) Игра - как средство социализации личности. (Ребенок знакомится со средой, осваивает богатства культуры, формируется как личность, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива)

Ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра для ребенка - активное средство воспитания и самовоспитания. В ходе игры ребенок изучает, осознает окружающий мир. Игра - широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, самопознания и самовыражения.

Для ребенка игра - путь поиска себя в коллективе сотоварищей, в целом в обществе, во вселенной; в игре решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Т.е. познается и приобретается социальный опыт взаимоотношения людей.

1. Игра - как лицедейство (изобретение кого-то или чего-то, с целью удовольствия)

2. Игра - как преодоление препятствий с целью выигрыша.

Игра - это свод правил, определенных отношений между игроками, их поведение и использование атрибутов.

С этой позиции понятие «игра»- пассивна (в коробочке лежит или еще где-то).

Активная игра - игровая деятельность - это физические, интеллектуальные или эмоциональные данные, направленные на выполнение игровых заданий.

Игра отличается от всех других видов деятельности.

Виды игр и их классификация .

По мнению, Шмакова большинству игр присущи главные черты:

- свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

- творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

К. Гросс подразделяет: боевые (физические и духовные), любовные, подражательные, социальные.

А. Гомм выделяет игры драматические и игры, построенные на «ловкости и удаче»; игры свадебные, игры, построенные на ухаживании и любви; игры «в крепость»; погребальные игры; земледельческие; торговые, религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением, подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыболовные; борьба и состязание; игры с пением и танцами; игры в прятанье и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом и т.д.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

В педагогике принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации»: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических и подвижных игр, а также развивающих: интеллектуальных, музыкальных, игры- забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Рассмотрим основные компоненты ролевой игры : тема и содержание - отображаемая в игре область действительности. Воображаемая ситуация - образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия. Сюжет - последовательность воспроизводимых действий детьми, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры. Ролевые игры подразделяют на собственно ролевые, игры- драматизации, режиссерские игры. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительные, конструкторские игры и игры с элементами труда.

Режиссерские игры - игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за всех зверей в зверинце, за автомашины, трамвай, пешеходов на улице, за солдатиков и т.д. Режиссерские игры могут быть и групповыми. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и сюжетных действий.

Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Основные особенности подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Отсюда и высокая динамика взаимоотношений: все время стремится создать себе и товарищам по команде выгодное по сравнению с « противником» положение. В них включается различные командные эстафеты, первенство по народным играм, чемпионат мяча и скакалки.

Получили широкое распространение комплексные виды соревнований: в Белоруссии родилась «Спортландия» (страна сильных, ловких, находчивых, умелых), в Волгограде - «Веселые старты», в Архангельске - «Майская эстафета». Соревнования, проводимые между классами, школами, оздоровительными и летними лагерями собирают много зрителей. Игровые задания в их адрес позволяют сделать эти соревнования еще более массовыми.

Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

Предметны е - в основном это дидактические игрушки и материалы,

- настольно-печатны е - игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства их сложения из частей целого (на примере, разрезанные картинки). Развивая логическое мышление, настольно-печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, с техникой, сезонными явлениями природы и т.д.

- словесные игры включают в себя большинство народных игр. Сюда относятся многие игры упражнения, воображаемые игры путешествия, игры-загадки, игры-предположения (в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения).

Иногда дидактическая игра рассматривается слишком узко - лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Однако игровая форма обучения активно применяется для реализации задач и трудового, и эстетического, и эмоционально-нравственного воспитания.

Можно выделить игры в самостоятельные типовые группы:

1. П о форме:

Собственно игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;

Соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;

Свадебные обряды, игровые обычаи;

Мистификация, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие; как КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму.

2. По времени проведения.

Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние), их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

Зимние игры: на снеговой площадке, на лыжах, на санках, на льду.

Проводятся соревнования на меткость, быстроту, эстафеты, например: «Взятие зимнего городка»

Летние игры: на площадке, на асфальте, на пляже, на воде, на поляне, во дворе, например, «Ходули», «Классики».

3. По месту проведения . Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде), игры на празднике, игры на эстраде.

4. По содержанию (фабула, тема, интрига, задача игры) игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры- упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д. По содержанию «вольные» (свободные), которые отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, опасные для жизни, игра азартные).

Игры-догонялки (ловилки) простые и усложненные;

Игры с поиском играющих или предметов;

Игры с быстрым нахождением своего места;

Игры хороводы;

Игры с сопротивлением и борьбой;

Игры с метанием мяча лаптой;

Игры с катанием и метанием предметов (камней, палок, костей, чурок, городков);

Игры - эстафеты;

Игры- аттракционы;

Игры-розыгрыши и т.д.

5. По составу и количеству участников:

По возрасту, полу, составу, количеству участников.

В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх особые традиции, особые правила. По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.

6. По степени регулирования, управления :

Игры, организованные взрослым или затейником,

Стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

7. П о наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов). Различаются игры без предметов и с предметами (с мячом, веревкой, жгутом, обручем и т.д.); компьютерные игры; игры - автоматы; игры - аттракционы и др.

При написании и построении игровой программы всегда учитывается тема, цель и задачи; технология игровых программ, учитывается и специфика возрастных особенностей, например дошкольника, младшего школьника, подростка и т.д. Для того чтобы игра прошла более интересно и увлекательно, это следует знать и учитывать каждому сценаристу, педагогу либо организатору.

ИГРА

play) Деятельность, которой занимаются ради нее самой, ради удовольствия, которое она приносит, без учета серьезных целей и задач; обычно противопоставляется РАБОТЕ или выполнению других социально либо биологически необходимых действий. Для психоаналитиков игра представляет интерес по нескольким причинам. Это деятельность, в которой одновременно задействованы функции, обычно противопоставляемые в теории, поскольку

а) субъект одновременно выражает ФАНТАЗИЮ и адаптируется к внешнему МИРУ (см. АДАПТАЦИЯ)

б) в индивидуальное ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) субъекта включено в общение, а в случае, когда он играет один, ею деятельность могут наблюдать другие. Поскольку игра - это деятельность, которая в некотором смысле "не считается", "будучи понарошку" или "понарошку в жизни", и поскольку здесь действия "играются", а не происходят по-настоящему, то цензура, ТОРМОЖЕНИЕ и ВИНА временно "не работают"; в результате игра дает свидетельства желаний, ТРЕВОГ и т.д., которые в других случаях вытесняются (см. ВЫТЕСНЕНИЕ). Поэтому игра используется детскими аналитиками как замена СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ: игры, которые придумывает ребенок с игрушками, данными ему психоаналитиком, используются как свидетельства, выявляющие природу бессознательных фантазий ребенка. Даже психоанализ взрослых имеет некоторое сходство с игрой, поскольку клиническая ситуация отделена от остальной жизни, аналитик не влияет на высказывания пациента, и свободная ассоциация дает полный простор игре воображения. игровая терапия обычно относится к неинтерпретативной терапии детей. сексуальная игра - либо эвфемизм, например, в случае петтинга, либо обозначение допубертатного или детского сексуального поведения.

ИД (id) Латинское слово для обозначения "it" -"оно, это", использованное английскими переводчиками Фрейда, чтобы перевести его "das Es" - термин, который Фрейд заимствовал у Гроддека для обозначения неорганизованных частей ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА. Переводчики Гроддека предпочитают "the IT". Исторически Ид является потомком БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, точно так же, как ЭГО является потомком СОЗНАТЕЛЬНОГО. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, Ид предшествует Эго на пути развития, т.е. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ начинается как недифференцированноеИД, часть которого развивается в структурированное Эго. Ид "содержит все, что присутствует при рождении, вес, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах" - Freud (1940). "Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположное Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей… Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия" - Freud (1933). Это понятие - один из многих примеров любви Фрейда к объяснению психических явлений как оппозиции полярных сил. ИД примитивно, ЭГО - цивилизованно; ИД - неорганизованно, ЭГО - организованно; ИД следует ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ, ЭГО - ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ; ИД эмоционально, ЭГО рационально; ИД подчиняется ПЕРВИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые игнорируют различия и забывают о противоречиях, о пространстве и времени, а ЭГО подчиняется ВТОРИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые являются аналитическими и уважают законы противоречий и категории пространства и времени. Резюме, в котором приведены аргументы против понимания психической жизни с позиций подобных противоположностей и в пользу того, что психика структурирована изначально, см. Rycroft (1962).

ИГРА

Винникотт относил себя к тем исследователям, которые придерживаются взглядов на игру как на разновидность творческого процесса (Шиллер, Гроос, Ранк, Хейзинга, Колло, Брунер). Свободная игра с использованием игрушек и игровых предметов, дериватов переходных объектов или феноменов, создаваемых в метафорическом воображаемом пространстве (подобно детским забавам без жестко устанавливаемых правил) расширяет возможности диалога между матерью и ребенком. Таким образом, термин игра используется Винникоттом в прогрессивном, креативном значении. Если истинная Самость (унаследованная диспозиция ребенка) развивается благодаря спонтанным жестом, то игра становится средством выражения этой истинной Самости.

Игра является "работой" ребенка, и для некоторых она становится формой психотерапевтического сотрудничества. В оптимальных условиях игра представляет собой активность Я, минимально катектированную либидинозной или агрессивной энергией. Игра происходит не только в потенциальном пространстве между ребенком и матерью, но и между пациентом и терапевтом. Если психотерапия осуществляется в точке пересечения двух игровых полей, то есть пациента и терапевта, то тогда свободные ассоциации и аналитическая интерпретация составляют игровую канву двух субъективных миров - канву, облегчающую проявление истинной Самости пациента. Неслучайно между игровыми символами и символами сновидений существует тесная взаимосвязь. Эта концепция игры может быть легко экстраполирована на область развития речи и речевых игр.

ИГРА

активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры. Играми называются и некоторые формы жизнедеятельности животных. Появление игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К. Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у коих поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и коим требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в ходе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится деятельностью ведущей в возрасте дошкольном; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей возраста дошкольного игра - ведущий тип деятельности. Игры изучаются в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике (-> игра деловая) и других науках. Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры детей входят:

1) роли, взятые на себя играющими;

2) игровые действия как средство реализации этих ролей;

3) игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными;

4) реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерная особенность игры - ее двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы коего сохраняются в любой коллективной игре:

1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

ИГРА

форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра

Термин трудно определить, поскольку критерии определения являются условными. В качестве критериев предлагалось настроение, степень возбуждения и вид деятельности, но все это подвержено субъективным оценкам. Наблюдатели могут только гадать о функциях конкретной деятельности, следовательно, мы можем сказать, что ребенок играет, просто потому что классифицируем его поведение таким образом. Наиболее распространенные характеристики игры: а. Добровольна. б. Не направлена на достижение какой-либо явной цели. в. Подразумевает повторение уже усвоенных действий. г. Может сопровождаться «игровыми сигналами» - например, определенным тоном голоса, подчеркнутыми движениями и жестами.

Игра

Генезис. Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыты видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К.Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Структура. В игре принято выделять такие элементы, как: воображаемая ситуация, роль, игровые действия.

ИГРА

Значений этого термина много, но во всех них основное место занимает представление о том, что, так или иначе, играет, предполагает развлечение или восстановление, действие, которое не обязательно принимать всерьез. Исследовались многие виды игры, и авторы часто создают специальные термины для их обозначения. Три класса, выделенных Пиаже, позволяют обозначить рамки современных исследований: (а) игры мастерства (строительство, копирование, проектирование); (б) игры с правилами (игры в шарики, военные игры, прятки и т.д.); (в) игры-притворства и фантазии. См. следующие статьи о других специальных формах.

ИГРА (GAME)

последнее определение Берна) серия трансакций, имеющая Крючок, Клев, Переключение и Смущение и ведущая к Расплате. ИГРА (определение Джоинса) процесс, когда что-либо делают, имея скрытый мотив, который (1) находится вне осознания Взрослого; (2) не проявляется до тех пор, пока участники не изменят своего поведения и (3) который приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и хотят обвинить другого человека.

ИГРА

деятельность, дающая возможность человеку реализовывать свои желания, выражать свои фантазии и доставляющая ему удовольствие. В психоанализе игра используется в процессе терапевтической работы с детьми. Она служит объектом исследования, позволяющим выявлять бессознательные желания ребенка и раскрывать те глубинные процессы и переживания, которые оказываются скрытыми, часто ускользающими от понимания их со стороны родителей, воспитателей.

Изучая работу психики, З. Фрейд обращался к игровой деятельности детей. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он изложил свое понимание самостоятельной игры полуторагодовалого ребенка, наблюдение над которым позволило ему раскрыть смысл детской игры. У ребенка обнаружилась беспокойная привычка забрасывать под кровать или в угол комнаты те маленькие предметы, которые попадали ему в руки. Забрасывая различные предметы он выражал свое явное удовольствие, сопровождающееся произнесением громкого «о-о-о-о!», что, по мнению матери и наблюдателя, означало «прочь». З. Фрейд заметил, что маленький ребенок использовал все свои игрушки для того, чтобы отбрасывать их прочь и таким образом играл с ними. У ребенка была деревянная катушка, обвитая ниткой. Он никогда не тащил ее по полу, используя в качестве тележки, а неизменно бросал ее за сетку своей кроватки. При исчезновении катушки он произносил протяжное «о-о-о-о!», затем вытаскивал катушку за нитку из кроватки и ее появление сопровождал радостным возгласом «тут!».

Наблюдения за повторяющейся игрой ребенка привели З. Фрейда к заключению, что данная игра была тесно связана с культурной работой ребенка над собой, с ограничением его влечений, относящихся к тому, что он больше не сопротивлялся уходу матери из дома. Ребенок возмещал отказ от удовлетворения своих влечений посредством находящихся в его распоряжении предметов, исчезновение и появление которых он мог осуществлять по своему собственному желанию. В интерпретации З. Фрейда «отбрасывание предмета, так что он исчезает, может быть удовлетворением подавленного в жизни импульса мщения матери за то, что она ушла от ребенка и может иметь значение упрямого непослушания: «Да, иди прочь, мне тебя не надо, я сам тебя отсылаю». Данные наблюдения за игрой полуторагодовалого ребенка привели основателя психоанализа к пониманию того, как согласовывалось с выдвинутым им принципом удовольствия мучительное переживание ребенка, вызванное его расставанием с матерью и повторенное в виде игры. На основе своих наблюдений З. Фрейд пришел к утверждению, что «и при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки».

Рассматривая проблему фантазирования и художественной деятельности взрослых людей, З. Фрейд проводил сравнение между этими видами деятельности и детской игрой. Он исходил из того, что каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту: ребенок создает для себя собственный мир, приводит предметы этого мира в приемлемый для него порядок, всерьез воспринимает и этот мир, и свою игру, охотно подкрепляет свои воображаемые объекты и ситуации видимыми предметами реального мира. В работе «Художник и фантазирование» (1906) основатель психоанализа провел параллели между поэтом и играющим ребенком. Подобно играющему ребенку, поэт создает фантастический мир, всерьез воспринимает его и в то же время четко отделяет его от действительности. Родство между детской игрой и литературной деятельностью закреплено, по мнению З. Фрейда, в языке. Не случайно произведения писателей называют драмами, трагедиями, а лиц, зрелищно изображающих соответствующие сюжеты, – актерами. Сравнительный анализ литературного творчества и детской игры позволил З. Фрейду выдвинуть такие идеи, которые были соотнесены им с наблюдениями над детьми, что как раз и нашло свое отражение в вышеупомянутом рассмотрении игры полуторагодовалого ребенка. Так, в контексте работы «Художник и фантазирование» основатель психоанализа подчеркнул: «Из кажимости поэтического мира проистекают, однако, очень важные последствия для художественной техники, ибо многое, что, будучи реальным, не смогло бы доставить наслаждение, все же достигает этого в игре фантазии, многие, собственно, мучительные сами по себе переживания способны стать источником удовольствия для человека, слушающего или наблюдающего художника».

С психоаналитической точки зрения, игра и фантазия являются такими видами деятельности, которые продолжают друг друга. Вместе с тем имеется различие в поведении играющего и фантазирующего человека. Ребенок играет, обычно не скрывая своих игр от взрослых людей. Взрослый человек часто стыдится своих фантазий, скрывает их от других людей и оберегает их как некую тайну. Игрой детей управляют желания, помогающие воспитывать ребенка. Среди желаний ребенка наиболее значимым является желание быть большим, взрослым. Ребенок имитирует в игре то, что ему известно из жизни взрослых. Психоаналитик наблюдает за игрой ребенка или участвует в ней вместе с ним, тем самым имея возможность выявить те или иные желания играющего ребенка и подметить отношения, имеющие место между ним и его родителями. В процессе игры у ребенка нет оснований скрывать свои желания, чувства, переживания. Другое дело взрослый человек, который, как замечал З. Фрейд, с одной стороны, «знает, что от него ждут уже не игр или фантазий, а действий в реальном мире», а с другой стороны, среди вызывающих его фантазиями желаний находятся такие, которые он вынужден скрывать и поэтому «он стыдится своего фантазирования как ребяческого и запретного».

Психоанализ взрослых людей основывается на методе свободных ассоциаций. Детский психоанализ, в рамках которого свободное ассоциирование ребенка оказывается проблематичным, опирается на игру маленьких пациентов. В процессе детской игры психоаналитик изучает различные реакции ребенка, степень его агрессивности или страдания, его установки в отношении к различным предметам и людям. Игровая техника при анализе детей использовалась такими психоаналитиками, как М. Кляйн, А. Фрейд. Она используется и современными психоаналитиками, работающими в сфере детского психоанализа.

Игра

в психологии развития) - деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В И., как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, И. направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. И. называют также некоторые формы поведения животных. И. изучается в психологии, философии, этнографии, культурологии, педагогике, теорий спорта, военного дела, управления и в других науках, по-разному трактующих феномен И. Начало разработки теории И. связывается с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Вундта. Попытку систематического изучения детской И. предпринял в конце XIX в. К. Гроос, считавший, что биологический смысл И. - в предупражнении инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование (теория «предупражнения»). Ф. Бойтендайк отмечал, что в основе И. лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения - к освобождению, слиянию, повторению; играют только с такими предметами (образами), которые сами играют с играющими. К. Бюлер считал И. деятельностью, совершаемой для получения «функционального удовольствия», В. Штерн - «зарей серьезного инстинкта», 3. Фрейд - средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка, Э. Эриксон - средством компенсации ребенком неудач, фрустраций, разрешения внутренних конфликтов, К. Коффка - проявлением качественно своеобразного мира ребенка, не пересекающегося со структурами взрослого мира (при таком понимании И. не служит целям усвоения социальных норм или подготовки к взрослой жизни). В отечественной психологии детская И. исследовалась М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Е.А. Аркиным, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.П. Усовой и др. М.Я. Басов подчеркивал, что главная особенность И. - ее процессуальность, вызванная свободой ребенка во взаимоотношениях со средой; содержание и целенаправленность составляют лишь внешнюю форму игрового процесса, но не его внутреннюю сущность. П.П. Блонский считал И. основным видом активности ребенка, в которой тот воспроизводит и творчески комбинирует явления окружающей жизни. Проблему создания теории детской И. поставил Л.С. Выготский, указавший на ролевую И. как ведущий тип деятельности дошкольника. У трехлетнего ребенка И. возникает как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых обобщенных аффектов. Центральный момент И. - мнимая ситуация: «то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в И. становится правилом поведения». Всякая ситуация содержит в скрытом виде правила, всякая И. с правилами содержит в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие от мнимой ситуации и скрытых правил к И. с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией составляет эволюцию И. Осознанная мнимость определяет двойной план сознания ребенка: он начинает действовать со значениями, а не с вещами, но действует с ними, как с вещами, и лишь в школьном возрасте начинает осознавать их как значения. И. создает зону ближайшего развития, поэтому является ведущей деятельностью дошкольника. В И., писал С.Л. Рубинштейн, совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по своему внутреннему содержанию: «В этом основная особенность игровой деятельности, и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть». Д.Б. Эльконин определяет И. как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности, складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания И. являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. И. создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В ролевой И. дети, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их. И. также способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием И. является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием И. являются отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием И. становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Вплоть до Фребеля педагогика игнорировала И. как воспитательное средство. В настоящее время разные формы И. - ролевые, инновационные, деловые, организационно-деятельностные и т.п. - используются в учебном процессе детского сада, школы, вуза, учреждений повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также как средство организации исследований и решения задач управления производством, экономическими и социальными процессами. А.А.Вербицкий, М.В.Дубровина

ИГРА

один из видов деятельности, являющийся ведущим у детей дошкольного возраста. И. как деятельность в условных ситуациях направлена на познание и усвоение предметной и социальной действительности через воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. И. обеспечивает таким образом интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Особую роль в развитии дошкольника играют подвижные игры разной интенсивности, способствующие физическому развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы (см. Игры виды, Игры подвижные)